Звери или животные в чем разница
Разница между зверями и животными
Термины «звери» и «животные» многими обывателями, поэтами-песенниками и писателями используются практически, как слова-синонимы. И лишь те, кто не пропускал в школе уроки биологии, услышат диссонанс в использовании не к месту этих слов.
Звери – это один из подклассов Млекопитающих. В нем собраны представители всех ныне существующих на Земле млекопитающих, но из него исключены Однопроходные. Представители этого подкласса именуются еще Первозверями. К ним относятся ехидны и утконосы, имеющие один проход, откладывающие яйца, но выкармливающие своих детенышей молоком, выделяемым «первобытными», примитивными молочными железами.
Звери же своих наследников вынашивают в плаценте или в специальных сумках, яйца не откладывают, а детенышей выкармливают молоком, которое те высасывают из сформированных молочных желез. Интересной чертой зверей, кроме системы воспроизведения, является наличие внешних ушей, дифференцированных зубов, волосяного покрова и теплокровности.
Происхождением своим звери обязаны цинодонтам, небольшим организмам, которые появились в конце триаса. Массовое вымирание ящеров позволило пращурам современных зверей выжить и распространиться практически по всей земле, кроме внутренних районов Антарктиды.
Подотряд Звери насчитывает 28 отрядов, среди которых одними из самых выдающихся являются: Хищные и Китообразные, Копытные и Непарнокопытные, Приматы и Грызуны.
Животные – это одна из основных единиц живого мира. В старой классификации, которая использовалась в советской биологии, говорилось про существование Царства Животных, Растений и Грибов. Сегодня Животные — это царство, которое относится к домену Эукариот или организмов, чьи клетки имеют ядро. Животными занимается наука зоология, а сами организмы имеют ряд отличительных свойств, выделяющих их из прочих представителей живых организмов, населяющих Землю.
Царство животных удивляет количеством организмов и многообразием форм. К нему относятся одноклеточные и многоклеточные организмы. Целые таксоны отданы Губкам, Кишечнополостным, Первичноротым и Вторичноротым. В последней группе нашлось место для Типа Хордовых, в котором себя отлично чувствует множество известных обывателям организмов – от ланцетника до акулы, от змеи до Homo sapiens, от морской звезды до орла.
Чем звери отличаются от всех других животных и кто к ним относится, разница
В разговорной речи и в литературных произведениях понятия «животные» и «звери» зачастую отождествляются. Потому многие люди воспринимают эти слова как синонимы. Однако с биологической точки зрения это неверно. Так чем же конкретно звери отличаются от других животных? Чтобы дать ответ на этот вопрос, важно разобраться в терминологии. Немаловажное значение имеет анализ главных признаков.
Что значит животное
С биологической точки зрения, животными называется царство, которое относится к эукариотам. Под этим термином подразумевают организмов, клетки которых имеют ядро. Изучением этих организмов занимается зоология.
Для всех животных характерны определенные отличительные черты. Все они считаются гетеротрофами, способными перемещаться. К тому же животные поглощают готовые органические соединения. При этом некоторые другие живые организмы способны их синтезировать самостоятельно.
В зависимости от особенностей питания всех животных стоит разделить на несколько категорий. Они бывают растительноядными, плотоядными, всеядными. Также существуют паразиты.
Особенности зверей
В биологической науке зверями называют определенный подкласс млекопитающих. К ним относится большая часть млекопитающих животных Земли. Исключением считается лишь подкласс, который называется первозвери. Этих особей также называют однопроходными.
Первозвери имеют особый проход, который они используют для откладывания яиц. Однако представители этого подкласса используют для вскармливания вылупившихся детенышей молоко. Представителями первозверей считаются ехидны и утконосы. Для этих особей характерно наличие примитивных молочных желез, которые продуцируют питательную жидкость.
Остальные млекопитающие считаются живородящими. Это означает, что они вынашивают своих детенышей в плаценте или используют для этой цели специальную сумку. Вскармливание потомства осуществляется сформированными молочными железами.
