Звонче жаворонка пенье о чем романс

3. Звонче жаворонка пенье. Н. А. Римский-Корсаков

Любимыми для нас стали «НЕ ВЕТЕР, ВЕЯ С ВЫСОТЫ», сл.А. Толстого. В нём тонкое лирико – поэтическое настроение контрастирует с элементами драматизма в средней части, оттеняющей общий нежно – вдохновенный тон романса

1. Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной.
Моей души коснулась ты.-
Она тревожна, как мечты,
Она, как гусли, многострунна…

2. Житейский вихрь её терзал,
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом!

О чем в тиши ночей таинственно мечтаю,
О чем при свете дня всечасно помышляю,
То будет тайной всем. И даже ты, мой стих,
Ты, друг мой ветреный, услада дней моих,
Тебе не передам души своей мечтанья,
А то расскажешь ты,
Чей глас в ночном молчаньи
Мне слышится, чей лик я всюду нахожу,
Чьи очи светят мне, чье имя я твержу.

Одним из лучших его романсов является акварельный звуковой пейзаж «РЕДЕЕТ ОБЛАКОВ ЛЕТУЧАЯ ГРЯДА» на сл. А. Пушкина:
1. Редеет облаков летучая гряда:
Звезда печальная, вечерняя звезда.
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и чёрных скал вершины.

Сколько энергии, чувства весеннего обновления и радости восприятия мира в романсе «ЗВОНЧЕ ЖАВОРОНКА ПЕНЬЕ» на слова А. Толстого:

На портрете И.Е. Репина, написавшего портрет Римского – Корсакова в 1895 году, мы видим серьёзного, утомлённого человека, сосредоточенно глядящего перед собой. Он и был человеком строгим, суровым, вынужденным всю жизнь неустанно трудиться.

Римский – Корсаков был профессором консерватории, одним из руководителей придворной певческой капеллы, инспектором военных оркестров Московского ведомства, выполнял огромную работу по завершению музыкальных творений своих умерших товарищей – Мусоргского и Бородина.

Жизнь Римского – Корсакова – это пример редкой целеустремлённости, благоговейного служения родному искусству.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

05.10.2020

Толстой А. «Звонче жаворонка пенье»

Весной возрождается не только природа, но человек.

Чему учит стихотворение «Звонче жаворонка пенье»

Стихотворение учит любить и восторгаться красотой природы. Учит радоваться весне. Учит образному мышлению.

Отзыв на стихотворение «Звонче жаворонка пенье»

Это стихотворение показалось мне очень торжественным. Автор в нем описывает картину весеннего пробуждения природы, отмечая, что это пробуждение коснулось и его самого, его настроения, его чувств, его души. Он восторгается новыми чувствами, восторгается природой, и все вокруг кажется ему величественным. Стихотворение несет радость и восторг.

Анализ стихотворения «Звонче жаворонка пенье»

Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Звонче жаворонка пенье»
Эпитеты: вешние цветы, цепи пошлые, жизни новой, торжествующий прилив, звучит свежо и юно, могучий строй, натянутые струны.
Метафоры: полно вдохновенья, полно красоты, тоски оковы, жизни прилив, звучит строй.
Сравнения: как натянутые струны.

Олицетворения: торжествующий прилив.

Пословицы к стихотворению «Звонче жаворонка пенье»

Приходит время, тает и снег.



Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Звонче жаворонка пенье»

Силы автора звучат юно и свежо, они похожи на струны, которые кто-то натянул между небом и землей.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Звонче жаворонка пенье»

Источник

(Школьники слушают романс Н.А. Римского-Корсакова «Звонче жаворонка пенье», проводят разбор средств художественной выразительности.)

Романс «Звонче жаворонка пенье» композитор Н.А. Римский-Корсаков включил в музыкальный цикл, который назвал «Весной».

Когда вы изучали, что такое романс, то узнали: форма роман­са более сложная, чем форма песни, поскольку композитор ста­рается музыкой передать почти каждое слово текста. Например, если в стихах говорится о птичке, то музыка передает ее пение или трепет крыльев.

В романсах цикла Н.А. Римского-Корсакова «Весной» му­зыка тоже очень чутко следует за текстом. В книге «Летопись моей жизни» композитор пишет: «Мелодия романсов, следя за изгибами текста, стала выходить у меня чисто вокальною.

Сопровождение складывалось и вырабатывалось после сочине­нии мелодии».

Романс «Звонче жаворонка пенье» передает душевный порыв человека, его стремление к счастью, радость жизни. Мы с вами отмечали, что партия сопровождения здесь похожа на взмахи птичьих крыльев. А еще такой аккомпанемент словно переда­ет взволнованное биение сердца, поддерживая выразительную мелодию.

Сейчас за окнами осень, холодная и сырая. Но стоит послу­шать весенний романс Н.А. Римского-Корсакова «Звонче жаво­ронка пенье», как наше настроение сразу улучшается, а на лице появляется улыбка. Вот как благотворно может воздействовать на человека хорошая музыка!

— Какими словами можно назвать самые лучшие произведе­ния искусства? (Жемчужины, шедевры.)

V. Повторение пройденного материала

— Из каких двух важных компонентов состоит песня? (Из слов и музыки.)

— Из каких двух важных компонентов состоит романс? (Из слов и музыки.)

— Что важнее в песне и романсе — текст или музыка? (Музыка.) Слова без музыки остаются только словами. А песня или ро­манс могут состоять из одной музыки, без слов. Значит, в песне и романсе музыка важнее. Сейчас вы познакомитесь с таким ро­мансом без слов. Он сочинен композитором Георгием Свири­довым.

(Педагог показывает портрет композитора.)

С музыкой Георгия Свиридова вы уже знакомы: в прошлом году вы слушали его произведение «Тройка», и оно вам очень нравилось.

— Что означает слово «тройка», кроме школьной оценки? (Это три лошади в одной упряжке.)

Вот как писал о русской тройке один поэт:

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт.

Давайте послушаем пьесу «Тройка» композитора Г. Свиридова еще раз. Вы знаете, что музыкальное искусство интересно тем, что может передавать развитие события во времени. Сейчас прозву­чит музыка, в которой композитор передает движение русской

тройки — стремительный бег коней по заснеженному поли, звон колокольчиков под дугой. Послушайте главную мелодию этого произведения. (Педагог исполняет отдельно лейтмотив пьесы.) Помните, вы напевали этот мотив на слова «Тройка мчится и скачет».

(Школьники повторяют слова и напев мелодии.)

Вот и сейчас, слушая музыку, попробуйте снова негромко напеть главную музыкальную тему с этими словами.

Обратите внимание на то, как композитор выстраивает динамику своей пьесы. Сначала идет тихое музыкальное вступление, как будто тройка коней только показалась вдали. Потом звучание постепенно усиливается, словно кони приближаются к нам. И вот уже звучит весь оркестр целиком, будто красавцы кони промчались совсем рядом.

(Прослушивание пьесы Г. Свиридова «Тройка».)

— В какой динамике начиналось это произведение? (

— Как потом развивалась музыка? (Усиливалась, стало громче, звучали разные группы инструментов оркестра)

— Как композитор показал, что тройка коней пронеслась мимо нас и постепенно скрылась? (Затиханием музыки)

Сегодня вы услышите еще одно произведение композитора Г. Свиридова, оно называется «Романс». Обратите внимание на важную деталь. Произведения «Тройка» и пьеса «Pоманс» создавались композитором для одной сюиты, которая называется «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»».

В повести А.С. Пушкина «Метель» рассказывается о любви девушки Маши и бедного военного по имени Владимир. К сожалению, родители Маши были против того, чтобы они поженились а потом Владимир ушел на войну и погиб. Но повесть все же заканчивается хорошо. Когда вы станете старше, то обязательно прочитайте.

А сейчас запишите в тетради название музыкального произведения и фамилию его автора: «»Романс», композитор Г. Свиридов».

Прежде чем вы начнете слушать это произведение, я вам раскрою небольшой секрет: пьеса «Романс» написана в форме вариаций.

— Что такое вариации? (Музыкальная форма, в которой тема излагается повторно, но с изменениями.)

Какие могут быть изменения могут быть в главной теме?

— Почему композитор назвал это произведение словом «ро­манс»? (Его мелодию можно спеть.)

Давайте все вместе попробуем спеть главную тему на слова: Споем романс, Споем все вместе мы. (Педагог исполняет главную тему пьесы, школьники вока­лизируют ее.)

Вы проверили, можно ли эту мелодию спеть, и оказалось, что можно. Не зря композитор назвал свою пьесу «Романсом»: у него получился настоящий романс без слов.

— Кто исполнял произведение? (Симфонический оркестр.)

— В какой форме написано это произведение? (В форме ва­риаций.)

— Как вы узнали, что звучат вариации? (Повторялась одна и та же тема, только в разных вариантах.)

— Как начиналось звучание этого произведения? (Тихо, одно­голосно.)

— Как звучала пьеса, когда главную тему исполняла труба? (Громко.)

Вы немного познакомились с героями пушкинской повести «Метель» и знаете, что с ними произошло. Можно представить себе, что «Романс» также говорит о содержании повести с помо­щью средств музыкальной выразительности.

• 1-й куплет поет один голос, возможно, его исполняет Маша — героиня повести;

• 2-й куплет поют два голоса, можно вообразить, что к Маше присоединяется голос ее любимого молодого человека — Владимира;

• в 3-м куплете, где звучит весь оркестр, музыка становится трагической, это говорит нам о том, что влюбленные не мо­гут соединить свои судьбы.

— Как вы думаете, почему в 4-й вариации главную тему ис­полняет труба? Что хотел показать композитор?

Труба — военный инструмент, трубачи всегда сопровождали в дорогу войска, трубили тревогу, когда надо было вступать в бой.

Так почему в этом лирическом, тихом произведении вдруг появилась партия трубы? (Она показывает, что главный герой ушел в военный поход.)

В какой динамике заканчивается пьеса «Романс»? (Тихо.) Главную тему вновь печально исполняет один голос, девушка остается одна.

— Какой была главная тема пьесы по характеру? (Певучей, гиб­кой, протяжной, плавной, минорной, легатной, взволнованной, мягкой.)

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2659 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Вокальный цикл «Весной»Н.А.Римского-Корсакова

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романсliudmila_leto все записи автора Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс
В.Большаков.
Весна.Проталины.Первые цветы

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романсЦикл «Весной» (In Spring)Op. 43— один из первых образцов нового вокального стиля Н.А.Римского-Корсакова. Сам композитор определяет его так: «Мелодия романсов, следя за изгибами текста, стала выходить у меня чисто вокальною, т. е. становилась таковою в самом зарождении своем, сопровождаемая лишь намеками на гармонию и модуляцию. Сопровождение складывалось и вырабатывалось после сочинения мелодии, между тем как прежде, за малыми исключениями, мелодия создавалась как бы инструментально, т. е. помимо текста, а лишь гармонируя с его общим содержанием, либо вызывалась гармонической основой, которая иногда шла впереди мелодии».
Романсы этого цикла близки по сюжету и музыке опере «Снегурочка». Здесь раскрывается тема весеннего пробуждения природы, расцветающей юной любви.

«Звонче жаворонка пенье» пленяет непосредственным душевным порывом, устремленностью к счастью, жизненной полнотой. Он написан как бы на одном дыхании. Непрерывно звучащий в движении триолями аккомпанемент словно передает взволнованное биение сердца, поддерживая выразительную, гибкую мелодию.
Этот романс посвящен Варваре Дмитриевне Комаровой, дочери Д. В. Стасова, писательнице, известной под псевдонимом Владимир Каренин.

Совсем другой характер носит романс «Не ветер, вея с высоты»: поначалу нежная спокойная мелодия, сопровождаемая еле слышным непрерывным движением партии фортепиано, далее становится более взволнованной, экспрессивной, чтобы в конце вновь успокоиться, создавая пленительный, классический в своей завершенности образ.
Это тонкая акварельная картина дремлющей природы, лишь на миг разбуженной внезапно налетевшим вихрем. В этом романсе чарующие образы природы слиты с человеческими чувствами в единое целое.
Этот романс посвящен певице Александре Карловне Рунге.

Романс «То было раннею весной» значительно более известен с музыкой Чайковского, тогда как последний номер из цикла Римского-Корсакова на этот текст исполняется редко.

