человек в футляре в каком классе проходят
Литература. 10 класс
Конспект урока
Урок № 48. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова: пошлость «футлярной» жизни
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
1. Понятие «футлярности»;
2. Личность А. П. Чехова, проблематика его произведений, сущность чеховского подтекста;
3. Глубина и сложность нравственной проблематики чеховских рассказов, интерпретация художественных деталей в произведении.
Мещанство — это моральное качество, характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов личными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах; близко по значению к пошлости.
«Футлярность» — это ёмкая формулировка для изображения стереотипного поведения человека.
1. Русская литература XIXвека. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: В 2 ч. М.: Московский лицей, 2007.
Кулешов В.И. Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» А. П. Чехова): http://gramma.ru/BIB/?id=3.96 (дата обращения: 20.08.2018)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Блестящую прозу Чехова отличает невероятная смысловая концентрация в пределах небольшого произведения. Его рассказы обрисовывают простые жизненные ситуации и судьбы героев с иронией и одновременно достоверностью. В них сочетаются тончайшая эмоциональность и суровое равнодушие, лирика и ораторская декламация, романтические и реалистические приёмы.
Стиль Чехова основан на краткой обрисовке образов и выразительных формулировках, но при этом отличается сложностью и многогранностью. В его произведениях необычайно важны художественные детали, которые соединяются в яркую реалистичную картину. Писатель использует простые синтаксические формы, а его оригинальные метафоры и сравнения заставляют читателя посмотреть под другим углом на предмет или проблему.
Благодаря уникальному мастерству слова автору удаётся ввести рассказ в мир большой литературы, когда преобладающим жанром считается роман. Он раскрывает серьёзные темы в малой форме. Чехов вводит в литературу понятие «футлярность». Оно обозначает неспособность человека выйти за рамки привычного образа жизни, отойти от навязанного обществом шаблонного мышления, попробовать что-то новое.
Многие герои Чехова не способны пожертвовать своим покоем и в результате испытывают постоянную неудовлетворенность, ощущение загубленной жизни. Тема становится лейтмотивом «Маленькой трилогии», которая объединяет три рассказа — «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Эти произведения дают читателю возможность оценить, как жестоко ошибается человек, пасующий перед реальными обстоятельствами. Рассказы цикла посвящены исследованию власти, собственности и семьи. Герои, закованные в свои «футляры», одержимы идеями, которые полностью подчиняют их себе. Беликов испытывает страх перед неуправляемой логикой жизни, от которой прячется в многочисленные «футляры». Желание добиться любыми средствами своей цели уродует Николая Иваныча из «Крыжовника». Сомнение в том, что любовь принесёт счастье Анне Алексеевне, а не разрушит её семейный покой, угнетает Алёхина.
Образ учителя греческого языка Беликова из рассказа «Человек в футляре» становится нарицательным. Он олицетворяет общественное явление, получившее название «беликовщины». Персонаж мыслит стереотипно, боится отступить от правил и осуждает всё новое, повторяя «Как бы чего не вышло». Его «футлярность» прорисована и во внешнем облике: он ходит всегда в галошах, под зонтом, в темных очках, в тёплом пальто на вате, с поднятым воротником, как будто хочет спрятаться, отгородиться от внешнего мира. Действительность раздражает и пугает его, вызывая постоянную тревогу. Чтобы преодолеть свое отвращение к настоящему, он хвалит прошлое. Поэтому «футлярным» становится даже его образ мысли. Фигура Беликова жалкая, ранимая и зловещая одновременно. Жизнь предоставляет ему возможность открыться, женившись на Вареньке Коваленко. Но вместо этого герой ещё глубже прячется в «футляр». Он не выдерживает соприкосновения с реальностью и умирает.
В рассказе «Крыжовник» Чехов поднимает тему духовной опустошённости и слепого следования своей навязчивой идее. Главный герой не пробуждает ни сочувствия, ни симпатии, планомерно заковывая себя в свой «футляр». Невинная мечта рядового чиновника Николая Ивановича купить имение доводит его жизнь до абсурда. Чехов призывает: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
Тема семьи и отношений раскрыта писателем в рассказе «О любви», в котором герои притупляют свои чувства к другим. Анна Алексеевна опасается разрушить несуществующее семейное счастье, а её возлюбленный Алёхин не уверен, что может предложить ей достойную жизнь. И лишь когда приходит пора расставаться, они понимают, каким незначительным является всё то, что мешает им любить.
Герои «Маленькой трилогии» получают урок: они слишком поздно осознают безысходный тупик «футлярной жизни». Писатель призывает к духовной свободе, поэтому его произведения остаются актуальными и в наше время.
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
В использовании пейзажа в рассказах проявляется отношение Чехова к своим героям. Соотнесите описание с названиями рассказов «Маленькой трилогии».
1. Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно».
2. «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».
3. «Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало».
К какому расскажу относятся пейзажи:
Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно».
«Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».
«Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на плес, который блестел теперь на солнце, как зеркало».
Иван Иваныч, Буркин − хорошие люди. Спокойные реалистические пейзажи, увиденные их глазами, всегда напоминают о прекрасном.
Изображение жизни не могло быть полным без описаний природы, но это не единственная причина использования их автором. Пейзаж создаёт эмоциональный фон, на котором развёртывается действие, подчёркивает психологическое состояние героев, придаёт рассказанным историям более глубокий смысл.
Расположите события в хронологическом порядке на ленте времени, которые показывают нам деградацию героя как личности («Крыжовник»), используя пронумерованные точки.
1. Мечтающий, кроткий, добрый.
2. Скупой, жадный, не умеющий жалеть и любить.
3. Обрюзгший, располневший, постаревший.
4. Самодовольный «Ваше высокоблагородие», «Мы дворяне».
«Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил. Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у неё водились деньжонки».
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»
Разделы: Литература
Цели:
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Итак, сегодня нам предстоит разговор о произведении А. П. Чехова «Человек в футляре».
Учитель. Мы продолжаем чтение и обсуждение чеховских рассказов в рамках празднования юбилея А. П. Чехова. Вы уже познакомились с некоторыми его юмористическими рассказами, Также мы говорили и о том, что Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А. П. Чехова.
Как вы его понимаете?
Учитель. Сегодня на примере рассказа «Человек в футляре» мы снова убедимся в том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несёт определённый смысл.
Учитель. Ребята, дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре». Понравился ли вам этот рассказ?
Учитель. Как построен рассказ?
— Рассказ в рассказе. Приём обрамления.
Учитель. Кто эти запоздавшие охотники?
— Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.
Учитель. Кто рассказывает о Беликове?
— Учитель гимназии Буркин.
Учитель. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
Учитель. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? Обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.
III. Работа с читательскими дневниками (проверка домашнего задания).
«Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу».
Учитель. Что говорится о Беликове?
— Товарищ Буркина. Умер месяца два назад.
Чем он примечателен? (зачитываем цитаты из читательского дневника).
Учитель. А сейчас проведём лексическую работу: выписываем ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова.
Тёплое пальто на вате
Часы в чехле из серой замши
Коляска с поднятым верхом
Стремление окружить себя оболочкой
Преподавал древние языки
Мысль запрятать в футляр
«Как бы чего не вышло»
IV. Беседа по вопросам.
Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?
— Беликов выступал на педсоветах:
— Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.
«Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко».
Как к Беликову относятся коллеги?
— Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.
«Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!»
Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?
— Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.
Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?
— Беликов едва не женился.
Какое участие приняли окружающие в этом событии? (пересказ эпизода)
— Все стали уверять его, что он должен жениться (пересказ эпизода).
Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?
«Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.
— По какой причине первого мая Беликов вышел из дома «зелёный, мрачнее тучи?»
— Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.
Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?
— Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде.
— Разговор Беликова с Коваленко. Беликов: «Я должен доложить:»
Какое слово находит Михаил Саввич?
Чем заканчивается разговор?
— Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы.
«- Доложить? Ступай, докладывай!
Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?»
Показ отрывка из кинофильма «Человек в футляре».
Здесь «спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.
Чем закончилось сватовство?
«Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:
И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал».
Беликов в гробу. Как понять фразу: «Хоронить таких людей: большое удовольствие»? (Кощунство).
Чего достиг Беликов?
Что изменилось в жизни города?
— Ничего. Таких людей много.
Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч?
Как реагирует Буркин?
— Это из другой оперы. Спать пора.
Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: «Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках».)
V. Подведение итогов.
В чём смысл названия рассказа?
VI. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: в чём смысл названия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре»?
Конспект урока «А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Вн. ч. №3. А.П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре»
формирование у учащихся навыка исследовательской деятельности; развитие умения анализировать текст художественного произведения, формулировать проблемы, поднятые автором, выявлять его позицию, аргументировать собственную точку зрения.
доказать, что в образе Беликова писатель собирает все свои наблюдения над реакционным порядком и обобщает их;
дать понятие о чеховских рассказах 90-х годов;
помочь понять за фигурой Беликов – беликовщину – типичное явление общественной жизни 80-90-х г. прошлого века;
помочь доказать, что «футляр» беликовых мешает проявлять активность;
развивать умения акцентного вычитывания произведения, развивать монологическую речь учащихся, способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся;
формировать у учащихся понятие чувства собственного достоинства.
Тип урока: урок-размышление.
Методы урока: беседа, работа с текстом, слово учителя.
Технология: педагогического сотрудничества.
Оборудование: учебник, презентация.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Дежурные по классу отвечают.
Проверка домашнего задания
Проверка знания текста рассказа (тест).
Отвечают на вопросы теста.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока
В 1898 году появляется знаменитая трилогия, состоящая из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Формальной сюжетной рамкой, в которую вписаны все три истории – “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”, – стала охота, на которую отправились “высокий, худощавый старик с длинными усами” Иван Иваныч Чимша-Гималайский, служащий ветеринарным врачом, и учитель гимназии Буркин, “небольшого роста, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть ли не по пояс”. Охотники рассказывают друг другу истории, причём не вполне охотничьего свойства; один сюжет цепляется за другой, так и возникает цикл рассказов.
В центре каждого из них стоит любовная история.
Но посвящены ли они любви на самом деле?
Анализируют, обобщают, делают выводы.
— Давайте подумаем над названием рассказа. Рассказ называется «Человек в футляре». Почему он так называется?
(Коробка, чехол для хранения различных предметов )
— Давайте найдем в тексте внешние проявления футляра в жизни главного героя рассказа Беликова (работа с книгой).
— Каким человеком предстает перед нами Беликов?
— Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.
— Зачем этот футляр нужен Беликову?
— Только ли о внешнем стремлении отгородиться от жизни идет речь в рассказе?
— Как связана тема футляра с профессией Беликова?
— Вспомните и расскажите, как Беликов вёл себя. Каковы особенности его поведения? (пересказ)
Что значит «страх» перед жизнью? Чего боится Беликов?
(Это его способ отгородиться от жизни)
(Беликов – учитель греческого языка – мертвого, на котором никто не говорит. Это тоже один из его способов отгородиться от действительной жизни)
-«Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко».
(Страх перед жизнью, перед каким-либо изменением, страх провиниться в чьих-то глазах, вызвать недовольство
Беликов у Чехова — это живое олицетворение законов, любых ограничений, которые накладываются на человека даже не столько обществом, сколько самим человеком.
Он прячется в «футляр» из чувства самосохранения, ему уютно только в собственном идеальном мире, внешний мир его не только пугает, но он ему не нужен ).
Зачем в рассказе нужна история несостоявшейся женитьбы?
— Чтобы был рассказ, обязательно должно происходить какое-то событие.
Что является главным событием рассказа?
— Почему Беликов решил жениться?
Что же обнаруживает история несостоявшейся женитьбы Беликова?
— Почему он боится проявления свободы?
В этом рассказе таким событием является несостоявшаяся женитьба Беликова.
Беликов – слишком правильный герой. И все в его жизни тоже должно быть правильно. Женитьбу он рассматривает как правильный поступок.
-Даже природное влечение не способно победить его страх перед проявлением человеческой свободы.
(Свобода связана с непредсказуемостью, неопределенностью).
— Какое событие стало сыграло решающую роль в эпизоде с женитьбой?
— Проследим это еще раз, обратившись к тексту. Прочитайте эпизод с катанием на велосипеде.
Что оказывается для Беликова непреодолимым препятствием?
Свобода поведения его невесты.
Варенька Коваленко могла стать тем шансом Беликова выкарабкаться из этого футляра, но он слишком боится всяческих изменений и боится отклониться от своей правильной нормы).
Разминку проводит учащийся.
Продолжение работы над темой
Лечит животных – (ветеринарный врач).
Коробка, чехол, куда кладется вещь для хранения или для предохранения чего-нибудь – (футляр).
Антропос – (греческое слово, человек).
Изменник, предатель – ( Иуда ).
