чем различаются потребности человека и животных базовые потребности каких животных наиболее близки к
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 56 Особенности высшей нервной деятельности человека Речь и сознание Познавательные процессы
Стр. 348. Вопросы в начале параграфа
№ 1. В чём сходство и различие потребностей человека и животных?
Сходство потребностей человека и животных в питании, в воде, в комфорте окружающей среды, в продолжении рода и безопасности. Все эти потребности закреплены генетически и обеспечивают физическое существование.
Отличие состоит в том, что человек имеет еще и духовные потребности, а именно самореализация, творчество, искусство, а также наличие предметов, которые созданы цивилизацией.
№ 2. Какие функции выполняет внешняя и внутренняя речь?
Благодаря внешней речи можно воспроизводить звуки, доносить свои мысли окружающим людям. Внутренняя речь нужна для реализации мысленного процесса, организации выбора верных решений.
№ 3. Что относится к познавательным процессам?
Познавательные процессы объединяют в себе восприятие, память, мышление, воображение, ощущения и представления о чем-то или о ком-то.
№ 4. Как можно улучшить наблюдательность, память и воображение?
Чтобы улучшить наблюдательность, нужно больше внимания уделять каким-то деталям, запоминать объекты, предметы и даты. Для тренировки памяти подойдет чтение, заучивание слов, стихотворений и целых отрывков из произведений. Воображение хорошо развивает фантазирование, представление продолжений фильмов, сказок и т.д.
Стр. 356. Вопросы
№ 1. Чем различаются потребности человека и животных? Базовые потребности каких животных наиболее близки к базовым потребностям человека? Приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения.
Отличие потребностей человека от потребностей животных в том, что человек нуждается и в духовной самореализации, в достижении каких-то целей, творчестве, работе и т.д.
Базовые потребности домашних животных более схожи с базовыми потребностями человека. Они так же нуждаются в еде, воде, регулярном движении, комфортных условиях проживания и использовании благ цивилизации (уход, корма).
№ 2. Приведите примеры базовых и вторичных потребностей человека.
Базовыми потребностями человека являются потребности в еде, воде, сохранении тепла, размножении, безопасности, свободе и комфорте передвижения. Вторичными являются потребности в работе, обучении, творчестве, искусстве.
№ 3. Какие факторы влияют на формирование потребностей? Подумайте и обсудите в классе, могут ли некие внешние факторы повлиять на формирование базовых потребностей.
Я думаю, что на формирование базовых потребностей человека могут влиять такие факторы, как мода, современные тенденции, погодные условия, материальный достаток и обеспеченность, уровень развития, окружающее его общество.
№ 4. Какова роль речи в организации трудовой деятельности?
Речь позволяет человеку сознательно управлять своим поведением, обмениваться мыслями с другими людьми, делиться опытом и знаниями, а также получать новые умения. Это не просто набор слов, это возможность общения друг с другом, что позволяет передать какую-то информацию по учебе или работе, наладить процесс сосуществования в обществе.
№ 5. Объясните, как происходит формирование внутренней речи. Какую функцию она выполняет?
Формирование внутренней речи происходит подсознательно и базируется на основании контролируемых нейрофизиологических процессов в мозге. Человек сознательно мыслит, думает, перебирает подходящие варианты решения той или иной ситуации, а озвучивает только то, что считает нужным. Внутренняя речь нужна не только как средство общения, но и как способ организации своего собственного поведения в обществе.
№ 6. Какие психические процессы относят к познавательным?
Познавательными процессами являются: память, восприятие, ощущение, мышление, воображение, представления воображения и памяти.
№ 7. Что мы относим к объекту восприятия, а что — к фону?
Объектом восприятия являются предметы и явления, которые находятся в центре внимания человека. Все остальное относится к фону.
№ 8. Какие трудности бывают при воспроизведении информационного материала?
Трудности могут возникать при субъективном восприятии информации, которую человек пытается воспроизвести в дальнейшем. При таком восприятии запоминаются и передаются только личные впечатления и переживания по поводу события или ситуации, а не важные и значимые факты. Понять что-то конкретное из такой передачи бывает очень сложно.