«Звонче жаворонка пенье» ( ст. А. Толстого)

«Не ветер, вея с высоты» ( ст. А. Толстого)

«Свеж и душист твой роскошный венок» (ст. А. Фета)

«То было раннею весной» (ст. А. Толстого)

Источник

Учебно-практическое пособие «Разбор вокальных произведений русских композиторов Н. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Рефтинская детская школа искусств»

Учебно-практическое пособие для концертмейстеров:

«Разбор вокальных произведений русских композиторов Н. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский»

(сольное пение, 5-7 классы обучения)

Составитель: С.Г. Базалева

Учебно-практическое пособие для концертмейстеров класса сольного пения

на основе разбора вокальных произведений русских композиторов (сольное пение 5-7 годы обучения) автор-составитель С.Г. Базалева

п/г Рефтинский, 14 [3] с. (методические комментарии к разбору вокальных произведений).

Настоящее пособие основано на потребности концертмейстеров класса сольного пения при работе над вокальными произведениями, в частности романсами великих русских композиторов: Н. Римского-Корсакова «Не ветер, вея с высоты», «Звонче жаворонка пенье»; П.И. Чайковского «Средь шумного бала», «Серенада Дон-Жуана».

I . Творчество Н. Римского-Корсакова.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) яркий представитель русской музыкальной культуры XIX в.

Родился в городе Тихвине. Начальное образование будущий композитор получил дома, как это было принято в дворянских семьях. С детских лет мечтал стать моряком, следуя традиции своих предков, и в 1856 г. поступил в Петербургский Морской корпус. В последствии он участвовал в плавании и посетил ряд стран Европы и Америки на клипере «Алмаз». В 1859 году начинаются занятия с талантливым пианистом и педагогом Ф.А.Канилле, которому он в дальнейшем посвяти свою Первую симфонию и романс «Встань-сойди». Направленность творчества музыканта во многом определилась под влиянием общения с членами Балакиревского кружка. Среди ранних произведений композитора выделяются упомянутая выше Первая симфония ми-бемоль минор, «Увертюра на темы трёх русских песен», программные сочинения – симфоническая музыкальная картина «Садко» и Вторая симфония «Антар», опера «Псковитянка».

В 1871 году Римский-Корсаков становится профессором Петербургской консерватории и одновременно с преподавательской деятельностью совершенствует своё композиторское мастерство. Вторая половина 1870-х гг. отмечена интересом к народной песне и составлением сборника «100 русских народных песен» (ор. 24, 1875-1876). Он гармонизовал народные песни, собранные известным собирателем и знатоком русского народного быта Т.И.Филипповым, и вместе с ним опубликовал сборник «40 народных песен» (без ор., 1875-1882). Любовь к фольклору, мифологическим сказаниям, народным обрядам композитор воплотил в поэтических образах своих опер «Майская ночь» и «Снегурочка».

Творчество композитора 1880-х гг. связано в основном с жанрами симфонической музыки. Им были созданы «Сказка» для оркестра, концерт для фортепиано с оркестром, симфониетта, фантазия для скрипки с оркестром. Данный период отмечен созданием вершинных творений Римского-Корсакова в области симфонической музыки. Это – «Испанское каприччио (1887) т «Шехерезада» (1888), а также волшебная опера-балет «Млада» (1889-1890). В это же время композитор возглавляет Беляевский кружок, активно участвует в редакторской работе, подготовке к изданию и произведений своих коллег – членов «Могучей кучки».

Начало 1890-х гг. отмечено перерывом в творческой деятельности Римского-Корсакова. Он погрузился в изучение философии, и создание собственного музыкально-эстетического исследования, написал множество статей. Интенсивный подъём творчества начался в конце 1890-х гг, когда ведущим жанром становится опера. Появляются такие шедевры, как «Ночь перед Рождеством» (1894-1895), «Садко» (1893-1896), «Моцарт и Сальери» (1897), «Боярыня Вера Шелога» (1898), «Царская невеста» (1898). Им создаются вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря» и более 40 романсов (1897-1989), в которых композитор развивает приёмы вокально-мелодической выразительности. Незаурядность таланта Римского-Корсакова проявилась в написании трёх кантат – «Свитезянка» (1897) и прелюдии-кантате «Из Горема» (1901).

Тяготение к высокой эстетике, культ прекрасного и совершенного, характерные для художественных направлений в русском искусстве конца XIX – начала XX в., пришлись по душе композитору. В начале 1900-х гг. его творчество обогатилось новыми чертами, которые ярко проявились в операх «Сказка о царе Салтане» (1899-1900), «Кащей бессмертный» (1901-1902) и особенно в опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1902-1904).