Болезненная подозрительность – ( мнительность ).
Мягкая, тонкая, оленья или лосиная выделанная кожа – ( замша ).
Молочная и мясная пища, запрещаемая церковными правилами – ( скоромное ).
Человек, распространяющий оскорбительные мнения о других – ( пасквилянт ).
Человек, который любит заниматься тяжбой – ( сутяга ).
Рак, прячущий свое брюшко в раковину – ( рак-отшельник ).
Должность для надзора за чиновниками, учрежденная Петром I – ( фискал )
Запись некоторых слов.
— Как к Беликову относятся коллеги? Почему?
(Угнетая всех своей осторожностью, Беликов давит на людей, заставляет их бояться. «Наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию! Весь город!»)
— В чем причина власти Беликова над городом?
(В его правильности, с которой невозможно спорить).
— Изменилось ли что-нибудь в городе со смертью Беликова? Почему?
— Кто виноват в том, что люди так живут?
— Какова композиция рассказа? И в чем ее смысл?
(Важную роль в произведении играет прием «рассказа в рассказе». История о Беликова помещена в обрамление: ее не только рассказывают, но и комментируют герои на охотничьем привале, т.е. автор дает героям возможность самим сделать вывод,
что «больше так жить невозможно!».
— Чем заканчивается рассказ?
(Символичен финал рассказа, когда Иван Иванович восхищается звездным небом, его глубиной и бездонностью, ведь таким просторам нужны великаны, люди с русской широтой и размахом, а не такие, как Беликов. Финал рассказа – это намек на выход из этой футлярности.)
Рефлексия, выставление отметок
— Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке?
— Что было особенно важным?
— Что взяли для себя с этого урока?
Анализируют, обобщают, делают выводы.
Стр. 63-71; прочитать рассказ И.А. Бунина «Кавказ»
Автор с ужасом и трагизмом осознаёт, что его некоторые современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно, перестают развиваться и начинают деградировать. Они существуют в мире, но никак не живут. Это частая проблема, которую Чехов так четко и наглядно представил читателю. Люди плывут по течению, не пытаясь изменить ход своей жизни, более того, они не могут позволить даже судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и глупыми.
Образ маленького человека в рассказе «человек в футляре» ставит перед нами вопрос: для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком, и постоянно вторит «как бы чего не вышло», забывая при этом жить.
Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Люди, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.
Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, скрывающая свое лицо и вечно жмущаяся в сторонке.
Своими рассказами Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами. Какой тут смысл жизни, если мы по-настоящему и не живем, а лишь скитаемся в этом мире, в поисках сами не зная чего?
Боязнь новых событий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства.
Конспект урокам 10 класс А.П.Чехов «Человек в футляре»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Символичность названия и актуальность рассказа А.П. Чехова
— расширить круг читательских интересов школьников;
— заинтересовать творчеством А.П.Чехова;
— раскрыть смысл названия рассказа;
— развивать навыки самостоятельного чтения;
— совершенствовать умение анализировать эпический художественный
— развивать мышление, устную речь, умение выражать и отстаивать свою
— воспитывать культуру чтения, эстетический вкус;
— воспитывать чувства справедливости, искренности и личной свободы;
— воспитывать толерантное отношение к окружающим.
Ожидаемые результаты : учащиеся должны понять символичность названия рассказа, высказывать и аргументировать свою точку зрения, обобщать, определить свою жизненную позицию.
Тип урока : изучение нового материала.
Формы работы : анализ художественного произведения, создание «футляра» для «лишних» качеств людей.
Термины и понятия : прием обрамления, контраста, художественная деталь, фискал.
Оборудование и материалы: художественный текст рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре», компьютер, «футляр» для «лишних» качеств.
Наглядность : презентация к уроку.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Нередко можно услышать от собеседника: «Ничего не могу с собой поделать: у меня такой характер!» Когда Ольга Леонардовна, жена Чехова, написала ему, что у него мягкий и уступчивый характер, Антон Павлович ответил: «Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий и вспыльчивый, но я привык сдерживать себя, потому как распускать себя порядочному человеку не годится…» Есть чеховская школа в литературе – это школа морального воспитания. А.П.Чехов писал: «Воспитанные люди уважают человеческую индивидуальность, поэтому всегда снисходительные, мягкие, вежливые; они сочувствуют не только нищим и бездомным кошкам, они искренние и боятся лжи, как огня, потому как ложь унизительна для слушателя, они не унижают себя и других, а, главное, они не пустословят. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
ІІІ Объявление темы и целей урока
IV Актуализация опорных знаний учащихся
Викторина по рассказу А.П.Чехова «Человек в футляре».
V Работа над темой урока
Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре».
— Как вы его понимаете?
— Понравился ли вам рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре».
— Как построен рассказ? ( Рассказ в рассказе. Приём обрамления ).
— Кто эти запоздавшие охотники? ( Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин).
— Кто рассказывает о Беликове? ( Учитель гимназии Буркин).
— Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? (Это ключ к рассказу)
— Зачитайте описание Мавры ( «Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу»)
— Что говорится о Беликове? (Товарищ Буркина. Умер месяца два назад. )
Тёплое пальто на вате
Часы в чехле из серой замши
Коляска с поднятым верхом
Укрывался одеялом с головой
Преподавал древние языки
Мысль запрятать в футляр
«Как бы чего не вышло»
Спальня точно ящик
— Какой вывод мы можем сделать? (Беликов нарочито прячется в оболочку, в футляр, потому что боится жизни.)
— При помощи какого художественного средства Чехов создает образ Беликова? (Художественной детали – особо выделенного элемента художественного образа, несущего значимую смысловую нагрузку)
— Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения? Найдите в тексте и зачитайте.
( 1) Беликов выступал на педсоветах:
«Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко». )
— Как к Беликову относятся коллеги? (Боятся, следовательно, подчиняются и терпят.
«Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!»)
— Так кто же виноват в том, что Беликов терроризирует весь город ? (Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.)
— Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих? (Беликов едва не женился.) – слайд 5.
-Какое участие приняли окружающие в этом событии? ( Все стали уверять его, что он должен жениться)
— На ваш взгляд, подходили ли друг другу Варенька и Беликов? (Нет, они были полностью противоположными)
— Почему же жители городка так хотели поженить героев? (Ради развлечения; может быть, Беликов женится и не будет терроризировать город морализаторством)
— Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко? (Возненавидел.
«Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.
— Какой прием использует Чехов при создании образов Беликова, Вареньки и Михаила Саввича? ( прием контраста, сопоставления)
— По какой причине первого мая Беликов вышел из дома «зелёный, мрачнее тучи?» (Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.)
— Перескажите разговор Беликова с Коваленко. ( Беликов : «Я должен доложить…»)
— Как называет Михаил Саввич Беликова? (Фискал.)
— Какое значение этого слова? (Должность, утвержденная Петром І – тайный надсмотрщик над всеми делами и доносчик)
«- Доложить? Ступай, докладывай!
Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?»
Здесь «спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.)
«И этим раскатистым, заливчатым «ха-ха-ха» завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал».
VI Обобщение изученного материала
— Почему Беликов умер? (От страха жизни, которая грубо разорвала замкнутое пространство, в котором он благополучно пребывал)
— В чем парадокс смерти Беликова? (Человек, державший в страхе весь город, сам умер от страха)
— Как понять фразу: «Хоронить таких людей: большое удовольствие»? (Кощунство).
-Что изменилось в жизни города? (Ничего. Таких людей много.)
— Зачитайте, что говорит Иван Иваныч в конце рассказа, когда уходит Мавра.
— Как реагирует Буркин? («- Это из другой оперы. Спать пора.»)
V ІІ Подведение итогов урока.
— Так почему же жизнь в городе после смерти Беликова не изменилась, не стала свободнее? (Потому что таких людей, как Беликов, много. Этот страх перед начальством, потерять хотя и скромное, но стабильное жалование невозможно изжить. Это боязнь чего-то нового, боязнь стать свободным – а то «как бы чего не вышло»)
Творчество А. П. Чехова пронизано идеей: человек должен быть свободен от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести людям добро и счастье, но при этом быть счастливым самому.
3.Создание «футляра для лишних качеств»
Учитель. Сейчас мы с вами создадим свой футляр, в который поместим наши «лишние» качества, чтобы быть свободными, искренними и справедливыми, чтобы не оказаться «в футляре» и быть счастливыми людьми. (Учащиеся пишут на листочках свои «лишние» качества и кладут в «футляр»)
4. Оценивание учащихся.
Написать мини-сочинение на тему «Встречали ли вы «футлярных» людей?»
Подготовить сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.