Звезда на памятнике что означает
Памятники на могилу с звездой
Памятники на могилах
История установки памятных символов на могилах насчитывает несколько тысячелетий, уходя корнями в историю первых цивилизаций. Но каждая культура, каждая страна и религия имеет свои отличительные особенности. После событий 1917 года на территории Советского Союза, а позже на постсоветском пространстве большое распространение получили памятники в виде звезды на кладбище.
На братских могилах не ставят крестов.
Если изначально звезда, установленная на могиле, олицетворяла принадлежность человека к коммунистической партии и подчеркивала атеистические взгляды усопшего, то с течением времени ситуация изменилась. Уже после окончания Великой Отечественной войны памятник на могилу с звездой становится символом участия в военных действиях умершего. Звезда металлическая на памятник начала появляться на братских могилах, а позднее и на могилах ветеранов.
Традиция получила продолжение и сейчас: пятиконечные символы устанавливают на местах захоронения военных, подчеркивая тем самым их воинскую деятельность, отвагу, смелость, честь.
Традиция устанавливать такой отличительный знак, как звезда из нержавеющей стали на отдельных, двойных, а также братских могилах жива в наше время.
Компания представлена на рынке ритуальных услуг несколько лет, имеет большой опыт работы, команду высокопрофессиональных специалистов, а также всю необходимую техническую базу.
Одним из видов услуг является изготовление памятников различной формы, сложности, а также конфигурации. В том числе памятники со звездой на могилу участника ВОВ, военного, офицера. При этом предлагаем несколько видов материал для изготовления надгробия с учетом пожеланий заказчика: искусственный камень, гранит, фибробетон.
Компания также оказывает услуги по облагораживанию мест захоронения. При проведении данной процедуры звезду на памятник ветерану ВОВ купить и установить можно и как отдельный элемент. Он будет изготовлен в соответствии с пожеланиями, из желаемого материалов. При решении купить звезду на памятник цена изделия может значительно отличаться. Для консультации и решения всех технических вопросов нужно связаться с нашими специалистами. Сотрудники в короткие сроки подберут несколько вариантов, из которых будет определен оптимальный.
При выборе модели надгробия во все времена родственники усопшего по возможности старались подчеркнуть его индивидуальные особенности, те значимые высоты, которых он достиг при жизни. Сегодня звезда бронзовая на памятнике часто встречается на могилах ветеранов, военных, защитников Отечества, доблестных и мужественных людей как дань памяти и уважения к их подвигам, совершенных при жизни.
Обратная связь
Оставьте заявку или задайте вопрос, используя форму ниже. Мы обязательно ответим вам в кратчайшие сроки.
Вифлиемская звезда Пушкина
Сегодня наиболее ретивые и грамотные евреи пытаются доказать простому русскому человеку что великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был латентным евреем и масоном. Причем основным доказательством этого является надгробие на его могиле в Святогорском монастыре.
Сразу после захоронения над могилой Пушкина был воздвигнут простой деревянный крест с лаконичной надписью «Пушкин».
В тени дерев, в Святых Горах,
Близ храма скромная могила
Любимого поэта прах
Покоем вечным осенила.
И крест без надписи стоит,
Зарос травой в забвеньи диком.
Но сердцу что-то говорит
Здесь о родном и о великом.
И скоро гордый мавзолей,
Украсив холм уединенный,
Укажет, где в тени ветвей
Лежит поэт наш вдохновенный.
Пройдут века! В Святых Горах
Истлеет мрамор белоснежный,
И, Пушкин! твой исчезнет прах,
Как призрак жизни безнадежной.
Но не страшится, не умрет
В твоих твореньях дивный гений,
Он быстрый свой свершит полет
До самых праздных поколений.
Лишь в 1841 г. на могиле Пушкина появился надгробный памятник, который стоит там и по сей день. Именно его архитектура дала основание считать Пушкина евреем и масоном. Действительно памятник просто нашпигован различными масонскими символами.
В центре обелиска в обрамлении венка красуется Меган Давида (Звезда Давида). На опорах обелиска с двух сторон изображено четыре группы Звезд Давида, по пять штук в группе. Таким образом, в целом на памятнике изображена 21 звезда, что большинство исследователей ассоциируют с карточным числом тройка, семерка, туз из «Пиковой дамы» Пушкина. Это один из возможных вариантов объяснения, так как логику масона, который рисовал эскиз памятника понять трудно.
Другим вариантом появления 21 звезды, это 21 выстрел Дантеса на дуэлях из которых лишь один был смертельным… в Пушкина.
Для окружения Пушкина, среди которого находился и автор его надгробного памятника, это было совершенно очевидным.
Возможными авторами памятника называют самого Пушкина, его жену, литераторов его круга: Жуковского, Вяземского, Тургенева, и даже главу опекунского совета Строгонова.
Пушкин. Это предположение настолько абсурдно, что не нуждается в опровержении, так как Пушкин любил рисовать во время своих раздумий, и уж точно бы оставил бы хоть какие-нибудь наброски своего будущего надгробия, но их нет.
Его жена. Вряд ли её можно считать настолько продвинутым масоном, чтобы создавать проекты такого качества. К тому же после его установки она ни разу не посетила могилу мужа, что совершенно невероятно, если бы автором проекта была она.
Строгонов. Заподозрить его в любви к Пушкину достаточно трудно, так как на памятник он выделил Наталье Пушкиной деньги по остаточному принципу из 46 768 рублей 1768, так чтобы в остатке осталось ровно 45 000 рублей. Причем памятник обошелся в 2941 руб. 50 к. Практически невероятно, чтобы он еще напрягался над проектированием самого памятника.
Остаются его литературные друзья, которые, как известно все были масонами. Таким образом, с высокой долею вероятности автором проекта был, кто-то из его литературных друзей, или в крайнем случае, почитатель его таланта, либо кто-то из его ближайших родственников.
Кто бы он ни был, он определенно был масоном, так как крест над Звездою Давида изображен на фоне двенадцатилучной звезды, а в его перекрестье изображено «Всевидящее Око» в треугольнике.
Масонская изощренность здесь проявилась в том, что двенадцатилучная звезда очень похожа на восьмиконечную, которой традиционно принято изображать, в том числе и в Православии, Вифлеемскую звезду. Отличить двенадцатиконечную от восьмиконечной звезды с первого взгляда невозможно. Ну а если кто и отличит, то, скорее всего, вспомнит её символ – совершенство. Вполне уместно на данном памятнике.
Да и со «Всевидящем оком» не всё так просто. С конца 18 века «Всевидящее Око» проникает в православную архитектуру. Екатерина II пыталась остановить этот процесс, но с приходом к власти Павла он лишь набрал новую силу. Так что его появление на кресте не противоречило установившейся в то время традиции. Но на памятнике оно изображено в треугольнике, а это уже символ иллюминатов.
Когда все символы (на памятнике есть и другие, кроме рассмотренных) собрались в одном месте и в одно время, то они прочно привязали великого русского поэта к евреям. А тут еще и его наследственность подкачала или подфартила (это как посмотреть).
Его прадед Ибрагим Ганнибал, в православии Абрам, в 1742 – 1743 г. примкнул к масонам. До этого он двух своих сыновей назвал русскими именами Иван и Петр, а затем вдруг следующих своих сыновей стал называть еврейскими именами Иосиф и Исаак. Иосиф и был родным дедом Пушкина. Ну вот вам и еврейский след. Ибрагима сразу причислили в эфиопские евреи, ну и соответственно все его потомки стали евреями.
«Новые историки» в лучших традициях иудаизма и христианства рассчитывают на невзыскательную публику, которой сколько «лапши» не вешай всё примет за чистую монету.
Ибрагима вывезли из Эфиопии в возрасте 8 лет. Будучи высокородного происхождения, он вряд ли мог происходить из Израилева колена. С другой стороны национальность у евреев передается по материнской линии, а в роду Пушкина по линии Ганнибалов не было ни одной еврейки. Так что версия о еврейском происхождении Пушкина не более чем мыльный пузырь. То что вокруг него и среди родственников, и среди друзей крутились масоны его самого евреем не делает.
Ну как же им всем хочется лишить нас всего русского, великого и могучего, что даже русский язык они готовы признать своим родным лишь бы оставить за собой мнимую пальму первенства.
Мусульманская символика и звезда Давида на надгробиях
Найти же мне удалось вот такую информацию:
Гексаграмма – интернациональный символ весьма древнего происхождения. Исследователи обнаружили этот знак в Индии, где он использовался, судя по всему, еще задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела ни малейшего отношения к иудаизму. На Среднем и Ближнем Востоке она была символом культа богини Астарты. А в Мекке главную мусульманскую святыню – черный камень Кааба – из века в век традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды. Начиная с «бронзового века» (конец четвертого – начало первого тысячелетия до н.э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдаленных друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. Стоит отметить, что при этом как магический символ пентаграмма использовалась значительно чаще, чем гексаграмма, но обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвященных алхимии, магии и чародейству. (с)
Гексаграмма универсальный символ. И он не просто имеет отношение ко ВСЕМ
Традициям, но является ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЙ священной символикой.
Суфии используют этот символ в свои духовных практиках. Сура «Ясин»,
называемая сердцем Корана, «несёт» в себе гексаграмму.
Во время намаза мусульманин выписывает телом эту фигуру. Пложение стоя с поясным наклоном,
составляет первый треугольник, а глубокий земной поклом вкупе с поверхностью
земли образует второй.
Если «разложить», то фигуру эту следует рассматривать в объёме,
тогда Вы увидите, что в основе её трехмерных крест. Этот крест
с шестью лучами и центром есть шесть дней творения и днём «отдыха».
Именно здесь одно из мест где стыкуются Христианство с Исламом.
Крест не только не чужду Исламу, но тоже является его символикой,
но в завуалированной форме. (с)
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=10372.0
«Другу и дорогой матери от мужа и детей».
Заельцовское кладбище, могила девочки. Недорогой металлический памятник ежегодно заботливо красят в яркий цвет. Вот фото, сделанное в 2011 году:
фото, сделанное год спустя, в 2012м:
Мусульманская часть кладбища:
Обладатель очень колоритных усов:
А вот напоследок еще один загадочный памятник:
Новое в блогах
Почему на могиле А.С.Пушкина нашлось место и кресту, и магендавиду
Неприятности преследовали Александра, словно вырвавшись из ящика Пандоры.
Хроническое безденежье отравляло жизнь.
Пушкин задолжал сто двадцать тысяч рублей, ценности семьи заложил в ломбарды. Затея с «Современником» прибыли не принесла, тираж не расходился. Попытался в Москве карточной игрой «залатать» финансовые прорехи. Конечно, проигрался и усугубил свои затруднения. А ведь перед женитьбой писал матери Натали:
«Я не потерплю ни за что на свете, чтобы жена моя испытывала лишения».
Пришлось пожертвовать независимостью, поступить к царю на службу. Жалованье в министерстве иностранных дел составляло лишь пять тысяч рублей в год. Сущая безделица! Ни гроша верного дохода!
И все же не эти неприятности жгли душу. В великосветских петербургских салонах появился нахальный красавец, эмигрант-роялист Жорж Дантес. Неустанным преследованием Натали он добился успеха: жена стала обращать на него внимание. Натали увлеклась этим французом. Увы, они были молоды, они были красивы! (ну это мысль автора, как понимаете-прим.)
Впрочем, и император, завороженный обаянием Натали, настойчиво за ней ухаживал. На балах Николай Первый вальсировал с Натали, ужинать садился рядом с ней. Утром, проезжая мимо окон Пушкиных, поднимал лошадь на дыбы, стремясь привлечь внимание Натали.
Что может быть оскорбительней прозвища «рогоносец»?
Теперь, сам находясь в положении Воронцова, Ризнича, Фикельмона, Закревского и мужей многих кишиневских красавиц, он терзался от уязвленного самолюбия. И страшился стать посмешищем во мнении петербургского света.
Финансовые неудачи, легкомыслие и флирт жены с Дантесом, умелое выжидание царя для достижения своей цели закружили Александра в водовороте тоски и отчаяния.
Легкокрылая Муза уже не прилетала так часто к Александру, он почти отошел от поэзии. Писал много в прозе. Он невесело шутил: «Проза в творчестве и, увы, проза в жизни».
Александр даже решил бросить службу и уехать в деревню. Подал в отставку. Воспротивилась жена, да и царь не скрывал неудовольствие. Поддавшись увещеваниям Жуковского, переступив гордость, Александр взял назад свое прошение.
Обрушившиеся тяготы добивали его, пригибали голову. Приходя к друзьям, отрешенно повторял: «Невыносимо грустно! Тоска!»
Жизнь не сложилась. И непреходящее предчувствие кончины («Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит»)…
Несколько озлобленных вызовов на поединки, впрочем, закончившихся примирением.
Написанный недавно «Памятник» — по сути прощание с жизнью — Александр с горькой усмешкой запер в письменном столе.
Холодным зимним утром Пушкин уединился в своем кабинете, предупредил домашних и челядь его не беспокоить. В восточном халате, наброшенном поверх белоснежной с кружевным воротником рубашки, он на листах бумаги, кусая перья, что-то непрерывно рисовал. Недовольный, скомканные листы бросал под письменный стол. Наконец, после долгих попыток внимательно рассмотрел окончательный рисунок, проставил размеры. Остался доволен.
В комнату вливался неяркий петербургский полдень. Александр потряс колокольчиком и вошедшему лакею велел передать барыне, что он ждет ее в кабинете.
Приоткрылась дверь, и вошла Наталья Николаевна. Пушкин встал, обнял жену за плечи, придвинул кресло. Привыкнув за последние годы к озабоченному хмурому лицу мужа, к тревожному блеску его глаз, Наталья Николаевна была удивлена. Она застала в кабинете непривычно спокойного умиротворенного Александра.
Пушкин сложил ладони, касаясь кончиками пальцев, взглянул на жену.
— Даже и не знаю с чего начать, — признался он.- Впрочем, перейдем к тому делу, ради которого я позвал тебя. Видишь ли, душа моя, я старше тебя на тринадцать лет. И раньше уйду в мир иной.
Побледнев, прижав к груди руки, Наталья Николаевна не смогла сдержать крик:
— О чем ты говоришь, Александр? Что за странные мысли пришли тебе в голову?
— Успокойся, женка. Не перебивай и слушай внимательно. Ты же знаешь, Натали, что я внес в казну Святогорского монастыря надлежащую сумму и купил себе место рядом с могилой матери.
Наталья Николаевна вспомнила, что муж говорил ей об этом, вернувшись с похорон Надежды Осиповны.
— Земля там сухая, — продолжал Александр. — Мало утешения в том, что меня похоронят на тесном петербургском кладбище, а не на просторе, как прилично порядочному человеку. «Ближе к милому пределу мне все хотелось почивать».
Александр взял со стола лист бумаги, протянул жене:
— Взгляни, Натали, таким будет на моей могиле посмертный памятник.
Наталья Николаевна с ужасом смотрела на выполненный мужем рисунок. Александр не замечал состояния жены.
— Как видишь, женка, памятник прост и строг. На гранитных плитах белый мраморный обелиск с нишей. Над ней лавровый венок.
— Почему лавровый? — пролепетала Наталья Николаевна.
Пушкин невольно рассмеялся:
— Все же, женка, я лучший поэт России. Поэтому и лавровый. А что в венке, разглядела?
Наталья Николаевна присмотрелась:
— Да не цветочек это, а звезда шестиконечная — древний иудейский знак.
— Ты же христианин, Александр! — придя в себя, крикнула ошеломленная Наталья Николаевна.
— Верно, душа моя, верно. Не смотри на меня так, я еще не сошел с ума и в здравой памяти. Хочу тебе кое-что объяснить, поскольку это возможно. Дети наши — из иудейского рода древнего царя Соломона.
Фрагмент памятника с шестиконечной звездой
Вконец растерявшись, Гончарова молчала, а Пушкин, не повышая голос, терпеливо объяснил:
— Отец моего прадеда Абрама Ганнибала состоял влиятельным князем в Абиссинии и держал резиденцию в Логоне. Абрам Ганнибал был любимым сыном князя. Братья, завидуя ему, коварно продали его в рабство туркам…
Пушкин взглянул на Натали, чтобы удостовериться, что слушает она внимательно.
Наталья Николаевна вдруг вспомнила, что как-то летом отдыхали они в Царском селе у вдовы Китаевой. Александр сочинял, лежа на диване среди рукописей и книг. Одежды на нем не было, и он сказал удивленному посетителю: «Жара стоит как в Африке, а у нас там ходят в таких костюмах».
Пушкин протянул жене лист с рисунком памятника и проставленными размерами:
— Спрячь и сохрани. Памятник сделаешь, как я пожелал. Такова моя воля. Не плачь и успокойся.
* * *
В январе 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом. Смертельно раненый, он скончался через два дня.
Его желание быть похороненным в Святых горах исполнилось. По указанию царя в последний путь поэта провожал его старый друг Тургенев в сопровождении жандармского капитана. Верный слуга Никита сопровождал своего барина, стоя на дрогах.
Промерзлая земля противилась лопатам мужиков… Над последним пристанищем поэта установили простой деревянный крест.
В кабинет вошел жандарм и доложил, что просит принять Наталья Николаевна Пушкина. Начальник Третьего отделения граф Александр Христофорович Бенкендорф не мог скрыть своего удивления.
Вдову поэта, скромно одетую с преобладанием темных тонов, Бенкендорф встретил в середине кабинета, вежливо предложил сесть.
— Чем обязан, голубушка Наталья Николаевна?
— Граф, выполняя желание моего покойного мужа, я пробыла с детьми год и восемь месяцев в деревне. (Бенкендорф был осведомлен, что Пушкин перед кончиной приказал молодой жене удалиться в деревню на два года). Я собрала необходимые средства и хочу установить на могиле супруга памятник.
Бенкендорф равнодушно пожал плечами:
— Закон не запрещает сооружать на могилах дуэлянтов памятники. Устанавливайте.
Натали чуть помолчала, не решаясь вымолвить то, ради чего она пришла на прием к могущественному начальнику Третьего отделения.
— Видите ли, Александр Христофорович, незадолго до кончины муж просил меня выполнить памятник… по его рисунку.
— По его рисунку? — переспросил Бенкендорф. — И что же вас смущает, Наталья Николаевна?
Женщина помолчала, но собралась с духом:
— Взгляните, Александр Христофорович, — и протянула графу рисунок.
Бенкендорф надел очки, всмотрелся в чертеж памятника.
— Не вижу ничего предосудительного, требующего моего разрешения.
— А вы всмотритесь внимательнее, граф. В венке — иудейский знак, шестиконечная звезда.
И Пушкина рассказала Бенкендорфу о состоявшемся разговоре с мужем. Пораженный Бенкендорф осмысливал услышанное.
— Госпожа Пушкина, оставьте мне на некоторый срок сей рисунок. Я должен подумать.
* * *
Зимний был заполнен скрытой от посторонних глаз напряженной дворцовой жизнью. Интриги, приемы, подковерные схватки, любовные приключения и, конечно, роскошные балы. Фрейлины и камергеры задавали ритм этой непрерывной круговерти. Но государственные дела отвлекали августейших особ от каждодневных удовольствий.
…Стоя навытяжку, Бенкендорф докладывал Николаю Первому о событиях, происшедших за минувшую неделю. Рутинная обязанность, но царь слушал внимательно.
— Хотите что-то дополнить к сказанному, Александр Христофорович? — император, устав, откинулся на высокую спинку кресла, прикрыл ладонью зевок.
— Есть проблема, ваше величество, решать которую я не уполномочен.
Бенкендорф понимал, что разговор предстоит щепетильный и тщательно обдумывал каждое слово.
— Пожаловала ко мне на прием Наталья Николаевна Пушкина. — Бенкендорф заметил, что при упоминании имени этой женщины что-то мелькнуло в глазах императора. — Просила разрешить установку обелиска на могиле мужа. Рисунок памятника Пушкин вычертил загодя сам.
— И вы разрешили, граф?
— Никак нет, ваше величество. Покойный считал себя со стороны матери потомком царя Соломона и велел жене выполнить на памятнике древний иудейский знак — шестиконечную звезду.
— Что?! — Николай Первый встал, отшвырнул кресло. — Я этих жи… евреев держу в черте оседлости, а тут, извольте, в центре России будет красоваться иудейский знак! Пусть установит другой памятник в духе наших христианских обычаев!
— Предлагал, ваше величество, отказывается.
— Вот как! Повременим, граф, с разрешением.
Прошло полгода, и Бенкендорф, как бы невзначай, обратился к царю:
— Ваше величество, вновь приходила Наталья Николаевна Пушкина. Плакала, ждет разрешения на установку памятника.
— Эх, Пушкин, Пушкин! Жил с озорством, не ведал благоразумия и на погибель пошел бездумно.
— Удачно выразился Булгарин, ваше величество: «Жаль поэта — и великая, а человек он был дрянной. Корчил Байрона, а пропал как заяц».
— Булгарин? — у императора поползла вверх бровь.
— Фаддей Булгарин, издатель, ваше величество. Сотрудничает с властями.
Император заложил руку за спину, прошелся по кабинету. Покрутил головой, воротник мундира жал шею.
— Два года, как нет Пушкина, а все еще приходится решать его головоломки. Ваше мнение, граф?
— Негоже дворянину, ваше величество, быть погребенным под простым деревянным крестом. Пойдут пересуды, кривотолки.
Ногтем мизинца император почесал кончик носа.
— Ну, что же Александр Христофорович, придется дать вдове Пушкина разрешение. Но внесем некоторые изменения. Звезду шестиконечную уменьшим, чтобы не была различима издалека. А над ней следует закрепить металлический христианский крест. Так и передайте госпоже Пушкиной. Утешьте ее.
— Будет исполнено, ваше величество.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
ПУШКИН
Родился в Москве 26 мая 1799 года
Скончался в С.Петербурге 29 января 1837 года
А за обелиском, оттеняя его белизну, шумят листвой протянувшиеся зеленой стеной деревья.
Михаил ХАРИТОН, Петах-Тиква
По мнению некоторых историков, встречающаяся иногда на православных могилах и культовых сооружениях XIX века шестиконечная звезда на самом деле символизирует звезду Вифлеемскую. Но при этом есть и такая версия: православная гексаграмма, возможно, все-таки имеет отношение к магендавиду, ибо, согласно Евангелию, Иисус был потомком царя Давида. Однако, шестиконечные звезды можно обнаружить также на памятнике Некрасову,Глинке,
Мусоргскому,
в центре креста на куполе Свято-Троицкого собора в Петербурге
и на куполах собора
и иных «неожиданных» местах. Как например
или в индуистских храмах, никакого отношения к иудаизму не имеющего.
Еще одна (из доброй дюжины) трактовка гексаграммы в индуизме — это энергетический двигатель, который наделяет силой и волей к существованию как индивида, так и всю Вселенную. Дополню еще вот такими находками.
Справа бронзовая поясная пряжка, найденная в г. Серенске, 10 в. Славянский символ «Звезда Велеса» изображён на керамике срубной культуры (2-е тыс. до н. э., степь — лесостепь России) Он встречается на одежде древних славян, пуговицах-гирьках, посуде и других предметах домашнего обихода. Или вот.
Это государственная печать Ивана Калиты.
Или вот такая роспись внутри Собора Василия Блаженного на Красной Площади
Этот древнейший символ кельтов появился около VIII века и он является собирательным символом. Такой кельтский крест — союз неба и земли, мужского и женского. Также примечательно здесь совместное использование свастики и гексаграммы. В древней Греции гексаграмма также обозначала соединение двух начал — мужского и женского. Гексаграмма была широко распространена в Персии, однако среди евреев такое использование ограничивалось единичными случаями.
Ханская мечеть в Бахчисарае.
Гексаграмма украшает многие католические соборы и другие памятники архитектуры Европы.
Шестиконечную звезду часто называют звездой Давида. Существуют легенда, что этот символ был изображен на щитах его воинов. Однако, по всей видимости, это является выдумкой. Гершом Шолем, эксперт в области еврейской мистики и один из основателей Еврейского университета в Иерусалиме, вскоре после того, как было принято решение об изображении шестиконечной звезды на национальном флаге Израиля, опубликовал статью, в которой писал: «Гексаграмма не является еврейским символом, и уж тем более не является символом иудаизма».
Ну и, наконец, смотрим документы.
Памятник, который стоит теперь на могиле поэта, был поставлен в 1840-1841 годах на средства, отпущенные опекой. Установкой занимался старый Михайловский приказчик М. И Калашников. Согласно «Счету по сооружению и отправке Псковской губернии в монастырь Святые Горы надгробного, покойному Александру Сергеевичу г. Пушкину мраморного памятника», от 31 декабря 1840 года, «С.-Петербургскому монументального цеха мастеру Александру Пермагорову по условию 1-го марта 1840 года заплачено за дело и укупорку в ящик памятника 2300. подрядчикам Гусеву и Семенову за доставку памятника в Монастырь Святые Горы 491. Служителю Михаилу Калачникову выдано на расходы по постановлению того памятника на месте 75 руб., на содержание его Калачникова в пути на месте и при обратном проезде в Петербург (на два месяца) 60 р., на платеж за подводу при проезде обратно в Петербург 15 р., итого 150».*
* (См. П. Е. Щеголев, Пушкин и мужики, стр. 234-236.)
По чьему проекту установлен памятник,- не известно. Возможно, по эскизу кого-либо из друзей поэта, например, В. А. Жуковского. Исполнителем же был, как видно из приведенного счета, известный петербургский мастер, создавший немало прекрасных монументальных произведений, Александр Пермагоров.
Опека, по настоянию Н. Н. Пушкиной, деятельно занималась установкой памятника. Опекуны Г. А. Строганов и М. Ю. Виельгорский искали «живописца для снятия вида с могилы Пушкина». Они неоднократно обращались по этому поводу к псковскому губернатору, а 31 декабря 1839 года Строганов писал П. А. Осиповой в Тригорское: «Милостивая государыня Прасковия Александровна, вдова Александра Сергеевича Пушкина, желая воздвигнуть надгробный памятник над могилою его,- поручила мне, как родственнику и опекуну детей ее, собрать описание и хотя очерк места могилы Александра Сергеевича,- дабы сообразно тому можно было сделать приличнее самый памятник. Так как нам известны дружественные ваши отношения к Александру Сергеевичу, которые сохранил он в течение всей жизни своей,- то я в полной уверенности на содействие ваше к совершению последнего долга покойному дозволяю себе обратиться к вам с покорнейшей просьбой сообщить мне хотя поверхностный рисунок с кратким описанием места, где ныне покоятся бренные остатки Александра Сергеевича».* Предприняла ли что-либо Прасковья Александровна по этому письму, не знаем. По поручению псковского губернатора, «вид могилы Пушкина», как и «домика в сельце Михайловском», был снят с натуры губернским землемером Ивановым и затем, будучи переведен на литографию Александровым, вошел в его известный альбом. Иванов сам отвез сделанное им изображение могилы Пушкина в Петербург, оно получило одобрение и, видимо, послужило основанием для проектирования памятника.
* (Архив опеки Пушкина, М., 1939 (Летописи Гос. Литературного музея, кн. 5), стр. 299.)
Первые подробные описания могилы Пушкина относятся к 1850-м годам.
Еще в 1856 году академик М. П. Розберг писал: «Место его успокоения находится против главного алтаря и украшено, впрочем, очень скромным памятником из бело-сероватого мрамора представляющим обелиск, в сажень вышины, над небольшой аркой. Всего лучше надпись: «Александр Сергеевич Пушкин», а несколько пониже: «Родился в Москве 1799 г., мая 26, скончался в Санкт-Петербурге 1837 г., января 29». Хорошо, что ничего более не сказано, и что можно было сказать после высказанного бессмертным стихотворцем. Могила Пушкина, осененная со всех сторон развесистыми деревьями, растущими в диком беспорядке, находится на самом краю обрыва горы, откуда открываются прелестные виды в неизмеримую даль, на окрестные поля и леса; вблизи справа и слева врастают в землю подернутые мохом каменные плиты с едва уже заметными надписями, а между ними, местами, явственнее выступают черты, обозначающие фамилию «Ганнибалов», родовую матери поэта»*
* («Исторический вестник», т. LXXVI, 1899, май, стр. 753.)