Знак ромба что означает
Знак ромба что означает
Может рассматриваться как производное от двух соединенных основаниями треугольников.
Графический аналог руны Одал — ограда могилы и образ рыбы, поглощающей покойного.
Ромбовидный рисунок на панцире черепахи, символе лунно-земной богини.
Содержание
В Мали полуромб с точкой на другом конце был символом молодой женщины.
Символ шумерской богини-матери Намми.
Ромб (ллинг-ксинг) — один из восьми благопожелательных символов счастья, означающий благополучное положение дел в государстве, а также эмблема победы.
Двойной ромб (фанг-шенг) — считается на Западе защитным магическим средством.
Один из восьми символов просвещенного человека.
Майя установили символическую связь между ромбом и ягуаром (содержащими в себе идею женственности): ягуар охраняет поля в форме ромба и всех, кто находится внутри границ гигантской ромбовидной фигуры, воспроизводящей границы мира.
На нефритовой юбке ацтекской богини рек и озер Чальчиутликуэ, покровительницы путешествующих по воде, супруги бога дождя и грома Тлалока, ромб символизирует плодородие.
Имеет двойственное образное значение, сочетаясь с фаллическим символизмом змей в декоративном искусстве американских индейцев.
Йони как кольцо или кольца у основания лингама Шивы-творца.
В тантрическом искусстве йони — важный мотив, символизирующих ворота на пути духовного возрождения.
Символ непорочности Девы Марии в виде мандорлы или vesica piscis («рыбный пузырь»).
Символизм вульвы как ворот, пути, рождения выражен в христианском искусстве в виде мандорлы.
Высший комсостав Красной Армии, начиная с комбрига, гордо носил в петлицах именно ромбы.
Ромбик («поплавок») нагрудный знак выпускника ВУЗа.
Фигура, существующая в отрыве от «почвы» в угловатой и жесткой самодостаточности. Устойчивость ромба в его внутренней площади, а ударная сила — в остроте и прочности углов. Ромб — жесткая и «упрямая» фигура, сугубо автономная в своем существовании и обеспечивающая свою «живучесть» своеобразной, только ему присущей адаптационностью. Она заключается в способности изменять остроту углов и поперечное сечение. Иными словами, ромб способен предельно обострять свои углы, «вытягиваясь» в длину или, наоборот, превращаться в некое подобие квадрата, «поставленного» на угол. В первом случае острие, как жало, резко повышает разящую проникаемость, а во втором — образуется укрепленный со всех сторон форт. Знак ромба — символ «жесткой идеи», некой парадигмы, он, как и треугольник, олицетворяет ударную силу и могущество, при этом последнее качество у «ромбов» представлено весьма агрессивно. Ромб — это диктат единого властного центра, поэтому ромб как нельзя лучше олицетворяет персонализацию власти. Они предельно жестки и догматичны (жесткость и прочность ромбов обеспечивается изнутри крестовиной!), и для изменения конфигурации ромба должны быть очень веские причины, да и сам процесс подобной модификации для ромба отнюдь не безболезнен.
Ромб изобилия
Если в мире символов бывает везение и невезение, то этому древнему знаку явно сопутствует удача. Все его знают, неоднократно видели, а иные девочки даже рисовали по клеточкам на полях тетрадок. Так откуда он к нам пришел и что на самом деле означает?
Официальное название у символа, конечно же, есть. На геральдическом языке оно звучит так: «сквозной косо перекрещённый ромб». Имеется еще одно название, принятое среди историков и археологов: «знак засеянного поля». Оно более информативно, но все-таки недостаточно. К тому же длинновато. А насчет того, как его изначально величали наши далекие предки, мы можем только догадываться.
След мамонта
Дело в том, что этот самый ромб как элемент магического орнамента известен со времен каменного века — отшлифованный срез бивня мамонта как раз и дает такую фигуру. Тогда, разумеется, не было и быть не могло никаких засеянных полей, но понятие о плодородии наши предки имели. Прежде всего — о плодородии женщины, которое не давало пресечься роду человеческому. Мораль каменного века была далека от современной, поэтому все, что признавалось хорошим и годным для выживания, выставлялось напоказ и обожествлялось. В том числе и животворящее женское лоно, которое, если изображать схематически, как раз и представляет собой вертикальный ромб. То, что он же непостижимым образом проявляется на срезе бивня мамонта, который был основным пищевым источником, как бы дополнительно свидетельствовало: этот знак- свыше. Он оберегает нас от физического исчезновения, ему следует поклоняться и считать самым благим символом, символом сытости, богатства, достатка и вечного обновления.
Бивень Мамонта
Блага с небес
Новый смысл, причем гораздо более возвышенный, этот знак обрел в результате первой глобальной экологической катастрофы, которая произошла из-за таяния ледников. Человечество тогда пережило такой кризис, по сравнению с которым все нынешние — детский лепет. Из-под ног наших предков начисто вышибло «кормовую базу» — крупные животные типа мамонтов вымерли окончательно. Встал вопрос о выживании человека как биологического вида.
Кому первому в голову пришло побочное бабское занятие-собирательство — превратить в земледелие, в основной пищевой ресурс — бог весть. Но именно божественным вмешательством такой переход и объясняли. Во всяком случае, непосредственные предки славян, балтов и германцев, народы индоевропейской группы были уверены, что плуг, то есть рало, упало непосредственно с неба.
А раз так, то все, связанное с полем, со способностью рожать, возносилось на небывалую высоту. В том числе и наш ромбик, который из символа женщины как продолжательницы рода превратился во всеобъемлющий универсальный символ подателя любых благ в принципе. Между прочим, тогда же возникло понятие рога изобилия, который спустя тысячелетия, на древнегреческих архаических вазах времен Троянской войны, все еще изображался как некая загогулина, обязательно оканчивающаяся жерлом в виде ромба. Потом, правда, рог принял привычную нам форму, но то уже были времена античных государств с развитым искусством, где не было места такому уж прямому символизму.
Но ромбический знак сохранялся на периферии индоевропейского мира — у арийских племен, огнем и мечом завоевавших себе место в долине Ганга, у северных германцев, воевавших с суровой природой Скандинавии, и у славян, медленна, но верно раздвигавших границы земледелия на все пространства Восточной Европы.
Легенда о роге изобилия
И в наиболее чистом виде он сохранился именно у нас. Скандинавы его помнят разве что по знаку рунического алфавита «Отал», который сейчас считается символом преимущественно мужским, который расшифровывают как «свершение» и посвящают богу Одину.
Русский ответ
У нас же ромбик — основной сюжет огромного количества вышивки, и, что характерно, эта вышивка присутствует исключительно на женских одеждах. То есть буквально — на платье женщин репродуктивного возраста. Ни девочкам, ни бабушкам этот символ носить не полагалось. Так что барышни школьного возраста, рисующие по клеточкам тетрадок ромбики и украшающие их точками, с одной стороны, следуют зову крови. Но с другой — совершают, по понятиям языческого мировоззрения, довольно дерзкое кощунство, за которое в те далекие времена могли бы как минимум схлопотать пучком крапивы.
Кстати, о точках. Если вспомнить самое начало бытования этого символа — каменный век — то ромб обычно изображался пустым. Роль мужчины в зачатии тогда слабо отслеживали и вообще едва понимали — все-таки она, в отличие от очевидной женской функции, скрыта. Но вот ко времени возникновения земледелия наши предки кое, о чем стали догадываться. И символ обрел настоящую трансцендентность и глубину. А вместе с ними и привычный для нас облик — вертикальный ромб сточкой, кружочком или еще одним маленьким ромбиком по центру. Теперь это стало одновременно обозначать и беременность, то есть женское лоно с мужским семенем внутри, и вспаханное поле, засеянное хлебным зерном.
Славянский символ
Выше этой ценности для земледельческих народов быть просто не могло. Теперь ромбик стал обозначать не просто изобилие, но и сам принцип вечного возрождения, так сказать, воскресения. Что, кстати сказать, значительно облегчило восприятие христианства. Помните слова Иисуса: «Истинно говорю вам, если зерно, брошенное в землю, умрет, то принесет много плода». К слову, символом засеянного поля и по сей день в Архангельской области украшают рушники, предназначенные для богородичных икон. Да и сам Покров Пресвятой Богородицы на русских иконах изображается как большой ромбовидный платок.
Игра слов
Может быть, именно из соображений приличия древний и очень сильный магический знак плодородия утратил свое настоящее имя. Оно восходит к общеиндоевропейскому слову Kon, которое и обозначало женское лоно. Кое-какие отголоски магии плодородия можно услышать и сейчас, особенно если вспомнить английское слово «cunt». Бросаться им в англоязычной стране направо и налево не стоит- полицейские могут наложить на вас штраф за грубую площадную брань.
Но лишь славянский мир сумел сохранить древнее магическое слово, не переводя его в разряд бранных. Вспомните хотя бы «закон», «исконный», да и просто «кон» в смысле «на кон поставлено слишком многое». Это очевидно и так. Но ведь от того же корня происходит такое важное и древнее слово, как «князь», которое раньше писалось и произносилось как «коназ». Кто он такой? Во-первых, предводитель рода, то есть группы людей, которые так или иначе произошли от одной матери. То есть буквально «вышли из одного и того же кона». Во-вторых, весь род кормится плодами с общего поля. С того самого «кона» общей для всех для нас матери сырой земли.
Знак ромба что означает
Смотреть что такое «Ромб» в других словарях:
ромб — ромб, а … Русский орфографический словарь
ромб — ромб/ … Морфемно-орфографический словарь
РОМБ — (греч.). Равносторонний параллелограмм, с неравными углами, но равными сторонами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОМБ греч. rhombos. Равносторонний четырехугольник, у которого два противоположные… … Словарь иностранных слов русского языка
ромб — а; м. [греч. rhombos] 1. Матем. Параллелограмм, все стороны которого равны. 2. В Красной Армии (до введения погон в 1943 г.): знак различия высшего командного состава, имевший такую форму. ◁ Ромбический, ая, ое. (1 зн.). Р ая форма. Кровать с… … Энциклопедический словарь
ромб — РОМБ, РОМБОС, РОМБУС а, м. rhombe m., нем. Rhombus <, лат. rhombus <гр. 1. Параллелограмм, все стороны которого равны. БАС 1. || О чем л., имеющем такую форму. БАС 1. У этого искусника <повара Полутыкина> ни одна морковка не попадала… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РОМБ — РОМБ, фигура на плоскости, четырехугольник с равными сторонами. Ромб частный случай ПАРАЛЛЕЛОГРАММА, у которого или две смежные стороны равны, или диагонали пересекаются под прямым углом, или диагональ делит угол пополам. Ромб с прямыми углами… … Научно-технический энциклопедический словарь
РОМБ — муж. равносторонний, косой четвероугольник, как бы сдвинутый набок квадрат. Ромбовые шашки, клетки, косые. Ромбоид муж. ромб; | толстый ромб, тело ромбоидное, ромбоидальное, косоугольная призма. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Ромб (КА) — Ромб серия многоэлементных юстировочно кабровочных космических аппаратов, служащих для контроля точностных характеристик и разрешающей способности РЛС (систем СПРН, СККП, ПКО, ПРО) и для калибровки их каналов. Данные КА проводят точные… … Википедия
РОМБ — РОМБ, ромба, муж. (греч. rhombos). 1. Параллелограмм, все стороны которого равны. Квадрат частный случай ромба (мат.). 2. Равносторонний косоугольник в отличие от квадрата (разг.). 3. Знак различия, имеющий форму косоугольника (воен.). Толковый… … Толковый словарь Ушакова
РОМБ — РОМБ, а, муж. 1. В математике: параллелограмм, все стороны к рого равны. 2. Название высшего офицерского знака различия такой формы на петлицах в Красной Армии (с 1919 по 1943 г.). Р. в петлице. | прил. ромбический, ая, ое (к 1 знач.) и ромбовый … Толковый словарь Ожегова
РОМБ — (от греческого rhombos веретено), равносторонний параллелограмм … Современная энциклопедия
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Ромб и его значение на одежде славян
Ромб, как и ярга, относится к древнейшим знакам человеческой культуры, известен со времен палеолита.
В книге П.И. Кутенкова «Ярга-свастика – знак русской народной культуры» дается значение ромба в системе женских сряд.
Ромб в зависимости от его расположения в узоре, выступает знаком места пребывания Души.
Ромб на одежде славян
В продолжение детородного времени женщина носила рубахи, в узорах которых на значимых местах размещались ромбы с продленными сторонами.
С момента окончания детородного времени и до своей старости женщина последовательно носила 4 подтипа сряд, на основных одеждах которых – рубахах и запонках, через изменения ромба показана неумолимость перехода человека из этого мира на тот свет. Этот временной период подготовки к уходу в иной мир длился до нескольких десятков лет. Ход времени отражался посредством изменения узорирования косых поликов туникообразных рубах, а также на запонах. (Косым поликом в женской рубахе называлась трапециевидная вставка в стан, спереди и сзади смотревшаяся как треугольная вставка – косой палик).
В приведенном порядке ношения одежд отчётливо и однозначно народная исконь посредством изменения ромба выразила мысль о временности человеческого тела и пребывания в нём души. Через систему знаков отражено последовательное, постепенное приближение человека к смерти – уход в мир предков. Ромб с определенными сторонами в одеждах данного типа, состоящего из четырех подтипов, выступает знаком «дома» души, символом её земного бытия. Заканчивается земная жизнь – исчезает ромб.
Традиция не знает жёстких временных рамок ношения того или иного подтипа сряд. Каждая пожилая баба сама определяет временные рамки ношения того или иного подтипа одежд в последетородное время. Одновременно с изменением знакового образа рубах и запонов идёт изменение знаково-символического ряда в понёвном солнечном календаре жизни. Течение последетородного времени ведёт к уменьшению числа квадратов на одном полотне поневы от восьми до шести. Изменение числа квадратов в понёвном календаре жизни показывало уменьшение возможностей женщины по продолжению рода, приближение её к переходу в мир иной.
Установленная последовательность изменения ромба позволяет толковать его как знак земной жизни и дома души. Удивительно, но человек сам определяет время жизни в этом мире, отражая срок окончании своего пребывания на Земле посредством знакового образа одежд.
Ромб на сряде печального времени
В этом типе сряд в продолжение трёх лет также носятся 4 подтипа сряд, белых кручинных одежд.
Первые 40 дней кручины надевают только белые одежды. На поликах рубахи отсутствуют какие-либо знаки. Через 40 дней, после проводов души, надевается второй подтип белых кручинных одежд. На швах поликов рубахи появляется полуряпей (полуромб) с продленными сторонами, вышитый только чёрным цветом (традиция знает и другие цвета – синий). Этот подтип носится около года, после чего сменяется третьим подтипом, где швы косых поликов вышиты в полряпья чёрным с красным, т.е. чередование чёрных и красных полуромбов.
В третий год печали близкие родичи надевают сряду, в которой швы поликов рубахи, а также запястья рукавов и подол запона вышиты ромбом с продлёнными сторонами – ряпьём. На третью годовщину после проведения последних частных поминок кручинная одежда сменяется на детородную, праздничную. Закончена печаль – забота, «гребта» о душе, ушедшей в «мир» родителей, к Богу. В солнечном поневном календаре жизни в таком случае увеличивается количество квадратов-глаз с шести до восьми.
Исходя из народного мировоззрения, можно предположить, что с каждым месяцем дух становится «взрослее» и всё меньше ему надо энергетической помощи со стороны душ родичей, оставшихся на земле. Окончание кручины означает, что дух обрел свой «дом» в ином мире.
Квадрат и ромб с продленными сторонами знаменуют божественное течение жизни, т.е. течение жизни по законам Бога, осененное особым священным знаком.
Рубрики: | 1 Русь. Славяне./НАШИ ПРЕДКИ |
Метки: одежда славяне ромб значение
Процитировано 7 раз
Понравилось: 17 пользователям
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
САКРАЛЬНЫЕ ЗНАКИ «ТРЕУГОЛЬНИК» И «РОМБ»
САКРАЛЬНЫЕ ЗНАКИ «ТРЕУГОЛЬНИК» И «РОМБ».
Однажды, Николаю Рериху привиделся во сне неожиданный знак. И не только сам знак, но и место, где его начертанным на скале можно было отыскать. Он очнулся, как будто кто-то растолкал его во сне и еле-еле смог дождаться восхода солнца. Восьмилепестковый крест он нашел там, где и увидел его во сне.
Что он означал, не надо было объяснять даже гимназисту. Символ Ордена тамплиеров! Но как он оказался на Русском Севере?
Восьмиконечный крест, привидевшийся Рериху во сне, имел не вполне обычную конфигурацию. По существу, на его концах изображены были не лепестки, а перевернутые треугольники. По горячим следам он изобразил обнаруженный среди скал знак на одном из своих полотен, назвав картину «Тайник».
Но что же это за треугольники, совмещенные с крестом?
Заложенный в них смысл, вне всякого сомнения, был связан с триадичным фундаментом бытия и истоками самой жизни, поскольку олицетворял материнское начало и женское естество. В таком сакральном значении символ получил в европейской традиции название «дельта Венеры».
Хеттская богиня с «дельтой Венеры» (прорисовка древнего изображения)
Это действительно позднее, более понятное современному человеку, словосочетание. Ибо сама «дельта Венеры» вошла в плоть и кровь мировой культуры задолго до того, как древние римляне и их гиперборейские пращуры стали поклоняться богине любви и сладострастья Венере. До этого сакральный треугольник на протяжении тысячелетий выступал в качестве символа Великой Богини.
Мужское изображение в позе троичной симметрии (петроглиф Кольского п-ва)
Любопытно, что в архаичных изображениях на печатях Хараппской цивилизации долины Инда можно встретить изображения женщин, а не мужчин.
изображение трехрогой женщины на древнеиндийской печати
Всё это, вместе взятое, можно рассматривать как первооснову архаичного изображения тройника. Уместно предположить, что подобная «трехрогость» имеет не случайный, а вполне закономерный характер, обусловленный архаичными традициями некогда единого пранарода.
Кстати, исследователи мегалитической культуры подметили, что в расположении культовых камней на Севере также наблюдается троичная группированность.
Архаичные фигуры в форме треугольника могут быть самых различных размеров и конфигураций. Таков, к примеру, сакральный мансийский орнамент, дошедший до нас из глубины веков и тысячелетий.
Мансийские сакральные трилистники
Кстати, в русском вышивальном искусстве хорошо известны и комбинированные узоры, в которых ромб составляется из треугольников. От поколения к поколению передавалось искусство изображения и понимания незатейлевой, на первый взгляд, символики: в действительности в ней заложен глубочайший и жизнезначимый смысл. Никакие социальные и идеологические катаклизмы не смогли вытеснить из народной памяти завещанное предками.
Сергей Есенин писал в своем программном эссе «Ключи Марии»:
Ромбический узор, как правило, символизирует женское естество и плодородие. В отечественной литературе (в основном благодаря авторитету академика Рыбакова) в настоящее время возобладала точка зрения, согласно которой ромбический орнамент с точкой посередине представляет собой символ засеянного поля.
Энеолитические предметы с ромбическим орнаментом
Треугольники и ромбические элементы являются непременной составной частью и ковровой орнаментики: в искусстве изготовления и украшения ковров (особенно в исламских странах, где изображение человека и отдельных частей его тела традиционно запрещены) женская детородная символика получила особо развитое и изощренное изображение.
Безусловно, в настоящее время после чуть ли не полной утраты былых традиций сохранившийся почти в первозданном виде орнамент никакой экспрессивной сексуальной нагрузки давно уже не несет. Однако, половая принадлежность по-прежнему сохраняется, и узоры, берущие свое начало в матриархальных глубинах, как и тысячи лет назад украшают в основном женскую одежду (а если и мужскую, то её всё равно шьют и украшают женщины), а также предметы женского быта и обихода или же свадебное убранство невесты.