Звезда вашего периода о чем
|Звезда вашего периода|
ЯНВАРЬ
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
ДЕКАБРЬ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Оммаж фильму Билли Уайлдера «Бульвар Сансет».
Рената Литвинова: «Вдохновлённая фильмами о кинодивах великого кинематографа прошлых лет, когда величие звезды сопоставлялось с величием ролей и с её человеческим масштабом, я сочинила спектакль Звезда вашего периода именно про постсоветскую Кинозвезду, со всем её прошлым и её воображаемым будущим, – и это будет триллер и пронзительная драма одновременно, – про вечные поиски любви, про актуальность, про то, что у всех своя скорость старения, и про Личность, которая оправдывает всю прожитую жизнь и про которую скажут: …Она была великой звездой вашего периода…»
Генеральный спонсор спектакля – часовая марка Richard Mille
Пессимистическая комедия
Вадим Рутковский
23 марта 2021
Спектакль Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода» в МХТ имени А.П. Чехова – авторский бурлеск о беге времени
Жизнь как кино; гибридный русско-голливудский сказочный мир; музыка Земфиры с хором на латыни; парад нарядов; отвязный фарс, превращающийся в высокую лирику – два мхатовских часа (не считая антракта) полны интриг и сумасбродной буффонады, оборотная сторона которой – неизбывная печаль.
Сцена МХТ – съёмочная площадка; всё начинается там, где фабрикуются грёзы и рождаются звёзды. Суматоха, суета: актёры – вроде непоправимо седеющего Фон Слепня-Слепунова (Павел Ващилин), нагло врущего про возраст и разражающегося рёвом «Твари!», когда правда всплывает, – осаждают кастинг-директоров. Убегающей от кредиторов белкой в колесе крутится Миша со священной для русского уха фамилией Мышкин (Юрий Чурсин), сценарист с дырявым карманом; состряпал нечто под адовым названием «Зинаида. Расширяясь» – получил от редактора Ривы Ненашевой (Софья Евстигнеева) убийственную характеристику: «бездарная графомания». А всё же продолжает окучивать режиссёра Константина Любича (Михаил Рахлин): всем, по обе стороны экрана нужны деньги; внимание, мотор!
Весь мир – съёмочная площадка: когда действие из студийных павильонов перекинется в загородный отшельнический дом стареющей кинозвезды Маргариты Леско, дух того, что идёт съёмка, никуда не денется.
Всё – для всевидящего ока; пусть режиссёр Любич и безмолвствует годами – афиша фильма «Посмертные ранения» висит на стене его кабинета. А вот в голове Любича – какая-то небывальщина: «Маргарита, кажется, умерла 15 лет назад, я был на ее похоронах». Пусть думает, что хочет; Маргарита жива и верит в то, что экран без неё осиротел; и ждёт звонка со студии; и пишет сценарий в тысячу томов «Я – звезда вашего периода». Даже лестница в её доме – приюте забытых комедиантов с кладбищем домашних животных – специальная, построенная для репетиций: как Маргарита спускается, чтобы обратиться с речью к народу. Для бесконечных репетиций в сомнительной надежде, что наступит день, когда застрекочет настоящая камера.
Спектакль Ренаты Литвиновой – оммаж фильму Билли Уайлдера «Бульвар Сансет». Это такая легенда-легенда и классика-классика, однако я его не видел. Гордиться тут нечем, но и стыдиться глупо – наверстать можно в любой момент (и хорошо, когда единичные страницы истории кино остаются «неразрезанными» – на чёрный день). Смотреть накануне спектакля специально не стал – чтобы избежать бесполезных сравнений «Звезды» с «Бульваром» и сохранить девственное незнание сюжета. «Звезда» заявлена в афише как «триллер, драма»;
узнать, что и где происходит заранее – всё равно, что заглянуть на последнюю страницу романа Агаты Кристи
(в инсценировке её «Свидетеля обвинения» Литвинова играет в МХТ с 2012 года). Без риска получить от благодарного будущего зрителя тумаков, можно рассказать, что Мышкин попадёт в дом Леско, где гордятся тем, что не смотрят телевизор, и слова «Приготовь экран!» произносят с особым почтением к «экрану». Столкнётся с несколько воландовской свитой приживал Маргариты – камердинером Отто (Павел Трубецкой, в разных ролях участвующий в двух инкарнациях «Северного ветра» – мхатовской и киношной) и кавалерист-девицей Любочкой из Челябинска со словом-паразитом «Добре!» (Софья Эрнст; в имени её героини только мертвец не почувствует отсылки к «Ниночке» Эрнста Любича). Поучаствует в похоронах павиана, будет ошибочно принят за сотрудника похоронного агентства, а после опознания в качестве сценариста будет взят в заложники – для редактуры многотомника Леско (и, в скобках, разобьёт в энный раз сердце актрисы – что ясно по умолчанию, ибо Чурсин выглядит как эталонный соблазнитель немого кино; в очередь с ним эту роль играет Павел Табаков, во что сложно поверить – Табаков на 15 лет моложе и выглядит, мягко говоря, иначе; надо бы сравнить). Дальше с моей стороны про сюжет – тишина.
Программка умалчивает, что кроме триллера и драмы, это ещё и отменная комедия.
Не подумайте только, что Литвинова солидаризуется с ворчанием Отто, мол, звёзд больше нет, они закончились, теперь сплошная штамповка – ничтожеств, каракатиц, губошлёпок. Литвинова не ворчит, а озорничает.
«Звезда» – её «моноспектакль»: она не просто в главной, но в «градообразующей» роли (пусть и появляется только минуте на пятнадцатой причём так, что аплодисменты зала, приветствующего кумира, невозможны), она – демиург блистающего мира, в котором каждый персонаж – частица автора. Она не позволяет забыть, что в первую очередь – сценаристка; то, как Литвинова разбрызгивает слова и образы, похоже на метод работы Джексона Поллока: вербальный и сюжетный рисунки спектакля ошеломляют спонтанностью; будто нет никакого расчёта, руководившего голливудскими острословами (хотя в «Звезде» достаточно хлёстких диалогов в избранном стиле: «Я готова провалиться сквозь землю – Я мечтаю вам в этом помочь», «У вас есть что-нибудь выпить? – С этим у нас перебоев не будет»). Текст и ситуации – будто небрежно, без шлифовки и с азартом сатириков ранних советских лет. Видимо, из-за юмористических фамилий возникла у меня такая ассоциация: есть гнусненький блоггер-расследователь Малахольнев (тоже Михаил Рахлин), про Риву Ненашеву уже сказал, с дюжину показательных героев – за кадром: «бездарный, некрасивый, занудистый Готьковец», агент Мышкина Попугаева или помянутые одной строкой жертвы Леско Евгений Штихон, Семён Перегня, Николай Кафедральный. Таких легко представить у Ильфа с Петровым, Катаева или Олеши («Заговор чувств» худрук МХТ Сергей Женовач обещает выпустить в конце марта 2021-го); в те же годы зарождался советский Голливуд и процветала эксцентрическая американская комедия.
И Литвинова останавливает на сцене вот это гибридное мгновение – не здесь, но сейчас;
наши дни, похожие на вечность из старых screwball comedies (или феллиниевскую «Чинечитту» – почему нет? и кино, и карнавал). Так в фильме «Северный ветер» Литвинова придумывает пространство, объединяющее черты дворца и коммуналки (про «Ветер» вспоминаешь и в связи с тринадцатым новогодним часом – кульминация «Звезды» приходится на главный праздник советских и неосоветских людей). «В Америке страшно. Об этом писали» – говорила доронинская Нюра в «Трёх тополях на Плющихе». В МХТ ожила нестрашная, домашняя, по-бродвейски американская Россия (цитата не совсем с потолка: Литвинова играла роль Дорониной из фильма «Ещё раз про любовь» в вольном ремейке «Небо. Самолёт. Девушка»).
В «Звезде» 15 артистов, но это всё – она, Рената Литвинова: красивая, язвительная, сентиментальная, ироничная (и самоироничная!), «безрассудная и очень щедрая» (идеальная автохарактеристика вложена в реплику Мышкина), насколько дива, меняющая фантастические платья как перчатки, настолько и клоунесса; богиня и Ириска (или Джельсомина, если продолжать феллиниевские мотивы) в одном лице. Важное уточнение: многорукая богиня: пластика Литвиновой не поддаётся описанию; в ослепительном эпизоде поддельного самоубийства за реки крови отвечают алые нити – о, как они сплетаются с танцующими руками Литвиновой; живопись!
название стихам дают по первым строчкам, также и здесь – суть формулируется в первом монологе, отданном Римме Коростелёвой в роли пожилой Актрисы Р. «Есть шесть стадий жизни актрисы. А кто такая эта актриса М.? О, вы видели какая появилась молодая и талантливая актриса М.? Какая неординарная и многообещающая эта актриса М! Мы ждём от неё очередных прорывов. А вы видели, как быстро постарела эта когда-то ослепительная актриса М.? Нет, мы не можем дать главную роль актрисе М. Дайте нам молодую актрису М.! А кто такая эта актриса М.? Вы её знаете?» Понятно же, про что. Не про несправедливость системы. И даже не про возраст по паспорту и по жизни. Про то, что избежать старения можно только на плёнке. Про неравную схватку с временем, которое стирает всё и вся.
Финалы первого и второго акта зеркально похожи: слова почти одинаковые, «можно я скажу речь о том, как я люблю кино? и вот я возвращаюсь, я звезда вашего периода, и мы с вами теперь никогда не расстанемся», настроения – разные.
Комикуя и ёрничая, Литвинова выходит на трагическую ноту «от противного».
Единственное, что смущает – некоторое несоответствие Литвиновой-актрисы – молодой и прекрасной – образу увядающей и полузабытой затворницы. Попробуйте такую забыть. Ещё и на период детям хватит.
Рената Литвинова представляет свой новый авторский спектакль «Звезда вашего периода»
Пока на улице то трескучие морозы, то промозглая слякоть, самое время отправиться в театр. В МХТ имени Чехова — премьера. «Звезда вашего периода». Рената Литвинова сама написала пьесу, сама ее поставила и сама же играет главную роль советской кинодивы с великим прошлым и воображаемым будущим. Драма о кино и тех, кто ему служит, жертвуя чувствами и личной жизнью.
Если в графе «режиссер» стоит имя Ренаты Литвиновой, сомнений нет: это будет визуально безупречное, эстетское зрелище, особенно, когда дива нашего времени решила рассказать о кинодивах века прошлого.
События разворачиваются на киностудии и в особняке звезды советского кино. Ей чуть за 50. Детей нет, любви нет, ролей нет. Кажется, великое прошлое вот-вот раздавит ее настоящее. Но однажды на пороге ее дома появляется молодой сценарист. И это шанс выбраться из забвения. Шанс снова обрести смысл жизни.
«Вы сами себе выбираете смысл жизни. И в моей версии — это, конечно, любовь. Это все равно такая любовь, которая сильнее. как сказать. Все может предать. А твое любимое дело тебя никогда не предаст», — поясняет заслуженная артистка РФ, режиссер спектакля «Звезда вашего периода» Рената Литвинова.
Для Литвиновой это не просто спектакль — исследование, которое она ведет уже много лет. Все началось с документального фильма «Нет смерти для меня», в котором актриса рассказывала истории знаменитых советских артисток: Мордюковой, Самойловой, Окуневской, Смирновой и Васильевой. Зрителям их жизнь могла казаться прекрасным сном. Но на деле часто все оборачивалось кошмаром наяву.
«Я у них спрашивала их самые главные мечты. О чем они мечтают. Они говорили: «новая роль». Они не хотели ничего материального», — рассказывает Рената Литвинова.
Это вторая режиссерская работа Ренаты Литвиновой в МХТ, но первая на большой сцене. Пьесу она написала сама. Три недели сидела у себя на кухне день и ночь. Но роли дописывала уже на репетициях специально под своих актеров.
Но какое место в мире идеальных женщин занимают мужчины? Одну из главных ролей — сценариста-приспособленца по очереди будут исполнять два актера: Павел Табаков и Юрий Чурсин. Юрий не выходил на сцену шесть лет — снимался в кино. Символично, что в театр вернулся, чтобы рассказать о закулисье именно киношного мира.
«Может быть, для зрителя в какой-то степени это такое подглядывание в замочную скважину. Потому что мы смотрим в такие закоулки кинопроизводства, которые всегда скрыты от зрителя. И никто не знает, как это», — отмечает исполнитель роли Миши Мышкина Юрий Чурсин.
В спектакле о кино и приемы кинематографические. Повествование постоянно прерывается флешбеками, параллельно развивающиеся линии напоминают монтаж, как в фильмах. Даже над атмосферой спектакля Литвинова пригласила работать художников из киноиндустрии.
«Мы ее поместили не просто в интерьеры, а в какие-то окаменевшие декорации прошлого, которые расположены внутри съемочного павильона. Человек остался навсегда в павильоне, живет в своем вымышленном мире, в вымышленном мире кино», — поясняет художник-постановщик Сергей Февралев.
Своим полноценным соавтором Рената Литвинова называет Земфиру. Говорит, она тоже написала сценарий к спектаклю только не словами, а музыкой.
Спектакль о времени великих событий и больших личностей, о славе и жертвах. Рената Литвинова любит повторять, что в театре репетирует свои будущие фильмы. Но это будет уже совсем другая история. От «Звезды вашего… нашего периода».
Рената Литвинова поставила кино в театре
На исторической сцене — звезда нашего периода
В МХТ имени Чехова в Камергерском долгожданная премьера — «Звезда вашего периода» в постановке Ренаты Литвиновой, которая сама себе драматург, режиссер и актриса. Согласитесь, три в одном — уникальный случай как для Художественного, так и для любого другого театра. С премьерного показа — обозреватель «МК».
Сцена из спектакля (Рената Литвинова и Кирилл Трубецкой). Фото: Александр Иванишин
Чем дело кончится и чем сердце успокоится, понимаешь еще при входе в зрительный зал, где возле дверей буквально навалом сложены букеты цветов — объемные, дорогие. Это от поклонников Литвиновой, среди которых немало известных персон, а также диковинного вида граждан, напоминающих экзотических птиц.
— У нас таких много на каждом спектакле с Ренатой, — объясняет мне капельдинер, принимая очередной букет.
«Звезда вашего периода» — первая постановка Литвиновой на исторической сцене. На Малой третий сезон с большим успехом идет ее «Северный ветер». Пройдет ли ее работа испытание историческими подмостками? Неизвестно, но аванс в виде груды букетов приготовлен.
Итак, камера, мотор, начали — так начинает свою историю Рената Литвинова. Под музыку, в которой слышны и магические, и тревожные нотки (композитор Земфира Рамазанова), динамично воспроизводится кинематографическая реальность, хорошо известная Литвиновой. Тут режиссер с деловитой ассистенткой, высокомерный герой-любовник, который хамит направо и налево. На авансцене экзальтированная немолодая артистка с трепетом дебютантки голосом подбитой птицы выкрикивает монолог — в нем вся горечь великого и ужасного кинематографа: «Есть шесть стадий в жизни актрисы: Вы видели, какая появилась молодая талантливая актриса Р.? Какая неординарная и многообещающая актриса Р. Мы ждали от нее новых прорывов. А вы видели, как она быстро постарела? Нет, мы не можем дать главную роль этой актрисе Р. — дайте нам молодую актрису Р.». С афиши на стене павильона взирает сама Рената Литвинова: взгляд томной блондинки гипнотизирует зал, как удав кролика.
Рената делает свой спектакль о кино и по законам кино. В центре фигура легендарной звезды советского периода Маргариты Леско, которая живет в своем загородном особняке, откуда один за другим исчезают ее молодые любовники (детективная линия) и где она грезит возвращением на экран. Она пишет сценарий фильма, призванного обеспечить триумфальное возвращение, а попавший к ней молодой сценарист Мышкин должен обеспечить редактуру шедевра и стать очередным любовником, то есть жертвой звезды.
Кино в театре добавляет экран, дважды спускающийся на цепях из-под колосников, на нем немые черно-белые кадры звездных страстей. Социальность и быт Литвинову не интересуют, как мусор под ногами. Она парит в своем воображаемом мире, где всё и все чуть-чуть (а некоторые с излишком) вне нормы. «Я хочу жить у тебя под кожей и путешествовать там, и только иногда выныривать, чтобы побыть просто человеком», — реплика Маргариты, обращенная к Мышкину, оказавшемуся в нежных и когтистых лапках кошки.
Будуар звезды с коврами цвета крови (художник Сергей Февралев), лестница, на которую позволено ступать только звездной ноге, длинной и бледной. Литвинова дерзко мешает театр с кино: заканчивает сцену не как звезда, а как театральный режиссер, который командует — «ЗТМ» (затемнение). Держится на сцене, точно перед ней камера и ей надо контролировать каждый свой ракурс… Как перед камерой ей надо заниматься культом личности своей героини, что она с успехом и делает. Маргарита меняет восемь или девять туалетов — стиль 40–50-х, с вздернутыми плечами платья в пол, говорит неторопливо, но как вещая птица Феникс, подчиняя себе окружающих, выстраивая из них пьедестал для себя. Ну, истинная звезда, хоть и забытая. Увы, не все партнеры соответствуют звездному статусу — разочаровывает Чурсин, у которого явно выигрывает Павел Табаков из другого состава. Как выигрывает у Марии Фоминой юная Софья Евстигнеева (редакторша Рива). Две роскошные и неожиданные работы в спектакле— у Софьи Эрнст в роли мужиковатой Любки и Кирилла Трубецкого в роли Отто.
Впрочем, название спектакля — «Звезда вашего периода» — однозначно дает понять, что не вымышленная Маргарита, как собирательный образ, а, пожалуй, сама Рената Литвинова — властительница нашего периода. Что и докажет финал, когда к сцене под непрекращающиеся овации повалят VIPы и простая публика. А ее, стоящую по центру в темном, переливающемся холодным цветом платье, публика не будет долго отпускать со сцены. «И так теперь будет всегда. Только я — и эти прекрасные люди с той стороны экрана».
Премьера в МХТ им. А. П. Чехова – спектакль Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода», 29 ноября, 8, 20 и 30 декабря 2021, Москва
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова, Основная сцена / Россия, Москва
Спектакль «Звезда вашего периода»
По одноименной пьесе Ренаты Литвиновой
Режиссер: Рената Литвинова
Композитор: Земфира Рамазанова
Состав исполнителей
Рената Литвинова
Кирилл Трубецкой
Юрий Чурсин
Софья Евстигнеева
Софья Эрнст
Михаил Рахлин
Дни показа
29 ноября (пн) 2021
8 декабря (ср) 2021
20 декабря (пн) 2021
30 декабря (чт) 2021
29 ноября, 8, 20 и 30 декабря МХТ им. А. П. Чехова приглашает зрителей на премьерные показы спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода». Знаменитая актриса выступит в этом проекте одновременно в качестве драматурга, режиссера и исполнительницы главной роли. В постановке также заняты известные артисты театра и кино – Юрий Чурсин и Кирилл Трубецкой.
«Вдохновленная фильмами о кинодивах великого кинематографа прошлых лет я сочинила этот спектакль. Он именно про постсоветскую Кинозвезду, и это будет триллер и пронзительная драма одновременно, – про вечные поиски любви, про актуальность, про то, что у всех своя скорость старения, и про Личность, о которой скажут: «…Она была великой звездой вашего периода…», – рассказывает Рената Литвинова.
Предстоящая постановка – не первый опыт работы Ренаты Литвиновой в качестве театрального режиссера. В 2017 году она представила на сцене МХТ свой дебютный спектакль «Северный ветер», получивший восторженные отзывы зрителей и критиков.
Стоит отметить, что музыку для спектакля «Звезда вашего периода» написала знаменитая певица и музыкант Земфира Рамазанова, которая уже не раз сотрудничала с Ренатой Литвиновой в различных творческих проектах.
Рената Литвинова – замечательная драматическая артистка, режиссер и сценарист. В обширной фильмографии актрисы – роли в лентах Киры Муратовой, Александра Митты, Рустама Хамдамова, Алексея Балабанова, Веры Сторожевой. По сценариям Ренаты Литвиновой сняты фильмы «Страна Глухих», «Небо. Самолет. Девушка», «Три истории» и другие. Не менее примечательны и режиссерские работы Литвиновой – фильмы «Богиня: как я полюбила» и «Последняя сказка Риты». Творческие заслуги артистки отмечены Государственной премией России и Призом кинофестиваля «Кинотавр».
Юрий Чурсин – известный актер театра и кино, исполнял ведущие роли в спектаклях таких режиссеров, как Римас Туминас, Рубен Симонов, Олег Ефремов, Кирилл Серебренников, Евгений Писарев и Константин Богомолов. Широкую известность и признание зрителей артисту принесли его яркие роли в многочисленных кинофильмах и сериалах. Юрий Чурсин является лауреатом престижных театральных премий, в числе которых «Чайка», «Звезда театрала» и Премия Олега Табакова.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ — РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.