Для зверей характерны определенные особенности. Они отличаются наличием волосяного покрова. К тому же эти особи имеют разделенные зубы и наружные ушные раковины. Еще одной их чертой считается высокая температура тела. Потому зверей часто именуют теплокровными существами.
Схожесть
Многих людей интересуют общие черты между рассматриваемыми понятиями. По сути, все звери представляют собой животных, поскольку относятся к их царству. При этом далеко не каждое животное считается зверем. Есть мнение, что зверь – это подкласс млекопитающих, которые относятся к царству животных.
Чем звери отличаются от животных
Между рассматриваемыми понятиями существует определенная разница. К главным особенностям относят следующее:
В любом случае, рассматриваемые понятия позаимствованы из науки. При этом их разница рассматривается, как правило, исключительно в биологическом разрезе. В восприятии человека часто употребляется другое значение слов.
Иногда в отношении к людям применяют термин «озверел» и подразумевают при этом свирепое дикое животное. Оно умеет охотиться и способно растерзать добычу на куски. Таким образом, стоит сделать вывод, что в народе часто используются и другие значения слов.
При этом люди могут называть дикого волка зверем, а корову – домашним животным. На самом деле, оба вида живых существ считаются зверями. При этом один из них одомашнили и стали называть домашними. Существ, которые живут в лесу, называют дикими. Применительно к ним с лексической точки зрения чаще употребляют слово «звери».
Какие животные относятся к зверям
Зверями называют подкласс млекопитающих. Он объединяет современных млекопитающих, которые рожают детенышей без откладывания яиц. Сюда входят и плацентарные, и сумчатые особи. Таким образом, практически все современные млекопитающие – звери. В эту группу входят и люди.
К характерным особенностям зверей, которые отличают их от других животных, относят следующее:
Стоит отметить, что есть и особенная категория, которую противопоставляют зверям. Их называют первозвери. Такие особи представляют собой переходный вид от рептилий к млекопитающим. К этой категории относятся редкие особи – ехидна и утконос.
Первозвери адаптировались к жизни на суше, потому они отличаются волосяным покровом. Тем не менее, эти особи лишены наружного уха, которое помогает остальным живым существам слышать на суше. Эти особи также представляют собой яйцекладущих животных, как и их предшественники – рептилии. При этом остальные млекопитающие считаются живородящими.
Таким образом, если не брать в расчет особенную группу первозверей, стоит сделать вывод, что все звери – это млекопитающие животные. Однако важно отметить, что есть в мире и особая группа особей, которых сложно однозначно классифицировать. К примеру, синий кит отличается признаками и млекопитающих, и рыб.
Выводы
Между рассматриваемыми понятиями есть много отличий. Так, понятие животных значительно шире, нежели термин «звери». Дело в том, что звери считаются одной из составляющих царства животных. При этом их называют наиболее высокоорганизованным подклассом этого царства.
Кто такие звери? Окружающий мир. 1-й класс
Класс: 1
Цели:
Задачи урока:
Планируемые достижения учащихся: Усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.
Оборудование.
У учителя – цветные изображения медведя, лося, белки, зайца, крота, кита, летучей мыши, божьей коровки, кобры, тигра, бобра, пингвина, петуха, страуса, курицы, коня, козла, верблюда, моржа, носорога, слона, бегемота, а также муравья, майского жука, пчелы, паука. Плакат: тело зверей покрыто шерстью. Пучки шерсти в полиэтиленовом пакете. Названия частей тела зверей. На отдельных листах бумаги слова: перья, 6 ног, чешуя. Призы победителям игр, небольшие листочки бумаги с надписями – «молодец», «умница», «знаток», для поощрения детей во время урока.
У учащихся – лист с копией рисунка для раскрашивания; цветные карандаши; тестовые задания, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса А. А. Плешакова «Мир вокруг нас».
Ход урока.
1. Организационный момент.
У.— Ребята! Сегодня у нас будет добрый урок, красивый урок. Он будет посвящен нашим меньшим братьям – животным.
2. Проверка изученного материала.
1. Игра «Четвертый лишний»
На доске 4 представителя животного мира: муравей, майский жук, пчела, паук.
У.- Найдите «четвертого лишнего» и объясните свой выбор
Д.- Лишний «паук», т. к. у всех животных по 6 ног и они являются насекомыми, а у паука 8 ног.
У.- Сделайте вывод, каких животных мы будем называть насекомыми?
Д.- Всех животных, у которых 6 ног.
На доске появляется лист с надписью «6 ног».
2. Повторяем знания о рыбах.
У.- Ребята, отгадайте старинную загадку :
У маленькой скотинки
сто серебряных монеток в спинке.
Д.- Это рыба.
У.- Чем рыбы отличаются от всех других животных?
Д.- Самое главное то, что у всех рыб есть чешуя, которая играет защитную функцию.
На доску вывешивается надпись «чешуя»
У.- Неужели нет ни одной рыбы без чешуи?
Д.- Есть. Это сом.
У.- Если у сома нет чешуи, то, что же тогда его защищает?
Д.- У него очень толстая кожа.
У.- Что еще вы знаете об этой рыбе?
Д.- Она живет на дне реки, в иле. У него огромный рот и маленькие глазки.
3. Игра-соревнование «Кто знает больше птиц?».
У.- Дети, отгадайте, о ком я сейчас вам расскажу.
И петь не поет,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают?
Д.- Это пингвин (курица, страус). Его считают птицей потому, что у него есть перья.
На доску вывешивается надпись «перья» и рисунки названных птиц.
У.- Какие еще птицы не летают?
Д.- Курица, страус (пингвин).
У.- Мы с вами сейчас поиграем в игру под названием «Кто знает больше птиц?». Вы по очереди будете называть по одной птице, кто сможет назвать последнюю птицу – тот выиграл. Условия игры: не выкрикивать – кто выкрикнет, тот выбывает из игры; второй раз птицу не называть. Победитель получит приз.
Проводится игра–соревнование, во время которой один из учеников фиксирует количество названных птиц на доске в виде магнитов.
У.— Молодцы! Вы назвали очень много птиц. А чем отличаются птицы от остальных животных?
Д.- У них есть перья.
У.— Как еще называют птиц?
Д.- Пернатые.
4. Тест-контроль.
У.— Давайте подведем итог предыдущих уроков, выполнив небольшой тест. У каждого из вас лист с 3 заданиями. Вам нужно правильный ответ обвести кружком красным карандашом. На выполнение работы отводится не более 3 минут.
(Тестовые задания из тетради «Тесты к учебнику для 1 класса» под редакцией
А.А. Плешакова, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова.)
Физминутка.
Проводится в виде игры «Летает, не летает».
Если названное учителем животное летает, то дети встают и поднимают руки вверх. Если же объект не летает – приседают.
Слова для игры: орел, уж, пингвин, шмель, курица, птица, муравей, воробей, енот, крот, бегемот, соловей.
3. Изучение нового материала.
У.— Скажите, рисунки каких животных вы видите на доске?
Д.- Это петух, бобер, тигр, кобра и божья коровка.
У.— Как вы думаете, про кого из них мы можем сказать – зверь?
Для разрешения проблемной ситуации требуется выявить основной признак зверей – наличие шерсти.
У.— Сначала установим, какие из этих животных точно не звери.
Д.- Петух – птица, божья коровка – насекомое.
С доски снимаются изображения петуха и божьей коровки.
У.- Чтобы ответить на вопрос, кто же из оставшихся животных зверь, необходимо знать строение тела зверей. Мы рассмотрим его на примере тела коня, козла и верблюда. Скажите, какие части тела есть у всех этих животных?
Д.- Голова, шея, туловище, хвост, ноги.
По мере называния частей тела животных, на доску вывешиваются их названия..
У.— Эти части тела есть у всех из представленных животных?
Д.- Горб, рога, копыта, грива.
У.- Да. Это несущественные признаки. Для чего верблюду горб? А козлу рога? А коню копыта?
У.- А какой признак есть у всех этих зверей, для того чтобы отличить их от остальных животных? Например: от птиц, насекомых, рыб?
Д.- Это шерсть.
У.- Верно!
На доску вывешивается плакат «Тело зверей покрыто шерстью».
У.- Вернемся к нашим животным. Кто же тогда из них не является зверем?
Д.- Кобра. У нее нет шерсти.
Рисунок кобры снимается с доски.
У.- У меня в пакетике шерсть кота. Рассмотрим ее. У вас дома тоже есть животные. Что вы можете сказать об их шерсти? Какая она?
Д.- У кошек шерсть мягкая, у собак – жесткая. А у свинок – щетина.
4. Продолжение работы по теме.
У.- Каких еще зверей вы знаете? Каких зверей видели своими глазами? Кто из них живет рядом с человеком? Кто из них живет в лесу?
У.- А кто из вас знает что такое «Красная книга»?
Д.- Это книга, в которой занесены все редкие животные.
У.- Почему они стали редкими?
Д.- Их истребил человек. «Красная книга» нужна для охраны этих животных.
У.- Где в природе мы можем встретить редких зверей?
Д.- В заповедниках, заказниках.
У.- Я предлагаю вам вместе с родителями к следующему уроку найти материал о редких животных и рассказать нам о них.
Физминутка.
Игра «Рыбы, звери, птицы».
5. Закрепление нового материала.
Самостоятельная работа на узнавание зверей по контуру. ( взята из учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1 класс.»)
У.- Вам необходимо сначала найти и обвести карандашом зверей, а затем раскрасить рисунок.
После нахождения зверей их рисунки вывешиваются на доску одним или несколькими детьми.
У.- Какое время года изображено на рисунке? В какой шубке заяц? В какой шубке белка? Почему? Что вы знаете о том, как окраска зверей помогает им выживать в природе?
6. Это интересно.
У.- Рассмотрите рисунки моржа, носорога и кита. Какие необычные особенности в строении их тела вы заметили?
У.- У кита когда-то была шерсть, но постепенно она исчезла. И все же на голове у кита есть немного одиночных волосков. Это чувствительные волоски, такие же как усы у кита, с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается. Кроме этих животных нет шерсти еще у некоторых зверей. У кого?
Если дети затрудняются ответить, то учитель вывешивает на доску рисунки слона и бегемота.
У.- Как вы думаете, почему у этих зверей нет шерсти?
У.- Когда-то, давным-давно, у предков слонов – мамонтов – была шерсть. Но потепление климата привело к изменению их внешнего вида.
У.- А что интересного в строении крота и летучей мыши?
У.- Для чего им эти части тела?
7. Самостоятельная работа.
У.- А теперь я предложу вам выполнить задание в рабочей тетради: определите, какие звери живут в нашей стране, а какие – в жарких странах.
Выполняется задание №1 рабочей тетради со страницы 12.
Проверка задания проводится в парах: дети сидящие за одной партой меняются для проверки тетрадями друг с другом.
8. Итог урока.
У.- Чем отличаются звери от остальных животных? Есть ли такие звери, у которых нет шерсти?
Какие части тела есть у всех зверей?
9. Рефлексия.
У.- Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось? Кто понравился? Что было особенно интересно?
Какие бывают животные
Урок 11. Окружающий мир 2 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Какие бывают животные»
Здравствуйте. Рада снова видеть вас, ребята. Сегодня я расскажу вам о царстве животных.
Мир животных богат и разнообразен. Среди братьев наших меньших есть как огромные представители, (слоны, киты), так и очень маленькие (муравей, комар).
Несмотря на то, что животные очень разные и не похожи друг на друга, их можно разделить на группы: насекомые, рыбы, птицы звери (или млекопитающиеся), земноводные, пресмыкающиеся.
Рассмотрим представителей каждой группы и отметим их отличительные признаки.
Самая многочисленная группа животных. К ней относятся красивые бабочки, неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и мн. другие. Обитают насекомые везде: в почве, на земле, в воде, в воздухе; от холодных полярных льдов до жарких тропиков. Одни насекомые приносят пользу (божьи коровки, пчёлы), другие – вред (комары, саранча). Но все насекомые важны и нужны в природе.
Отличительными признаками насекомых являются:
· разделение тела на 3 отдела: голова, грудь, брюшко,
· 6 конечностей (ножек),
Насекомые — очень удивительные существа. Подумайте только: у людей орган слуха (уши) находится на голове, а у кузнечика и сверчка — на ногах.
Муравьи могут указывать дорогу к пище своим сородичам, умеют считать и объяснять. (например, пища находится за 10 поворотами).
Пчёлы очень трудолюбивы. Чтобы сделать килограмм меда, пчелка должна облететь более 2 млн. цветков.
Стрекозы считаются самыми быстролетающими насекомыми. Обычная скорость полета стрекозы — 30 км/ч. А максимальная скорость их движения — 57 км/ч.
Одной из самых крупных бабочек мира считается павлиноглазка атлас. Размах крыльев до 24 см. Она обитает в Китае, Таиланде, Индонезии.
А самым крупным жуком считается дровосек-титан.
Его размеры могут достигать 17 см. Дровосек-титан защищается с помощью специфического шипения и больших челюстей, которыми может укусить нападающего. А своими острыми когтями на лапках он может даже разодрать плоть. При всём при этом жук дровосек-титан никогда не нападает просто так: он может нанести серьёзные повреждения только в том случае, если чувствует опасность.
Следующая группа животных — рыбы.
Тело рыб покрыто скользкой чешуёй. Она растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт — и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт — и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе лет и сколько зим.
Рыбы – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр они дышат кислородом в воде.
Большинство рыб для воспроизводства потомства откладывают икру, но есть несколько видов рыб, которые рождают уже готовых мальков. Это, например, большая белая акула. Эта рыба вырастает до 5 м в длину и весит около 2 тонн.
Самыми медленными рыбками считаются морские коньки, которые движутся настолько медленно, что, глядя на них со стороны, можно сказать, что они находятся в состоянии покоя. А самой медленной из них считается карликовый морской конек, который за один час преодолевает расстояние в 1,5 метра. К тому же он просто мастер маскировки.
Самая быстроплавающая рыба— рыба парусник.
Она может развивать скорость до 100 км/ч (как автомобиль, движущийся по магистрали). Отличительной особенностью парусника является высокий и длинный первый спинной плавник, похожий на парус. Рыба вырастает в длину до 3,5 метров и весит около 100кг.
Следующая группа животных — птицы. Отличительной особенностью этой группы является наличие перьевого покрова тела.
Не будь перьев, птицы не смогли бы летать. Кроме того, перья защищают птиц от ушибов, царапин, холода и жары.
Вы уже знаете многих птиц и безошибочно можете определить воробья, синицу, снегиря, ласточку, сороку, лебедя и многих других птиц.
А вот знаете ли вы, что самой маленькой птичкой считается колибри-пчёлка.
Она весит около 2 граммов, а длина её тела около 6 см. Причем половину длины составляют хвост и клюв. Кроме того, колибри единственная птица, способная летать назад.
Самым крупным представителем птиц является африканский страус высотой до 2м 70 см и массой до 156 кг.
Он самый быстрый бегун в мире нелетающих птиц. Развивает скорость до 72 км/ч.
Самая быстрая птица – сапсан, его скорость достигает 200 км/ч, а в стремительном пикирующем полёте — свыше 322 км/ч.
А вальдшнеп — самая медленная птица в мире. Летает со скоростью 8 км/ч.
Больше всех летает черный стриж.
Эта птица ест, пьет и даже спит в воздухе. Оторвавшись от земли в первый раз, стриж пролетает около 500000 километров, прежде чем приземлиться.
Многие представители птиц умеют плавать. Быстрее всех плавает папуанский пингвин (до 27 км/ч). Кроме этого, пингвин глубже всех ныряет.
Следующая группа животных — звери (или млекопитающие).
К зверям относятся очень разные внешне существа: крылатые летучие мыши, похожие на рыб дельфины, изящные жирафы и тучные слоны, собаки, кошки, кроты, ежи, лошади, коровы, львы, тигры — всё это звери. Отличительной особенностью животных этого класса является то, что у них тело покрыто шерстью, и они выкармливают своих детёнышей молоком (отсюда название «млекопитающие»).
Слоны — самые крупные сухопутные звери. Они весьма интересным способом утоляют жажду. Сначала они набирают живительную влагу в хобот, а затем опускают его кончик в рот. В хобот слона вмещается до 8 литров воды. Но хобот нужен не только для утоления жажды и проведения водных процедур. Слоны здороваются очень милым образом – переплетая свои хоботы. Эти животные испытывают широкий спектр эмоций – могут грустить или радоваться. Они трепетно заботятся о малышах и считаются очень дружелюбными великанами.
А вот дельфины — уникальные млекопитающие не только по своему умственному развитию и дружелюбному отношению к человеку, но по способу сна. Спят дельфины с одним открытым глазом. Почему так происходит? А дело в том, что дельфины, как и все млекопитающие, дышат воздухом, и им нужно регулярно всплывать на поверхность для очередного вдоха. Полностью засыпать для дельфина было бы очень опасно — легко можно полностью погрузиться в воду и просто утонуть, что было бы обидно для существа, проводящего всю жизнь в воде. Поэтому дельфины спят разными полушариями мозга по очереди: дельфин отключает только одно полушарие мозга и закрывает при этом противоположный глаз (Например, левый глаз будет закрыт, когда правая половина мозга спит, и наоборот). Другая половина мозга дельфина в это время следит, что происходит в окружающей среде, и контролирует дыхательные функции.
А сейчас посмотрите это животное. К какой бы группе вы его отнесли: к насекомым, рыбам, птицам или млекопитающим? Ни к какой из вышеназванных групп. Ни к птицам, ни к зверям, ни к насекомым, ни к рыбам это животное отнести нельзя.
Лягушка принадлежит к группе, которая называется — земноводные. К этой группе принадлежат ещё жабы, тритоны, саламандры.
Как вы думаете, за что все эти животные получили такое название — земноводные? Земноводные — это удивительные существа. Они могут жить и в воде, и на суше. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но также уверенно прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Уникально и кожа земноводных. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется пол поверхности кожи. Тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать или даже пить. Голая кожа является отличительным признаком этой группы животных.
Следующая группа животных — пресмыкающиеся.
Представителями этой группы являются змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы. Пресмыкающиеся – это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками или пластинами. По-другому пресмыкающихся называют рептилиями. Кожа рептилий всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться.
В теплое время года рептилии становятся активными, а в холодное время – как бы замирают. Рептилии откладывают яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детёнышей. Растут и развиваются пресмыкающиеся медленно, поэтому и продолжительность их жизни очень большая.
Представители этой группы обладают самыми разнообразными умениями. Так, например, всем хорошо известна способность ящерицы в целях самозащиты отбрасывать часть хвоста.
После потери хвоста у ящерицы вырастает другой, хотя новый хвост всегда отличается от первоначального.
Ещё одним удивительным представителем этой группы является хамелеон.
Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой — назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором они могут висеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстреливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперёд. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать невидимым для своей жертвы.
А сейчас давайте подведём итог сказанному. Среди животных выделяют следующие группы:
Отличительным признаком рыб является то, что они обитают в воде, дышат жабрами, их тело покрыто чешуёй, есть плавники. У птиц тело покрыто перьями, у зверей — шерстью, своё потомство они выкармливают молоком, отсюда название «млекопитающие».
У земноводных кожа голая, а у пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками.