Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Безусловные рефлексы новорожденного

Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть картинку Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Картинка про Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Время на чтение: 3 мин

Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть картинку Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Картинка про Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть картинку Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Картинка про Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Новорожденный малыш лишь кажется беспомощным маленьким комочком, на самом деле природа позаботилась о нем и снабдила рядом врожденных безусловных рефлексов, призванных защищать и оберегать его. О чем же говорят эти забавные реакции тела и зачем они нужны? Объясняет кандидат медицинских наук Елена Борисовна Мачнева.

Какими бывают рефлексы

Некоторые рефлексы угасают очень быстро, другие сохраняются на протяжении более длительного периода — и это абсолютно нормально. Родителям важно знать сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, но, в любом случае, без регулярных осмотров невролога малышу не обойтись.

Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть картинку Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Картинка про Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Самые важные безусловные рефлексы малыша — это оральные рефлексы. Именно они позволяют ребенку добывать себе еду.

Сосательный рефлекс проявляется сразу после рождения — при условии, что ребенок здоров. Малыш обхватывает губами сосок, палец, соску и ритмично их посасывает — примерно так с точки зрения физиологии выглядит обычный процесс кормления. Угасать сосательный рефлекс начинает примерно к году, и постепенно исчезает лишь к 1,5-3 годам. Специалисты считают, что таким образом природа сама определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть картинку Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Картинка про Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Хоботковый рефлекс. Стоит легко коснуться губ малыша, и они смешно выпячиваются в трубочку — совсем как хобот у слоненка, — в этот момент непроизвольно сокращается круговая мышца рта.

Ладонно-ротовой рефлекс — попробуйте нажать большим пальцем на ладошку малыша — он откроет ротик.

Спинальные рефлексы — набор реакций, отвечающих за состояние мышечного аппарата. Это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве.

Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть картинку Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Картинка про Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Верхний защитный рефлекс. Этот рефлекс проявляется сразу же после рождения, если ребенок здоров. Если новорожденного малыша положить на живот: сразу же в сторону поворачивается головка, а малыш пытается ее приподнять. Так кроха восстанавливает доступ воздуха в дыхательные пути.

Поисковый рефлекс — если тронуть уголок рта малыша, он поворачивает голову к раздражителю.

Хватательный — вложите малышу палец в руку, и он крепко сожмет кулачок, да так, что его легко можно будет приподнять!

Рефлекс Бабинского. Смысл в том, что если погладить края подошвы снаружи, то пальчики раскрываются в виде веера, а стопы при этом сгибаются с тыльной стороны. Врач оценивает энергичность и симметрию движений.

Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть картинку Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Картинка про Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Этот рефлекс подготавливает малыша к ходьбе. Опустите малыша ножками на пол, и он будет стоять, опираясь на стопу, а если наклонить вперед — начнет «переступать ножками».

Рефлекс ползания. Положите малыша на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед.

Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть картинку Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Картинка про Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Рефлекс Галанта. Заключается в том, что, если провести пальцем вдоль позвоночника малыша сверху вниз, отступив от него 1 см слева — малыш выгнет спинку вправо и разогнет левую ножку, проделайте тоже самое с правой стороны — малыш выгнет спинку влево, и разогнет правую ножку. Врач оценивает симметричность отзыва на рефлекс.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга.

Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть картинку Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Картинка про Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Рефлекс Моро. Это защитный рефлекс. Проверить его можно множеством способом, например, уронить игрушку рядом с ребенком, резко приподнять нижнюю половину его тела за ножки, хлопнуть по пеленальному столику, на котором лежит кроха. В ответ на это малыш сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. А через 2−3 секунды ручки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими. Сохраняется до 3-4 месяцев. Если малыш без видимой причины часто разводит ручки или его движения асимметричны, на это нужно обратить внимание.

Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Смотреть картинку Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Картинка про Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что. Фото Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают потому что происходит что

Рефлекс Магнуса-Клейна, или Асимметричный рефлекс. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу — встанет в «позу фехтовальщика». Рефлекс координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата.

Симметричный рефлекс. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Готовьте ребенка к осознанному ползанию.

Лабиринтный тонический рефлекс. Вызывается изменением положения головы крохи в пространстве. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу. Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание.

Источник

В) учебно-профессиональная

51.С точки зрения Ж. Пиаже» в подростковом возрасте интеллект развивается до стадии:

А) формальных операций

б) конкретных операций

52. Я согласен(а) с утверждением, что:

А) наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (социальная), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудовая зрелость) во времени не совпадает

б)наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (социальная), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудовая зрелость) во времени совпадает

53. Эриксон ввел в науку понятие «интегративность» — целостность личности, которую человек может приобрести в позднем возрасте. Это понятие включает:

а) уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности

б) новую, отличную от прежней, любовь к своим родителям

В) принятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене

г) все перечисленное

54. Автор закона чередования разных типов деятельности:

а) Д. Б. Эльконин

55. Стадия формальных операций в концепции Ж. Пиаже соответствует возрасту:

а) от 10—11 лет и старше

б) от 6-7 до 10-11 лет

в) от 2 до 10-11 лет

г) от рождения до 2 лет

56. Стадия конкретных операций в концепции Ж. Пиаже соответствует возрасту:

а) от 10-11 лет и старше

б) от 2 до 10-11 лет

в) от 6/7 до 10/11 лет

г) от рождения до 2 лет

57. С точки зрения Ж. Пиаже у детей появляется способностьк абстрактному, понятийному мышлению на стадии:

а) конкретных операций

б) сенсомоторного интеллекта

в) формальных операций

58. Поздняя взрослость по Г.Крайгу – это возраст, ограниченный:

г) 60 и более лет

59. Фаза развития в периодизации В.А.Ганзена и Л.А.Головей означает:

а) количественные и качественные изменения уровня развития отдельной функции, охватывающее несколько или даже все уровни развития человека

б) только количественные изменения в развитии функций, охватывающие не все уровни развития человека

в) преимущественно количественные изменения в развитии психических функций, охватывающие несколько уровней развития

60. Стадия развития в периодизации В.А.Ганзена и Л.А.Головей означает:

А) количественные и качественные изменения уровня развития отдельной функции, охватывающее несколько или даже все уровни развития человека

б) преимущественно количественные изменения в развитии психических функций, охватывающие несколько уровней развития

в) только количественные изменения в развитии функций, охватывающие не все уровни развития человека

61. Период развития в периодизации В.А.Ганзена и Л.А.Головей означает:

а) количественные и качественные изменения уровня развития отдельной функции, охватывающее несколько или даже все уровни развития человека

б) только количественные изменения в развитии функций, охватывающие не все уровни развития человека

В) преимущественно количественные изменения в развитии психических функций, охватывающие несколько уровней развития

62. Зона ближайшего развития это область:

а) еще не созревших психических процессов,

Б) еще не созревших, но созревающих психических процессов

в) созревающих психических процессов,

г) созревших психических процессов

63.Возрастную периодизацию на основе появления и смены молочных зубов предложил:

В) П.П.Блонский

64.Возрастную периодизацию на основе критерия развития интеллекта предложил:

А) Ж.Пиаже

65.Возрастную периодизацию на основе критерия развития психосексуальности предложил:

Г) З.Фрейд

66.Возрастную периодизацию на основе биогенетического принципа предложил:

В) С.Холл

67.Возрастную периодизацию на основе появления новообразований предложил:

А) Л.С.Выготский

68. Генотип определяет процессы:

А) созревания

69.Я согласен(а)с утверждением, что по сравнению с детенышами
высокоразвитых животных ребенок рождается:

а) более совершенным

Б) более беспомощным

70.Период новорожденности длится:
а) до 3 месяцев
б) до 2 месяцев

в) до 1 месяца
г)до 10дней

71. Главная особенность социальной ситуации развития новорожденного:

а) ребенок отделился от матери физически, но не биологически

б) ребенок представляет собой независимое существо

в) ребенок представляет собой минимально социальное существо

г) ребенок отделился от матери и физически, и биологически

72. Центральное новообразование периода новорожденностиэто:

а) комплекс оживления

в) индивидуальная психическая жизнь

г) безусловные рефлексы

73. Комплекс оживления включает в себя:

а) двигательное оживление

г) все перечисленное

74. Индивидуальная психическая жизнь новорожденного характеризуется двумя главными моментами:

а) наличием реакций на стимулы окружающей среды

б) невыделением себя из среды

в) приспособлением к окружающему миру

г)преобладанием нерасчлененных переживаний

75. Безусловные рефлексы новорожденного:

а) способствуют появлению человеческих форм поведения

б) не играют никакой роли в жизни младенца

в) являются атавизмами и исчезают по мере развития ребенка

г)необходимы для приспособления к новым внешним условиям

76. Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают, потому что происходит:

а) миелинизация нервных клеток

б) развитие двигательной активности младенца

в) развитие коры головного мозга ребенка

г) появление условных рефлексов

77. Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей среды:

в) человеческое лицо

г)окружающие его предметы

78. Границы младенческого возраста:

а) от рождения до года

в) от рождения до 2 лет

79. Специфика социальной ситуации развития младенческого возраста заключается в том, что ребенок:

а) познает окружающий мир через предметы

б) минимально социальное существо

в) входит в ситуацию и его поведение целиком определяется ею

г)максимально социальное существо

80. Ведущая деятельность в младенческом возрасте:

г)непосредственно-эмоциональное общение

81. Основа развития в младенческом возрасте заложена в противоречии между:

а) желаниями ребенка и возможностями их удовлетворения

б)растущими потребностями ребенка и его возможностями

в)растущими возможностями ребенка и условиями для их реализации

г)максимальной социальностью и минимальными возможностями общения

82. Центральным новообразованием младенческого возраста является:

а) становление речи

б)индивидуальная психическая жизнь

г)осознание психической общности со взрослым «Пра—мы»

83. Среди познавательных процессов у младенцев доминирует:

а) ощущение и восприятие

84. Сразу после рождения у младенца оказывается более развитой чувствительность:

г)кожная

85. Важнейшая специфическая особенность развития младенцев:

а) одновременное развитие и сенсорных систем, и моторики

б) опережающее развитие моторики по сравнению с сенсорными системами

в) опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой

г)ни одно утверждение не подходит

86. Зрительное и слуховое сосредоточение возникает у младенца:

г)в период новорожденности

Установите правильную последовательность

87. Динамика акта хватания:

а) собственно хватание

б) реакция удержания предмета

в) ощупывание рук и предметов

88. Похлопывание рукой, постукивание предметом, раскачивание —это:

а) функциональные действия

г)повторные реакции

89. Ползание, вставание, ходьбаэто:

а) повторные реакции

в) функциональные действия

г)цепные реакции

90. Игра «Ладушки», движение руки при прощанииэто:

а) подражание

б) повторные реакции

91. Хватание игрушки, размахивание ею, перемещение, бросание – это движения:

б) результативные

г) все перечисленные

92. Манипулирование предметом, открывание и закрывание коробочки, складывание пирамидки — это движения:

в) соотносящие

г) все перечисленные

93. Подражание действиям взрослых в употреблении предметов это действия:

в) функциональные

г) все перечисленные

94. Важнейшим достижением первого полугодия жизни младенца является:

а) социальная улыбка,

в) комплекса оживления

г) становление акта хватания

95. Дифференцирующим симптомом начала микропериода от 3-х до 6 месяцев является появление:

а) реакции ощупывания рук,

г) социальной улыбки

96. Дифференцирующим симптомом начала микропериода от 1-го до 3-го месяца жизни является появление:

б) реакции ощупывания рук,

в) социальной улыбки

97. Важнейшее психологическое образование младенческого возраста:

а) комплекс оживления

б) привязанность к близкому человеку

в) зрительное и слуховое сосредоточение

98.У младенцев появляется потребность:

в) новых впечатлениях

г) во всем перечисленном

99. Эмоциональной сфере младенца присущ ряд реакций, среди них есть лишняя:

а) стыд

100. Американские психологи Томас и Чесс выделили три группы детей, различных по проявлению темперамента (выбрать лишнее):

в) «неспокойные»

101. Новообразование, приводящее к разрушению социальной ситуации развития в младенческом возрасте:

в)становление ходьбы

г)чувство привязанности к матери

102. «Комплекс оживления» появляется в возрасте:

в) 3 мес.

103. Основные паттерны поведения детей, присущие модели избегающей (тревожной) привязанности ребенка (по М.Айнсворт):

а) в новой для себя обстановке мать используется как отправная точка исследования

б) демонстрирует независимое, исследовательское поведение в новой ситуации

в) по возвращении матери активно ее приветствует

г) расстраивается при разлуке с матерью, но легко успокаивается и возвращается к игре

104. Основные паттерны поведения детей, присущие модели амбивалентной (сопротивляющейся) привязанности по М. Айнсворт:

а) переживали сильный стресс при разлучении с матерью, а по ее возвращению, то тянулись к ней, то отталкивали ее,

б) в новой для себя обстановке мать используется как отправная точка исследования,

в) демонстрируют независимое, исследовательское поведение в новой ситуации,

г) по возвращении матери активно ее приветствует.

105. Основные паттерны поведения детей, присущие модели надежной привязанности ребенка (по М.Айнсворт):

а)в новой для себя обстановке мать используется как отправная точка исследования

б) демонстрирует независимое, исследователь-ское поведение в новой ситуации

в)неохотно разлучаются с матерью и долго успокаиваются при ее возвращении

г) по возвращении матери активно избегает ее

106. Установите правильное соответствие между фазами привязанности и сроками их формирования:

1. фаза партнерских отношений а) 0-1.5 мес.

2. фаза недифференцированной б) 1-5 мес.

привязанности в) 1.5- 6/8 мес.

3. фаза формирования привязанности г) 2-7 мес.

4. фаза четкой привязанности д) 6/8м.-1.5г. е) 6/8 м..-2 г.

и) 2 г.-оконча ние детства

107. Назовите положения, характеризующие новые представления о психологии раннего детства:

а) младенец – репрезентативный индивид, способный структурировать и упорядочивать воспринимаемый мир,

б) восприятие и действие – важные составляющие единой системы взаимодействия,

г) генотип и среда – детерминанты когнитивного развития младенца,

д) все перечисленное неверно,

е) все перечисленное верно

108. Вставьте пропущенное слово:

Новорожденные дети способны к ___________ в пространстве сигналов разной модальности

109.Какую из воспринимаемых форм более всего предпочитает новорожденный:

а) человеческое лицо

б) геометрические фигуры,

110.Может ли новорожденный воспринимать удаленность предметов в пространстве:

А) да,

111. Начало перцептивного и моторного развития новорожденного осуществляется благодаря:

а) наличию врожденных программ развития

Источник

Лекция «Психическое развитие новорожденного ребенка»

1. Общая характерстика периода новорожденности

2. Развитие новорожденного ребенка

Новорожденность – кризисный период развития.

1. Общая характеристика периода новорожденности

Кризис новорожденности вызван 2 причинами

Развитие ребенка открывается критическим актом рождения и следующим за ним критическим возрастом, носящим название новорождённости.

Период ново­рождённости длится от момента рождения примерно до конца первого месяца жиз­ни. В момент родов ребенок физически отделяется от матери, но в основных жиз­ненных функциях еще долгое время остается биологически несамостоятельным су­ществом.

Социальная ситуация

Главная особенность новорождённости связана со спецификой социальной си­туации развития: ребенок отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка в это время занимает как бы срединное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами постна- тального детства. Новорождённость, как соединительное звено, совмещает в себе черты того и другого, и эта двойственность характеризует всю жизнь маленького существа.

Ведущей деятельностью, является эмоциональное общение со взрослыми.

Центральным новообразованием новорождённоести является появление инди­видуальной психической жизни ребенка.

Л. С. Выготский обращал внимание на 2 момента, связанных с этим.

Первый: жизнь присуща ребенку уже в эмбриональный период развития. Новым, возникающим после рождения, является то, что эта жизнь становится индивидуальным существованием, отделенным от организма матери и вплетенным в социальную жизнь окружающих людей.

Второй: жизнь новорождён­ного, будучи первой и еще примитивной формой бытия ребенка как социального существа, стала не только индивидуальной, но и психической.

Первый аргумент – факт готовности центральной нервной системы к обслуживанию психических проявлений (зачем слышать, если не слу­шать, зачем реагировать, если не на что?). Новорождённый реагирует на болевые, тактильные, температурные раздражители, на световые и звуковые стимулы, на за­пах. В целом, развиты все виды анализаторов, и к моменту рождения ребенка состоя­ние центральной нервной системы обеспечивает начало его психической жизни.

Второй – содержание психической жизни новорождённого: мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идет о вырази­тельном характере движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции радо­сти, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных дви­жениях новорождённого, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетво­рением.

Эта психическая жизнь находится в рудиментарном состоянии, из которого нужно исключить все собственно интеллектуальные и волевые явления. Пока у новорождённого нет ни действительного восприятия, ни представлений, т.е. нет ни сознательного отражения внешних предметов, ни сознательного хотения или стремления. Пока есть неясные состояния сознания, где чувственные и эмоциональ­ные части нераздельно слиты, т.е. есть только то, что можно назвать аффективны­ми ощущениями.

Главной особенностью психической жизни новорождённого является то, что в первый месяц жизни для него не существует ни кто-то, ни что-то; все раздражения и все окружающее он переживает только как субъективные состояния. Чувственное и эмоциональное (ощущение и переживание) в нем нераздельно слиты; ребенок не выделяет себя из среды, не отделяет от матери.

Для психической жизни новорождённого характерны три главных момента:

1. Преобладание нерасчлененных переживаний.

2. Оотсутствие выделения себя из среды.

3. Реагирование на сложные комплексные целые, окрашен­ные эмоционально (например, лицо матери).

Так, после рождения непосредственная физическая связь с матерью уже отсутст­вует, но он продолжает получать пищу, вырабатывающуюся в материнском орга­низме (молозиво, молоко), и иначе питаться не может (следовательно, питание ре­бенка представляет собой переходную форму от внутриутробного к внеутробному существованию).

Такая же двойственность отмечается в самой форме существования ребенка. Около 80% суток он спит (у взрослого норма составляет 20%), причем сон носит по­лифазный характер: короткие периоды сна чередуются с крошечными очагами бодрствования. Сам сон еще недостаточно отдифференцирован от бодрствования, поэтому чаще у новорождённого наблюдается среднее состояние между сном и бодрствованием — нечто, напоминающее дремоту. Ребенок способен засыпать с от­крытыми (или полуоткрытыми) глазами, а бодрствовать — с закрытыми, находясь в дремоте.

Несмотря на кажущуюся большую длительность сна, оказывается, что его реаль­ные периоды весьма коротки. В первые дни он по преимуществу спит и бодрствует примерно 3 мин в час днем и 1—2 мин в час ночью. К концу месяца эти цифры дос­тигают 6-7 мин в час. Сон новорождённого носит беспокойный, прерывистый, поверхностный характер. Ребенок во сне произ­водит много импульсивных движений, а иногда даже ест, не просыпаясь. В эти минуты бодрствования ребенок легко раздражается, пла­чет. Сама раз­дражительность новорождённого — психологическая норма.

Помимо этого, двойственность обнаруживается в том, что ребенок сохраняет эм­бриональную позу во время сна и даже во время бодрствования примерно до 4- месячного возраста.

Противоречия этого возраста заметны и в двигательной активности ребенка: с одной стороны, он уже обладает рядом двигательных реакций на внешние и внут­ренние раздражители; с другой стороны, он еще лишен самостоятельного передви­жения в пространстве и может передвигаться только с помощью взрослых.

Новоро­ждённый почти неподвижен: в основном он лежит на спине и не может перевернуть­ся или передвинуться. К 4-м неделям он принимает, лежа на спине, позу «фехто­вальщика», определяемую тоническими шейными рефлексами, и сжимает ручки в кулачки. Примерно 85% времени головка ребенка повернута вправо (есть предполо­жение, что это связано с функциональной асимметрией полушарий). Если его поло­жить на живот, то он способен оторвать носик от матраса лишь на одно мгновение. Ему вообще трудно управлять своей непропорционально большой головой: и в си­дячем положении она угрожающе наклоняется, потому поднимая ребенка на руки необходимо поддерживать головку.

Характерные особенности периода новорожденности:

Малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная актив­ность (нецеленаправленная, импульсивная, толчкообразная). Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просы­пается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. Л.С. Выготский характеризовал своеобразие психики новорожденного, отмечая такие моменты: «исключительное преоб­ладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения»; невыделенность себя и своих переживаний из восприятия объективных вещей, неразличение социальных и физических объектов.

Методы исследования психики новорожденных и младенцев. Многие исследователи подчеркивают исключи тельную сложность изучения психики детей младенческого воз­раста и недопустимость умозрительных рассуждений. В России начало объективного изучения психического и физиологического развития младенцев было положено в 1920-х гг. сотрудниками И.П. Павлова и В.М. Бехтерева Н.М. Щеловановым, Н.Л. Фигуриным и др. Для этой цели были использованы систематическое наблюдение, экспериментальные методики анализа условных рефлексов и ориентировочной реакции.

В последние десятилетия в связи с расширением возможностей точной регистрации поведенческих проявлений наблюдается новый всплеск интереса к психологии младенцев. В настоящее время при исследовании процессов восприятия, памяти, внимания у детей первого года жизни используют регистрацию целого ряда объективных «индикаторов»: частоты сердечных сокращений, ритма дыха­ния и сосания, микродвижений глаз, поворотов головы, появления и угасания ориентировочной реакции.

1.2. Развитие новорожденного ребенка

Какими же способностями обладает новорожденный?

Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

рефлексов, обеспечивающих работу основных систем-орга­низма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности

защитных рефлексов (например, при прикосновении к ве­кам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);

— ориентировочных рефлексов (поисковый рефлекс при лег­ком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к ис­точнику света);

— атавистических рефлексов (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — по­ложенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук, а если к его подошвам подставить ла­донь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее и ползет ак­тивнее — рефлекс Бауэра; автоматическая походка — если, при­держивая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождаю­щиеся движениями рук, и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функцио­нальной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.

Ребенок рождается более беспомощным, чем детеныши высокоразвитых живот­ных. К моменту рождения он обладает лишь системами наследственно закреплен­ных механизмов — безусловных рефлексов, облегчающими приспособление к но­вым условиям жизни. В терминах И. П. Павлова, безусловный рефлекс выражается в наилучшей установке воспринимающего органа на раздражитель, полном или частичном торможении дру­гих движений и приведение в действие механизма сосания.

В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов: ме­ханизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов, которые легко вызываются прикосновением к уголкам губ и слизистой оболочке языка ребенка. Во время соса­ния материнской груди все остальные движения и реакции тормозятся. Сосательный рефлекс актуализируется у новорождённого всегда, когда какой-либо предмет попадает в рот (соска, палец, кончик подушки).

Отечествен­ные исследователи новорождённое и младенческого возраста М. П. Денисова и Н. Л. Фигурин назвали это «реакцией пищевого сосредоточения».

Прирожденными являются и реакции слухового лабиринта, которые отмеча­ются уже на 9-й день: при покачивании ребенок прекращает крик, его движения тормозятся (возникает «лабиринтное (слуховое) сосредоточение»).

Так, издавна введен­ные человечеством сосредоточения соска и люлька (колыбель) используются благо­даря пищевому и лабиринтному сосредоточению для успокаивания ребенка, т.е. торможения его криков и двигательного беспокойства.

Наблюдаются у ребенка и некоторые врожденные защитные рефлексы: он каш­ляет, чихает, удаляя помехи для дыхания; моргает, если в глаз что-то попало; жму­рится от яркого света.

Но на большинство внешних раздражителей новорождённый отвечает одинаково: вздрагивает, беспокойно двигает ручками и ножками, тоненько кричит, сморщив личико.

У новорождённого зафиксирован зрачковый рефлекс — зажмуривание от яркого света и поворачивание головки и глазок к мягкому свету: в солнечный день в комна­тах родильных домов все головки повернуты к окнам, а если в сумерках медленно водить перед глазками новорождённого зажженную свечу, то глаза начинают дви­гаться вслед за ней.

На 1—2-й неделе жизни ребенок способен поворачивать голову за медленно движущимся объектом, находящимся от него на расстоянии 20—30 см. На 2—3-й неделе появляется конвергенция, и на 3—5-й неделе — зрительное сосре­доточение (задержка взора на предмете). Вначале ребенок удерживает взор не более 5 с, но уже на 2-м месяце он сможет держать его несколько минут (что потом позво­лит разглядывать предмет).

У новорождённого отмечается и ряд атавистических рефлексов, находящихся в филогенетической связи с рефлексами высших животных. Так, если вложить в руки новорождённому палец или другой продолговатый предмет, он так крепко схватыва­ет его, что ребенка можно поднять на этом предмете и удержать в воздухе около ми­нуты. Одно-двухнедельный ребенок может повиснуть на шнурке, схваченном двумя руками. Он может цепляться за шнурок и ножками, хотя и не так крепко.

У новоро­ждённых зафиксирована реакция Моро (обхватывающий рефлекс), если слегка шлепнуть по подушечке или встряхнуть ее, ручки и ножки симметрично расходятся и смыкаются в виде арки.

Другой рефлекс состоит в своеобразном «ползании» ребенка, отталкивании нож­ками от приставленной к ним опоре. Если положить ребенка животом вниз и прило­жить ладонь или дощечку к подошвам ног, он оттолкнется и продвинется немного вперед. Двигая ладонь, можно заставить ребенка проползти небольшое расстояние.

Так же выглядит и рефлекс «автоматической ходьбы»: если держать ребенка ножка­ми на коленях, то он может делать переступательные движения. Наконец, широко известен рефлекс плавания: попав в воду, новорождённый начинает делать плава­тельные движения.

Любопытной чертой новорождённого является то, что он часто открывает глаза, когда его поднимают и придают вертикальное положение — это явление называют «эффектом кукольных глаз». К 1— 1,5 мес чувствительность к свету значительно снижается.

Новорождённость является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявления врожденных, инстинктивных форм по­ведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.

Поведение новорождённого фрагментарно: если 6-месячному младенцу протя­нуть яркую погремушку, он потянется к ней, возьмет и начнет исследовать, сосредо­точенно разглядывая, трогая ртом или ощупывая рукой. Если же то же самое проде­лать с новорождённым, то он едва взглянет на нее. Вложить игрушку в ручку ребен­ка трудно, потому что его кулачки обычно сжаты. Но даже если разомкнуть кулачок, то ребенок схватит предмет, положенный на его ладошку, но тут же уронит и не ста­нет искать. Он вообще «не покажет вида», что «помнит» о ее существовании, и тем более не будет исследовать.

Такая фрагментарность поведения объясняется тем, что поведение новорождён­ного состоит из небольшого числа несовершенных и изолированных рефлексов (по­иск ртом и сосание, схватывание, случайные взгляды на близкие предметы и т.п.), вызываемых внешними раздражителями. Рефлексы включаются и выключаются бы­стро, автоматически и никак не контролируются произвольно. Только постепенно благодаря повторению реакции ребенка станут более надежными и скоординиро­ванными (поднесение кулачка ко рту, сосание кулачка). Новорождённый действует по принципу: «Прочь из руки (с глаз, изо рта) — прочь из ума!»

Здоровый новорожденный обладает разными видами чувстви­тельности — тактильной, температурной, болевой, вкусовой (спо­собностью различить сладкое от горького, кислого, соленого). Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших де­тей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни.

Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. Существуют данные в пользу наличия врожденной координации слуха и зрения. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе (например, звонок) и прислушивается. К концу первого месяца жизни, а у отдельных детей и раньше, появляется возможность кратковременной фикса­ции взгляда на блестящем предмете.

Появились новые поразительные данные о возможностях ново­рожденных и младенцев первых недель и месяцев жизни, например о так называемой лицевой имитации новорожденных (способно­сти имитировать вытягивание губ, высовывание языка, открывание рта).

Новорождённый почти ничем не интересуется, поэтому ему бесполезно покупать и показывать игрушки. В первые недели его вообще не интересуют никакие стороны внешней среды. Единственное, что его заботит, — отсутствие дискомфорта. А в состояние дискомфорта он попадает весьма часто: перед и после кормления, перед и после смены мокрых пеленок, от шума, от внезапного изменения положения. Он по­стоянно стремится вернуться в состояние сонливости, и только со 2-го месяца будет активно искать внешних воздействий.

Новорождённый малоэмоционален, и репертуар его настроений не отличается разнообразием.

1. И днем и ночью он спит. При бодрствовании он серьезен, неактивен, спокоен, сохраняет тенденцию к сонливости.

2. Другой вариант: полностью бодрству­ет, серьезен и активен, издает звуки.

3. Третий: бодрствует, серьезен, активен и слегка раздражен, подает голос.

4. Четвертый: явно очень недоволен — активен, серьезен, кричит.

Настроения эти очень быстро меняются. Новорожденного, если он здоров, в принципе легко успокоить, взяв на руки и покачав, дав пососать соску. Удовольст­вие от укачивания и сосания — полнейшее в этом возрасте.

На первом месяце жизни у ребенка преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта, они проявляются в виде крика и плача.

Но было бы неверно считать, что восприятие мира новорождённого представляет собой хаос отрывочных, бессвязных, отдельных ощущений — температурных, слу­ховых, оптических и т.д.

Новорождённый начинает реагировать на сложные комплексные целые, окрашен­ные эмоционально (например, лицо матери). Это является третьей особенностью психической жизни новорождённого.

Возможные формы социального пове­дения новорождённого.

Новорождённый не демонстрирует ни­каких специфических форм социального поведения, и первое общение ребенка со взрослым лежит далеко за пределами новорождённости. О реакциях ребенка на действия, речь взрослого впервые можно говорить лишь за пределами 1—3-го месяца жизни. Новорождённый в этом плане почти полностью пассивен.

Современные исследователи обнаруживают некоторые факты, свидетельствующие о врожденных предпосылках общения. Это способности избирательных контактов ребенка с человеком: предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способ­ность выделять человеческий голос среди других звуков; выделение голоса матери из прочих голосов; достаточно сложные лингвистиче­ские задатки.

Врожденные схемы взаимодействия поведенчески проявляются в направленности взгляда в момент расположенности к общению, в закрывании глаз и отворачивании головы как сигналах свертывания общения.

Подлинные способности маленького ребен­ка к обучению часто оказываются непродемонстрированными в силу неподходящей организации экспериментальной ситуации — важна физическая близость к матери, лучше всего контакт «кожа к коже».

Первые формы взаимодействия ребенка и взрослого.

Взрослый с первых дней жизни выступает по отношению к ребенку с опережающей инициативой, он приписывает ребенку ка­чества субъекта общения — обращается к нему, о чем-то спрашива­ет, комментирует собственные действия. Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, кото­рые ему демонстрируют ( феномен лицевой имитации новорожден­ных ). Взрослый, кроме того, очевидно, становится наиболее при­влекательным и удобным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях, которую не­которые исследователи считают врожденной. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на третьей- четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на об­ращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого — ребенок за­мирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной кон­такт. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения

Выразительная улыбка и другие элементы пралингвистической знаковой системы (мимика, жесты) умиляют родителей, действуют на взрослых воодушевляюще и приводят к ответному эмоциональному вознаграждению малыша.

Далее на такой ранней стадии взаимоотношения не определяют­ся всецело взрослым. Темперамент новорожденного (его раздражи­тельность или спокойствие, гибкость приспособления к окружающей ситуации), тональность плача (высокий голос при плаче, характер­ный для детей с различными отклонениями, — «сигнал выжива­ния»), множество других поведенческих признаков влияют на от­ношение к нему родителей, на характер и скорость их реагирования.

Итак, важнейшим психологическим новообразованием кризис­ного периода новорожденности считается именно возникновение ответной реакции ребенка — улыбки на обращение матери (близкого взрослого).

В психологии критерием возрастного этапа считается основное и центральное новооб­разование, характеризующее известную ступень в социальном развитии ребенка. В этом смысле верхняя граница новорождённости попадает на конец первого—начало второго месяца жизни, когда наступает поворот в психическом развитии, связанный с изменением социальной ситуации развития. Этот поворот связан с появлением «комплекса оживления», т.е. с первой специфической реакцией ребенка на челове­ка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *