чаплыгина 57 какой район
Память нуждается в охране
Приступил к работе отдел охраны культурного наследия Сибирского федерального округа
К теме охраны памятников «Вечерка» обращалась неоднократно. Проблема эта не так проста, как кажется. Казалось бы, чего проще, есть федеральный закон по охране культурного наследия, остается лишь его выполнять, но на практике все гораздо сложней.
На вопросы нашего корреспондента отвечает заместитель начальника отдела управления, отвечающего за охрану культурного наследия в Сибирском федеральном округе, Владимир Редкозубов.
(Отдел охраны культурного наследия управления входит в структуру Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому федеральному округу).
Владимир Александрович, ваше управление создано недавно?
Да. Официально мы работаем с 1 ноября 2004 года, но фактически всего три месяца. В ведении нашего управления находится вся Западная Сибирь. Это шесть субъектов Федерации.
Я знаю, что к вам обращались депутаты и граждане города с просьбой разобраться с ситуацией, сложившейся на улице Чаплыгина. Наша газета уже не раз писала о печальной судьбе несостоявшегося памятника архитектуры по Чаплыгина, 57. В конце концов этот дом снесли и сейчас пытаются построить на этом месте очередной офис. Известно, центр по охране культурного наследия дважды предлагал присвоить дому статус памятника, но получил отказ. Вам удалось выяснить, на каком основании отказали НПЦ?
Ситуация на Чаплыгина, 57 была первым нашим делом, и весьма непростым, поскольку снесенный дом находился в ведении муниципалитета. А в наши функции входит охрана памятников (госконтроль за их сохранением и использованием) преимущественно федерального значения, и лишь в исключительных случаях речь может идти о местных памятниках.
Правда, в ближайшее время ситуация должна измениться. В Москве должны быть подписаны соглашения между Федеральной службой по охране культурного наследия (в состав которой входит наше управление) и субъектами Федерации по передаче последним полномочий по охране местных (региональных и муниципальных) памятников.
Но с домом на Чаплыгина случай особый. Когда нам сообщили про него, дом уже снесли. Тем не менее мы послали запрос в управление архитектуры и градостроительства мэрии и получили ответ от главного архитектора города, что вышеупомянутый дом мешал перспективной застройке. Другие обоснования были столь же «принципиального» характера. Сочтя их недостаточными, мы обратились в прокуратуру Центрального района, но там не нашли никаких нарушений законодательства. Тем не менее мы направили письмо губернатору области Виктору Александровичу Толоконскому, правда, уже по другому поводу. К этому времени на нас вышел центр по охране культурного наследия с просьбой поддержать их протест против переноса городских деревянных памятников архитектуры. И мы просили губернатора разобраться.
Вы имеете в виду нашумевшую идею об архитектурном музее?
Да, причем планировалось разместить этот музей на территории Димитровского рынка, и при этом акцент делался на лучшем сохранении памятников. Но сохранность их может обеспечить только конкретный хозяин. А хозяева в лице арендаторов памятников заинтересованы как раз в сохранении памятников на прежнем месте, в центре города. Нельзя забывать и о печальном прецеденте. Я говорю о памятнике регионального значения на улице Урицкого, 21, который разобрали и до сих пор не могут собрать, поскольку управление архитектуры и градостроительства не выполняет постановление мэрии о выделении для этого памятника земельного участка.
Хочу вернуться к снесенному дому на Чаплыгина и напомнить, что на его месте планируется строительство многоэтажного офиса, который будет примыкать к соседнему дому, имеющему статус памятника, и по закону такое недопустимо.
Вы правы. Заключение приглашенного нами эксперта гласит, что примыкание будущей застройки к памятнику может вызвать разрушение последнего. Именно по этой причине проектная документация до сих пор не согласована с НПЦ. Проект проходит три стадии согласования: предварительный проект, эскизный и рабочий. На данный момент рабочий проект с НПЦ не согласован, и строительство временно приостановлено. Как только строители предусмотрят в проекте мер для сохранения памятника (а это вполне реально), проект будет согласован, что даст право получения разрешения на строительство.
В ваши функции входит запрет на строительство, если оно нарушает закон об охране культурного наследия?
Мы можем выдать предписание на приостановление любых работ, если они нарушают действующее законодательство по охране культурного наследия.
Вам приходилось это делать?
Да, но не в Новосибирске. В Томске вели строительство гостиницы в охранной зоне археологического памятника «Воскресенская гора», что могло привести к его разрушению. Мы выдали предписание застройщику остановить работы, что он и сделал.
В ваше управление может обратиться любой человек, озабоченный судьбой культурного наследия города?
В принципе, да. Мы проводим проверки по обращениям граждан. Существуют и плановые проверки, но они касаются только охраны федеральных памятников. Для проверки местных нужно обращение граждан или организации.
Владимир Александрович, федеральный закон по охране культурного наследия, которым вы руководствуетесь, рабочий закон? Ведь не секрет, что нередко наше законодательство действует только на бумаге.
Закон действует, но для большей эффективности он требует, и как можно скорее, разработки подзаконных актов. Без них некоторые положения закона остаются на бумаге.
Например, в законе есть положение экспертизе. Она необходима как для постановки на учет вновь выявленных памятников, так и для проведения ремонта зданий, имеющих статус памятника. Но чтобы экспертиза работала, должно быть разработано и утверждено соответствующее положение, в законе его нет. В результате на практике экспертиза проводится (если проводится) произвольно, и заключения ее могут быть спорными.
По федеральному закону для всех памятников должны быть разработаны охранные зоны, но в Новосибирске о последних не слышно.
Охранные зоны определяются специально проектом, разрабатываемом для каждого конкретного памятника, с учетом его статуса регионального, федерального и т.д. Общий проект для всех памятников разрабатывается лишь на определенный период. Но сегодня в НПЦ разработан проект охранных зон только для памятников, получивших этот статус до 1987 года. Памятники архитектуры, выявленные позже этого периода, своих охранных зон не имеют. И лишь недавно НПЦ заказал Томскому центру «Спецпроектреставрация» новый проект охранных зон с учетом всех изменений с периода 1987 года.
Список новосибирских памятников федерального значения невелик: Театр оперы и балета, стоквартирный дом, «деловой дом», где ныне расположен НПЦ, бывший торговый корпус, здание мэрии, часть здания Сибревкома, памятник Ленину перед оперным (прочие фигуры композиции к памятнику федерального значения не относятся), бюст Покрышкина, могила Чаплыгина. Еще к федеральным памятникам относится церковь в Академгородке.