№ 9. Каково значение речи при запоминании и воспроизведении?
С помощью речи запоминание и воспроизведение информационных данных усиливается, на это затрачивается меньше времени и сил.
№ 10. Чем краткосрочная память отличается от долговременной?
Краткосрочная память основана на непрерывном образовании циркулирующих потоков нервных импульсов в системе цепей нейронов. Она охватывает события, которые совершены небольшое количество времени назад (от нескольких секунд до пары минут) и больше не повторялись. При переключении внимания на другой объект, информация, которая уже содержится в краткосрочной памяти, может быть сразу же уничтожена.
Долговременная память обеспечивается за счет выработки химических веществ, которые посылают сигналы в виде возбуждения по нужным каналам связи. Такая память может хранить огромный объем информации в течение всей жизни человека и включает события, которые вызывают сильные отрицательные и положительные эмоции.
№ 11. Что такое воображение?
Воображение – это психический процесс, благодаря которому человек способен спонтанно создать или преднамеренно построить представление о событии, придумать образы объектов, сгенерировать идеи на основании пережитых ранее ситуаций.
№ 12. Сравните активное и пассивное воображение. В чём разница между ними?
Активным является воображение, при котором человек может еще до начала работы над каким-то предметом или ситуацией представить конечный результат своих действий. Пассивное воображение является заменой активного воображения, то есть, мечтаниями, подпитанными порывом чувств и фантазий.
№ 13. Как мышление связано с речью? Приведите примеры.
Речь является продолжением мышлений и позволяет выразить их для восприятия окружающими. Например, группе людей предстоит решить сложную задачу. Каждый человек думает, размышляет над ней. И только у одного возникает верная мысль, которую он тут же старается озвучить с помощью речи.
№ 14. Каковы качества ума?
Основными качествами ума являются: самокритичность, творческая инициатива, самостоятельность, избирательность и находчивость.
Стр. 356. Задания
№ 1. Придумайте и нарисуйте рекламу некоего магазина или организации. Обменяйтесь с соседом по парте созданными рекламными листками. Определите, рекламу какой организации создал ваш одноклассник. Объясните, почему вы сделали такой вывод.
Можно нарисовать рекламу магазина сладостей. В центре изобразить корзину с конфетами и пряниками. Для рисунка выбрать яркие и насыщенные краски и оттенки. В качестве лозунга придумать завлекающую фразу, например, «С нами Ваша жизнь всегда будет сладкой!».
№ 2. По описанию свидетеля определите тип его восприятия: «Дорожное происшествие произошло в 18 ч 30 мин. Рейсовый автобус выезжал из переулка, когда чёрная «Волга» не смогла справиться с управлением и ударила автобус в левое крыло».
Восприятие свидетеля объективное, так как он запомнил все детали события: время, цвет автомобиля и его марку, направление следования автобуса, место удара.
№ 3. Объясните разницу в понятиях «представление памяти» и «представление воображения».
Понятие «представление памяти» подразумевает под собой все то, что остается в памяти в виде фрагментов и отрывков от прошлых ощущений или восприятий.
Понятие «представление воображения» объединяет все фантазии и мечты, которые придумываются человеком и желанны для воплощения их в реальности.
№ 4. Проанализируйте текст параграфа. Выпишите из него примеры обобщенных и конкретных понятий. Обменяйтесь полученными результатами с одноклассниками, оцените правильность выполненной работы и обоснуйте свои замечания.
Мышление, как и воображение, является обобщенным познанием действительности. Отдельно различают активное и пассивное воображение. Активное воображение дает возможность человеку еще до начала работы представить себе ее результат. Пассивное воображение является заменой активных действий, то есть, мечтаниями.
Познавательные процессы – это обобщенное понятие. Оно объединяет в себе несколько конкретных – восприятие и ощущение. Восприятие – это отражение предмета в целом, а ощущение – это отражение отельных свойств какого-то предмета. Наблюдение, как отдельный вид познавательного процесса, является целенаправленным восприятием, где строго определено, что нужно постараться увидеть и в каком порядке, какие нужно произвести измерения и в какое точно время.