Зонды для логопеда что это и зачем

Постановочные логопедические зонды

Чаще всего к логопеду обращаются по поводу нарушенного звукопроизношения. Родители считают допустимым, если к 4 годам ребенок допускает грамматические ошибки или упрощает структуру слова, если словарный запас ребенка беден, но вот если у него не сформировались звуки, то к логопеду родители обратятся. Да и обращения взрослых – это на 90% неправильное звукопроизношение. Коррекция звукопроизношения может осуществляться по подражанию или с механической помощью. Может использоваться комбинация этих двух способов.

Первый способ наиболее физиологичен и используется при коррекции дислалий. Ребенок по подражанию «находит» нужную позу. Этому может предшествовать работа по развитию артикуляторной моторики при помощи артикуляционной гимнастики. Иногда коррекции предшествует логопедический массаж и упражнения, направленные на выработку воздушной струи.

Второй способ основывается на использовании логопедических зондов и шпателей. Часто логопеды используют для постановки звуков всевозможные подсобные предметы – зубную щетку, чайную ложку, соску, спички, ватные палочки, пальчик и т. д. Сейчас стали популярны постановочные зонды из пищевой пластмассы, похожие на игрушки или на леденцы.

Традиционно используются логопедические зонды. Они могут быть изготовлены из титана или нержавейки (проволока). Такие зонды гигиеничны. Они хорошо обрабатываются дезинфицирующими средствами, выдерживают

кипячение. Каждому ребенку необходим свой персональный набор зондов. Гарантией полной гигиенической безопасности является кипячение или автоклавирование зондов пере каждым использованием. Во время занятия они обрабатываются спиртом, а после занятия замачиваются в дезинфицирующем растворе. Зонды должны храниться в контейнере, который тоже необходимо кипятить. Минимальный комплект содержит 6 зондов. Этого достаточно для работы над всеми группами звуков. Есть комплекты из 8 и 12 зондов. Можно приобрести зонды на отдельные звуки. Зонды из пищевой пластмассы не выдерживают кипячения и используются только как индивидуальный инструмент.

Третий способ основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играет подражание и объяснение. В дополнении к этому применяется механическая помощь.

Описание логопедических зондов

Опытные логопеды используют зонды многофункционально. Так зонды для постановки заднеязычных звуков могут быть успешно использованы для постановки шипящих. Массажный зонд «крестовина» может быть использован для постановки заднеязычных звуков и шипящих и т.д.

Инструмент для вызывания звука Л. Рекомендуется использовать при повышенном тонусе языка, когда спазмирована спинка. Им можно выполнять и элементы инструментального массажа.

Зонд для постановки шипящих звуков

Все логопеды используют этот инструмент по-своему. Он действительно универсален. Им можно поглаживать и пошлепывать язык во время массажа. Можно использовать его и для выполнения не прерывистых вибраций. Удобен для вызывания шипящих звуков.

Зонд для постановки звука С. На начальном этапе работы помогает ребенку удерживать «желобок».

Зонд для постановки звука С. На начальном этапе работы помогает ребенку удерживать «желобок». А в последствии этим инструментом можно помочь ребенку при выполнении упражнения «киска сердится».

Логопедические зонды и другие товары Вы можете приобрести в нашем интернет-магазине «Все для логопеда».

Источник

Зондозаменители в работе логопеда

Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть фото Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть картинку Зонды для логопеда что это и зачем. Картинка про Зонды для логопеда что это и зачем. Фото Зонды для логопеда что это и зачем Людмила Ярошенко
Зондозаменители в работе логопеда

ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Речь – это форма общения людей, способность выражать свои мысли словами, умение говорить. Овладение речью это сложный психический процесс, зависящий от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Речь ребенка формируется ещё на первом году жизни. Уже когда возникает лепет, ребенок воспроизводит звуки при обращении к нему.

Звуки образуются в результате работы артикуляционного аппарата, то есть воспроизведение звука возможно, если артикуляционный аппарат в состоянии принять соответствующее положение, имеет достаточную подвижность мышц,принимающих участие в образовании звука: должно произойти смыкание губ, сближение языка с зубами или твердым нёбом, так же изменяется форма языка.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому ребёнок усваивает сначала простые по артикуляции звуки, а более сложные появляются позднее. Если наблюдается задержка в воспроизведении звуков, то возможно у ребёнка имеются дисфункции в работе артикуляционного аппарата. Диагностикой и исправлением нарушения звуковоспроизведения и звукопроизношения занимаются логопеды. Именно когда нарушение тонуса мышц являются доминантными, то хорошим способом для решения таких ситуаций является логопедический массаж.

