Знание которое со временем может оказаться заблуждением знание о чем либо ограниченное
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
2) Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
3) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
4) Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний.
5) Относительная истина всегда субъективна.
1) Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека. Нет, неверно, в данном суждении отражена объективность истины, а не ее абсолютный характер. относительная истина тоже носит объективный характер.
2) Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Да, верно, это определение истины.
3) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. Да, верно, это два вида истины: абсолютная и относительная, а объективность это свой свойство любой истины.
4) Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Да, верно, в данном суждении содержится определение относительной истины.
5) Относительная истина всегда субъективна. Нет, неверно, истина объективна, а субъективно, прежде всего, мнение.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.
2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.
3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.
4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
Главная цель познания — достижение научной истины. Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного.
1) Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
2) Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
3) Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
4) Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
5) В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т. д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
6) Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.
1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность — да, верно.
2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта — нет, неверно.
3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания — да, верно.
4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания — да, верно.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание — нет, неверно.
Знание которое со временем может оказаться заблуждением знание о чем либо ограниченное
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
2) Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
3) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
4) Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний.
5) Относительная истина всегда субъективна.
1) Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека. Нет, неверно, в данном суждении отражена объективность истины, а не ее абсолютный характер. относительная истина тоже носит объективный характер.
2) Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Да, верно, это определение истины.
3) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. Да, верно, это два вида истины: абсолютная и относительная, а объективность это свой свойство любой истины.
4) Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, зависящее от определённых условий, места, времени и средств получения знаний. Да, верно, в данном суждении содержится определение относительной истины.
5) Относительная истина всегда субъективна. Нет, неверно, истина объективна, а субъективно, прежде всего, мнение.
Относительная истина, в отличие от абсолютной
1) является продуктом познавательной деятельности человека
2) включает в себя только эмпирически проверенные данные
3) отличается теоретической обоснованностью и доказательностью
4) представляет собой неполное достоверное знание
Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину.
Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.
Правильный ответ указан под номером 4.
Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
ВИДЫ ИСТИНЫ
А) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки
Б) неполное, изменяемое знание о предмете
В) адекватность отражения сущности познаваемого объекта
Г) достоверность знания
1) и абсолютная, и относительная истина
2) только относительная истина
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки — 2) только относительная истина.
Б) неполное, изменяемое знание о предмете — 2) только относительная истина.
В) адекватность отражения сущности познаваемого объекта — 1) и абсолютная, и относительная истина, так как это свойство любой истины.
Г) достоверность знания — 1) и абсолютная, и относительная истина, так как это свойство любой истины.
Д) объективность — 1) и абсолютная, и относительная истина, так как это свойство любой истины.
Относительная истина представляет собой знание
2) ложное, ошибочное
3) достоверное, но неполное
4) разделяемое большинством
Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» — абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, — относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.
Правильный ответ указан под номером 3.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.
2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете.
3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека.
4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер.
5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.
Главная цель познания — достижение научной истины.
Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.
Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т. е. речь идет об относительном характере истины. Относительная истина — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.
1) Истина — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета — да, верно.
2) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете — да, верно.
3) Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека — нет, неверно.
4) Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер — нет, неверно.
5) Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой — да, верно.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
СВОЙСТВА ИСТИНЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
. характер
Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений
Объективный характер
Независимость от познающего субъекта и его сознания
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Относительная истина всегда субъективна.
2) Одним из критериев истины является практика.
3) Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.
4) Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.
5) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
1) Относительная истина всегда субъективна. Нет, неверно, любая истина объективна.
2) Одним из критериев истины является практика. Да, верно, это самый универсальный критерий истины.
3) Только абсолютная истина — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека. Нет, неверно, это объективная истина, которая может являться как абсолютной, так и относительной.
4) Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Да, верно, это знание, которое не соответствует объекту познания.
5) Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты. Да, верно.
Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.
2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.
3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.
4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.
Главная цель познания — достижение научной истины. Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки. Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного.
1) Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
2) Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
3) Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
4) Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
5) В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т. д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
6) Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.
1) Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность — да, верно.
2) Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта — нет, неверно.
3) Относительная истина — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания — да, верно.
4) Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания — да, верно.
5) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание — нет, неверно.
Ответы к тесту по обществознанию «Понятие истины и ее критерии&qu
1. Верны ли следующие суждения? А. Истина — это соответствие представлений и утверждений действительности. Б. Истина — это результат познания, который существует только в виде различных теорий. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Что из перечисленного НЕ является признаком относительной истины? 1) представляет собой ограниченное знание о чемлибо 2) включает исчерпывающее знание о предмете 3) ее содержание постоянно расширяется 4) со временем может оказаться заблуждением
3. Какое утверждение верно? 1) Истинно такое знание, которое находит подтверждение на практике, подкрепляется логически стройной теорией, во многих случаях имеет практическую пользу. 2) Практика — единственный критерий истины, ведь только та теория является истинной, которая подтверждается на практике. 3) Истинна только логически стройная теория. 4) Единственным критерием истины является польза, ведь только знание, приносящее пользу человеку, является истинным.
4. Как называется истина, которую нельзя опровергнуть в будущем и которая представляет собой исчерпывающее знание о предмете? Ответ: ______________________
5. Установите соответствие. Признак: A) носит исчерпывающий характер Б) может оказаться заблуждением B) является полным знанием Г) является ограниченным знанием о чем-либо Д) не зависит от мнений и пристрастий людей Истина: 1) абсолютная 2) относительная 3) объективная
6. Приведите три примера абсолютной истины.
1. Какой характер деятельности описывается ниже? В ходе деятельности человек меняется сам и изменяет окружающий мир. 1) продуктивный 3) преобразующий 2) сознательный 4) общественный
2. Верны ли следующие суждения? А. В ходе одной и той же деятельности, например написания письма, разные люди руководствуются только одним мотивом — рассказать о новостях. Б. В ходе одной и той же деятельности, например написания письма, разные люди руководствуются только двумя мотивами — рассказать о новостях и узнать о новостях. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения? А. Творчество присуще только людям, занимающимся творческой деятельностью, ведь придумывать нечто новое способны лишь писатели, артисты, художники. Б. Творчество может присутствовать в любой сфере деятельности, ведь способность творить — неотъемлемая часть человеческой натуры. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Установите порядок мыслительной деятельности. 1) формулирование задачи 2) получение нового знания 3) появление потребности что-то понять, объяснить 4) решение поставленной задачи с использованием методов анализа и синтеза Ответ: ______________________
5. Заполните пропуски. Слова в списке приведены в именительном падеже, единственном числе, каждое из них может быть использовано один раз. В списке слов больше, чем необходимо для заполнения пропусков.
6. Как называется вид деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата?
6. Как называется присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром?
3)отрицание предыдущих достижений познавательного процесса
4)формирование целостного образа мира
4.Человеку свойственны различные пути и способы познания. Что из перечисленного характерно для религиозного познания?
1)выдвижение и обоснование гипотез, подбор теоретических доводов и обоснований
2) проведение серии экспериментов, призванных доказать выдвинутые предположения
3)опора на жизненный опыт, наблюдения за явлениями природы, обобщение пережитого и прошлого
4)принятие на веру, без доказательств, отдельных суждений и предположений о сверхъестественных силах и существах
5.Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Человеку свойственно ошибаться. Преподаватель – человек. Следовательно, преподаватель тоже может ошибаться в своих суждениях» является примером
6.Найдите в приведенном ниже списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны
1)теоретическое обобщение фактов
2)констатация протекания отдельных событий
3)образность и оригинальность отражения объективной реальности
4)обоснованность и доказательность выводов
5)познание мира в форме ощущений, восприятий и представлений
6)изучение закономерностей и причин тех или иных процессов или явлений
7.Найдите в приведенном ниже списке особенности эмпирического уровня научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны
1)содержанием знаний являются научные понятия
2)исследование опирается на сформулированные гипотезы
3)изучаемый объект отражается со стороны, доступной наблюдению
4)исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно
5)исследование ведется с помощью приборов
6)знание раскрывает сущность изучаемого предмета
8.Найдите в приведенном ниже списке черты народной мудрости как особого способа познания. Запишите цифры, под которыми они указаны
1)образное освоение мира, соответствующее возможностям общества
2)результат осмысления нравственного и житейского опыта многих поколений
3)объяснение мира, отражающее зависимость от сверхъестественных сил
4)опора на теоретические обобщения
5)передаваемость из поколения в поколение
6)достоверность и обоснованность выводов
9.Ньютон математически доказал, что законы движения планет Кеплера являются прямыми следствиями закона тяготения. По каким основаниям это доказательство можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны
1)оно сформулировано на основе наблюдений
2)его истинность была установлена путем обобщения народной мудрости
3)для его описания использован метод теоретического объяснения
4)оно изложено специальным языком математики
5)оно описано последовательно и ясно
6)оно опирается на опытно установленные данные
10.Запишите слово, пропущенное в таблице
11.Запишите слово, пропущенное в таблице
12.Запишите слово, пропущенное в таблице
13.Запишите слово, пропущенное в таблице
14.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано
19.Установите соответствие между особенностью познания и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ОСОБЕННОСТИ ВИДЫ ПОЗНАНИЙ
А)знание является побочным продуктом практической деятельности 1)мифологическое
Б)знание существует в форме художественных образов 2)научное
В)знание строится на иллюзорных представлениях и образах 3)обыденное
Г)знание является результатом целенаправленной деятельности 4)художественное
Д)знание существует в форме законов и теорий
20. Установите соответствие между формами и уровнями познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ УРОВНИ ПОЗНАНИЯ
21.Мир, окружающий человека, бесконечно многообразен. Отразить его путем простого _______(А) невозможно. Но при всем многообразии явлений окружающей _________(Б) представляют собой не хаос, а реальность, подчиняющуюся определенным принципам, регулярностям. Этим регулярностям, которые можно назвать ________(В), подчиняются целые классы явлений. Закон – это связь между предметами и явлениями, характеризую щаяся устойчивостью, ___________(Г), необходимостью. Так, например, существует закон механики, согласно которому ускорение, обретаемое телом, к которому приложена определенная сила, зависит от величины этой силы, а также от массы тела. Этот закон соблюдается для всех явлений определенного класса. Задача _________(Д) – выявить подобные законы реальности. Ибо, зная закон, мы можем предвидеть «поведение» тела в соответствующей ситуации и использовать это знание в наших целях. Система законов науки, объединенных в научные _____(Е), с определенной степенью точности отражает природу объективной реальности
22.Познание относится к базовым __________(А) человека. Познание – это активное отражение или воспроизведение ___________(Б) в сознании человека. Это обусловленный, прежде всего _______(В), процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование. Знание – это всегда ________(Г) активного взаимодействии субъекта с объектом. Познание всегда носит __________(Д). Мир, как он существует сам по себе, и как мы его знаем, воспринимаем, понимаем, есть разные, не совсем совпадающие миры. Познание является основным способом бытия, существования ___________(Е)
Список терминов: 1)результат 2)практика 3)группа 4)общение 5)потребности 6)сознание 7)теоретический характер 8)творческий характер 9)действительность
23.Прочитайте текст и выполните задания №37-40
24.Полное, исчерпывающее, точное знание о объекте исследования называется