Больное воображение что это такое
Больное воображение что это такое
Но и среди приверженцев психодинамического субстрата этих странных расстройств, их психоневротической интерпретации находится множество выдающихся врачей. Фрейд, с его представлением, касающимся генеза психоневрозов, был одним из первых, попытавшихся научно обосновать эту ориентацию. Александер, Альварез, Делан и др. находятся сейчас во главе течения психогенетической интерпретации указанных страданий. Подчеркивая психосоматическое единство индивида, психосоматическая школа сделала шаг вперед в направлении этой интерпретации, показав, что действительные, внутренние, функционального и даже органического порядка страдания, могут возникнуть от психики больного и не только от больной, патологической психики (из-за болезни, вошедшей в область психиатрии), но и от нормальной психики, истерзанной житейскими невзгодами, волнениями, беспокойством, истощением энергии (т.е. только психофизиологическими, психодинамическими явлениями, психологически обследемые путем изучения умственной, общественной, моральной жизни соответствующего индивида).
Русская школа, с помощью Павлова и Быкова, дав физиологическую основу (т.е. материальный субстрат) процессам психической динамики, доказывая затем возможную роль коры головного мозга в детерминизме некоторых функциональных и даже органических расстройств в области внутренностей, прожила мост между этими двумя крайними течениями. Чтобы, наконец, прогресс биохимии, о котором Мы говорили укрепил бы это течение объединения и доставил бы ему новые основы, доказательством того, что в основе многих психических расстройств, как и многих висцеральных расстройств, кажущихся неорганическими, следовательно материально, объективно не обоснованных, несколько загадочных, могут находиться клеточные или гуморальные, мелкие энзиматические и химические расстройства, придающие им, таким образом, материальный субстрат, свойство органических.
Биохимическая концепция психических расстройств в настоящее время находит все больше и больше сторонников. И у нас в стране предприняты исследования в этом направлении (Крайндлер, Пархон, Штефэнеску с их школами).
В действительности, все вышеперечисленные модальности генезиса возможны. Глубокое обследование этих больных, по-своему несчастных, используя, главным образом, современные средства исследования, показывает, что их страдания могут обусловиться как невро-психогенно, так и соматогенно и, что часто они вызываются комплексными механизмами. Так что эти трудные больные образуют комплексную и негомогенную группу, крайне разнообразную по содержанию с множественным субстратом, а не гомогенную специальную сущность, с определенным, одинаковым детерминизмом.
Некоторые из этих больных, действительно душевнобольные, психопаты. Их страдания заложены в их расстроенной психике; и психогенеративные механизмы могут быть разными.
Больное воображение часто является определяющим условием их страдания. Действительно, воображение, именно оно само, может обусловить множество самых странных ощущений; может быть источником множества различных страданий. Воображение может породить тяжелые и угнетающие страдания соматического типа, так же как может породить мысли вызывающие душевные волнения. Это настолько известно, что не нуждается в доказательстве. Впрочем, роль воображения в детерминизме некоторых страданий такого рода, кажущихся органически необоснованными, была замечена еще с давних времен, как несведующими, так и учеными.
У Монтеня есть несколько чудесных страниц, касающихся этой темы, а Мольер, высмеивавший медицину своего времени, направил свою иронию на этот род страданий. Ему принадлежит, как известно, понятие „воображаемый больной», и его произведение, в котором центральной фигурой является этот часто встречающийся тип, сделало его известным во всем мире. Что касается народа, он тоже этим больным воображения накладывает тот же ярлык. Народ награждает их еще и эпитетами как: „свихнувшийся», „сумасброд», „ипохондрик», смотрит на них иногда с пренебрежением, иногда с сожалением и придумал на их счет массу всяких шуток. А страдание, само по себе, объясняет кратким, прострым физиопатическим процессом; „вошло ему в голову». Переняв у народа это объяснение, Караджале перенес ее весьма пластично в пьеску «Сударь Леонид перед реакцией». «вошел в идею? зазнался —готово, ну! А после того, от зазнайства впадешь в ипохондрию».
Синдром патологического фантазирования у детей
Синдром патологического фантазирования у детей – группа поведенческих, эмоциональных состояний, в основе которых лежит болезненно измененное творческое воображение ребенка, подростка. У дошкольников проявляется необычными играми с предметами бытового, рабочего назначения, перевоплощениями с неспособностью вернуться к реальности. Школьники отключаются от происходящего, визуализируют вымышленную ситуацию, прибывают в ней. В юношеском возрасте преобладают оговоры, самооговоры, вымыслы бредоподобного характера. Диагностика выполняется психиатром с помощью клинического метода, дополняется психологическими тестами, инструментальными обследованиями головного мозга. Лечение включает прием медикаментов, психотерапию.
Общие сведения
Фантазирование – аспект мышления, возникающий на определенной ступени развития. Фантазии ребенка тренируют умение оперировать образами, понятиями с отрывом от конкретной ситуации. Но связь с реальностью не теряется: произвольными усилиями процесс создания вымышленной ситуации останавливается и запускается снова, поступки остаются адекватными. Патологическое фантазирование – синдром психического расстройства. Фантазии доминируют в сознании, перевоплощают ребенка в вымышленные образы, провоцируют расстройства поведения, нарушение критики. Точные эпидемиологические данные о синдроме отсутствуют. Наибольшая распространенность определяется среди детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков 13-16 лет.
Причины синдрома патологического фантазирования у детей
Этиологические факторы достоверно не определены. Установлено, что развитию синдрома способствуют:
Патогенез
Основу патогенеза синдрома составляют невротические, психопатологические изменения эмоций и мышления. Оторванность от реальной жизни, необычность, своеобразие фантазий формируются на основе неконтролируемых влечений, сверхценных идей, эмоциональной нестабильности, импульсивности. Развитие синдрома патологического фантазирования, особенности его проявления зависят от возрастного периода – этапа развития мышления. Онтогенетическая эволюция воображения идет от форм, проявляющихся игровой активностью через оперирование образами, к отвлеченным словесно-логическим конструкциям. У детей 5-7 лет патологическое фантазирование изменяет игру; у младших школьников – мечты, представления; у юношей и девушек отражается на особенностях речи, самооценки.
Классификация
Дифференциация форм синдрома патологического фантазирования у детей производится по нескольким основаниям. По нозологической принадлежности выделяют:
Существует типология, различающая синдромы по клинической картине, содержанию фантазий. На этом основании выделяют:
Симптомы синдрома патологического фантазирования у детей
Клиническая картина во многом определяется возрастом ребенка. Дошкольники увлечены необычными формами игровой деятельности. Дети подолгу пребывают в уединении, не принимают участия в играх сверстников. Редко используют игрушки, предпочитают им предметы другого назначения – посуду, книги, обувь, части собственного тела. Имитация мира реальных объектов, воссоздание существующих отношений людей и вещей неинтересны.
Дети могут проявлять агрессию, активно избавляться от игрушек. Параллельно формируется патологическая привязанность к одной из них: ребенок всегда держит ее в руках, при потере становится тревожным, плачет. Содержание игры стороннему наблюдателю непонятно. Пациенты не хотят, не могут пояснить его. Сюжет не отражает реальных отношений и ситуаций. Внешне дети остаются молчаливыми, малоподвижными либо многословными, экспрессивными. Характерно задавание странных, слишком отвлеченных для данного возраста вопросов: «что случится, когда упадет солнце?», «когда все кончается, что бывает потом?». Расспросы продолжительные, назойливые.
Младшие школьники имеют визуализированные фантазии, оторванные от настоящего. Содержание представлений разнообразно: нашествие насекомых, сражение с чудовищами, путешествие в сказочный мир, полеты на луну, войны на дне моря. Внешне кажется, что ребенок отключается от действительности, вживается в роль, утрачивая собственную идентичность. «Возвращаясь» он долгое время пребывает под впечатлением сюжета. Фантазии могут иметь агрессивный, садистический характер, воплощаться в сценах собственной гибели, могущества. Образы актуализируют аффективные отклонения: подавленность, приподнятое настроение, страхи, тревогу.
Для подросткового и юношеского возраста характерны вербальные, графические формы фантазий. Это могут быть компрометирующие себя либо других людей истории. Подростки излагают фантазии письменно, зарисовывают их, воспроизводят в компьютерных программах. Содержание выражает аффективные, бредоподобные идеи. Например, в рисунках обнаруживаются сцены необычной, странной смерти, разрушения, унижения, пыток. Подросток при этом может быть в роли жертвы, судьи, Бога, убийцы. Встречаются хвастливые фантазии с преувеличением собственных возможностей, способностей. Воображаемые истории не воспринимаются как бахвальство, выдумки принимаются за правду. Иногда фантазии отображаются в составлении планов, схем, чертежей. Подростки создают схемы движения транспорта, витиеватые туристические маршруты, строят чертежи подводных лодок, космических кораблей, городов.