В своей практике чаще всего использую зондовый массаж. Зонды – это специальные инструмент из проволоки, предназначенный для механического воздействия на язык, щёки и другие органы артикуляции.

Однако у этого способа существует и существенные недостатки: хорошие зонды стоят не дешево, требуют стерилизации, дети не всегда с радостью воспринимают такой массаж.

Последнее время многие логопеды стали использовать для постановки звуков разные зондозаменители. Разными палочками или разными предметами, например, помимо постановки звуков, можно также делать и массаж расслабляющий, постукивающий, также зондозаменители могут быть использованы для активирующего массажа. Массаж может проводиться щечный, для губ, для языка, для полости рта и т. д. Они могут ими похлопывать, пошлепывать, потряхивать язык. Массаж можно делать абсолютно разными зондозаменителями.

Зондозаменители являются индивидуальными для каждого ребенка, не требуют специальной стерилизации. Ребёнок сам может выбрать себе понравившийся ему зондозаменитель.

Детям очень нравится работать с зондозаменителями, у них нет рвотного рефлекса, они не боятся этих интересных штуковин, и с удовольствием могут их держать в руке произнося тот или иной звук, помогая себе зондозаменителем.

Можно выделить несколько видов зондозаменителей.

Маленькие зондозаменители, хороши для постановки свистящих звуков, когда ребенок не может самостоятельно образовать желобок вдоль средней линии языка (при боковом, носовом и губно-зубном произношении свистящих звуков). Инструмент для индивидуального использования. В некоторых случаях зондозаменитель можно использовать для вызывания звука «Р».

Палочки от чупа-чупса, коктейльные трубочки

Ими удобно вырабатывать воздушную струю для постановки свистящих звуков. Использовать индивидуально. Обработке не подлежат.

Шариковый зондозаменитель

Применяется при постановке звука «Р» (принцип работы такой же, как постановочным логопедическим зондом №1 из набора Ф. А. Рау). Ребенок должен широко открыть рот, поднять язык за альвеолы и часто произносить звук Д. Логопед или родитель делает под языком в поперечном направлении колебательные движения. Постепенно язык начинает вибрировать. Может быть использован для массажа языка. Зондозаменитель рекомендуется для индивидуального использования. Обрабатывается теплой кипяченой водой и, при желании, спиртом.

Используется на логопедических занятиях для помощи в образовании «желобка» при постановке звука С. Используется как индивидуальный зонд.

Используется для проведения обкалывающего массажа как вилочковый зонд № 1 (из набора Е. В. Новиковой) для активизации жевательных и мимических мышц, а также мышц языка. Используются два приема «обкол» и «обкол с прокачиванием». При обколе используются частые, легкие движения, движения мелкие.Обкол с прокачиванием делается так: поставив зонд на определенное место, покачиваем его вперед, назад, вправо, влево в течение 4- 6 секунд. Можно производить вращательное движение, погрузив зонд в мышцы. Острая часть обязательно затупляется!

Используется для логопедического массажа. Мягкие колючки на рабочей поверхности позволяют проводить активирующий массаж мимических и жевательных мышц лица, мышц языка. Эта палочка безопасна для ребенка и не вызывает неприятных ощущений. Такой зондозаменитель можно использовать как вилочковый зонд №1 (из набора Е. В. Новиковой). Ручка также может использоваться в логопедической работе. Ею можно похлопывать, пошлепывать, потряхивать язык во время проведения логопедического массажа.

Палочка для коктейля имеет яркую окраску, на одном конце имеет шарик, которым можно сделать массаж языка, а на другом конце красивую фигурку.

Зубные щетки также можно использовать для массажа. Выбирать щетку следуем с мягкой щетиной, а лучше с силиконовыми щетинками, которые не травмируют нежную слизистую оболочку полости рта и языка.

Для некоторых пассивных движений артикуляционной гимнастики подходят медицинские деревянные шпетели.

Благодаря моей работе с зондозаменителями, конечно эффективность постановки звуков увеличивается, так как интересно и ребенку и родителям, когда у них что-то получается!

Однако ни зондами, ни зондозаменителями не удастся сделать качественный массаж всех мышц, участвующих в акте звуковоспроизведения. Тогда на помощь приходит классический ручной логопедический массаж, позволяющий глубоко и качественно промассировать не только мимические мышцы и язык, о так же жевательные мышцы и височно-нижнечелюстной сустав. Такой массаж не только помогает нормализовать тонус мышц, нормализуется не только произносительная сторона речи, но и улучшает эмоциональное состояние ребенка.

Классический ручной массаж включает в себя подготовительный этап (массаж грудной клетки, массаж, головы, шеи); работу с мимическими мышцами и непосредственно массаж языка.

Таким образом поэтапно, как бы послойно, происходит разогревание всех мышц, улучшение в них иннервации и кровообращения.

Массаж не потребует много времени и его легко сделать во время занятия, а правильная биомеханика массажа позволить улучшить качество самого массажа, сделав его комфортным как для ребёнка, так и для логопеда.

Учитель-логопед МБДОУ № 118

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть фото Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть картинку Зонды для логопеда что это и зачем. Картинка про Зонды для логопеда что это и зачем. Фото Зонды для логопеда что это и зачемКонсультация «Буккальный массаж в работе логопеда» Цель: познакомить педагогов, родителей с универсальной техникой массажа, которая несет не только эстетический, но и выраженный оздоровительный.

Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть фото Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть картинку Зонды для логопеда что это и зачем. Картинка про Зонды для логопеда что это и зачем. Фото Зонды для логопеда что это и зачемДидактические игры помощники в работе логопеда «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительно жизни».К. Д. Успенский Очень много сказано о важности.

Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть фото Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть картинку Зонды для логопеда что это и зачем. Картинка про Зонды для логопеда что это и зачем. Фото Зонды для логопеда что это и зачемФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть фото Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть картинку Зонды для логопеда что это и зачем. Картинка про Зонды для логопеда что это и зачем. Фото Зонды для логопеда что это и зачемФотоотчет «ИКТ в работе логопеда» ИКТ в работе логопеда. В современном образовательном пространстве всё большее место занимают компьютерные технологии. Не обошли эти прогрессивные.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть фото Зонды для логопеда что это и зачем. Смотреть картинку Зонды для логопеда что это и зачем. Картинка про Зонды для логопеда что это и зачем. Фото Зонды для логопеда что это и зачемОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Источник

Показания, проведение и недостатки логопедического массажа зондами

Коррекция речевых нарушений требует использования разных методов. Специалист работает над развитием артикуляции, дыхания, фонематического слуха. В качестве вспомогательной помощи используют физиотерапию, медикаменты, нейропсихологию.

Логопедический массаж зондами используется для исправления тяжелых нарушений. Он позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить мелкую моторику. Для его проведения нужны специальные навыки.

Показания для проведения

Тяжелые нарушения речи нередко сопровождаются проблемами с нервной системой. При дизартрии страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мышц. При такой патологии дети не могут переключать артикуляционные позы, ощущать тонкие движения языка и губ.

Ведущий дефект — нарушение фонематической стороны. Ребенок говорит:

Лексика, грамматика не всегда страдают. При произношении звука язык отклоняется в сторону, либо ограничен в движениях. Кончик выступает между зубов, то есть появляется межзубное произношение.

При тяжелых нарушениях заметна асимметрия губ, напряженный, собранный в комок язык (либо он может быть вялым, расслабленным). Стертую форму дизартрии сложно определить, так как при ней страдает только произношение 1-2 групп звуков.

Без зондового массажа не получится провести коррекцию любой формы дизартрии. Без него постановка звуков потребует нескольких лет, в большинстве случаев результат будет нулевым.

Использование массажных зондов для коррекции дислалии спорно. При нарушении страдает только произносительная сторона речи. Массаж укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука. Некоторые логопеды придерживаются мнения, что это лишнее.

При дислалии может быть укорочена подъязычная связка. Она ограничивает подвижность языка, нарушается ряд звуков (соноры, шипящие). Желательно хирургически подрезать ее, но не все родители на это согласны. Поэтому зондом уздечку растягивают, при легкой степени дефекта можно значительно улучшить ее эластичность.

Логопедический зондовый массаж назначают при алалии. При данной проблеме страдают определенные участки коры мозга. У ребенка нормальный физический слух, но в 4 года он не говорит. При моторной форме малыш понимает обращенную речь, но сам пользуется жестами.

Массаж стимулирует поступление сигналов в головной мозг, что способствует развитию пораженных отделов. После курса лечения появляются звукоподражания.

Причина ринолалии — это дефекты в строении речевого аппарата (расщелины губы, десны, нёба). После операции остаются рубцы, которые мешают подвижности органов. Зондами разминают швы, стимулируют работу мышц.

Дьякова рекомендует зондовый массаж для коррекции заикания. В основе дефекта судороги разного происхождения. Из-за напряжения мышц человеку сложно сказать что-то. Для расслабления используют массаж.

Общие рекомендации по проведению

Длительность курса рассчитывается индивидуально. В среднем достаточно 10-ти процедур, проводимых через день. Между циклами делают перерыв в месяц. Некоторые логопеды предпочитают включать массаж перед каждым занятием.

Длительность процедуры зависит:

Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25. Воздействие не должно вызывать боли, допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Можно дать их потрогать, поиграть ими, провести сеанс на игрушках.

При негативизме, истериках, агрессии первые сеансы делают максимально короткими. Начинают с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинают с легкого, постепенно продвигаясь вглубь рта.

Сеансы массажа проводят в хорошо проветриваемом помещении. Оно должно быть теплым, светлым, уютным.

Комплект зондов

Логопедические зонды для постановки звуков (под авторством Рау) не подходят для массажа. Специальный набор был разработан Новиковой Е. В. В него входит 8 основных зондов плюс 4 дополнительных. Патент на разработку был получен в 2000 году.

Зонды используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Стимулирование мышц ведущей руки улучшает моторику, способствует развитию почерка.

Первый инструмент – вилочка, выглядит как две чуть разведенные в сторону тупые иглы. Легкое покалывание оказывает активизирующее действие.

Второй инструмент – восьмерка. На конце круглая петля, которая «перетирает» мышцы.

Третий, четвертый, пятый инструменты – это «саночки» разного размера. Форма зондов напоминает закругленные полозья санок, отсюда и произошло название. Работать можно любой стороной инструмента.

Шестой инструмент – топорик, выглядит как две плотно прижатые петли. Используется для нажатия на поверхность органов, скольжения. Нормализует тонус, повышает подвижность мышц.

Седьмой – крестовина, петли закругленные, перекрещивающиеся. Применяется для стимуляции мышц языка, разработки его подъёма.

Восьмой инструмент – толкачик, петля небольшая, поднята под прямым углом к ручке зонда. Позволяет стимулировать подвижность, эластичность мышц. При нажатии на язык создает напряжение, после того как давление убирается, орган расслабляется.

Девятый инструмент (дополнительный) – щипчики, выглядит как две больших закругленных петли, расположенных параллельно друг другу. Зондом удобно брать язык, аккуратно двигать его.

Десятый инструмент – подтягивающий, выглядит как низкая широкая рамка. Используется для растяжения уздечки.

Одиннадцатый инструмент – лебедушка, петля небольшая, загнутая у основания, после чего идет небольшой вертикальный участок зонда, который сгибается под прямым углом к ручке зонда. Массирует нёбо, устраняет саливацию.

Двенадцатый – скользящий, выглядит как вытянутый треугольник с круглыми углами. Используется для скользящих движений.

Некоторые авторы вносили свои коррективы в комплект массажных зондов. Воробьева совместно с Крупенчук создали авторский набор. Он состоит из 9 инструментов. Новаторством можно считать создание зондов с разными катушками с небольшими гранями. Подобное покалывание позволяет эффективно стимулировать нервную систему.

Преимущества и недостатки методики

Зондовый массаж позволяет ускорить постановку звуков, облегчить усвоение артикуляционной гимнастики, наладить работу мышц. Без него коррекция дизартрии затянется на 5-10 лет.

Он не требует особых условий проведения, так как его может сделать любой логопед с соответствующей квалификацией. Во многих коррекционных учреждениях его проводят специалисты по мере необходимости.

Массаж способствует снятию тонуса, гиперсаливации, улучшению мелкой моторики.

У него есть и недостатки. Значимость, ценность массажа переоценена – это вспомогательный инструмент, а не панацея. Низкоквалифицированные логопеды предоставляют зондовый массаж как лекарство от всех проблем. На самом деле воздействие дает только почву для постановки звуков, что не отменяет остальных этапов работы.

При неправильном использовании инструменты вызывают негативизм ребенка, так как при незнании ими можно серьезно навредить. Некоторые специалисты действуют грубо, неправильно, что приводит к боли, отказу ребенка заниматься.

Противопоказания

Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

Нельзя его делать при сильной пульсации артерий, повышенном давлении, плохом физическом самочувствии.

При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

Обработка инструментов

Каждый комплект инструментов используется один раз. После его замачивают в дезинфекционном растворе, не вынимая из него, обрабатывают ватными тампонами в течение 30 секунд.

Потом инструменты моют под проточной водой с использованием таких средств как «Прогресс», «Биолот», «Астра». Делают это 10 минут.

В дистиллированной воде зонды моют 30 секунд. В конце сушат в сухожаровом шкафу.

Это стандартный метод стерилизации медицинских инструментов. Пренебрегать им нельзя, так как это нарушение закона. Дети могут иметь разные болезни, в случае массового заражения будут серьезные проверки, расследование.

Проведение в домашних условиях

Массаж − серьезное воздействие на организм. Человек, который его делает, обязан иметь соответствующее медицинское образование, постоянно повышать квалификацию. Логопеды могут делать только логопедический массаж, как зондовый, так и ручной.

Не стоит пытаться проводить его самостоятельно. Перед началом курса специалист проводит обследование ребенка, осматривает органы артикуляции, определяет тонус, составляет подборку упражнений. Не всегда нужен полный комплект зондов, часто достаточно 4-5.

Детям проще переносить процедуру в другом помещении. Психологически им спокойнее потерпеть дискомфорт какое-то время.

Степень воздействия инструментов выбирает специалист. Основные техники:

Выбор техники делает логопед. Родителю без специальных знаний сложно будет подобрать ее. Зондовым массажем можно навредить — порвать уздечку, вызвать гипертонус, усилить рвотный рефлекс и т. п.

Рекомендации для родителей

Не стоит отказываться от всех средств коррекции. Для лечения тяжелых нарушений речи требуется комплексный подход. В него входит:

Занятия с психологом позволяют вырабатывать мотивацию, развивать высшие психические функции. Логопедический массаж часто вызывает у ребенка неприятные ощущения, поэтому в качестве поощрения покупают что-то вкусное или игрушку.

Эффект от сеансов будет только в случае их регулярности. Потребуется 3-4 курса для появления улучшений.

В домашних условиях можно использовать навыки самомассажа. Крупенчук разработала технику с использованием столовых ложек. Ее она подробно изложила в одноименной книге.

Перед процедурой ребенка правильно настраивают, объясняют ему необходимости ее проведения, обещают наградить. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Не стоит воспринимать зондовый массаж как легкое решение проблемы. Тяжёлые нарушения речи требует 3-4 лет для исправления всех дефектов. Поэтому необходимо набраться терпения.

Источник

Зонды для логопеда что это и зачем

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Логопедический массаж зондами используется для исправления тяжелых нарушений. Он позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить мелкую моторику.

Статья:

Коррекция речевых нарушений требует использования разных методов. Специалист работает над развитием артикуляции, дыхания, фонематического слуха. В качестве вспомогательной помощи используют физиотерапию, медикаменты, нейропсихологию.

Логопедический массаж зондами используется для исправления тяжелых нарушений. Он позволяет нормализовать тонус мышц, улучшить мелкую моторику. Для его проведения нужны специальные навыки.

Показания для проведения

Тяжелые нарушения речи нередко сопровождаются проблемами с нервной системой. При дизартрии страдают отделы мозга, отвечающие за иннервацию мышц. При такой патологии дети не могут переключать артикуляционные позы, ощущать тонкие движения языка и губ.

Ведущий дефект — нарушение фонематической стороны. Ребенок говорит:

Лексика, грамматика не всегда страдают. При произношении звука язык отклоняется в сторону, либо ограничен в движениях. Кончик выступает между зубов, то есть появляется межзубное произношение.

При тяжелых нарушениях заметна асимметрия губ, напряженный, собранный в комок язык (либо он может быть вялым, расслабленным). Стертую форму дизартрии сложно определить, так как при ней страдает только произношение 1-2 групп звуков.

Без зондового массажа не получится провести коррекцию любой формы дизартрии. Без него постановка звуков потребует нескольких лет, в большинстве случаев результат будет нулевым.

Использование массажных зондов для коррекции дислалии спорно. При нарушении страдает только произносительная сторона речи. Массаж укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, подготавливает их, ускоряет постановку звука. Некоторые логопеды придерживаются мнения, что это лишнее.

При дислалии может быть укорочена подъязычная связка. Она ограничивает подвижность языка, нарушается ряд звуков (соноры, шипящие). Желательно хирургически подрезать ее, но не все родители на это согласны. Поэтому зондом уздечку растягивают, при легкой степени дефекта можно значительно улучшить ее эластичность.

Логопедический зондовый массаж назначают при алалии. При данной проблеме страдают определенные участки коры мозга. У ребенка нормальный физический слух, но в 4 года он не говорит. При моторной форме малыш понимает обращенную речь, но сам пользуется жестами.

Массаж стимулирует поступление сигналов в головной мозг, что способствует развитию пораженных отделов. После курса лечения появляются звукоподражания.

Причина ринолалии — это дефекты в строении речевого аппарата (расщелины губы, десны, нёба). После операции остаются рубцы, которые мешают подвижности органов. Зондами разминают швы, стимулируют работу мышц.

Дьякова рекомендует зондовый массаж для коррекции заикания. В основе дефекта судороги разного происхождения. Из-за напряжения мышц человеку сложно сказать что-то. Для расслабления используют массаж.

Общие рекомендации по проведению

Длительность курса рассчитывается индивидуально. В среднем достаточно 10-ти процедур, проводимых через день. Между циклами делают перерыв в месяц. Некоторые логопеды предпочитают включать массаж перед каждым занятием.

Длительность процедуры зависит:

Минимальное время – 5 минут, максимальное – 25. Воздействие не должно вызывать боли, допускается небольшой дискомфорт. Дети могут бояться зондов, так как они напоминают медицинские инструменты. Можно дать их потрогать, поиграть ими, провести сеанс на игрушках.

При негативизме, истериках, агрессии первые сеансы делают максимально короткими. Начинают с поглаживания губ, щек, кончика языка. При ярко выраженном рвотном рефлексе воздействие начинают с легкого, постепенно продвигаясь вглубь рта.

Сеансы массажа проводят в хорошо проветриваемом помещении. Оно должно быть теплым, светлым, уютным.

Комплект зондов

Логопедические зонды для постановки звуков (под авторством Рау) не подходят для массажа. Специальный набор был разработан Новиковой Е. В. В него входит 8 основных зондов плюс 4 дополнительных. Патент на разработку был получен в 2000 году.

Зонды используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Стимулирование мышц ведущей руки улучшает моторику, способствует развитию почерка.

Первый инструмент – вилочка, выглядит как две чуть разведенные в сторону тупые иглы. Легкое покалывание оказывает активизирующее действие.

Второй инструмент – восьмерка. На конце круглая петля, которая «перетирает» мышцы.

Третий, четвертый, пятый инструменты – это «саночки» разного размера. Форма зондов напоминает закругленные полозья санок, отсюда и произошло название. Работать можно любой стороной инструмента.

Шестой инструмент – топорик, выглядит как две плотно прижатые петли. Используется для нажатия на поверхность органов, скольжения. Нормализует тонус, повышает подвижность мышц.

Седьмой – крестовина, петли закругленные, перекрещивающиеся. Применяется для стимуляции мышц языка, разработки его подъёма.

Восьмой инструмент – толкачик, петля небольшая, поднята под прямым углом к ручке зонда. Позволяет стимулировать подвижность, эластичность мышц. При нажатии на язык создает напряжение, после того как давление убирается, орган расслабляется.

Девятый инструмент (дополнительный) – щипчики, выглядит как две больших закругленных петли, расположенных параллельно друг другу. Зондом удобно брать язык, аккуратно двигать его.

Десятый инструмент – подтягивающий, выглядит как низкая широкая рамка. Используется для растяжения уздечки.

Одиннадцатый инструмент – лебедушка, петля небольшая, загнутая у основания, после чего идет небольшой вертикальный участок зонда, который сгибается под прямым углом к ручке зонда. Массирует нёбо, устраняет саливацию.

Двенадцатый – скользящий, выглядит как вытянутый треугольник с круглыми углами. Используется для скользящих движений.

Некоторые авторы вносили свои коррективы в комплект массажных зондов. Воробьева совместно с Крупенчук создали авторский набор. Он состоит из 9 инструментов. Новаторством можно считать создание зондов с разными катушками с небольшими гранями. Подобное покалывание позволяет эффективно стимулировать нервную систему.

Преимущества и недостатки методики

Зондовый массаж позволяет ускорить постановку звуков, облегчить усвоение артикуляционной гимнастики, наладить работу мышц. Без него коррекция дизартрии затянется на 5-10 лет.

Он не требует особых условий проведения, так как его может сделать любой логопед с соответствующей квалификацией. Во многих коррекционных учреждениях его проводят специалисты по мере необходимости.

Массаж способствует снятию тонуса, гиперсаливации, улучшению мелкой моторики.

У него есть и недостатки. Значимость, ценность массажа переоценена – это вспомогательный инструмент, а не панацея. Низкоквалифицированные логопеды предоставляют зондовый массаж как лекарство от всех проблем. На самом деле воздействие дает только почву для постановки звуков, что не отменяет остальных этапов работы.

При неправильном использовании инструменты вызывают негативизм ребенка, так как при незнании ими можно серьезно навредить. Некоторые специалисты действуют грубо, неправильно, что приводит к боли, отказу ребенка заниматься.

Противопоказания

Курсы массажа назначает невролог после полного обследования. Нельзя проводить его при эпилепсии разной формы, так как он может спровоцировать приступы.

Временный отвод дается при любых инфекционных, соматических болезнях. Нельзя проводить зондовый массаж при стоматите, кариесе, гингивите, кожных болезнях. Герпес, инфекции полости рта тоже служат медотводом для процедур.

Нельзя его делать при сильной пульсации артерий, повышенном давлении, плохом физическом самочувствии.

При тошноте, рвоте, усталости нельзя проводить сеанс, лучше перенести его на другое время. Логопед осматривает каждого ребенка перед проведением массажа.

Обработка инструментов

Каждый комплект инструментов используется один раз. После его замачивают в дезинфекционном растворе, не вынимая из него, обрабатывают ватными тампонами в течение 30 секунд.

Потом инструменты моют под проточной водой с использованием таких средств как «Прогресс», «Биолот», «Астра». Делают это 10 минут.

В дистиллированной воде зонды моют 30 секунд. В конце сушат в сухожаровом шкафу.

Это стандартный метод стерилизации медицинских инструментов. Пренебрегать им нельзя, так как это нарушение закона. Дети могут иметь разные болезни, в случае массового заражения будут серьезные проверки, расследование.

Проведение в домашних условиях

Массаж − серьезное воздействие на организм. Человек, который его делает, обязан иметь соответствующее медицинское образование, постоянно повышать квалификацию. Логопеды могут делать только логопедический массаж, как зондовый, так и ручной.

Не стоит пытаться проводить его самостоятельно. Перед началом курса специалист проводит обследование ребенка, осматривает органы артикуляции, определяет тонус, составляет подборку упражнений. Не всегда нужен полный комплект зондов, часто достаточно 4-5.

Детям проще переносить процедуру в другом помещении. Психологически им спокойнее потерпеть дискомфорт какое-то время.

Степень воздействия инструментов выбирает специалист. Основные техники:

Выбор техники делает логопед. Родителю без специальных знаний сложно будет подобрать ее. Зондовым массажем можно навредить — порвать уздечку, вызвать гипертонус, усилить рвотный рефлекс и т. п.

Рекомендации для родителей

Не стоит отказываться от всех средств коррекции. Для лечения тяжелых нарушений речи требуется комплексный подход. В него входит:

Занятия с психологом позволяют вырабатывать мотивацию, развивать высшие психические функции. Логопедический массаж часто вызывает у ребенка неприятные ощущения, поэтому в качестве поощрения покупают что-то вкусное или игрушку.

Эффект от сеансов будет только в случае их регулярности. Потребуется 3-4 курса для появления улучшений.

В домашних условиях можно использовать навыки самомассажа. Крупенчук разработала технику с использованием столовых ложек. Ее она подробно изложила в одноименной книге.

Перед процедурой ребенка правильно настраивают, объясняют ему необходимости ее проведения, обещают наградить. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Не стоит воспринимать зондовый массаж как легкое решение проблемы. Тяжёлые нарушения речи требует 3-4 лет для исправления всех дефектов. Поэтому необходимо набраться терпения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *