чехов ванька в каком классе проходят
Конспект урока литературного чтения «А.П. Чехов «Ванька»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
познакомить с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.
Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. Введение в тему урока.
— Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.
а)«Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса
Мы вертим – вертим – вертим!»
«Плач детей» Н.Некрасов
б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся».
(«Школа» Алексеев)
— Что объединяет эти произведения? ( трудное детство)
5. Первичное восприятие текста.
— Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. (Читает учитель и подготовленные ученики, Ребята следят по учебнику.)
6. Проверка первичного восприятия текста.
— Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему ? (нет адреса)
— Какие чувства испытали?
— К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
Докажите. (Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)
7. Чтение и анализ произведения.
— Ребята, кому из вас уже захотелось перечитать этот рассказ?
(Индивидуальное задание накануне: прочитать текст и найти непонятные по смыслу слова. Ребята должны найти значения этих слов в словарях.)
заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
образ – икона;
шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
людская – помещение для слуг в барском доме;
дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.;
подмастерье – помощник мастера;
клирос – место певчих (хора) в церкви;
сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
ночь под рождество – церковный праздник;
кадриль – пляска в четыре пары;
кредитом не пользуется – не вызывает доверия.
б) Выборочное чтение по вопросам учителя
— Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.
— Как звали главного героя?
— К кому он был отдан в ученье?
— Прочитайте, как жилось ему у сапожника?
— Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?
— А какие у мальчиков одинаковые проблемы ? (одинаковы бесправны, не могут учится)
— Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
9.Физкультминутка.
10. Знакомство с шедеврами мировой культуры
— Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.
— Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)
— Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
— Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
— А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!
— Давайте и мы представим такой поворот событий!
12. Итог урока
— С творчеством, какого писателя мы познакомились?
— Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
— Назовите произведение, с которым познакомились.
— Что понравилось вам на уроке?
13. Домашнее задание.
Стр. 140-145 выразительное чтение.
Конспект урока литературного чтения «Ванька» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: А. П. Чехов «Ванька». Литературный портрет.
обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания образа литературного героя на примере образа Ваньки по рассказу А. П. Чехова «Ванька».
создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;
совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
— интерес к изучению темы;
— желание читать произведения А.П Чехова;
— понимание успешности при изучении темы.
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность, образ героя.
— Поиск и выделение необходимой информации в словарях.
раскрывать значение слов «к заутрене», «образа», «кадриль», «умильно», «иезуитское ехидство», «колодки», «шпандырь», «сидельцы», «кредитом не пользуется»; фразеологических оборотов «как сидорову козу», «на деревню дедушке» и использовать их в активном словаре;
— Прочитывание текста с разными задачами:
— оценка смысла всего произведения по его названию,
— определение нужных частей текста, темы и главной мысли текста и обоснование своего мнения;
— оценка поведения героев произведения;
— определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— соотносить результат с поставленной целью.
— чтение текста и работа в группе;
— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Оборудование: памятки-инструкции, таблички для кластера, иллюстрации к рассказу, тексты для групп, учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. А. Ефросинина, ноутбук,
Показ презентации «Счастливое детство» с фотографиями учеников с музыкальным сопровождением
— Давайте придумаем название этому ролику. («Счастливое детство»)
— Как вы думаете, с какой целью я показала его вам? (Возможно, о детстве пойдет речь на уроке)
-Эти фото подарили вам радость. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами и позволит вам о чём-нибудь задуматься.
-Детство – самая счастливая пора жизни. – НО, для всех ли детей?
— Однажды известный художник Василий Перов написал картину, на которой изображена необычная тройка. Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию этой картины. Что поражает вас в ней? (Эта картина необычна тем, что в тройку запряжены дети)
— Как выглядят дети? (Дети выглядят измученными, уставшими) Какая на них одежда? Тепло ли они одеты?
— Посмотрите, они счастливы?
— Данная картина рассказывает нам историю о времени, когда детей использовали, как рабочую силу. Дети этого поколения были лишены самого главного – детства. В те годы Россия переживала нищету и разруху. Взрослые были вынуждены отдавать своих детей в обучение к сапожникам, портным, плотникам, в чужой дом.
Для родителей было главным, что их ребенок будет сыт, обучен и даже немного подзаработает. Но часто случалось, что хозяева обращались с ребенком весьма жестоко.
О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели в том числе и А.П. Чехов.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
-Какое произведение вы читали дома? ( А.П. Чехова «Ванька»), (слайд )
—К какому литературному жанру оно относится?
(- Это рассказ, потому что автор описывает один эпизод из жизни героя).
— Вспомните все признаки рассказа.
(- Признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода из жизни героя.)
-Почему А. П. Чехов назвал рассказ» Ванька», а не «Ванечка»? (К простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и своё господство над ними)
— В тексте встретилось много незнакомых слов. При первичном прочтении рассказа мы с помощью словаря объясняли их лексическое значение. Поработаем в парах и вспомним их значение.
— На партах у вас лежат листочки, в которых в 1 столбике – слова, а во 2 столбике их объяснение. Вы, работая в паре, соедините правильно слова и их лексическое значение.
— Работа в парах. У вас на столе листочки. Восстановите последовательность (порядок) событий происходящих с Ванькой.
— Самопроверка. Фронтальная проверка по слайду. 1 ученик у доски соединяет
— Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо. ( Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях )
— Какие эмоции испытывает при этом ребенок? ( страх, смятение, одиночество )
— С какими чувствами живет ребенок в чужом доме? (ответы учащихся)
— Кому писал письмо Ванька? ( Ванька писал письмо дедушке ).
— Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? ( Милый дедушка, Константин Макарыч! )
— Посмотрите на слайд. Вам даны портреты мужчин. Как вы считаете, на каком из этих портретов изображен Константин Макарыч? Почему не подходят другие?
— Найдите в тексте момент, где описывается дедушка Ваньки.
— Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему? ( В воспоминаниях мальчика жизнь в деревне казалась хорошей, спокойной и тихой, потому что он был в окружении добрых, родных людей )
— Найдите и прочитайте описание ночной деревни. ( Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом. ..)
— Хотели бы вы оказаться в такой прекрасной деревне? Как думаете, а Ванька мечтал вернуться в нее? ( Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой )
— Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой? ( Он с теплом вспоминает о тех днях, которые проводил в деревне вместе с дедушкой и матерью )
— Какое светлое и веселое событие всегда вспоминал Ванька? ( поход с дедушкой за ёлкой )
— Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку. ( Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Бывало, прежде чем вырубить елку, дед выкуривает трубку, долго нюхает табак, посмеивается над озябшим Ванюшкой. Молодые елки, окутанные инеем, стоят неподвижно и ждут, которой из них помирать? Откуда ни возьмись, по сугробам летит стрелой заяц. Дед не может чтоб не крикнуть:— Держи, держи. держи! Ах, куцый дьявол!Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее.. .)
— А кто помогал Ваньке наряжать елку?
— Расскажите о том, как Ольга Игнатьевна относилась к Ваньке. ( Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль )
— Изменилась ли жизнь мальчика после смерти матери? Что произошло? (Сначала его отправили на кухню к деду, а после отослали в Москву на обучение к сапожнику Аляхину)
— Как живется Ваньке в городе?
— За что была выволочка Ваньке? (За то, что он качал хозяйского ребенка в люльке и заснул)
— Как вы думаете, что самое важное в рассказе, который мы прочитали? (письмо Ваньки) Почему? (он надеялся, что дедушка его заберет)
— Проверим домашнее задание с помощью теста. (слайды )
1. К кому в учение был отдан Ванька?
а) к сапожнику Алёхину;
б) Осипу Абрамовичу;
г) сапожнику Аляхину;
2. Куда писал письмо Ванька Жуков?
3. Кому писал письмо герой Ванька Жуков?
4. Какое имя и отчество было у дедушки Ваньки Жукова?
а) Макар Константинович
б) Константин Макарович
5. Кто научил Ваньку грамоте?
б) барышня Ольга Игнатьевна;
6. Накануне какого праздника Ванька писал письмо?
Вывод: Значимые события и основные моменты рассказа вы усвоили.
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
— Сегодня мы продолжим работу над этим рассказом и хорошо познакомимся. (прикрепляет на доску блок кластера ЗНАКОМСТВО)
— Что такое знакомство?
(Это когда люди хотят узнать друг о друге больше; знакомятся друг с другом; узнают что-то друг о друге…)
— Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.
-Когда вы смотрели друг на друга на что вы обращали внимание?( На внешность, одежду, жесты, походку, мимику …)
(после ответов учитель прикрепляет блоки ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)
— Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? ( Нет.)
— На что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? ( На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности.)
(после ответов учитель прикрепляет блоки ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, РОД ЗАНЯТИЙ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЯЗАННОСТИ, УВЛЕЧЕНИЯ)
— Вы назвали основные признаки по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это? ( Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…)
— У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться.
— А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Ванькой? (ДА)
(учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на ВАНЬКА).
— Давайте попробуем сформулировать цели урока. (учиться работать с текстом, отвечать на вопросы, выразительно читать, делать выводы и т.д)
Итак, мы будем составлять литературный портрет Ваньки.)
— Что такое литературный портрет?
Литературный портрет — изображение внешности, черт лица, одежды в совокупности с особенностями поведения, манерой держаться, жестами, мимикой, чертами характера, миром душевных переживаний и поступками.
4.Работа по теме урока. Составление портрета литературного героя. (слайд )
— Работу над темой урока будем проводить в малых группах.
Инструкция напомнит вам о правилах работы в группах. Задания для группы найдёте на цветной карточке. Время ограничено – 7-10 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.
-Вам необходимо сначала прочитать вопросы, ответы на которые будете искать в тексте рассказа, напечатанный специально, чтобы можно было работать с карандашом – подчёркивать, выделять.
— По итогу работы группы нужно подготовить небольшой рассказ о Ваньке с зачитыванием необходимых отрывков.
Памятка – инструкция № 1 Портрет Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Ваньку?
* Какова его внешность?
* Наблюдателен и сообразителен ли Ванька?
* Какова речь Ваньки?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 2 Интерьер (обстановка, где жил Ванька).
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Что из мебели было в комнате?
* Какие условия его жизни?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 3 Обязанности Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Из чего состоит «ученье» Ваньки?
* Чем занимается Ванька в городе?
* Какие обязанности были у Ваньки в доме сапожника Аляхина?
* Как Ванька выполнял свои обязанности?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 4 Чувства Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Почему Ваньке не нравилась жизнь в городе?
* В чём причины его страданий?
* Что чувствовал герой?
* Почему у Ваньки «жизнь пропащая»?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 5 Поступки Ваньки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Какие поступки совершает Ванька в городе?
* Как Ванька относится к другим героям? Почему?
* Какие поступки совершал Ванька в деревне?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Ваньки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
-Прошу встать тех ребят, кто считает себя веселым
-Поднимите руки те, кто ощущает себя любимым
-Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным
-Сделайте два прыжка те, о ком заботятся родители
-Сделайте три приседания те, кто провел незабываемые летние радостные каникулы
-Улыбнитесь те ребята, кто считает себя счастливым!
5. Проверка работы в группах (1-2 ученика)
— Докладчики выступают перед детьми, а один ученик дополняет кластер на доске.
-Итак, что вы узнали о Ваньке? Какой он?
— Дойдёт ли письмо Ваньки до дедушки? Почему?
— Мы познакомились с главным героем рассказа Ванькой, его жизнью, чувствами, поступками.
-Каким вы его представили?
Выберите слова – характеристики, которые можно отнести к Ваньке и поместите на доску.
-Вернёмся к цели нашего урока – составить литературный портрет героя рассказа А.П.Чехова «Ванька».
-Достигли мы цели или нет?
— Мы выделили его основные черты? Можно ли все эти черты отнести к одному определению «сирота несчастная …»? Сумел ли автор показать, что герой его несчастный? (Высказывания учащихся).
— Какие чувства у вас возникли во время чтения? (Жалость…)
— Кто вызвал у вас эти чувства? Почему? (Ванька, он действительно несчастный; скорей всего без адреса письмо не дойдёт до дедушки)
— Чем заканчивается рассказ? (Многоточием)
— Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение)
— В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. (Слайд )
Зачитывание синквейнов.2-3 мин
Именно в светлый праздник Рождества Христова загорается звезда самых заветных желаний. Чудеса сбываются. Давайте и мы представим такой поворот событий. Придумайте концовку рассказа так, чтобы у Ваньки было всё хорошо.
Напишите небольшое сочинение «Ответ деда».
— Посмотрите на представленные здесь книги. Они расскажут вам о тяжёлой жизни ваших ровесников. (слайд )
Урок литературного чтения по рассказу А.П. Чехова «Ванька». 3-й класс
Класс: 3
Цель:
Задачи:
Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.
Уметь
Знать
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент
2. Введение в тему урока.
— Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.
«Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса
Мы вертим – вертим – вертим!»
(«Плач детей» Н.Некрасов)
б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся». («Школа» Алексеев)
Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.
3. Сообщение темы урока
(На доске: портрет А.П.Чехова, название рассказа «Ванька».)
4. Подготовительная работа.
а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.
(Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи.)
(Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу.)
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.
После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.
б) Выставка книг А.П.Чехова.
(Носит ознакомительно-рекомендательный характер.)
5. Первичное восприятие текста.
(Читает учитель и подготовленные ученики, Ребята следят по учебнику.)
6. Проверка первичного восприятия текста.
(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)
б) Моделирование обложки (магнитная доска).
7. Чтение и анализ произведения.
а) Словарная работа.
(Индивидуальное задание накануне: прочитать текст и найти непонятные по смыслу слова. Ребята должны найти значения этих слов в словарях.)
б) Выборочное чтение по вопросам учителя.
— Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.
в) Работа в парах.
г) Самостоятельная работа в тетради «Проталинки».
8. Знакомство с шедеврами мировой культуры
Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.
9. Обобщающая беседа.
Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми.
Давайте и мы представим такой поворот событий!
(Сценка двух почтальонов.)
1 почтальон: Смотри, какой странный адрес!
2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!
1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.
От автора: К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.
10. Итог урока
11. Выставление отметок. Похвала.
12. Домашнее задание (по выбору).