Звук что это для детей

Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем .

Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают :

— твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

— мягкие – произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п’]= (пь), [к’]= (кь), [д’]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б’], [т] – [т’], [л] – [л’] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

— всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

— всегда мягкие согласные – [ч’], [щ’], [й’];

— звонкие согласные – произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

глухие согласные – произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

— всегда звонкие – [й], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’];

— всегда глухие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

Источник

Занимайтесь с детьми правильно. «Что такое звук?»

Занимайтесь с детьми правильно. «Что такое звук?»

Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий.

Тихий и громкий звук никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками («динамика» в переводе с греческого означает «силовой, относящийся к силе»). Благодаря оттенкам, наша речь становится более красочной. Динамические оттенки в музыкальной речи – это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать её выразительно.

Сила любого звука составляет одну из важных его свойств, одну из особенностей.

В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Громкое звучание называется «Форте» (обозначается знаком F, тихое – «Пиано» (знак P, умеренно громко обозначается словом «Меццо-форте» (МF, внезапно громко – «Сфорцандо» (SF).

Кстати, от слияния двух слов: форте и пиано произошло название известного всем клавишного инструмента: фортепиано.

Вот несколько игровых заданий, развивающих у ребенка умение различать разные по силе звуки.

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел –

Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой:

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

-Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

И врассыпную они понеслись.

(А на самом деле, когда наш кот спал, происходило вот что)

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя съели хлебные корки,

Потом чуть потише смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

— Где ты живешь? – прогремел Великан.

— С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос.

Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том, что Великан говорит громовым басом, а сказочный Малютка – высоко, нежно.

Можно произвольно изменять голос с более низкого на более высокий. Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свойстве звука: каждый музыкальный звук обладает высотой. Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального.

Прочтите детям сказку про девочку Ксюшу, кошку и пианино, чтобы ребенок понял, какие звуки называются высокими, а какие низкими.

Жила-была на свете одна девочка, звали её Ксюша. Как-то подарили её пианино на День рождения. А она играть не умела и начала стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Ксюша и пошла спать. Уснула Ксюша и приснился её удивительный сон.

Будто дома она да Кошка, и сидят они у окошка.

А за спиной: «бум-бум!»

Обернулась Ксюша, услышав шум,

Видит – пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает.

А под крышкой – клавиши в ряд, словно зубы торчат.

Вот-вот сердитое фортепиано проглотит девочку Оксану.

Ой! Как же они испугалась! Хотела убежать да не может.

Но тут кошка на клавиши прыг! И чудо случилось вмиг!

Мурка по клавишам идет, а пианино поет, поет.

Мурка неслышно ступает, а пианино ей ласково отвечает.

Тут вдруг чудо случилось – кошка вдруг говорить научилась:

«Мяу, все тебе расскажу, хочешь – секрет покажу!»-

Ксюше она говорит и заглянуть в пианино велит.

Сама же хвостом виляет, клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет – низким голосом пианино поет,

А если повернет правее – звуки все выше, нежнее.

В пианино заглянула Ксюша, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзиди целый ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких голос высокий с стройный!

А чем толще, длиннее струна – тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает – молоточек по струне ударяет,

Струна звенит, поет, Мурка дальше идет.

Думает девочка Оксана: «Совсем нестрашное фортепиано!

Надо только его не бить, кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиш касаться – вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро, и сон прервался. Ксюша встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн. (Е. Королева)

У рояля много клавиш! Ты их все звучать заставишь!

В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит.

В крайних справа звук высок, будто птичий голосок.

В средних клавишах как раз тот же голос, что у нас. (Н. Кончаловская)

Длительность звука и чувство ритма.

Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки.

Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, её составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности.

В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или, как принято говорить у музыкантов, ритмические рисунки.

Длительность – одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образуют ритмический рисунок.

Елена Алексеевна Королева придумала интересную сказку, в которой рассказывается, как дружно жили и не тужили в семье разные длительности.

Жила-была большая дружная семья:

Прабабушка, две бабушки, мамы с папами и ребятишки.

Они все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселее было гулять, придумали ребята себе занятие: считать шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырех. Думали они, думали, как им удлинить счет, и придумали: после каждой цифры решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.

По дороге бегут ребятишки и считают шаги шалунишки.

А выходит у них вот так: раз и, два и, три и, четыре и,

Видишь, как быстро они бегут.

Мамы с папами их увидали и шаги свои вмиг сосчитали:

Раз и, два и, три и, четыре и, вот что у них получилось.

Ну и бабушки, чтоб не отстать, тоже стали шаги считать.

Вот так: раз и, два и, три и, четыре и.

раз и, два и, три и, четыре и!

ой, как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли, считать шаги устали и пошли домой отдыхать.

Если малышу трудно понять и запомнить название длительностей, можно для обозначения коротких и длинных звуков использовать другие условные знаки. Долгий звук выразить в виде длинной вертикальной полоски, короткий – полоски меньшего размера.

Или для обозначения длинного звука можно использовать овал незакрашенный, а короткие звуки будут представлять собой такие же овалы, только заштрихованные.

Вместо счета некоторые педагоги предлагают использовать ритмо-слоги. Так, например, продолжительный звук обозначается слогом «та», а более короткий слогом «ти».

Чтобы лучше разобраться в том, как складывается ритмический рисунок, можно представить длительности в виде равномерных шагов: равные шагу – четверти,

Равные двум шагам – половинные, равные четырем шагам – целые.

Шаг можно заменить слогом «та». Получается:

Та та та та – за 4 шага – 4 слога «та»

Та-а та-а за 4 шага – два слога «та»

Та-а-а-а за 4 шага – 1 длинный слог «та».

Более мелкие длительности звуков, например, когда на один шаг приходится две длительности, обозначают слогом «ти»: ти-ти ти-ти ти-ти ти-ти за 4 шага – 8 коротких слогов «ти».

Тембровая окраска и тембровый звук.

Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий тяжелый, матовый – блестящий… если найдется на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку. Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого? Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок?

Это загадка еще одного свойства звука – тембра. Тембр – окраска этим свойством обладает любой существующий в природе звук, и, конечно, звук музыкальный.

Источник

Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»

Звук что это для детей. Смотреть фото Звук что это для детей. Смотреть картинку Звук что это для детей. Картинка про Звук что это для детей. Фото Звук что это для детей Ирина Минакова
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»

Направление: исследовательская деятельность.

«Что такое звук, скажи

1.Возрастная группа: подготовительный к школе возраст.

2.Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.

3. Продолжительность исследовательской деятельности: один месяц.

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.

Множество опытов, экспериментирования, исследований, которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков.

Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки. Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо. Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.

Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке, где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.

6.Описание практической значимости:

Наше исследование нам помогает узнать, что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.В конце проекта мы задали детям вопрос: «Пригодятся ли им секреты происхождения звуковОтветы детей были однозначно: да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки, чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же,чтобы научиться: правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.

Так что же такое звук?

Большинство звуков, которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук.

7. Цель ребенка (или детей):Хотим узнать: откуда берется звук?

8.Цель воспитателей: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков.

9.Задачи для ребенка:

• Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

• Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность

• Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.

10.Задачи для воспитателей:

• Закреплять представления детей о понятии «звук».

• Сформировать представление о характеристике звука – громкости, тембра, длительности.

• Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

• Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн.

• Выявить причины усиления ослабления звука

• Развивать слуховое внимание, фонематический слух.

11.Проблема: когда учили стихотворение о звуке,у детей возникли вопросы: «Что такое звук? Откуда берется звук

Что такое звук? Скажи!

Звук, попробуй, догони!

Даже если подойдешь

Не увидишь, не найдешь,

Наше исследование проходило в три этапа.

I.Определение уровня сформированности представлений детей: о звуке,

использование звуков, о слухе и способов его сохранения.

— проведение элементарных опытов;

— попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан;

— определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых

звуков;

— распознавание звуков окружающего мира.

II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.

— знакомство с высокими и низкими звуками;

— определение зависимости звучащих предметов от их размеров;

— знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность.

III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн,

усиление и ослабление звука.

В течение месяца мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность.

12.Гипотеза: звук нельзя увидеть и почувствовать.

Все слышали поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки.

Исследование № 1

«Увидеть звук»

Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.

Материал: рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.

• Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.

• Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.

• Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.

• Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.

• Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица,и громко сказать: «М-м-м-м!». Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.

Вывод: Звук состоит из звуковых волн – вибраций, которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.

Исследование № 2

Гитара и скрипка – струнные инструменты. С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться, как струны производят звуки.

Материал: рабочая поверхность, коробка из-под обуви с крышкой, ножницы, большие резинки, толстая ручка, 2 карандаша одинаковой толщины.

• Вырезать круглое отверстие диаметром 15 см ближе к одному концу крышки коробки. Накрыть коробку крышкой.

• Натянуть несколько резинок на коробку по всей длине, так, чтобы они проходили через центр отверстия в крышке.

• Подложить карандаши под резинки с каждой стороны коробки. Карандаши должны приподнимать резинки прямо над отверстием в крышке.

• Подергать за струны-резинки, чтобы добиться звука. Перебирать их с усилием, чтобы звук становился громче, и чуть нежнее, чтобы звук был тише.

Вывод: резинки действуют, как струны на гитаре. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать. Это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и мы воспринимаем эти вибрации как звуки. Чем сильнее пощипываем струны, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны, которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче, так как звук, попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.

Исследование № 3

«Почувствуй звук».

Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук. С помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать.

Материал: лист бумаги.

• Лист бумаги свернуть в трубочку.

• Произнести громко звук: «А-а-а-а», затем звук произнести тише.

Вывод: чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук, тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны, распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.

Исследование № 4

«Еще немного музыки»

Этот эксперимент поможет тебе понять, как работают духовые инструменты. И что звуки бывают высокие и низкие.

Материал: рабочая поверхность, кусок картона 10*10 см, двусторонний скотч, 20 соломинок для коктейля, ножницы.

• Приклеить две полоски двустороннего скотча поперек куска картона с противоположных сторон.

• Прижать соломинки рядом друг с другом к скотчу. Концы соломинок должны быть выровнены за краями картона.

• Отрезать основания соломинок по диагонали. Отрезать их так, чтобы первая соломинка была 10 см, а последняя осталась целой.

• Поднеси получившийся инструмент к губам. Подуй в соломинки, чтобы произвести звук.

Вывод: короткие соломинки дают более высокие звуки, чем длинные. Соломинки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь соломинку. Короткие соломинки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации.

13.Результат: мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука: громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники.

Источник

«Что такое звук?» Конспект занятия по обучению грамоте

Звук что это для детей. Смотреть фото Звук что это для детей. Смотреть картинку Звук что это для детей. Картинка про Звук что это для детей. Фото Звук что это для детей елена рачкова
«Что такое звук?» Конспект занятия по обучению грамоте

Что такое звук.

Цель: Формировать представление о звуках. Развивать слуховое внимание, память.

Ребята, я хотела пригласить вас, отправимся в увлекательное путешествие – в мир звуков. Разобраться с понятие звук, подумать какие есть звуки и для чего они нужны. Но пока я ходила за вами, к нам в гости пришли наши знакомые из сказки «3 поросёнка», может быть, они нам помогут понять, что такое звук и какие звуки бывают. Но прежде чем, к ним подойти давайте вспомним сказку и разомнём язычок. Я буду говорить, и показывать, а вы повторяйте за мной

Волк и три поросенка

Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)

Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)

Белил потолки. («Маляр».)

Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)

А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)

Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)

Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)

Мы, знаем, что поросята жили в разных домиках. Я слышу, что из каждого домика доносятся звуки, предлагаю подойти и послушать.

Игра «Угадай, что звучит»

1 домик – музыкальные звуки (барабан, колокольчик, погремушка).

2 домик – бытовые звуки (шуршащий пакет, смятая бумага, льющаяся вода).

3домик – звуки природы (ветер, дождь, пение птиц, голоса животных).

Игра «Кто как кричит»

А вы, дети, какие ещё звуки знаете? (голоса животных).

Что такое звук? (всё то, что мы слышим).

А когда мы ничего не слышим – это как называется? (тишина).

Отлежал себе бочок.

Вот он встал и потянулся,

Вправо, влево повернулся,

Игра «Найди такой же звук»

Ребята, в коробочке живут звуки и у каждого звука есть сестрёнка, но они потерялись, поможем им встретиться?

Всё, что нас окружает, издаёт звуки и человек произносит звуки, например, когда человек удивляется и произносит – о-о-о.

— мама укачивает ребёнка – а-а-а.

Скажите, с помощью чего мы произносим звуки (язык, рот, зубы).

А с помощью чего мы слышим звуки (уши).

Что бы нам слышать хорошо и произносить правильно звуки надо ушки наши беречь, вы знаете как? (Не кричать в ухо, не пихать туда мелкие предметы, защищать от холода).

А сейчас я предлагаю лечь на палас и послушать спокойную музыку для того, чтобы ушки, глазки немного отдохнули (музыка для релаксации).

Встаём, прощаемся с поросятами и уходим, договариваясь по пути послушать какие звуки вокруг нас.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонематического слуха «Звуки [А] и [О]» Занятие: Звуки «А» и «О». Цели. Учить детей чётко произносить звуки «а» и «о», выделять звуки в словах, закреплять понятие гласный звук,.

Занятие по обучению грамоте в средней группе «Звук и буква А» для детей с общим недоразвитием речи Звук и буква А. Программное содержание. • Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с понятием «звук», «буква». Закрепить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *