Звуковой дизайн что это
Звуковой дизайн
Звуковой дизайн (саунд-дизайн)— это процесс определения, приобретения, управления или создания звуковых элементов. Он используется в различных областях, включая кинопроизводство, ТВ-производство, театр, звукозапись, живое исполнение, искусство звука, пост-продакшн и разработку компьютерных игр. Звуковое оформление чаще всего включает в себя манипуляции из ранее составленного или записанного аудио, подобного музыке или звуковым эффектам. Иногда оно может включать в себя комбинирование или манипуляцию с аудио, для создания нужного эффекта или настроения.
В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. Sound Design – дизайн звука, саунд-дизайн) – вид дизайнерской деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Сама формулировка «звуковой дизайн» указывает на деятельность, относящуюся к сфере производства звуков и акустических сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных проектов, проектированию и разработке звукошумового сопровождения экранных и мультимедийных продуктов, в первую очередь для коммерческого и массового использования.
Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках – все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.
Звуковой дизайн востребован в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, на телевидении, в сфере брендинга и рекламы, на радио, в театральном искусстве и в современных жанрах музыки.
Дизайнер звука – это творческая профессия, которая подразумевает хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии, поэтому среди специалистов в области дизайна звука много профессиональных звукорежиссеров, звукооператоров и композиторов. Дизайнер звука должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность.
Beauchamp R. Designing Sound for Animation. – Focal Press, 2005.
Gibbs T. The Fundamentals of Sonic Art & Sound Design. – AVA Pudlishung SA, 2007.
Miranda E. Computer Sound Design: Synthesis Techniques and Programming. – Publisher: Focal Press. Second edition, 2002.
Sonnenschein D. Sound Design. Studio City. – CA: Michael Wiese Production, 2001.
Viers R. The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style Sound Effects. – Michael Wiese Productions, 2008.
Whittington W. Sound design and science fiction. – Austin: University of Texas Press, 2007.
Саунд-дизайн – что это такое и с чего начать работу в сфере звукового дизайна
Мир вокруг нас динамично меняется и развивается. Увидеть это можно по регулярно появляющимся новым профессиям, особенно в digital-сфере. Они отделяются от более общих направлений деятельности или рождаются на стыке двух специальностей и постепенно приобретают свои особенности.
Сегодня мы поговорим о молодой перспективной профессии, разберемся, что такое саунд-дизайн, кому и для чего он нужен, чем занимается саунд-дизайнер и как им стать.
Определение и теория создания уникальных звуков
Саунд-дизайн (звуковой дизайн, sound design) – это работа со звуковыми шумами, эффектами и мелодиями, их создание, определение и управление.
Как можно создать уникальный звук:
Чем занимается профессиональный саунд-дизайнер
Sound-дизайнер создает новые или адаптирует готовые звуки, музыку и шумовые эффекты для использования их в видео разного формата и назначения.
Приведу пример для ясности. Режиссер хочет, чтобы скрип досок под сапогами главного злодея в фильме заставил зрителей напрячься и почувствовать неладное. Или озвучить взмах крыла бабочки так, чтобы звук был на грани слышимости, максимально легкий и воздушный. Задача специалиста по звуку – воплотить эти запросы в жизнь.
Таким образом, главная цель саунд-дизайнера – это при помощи звуков, наложенных на видеоряд, создавать определенную атмосферу, настроение, эмоции у зрителей. Звуковые эффекты должны полностью соответствовать картинке на экране в видеоиграх, приложениях, кинематографе и мультимедиа. К этому стремятся профессионалы.
Какие навыки и личные качества нужны в работе
Саунд-дизайн объединяет в себе творчество и знание физики звука и требует от специалиста высокого уровня умения работать с техникой и владения программным обеспечением. Очень пригодится в работе хороший слух и опыт музыкальной школы, где оттачивается способность слушать и слышать.
Основные навыки и знания, необходимые саунд-дизайнеру:
Личные качества дизайнера по звуку:
Плюсы и минусы профессии
Если вы любите работать со звуком и тонко чувствуете его, умеете создавать настроение в видео и можете четко настроить аудио под видеоряд, то, скорее всего, работа саунд-дизайнером вам подойдет.
Но есть и ложка дегтя в этой мечте. На данный момент довольно сложно искать заказы и, значит, первое время о стабильном заработке можно забыть. На мой взгляд, это основной минус, но со временем он станет плюсом, потому что тот, кто начнет работать в сфере саунд-дизайна сегодня будет на несколько шагов впереди тех, кто захочет освоить профессию через 2–3 года.
Где можно обучиться саунд-дизайну
На данный момент полноценное высшее образование по специальности “Саунд-дизайн” есть только в НИУ ВШЭ, причем учиться можно дистанционно и через 4 года получить диплом бакалавра.
Также есть факультеты и учебные дисциплины для звукорежиссеров и монтажеров в некоторых вузах, например:
Но одного только высшего образования будет недостаточно, т. к. техническая и научная база довольно быстро устаревают. Поэтому желательно пройти актуальные курсы саунд-дизайна, постоянно находить и читать дополнительную литературу и книги по дизайну звука, обмениваться опытом с другими специалистами, следить за трендами и как можно быстрее начать свою практику.
