Звукопись что это такое

Звукопись Лекция 6

Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт

Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.

Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)

3.Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».

Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит

5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:

«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».

На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.

6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.

Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)

8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:

За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:

Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)

Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева

Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)

А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:

Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!

Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Источник

Звукопись

Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы:

В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств.

В целях звукописи может использоваться:

а) повтор звука: «Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов).

Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.

См. также

Звукопись что это такое. Смотреть фото Звукопись что это такое. Смотреть картинку Звукопись что это такое. Картинка про Звукопись что это такое. Фото Звукопись что это такое

Полезное

Смотреть что такое «Звукопись» в других словарях:

звукопись — звукопись … Орфографический словарь-справочник

Звукопись — см. Фоника. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

ЗВУКОПИСЬ — ЗВУКОПИСЬ, звукописи, мн. нет, жен. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЗВУКОПИСЬ — ЗВУКОПИСЬ, и, жен. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

звукопись — сущ., кол во синонимов: 2 • звукозапись (5) • повтор (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Звукопись — ЗВУКОПИСЬ по Потебне ономапоэтичность речи. (’ Ονομα имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных характеризует предмет, независимо от того смысла,… … Словарь литературных терминов

звукопись — система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

звукопись — и; ж. 1. Художественное воплощение в музыке звуков окружающего мира. 2. Совокупность приёмов (аллитерация и т. п.), способствующих усилению звуковой выразительности стиха. * * * звукопись в стихосложении то же, что система звуковых повторов, в… … Энциклопедический словарь

Звукопись — в экспрессионизме соответствующая его эстетике форма организации стихотворной речи, частная фоническая составляющая экспрессионистской поэтики. Принципы и признаки экспрессионистской звукописи складывались по мере расхождения со стиховой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

Звукопись — использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием … Большая советская энциклопедия

Источник

Значение слова «звукопись»

Звукопись что это такое. Смотреть фото Звукопись что это такое. Смотреть картинку Звукопись что это такое. Картинка про Звукопись что это такое. Фото Звукопись что это такое

1. Муз. Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств.

2. Лит. Один из видов инструментовки стиха, заключающийся в последовательно проведенной системе аллитераций или в соответствии звукового состава фразы изображаемой картине.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств. Широко используются также аллитерация(повтор согласных звуков) и ассонанс(повтор гласных звуков).

В целях звукописи может использоваться: а) повтор звука: «Ворон каркнул на сосну,/ Тронул сонную струну» (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов). Приёмы звукописи могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными.

ЗВУ’КОПИСЬ, и, мн. нет, ж. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

зву́копись

1. искусств. воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств

2. филол. разновидность инструментовки стиха, совокупность приёмов стихосложения, заключающаяся в последовательно проведённой системе аллитераций или в соответствии звукового состава фразы изображаемой картине

3. запись специальными приборами на плёнку, пластинку и т. п. звучащей речи, музыки с целью последующего воспроизведения; звукозапись

Делаем Карту слов лучше вместе

Звукопись что это такое. Смотреть фото Звукопись что это такое. Смотреть картинку Звукопись что это такое. Картинка про Звукопись что это такое. Фото Звукопись что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова удорожиться (глагол), удорожилась:

Источник

Звукопись

Звукопись — это звуковая организация речи; повтор одинаковых звуков (аллитерация или ассонанс).

Звукопись что это такое. Смотреть фото Звукопись что это такое. Смотреть картинку Звукопись что это такое. Картинка про Звукопись что это такое. Фото Звукопись что это такое

Аллитерация

Аллитерация — это прием звукописи; повторение одинаковых согласных звуков в стихотворении.

Примеры:
«И свистит, и бормочет весна.
По колено затоплены тополи. «;

«А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых поклал в мешок.»;

«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.»

Ассонанс

Ассонанс — это прием звукописи; повторение одинаковых гласных звуков в стихотворении.

Примеры:
«И осветит луч победный
Вдохновенья твоего
Розы чайной, розы бледной
И тоску и торжество.»,

«Иди, доказывай алиби,
Алиби сердца, или вот. «;

«Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.»;

«Дыша духами и туманами
Она садится у окна«;

«Ненавидя, кляня и любя«

Задание ЕГЭ с данной терминологией

Обращаю Ваше внимание на то, что до

2016 в ответах позволялось писать звукопись. С

2016 в ответах нужно указывать точное название использованного автором приема, т.е. или ассонанс или аллитерация!

Термины аллитерация и ассонанс встречаются в задании 12 в ЕГЭ по литературе:

Звукопись что это такое. Смотреть фото Звукопись что это такое. Смотреть картинку Звукопись что это такое. Картинка про Звукопись что это такое. Фото Звукопись что это такое

Ответ: аллитерация

Источник

ЗВУКОПИСЬ

Смотреть что такое ЗВУКОПИСЬ в других словарях:

ЗВУКОПИСЬ

использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

звукопись ж. 1) Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. 2) Один из видов инструментовки стиха, заключающийся в последовательно проведенной системе аллитераций или в соответствии звукового состава фразы изображаемой картине (в литературоведении). 3) То же, что: звукозапись (1).

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смысло. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ — см. Фоника. Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественна. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ — по Потебне — ономапоэтичность речи. (’’Ονομα — имя название). Этим именем обозначается такое свойство, по которому речь своей внешней з. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУ´КОПИСЬ — условный термин для одного из видов инструментовки стиха; соответствие фонетического состава фразы изображенной картине или последователь. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

совокупность приемов фонетической организации текста. В обыденной речи звуки используются произвольно, т. к. носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. «Полено упало на палец Наполеона» – в этой фразе многократный повтор согласных п-л (л )-н ясно различим на слух. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приемов прежде всего выделяют звуковые повторы. К их числу относятся аллитерация, консонанс и ассонанс. Иногда повторы звуков или их сочетаний связываются в авторском тексте с определенным семантическим значением: Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь, как божия гроза. Идет. К нему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком. В поэме «Полтава» А. С. Пушкин тщательным подбором слов формирует связь звуковых повторов со зрительным образом действий Петра. Так, сочетания согласных звуков в словах быс-тр-ы, пр-е-кр-асен, гр-оза, др-ожит, в пр-ахе передают энергию и целеустремленность рус. царя. Еще отчетливее связь звукового состава речи со смыслом проявляется в тех случаях, когда писатели обращаются к парономазии. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

1) Орфографическая запись слова: звукопись2) Ударение в слове: зв`укопись3) Деление слова на слоги (перенос слова): звукопись4) Фонетическая транскрипц. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

-и, ж. 1. муз. Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. 2. лит. Один из видов инструментовки стиха. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

Своп Своз Пуск Пук Пузо Псоу Псков Пос Покус Поиск Писк Пико Пик Пиво Пивко Пзу Пво Ось Осип Опус Опись Окь Окись Озу Кус Кузов Кси Кос Копь Коипу Кипу Квиз Ископ Иск Ипс Иов Икс Сивко Сикоз Сип Сиу Икос Скип Сков Зов Звукопись Скоп Совик Сок Вуз Спик Сук Суп Узик Уик Вкус Вкось Укос Усик Усиков Вис Вип Усовик Висок Узко Узи Увоз Воз Воск Впуск Звук Скупо. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

Система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. например: Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К.Д. Бальмо. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

Система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. Например: Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. К.Д. Бальмонт. смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

(3 ж), Р., Д., Пр. зву/кописиСинонимы: звукозапись, повтор

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

Ударение в слове: зв`укописьУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: зв`укопись

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУ́КОПИСЬ в стихосложении, то же, что система звуковых повторов, в особенности — подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. («Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши», К. Д. Бальмонт). смотреть

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

зву’копись, зву’кописи, зву’кописи, зву’кописей, зву’кописи, зву’кописям, зву’копись, зву’кописи, зву’кописью, зву’кописями, зву’кописи, зву’кописях

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

звукописьСинонимы: звукозапись, повтор

ЗВУКОПИСЬ

〔阴〕〈文学, 乐〉声响表现法. Синонимы: звукозапись, повтор

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ звукописи, мн. нет, ж. (лит.). То же, что эвфония во 2 знач.

ЗВУКОПИСЬ

жен. спец. гукапіс, муж.

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

Ж мн. нет ədəb. ahəng, ahəngdarlıq.

ЗВУКОПИСЬ

звукопись сабти садо

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ В «СЛОВЕ»

— худ. прием, при котором звуковая форма слов усиливает их эстетич. воздействие. З. как поэтич. средство уст. произведения стала основой системной организации словесного и образного материала в С. и проявляется в аллитерации, анафоре, ассонансе, звукоподражании (ономатопея), метатезе, ритмике, символе, ударении, эвфонии и пр. В ясно осознаваемом «звучании» С. — «тайна целостности» произведения: С. «полно звуков, как никакое другое произведение мировой литературы» (В. Ф. Ржига). Это стало причиной мн. искажений текста при его переписке — он был осужден на это «самой своей фоникой» (Л. А. Булаховский).

«Мастерство автора живописать звуками» (Б. А. Ларин) отражает свойственное уст. поэзии стремление соединить отдельные фрагменты текста в цельное произведение и адекватно передать его при исполнении (см. Диалог). «Стихия устной речи» связана в С. с уст. формами поэзии и с ораторским искусством одновременно, что и приводило к совмещению чисто риторич. приемов с поэтикой нар. творчества, отраженного в живом слове. Как и цвет, звук в С. выполняет композиц., худ. и содержательно-смысловую функции. «Древняя русская литература чаще раскрывает, чем описывает» (Лихачев. «Слово» и культура. С. 29), с помощью словесных средств возникает «внесловесное» выражение поэтич. образов, картинность описания и неразгаданная ритмичность С.

По-видимому, в С. еще нет ни аллитерации, ни ассонанса в классич. их проявлении; из сотни примеров З., представленных С. (в сочетаниях от двух слов до целых фраз), нет ни одного, в котором звуковой эффект был бы не связан со слогом в целом; он выражается в совместном повторении соответств. согласных и гласных, совмещением ассонанса и аллитерации (напр., зубные согласные соединяются с непередними гласными — как и губные согласные, а свистящие и шипящие — с передними). Эта особенность фоники С. была замечена еще до открытия фонологами слогового принципа древнеслав. фонетики (включенность согласного и гласного в общий по определенным признакам слог), первоначально в виде наивных высказываний

А. И. Смирнова о том, что в С. «оканье» возможно лишь после губных согласных («потопташа поганые полки», «створисте» и пр.). А. М. Лукьяненко говорил о том, что аллитерация в С. всегда встречается «только в созвучиях» («пороси поля покрывают», «се ли створисте моей сребреней с ѣ дин ѣ » и пр. — указ. выше сочетание свистящих с гласными переднего ряда). Нарушений слоговой З. не происходит и в случае групп согласных, допускаются только возможные в древнеслав. яз. сочетания, но также эвфонически организованные («свистъ зв ѣ ринъ въста. » для св — зв и ст; «стругы» — «растре», и пр.); ту же функцию несут и чередования полногласных / неполногласных слогов с плавными р, л (ср.: «страны ради, гради весели»). Совмещение аллитерации с ассонансом на уровне слога как нельзя лучше передает основной мотив произведения — смешение «звука» и «шума» (гласного и согласного) и подтверждается явлениями гаплологии (опущение одного из двух непосредств. следующих друг за другом одинаковых слогов) и диттографии (стяжение или расширение текста также на уровне слога).

З. С. исследователями XIX в. была замечена не сразу: из общей поэтики ритма, тропов и стилистич. рядов стали выявляться как частные проявления З., так и общее отличие З. от др. поэтич. средств С. Классификация признаков и элементов З. ведется в зависимости от целей исследования: текста (П. П. Вяземский), фоники (Булаховский), акцента и ритмики (В. В. Колесов), поэтики (А. Ю. Чернов), семантики (Т. М. Николаева) и пр. Семантика может в принципе включать в себя все предыдущие классификации, поскольку семантич. организация текста формально обслуживается звуковой его организацией. «Иерархическая модель усложнения» (в представлении Николаевой) дает звуковые последовательности в виде инициалей, которые и открыты были раньше всего (аллитерация типа «потопташа поганыя полкы, половецькыя. », см. также анафора, анэпифора), затем в виде тем (т. е. тематич. осмыслением З. — аллитераций, главным образом сонантов), фуг (движение по тексту некоторой совокупности звуков, гл. образом аллитерац. п, р, т — к, п, т) и анаграмм. Классификация удачна указанием перехода от самого поверхностного уровня сопряжения семантич. и звуковой систем — до наиболее шифрованного с семантич. точки зрения. О том же говорил и Е. А. Ляцкий: для С. характерна «звуковая поэтизация стиля», при которой «образующая сила стиха направлялась на вызов созвучия», совр. исследователи предпочитают говорить не о поэтич., а о семантич. основах звукотехники С.

Лит.: Вяземский П. П. Слово о полку Игореве: Исследование о вариантах. СПб., 1877; Смирнов. О Слове. II. С. 233; Ржига В. Ф. Гармонія мови «Слова о полку Игореве» // Україна. 1927. Кн. 4. С. 24—34; Лукьяненко А. М. «Слово о полку Игореве» со стороны стиля и языка // Учен. зап. Саратов. пед. ин-та. Саратов, 1938. Вып. 3. Тр. ф-та яз. и лит-ры. С. 246; Ляцкий Е. А. Звукопись в стиховом тексте Слова о полку Игореве // Slavia. Praha, 1938. Roč. 16. Seš. 1. S 50—78; Соколов Ю. «Слово о полку Игореве» и народное творчество // Лит. критик. 1938. № 5. С. 84—93; Булаховский Л. А. О первоначальном тексте «Слова о полку Игореве» // ИОЛЯ. 1952. Т. 9, вып. 5. С. 439—449; Wollman SI. Slovo o pluku Igorove jako umělecké dílo. Praha, 1958. S. 81, 82, 108, 109; Ларин Б. А. Лекции по истории русского литературного языка. М., 1975. С. 163—164; Колесов В. В. Ритмика «Слова о полку Игореве»: (к вопросу о реконструкции) // ТОДРЛ. 1983. Т. 37. С. 14—24; Чернов А. 1) Вслушаемся в «Слово о полку Игореве» // ЛО. 1985. № 9. С. 8—10; 2) Поэтическая

полисемия и сфрагида автора в «Слове о полку Игореве» // Исследования «Слова». С. 270—279; Николаева Т. М. Функционально-смысловая структура антитез и повторов в «Слове о полку Игореве» // Слово. Сб — 1988. С. 120—124.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *