Знай что это натюрморт
Мастерская Уроки Натюрморт
Здравствуйте!
Сегодня мы с вами, ребята, в блоке уроков – литература – живопись словом рассмотрим ещё одну группу прекрасных живописных творений, называемых натюрморт.
Натюрморт – этот термин, появившийся во Франции в начале 19 века, означает – мёртвая натура. И действительно, на картинах, представляющих собой натюрморт, изображаются фрукты, овощи, цветы, различные сосуды. Часто эти предметы изображаются на фоне спускающихся волнами драпировок.
Давайте посмотрим с вами на работы художников:
Класс «Завтрак»,
В. Хеда «Ветчина и серебряная посуда»
И. Репин «Яблоки и листья»
Е. Романов «Цветы в интерьере»
М. Кугач «Ветка Яблони»
В. Мухина «Натюрморт с геранью»
М. Шагал «Окно».
Но оказывается, не только художники рисовали натюрморты. Не менее прекрасные и колоритные натюрморты мы можем встретить и в поэзии и прозе.
Вот несколько примеров:
Посмотрите, как богат обеденный стол русского помещика:
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь – икра, и с голубым пером
Там щука пёстрая: прекрасны!
Эти строки принадлежат Державину.
Вот что написал Евгений Лебедев в своей статье «Чудесный подлинник» об этом стихотворении Г.Р. Державина: «Уже 175 лет читатели Державина не перестают восхищаться чисто живописным совершенством этих строк. И это понятно: такая зарисовка под силу, пожалуй, лишь фламандским гениям натюрморта. Тут ведь интересно не только то, что блюда, которыми установлен стол, изображены узнаваемо, почти осязаемо, конкретно. Тут по-настоящему интересно эмоциональное освещение всей картины. Чувство красоты – самое бескорыстное из всех наших чувств. Поэт как будто на одно лишь мгновение оказался в плену этого чувства – и вот уже вещественность одухотворена, и корыстное предвкушение плотского наслаждения от еды отступает перед бескорыстным переживанием этого праздника красок, этого пира для взора.
Но – начинается обед, и вкус уже не эстетический, а гастрономический польщён, и хозяин с гостями воздают должное и ветчине, и щам, и пирогу, и сыру, и икре, и рыбе – всему этому «припасу домашнему, свежему, здравому», который представляет Русь».
Потом следует десерт и всё, что положено после него:
Тут кофе два глотка; схрапну минут пяток;
Там в шахматы, в шары иль из лука стрелами,
Пернатый к потолку лаптой мечу лоток
И тешусь разными играми.
Ещё один пример державинского натюрморта:
Воистину, праздник взора пересиливает желание гастрономическое.
К словесным натюрмортам обращались и другие поэты:
А вот строки А.С. Пушкина:
Вы помните, как он писал о яблоке:
Соку спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось,
Видны семечки насквозь.
Или отрывок из романа «Евгений Онегин»:
Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.
Следующие стихи так и называются – натюрморт.
Натюрморт «К чаю»
Наталья Кротова
Солнцем апельсин горит, он
Фруктов чувствует парад.
Мутной зеленью нифритов
Отливает виноград.
Ломтик дыни с ароматом,
Как сечёная луна,
Половинка от граната
Вся рубинами полна.
Выдыхая лёгким паром,
Манит чай нас поутру,
Чтоб бодрящим крепким жаром
Разливаться по нутру.
Весь осыпан сладкой пудрой
Сорт печенья «Снежный ком».
А зачем без чая утро?
А какой без чая дом?
Нежно обнимая воду,
Ваза держит ветку роз,
Не она ль громоотводом
Служит от семейных гроз.
Кроме чае-охлажденья
Мелким кубиком из льда,
Знаем, в дом наш, без сомненья,
Не ворвутся холода.
Натюрморт вечера
Виктор Кирильчук
Синяя побелка.
Ожирелья лука.
Молоко в тарелке
Ткнул Мурёнок глупый.
Клюква из лукошка
Горсточкой на блюдце.
Мельхиор на ложке
Мёдами любуется.
Вышивка с иконы
Выцвела за лето.
Выглянет из комнат
Домотканство пледов.
Треск из старой печки.
Чугунок картошки.
В натюрморте вечера
Ничего не трожьте
Стоит верба на окне
Распустила почки.
Отражаются в воде
Первые цветочки.
Мать-и-мачеха лежит
На окошке рядом.
Словно девочка одна
Букетик составляет.
Дует, дует ветерок,
Шторки раздувает,
Весточки весны
Тихонечко качает.
Натюрморт
Олег Горбунов
Луны яичный желток
На чёрной сковородке неба,
Тёплого ветра глоток.
Звёзды, как крохи хлеба.
В речке плещется окунь,
Карась серебристый и сом,
Коктейль из фруктового сока –
Мята, маслина и ром.
Воздух пахнет цветами,
Изумрудная скатерть травы под елью.
Натюрморт можно написать стихами,
А не только маслом и акварелью.
Далее вы увидите тоже натюрморт в стихах, но вы поймёте, что это стихи о войне, вернее о вещах военного. Автор увидел эти вещи на помойке, и у него родились эти стихи.
40 дней после смерти ветерана
(зарисовка с натуры)
Андрей Котов
Три затёртых старых чемодана,
С диском телефонный аппарат,
Китель (надевал его недавно
Обладатель званий и наград).
Пачка писем в порванном пакете,
Двух фуражек синие блины.
Сваленные в мусор вещи эти
Новым местом так удивлены:
«Может вышла всё-таки ощибка,
И домой хозяин заберёт?»
Не вписались в рамки Евро-шика…
Сорок дней прошло. Идёт ремонт.
И последний натюрморт, написанный автором А. Векслером:
Как вы увидели, ребята, в литературе, как и в живописи можно показать какой-либо предмет, назвать его цвет, сравнить его с каким-то предметом, щедро наградить его эпитетами, чтобы подчеркнуть его индивидуальность. В литературе, как и в живописи, можно наделить предмет каким-либо признаком образа, показать замысел автора, шутливую или серьёзную идею, показать радостную или грустную картину.
Но только литература своим художественным словом способна оживить натюрморт. В литературе фрукты, цветы, овощи оживают, одухотворяются, приобретают большую ценность для воображения, чем живописный образ.
Слово рисует красками, слово рисует мыслью, однако, всё это делает и созерцательная живопись. Но живопись не умеет общаться. Общаться с человеком по человечески способно только слово. Заставить предмет жить не мгновением, не догадкой на жизнь, а жизнью во всём своём бесконечном колорите, отделить предмет от мёртвой натуры может только слово и литература, как высшая форма словесности.
А теперь мы поиграем, поиграем с натюрмортом, с мёртвой натурой и докажем, что художник своей кистью и красками, стремящийся оживить натуру, готовый вступить со зрителем в диалог, всё же значительно ограничен в сравнении с литератором. И инструмент, которым владеет литератор несравнимо более совершенен, он способен изваять саму жизнь. Человеческое слово способно не просто оживить, оно способно вочеловечить.
Итак, начнём игру.
Поэт А. Кушнер так написал о натюрморте:
Если видишь на картине
Вазу, розу в хрустале
Или морс в большом графине,
Или глиняную чашку,
Или фрукты, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это натюрморт.
Посмотрим на натюрморты великих живописцев:
К.С. Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»
Серов «Девочка с персиками».
На этих картинах художник даёт свою характеристику предметам, но эта характеристика молчалива. Посмотрим на них и, не говоря ни одного слова о том, каким образом художнику удалось вызвать ваше к ним отношения, скажем, понравились или не понравились вам картины.
(Ребята говорят по очереди, понравились или нет, хорошо, если окажутся разные мнения)
Вы уже наверно поняли, что не обменявшись словами, трудно понять, почему та или иная картина одному человеку понравилась, а другому нет. Давайте попробуем разобраться, зачем же нам всё таки нужны слова, даже тогда, когда мы рассматриваем произведения художников.
Да? А вот один человек, очень наблюдательный человек, посчитал, что лук может быть самым добрым, мало того, он умеет дружить и умеет спасать слабых. А вот помидор может быть очень жестоким. Он так и назвал его синьор-помидор.
Ну конечно же, я имею в виду прекрасную сказку Д. Родари «Чиполлино».
Вот так вот, ребята, и внешние признаки и вкусовые привычки не могут устоять перед словесным описанием. Если литератор, используя слова, наделяет описываемый им образ качествами, приятными человеку, то как бы герой не выглядел снаружи, каковы бы не были его внешние действия, какие бы чувства не вызывала его наружность у нас, имеющих опыт общения с людьми такой наружности и обращений, то мы непременно проникнемся к этому человеку симпатией. И наоборот, если герой внешне красив, если он действует в соответствии с принятыми в обществе правилами поведения, но автор сообщает нам, каков же этот человек на самом деле, придавая его образу качества, противные человеческому восприятию, то мы непременно отнесёмся к такому герою отрицательно.
Вот сейчас мы с вами попробуем наделить наши предметы натюрморта хорошими или плохими качествами.
Лимон:
Он расселся на тарелке, как хозяин, совсем потеснил всех остальных;
он украсил собой, своим солнечным светом весь натюрморт;
он наблюдает за другими и замышляет с ними расправиться…
Слива:
притаилась с краешку и всех боится;
разгневалась как гроза, как свинцовая туча;
нежно обняла своими створками находящееся в ней зёрнышко и хранит в себе новую жизнь…
И т.д.
Вот такую необыкновенную силу имеет слово!
Запомните, ребята, слово писателя может творить чудеса!
И глядя на картины, которые явно вызывают в нас те или иные чувства, мы часто нуждаемся в слове, которое бы почётче разъяснило нам замысел художника.
Домашнее задание:
Дома вы сочините стихи о фруктах и овощах. Можете сочинять и о цветах. Постарайтесь, чтобы ваши стихи были похожи на натюрморты. И очень хорошо будет, если вам удастся за мёртвой натурой увидеть жизнь.
Потом мы выпустим с вами сборник, и все ваши стихи войдут в сборник.
Творческих вам успехов!
До свидания.
Читаем с детьми стихи к занятиям по ИЗО
Песня о картинах (Александр Кушнер)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Автор в друзьях: 5
У автора в друзьях: 10
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Рецензии на произведение «Натюрморт, пейзаж, портрет»
Необычно раскрыта тема!
Красиво и с фантазией.
Удачи Вам, Валерия!
Инна, спасибо большое. И Вам удачи!
Спасибо, Нина! Спасибо за внимание и поддержку!
ЗдОрово! Чем-то напомнило известную песенку на стихи Кушнера:
Если видишь – на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется ПЕЙЗАЖ.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.
Спасибо огромное, Алексей. Горжусь таким сравнением! Песенка чудесная.
Хорошо, и главное натурально. Тепла.
Николай, спасибо! И Вам всего-всего самого замечательного!
Татьяна, спасибо! Люблю стихотворения для детей читать и писать! Они обязательно должны быть САМЫМИ ЛУЧШИМИ. Мне Алексей Назаров 9 напомнил стихотворение А. Кушнера «Что я узнал»
ЧТО Я УЗНАЛ
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется: пейзаж.
и т.д.
Ну, вы помните.
Гениальное стихотворение.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Натюрморт — жанр живописи, идеально отражающий внутреннюю Вселенную художника
Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа. Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины.
Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра — Still Life или неподвижная жизнь. Существует устойчивое мнение, что именно в натюрмортах и пейзажах лучше всего раскрывается внутренний мир художника. Гениальные мастера заставляют зрителя любоваться копиями простых вещей, на оригиналы которых человек в обыденной жизни не обращает никакого внимания.
История натюрморта
Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах. На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи. Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета.
На сохранившихся до наших дней настенных росписях и мозаиках античных мастеров неодушевленные вещи нарисованы более детально. Художники Древней Греции и Рима научились мастерски отображать в своих творениях разные оттенки объектов, но сюжеты с обычными предметами имели исключительно декоративное значение. Изображениями цветов, фруктов или животных в то время украшали отдельные элементы интерьера в домах (ниши, стены жилых и общественных зданий).
В XV-XVI веках натюрморт еще не рассматривался художниками в качестве полноценного жанра станковой живописи. Обыденные вещи были только частью (причем — второстепенной) общей композиции произведения на историческую или религиозную тематику. А отдельные изображения неодушевленных предметов использовались только для декоративного оформления обстановки дома или предметов мебели.
Но уже в XVII веке натюрмортная живопись стала полноценным жанром искусства. Это произошло в крупнейшем центре торговли Северной Европы — Нидерландах. И огромную роль в свершившемся событии сыграли знаменитые «малые голландцы». Чаще других к этой тематике обращались следующие мастера станковой живописи:
Основные поджанры натюрморта
В те времена в Голландии на рынке живописи царила жесткая конкуренция. Художники стремились до идеала отточить собственное мастерство и очень часто сознательно выбирали узкую тематику для своих произведений. Тогда же появились основные поджанры натюрморта:
Широкие возможности для новаторского осмысления натюрморта появились в конце XIX — в начале XX века. Выдающиеся мастера многочисленных новых стилей не боялись проводить смелые эксперименты. К натюрмортной тематике обращались величайшие художники того времени — Поль Сезанн (Paul Cézanne), Поль Гоген (Paul Gauguin), Анри Матисс (Henri Matisse). Жанр в разной степени присутствует в произведениях многих направлений искусства:
После Второй Мировой войны натюрморт грациозно проник в новые стили искусства: поп-арт, фотореализм и неопоп. У этого жанра определенно есть будущее и в наступившем XXI веке.
Известные мастера натюрморта
Простое перечисление всех художников, внесших весомый вклад в становление и развитие жанра натюрморта, займет несколько страниц. Только среди «малых голландцев» можно найти 2-3 десятка мастеров, хорошо известных широкому кругу ценителей искусства. Автор этой статьи заранее просит прощения у читателя за то, что вынужден ограничиться описанием в этом разделе ничтожно малой части достойных представителей жанра:
За многие годы человеческой истории натюрморт не раз переживал взлёты и падения. У этого жанра — увлекательное прошлое, яркое настоящее и достойное будущее в мировом изобразительном искусстве. На аукционах портала Very Important Lot посетители всегда могут найти картины на любую тематику. А также на нашем сайте вы можете приобрести картины напрямую у современных художников и стать счастливым владельцем творений мастеров разных эпох и стилей.