Где искать работу после обучения
Саунд-дизайн только недавно выделился в новое направление. Раньше эти функции чаще всего выполнял звукорежиссер. Сейчас же аудитория становится все более искушенной и работа со звуком требует особой тщательности, внимания и творчества.
Саунд-дизайнеры принимают участие в звуковом оформлении:
Простор для творчества достаточно велик, однако, вакансий на обычных площадках, таких как HeadHunter, на данный момент немного.
Как же стать профессиональным sound-дизайнером и с чего начать свой путь в карьере?
Специалисты, которые уже достигли результатов в этой области, рекомендуют создавать портфолио, постоянно искать новые творческие решения и показывать свои работы тем, с кем вы хотели бы начать сотрудничество, а также участвовать в различных конференциях, онлайн и офлайн-встречах саунд-дизайнеров. Как раз там можно и найти не только единомышленников, но и первые заказы.
Сейчас начинают появляться первые агентства, которые занимаются исключительно работой со звуком. Можно искать работу у них.
Что касается зарплаты и стоимости отдельных аудио, то тут тоже пока нет каких-то конкретных цифр. По данным The Village, зарплата саунд-дизайнера может варьироваться от 50 до 150 тыс. руб., а цену за авторские звуки и шумы вы и вовсе можете назначать на свое усмотрение.
Начните с комфортной для вас цифры, учитывайте свой опыт и обязательно найдете первые заказы.
Заключение
Мы с вами разобрались со саунд-дизайном: что это, где он применяется и как можно начать работать в этом направлении.
На сегодняшний день особенность рынка услуг в том, что и саунд-дизайнеру непросто найти заказчика, и заказчику сложно найти того, кто поможет реализовать его задумки, потому что специалистов очень мало. Ловите момент, ведь через несколько лет, скорее всего, эта профессия станет еще более актуальной, а конкуренция среди специалистов возрастет.
Саунд-дизайн: реальные перспективы и перспективная реальность
Это модное слово «дизайн» добралось и до мира звуков, подарив миру новый термин «саунд-дизайн» (от английского sound/саунд – звук). Долгое время понятие «дизайн» воспринималось как нечто такое, что можно увидеть и потрогать: дизайн интерьера, дизайнерская коллекция, ландшафтный дизайн.
Однако если вдуматься в определение термина «дизайн» как результата деятельности по проектированию эстетических свойств чего-либо, все сразу становится на свои места. Конечно же, звук обладает эстетическими характеристиками. И, конечно, их можно улучшить, причем этому могут научиться все желающие. Собственно профессии саунд-дизайнера учат, например, в Институте звукового дизайна [Институт звукового дизайна, 2020]. А как подступиться к любым новым знаниям, вы научитесь на нашем курсе «Лучшие техники самообразования».
Где нужен саунд-дизайн?
Для начала поговорим о сферах применения саунд-дизайна. Сегодня термином «sound design» принято обозначать едва ли не все, что звучит в медиа-пространстве. А еще все звуковое сопровождение электронных и компьютерных устройств, в том числе бытовой, автомобильной и медицинской техники.
Сферы применения саунд-дизайна:
К слову, последнее – звуковое оформление работы бытовых устройств – это целая индустрия внутри индустрии. Опытная хозяйка по звуку, изданному стиральной машиной, заранее знает, пора ли доставать постиранное белье или нужно остановить стирку, т.к. жидкое средство для стирки деликатных тканей дало избыток пены. А уж разнообразие звуковых откликов для использования разных режимов мультиварки – вообще настоящая «кухонная симфония».
Как видим, понятие «sound design» в какой-то степени является частью звукорежиссуры. С другой, оно заметно шире, чем термин «звукорежиссура». Это не только о том, как сделать более качественный звук из того, что есть. Это в большинстве случаев о том, как создать нечто новое, чего не было (не звучало!) раньше, будь то биты для рэпа или мелодия загрузки компьютерной программы, саундтрек к фильму или мелодия для любительского видео на YouTube.
Сегодня термин «саунд-дизайн» интуитивно понятен большинству людей и не вызывает особых вопросов. А всего каких-то 10-12 лет назад его не понимали даже Google и «Яндекс», упорно предлагая заменить поисковый запрос «саунд-дизайн» на «дизайн сауны». С чего же начинался sound design в России?
С чего начинался саунд-дизайн в России?
В России у истоков sound design как индустрии стоял Василий Филатов, основавший вышеупомянутый Институт звукового дизайна и студию SoundDesigner.Pro. Он решил организовать студию в 2008 году, когда призрак кризиса был уже очевиден, и многие его, мягко говоря, не поняли. Однако Василий видел, что, невзирая на кризис, YouTube становится все более популярным, электронные гаджеты получают все большее распространение, компьютерными играми увлекается все больше людей.
А значит, для все большего количества видео будет требоваться отображающее суть происходящего аудио, будут выходить новые игры и новые версии старых компьютерных игр, рынок электронных устройств будет расти и, как мы уже выяснили, для программного наполнения электроники тоже нужен будет саунд-дизайн.
Актуальными становятся курсы саунд-дизайна, где всему этому можно было бы научиться. Изначально Василий Филатов решил предложить свои услуги в создании факультета саунд-дизайна Московской школе кино. Там его тоже не сразу поняли, и в 2013 году просто отказали. Однако уже в 2014 началась совместная работа, которая продлилась 2 года.
В июле 2015 года Филатов провел первый Sound Sunday в России, где желающие могли бесплатно посетить мастер-классы по семплингу от Александра Лейфа, синтезу звука от Глеба Рогозинского, лекцию о создании музыки из подручных средств и многие другие [Sound Sunday, 2015]. Площадкой для проведения был выбран Музей Москвы [Музей Москвы, 2015]. Невзирая на жаркий воскресный день и множество альтернатив его проведения на свежем воздухе на берегу любого из многочисленных подмосковных водоемов, на Sound Sunday собралось полторы тысячи посетителей.
Первый День звука в России показал, что россиян интересуют самые разные аспекты работы со звуком: от создания саундтреков к фильмам до написания электронной музыки и получения профильного образования. Там же, во время Sound Sunday, Филатов объявил о том, что Институт звукового дизайна открывает для абитуриентов двери двух своих факультетов: звукового дизайна кино и музыкальной звукорежиссуры.
Сейчас в Институте можно еще выбрать специализацию в области дизайна интерактивного звука, саунд-дизайна в визуальных и аудиовизуальных медиа [Институт звукового дизайна, 2020]. В общем, это охватывает все основные сферы sound design-индустрии. Поэтому будет логичным чуть подробнее рассказать, что представляет собой каждая из них.
Интерактивный саунд-дизайн
Интерактивный sound design – это, в первую очередь, звуковое оформление компьютерных игр, приложений для мобильных и прочих технических устройств. Другими словами, всего, с чем может непосредственно взаимодействовать человек (от английского interaction – взаимодействие). Дизайнер обязан предвидеть, как будет восприниматься тот или иной звук. Именно поэтому, помимо собственно технической части, будущие саунд-дизайнеры изучают психологию, коммуникации, PR-технологии и даже основы драматургии.
Да и по части техники дизайнер должен разбираться не только в программах обработки звука, но еще и в аудиопрограммировании и видеосъемке, понимать основы операторского мастерства. Даже если ему никогда не придется заниматься этим лично (это работа смежников и коллег по команде), такие знания помогут прийти к общему видению и сделать конечный продукт более качественным для потребителя.
Пояснить это можно простым примером. Практически у каждого владельца смартфона установлено несколько популярных мессенджеров. Как минимум, Viber и WhatsApp. А еще большинство пользуется несколькими почтовыми ящиками и общается в соцсетях. Поэтому нужно, чтобы пользователь по звуку мог мгновенно определить, куда именно ему пришло сообщение: на Viber, WhatsApp, почту или в Facebook. Разнообразие и узнаваемость серии коротких звуков – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Однако ее реализация заметно повышает удобство пользования гаджетом.
Что же касается автомобилей, тут речь не только об удобстве, но и о безопасности. Такие моменты как неплотно закрытая дверь или неполадки в работе двигателя должны идентифицироваться моментально, и звуковое предупреждение играет в этом не последнюю роль. Таким образом, правильно подобранный и настроенный звук упрощает пользование устройством, будь то смартфон, автомобиль или стиральная машина.
Саунд-дизайн в визуальных и аудиовизуальных медиа
К визуальным и аудиовизуальным медиа относится самый широкий спектр медийной продукции. В том числе, конечно же, реклама. Здесь важно, чтобы реклама не просто нравилась, а побуждала к действию, т.е. к покупке. В идеале аудио должно отображать не только тип той или иной продукции, и не просто быть эксклюзивным и легко отличимым в потоке рекламы. Идеально, если оно способно подчеркнуть индивидуальность рекламируемого продукта или изделия.
В качестве примера можно привести презентацию Porsche Macan. Дизайнеры, когда готовили презентацию, «зацепились» за слово Macan, выяснили, что Macan – это тигр, одно из пяти балинезийских божеств. И после этого начали думать, как рычание тигра трансформировать в рычание двигателя. Может, это и не самая неожиданная идея, однако во время шоу в зале презентации она произвела необходимое впечатление на зрителей. Получился некий концептуальный sound design. К слову, сходство тигриного рыка и рычания мотора было использовано в звуковом дизайне некоторых других роликов, рекламирующих Porsche Macan [Macan, 2015].
Чтобы получить интересный и необычный синтез звуков, иногда недостаточно существующих аудио библиотек. Поэтому слушателей курса обучают работе со звукозаписывающими устройствами – так, чтобы записанный, как говорят профессионалы, «в поле» звук был качественным. Для непрофессионалов уточним, что «в поле» – это условное обозначение любого места за пределами студии звукозаписи, когда у вас нет возможности создать идеальные условия для звукоизоляции от посторонних шумов и записи нужного звука.
Точно так предполагает саунд-дизайн обучение основам композиции, теории музыки, оркестровке, правилам синтеза и сведения звуковых дорожек. Это поможет найти оптимальный способ передачи того или иного звучания. Так, если в наличии нет именно того шума дождя, который нужен по сюжету видео, звук капель дождя можно имитировать… ударами по струнам рояля! А короткое замыкание похоже на звук разрываемого листа бумаги, так что вовсе не обязательно его устраивать специально, если оно нужно вам по сюжету ролика. Другими словами, саунд-дизайнер способен переосмысливать звуки окружающего мира и находить им новое применение.
Разумеется, подобные лайфхаки не нарабатываются за один день. И чтобы быстро сориентироваться в ситуации и найти адекватный выход, саунд-дизайнеру нужно «перелопатить» огромное количество музыки и треков, научиться слышать звуки живой природы, идентифицировать звуки искусственного происхождения и многое другое.
К слову, саунд-дизайн уже изучают в Академии медиаиндустрии в Москве. В частности, на кафедре экранных искусств. А результаты исследований различных аспектов саунд-дизайна оформляют в виде научных статьей, т.к. объем информации по данной теме растет с каждым годом [Я. Пархоменко, А. Луговцев, 2017].
Саунд-дизайн в музыке
Sound design в музыке – пожалуй, наиболее давнее направление в индустрии, существовавшее задолго до того, как мы услышали о саунд-дизайне. Раньше ограничивались термином «музыкальная звукорежиссура». Однако с развитием компьютерной техники и электронной музыки появилась возможность создавать треки, не зная музыкальной грамоты и даже не прикасаясь к музыкальным инструментам.
Впрочем, хороший саунд-дизайнер должен уметь работать не только с готовыми звуками, но уметь записывать разные музыкальные инструменты, живой вокал, сводить все треки воедино так, чтобы они не «забивали» друг друга, и добавлять спецэффекты, которые будут делать аудиозапись узнаваемой и, в идеале, известной широким массам меломанов. Сведение и мастеринг фонограмм – то, чему в обязательном порядке обучают будущих дизайнеров звука, желающих работать в области музыки.
Классика жанра – нота, сыгранная в унисон на 3-4 музыкальных инструментах. Когда между этими записями при сведении удается найти баланс, можно получить новый необычный звук. А если сюда добавить запись живого вокала, тоже звучащую в унисон, эффект возрастает многократно. Это простой пример, и, конечно, опытный саунд-дизайнер может решать намного более сложные задачи.
Особый тренд в современном саунд-дизайне – переход от классического мелодического звучания к тембральному. Примером могут служить саунд-треки к фильмам Dunkirk и «Темный рыцарь». Это не просто музыка – это синтез и работа с тембральными фактурами, создание новых, ранее не существовавших (не звучавших!) тембров. Простое знание музыкальной грамоты тут не поможет, нужно уметь работать на стыке инженерии и композиции.
Создание новых тембров возможно как на основе принципиально новой музыкальной композиции, так и на основе обработки уже существующих произведений. При некоторой доле фантазии и усилий даже из классической музыки можно соорудить трек для фантастики или блокбастера. Но, конечно же, для этого дизайнер звука должен обладать широчайшим кругозором, огромной эрудицией и новейшими техническими знаниями.
Программное обеспечение для саунд-дизайна
На технических знаниях стоит остановиться подробнее. Программ для обработки звука превеликое множество, поэтому новичкам зачастую сложно сориентироваться, что им подойдет более всего. Поэтому предлагаем краткий обзор софта для саунд-дизайна с указанием сферы наилучшего применения.
Софт для саунд-дизайна:
Уточним, что это преимущественно англоязычные программы. Из русскоязычного (русифицированного) софта наиболее распространен аудиоредактор Sound Forge Pro. Базовую версию без излишеств можно найти бесплатно. А чтобы сделать первые шаги в саунд-дизайне, в принципе, достаточно, если вы видите для себя перспективу в данной профессии.
Все, кого интересует саунд-дизайн, обучение могут пройти в Институте звукового дизайна и воспользоваться дополнительными материалами на специализированных сайтах. Так, подборку полезных статей по саунд-дизайну на русском языке можно найти на сайте Гильдии Разработчиков Интерактивного Аудио [ГРИА, 2020]. Из англоязычных обучающих ресурсов можно рекомендовать сайт компании Izotope Inc., чьи специализированные саунд-продукты мы упоминали ранее [Izotope, 2020].
Перспективы саунд-дизайнеров в России
По сложившейся традиции, в России все новое пробивает себе дорогу под истошные вопли типа «да кому это нужно», «да ты ничего не заработаешь и разоришься», «людям есть нечего, а ты со своими глупостями» и т.д. Масла в огонь подливают постоянные кризисы, экономическая нестабильность, падение рубля по каждому поводу и без оного, а вот теперь еще и пандемия.
Впрочем, пандемия – это аргумент, скорее, в пользу развития сферы мультимедиа, а значит, и sound design. Многие виды деятельности уходят в онлайн. Даже те, которые еще в 2019 году было вообще тяжело представить в онлайне. А, главное, незачем. Сейчас все изменилось, и, похоже, надолго.
Онлайн – шанс выжить для многих сфер. В онлайн идут концерты известных певцов и дни открытых дверей в различных вузах, театральные постановки и лекции, есть даже первые онлайн-бары, куда «можно со своим», в отличие от обычных питейных заведений. Разумеется, все это требует определенного аудиовизуального оформления. Согласитесь, как-то нелогично пить в тишине или даже ждать начала театральной онлайн-постановки – нужно какое-то звуковое оформление.
А уж индустрия онлайн-игр будет только расти, потому что, во-первых, заядлым игрокам постоянно нужно что-то новенькое, во-вторых, армию игроманов пополнят оставшиеся без работы и сидящие в самоизоляции соотечественники, которым попросту скоро будет нечем заняться. Для компьютерных игр тоже, как мы выяснили ранее, нужно звуковое оформление, и не абы какое, а чтобы создавало настроение.
Учитывая, что саунд-дизайном вполне можно заниматься, сидя дома за компьютером и пересылая готовые задания через облачные сервисы, специалистам в области дизайна звука никакой карантин не помеха. Даже если он затянется. Итак, чем же может заняться саунд-дизайнер в России в ближайшие годы?
Области приложения усилий для саунд-дизайнеров:
Уточним, что постпродакшн – это этап производства аудио- и аудиовизуального контента, который следует за съемкой либо записью отдельных частей программы, фильма, видеоролика и т.д. Таким образом, вы можете попробовать войти в команду, уже работающую над каким-нибудь мультимедийным проектом.
А если вы почему-либо испытываете неуверенность в своих способностях освоить что-то новое, мы вас ждем на нашем курсе «Лучшие техники самообразования». Мир вокруг нас уже перенасыщен визуальными образами, а звуковой дизайн может облегчить их восприятие, поэтому поле деятельности для саунд-дизайнеров практически безграничное. Мы желаем вам творческой решимости, успехов и вдохновения!
Звук в геймдеве: чем занимается саунд-дизайнер
Звук в игре работает на вовлечение и фан так же, как арт и визуальные эффекты, но говорят про него намного реже. Спешим исправить эту несправедливость и подробнее рассказать о музыкальных специальностях в разрезе игровой разработки.
В этой статье отвечаем на вопросы, чем отличается саунд-дизайнер от композитора, как прийти в профессию, попасть в геймдев, составить хорошее портфолио и многое другое.
Саунд-дизайнер и композитор
Сразу расставим все точки над «i» между саунд-дизайнером и композитором.
Саунд-дизайнер в геймдеве — специалист, который сопровождает игровые события соответствующим звуковым сэмплом. Он должен хорошо разбираться в немелодических особенностях звучания (шумовых, фактурных и так далее). Знать игровые движки и audio middleware, уметь имплементировать и настраивать звук внутри игрового билда. Такой специалист подбирает звуки несуществующих фактур. Он знает, как звучит магия, монстры, лазеры и космос. При этом может не уметь писать музыку и мелодически мыслить.
Есть еще музыкальный саунд-дизайнер — человек, который создает новые тембры на синтезаторах (читай: крутит ручки по-всякому), но не обязательно сможет написать музыку.
Композитор — собственно тот, который пишет музыку, используя музыкальные инструменты и свои навыки. Должен обладать мелодическим и гармоническим мышлением, знать музыкальные формы, но может ничего не понимать в звуке в шумовом плане.
Попробую провести аналогию.
Саунд-дизайнер — он как дизайнер шрифтов. Вычерчивает кривые, подгоняет кернинг, он легко отличит Гельветику от Ариала по кончику у буквы «R», мгновенно замечает недотянутые линии, а от разной оптической плотности букв у него может начаться несварение. Но написать ему нужно максимум «Съешь ещё этих французских булок, да выпей же чаю» или «Lorem ipsum». Такой специалист оперирует формами.
Композитор в данном случае будет писателем, поэтом или копирайтером. Такой специалист оперирует смыслами. Он имеет право не отличить Импакт от Колибри и вообще ничего не понимать в визуале, главное — чтобы он написал хороший текст (а по праздникам и рифмованный).
Это довольно разные профессии в ААА-играх, при этом они часто совмещаются в одном человеке на мобильных и казуальных проектах. Можно подумать, что из экономии (и раньше это тоже имело место), но на деле в кэжуале гораздо сильнее взаимосвязь звука и музыки:
И звуки часто музыкальные, где помимо шумовых вещей есть какая-то мелодия. Например, звуки совмещения фишек в матч-3, получения предметов, победы в раунде и так далее. Здесь самая неприятная ошибка — сделать звуки, которые мелодически конфликтуют с музыкой и плохо звучат.
И в музыке не помешает саунд-дизайнерский подход. Это комплекс мероприятий для придания музыке этакого аккуратненького, уютного, сладкого звучания за счет манипуляций с тембрами и их подбора.
В какой геймдев попасть
Саунд-дизайнеру попасть в геймдев-студию сложнее, чем 2D-художнику, 3D-шнику или, тем более, аниматору, которых отрывают с руками. Проблема проста — очень маленький спрос на штатных специалистов.
У композитора еще и требования к рабочему месту нестандартные: там, где художнику достаточно стола, компьютера, графического планшета и откалиброванного дисплея, композитору понадобятся еще MIDI-клавиатура, пара студийных аудио-мониторов (а в продвинутых случаях и 5.1–7.1 наборы), худо-бедно акустически подготовленное помещение, микрофоны и акустические инструменты, продвинутый аудиоинтерфейс, синтезаторы, приборы обработки и так далее. Все это — деньги и время, поэтому не все хотят заморачиваться. В конце концов музыку и звуки можно покупать на аудиостоках.
Гораздо больше шансов устроиться в аутсорс-студию, которая выполняет заказы геймдев-компаний. Либо — фриланс со своими традиционными плюсами и минусами.
Чтобы попасть в индустрию нужно заявить о себе, как и в иной другой специальности. Тут помогут различные группы и паблики по геймдеву, а также безвозмездная работа над маленькими проектами, чтобы получить опыт и наработать портфолио (об этом мы поговорим ниже).
Команда, которая делает музыку в геймдеве, может быть сильно разной. Опять же, тут все зависит от масштабов проекта. Если говорить, о том, куда можно пойти работать саунд-дизайнеру, который хочет в геймдев, то варианты примерно следующие:
штат в игровой компании;
Теперь подробнее о каждом.
Штат в игровой компании
В ААА целые саунд-отделы. Ты должен быть крутым специалистом узкого профиля: саунд-дизайнер, композитор, аудио-программер или технический саунд-дизайнер. Но нужно понимать, что ты возможно будешь работать над одним типов звука, если проект большой.
В кэжуале или гиперкэжуале ценится человек-оркестр, который и звуки, и музыку делает. Проекты проще, легче, но надо уметь всего по чуть-чуть.
Аутсорс-студия
Состав компании, которая делает звуки и музыку в геймдев на аутсорсе, примерно такой:
несколько универсалистов, которые для кэжуала могут и музыку сделать, и звуков добавить;
один-два композитора с высшим музыкальным образованием (консерватория) для оркестровок;
пара саунд-дизайнеров, которые занимаются только звуком и/или диалогами;
технический саунд-дизайнер, который решает проблемы интеграции, настройки, и так далее.
Это скорее архетипы. Бывает, что все перемешано в одном человеке в разных пропорциях (за исключением оркестровщиков, которые редко занимаются неоркестровой музыкой, а уж звуком и подавно).
Фриланс
Фриланс в одиночку — штука муторная. Надо как-то искать клиентов, очаровывать их, уметь продавать себя. А еще согласовывать бюджеты, в которые обычно сразу входит до трех итераций правок, а они, поверьте, будут (оплачено!). С некоторых клиентов придется потом и кровью выбивать деньги. Другие станут постоянными и будут с радостью нести к вам новые заказы. Третьи станут отдельной головной болью — всем фрилансерам знакомы ночные имейлы и звонки с умоляюще-напористым «выручай, вот это и это нам надо уже вчера, сделай до десяти утра, ну, или край до двух дня».
Впрочем, за последние лет десять появились и продолжают появляться специальные биржи — Upwork, Fiverr и другие. Вполне удобные: на них можно искать заказы, а заодно и исполнителей на те роли, которые не можешь сам — записать виолончель для заглавной темы, спеть, съездить в заповедник на другом конце земного шара и записать брачные крики уссурийских тигров. Конкуренция, правда, большая.
Аудиостоки
Схема работы тут простая. Делать в неделю N звуков, заливать на стоки, раскручивать в соцсетях свой профиль и надеяться на продажи. Но конкуренция огромная, качество… ну… соответствующее стокам.
Ассет-сторы
Создавать бандлы звуковых эффектов, как и для аудиостоков, но уже для сторов игровых движков типа Unreal, Unity. А также и для аудиодвижков.
Академическое образование или самоучка
Музыкальное образование не обязательно. При этом в кэжуал-игровой музыке оно совсем не вредит и часто помогает. Но период адаптации все же будет — в геймдеве свои рамки и стандарты.
Главнее в профессии — чувство вкуса, знание азов звукорежиссуры и умение работать с софтом, плагинами и инструментами.
Для композитора
Классическое или джазовое музыкальное с высокой вероятностью пригодится, но и оно не панацея. Даже с академическим образованием можно писать скучную музыку, тем более, что требования к ней с точки зрения классической теории совсем не так строги, как раньше. Исключение, возможно, оркестровки (музыкальное произведение для оркестра) — с ними без консерваторской базы может быть тяжело.
При этом консерватория — это не курсы, а серьезный этап становления как специалиста, который требует подготовки около 7–8 лет. Туда нужно идти, если хочешь писать музыку для крупных и дорогих проектов и метишь к уровню Инона Зура, Джереми Соула и Пола Ромеро. Но если планируешь создавать музыку и звуки для инди, казуальных или мобильных проектов, то затраты и время на такое образование могут перевесить итоговый профит. Хотя, повторюсь, штука полезная.
Для саунд-дизайнера
А вот в саунд-дизайне классическое музыкальное образование мало применимо, тут есть смысл пройти платные курсы. В России есть несколько достойных — например, у Sound Design Institute и XSSR Academy. Я учился у вторых на курсе технического саунд-дизайна у Александра Хилько. Еще есть курсы музыкальной звукорежиссуры, но их основы часто преподают в больших программах по саунд-дизайну.
Также существуют полноценные программы по игровому саунд-дизайну:
Среди других полезных обучающих программ можно рекомендовать:
Game Audio Implementation — книга по техническому саунд-дизайну на движке Unreal 4.
Wwise Certification — технический саунд-дизайн на аудиодвижке Wwise.
Learn FMOD — технический саунд-дизайн на аудиодвижке FMOD Studio.
Cujo Sound — плейлист с туториалом по Unity.
Важный момент: есть игровой саунд-дизайн, а есть музыкальный. В первом случае учат пониманию интерактивного аудио. Там объясняют, что звук в играх не линейный, он меняется от события к событию. Тут на первом месте информативная составляющая, чтобы сориентировать пользователя. Например, часто повторяющиеся звуки не должны быть раздражительными. Зато, когда у персонажа заканчивается ХП, вполне уместно использовать какой-то назойливый джингл для привлечения внимания.
В музыкальном саунд-дизайне — покажут, как крутить всякие ручки на синтезаторах и прочее. Это скорее разные направления, но с похожими принципами, а курсы при этом бывают и по первому, и по второму.
Самообразование
Крутых специалистов, которые учились музыке в качестве хобби, по курсам или урокам на YouTube много, а может даже и большинство.
Самостоятельно проходите платные и бесплатные курсы, онлайн-уроки, разборы, участвуйте в челленджах и конкурсах — сейчас этого предостаточно, нужно лишь поискать.
Проводите анализ понравившихся игр и копайтесь во внутриигровых аудио ресурсах и ассетах, если такая возможность есть. Важнейшее и самое трудозатратное упражнение как в музыке, так и в саунд-дизайне — на слух сделать «как у них», используя свой набор инструментов.
Также помогут различные группы и паблики по геймдеву, где можно безвозмездно поработать над маленькими проектами, чтобы получить опыт и наработать базу проектов. Вот форум для примера.
С большой вероятностью диплом с музыкальным образованием в геймдеве вряд ли кого-то заинтересует, а вот на что точно будут смотреть — это портфолио.
Портфолио саунд-дизайнера
Это самое главное. Нельзя объяснить на пальцах, какой вы крутой спец в звуке. Если у человека академическое образование, куча пройденных курсов и сертификатов, но в портфолио сплошной мусор, то сами понимаете — то ли лыжи не едут, то ли *закончите сами*.
Как и у художников, о которых мы писали в этой статье, портфолио саунд-дизайнера должно придерживаться правила — качество важнее количества. Лучше иметь десяток отличных работ, чем сотню средних.
Если в портфолио половина проектов звучит хорошо, а другая половина сильно так себе, потому что болели, делали в цейтноте, кот сгрыз наушники, сосед сверлил, заказчик не разбирался в звуке, но заставил сделать по-своему — смело ее выкидывайте. Да, какие-то проекты в портфолио должны быть более яркие, а какие-то менее, но соседство хорошей и посредственной работы сразу ставит вопросы.
Портфолио — это четкий ответ на вопрос заказчика «что именно ты можешь?». Не должно быть, чтобы получалось «тут могу, тут не могу, а тут рыбу заворачивали».
Как оформлять портфолио
Портфолио лучше всего разделить на два типа: звуки и музыка. Если вы целитесь на вакансию саунд-дизайнера, то не нужно давать деморил с музыкой на фоне — сделайте только SFX. А если вы человек-оркестр, то предоставьте и то, и другое.
Важный момент: не нужно давать портфолио из 20 саундтреков и 100500 видеороликов с вашими работами. Все должно уместиться в двухминутный сжатый деморил, где все лаконично и сдержанно — работодатель не будет тратить свое время на прослушивание всех работ, таких кандидатов у него сотня. Приятным бонусом будет видео или текстовый файл с пояснением, что и как вы сделали и почему. Например показать скриншоты из вашего аудио редактора, парочку кадров рабочего момента из студии, или как вы рычите в микрофон озвучивая огра.
Портфолио саунд-дизайнера, как коллаж у художника. Деморил — это смиксованый видео-ролик с самыми яркими и разнообразными (если, конечно, автор не творец в узкой стилистике) моментами из игры с работой саунд-дизайнера. Помимо экономии времени, такой формат удобен еще и тем, что заказчик смотрит всего один файл, и не нужно переходить по разным ссылкам.
Правильно составить интересный деморил — задача точь-в-точь как у диджея, которому надо превратить набор пластинок в зажигательный вечер. Надо понимать, где можно вставить что-то яркое, интенсивное, а где показать что-то расслабленное и красивое. Важно поддержать интерес прослушивающего. В качестве совета по обучению такой комбинаторике можно предложить только слушать чужие деморилы и делать лучше. Несколько примеров:
Не надо бояться выкидывать неудачные проекты из портфолио. Качество важнее количества. Если совсем плохо с количеством готовых проектов, лучше добавить выдуманных (переозвучка существующей игры, самодельной игры-прототипа, мультфильма или что-то другое), чем набивать портфолио трешовыми проектами, которые не пошли или где мешал своими советами заказчик. Иначе сразу падает впечатление.
Куда выкладывать портфолио
Есть специальные сервисы, которые позволяют шерить свои сэмплы. Например, Soundcloud. К сожалению, он не идеален: бывает, жмет чересчур сурово, качество страдает. Зато удобен тем, что это социальная сеть — и комментов напишут с маркером на понравившемся месте, и полайкают.
Часто набор звуков/музыку выкладывают на YouTube или Vimeo — либо с картинкой вместо видео, либо используют сопровождающий видеоряд.
Подойдет и облачное хранилище, тем более, что большинство из них поддерживают предпрослушивание без скачивания. Тут без ограничений кому что нравится — Google Drive, Яндекс.Диск, Облако Mail.ru, Dropbox и т.д.
Вариантов много, кто-то даже на Vocaroo загружает. Гораздо важнее, что именно выложить, чем куда.
Наполнение портфолио
У начинающего саунд-дизайнера, понятное дело, в портфолио шаром покати. На предложение «у меня нет готовых проектов, но дайте мне тестовое, и я сделаю круто», соглашается, к сожалению, лишь малая часть заказчиков.
Самый простой путь по наполнению — участвовать в бесплатных проектах. Среди плюсов (помимо опыта и закалки воли) — скорее всего никто не будет вмешиваться в работу, можно делать на свой вкус и страх, пробовать разное, экспериментировать, и сроки будут щадящие. Риски тоже есть: можно попасть на профессиональных искателей бесплатной рабочей силы, проект может быть слишком далеким от вашей основной специализации, или, наконец, проект может никогда не превратиться во что-то играбельное.
Другой момент — игра может выглядеть откровенно плохо. А это важно, ведь звук и визуал в восприятии настолько тесно связаны, что если второе подкачало, то первое скорее всего будет оценено не по достоинству. В этом случае игровой звук можно показывать не под видео геймплея, а под статичную промо-картинку или скриншот посимпатичнее. С музыкой проще: ее обычно легче оценить без контекста игры.
Второй путь — ресаунд. Когда берется видео геймплея на 2-3 минуты из подходящей игры и все звуки с музыкой заменяются на самодельные. Особенно удобно, если игра опенсорсная и позволяет заменять звуковые ассеты.
Саунд-дизайнер должен знать свою основную рабочую среду, то есть DAW (Digital Audio Workstation). Тут каждый сам выбирает удобный инструмент. Правда, в больших проектах могут быть требования работать всем в какой-то конкретной программе, на западе это часто Avid Pro Tools, но сейчас растет популярность Cockos Reaper. Я лично предпочитаю второй. Reaper часто используют именно в игровом саунд-дизайне, так как он хорошо интегрируется с игровыми движками. Также используют Nuendo. Но по сути, это только инструмент, который помогает творить.
Дальше неплохо бы разбираться в плагинах обработки для саунд-дизайна. В DAW, в отличие от программ для 3D, практически вся обработка идет через подключаемые модули — плагины. Тут тоже у всех разные предпочтения, хотя есть и общепризнанные рекомендации. Например, пакет плагинов SoundToys или KiloHearts.
Вообще плагинов очень много, и часто они перекрывают способности друг друга. Бывает, что бесплатные плагины оказываются качественнее платных, причем — дорогих. Чтобы сделать правильный выбор, важно знать основные принципы и типы обработки и уметь определять их на слух — динамическая (компрессия, транзиент дизайн), тембральная (эквализация), нелинейная обработка (сатурация, дисторшн), реверберация, хорус и так далее.
Неплохо хотя бы на базовом уровне разбираться в каком-нибудь популярном игровом движке. Обычно это Unity. Unreal Engine в этом плане не очень отличается, но в нашей области — кэжуал/мобайл — гораздо более редкий зверь.
Знание стороннего аудиодвижка типа Wwise или FMOD тоже плюс. Они позволяют настраивать и создавать сложные аудио подсистемы, типа динамической погоды, двигателей транспорта, окклюзию, реверберацию, интерактивную музыку и тд. Если это делать через программиста, то обойдется дорого и долго по времени. Это заново писать код под нужды саунд дизайнера. Тем более программист это не звукорежиссер, он не знает, что тут можно применить Low Pass Filter, а тут Delay, или как отстроить реверберацию в комнате и так далее. В игровой индустрии этим должен заниматься саунд-дизайнер. Аудио middleware хорошо дружит с популярными игровыми движками Unreal и Unity, и интегрируется просто и без костылей.
Как это работает: мы создаем сложную систему в аудиодвижке, днями и ночами настраиваем ее внутри Wwise или FMOD Studio, проверяем внутри движка, а программисту остается только запускать с кода наши триггер-ивенты. Все остальное — работа аудиодвижка.
Wwise
FMOD Studio
И даже если умение работать с аудио-движками окажется невостребованным, вы поймете, как можно организовывать и настраивать аудио в проекте.
Железо
Из железа саунд-дизайнеру нужно иметь (полу)профессиональный рекордер и небольшой набор микрофонов. Совсем не обязательно сразу копить на дорогой Sound Devices, для начала можно пользоваться бюджетным Zoom или Tascam. Возможность записывать свои звуки — бесценна, да и практика отличная, несмотря на гигантский выбор современных звуковых библиотек.
Вот пример, где я с помощью старой гладильной доски сделал звуки для «Трансформеров»:
Студийные мониторы и подготовленное помещение желательны, хотя в последнее время набирает силу тренд микширования в наушниках. Но надо помнить, что разница в ощущениях очень сильная, и учиться микшировать в наушниках тяжелее.
Наушники для работы должны быть «студийные», с ровной АЧХ без украшательств, хотя проверять сделанное придется и на бытовых, и на динамике телефона. Золотой стандарт студийных наушников — Sennheiser HD650, но перед покупкой нужно обязательно слушать и сравнивать разные. Из личных предпочтений — Audio Technica ATH-R70x и Beyerdynamic DT 770/990.
Композитору обязательно понадобится MIDI-клавиатура. Для саунд-дизайна это тоже полезная вещь, но не обязательная.
К приборам обработки особых требований нет. Владеете какими-то железками — прекрасно, не владеете — тоже ничего плохого, софтовая обработка сейчас на высоте. Да и по скорости работы круче.
Вместо заключения
Как в любой профессии на стыке творчества и технологий, чтобы стать саунд-дизайнером нужно развивать вкус и технические скиллы. К счастью, сейчас есть огромное количество обучающих ресурсов для специалистов разного уровня. Геймдев — это всегда специфика, надеемся, удалось раскрыть, как именно прийти в профессию и чем занимаются профи по звуку в индустрии. Если остались вопросы, будем рады ответить в комментариях.