Знамя рериха что означает
Знамя рериха что означает
В книге АУМ.126 сказано: «Понятие символа ни что другое, как напоминание о знаке. Успех целых народов происходит под символом.
Следует очень внимательно относиться к символам. Они, как сокровенные иероглифы, хранят сущность великого Мироздания».
Одним из самых распространенных на нашей планете является всемирный принцип ТРИЕДИНСТВА: три круга, заключенные в круг Вечности. Этот символ очень многозначителен и встречается на протяжении существования всей нашей цивилизации, в самых различных местах и точках планеты, у всех народов древности: от крестоносцев и китайского Храма Неба до наших древнерусских икон.
Н. Рерих писал об этом священном знаке следующее:
«Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях. «
Значение символа Знамени Мира
Знамя Мира является символом Пакта Рериха, первого в истории Международного Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года. По определению самого Николая Константиновича Рериха это Знамя символизирует Красный Крест Культуры и призвано защищать все культурные сокровища человечества. Поэтому оно называется еще Знаменем Культуры и является универсальным объединяющим знаком для всех народов на основе Культуры.
Знак Знамени Мира – Знак Триединcтва – один из древнейших символов человечества. Знамя Мира имеет на белом фоне три амарантовых круга в кольце, символизирующие единство прошлого, настоящего и будущего в пространстве Вечности; синтез искусства, науки и религии в кольце Культуры; три ключа жизни – любовь, красоту, знание, христианскую Троицу и др. Трудно найти более подходящий символ, объединяющий все народы и расы, прошедший через тысячелетия человеческой истории. На основании этого, Знак Триединства был выбран Н.К. Рерихом для Знамени Мира — Охранителя высших сокровищ.»… Этот Флаг — эмблема мира, не только одной страны, но цивилизации в целом! » (Николай Рерих)
Знамя Мира
Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
Н.К. Рерих. Чинтамани
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских. Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы доказывали распространенность этого знака с древнейших времен. Теперь человечество в ужасе обращается к троглодитному мышлению и предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе. Оно утверждает, что человечество должно согласиться о всемирноcти и всенародности достижений человеческого гения. Знамя говорит: «noli me tangere» — не прикасайся — не оскорби разрушительным прикосновением сокровища мира.
Знамя мира
Знамя Мира – неотъемлемая принадлежность Пакта Рериха об охране культурных ценностей и в военное и в мирное время.
Оно представляет собой белое полотнище, на котором изображена амарантовая окружность, а внутри неё три амарантовых круга.
Каждое знамя несёт определённую символику. Не исключение и Знамя Мира.
Что оно обозначает? Н. К. Рерих в 1939 году писал: «Просят объяснить, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Теперь объясняют его разно: одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединённые кольцом вечности. Для других ближе пояснение, сто религия, знание и искусство в кольце вечности. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения…»
Конечно, эта трактовка, которую дал Николай Константинович, необыкновенно близка к смыслу, к содержанию Пакта Рериха.
Нельзя сказать, что эти знаки возникли только в эпохи, приближенные к нашему времени. Нет, наоборот, эти знаки ведут к далёкому доисторическому (до Рождества Христова) времени.
Как и многим из нас сейчас, так и в далёкие прошедшие времена для развитого человека понятна двухполюсность каждой проявленной вещи, каждой энергии. Но, кроме того есть срединное состояние между ними или над ними. И это понятие выражалось тремя точками: две в один ряд, а одна над ними.
В древних земледельческих культурах точка обозначала всходы, или полураспустившийся росток, то есть была символом зарождающейся жизни. Но в каждом ростке отмечается корешок, стебелёк, листочек, то опять же это обозначение триединства.
Но возможно, что три точки – это триединство жизни: отец, мать и ребёнок.
К такому триединству можно отнести изображение трилистников на одеждах жрецов в долине Инда в 1V – 11 тысячелетиях до нашей эры. Такие же трилистники имелись на одеждах жрецов в Ирландии еще до возникновения христианства.
И в Учении Живой Этики отмечаются миры: кама – страстей, рупа – формы и арупа – без формы. Они соотносятся с Плотным, Тонким и Огненным мирами.
Ученые предлагают еще одно толкование триединства – солярный знак: рассвет, полдень, закат. Это отражалось в деревянной резьбе русских изб. А в «Слове о полку Игореве» солнце названо трехсветным.
И еще одна трактовка знака триединства. Ученые считают. Что в древности у первобытных людей не было счета, а была тройственность – три грамматических числа: единственное, двойственное и множественное. Отсюда в сказках трехглавый змей (сверхпрожорливость), отсюда и поговорка: «Ест в три горла», отсюда и три сказочных царства, три трудные задачи героя (проверка всех возможных качеств). Даже считалось, что заклинания надо произносить три раза.
Триединство имеет место в религиозных и философских системах. Так в древнем Египте имелась триада богов: Матерь, отец, сын. Примером являются Изида, Осирис и Гор. В греческих Великих Дионисских мистериях три трагических поэта должны были создать три трагических поэмы.
И у неоплатоников была триада: дух, душа и тело.
И в христианстве имеется множество изображений троицы на образах, на иконах, на одежде духовных лиц, даже на рыцарском оружии.
Велико также символическое значение круга. Он означает целостность, завершенность. В «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской представлено первое после Пролайи (замирания) возникновение Вселенной в виде белого круга на черном фоне.
В буддизме на танхах (буддийских иконах) небо Тушиты (высшее Небо) отграничено радужным кругом. Можно также вспомнить «Три драгоценности» в буддизме (Будда, Его Учение и Община). Можно также вспомнить три тела Будды, три степени познания: невежество, логическое знание и высшее – интуитивное. Последнее, как говорит нам Учение Живой Этики, является чувствознанием сердца.
Обращает на себя внимание, что Знамя Мира выполнено в двух цветах: амарантовом и белом.
Белый цвет, как всем известно, означает чистоту. Это символ Света, сияния и Красоты. Он связывается с Высшим Миром и образом Матери Мира. Красный цвет (амарантовый), цвет крови, символизирует нижний мир, мир плотной материи, мир страстей, мир животной жизни. А соединение этих цветов символизирует связь Мира Высшего (Мира Духа) и низшего (тела).
В работе использовался материал статьи А.Л.Барковой «Символика Знамени Мира Рериха» с сайта «День Культуры»
и Н.К.Рерих Знамя Мира» М. 1999год