Осложнения
Длительное течение синдрома без лечения приводит к развитию бредоподобного фантазирования. Данная форма эквивалентна психотическим нарушениям, часто называется бредом воображения. Пациент совершает поступки, соответствующие фантазиям: покупает вещи, не будучи в состоянии заплатить; принимает выдуманную роль настолько, что окружающие полностью верят ему. Доминирование фантазий и отсутствие нравственности формируют поведение преступника, насильника, мошенника, самоубийцы. У эмоционально лабильных детей синдром патологического фантазирования осложняется депрессиями, тревожно-мнительными состояниями. Возрастает риск самоповреждений, суицида во время фантазирования.
Диагностика
Основой диагностики является клинико-психопатологический метод. Дополнительно выполняется психологическое и инструментальное обследование. Процесс постановки диагноза включает следующие процедуры:
Синдром патологического фантазирования необходимо различать с непатологическими фантазиями, характерными для детей. Дифференциальная диагностика основана на учете ряда критериев: стереотипности фантазий, оторванности от реальности, сохранности произвольного внимания в период фантазирования, возможности управлять фантазиями, наличия критического отношения к фантазиям.
Лечение синдрома патологического фантазирования у детей
Устранение синдрома выполняется в рамках лечения основного заболевания – шизофрении, расстройства личности, органического поражения нервной системы. Комплексный терапевтический подход включает:
Прогноз и профилактика
По глубине поражения психических функций различают фантазирование невротического уровня и бредоподобные фантазии психотического уровня. Прогноз наиболее благоприятен при синдроме невротического типа. Успешная коррекция возможна благодаря относительно сохранным критическим способностям, возможности установить продуктивный контакт. При психотических расстройствах лечение более продолжительное: необходимо устранить продуктивную симптоматику, на этапе ремиссии проводить основную терапию. Профилактика синдрома заключается в регулярном медицинском наблюдении за течением основной патологии, предупреждении обострений. Со стороны родителей необходима правильная организация досуга: стоит избегать волнующих, тревожащих событий, выбирать занятия, требующие постоянного активного внимания ребенка (групповые игры, спорт).
Закрыть глаза и увидеть пустоту: как живут афантасты — люди без воображения
Людей, неспособных представлять визуальные образы, называют афантастами или афантатстиками. Это особенность работы мозга, с которой человеку можно только смириться. Рассказываем, как живут люди без воображения.
Читайте «Хайтек» в
Что такое афантазия
Афантазия — это отсутствие в представлении сенсорных и зрительно наблюдаемых образов. Это не только врожденная особенность: человек может перестать представлять себе образы после тяжелых операций или в результате психических отклонений.
Ученые описали такую особенность работы мозга совсем недавно: находка такого феномена побудила их пересмотреть свои взгляды на явление, которое мы так часто принимаем как должное.
Ученые продолжают исследовать этот феномен, чтобы открыть новые возможности для развития своих способностей к визуализации, которые могут помочь укрепить память, повысить уровень эмпатии, а также создадут основу для разработки новых способов лечения зависимостей и тревожных состояний.
Как удалось обнаружить афантазию у человека
Впервые афантазия была диагностирована в 1880 году: британский ученый-энциклопедист Фрэнсис Гальтон опубликовал статью с результатами анкетирования 100 человек обоих полов. Ученый рассылал анкеты и просил, прежде чем отвечать, вспомнить, как они сидели за столом во время завтрака этим утром.
Во время этой работы он обнаружил человека, у которого внезапно пропали зрительная память и сны в виде картинок. Шарко отнес это на счет ментальной болезни.
Позже, во время более детального изучения феномена, американский нейробиолог Марта Фара описал нарушение ментального зрения, которое часто сопровождалось потерей способности распознавать лица.
В то же время некоторые ослепшие пациенты хорошо выполняли визуальные тесты: верно отвечали на вопросы о форме букв, цветах объектов, углах стрелок часов. Все это помогло ученым понять, как мозг обрабатывает и создает зрительную информацию.
Афантазия — это сбой работы мозга или просто его особенность?
До сих пор однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как заявил психиатр-нарколог, председатель Medizin 4.0 Михаил Теюшкин, афантазию нельзя назвать патологией — чаще всего это особенность развития. По рассказам людей, такая черта была у них с самого детства — просто раньше они не обращали на нее внимания. Это врожденная специфика восприятия.
Причин появления афантазии не существует, если речь идет о психически здоровом человеке. В некоторых случаях это признак шизотипического расстройства, однако сам по себе такой симптом не служит основанием для постановки психиатрического диагноза.
В июне 2020 года вышло исследование, в котором авторы утверждают, что афантазия связана не только с неспособностью визуализировать зрительные образы, но и с другими важными процессами мышления, такими как память. В ходе исследования были опрошены 667 человек, 267 из которых самостоятельно диагностировали у себя афантазию.
Добровольцам предложили пройти тест под названием Vividness of Visual Imagery, в котором нужно было оценить, насколько яркими по шкале от 1 до 5 были некоторые воспоминания. Один балл соответствовал уровню «не вижу образ/картинку, а только знаю, что помню это событие». Пять баллов участники выбирали, если видели воспоминание будто наяву, здесь и сейчас.
Люди с афантазией после теста сообщали, что не только не могли вообразить предложенные события, например, рассвет, но и плохо припоминали, когда в последний раз им удавалось наблюдать это событие. Также эти участники эксперимента отмечали у себя сниженную способность представлять будущее и мечтать. Таким образом, любая когнитивная функция, основанная на умении вызывать в памяти зрительные образы, у людей с афантазией может быть снижена.
Сколько в мире афантастов
По оценкам ученых, от одного до трех процентов человечества — афантасты. Причем некоторые — с рождения. Узнав об этом во взрослом возрасте, они искренне удивлялись, что может быть иначе.
А есть и их противоположности — люди со слишком ярким внутренним зрением, или гиперфантасты.
Признаки афантазии
Обычно афантасты не видят сны и с трудом вспоминают лица людей, также порой они имеют расстройства аутистического спектра. Однако данных недостаточно для обобщения.
Для того, чтобы понять, как работает мозг афантастов, Джоэль Парсон, ученый из австралийского Университета Нового Южного Уэльса, просил добровольцев представлять белый треугольник и следил за их зрачками. У обычных людей они сужались, у афантастов — не менялись.
Также он измерял электропроводность кожи, одновременно зачитывая страшные истории. И снова у группы контроля показатель повышался, у афантастов — нет.
Сообщества афантастов
В 2016 году один из создателей Firefox Блейк Росс написал в Facebook: «Я только что узнал кое-что о себе, и это взорвало мой мозг». Так он прокомментировал свою афантазию. Для общения таких людей даже была создана сеть The Aphantasia.
На форуме участники могут обсуждать разные плюсы своей особенности работы мозга, например, такому человеку не приходится вновь и вновь переживать перенесенную психологическую травму или хранить в памяти образы страшных или печальных моментов своей жизни.
Больное воображение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общее понятие о расстройствах воображения
Воображение является познавательным психическим процессом создания новых образов предметов или ситуаций с помощью преобразования имеющихся у человека в сознании представлений и информации.
Воображение является своеобразной формой отражения действительности, которая помогает человеку осуществлять мысленный выход за пределы воспринимаемой реальности и способствует, с одной стороны, предвосхищению будущего, а с другой «оживляет» то, что было ранее.
В определенных ситуациях воображение может выступать источником некоторых расстройств психики человека. Это происходит в ситуациях, когда человеку свойственно слишком живое воображение, чрезмерная мнительность и повышенная впечатлительность.
В своей кинической практике врачам нередко приходится сталкиваться с пациентами, у которых психопатологическая симптоматика может относиться к нарушениям как пассивного, так и активной формы воображения.
Однако здесь тоже следует отметить тот факт, что данные нарушения возникают у лиц, которые имеют особый психический склад, отличаются ярко выраженными чертами инфантилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с проявлениями наклонностей к выдумкам и фантазированию.
Патологические формы пассивного воображения
В клинических проявлениях психических заболеваний оценка имеющихся у пациента особенностей проявления пассивного воображения чаще всего требуется при ярко выраженных проявлениях различных видов снижения уровня бодрствования и состояний помрачения сознания. Также клиническую картину могут дополнять возникающие нарушения сна в связи с содержанием и характером сновидений.
Рассмотрим их более подробно:
Готовые работы на аналогичную тему
Патологические формы активного воображения.
Основным признаком имеющихся у человека расстройств активного воображения является нарушение критичности мышления по отношению к продуктам воображения и их использованию и применению.
Чаще всего в практике лечения встречаются пациенты с феноменом патологии лживости или так называемой фантастической псевдологии.
Данное нарушение проявляется в том, что человек искренне верит в созданные в воображении им самим фантазмы или, как и еще называют фантастические идеи и образы. На современном этапе развития психотерапии фантазмы рассматриваются в двух вариантах:
Неписхотические фантазмы, при проявлении которых псевдологии, созданные пациентом, являются сочетанием двух видов фантазирования:
Чаще всего непсихотические фантазмы проявляются у лиц с истерическими психопатическими наклонностями и «мифоманической конституцией».
При этом нарушении человек прекрасно осознает, что он лжет, но эта патологическая ложь имеет отличие от обычной в том, что чаще всего не носит определенной цели или совершенно бесполезна, но больной не в состоянии противостоять своей потребности лгать.
Пациенты, страдающие псевдологиями, в отличие от больных страдающих истерическими психопатиями, более активны в поведении и стремлении к воплощению в жизнь фантастических идей и образов. Именно в связи с этим чаще всего такие пациенты вступают в конфликт с законом, так как лживость заслоняет у них проявления всех остальных личностных черт.
Имеющуюся у человека патологическую наклонность к вымыслам и лжи психотерапевты и психиатры рассматривают как проявления частичного инфантилизма личности и характеризуют их как неустойчивую личность, которой не хватает зрелости воли и суждений.
Синдром дефицита воображения
Проявляются различным образом. Это обеднение воображения, чрезмерное оживление воображения, а также активность воображения, замещающая адекватное представление реальности. Соответствующие симптомы могут быть обнаружены практически во всех патологических феноменах, по этой причине в специальной литературе описания таких симптомов как бы рассеяны по разным страницам книг. Это, полагаем, мешает цельному восприятию, анализу, а также более или менее систематическому изложению соответствующего материала. Некоторые расстройства воображения, кроме того, являются относительно самостоятельными и как бы самоценными, отчего рассматриваются в отдельной главе настоящего текста.
Синдром дефицита воображения
Характеризуется отсутствием или утратой способности индивида составлять продуктивные комбинации из собственных действий, наглядных и мысленных образов, а также своих мыслей, достаточные для адаптации к обычным и экстремальным условиям существования.
Особенно сильно страдает воображение при слабоумии, что приводит к дезадаптации к обычным условиям жизни. Обеднение исходных элементов опыта сочетается в данном случае с отсутствием или утратой способности создавать и новые их ассоциации. Это, в свою очередь, проявляется стереотипизацией мысли и действий. Креативный потенциал таких пациентов резко снижен, придумать что-то свое, оригинальное они бывают совершенно не в состоянии. Весьма затруднено понимание чего-то нового, ранее не известного, выходящего за рамки непосредственного опыта.
Нарушено понимание сложных вещей, например межличностных ситуаций. Выпадает прогностическая функция, пациенты обычно не думают, к чему может повести развитие той или иной ситуации. Нет понимания и того, какие последствия способно повлечь то или иное собственное действие или высказывание. Опыт прошлого не используется, даже если какая-то ситуация вновь повторяется. Пациент, например, совершает те же ошибки, что и ранее, хотя он и мог бы вспомнить свою прошлую неудачу.
Больные не осознают, что какие-то неприятные ситуации возникают по их вине, они не связывают свои действия и их последствия. Советы, наставления окружающих остаются без внимания, осознание их смысла становится недоступным. Как правило, пациенты почти не задают вопросов и ничем не интересуются, исключая самые насущные и императивные потребности. Дементные пациенты совершенно забывают о том, что когда-то ранее они были совсем другими людьми. Иногда они механически воспроизводят остатки прежнего опыта, например манеру разговаривать, жестикулировать, но это является лишь внешней оболочкой, лишенной осмысленного содержания.
| Нередко синдром дефицита воображения у детей проявляется при СДВГ |
Отсутствует само осознание пациентами того, что нечто является им непонятным. Пациентам в какой-то степени доступны подражание и научение посредством многократного повторения, более успешно осваиваются двигательные навыки. Поведение и речь отличаются однообразием. Обучаемость при тяжелой олигофрении резко снижена даже в том, что касается несложных требований самообслуживания. Деменции свойственны также прогрессирующее опустошение знаний, интеллектуальная пассивность и снижение способности к обучению.
В относительно легких, но весьма многочисленных случаях дефицит воображения проявляется несоответствием между более или менее развитой способностью усваивать знания и навыки, с одной стороны, и неспособностью к самостоятельному мышлению и спонтанному поведению — с другой. Речь идет об индивидах, в отношении которых вполне могут возникать подозрения в их умственной несостоятельности. Обычно настораживает их весьма ограниченный кругозор, а также то обстоятельство, что приобретенные ранее познания не находят применения в их жизни. Тем не менее многие из них имеют среднее и даже высшее образование и в определенных обстоятельствах неплохо адаптированы к обычным условиям среды обитания. Оказываясь в необычных условиях, такие индивиды нуждаются в посторонней помощи. Достаточно типичными признаками, характеризующими их воображение, являются следующие.
1. В ходе обучения такие индивиды предпочитают не осмысленное восприятие материала, а механическое его запоминание, «зазубривание». Если они обладают достаточной памятью, то вполне успешно преодолевают проблемы школы или института, особенно если само обучение не нацелено на развитие самостоятельного мышления и творческой способности. Охотнее всего индивиды обучаются тому, что не требует особой выдумки и больших умственных усилий, они более расположены к занятиям, в которых соответствующие знания и навыки не подвержены быстрой инфляции и нуждаются в постоянном преобразовании, так что усвоенного когда-то хватает надолго и может быть достаточно для длительного употребления. Например, это что-то связанное с техникой, ручным мастерством, строительством домов, кладкой печей, охотой и рыбалкой, земледелием и т. п.
2. Недостаточно развитая способность конвертировать теоретические познания в конкретные суждения и наоборот — инсуляция воображения. Например, индивид вроде бы усвоил закон сохранения энергии, верно его формулирует. Тем не менее он не находит возражений против идеи вечного двигателя. Он знает о вращении Земли вокруг собственной оси, но не может правильно ответить на вопрос о причине смены дня и ночи. Или понимает, что кислота и щелочь в известном смысле являются антагонистами. Но если его спросить, какая неотложная помощь наиболее адекватна при ожоге кислотой, он долго или вовсе не может сообразить, что лучше бы применить щелочь. И в то же самое время индивид вполне осознает, что вечного двигателя нет и быть не может, но он как бы забывает, что это утверждение вытекает из закона сохранения энергии. Смена дня и ночи для него также очевидна, однако привлечь для ее объяснения факт вращения Земли вокруг своей оси он не пытается и т. п. Другими словами, процессы воображения протекают на двух изолированных друг от друга уровнях, находящихся будто бы на отдаленных островах, отчего они между собой не сообщаются.
А.Эйнштейн, правда, тоже не держал дома книг, исключая справочники и оттиски важнейших статей, но это тот самый случай, когда привычкам великих людей лучше не подражать. Описываемых здесь людей бесполезно спрашивать о замечательных писателях, художниках, ученых, о выдающихся открытиях, о важных культурных и общественных событиях даже в собственной стране. Снижена и потребность в самопознании. Такие люди мало что могут рассказать о себе, своих склонностях, интересах, предпочтениях, развлечениях и привычках, а также о своем характере. Иными словами, плоды воображения как бы не принимаются индивидами, не ценятся ими, не обладают для них мотивационной силой и не являются стимулами познавательной деятельности.
4. Значительное различие в активности воображения в плане собственного благополучия, с одной стороны, и в отношении всего остального — с другой. В этом проявляется как бы эгоцентризм воображения. В том, что очень нужно самому индивиду, он может проявить смекалку, хитрость, изворотливость, но если речь заходит о нуждах посторонних людей, то он как бы «тупеет», живость ума тут же его покидает, так как он не может представить себя на их месте. Иногда бывает и так, что самолюбивый индивид, в какой-то степени осознавая свою ограниченность, даже с завистью относится к тем из окружающих его людей, которые более продуктивны, нежели он сам. Случается, что эта ревность влечет и мстительное чувство, так что оказавшиеся в зависимости от него перспективные подчиненные подвергаются незаслуженному принижению. Существует, как известно, тип «самовлюбленных тупиц», которые окружают себя еще большими бездарностями, чем они сами, но при этом всячески препятствуют продвижению способных людей.
5. Ригидность воображения, т. е. неспособность посмотреть на вещи с какой-нибудь другой их стороны. Например, если попросить сказать, какие преимущества предоставляет перелом руки или ноги, то даже сам этот вопрос может показаться индивиду странным, если с этой позиции он никогда ранее такую беду не рассматривал. Часто ему бывает совершенно непонятен смысл пословиц типа «не было бы счастья, да несчастье помогло». В лучшем случае индивид может представить дело так, что радость рано или поздно сменит горе, но связать эти явления по существу он все-таки не может. Обычно это позволяет предположить, что и в трудных жизненных ситуациях такой индивид едва ли сможет найти достойный выход без помощи со стороны. То же самое касается вопросов типа: «Что может быть плохого в том, что человек получил высокую должность или сильно разбогател?» Здесь индивид также не может увидеть другую, оборотную сторону дела. В его сознании прочно утвердилось мнение о том, что в жизни всегда случается что-то одно: плохое либо хорошее. Это может означать, что индивид и при удачном стечении обстоятельств не продвинется в своем развитии. Он будет, как говорят, «почивать на лаврах», «зазнаваться».
Удачи и неудачи для него могут быть, следовательно, одинаково губительны. Скудость воображения становится очевидной и в такой игровой ситуации, если индивида попросить составить несколько осмысленных предложений, в которые входили бы два-три любых взятых наугад слова, например муравей и буква. Задания такого типа выполняются, как правило, с трудом, медленно, обычно индивиду удается придумать одно-два предложения, не более. В заданиях на исключение лишнего предмета он предпочитает руководствоваться привычными ситуативными отношениями объектов, будучи неспособным к установлению между ними новых связей. Нередко в тупик его ставят и такие открытые вопросы, как, например, какие проблемы в своей жизни в настоящее время он считает для себя наиболее острыми. Как правило, в ответах фигурируют какие-то сугубо практические вещи типа «достроить дачу», «вырыть подвал», «купить машину», «выкопать картошку» и др.
6. Наконец, обедненное воображение совершенно не располагает к самостоятельному творчеству, мечтательности, романтизму. Рассказать индивиду о том, что ему самому удалось придумать или сделать нечто новое, оригинальное, обычно нечего. И он не проявляет по этому поводу особого беспокойства. Будущее, в том числе и личное, при этом как бы обесценивается, оно представляется лишенным увлекательных планов, каких-то воодушевляющих перспектив, индивид всецело поглощен рутиной настоящего.
В мире много прекрасного, но каждый из нас окружает им себя лишь в той мере, на какую способен. Нередко трудно бывает понять, к чему индивид стремится и стремится ли вообще, ради чего он что-то делает, какой смысл он находит в своей жизни. Похоже на то, что он не только затрудняется или не хочет формулировать ответы на такие непростые, конечно, вопросы. Весьма возможно, что он не так часто над ними задумывается. Дело, скорее всего, обстоит таким образом, что не он сам определяет собственное существование, а действует лишь по необходимости и в этом смысле нередко является жертвой случайных обстоятельств. Даже если некоторое время он преуспевает, над ним постоянно висит угроза жестокой расплаты за пассивность и предательство своих подлинных интересов.
Дефицит воображения связан, по-видимому, с влиянием различных факторов. Важнейшими из них являются, очевидно, личностные качества, такие как консерватизм, страх нового, низкий уровень требований к себе. Иначе говоря, индивид редко видит смысл в том, чтобы что-то менять в своей жизни. Более того, он противится таким изменениям, даже если они необходимы и неизбежны. Определенную роль играет неразвитость механизмов самовосприятия, в силу чего индивид лишен способности осознавать многие события своей внутренней жизни, включая и связанные с воображением, например не замечает какие-то оригинальные мысли, нестандартные решения, желание чего-то нового.
Возможно, одной из причин является общее снижение психической активности, ведущее к уменьшению числа вариантов возможных подходов к восприятию той или иной ситуации и способов решения каких-то задач. Синдром дефицита воображения может быть выявлен не только у так называемых обывателей или потребителей, но также у многих пациентов, особенно страдающих пограничной умственной отсталостью, у больных, перенесших органические повреждения головного мозга с последствиями в виде психоорганического синдрома, у пациентов с эпилепсией, органической психопатией, атрофическими процессами.