Знание научное и знание художественное что общего и в чем отличие
Презентация «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Миланский собор
Немецкий поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре в равной мере нужны наука и искусство. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И.-В. Гёте
И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека. Старинный римский акведук
Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе. В. Екимов
Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.
Клио прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена трагический вопль исторгает печали, Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея, Саркофаг муз
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, Звезды небес изучает Урания, неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния славит героев. Поэт и муза. Роден.
Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.
И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности». Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед. ( Египет)
В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности. Адриан ван Остаде. Мастерская художника. 1663.
Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инженером, изобретателем и анатомом. Парашют
Леонардо да Винчи-изобретатель Его гениальные догадки как ученого, инженера, Конструктор намного опередили современную ему эпоху. Танк Многоствольное орудие Водолазный костюм
Леонардо да Винчи – живописец. Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека. «Тосканский пейзаж». 1473
Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат.
Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. На основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.
Портреты кисти Леонардо да Винчи — это образы свободных духом, добродетельных и талантливых людей. Портрет дамы с горностаем Портрет Джиневры дe Бенчи. Мадонна Бенуа
Портрет — «Джоконда», или «Мона Лиза» произвел ошеломляющее впечатление на современников художника. Один из них писал: «Изображение это давало понять всякому, кто хотел постичь, насколько искусство способно подражать природе…»
Важным элементом композиции стал пейзаж космического масштаба, тающий в холодной дымке.
Взгляд Моны Лизы исполнен мудрости и спокойствия. Сам Леонардо называл глаза распахнутыми окнами, открывающими душе все Красоты мира, которые заставляют ее смириться с заточением в телесной оболочке.
Открытие Магелланом Америки стало веским основанием для опровержения представлений человечества о том, что Земля плоская.
Любое научное знание воспринимается всеми одинаково. Например, закон Архимеда, теорема Пифагора, законы всемирного тяготения существуют как данность. В науке каждое новое открытие может перечеркнуть сложившиеся представления о тех или иных явлениях. А.Фетти. Архимед. Пифагор
После открытия Коперника человечество признало, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрическая система). Ян Матейко, 1872 Астроном Коперник. Разговор с Богом.
В искусстве каждое новое явление не отменяет ценности старого. Раскопки археологов открыли миру удивительное изящество и художественное совершенство изделий мастеров древности.
Главной темой искусства во все времена был человек. Но его изображение в дошедших до нас художественных произведениях разных эпох различно. И нас не смущают схематичность или нарушение пропорций в изображениях прошлого. Рисунки бушменов. Египет Скульптура палеолита
Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Какова её мораль? ( стр.17 учебника) Какие открытия изменили представления человечества о строении Вселенной, о форме Земли? Приведите примеры научных открытий, изобретений, изменивших жизнь человека.
http://vetoshny.ru http://izmerenie-x.ucoz.lv http://www.google.ru/ http://www.artrussia.ru http://www.vokrugsveta.ru http://www.artcontext.info http://az.lib.ru http://www.rate1.com.ua http://art.1september.ru «Искусство» 8-9 класс, Г.Сергеева, И.Кашекова, Е.КритскаяМосква «Прсвещение» 2009 г. http://school.xvatit.com/index.php
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс профессиональной переподготовки
Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-484675
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Различия между познанием научным и познанием художественным
1. Наука имеет дело с массовыми объектами, а творчество индивидуально
2. Достижения науки повторяемы, инвариантны. А художественное творчество не терпит шаблонов.
3. Наука открывает реально существующие связи. Художественно творчество создает то, чего раньше не было (не было бы Шекспира, то не было бы и его творчества; а если какой-то закон не открыл один, то его откроет другой)
4. Наука имеет дело с любыми пространственно-временными интервалами.
5. Наука изучает все отрасли действительности.
7. Науке присущ устойчивый прогресс. А может ли выпускник консерватории писать музыку лучше, чем Чайковский и т.п.?
Для любых сверхгениев: не они, так кто-нибудь другой. Все, что существует, может быть познано.
А в искусстве: не было бы Моцарта, не было бы и его произведений.
Единичное существует только в общем. Даже гибель любого ученого, политика необходима для общества.
Что является движущими силами такого развития? А существует ли оно вообще? (может становится все хуже и хуже? («Закат Европы» Шпенглера, затухающая фаза этногенеза у Гумилева))
Существует две точки зрения:
1) все предопределено Божьей волей
2) все зависит от воли и желания правителя (вот пришел Петр и Россия встала на путь индустриализации, а если пришла бы Софья?)
На развитие общества влияют:
а) тенденции социализации (обобществления) и приватизации (для индивида) (добытое на охоте разделить на все племя или взять себе?). Видимо, выход в разумном компромиссе между ними. (ведь давно было доказано, что рынок сам не уравновесится)
в) есть и экономические причины
г) классовая борьба (революции в Англии, Германии, Франции).
Разобьем это на три части:
1) состояние взаимоотношений
2) объективные пути обострения проблемы
3) субъективные пути обострения проблемы
2) Проблема была давным-давно. «Отцы и дети» когда написаны? А «Бородино»? (вспомнить разговор двух солдат)
«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, не уважает старших, изводит учителей и т.п.» А ведь это говорил Сократ.
а) нормальное (прогрессивное) развитие общества. Т.е. выделение молодежи в обособленную группу (дет.сад, школа, институт, общежитие и т.п.). И у молодежи своя музыка, танцы, книги, фильмы и т.д. А как относится старшее поколение к ЭТОЙ музыке?
На начало века данные: средний возраст
32 года. Мужчина обычно умирал тогда, когда его старшему сыну исполнялся 21 год. И тогда сын становился главой крестьянской семьи.
Наше советское государство было не заинтересовано в повышении квалификации молодых советский рабочих. И в институте так же. Вы думаете, вас всех в аспирантуру возьмут?
Экономическая зрелость: ко из нынешних 20-летних экономически независим?
Политическая зрелость: мы, конечно, голосовали, а быть избранными?
г) увеличение продолжительности жизни. Мы не просто дольше не умираем, мы дольше сохраняем свою физическую и т.п. активность.
Вспомните старушку Ларину. Сколько ей лет? Она детей замуж выдает (им
17-18 лет) и сама она во столько же родила. Т.е. ей примерно 35 лет 🙂 А женщина бальзаковского возраста? Для Бальзака это 30 лет. А опробуйте сейчас сказать 30-летней, что у нее бальзаковский возраст.
Т.е. в производстве участвуют несколько поколений. Вот вы приходите в цех в 20 лет, а там начальнику лет 40 и он еще 15 лет будет начальником. Т.е. отцы заняли все места.
Философ 19 века: всех, достигших 27 лет, надо отстреливать.
С одной стороны, молодым надо доказать, что они могут быть докторами, профессорами и т.п.; а старье не хочет оказаться на свалке. И это способствует прогрессу.
3) Где экономическая власть, там вся полнота власти. Экономическая власть у родителей, поэтому они детьми и командуют. Но, к счастью, дети тоже сами с усами. Но командование не только крупное: «проснись», «накрой на стол», «застегнись», «дневник возьми» и т.п. И хорошо если детки огрызаются. Ведь таким образом мы формируем в них инфальтильность и т.п. «Я двойку получил, потому что ты дневник в портфель не положила».
Человек, который до 20 лет не был лидером, никогда им не будет.
Родители обижаются, что детки стали неоткровенными, а сами-то что?
Дочка (Д): «Мама, откуда дети берутся?»
Мама: «В магазинах покупают»
Д: «Неправда, иначе был бы день купления, а не день рождения»
А если дочка еще раз спросит, а мама соврет, то дочка ничего больше спрашивать не будет (и рассказывать тоже).
Да, запреты должны быть, но только 100%-е. Дабы дите само не проверяло, есть ли в розетке ток.
А в нашей стране? Джаз запрещали, широкие брюки запрещали, узкие брюки запрещали и т.п. Не запрещали только вальс. Но вспомните, что про него Байрон писал?
«Это для меня не привычно, значит неприемлемо, но я-то советский, значит это антисоветское»
Запрещать надо, но нельзя вешать политические ярлыки на моду. Дожила бы Крупская до наших дней, и она бы в короткой юбке ходила.
Если мы не хотим, чтобы нам перестали доверять начисто, надо перестать делать необоснованные запреты.
Виды познавательной деятельности
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Виды познавательной деятельности« из раздела кодификатора (1.3 Виды знаний)
В зависимости от сферы, в которой происходит процесс познания, различают следующие виды познавательной деятельности: обыденное, научное, философское, художественное, социальное.
Содержание:
↑ Обыденное (житейское) познание
Обыденное (житейское) познание происходит в ходе повседневной жизни человека и основывается на фактах практической деятельности и личном опыте.
К ним относятся знания:
На основе этих знаний складывается жизнь человека.
Результатом данного вида познания являются знания об окружающих предметах, людях, событиях и ситуациях, с которыми человек сталкивается повсеместно в процессе жизнедеятельности. Житейское познание во многом опирается на здравый смысл.
Житейское познание накапливается в течение многих веков, обогащается в процессе развития общества, науки и культуры и передается из поколения в поколение. Примером этого являются пословицы, поговорки, народные приметы, сказки, легенды.
↑ Научное познание
Особенности научного познания:
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
↑ Философское познание
В отличие от житейского познания, которое рассматривает все вещи с точки зрения практической значимости, философское пытается как бы «заглянуть» в их смысл. Если в научном познании каждая отрасль занята изучением каких-то конкретных объектов, то философское стремится постичь вечные истины, самые общие принципы и закономерности всего существующего, определить место человека в нем.
↑ Художественное познание
Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Любое художественное произведение творит свою неповторимую реальность, свой уникальный мир, зачастую абсолютно несхожий с действительностью. Здесь действуют свои законы, созданные воображением люди и необычные существа. Все это представлено в художественных образах, которые нельзя рассматривать с точки зрения рационализма. Через искусство находят свое выражение такие процессы и явления, которые невозможно объяснить другими способами. Так, работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней.
В осмыслении какого-либо произведения мировоззрение автора встречается с духовным миром другого человека, в результате чего может появиться новый смысл данного творения. Так, например, рассматривая картины абстракционистов, каждый воспримет их по- своему, увидит что-то свое, объяснит их с точки зрения личного жизненного опыта и своих взглядов. Знакомство с любым произведением искусства, безусловно, дает человеку новое знание и влияет на формирование его внутренней сущности и развитие творческого потенциала.
В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности. Художественное познание и удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.
↑ Социальное познание
Такое познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотношений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономерностей.
Главной задачей социального познания является приобретение новых знаний о внутренних и внешних социальных явлениях, которые необходимы в управлении как отдельными индивидами, так и большими социальными группами. Социальные исследования выявляют основные тенденции развития общества и общественных отношений в разных периодах истории, определяют наиболее оптимальные пути прогресса, помогают принять управленческие решения в тех или иных ситуациях.
Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем.
Особенности социального познания:
Существует большое количество видов социального познания, например, политическое, историческое, философское, правовое, каждый из которых отражает определенную сторону общественной жизни, помогая глубже понять происходящие процессы и явления.
Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.
Урок 03. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
Наука и искусство — это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.
Немецкий поэт XIX в. И.-В. Гёте писал, что культуре в равной мере нужны наука и искусство. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна быть тесно связана с искусством. И ученый, и художник воссоздают мир во имя главной цели — постижения истины, красоты и добра. Людей науки и искусства объединяют мысль и творчество как историческая память человека.
Однако наука и искусство решают разные задачи: первая изучает объективные законы мироздания, второе — отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе.
Еще в Древней Греции ученые задумались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества.
Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
Науки, искусства и ремесла того времени не были отделены друг от друга. Искусство, технику, мастерство обозначали одним словом — «технэ». Понятия «философ» и «поэт», «ремесленник» и «художник» не противопоставлялись друг другу.
И в Древнем мире, и в Средние века искусство было неотделимо от религии. Архитектор в Древнем Египте обычно был жрецом, «посвященным». Художников и поэтов Китая потомки называли «мудрецами древности».
В эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному. Искусство объединяло все виды художественного творчества, тем самым отделяя его от других видов человеческой деятельности.
• О каком предназначении муз говорит древнеримский поэт Авсоний?
• О музе какого вида искусства не упоминается в стихах Авсония, в мифах Древней Греции?
• Какие виды искусства знакомят вас с образами муз?
• Рассмотрите иллюстрации на предыдущих страницах учебника. Вспомните знакомые вам музыкальные сочинения. В какой мере творчество архитектора, музыканта, живописца, скульптора основывается на науке, а в какой — на искусстве? Приведите конкретные примеры.
Знание научное и знание художественное
Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество. Этот итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) был еще и писателем, ученым и инженером, изобретателем и анатомом.Его гениальные догадки как ученого, инженера, конструктора намного опередили современную ему эпоху. Он научно обосновал принципы воздушной перспективы, высказал научные предположения об особенностях зрения человека. Живопись он рассматривал как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе.
На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество.
Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была составлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».
• Прочитайте басню Леонардо да Винчи. Как можно трактовать ее мораль?
• О каких жизненных установках художника и ученого свидетельствуют подписи под его рисунками компаса и плуга?
Басня. Случилось так, что комочек снега очутился на верхушке скалы. и стал он размышлять: — Вот, не надлежит ли считать меня зазнавшимся и гордецом из-за того, что я, малый ком снега, нахожусь на столь высоком месте, и допустимо ли, что такое великое множество снега, какое отсюда видно мне, лежит ниже меня? Поистине, ничтожная моя толика не заслуживает этой высоты, о чем хорошим назиданием. служит мне то, что сделало вчера солнце с моими сверстниками, которые. были солнцем растоплены. Я же хочу спастись от гнева солнца и найти место, соответствующее моей значимости. И вот ринулся он вниз и стал спускаться, катясь с высоких откосов поверх другого снега; но чем ниже искал он себе места, тем больше росла его величина. и был он последним, которого в то лето растопило солнце. Сказано для тех, кто смиренен: те и вознесены будут.
Художественное и научное познание: связь и различие
Сходство и различие научного и художественного познания занимали философов и ученых во все времена. Научное и художественное познание находятся в постоянной динамике, но в их развитии есть различия. Новые научные открытия делаются на опыте прошлых достижений, которые со временем могут и утрачиваться. Тем временем художественное познание не знает поступательного движения, накопленные ценности не надстраиваются одни над другими, они не отвергаются со временем.
Как правило, в научном познании преобладает ориентация «на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (…), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляют первую главную особенность научного познания». Для того чтобы четко сформулировать законы природы, установить факты, спрогнозировать события наука должна оперировать логикой, рациональностью, точностью и изучать окружающий мир беспристрастно. Ее цель получение объективной истины, которая не будет зависеть ни от человека, ни от человечества.
Кроме того, в научном познании присутствуют специфические методы, к которым можно отнести анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию, моделирование, классификацию. Метод является необходимым атрибутом научного познания и раскрывается в технике «достижения результата, главной особенностью которой является универсальная схематичность последовательных операций, применимых к любому эмпирическому содержанию известного класса явлений». Именно эта особенность отличает научное познание от познания художественного.
Одно научное познание не способно полностью охватить мир с его многогранностью и многоликостью, раскрывать субъективный мир человека.
«Наука постулирует один мир, мир посюсторонний, тем самым, отделяя свою область от другого иного мира как мира нереального, принадлежащего к духовной сфере религии или творческой фантазии искусства». В этом его дополняет художественное познание.
Именно субъективную составляющую реальности и выражает собой художественное познание. Как пишет В. С. Степин «в процессе художественного освоения действительности объекты, включенные в человеческую деятельность, не отделяются от субъективных факторов, а берутся в своеобразной «склейке» с ними. Художественный образ – это отражение объекта, содержащее отпечаток человеческой личности, ее ценностных ориентации, которые вплавляются в характеристики отражаемой реальности».
Через художественное познание «человек (познающий субъект) живет в мире и небезразличен к тому, что его окружает, что происходит в нем. Иначе говоря, мир всегда субъективно окрашен, воспринимается через призму желаний, устремлений, интересов».
Художественное познание это всегда сотворчество автора и реципиента «автор включает в произведение искусства свое субъективное видение, дает простор выражению своего индивидуально-неповторимого отношения к тому, что изображает на картине или описывает в романе. Между тем читатель или зритель дополняет этот предмет своей субъективностью при восприятии, иными словами, «достраивает» предмет, сохраняя, однако, его целостность». В таком сотворчестве выражается совместное познание внутреннего мира личности, как личности автора, так и личности читающего, слушающего, воспринимающего.
Раскрытие субъективной действительности происходит, как правило, в образных интуитивных формах, что является первой отличительной чертой художественного познания. Ярким примером художественного познания может служить творчество Ф. М. Достоевского, в своих трудах показавшего удивительный внутренний мир человека. В своих произведениях, погружая человека в экстремальные жизненные условия, он показывает, как трансформируется представление человека о себе и об окружающих его людях.
Художественное и научное познание находятся в гораздо большем взаимопроникновении, чем это может показаться на первый взгляд. Так творчество А. Эйнштейна и Ф. М. Достоевского переплетаются с неожиданной силой. Эйнштейн признавал, что творчество Достоевского дало многое в его творчестве. Условия, в которые погружал своих героев гениальный ум Ф. М. Достоевского, мысли ими высказанные, настроили ум и творческую активность другого гениального ученого на выдвижение принципиально новых идей и неожиданных заключений.
Если можно так выразиться, то физика Эйнштейна это творчество Достоевского примененное к естественнонаучному познанию. Достоевский, как и Эйнштейн проникает в тайны пространства и времени через их особое восприятие. Так в романе «Идиот» «пространство потеряло время, потому что весь роман в какой-то мере является диалогом персонажей, сам роман – полифонический диалог. И подобно тому, как человек, поглощенный разговором, забывает о времени, теряется в нем, так и здесь: времени не существует. Есть только пространство, бесконечное пространство разговора… А время где-то затерялось, как будто бы все забыли о нем…». Так и в научном творчестве Эйнштейна пространство и время слились в единое пространство-время.
Таким образом, можно сделать вывод, что познание научное и художественное являются взаимодополняющими способами познания. При их взаимодействии существует возможность наиболее полно и глубоко познать окружающую нас действительность.
Статья на тему Художественное и научное познание