Звучащие картины что это
Урок музыки «Звучащие картины». 1-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 1
Дидактическая цель: способствовать формированию УУД в процессе осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами эмоционально-образного восприятия искусства с использованием ИКТ.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала
Планируемые результаты (цели по содержанию):
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения:
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результат |
1. Оргмомент. | Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет рабочее место учителя и ученика. Дает задание классу исполнить попевку «Звенит звонок» со словами и сольфеджио с использованием ручных знаков (Презентация слайд 1). Музыкальное приветствие детей. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность рабочего места. Исполняют попевку «Звенит звонок», контролируя осанку, звучание голоса, используют ручные знаки при исполнении сольфеджио. | Умеют организовать рабочее место. |
Умеют работать по инструкции, осуществлять самоконтроль осанки, звучания голоса, показа ручных знаков при пении.
Создавая игровую ситуацию, учитель приглашает ребят на экскурсию в картинную галерею. Озвучивает тему (слайд 3), помогает сформулировать цели, задачи урока.
(Слайд 4) Приглашает принять участие в образовательном проекте «Путешествие в Страну Музыка» и совершить увлекательное и красочное путешествие, выполнив задания одного из этапов конкурса. На этом уроке ребята побывают на станции Загадкино.
Осознают тему, формулируют задачи урока.
Выражают свое отношение к предложению учителя.
Умеют принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
4. Первичное усвоение.
5. Осознание и осмысление учебного материала.
Предлагает открыть учебник стр. 30-31. Рассмотреть иллюстрации картин, ответить на вопрос:
– Можем ли мы сказать, что картины – музыкальные? Почему?
(Слайд 6) Знакомит с картиной вятского художника (В. Васнецов. Гусляры). Напоминает, что Кировский художественный музей носит имя братьев Васнецовых. Задает вопросы:
– Кто изображен?
– Какую музыку могли исполнять гусляры?
– Народная или профессиональная музыка звучит с картины?
Предлагает игру «Ожившая картина» группе мальчиков роль гусляров, остальным детям роль экспертов.
(Слайд 7) Предлагает всмотреться в следующую картину (Д. Левицкий. Алымова за арфой). Обратить внимание на грацию и изящество изображенной дамы, на украшения головного убора, платья, музыкального инструмента в ее руках.
Предлагает продолжить игру «Ожившая картина», роль музыкантов-исполнителей на арфе, поручая группе девочек.
Задает вопрос:
– Профессиональная или народная звучала музыка?
(Слайд 8 ) Предлагает познакомиться со следующей картиной и дать ей название (Х. Тербрюгген. Флейтист).
Предлагает, всматриваясь в картину, прислушаться к внутреннему голосу и определить характер музыки полотна.
Предлагает вместе с учеником-дирижером исполнить на «флейтах» произведение Баха «Шутка», точно следуя жестам дирижера. Делит класс на две группы, объясняет жесты.
(Слайд 9) Знакомит с последней картиной галереи (М. Пашинин. Лель и Снегурочка.) Задает вопрос:
– Кого видите на картине?
– На чем играет Лель?
– Кто такой Лель?
– Какую музыку он играет?
Обращает внимание, что герои изображены на фоне пейзажа.
– С чем сравнивает художник нежную, стройную Снегурочку?
– Какую по характеру музыку дарит Лель Снегурочке?
Предлагает исполнить из репертуара песню созвучную картине.
– А сейчас мы принимаем участие в конкурсе «Путешествие в Страну Музыки» (станция «Загадкино»).
(Слайд 10) Читает загадки, дает жетон за правильный ответ. Объясняет выполнение второго задания станции «Загадкино», отслеживает правильные ответы (слайд 11). Записывает на доску количество полученных баллов классом за каждое задание. Подводит итог участия в проекте «Путешествие в Страну Музыки». Записывает общее кол-во баллов на доске. Предлагает принять участие в конкурсе этого года «Вместе с песней интересней».
Проводит с классом музыкальную переменку «Сказки большого леса» с привлечением помощников (слайд 12).
Приложение
Работают с учебником, рассматривают картины, отвечают на вопрос.
Всматриваются в картину, осознают ее содержание, отвечают на вопросы.
Мальчики-гусляры, слушая музыку, движениями рук имитируют игру на гуслях. Эксперты, после завершения звучания музыки, отмечают тех ребят, чей образ был ближе васнецовским гуслярам, аргументируют свое мнение.
Воспринимают художественный образ картины.
Слушают музыку. Группа девочек изображают игру на арфе. Эксперты оценивают их исполнение.
Определяют принадлежность музыки к профессиональной.
Рассматривают картину, дают ей название.
Всматриваются в картину, определяют характер музыки.
Исполняют музыку, внимательно следя за жестами дирижера, контролируют свое исполнение, оценивают.
Рассматривают картину. Отвечают на вопросы.
Исполняют песню «Камышинка-дудочка». Оценивают свое исполнение.
Читают вместе с учителем загадки, дают разгадку. Называют музыкальные инструменты, выполняя второе задание станции «Загадкино».
Считают баллы, подводят итог выполнения заданий конкурса.
Помощники проводят игру, контролируют выполнение заданий другими. Класс пластическими движениями показывают героев сказки.
Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.
Умеют сравнивать и обобщать информацию.
Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства.
Развитие ассоциативно-образного мышления и воображения.
Умеют выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Умеют оценивать результаты деятельности других.
Умеют аргументировать свою точку зрения.
Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства.
Развитие ассоциативно-образного мышления и воображения.
Умеют выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
Умеют оценивать результаты деятельности других.
Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства
Умеют продуктивно сотрудничать (через имитационную игру умеют передать характер музыки, следуя жестам дирижера).
Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.
Умеют воспринимать живописный образ произведения искусства.
Умеют исполнять вокальное произведения
Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.
Умеют оценивать результаты собственной учебной деятельности.
Умеют продуктивно сотрудничать (через пластические движения умеют передать музыкальные образы героев)
Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины»
Михайлова Дарья
Конспект урока музыки во 2 классе «Великий колокольный звон. Звучащие картины»
Педагогическая цель: Знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
Планируемые результаты (предметные): Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению, научить различать виды колокольных звонов по звучанию.
Личностные результаты: Выявление взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Универсальные учебные действия (метапредметные)Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий; развивать слух, память.
Познавательные: выявление выразительности и изобразительности в музыке; определять и сравнивать характер и настроение музыкального произведения; сопоставление музыкальных произведений; знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Коммуникативные: формирование умения адекватно передавать информацию, аргументировать свою точку зрения; воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус, умение формулировать собственное мнение.
Основные понятия и термины:М. П. Мусоргский, колокола, набат, трезвон, благовест.
Образовательные ресурсы: Мультимедийная презентация, учебник музыки, аудиозаписи, видеозапись, наглядности.
Прозвенел для нас звонок –
Начинаем наш урок.
— Я надеюсь, что сегодня на занятие вы пришли с хорошим настроением.
— Давайте поделимся друг с другом улыбками.
— Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
— На ваших парах должны лежать тетрадь, учебник, дневник и пенал.
— С произведениями каких композиторов вы познакомились на прошлом уроке? (П. И. Чайковского «Нянина сказка», «Мама», С. С. Прокофьева «Сказочка»)
— Я хочу узнать, как же вы запомнили эти произведения.
— Сейчас мы поиграем в игру.Правила таковы: я вам буду включать произведение, а вы должны будете определить, что же это за произведение. Но вам нельзя будет произносить ни одного слова.
— Итак, начнем нашу игру.
— Ребята послушайте внимательно стихотворение:
Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить…
— О чем это стихотворение? (О колоколах на Руси)
— Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов.
— Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей)
— Тема нашего урока «Великий колокольный звон».
— Какие новые знания вы получите на уроке? (Ответы детей)
— Сегодня на уроке мы познакомимся с разновидностями колокольных звонов, научимся различать колокольные звоны.
— Колокола – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь с колоколами и не жалели денег на ее постройку.
— Что такое колокол? (Колокол – ударный музыкальный инструмент)
— Где мы можем услышать колокол? (В храме, на улице)
— Как вы думаете, когда появились колокола? (Ответы детей)
— Сейчас вы посмотрите видеоролик, и ответите на вопросы. Будьте внимательны.
— С какого века ведет начало история появления колокола? (С бронзового века)
— От куда родом самый древний колокол? (Из Китая)
— Для чего используют колокола? (Сигнальный инструмент, для прислуги, церемоний, ритуалов, будили горожан, оповещали о радостных и печальных новостях)
— На какой цветок похожи колокола? (На полевой цветок – колокольчик)
— Ребята, самый большой колокол не только в России, но и в целом мире был отлит в Москве в XVIII в. русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными. Это – Царь-колокол. Его вес – почти 202 тонны, высота – более 6 метров.
— Как называется самый большой колокол в мире? (Царь – колокол)
— Где же он был отлит? (В Москве)
— Каждый колокольный звон имеет свое название. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
— Послушайте как звучит набат.
— Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Тревожно, мрачно)
— Послушайте как звучит трезвон.
— Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Радостно, празднично)
— Следующий колокольный звон называется благовест. Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.
— Послушайте как звучит благовест.
— Как звучит звон колоколов? Какие чувства у вас вызывает? (Спокойно, величественно)
— Сейчас мы с вами прослушаем «Праздничный трезвон. Красного Лаврского трезвона». Сядьте как слушатели и приготовьтесь ответить на вопросы.
— К какому виду колокольного звона он относится? (К трезвону)
— Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный.
— Один ли колокол исполняет трезвон или несколько колоколов? (Несколько колоколов)
— У каждого колокола есть свой звук. Чем больше размер колокола, тем ниже тембр его голоса, а издаваемый им звон будет ярче и громче, чем у маленького колокольчика.
— Какой тембр и звон будет у большого колокола? (Низкий тембр, яркий и громкий звон)
— Какой тембр и звон будет у маленького колокола? (Высокий тембр, тихий и глухой звон)
-Так же у каждого звона есть свой ритм.
— Что же такое ритм? (Ритм – это чередование сильных и слабых долей)
— Выйди все из –за парт:
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели вновь за дело.
— Сейчас вы прослушаете колокольный звон из оперы «Борис Годунов» русского композитора М. П. Мусоргского.
— Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Борис Годунов был русским царем.
— Сядьте как слушатели.
— Ваша задача внимательно прослушать и ответить на вопросы:
• К какому звону относится данный звон из оперы? (Набат)
• Каким вы услышали звон в произведении? (Тревожным)
• О чем он мог рассказать – о горе, несчастье или празднике? (О несчастье)
• Какой характер у этого звона? (Величественный, сильный, тревожный, мрачный)
• О чем может сообщать звон такого характера? (Предупреждает об опасности, о чем-то плохом)
— Царствование Бориса Годунова было тревожным и неспокойным, впереди его ждало много трудностей. Об этом нам колокола и говорят.
— Ребята, слышали ли вы в произведении звучание настоящего колокола? (Нет)
— Многие композиторы изображали в своих произведениях звучание колокола с помощью оркестра и других инструментов
— Кто написал произведение, которое мы только что прослушали? (Модест Петрович Мусоргский)
— Какое настроение у этого произведения? (Печальное, мрачное)
— В чем разница между этим произведением с «Праздничным трезвоном»? (Разница в динамике, в характере, в настроении)
— Откройте учебник на стр. 40-41.
— Посмотрите на картины двух русских художников Исаака Левитана «Вечерний звон» и Аристарха Лентулова «Небосвод».
— Что изображено на этих картинах? (Левитан – церковь, река, садящееся солнце,люди в лодке: Лентулов – радуга, много церквей)
— Сравним эти картины.
— Что можно сказать о картине Исаака Левитана? (Плавные линии, мягкие краски, контраст желтого цвета осенней природы и белого цвета церкви)
— Что можно сказать о картине Аристарха Лентулова? (Четкость рисунка, буйство ярких красок, многоцветье радуги)
— Еще раз посмотрим на картины Левитана и Лентулова и попробуем услышать колокольные звоны. А помогут нам в этом слова подсказки, которые даны вам в учебнике.
— Каким же будет колокольный звон на картине Левитана «вечерний звон»? (Задушевный, нежный)
— Каким будет колокольный звон на картине Лентулова «Небосвод»? (Праздничный, радостный)
— Какому звону созвучна картина Левитана «Вечерний звон»? (Благовест)
— Какому звону созвучна картина Лентулова «Небосвод»? (Трезвону)
— Что такое колокол? (Ответы детей)
— Какие виды колокольных звонов вы знаете? (Ответы детей)
— Что такое набат? (Ответы детей)
— Как называют колокольный звон, который возвещает благую весть о начале богослужения в храме?
— Какие произведения прослушали? (Ответы детей)
— На какой цветок похожи колокола? (Ответы детей)
— Как называется самый большой колокол в мире? (Ответы детей)
— Для чего служит колокол? (Ответы детей)
— Если вам понравился урок – поднимите вверх правую руку, а если урок вам не понравился – поднимите вверх левую руку.
— Наш урок окончен.
— Повторить текст песни «Смуглянка».
Конспект открытого урока по изодеятельности «Путешествие в Великий Устюг» КОНСПЕКТ ОКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну «Великий Устюг» для детей подготовительной.
Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.
Конспект урока музыки в 4 классе «Музыка и танцы народов мира» Урок музыки «Музыка и танцы народов мира» 4 класс Цель урока: овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся;.
Конспект урока «Окружающий мир» в 4 классе Тема: «Чудо-волны» Цель: сформировать представления о свойствах света и звука; формировать умения ра-ботать с дополнительной литературой,.
Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.
Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.
Конспект урока в 1 классе «Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]» ема: Звуки [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Тип урока: Цель: Автоматизация звуков [Р], [Р’], [Л], [Л’] в слогах, в словах и в предложениях. Задачи:.
Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.
План-конспект урока музыки в 4 классе «Что за прелесть эти сказки» Цель: активизация творческой инициативы и стимуляция эмоциональных пере-живаний детей посредством взаимосвязи музыки, литературы и живописи.
Урок музыки в школе для детей с интеллектуальными нарушениями «Образ природы в произведениях музыки и живописи» в 6 классе Тема: «Образ природы в произведениях музыки и живописи». 6 класс. Цель: • Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся.
Конспект урока музыки на тему «Звучащие картины»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по музыке
Тема : «Звучащие картины».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование умения слушать музыку, звучащую в картине.
Образовательная : познакомить детей с музыкальными картинами, сформировать знания учащихся об опере, опираясь на их музыкальный опыт.
Развивающая: развивать творческие возможности детей, коммуникативные навыков, умение обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательная : формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств; воспитывать чувства любви к изобразительному и музыкальному искусствам.
Предметные: умение воспринимать музыку и живопись, выражать свое отношение к произведениям искусства; развитие художественного вкуса и интереса к музыке и живописи разных эпох и народов.
Личностные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству на основе восприятия образов музыки и живописи, развитие ассоциативно-образного мышления и воображения, развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД : выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.
Коммуникативные УУД: продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, сравнивать и обобщать информацию.
Основные понятия: звучащие картины, музыкальное произведение, музыка, живопись.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Приемы: использование аудиозаписей и видеозаписей.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, колонки, аудиозапись, видеозапись.
Конспект урока музыки на тему: «Звучащие картины».
Конспект урока музыки на тему: «Звучащие картины». Класс: 1
Цель: формирование умения слушать музыку, звучащую в картине.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с музыкальными картинами, сформировать знания учащихся об опере, опираясь на их музыкальный опыт.
Развивающая: развивать творческие возможности детей, коммуникативные навыков, умение обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательная: формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств; воспитывать чувства любви к изобразительному и музыкальному искусствам.
Содержимое разработки
Конспект урока по музыке
Тема: «Звучащие картины».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование умения слушать музыку, звучащую в картине.
Образовательная: познакомить детей с музыкальными картинами, сформировать знания учащихся об опере, опираясь на их музыкальный опыт.
Развивающая: развивать творческие возможности детей, коммуникативные навыков, умение обобщать, анализировать, сравнивать.
Воспитательная: формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств; воспитывать чувства любви к изобразительному и музыкальному искусствам.
Предметные: умение воспринимать музыку и живопись, выражать свое отношение к произведениям искусства; развитие художественного вкуса и интереса к музыке и живописи разных эпох и народов.
Личностные: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству на основе восприятия образов музыки и живописи, развитие ассоциативно-образного мышления и воображения, развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, осуществлять самоконтроль деятельности, оценивать результаты собственной учебной деятельности и деятельности других.
Коммуникативные УУД: продуктивно сотрудничать, общаться со сверстниками при решении различных творческих задач, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, классифицировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач, сравнивать и обобщать информацию.
Основные понятия: звучащие картины, музыкальное произведение, музыка, живопись.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная.
Приемы: использование аудиозаписей и видеозаписей.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, колонки, аудиозапись, видеозапись.