Бурные события в России начала века отразились в творчестве Римского-Корсакова созданием симфонической обработка песни «Дубинушка» и замыслом оперы-песни «Стенька Разин», которому так и не суждено было осуществиться. Замыкает творческое наследие композитора опера «Золотой петушок» (1906-1907), в которой выражена острая сатира на царское самодержавие.

Н. Римский-Корсаков, слова А.К. Толстого «Не ветер, вея с высоты».

Посвящён певице Александре Карловне Рунге. Этот прекрасный романс не столь уж труден для исполнения партии фортепиано. Поначалу нежная спокойная мелодия, сопровождаемая еле слышным непрерывным движением партии фортепиано, далее становится более взволнованной, экспрессивной, чтобы в конце вновь успокоиться, создавая пленительный, классический в своей завершённости образ.

Лёгкость и воздушность фактуры крайних частей подсказывает необходимость движения.

В средней части после слов «житейский вихрь её терзал» нужно обратить внимание на ответные мелодические фразы в левой руке, которые на протяжении пяти т актов подчёркивают значительность вокальной партии:

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс

После этой части вернуться к первоначальному темпу, найти ещё более лёгкое прикосновение к роялю, что и будет соответствовать поэтическому настроению данного произведения.

Н. Римский-Корсаков, слова А. К. Толстого «Звонче жаворонка пенье».

Посвящён Варваре Дмитриевне Комаровой, дочери Д.В. Стасова, писательнице, известной под псевдонимом Владимир Каренин. Один из наиболее популярных романсов Римского-Корсакова.

В романсе есть авторское обозначение метронома: четверть равна 120. Современные исполнители далеко превосходят тот темп, который указан композитором. Представление об Allegro XIX и XX веков совершенно различны, но независимо от этого характер романса должен сохраниться. Не должно быть спешки, паники. Ощущение радости, восторженное состояние души. Это состояние передано триольной фактурой в фортепианной партии (словно передаёт взволнованное биение сердца), поддерживая выразительную, гибкую мелодию солиста, написанную пунктирным ритмом.

Романс «Звонче жаворонка пенье» пленяет непосредственным душевным порывом, устремлённостью к счастью, жизненной полнотой. Он написан как бы на одном дыхании.

Какие же стоят задачи перед пианистом? В романсе преобладает оттенок piano, подчёркивая трепетность, затаённую радость, которая выплёскивается лишь в кульминационных моментах, где ненадолго наступает оттенок forte. Излишняя громкость аккомпанемента не поможет певцу, а будет препятствовать раскрытию образа. Нельзя играть это как моторную фортепианную пьесу.

Определённую трудность создаёт пианисту тонический аккорд, совпадающий с началом вокальной фразы. Можно убрать среднюю ноту аккорда в правой руке, сыграть вместо него сексту. Это облегчит звучность sforzando, создаст большее удобство для вступления певца:

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс

Если в первом проведении мелодии ровные триоли поддерживались басами, создающими ритмическую опору, то во втором – начиная со слов «И звучит свежо и юно» фактура сопровождения меняется, ритм становится более сбивчивым, басы попадают на слабую долю и мешают точному ощущению ритма. Нужно утяжелять первые доли триолей в правой руке, а квинты в левой руке превратить в очень лёгкие, еле слышные. Это создаст удобства обоим исполнителям:

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс

На последней фразе певца неудобную триоль на третьей доле такта можно облегчить, прибегнув к помощи левой руки:

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс

В предпоследнем такте фортепианного заключения можно поменять расположение лиг, воспользоваться другим аппликатурным вариантом, в котором при помощи левой руки заключительный хроматический ход становится значительно удобнее:

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс

II . Творчество П.И. Чайковского.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) композитор мировой величины, оставивший заметный след в искусстве, дирижёр и музыкально-общественный деятель. В возрасте пяти лет будущий композитор начал учиться игре на фортепиано, хотя истинное призвание определилось позднее. Годы его юности прошли в Петербурге. Именно здесь он окончил Училище правоведения в 1859 году и в 1865 году – консерваторию с отличием. Уже в годы учёбы в консерватории композитор создаёт ряд произведений, в том числе увертюру «Гроза» по драме А.Н. Островского. В 1866 году П. Чайковский становится профессором Московской консерватории по классу свободного сочинения, гармонии и инструментовки. В произведениях этих лет ощущается близость композитора к русской природе и быту (Первая симфония «Зимние грёзы», 1866; опера «Воевода», по пьесе А.Е. Островского, 1868). В результате знакомства в 1868 г. с членами

«Могучей кучки», творчество Чайковского пополняется программными сочинениями: это увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и симфоническая фантазия «Буря» по У. Шекспиру.

В 1870-е гг. появляются произведения разнообразной тематики и жанровой принадлежности: оперы «Опричник» (1870-1872) и «Кузнец Вакула» (1874), 2-я ред. под названием «Черевички» (1885), музыка к пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» (1873), балет «Лебединое озеро» (1876), Вторая и Третья симфонии, симфоническая фантазия «Франческа да Рамини (1876), Первый концерт для фортепиано с оркестром (1874-1875) и др. Продолжается активная педагогическая деятельность Чайковского, а в 1868 г. он впервые выступает как музыкальный критик: сотрудничает в газетах» Современная летопись (1871) и «Русские ведомости» (1872-1876).

Из-за душевного кризиса в 1877 г. композитор порывает с педагогической работой и уходит из Московской консерватории в конце 1878 г. Некоторое время живёт и творит за границей, преимущественно в Швейцарии и Италии. Данный этап отмечен созданием знаменитых опер «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», кантата «Москва», Второго фортепианного концерта и др.

Будучи человеком огромной эрудиции и великолепным музыкантом, он был ещё и выдающимся музыкально-общественным деятелем, о чём свидетельствует его избрание директором Московского отделения РМО в 1885 г. С этого времени Чайковский постоянно жил в Подмосковье (Майданово, Фроловское), а с 1892 г. в Клину, где и по сей день находится Дом-музей композитора. В конце 1880-хгг. продолжаются гастрольные поездки в Германию, Чехию, Францию, Англию, а в 1891 г. в США, где Чайковский дирижировал несколькими симфоническими концертами. Незаурядность его таланта была высоко оценена международной общественностью: композитор становится членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892) и почётным доктором Кембриджского университета (1893).

В последние годы жизни Чайковский создаёт величайшие произведения, среди которых – оперы «Чародейка», «Пиковая дама», Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая («Патетическя») симфонии, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Гамлет», сюита для оркестра»Моцартиана», Третий концерт для фортепиано с оркестром, струнный секстет «Воспоминание о Флоренции», несколько циклов фортепианных пьес и романсов.

Основная тема всего творчества композитора – раскрытие человеческой души в борьбе за право на счастье. В одних сочинениях это проявляется в форме лирической задушевности, в других – в захватывающем трагизме.

Творчество Чайковского по праву считается одной из вершин мирового симфонизма послебетховенского периода. Он написал шесть симфоний. В них композитор развил традиции бетховенского симфонизма, связанные с философско-драматической трактовкой жанра. Трагедийная линия достигла кульминации в Шестой симфонии, где с помощью музыкальных средств выразительности рассказано о жизни человека с его борьбой, взлётами и поражениями.

Огромный вклад внёс композитор в развитие концертного жанра. Его фортепианные и скрипичный концерты принадлежат к лучшим мировым образцам этого жанра.

В балетной музыке Чайковский выступил как новатор, реформировав традиционный «дивертисментный» тип классического балета, введя в него непрерывное симфоническое развитие. Лирическое «Лебединое озеро», жизнеутверждающая «Спящая красавица» и волшебный «Щелкунчик» становятся шедеврами мирового значения.

Нельзя не упомянуть о вкладе композитора в развитие жанра фортепианных миниатюр, отличающегося особой выразительностью, например цикл «Времена года» (1875-1876) и произведения виртуозного плана «Думка».

Наконец, огромная популярность романсов Чайковского, о которых можно было бы говорить бесконечно, им присущи искренность выражения человеческих чувств, яркость мелодических образов. Большинство романсов написано на стихи русских поэтов: А.К. Толстого, Л.А. Мея, Д.М. Ратгауза, А.Н. Плещеева, А.А. Фета, А.Н. Апухтина, Я.Н. Полонского. Среди лучших: «Нет, только тот, кто знал», «Страшная минута», «Средь шумного бала», «Хотел бы в единое слово, «Ночь», «Мы сидели с тобой», «День ли царит», «Забыть так скоро», «То было раннею весною», «Растворил я окно» и многие, многие другие.

П. Чайковский, слова А.К. Толстого «Средь шумного бала».

Стихотворение посвящено Софье Миллер, урождённой Бахметьевой.

На маскараде в Петербургском Большом театре зимой 1851 году 33-летний камер-юнкер Алексей Толстой увидел незнакомку. Кто же была та незнакомка в чёрной полумаске, с тонким станом, звонким смехом, печальными глазами? Это была Софья Андреевна Миллер. Она принадлежала к высшему свету и была незаурядной женщиной. Современники поражались её образованности, она знала 14 языков. Черты лица Софьи были немного крупноваты, зато глаза были прекрасны – живые, блестящие, умные. Маскарадная чёрная маска («…и тайна твои покрывала черты»), в которой её увидел Толстой, пришлась ей кстати…, она обладала редким, красивейшим («как зов отдалённой свирели») проникающим в душу голосом ангела. Вдохновенный этой встречей Алексей Толстой написал стихотворение, ставшее классикой – «Средь шумного бала».

Прошло много лет, и в 1878 году, уже после смерти А.К.Толстого, это стихотворение понравилось П.И. Чайковскому. Он создал к ним свою музыку.

Для передачи поэтического образа Чайковский выбрал жанр вальса в размере 3/8 а не 3/4. Размер 3/8 указывает на большую лёгкость движения, помогает создать впечатление о событиях не сиюминутных, а доносящихся издалека, сквозь дымку воспоминания. Указания piano и contristezza подтверждают эти ощущения.

Очень важно в басовых нотах в левой руке интуитивно найти «вальсирующее» круговое движение, это придаст большую лёгкость, поэтичность хроматического движения баса.

Картина постепенно разворачивается и обрастает очаровательными деталями: после слов «Мне стан твой понравился тонкий» идёт ласковая мелодическая «связка» у пианиста. Эта ласковость вынуждает превратить акцент в «чёрточку» и взять этот аккорд мягко, для чего последнюю ноту предыдущего такта можно взять не правой, а левой рукой.

Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть фото Звонче жаворонка пенье о чем романс. Смотреть картинку Звонче жаворонка пенье о чем романс. Картинка про Звонче жаворонка пенье о чем романс. Фото Звонче жаворонка пенье о чем романс

Пять маленьких аккордов должны подвести к pocco meno mosso, как бы предваряя его очень тихо и задумчиво.

П. Чайковский, слова А.К. Толстого «Серенада Дон-Жуана».

Если обратиться к первоисточнику А.К. Толстого «Дон-Жуан», то станет ясня ситуация, в которой Дон-Жуан поёт свою серенаду. Сцена происходит ночью, серенада исполняется под аккомпанемент струнных инструментов и не ставит своей задачей разбудить весь квартал. Но здесь есть и некоторая бравада: ведь Дон-Жуан бросает вызов, отвергая притязания некоторых высокопоставленных дам и отдавая предпочтение скромной девушке Нисете.

Вся эта ситуация нашла своё отражение в музыке романса Чайковского. Отсюда некоторая приподнятость вокальных интонаций и стремительные взлёты фортепианных пассажей. Это обстоятельство вызывает у исполнителей некоторые преувеличения, касающиеся звучности и темпа романса.

Какие указания даёт композитор? Прежде всего- темп Allegro moderato, т.е. не очень быстро. Звучность серенады на протяжении полутора страниц не выходи из рамок piano и mezzo forte. Вызов, который бросает Дон-Жуан фразой «Всех, кто скажет, что другая здесь равняется с тобой», выражен оттенком forte касается только вокальной партии. Фортепианная же партия остаётся в пределах звучности mezzo forte. На фразе «От лунного света зардел небосклон» звучность приходит к piano только вслед за этим, на заключительных куплетах указано fortissimo.

Следует избегать традиции вместе с piano делать ritenuto (до poco ritenuto ещё семь тактов).

Что касается технической стороны фортепианной партии – найти вполне приемлемую, удобную аппликатуру. В заключительных тактах постлюдии можно использовать следующую аппликатуру:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *