Проведение зрительных диктантов по методике И.Т.Федоренко способствует формированию навыка беглого чтения, развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является написание зрительных диктантов уже в первом классе, когда перед учителем актуально стоит задача формирования у учащихся навыка чтения.
Методика проведения зрительных диктантов такова.
Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений. Особенность в следующем: если первое предложение содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ученик может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов.
На экране показываю 5 предложений одного из наборов и закрываю остальные. Потом сдвигаю вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ученики в течение определённого времени (оно указано в таблице в секундах) читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени предложение закрывается, и ученики записывают в специальные тетради для зрительных диктантов.
После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. Диктанты пишут в тетрадях, так как работа ведётся несколько дней, пока ученики не будут справляться с написанием достаточно легко.
Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если проводить их эпизодически, работа будет бесполезной и целей не достигнет.
Предлагаю вниманию коллег один из текстов для проведения зрительных диктантов по описанной выше методике. Если сравнить предлагаемые тексты с наборами И.Т. Федоренко, то может показаться, что они сложные. Но при постоянном использовании упомянутой выше методики учащиеся с лёгкостью пишут предложения при достаточно небольшом времени экспозиции.
Зрительные диктанты
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Двор чист.
8
4
2
Маша шила.
8
4
3
Идёт дождь.
9
4
4
Рома пишет.
9
4
5
Я иду в лес.
8
4
6
Мама мыла.
8
4
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Лето жаркое.
10
5
2
Журчат ручьи.
11
5
3
Блестит роса.
11
5
4
Лес зеленеет.
11
5
5
Сено скошено.
11
5
6
Выпала роса.
10
5
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Лиса рыла нору.
12
6
2
Маша была мала.
12
6
3
Мы были в парке.
12
6
4
Там липы и дубы.
12
6
5
Мама мыла раму.
12
6
6
Сова – ночная птица.
13
6
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Солнце светит.
12
6
2
Повеяло весною.
13
6
3
Март – утро года.
12
6
4
Грачи прилетели.
14
6
5
Я пасу козлёнка.
13
6
6
В лесу красиво.
12
6
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Один в поле не воин.
15
8
2
Весна днём красна.
15
8
3
Без труда нет плода.
16
8
4
Дело мастера боится.
17
8
5
Без дела слабеет сила.
18
8
6
Делу – время, потехе – час.
18
8
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Вот деревенский луг.
17
6
2
Мы тут любим гулять.
16
6
3
Здесь растут тополя.
17
6
4
Они стройные и высокие.
19
6
5
На тополях гнёзда грачей.
21
6
6
Осенью грачи улетают на юг.
22
6
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Пчёлы опыляют растения.
20
5
2
Сегодня у пчёл много дел.
20
5
3
Цветы акации богаты мёдом.
22
5
4
Пчёлы торопятся собрать.
21
5
5
Они работают с утра до вечера.
23
5
6
Труд кормит, а лень портит.
21
5
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Жизнь дана на добрые дела.
21
4
2
Срубил дерево – посади два.
21
4
3
Каждому мила своя сторона.
22
4
4
Поспешишь – людей насмешишь.
23
5
5
Белые руки любят чужие труды.
23
5
6
Кто спит весною, плачет зимою.
24
5
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Всякая работа мастера хвалит.
23
5
2
Всякое дело за себя постоит.
23
5
3
Добрый портной с запасом шьет.
25
5
4
Одна книга тысячи людей учит.
24
5
5
Ученье — свет, а неученье — тьма.
23
5
6
Коли в мае дождь – будет и рожь.
23
5
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Кто в слове скор, тот в деле спор.
30
5
2
Грамоте учиться всегда пригодится.
30
5
3
Ласточки низко летают – дождь обещают.
31
6
4
Не одежда красит человека, а добрые дела.
33
6
5
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
33
6
6
Как в марте зима ни злится, а весне покорится.
33
6
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Полынь – это многолетнее растение.
28
5
2
Серебристый цвет степи придаёт полынь.
33
6
3
В народе говорят: «Горький запах полыни».
31
6
4
На Руси знали о целебных свойствах полыни.
35
6
5
В период цветения полыни собирают листья и корни.
41
7
6
Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.
35
5
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
У постели в колыбели братик маленький лежит.
37
6
2
Он лежит, не кричит, только носиком сопит.
33
5
3
Я его слегка качаю, тихо песню напеваю.
31
5
4
Напеваю «баю-баю» и, бывает, засыпаю.
27
4
5
Входит мама и смеётся: «Кто из вас скорей проснется?»
41
7
6
Крапивницы залетели в сараи и заснули до весны.
39
5
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Золото добывают из земли, а знания из книги.
35
5
2
Чтоб в почёте быть, надо труд свой полюбить.
35
5
3
На чужой сторонушке рад и родной воронушке.
36
5
4
Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.
38
6
5
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
44
6
6
Чужим хлебом да чужим умом долго не проживёшь.
38
6
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Бабочки издавна привлекали внимание человека.
40
6
2
По разнообразию окраски бабочки вне конкурса.
39
6
3
Бабочки олицетворяют собой красоту природы.
38
6
4
Они напоминают нам о том, что жизнь быстротечна.
39
6
5
Живите, радуйтесь и дарите радость другим.
35
5
6
Дневные бабочки активны днём, а ночью они отдыхают.
42
6
№
Текст
Количество букв
Время экспозиции (в секундах)
1
Мы живём на берегу прекрасной русской реки Волги.
41
5
2
На берегах этой реки стоят замечательные города.
41
5
3
Разнообразен животный и растительный мир России.
42
5
4
Волга одна из самых полноводных и красивых рек России.
45
6
5
Очень важно нам беречь и охранять природу родного края.
46
6
6
Изучаем природу нашего родного края на уроках в школе.
«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Клепикова Валентина Борисовна, учитель начальных классов
МОУ «Приводинская средняя общеобразовательная школа»
п. Приводино Архангельской области
«Современные образовательные технологии и методики: новый взгляд на практику применения»
«ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ПО И.Т. ФЕДОРЕНКО»
Начало школьного образования – это важный шаг в развитии детей. И, конечно, обучение начинается с освоения таких фундаментальных умений, как беглое чтение и грамотное письмо. Какие только системы не используются учителями начального звена для облегчения запоминания сочетания букв и словесных комбинаций! Однако одной из наиболее успешных систем работы над совершенствованием навыка чтения считается комплекс диктантов И.Т. Федоренко, которые называются зрительными.
Украинский педагог И. Т. Федоренко более 25 лет назад глубоко исследовал значение именно зрительного восприятия на формирование навыка беглого чтения. По итогам своей многолетней работы ученый пришел к выводу, что для скорости чтения учащимся необходимо комплексно развивать: оперативный вид памяти; внимание (как произвольное, так и непроизвольное); периферическое зрение наряду с центральным. Существенным преимуществом методики И.Т. Федоренко является то, что она позволяет работать над совершенствованием антиципирования – способностью угадывать слова по контурам, тем самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений. Кроме этого, авторская методика помогает ребенку справиться с трудностями произношения, которые связаны с особенностями дикции, артикуляции.
Зрительный диктант – это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребенок должен запомнить в течение нескольких секунд экспозиции и затем записать. Такая работа помогает: развить память; тренировать внимание; усвоить элементарные правила грамматики; быстрее научиться читать. Наиболее эффективны они во втором классе.
Тексты диктантов состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений – наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее краткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, появляется заинтересованность в чтении, и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Эффективность работы можно усилить, вставляя в предложения новые изученные словарные слова. А для расширения кругозора использовать пословицы и поговорки на определенную тему.
Если учитель видит, что многие дети не пишут, то есть не успели запомнить, то на следующий день надо этот же набор повторить. Когда предложения становятся длинными, то каждый набор можно повторять до 5 дней. В среднем на каждый набор уходит три дня. При проведении зрительных диктантов следует соблюдать следующие условия:
— диктанты надо писать ежедневно;
— ученики читают предложения только про себя, молча;
— записываются предложения на листочках бумаги;
— листочки с диктантом следует собрать, проанализировать, но детям не возвращать.
Зрительный диктант как один из приёмов коррекционной работы
Зрительный диктант как один из приёмов коррекционной работы
школа «Возможность»г. Дубна
Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя школы «Возможность», имеющего многолетний опыт работы с детьми, имеющие комплексные нарушения.
Статья адресована, в первую очередь, учителям коррекционных школ, логопедам и дефектологам, а также может быть полезна широкому кругу читателей, заинтересованному в воспитании детей с комплексными нарушениями.
Введение. Методика работы со зрительными диктантами. Примеры зрительных диктантов. Заключение.
Какие же виды памяти должны работать при усвоении грамотного письма? Конечно многие. Зрительная, слуховая, логическая и т. д.
Учителя советуют детям больше читать, если они допускают много орфографических ошибок. Этот совет положителен во многих отношениях, но даже и он не всегда помогает.
Как помочь ученику преодолеть данные трудности? Надо развивать зрительную память. Если у ребёнка она недостаточно сильна, что делать тогда? Как можно повлиять на зрительную память школьника, заставить её работать? Один из видов специальной работы условно называется зрительным диктантом.
18 наборов по 6 предложений составляет материал для проведения диктантов. Первый набор включает предложения, которые состоят всего из 2 слов – 8 букв, то последнее предложение 18 –го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы.
Набор состоит из пяти предложений. Когда одно из них показывается на экране, остальные сдвигаю вниз так, чтобы было видно только первое предложение на небольшое количество времени, ученики читали про себя, стараясь запомнить это предложение. По окончании времени предложение закрывается, и ученики записывают их в тетради. После записи учащимися первого предложения показываем второе. После указанного времени ученики записывают и его. Затем так же пишут все предложения из набора. На это уходит примерно от пяти до восьми минут времени. В подобранных текстах диктантов каждое предложение на одну букву больше предыдущего.
1. Тает снег. (8 букв)
5. Запел соловей. (12
По методике Федоренко зрительные диктанты проводятся ежедневно, но, к сожалению, небольшое количество часов не позволяет этого сделать. Можно использовать данный вид работы как элемент логопедического занятия.
При первом знакомстве с текстами, может показаться, что ни очень сложные. Но при постоянной работе при упомянутой методике ученики легко справляются при написании предложений при достаточном небольшом времени показа. Рекомендуется начинать работу со зрительными диктантами (наборы с 1-го по 8-ой) во 2 полугодии 2 класса. В оформлении слайдов нет ничего, что отвлекало бы детей от запоминания слов. Эта работа будет полезна не только учителям, но и родителям. Своё первое знакомство со зрительными диктантами по методике Федоренко осуществила по совету учителя начальных классов, как помощь сыну, в тот момент ученика 2 класса.
Думаю, что проводить зрительные диктанты можно не только с учениками начальной школы. При работе с детьми в школе «Возможность» данный вид деятельности используется и среднем звене, как элемент на уроках русского языка. При этом учитываются индивидуальные особенности зрительной памяти.
При проведении зрительных диктантов необходимо с терпением относиться к тем детям, которые не могут запомнить. При этом важно приучить их работать далее, пропуская то, что не вышло запомнить. Следить за тишиной во время запоминания и воспроизведения слов, так как любое комментарий переведёт внимание со зрительного на слуховое восприятие.
После окончания записи набора предложенных предложений всеми учащимися, их вновь демонстрируют, и школьники проверяют написанное.
Если многие учащиеся не запомнили предложение с первого предъявления или допустили ошибки в его записи, предложение предъявляется вторично на следующем занятии;
Наборы предложений, применяемых в качестве зрительных диктантов