через какое время дают инвалидность после инсульта пенсионеру
Новые правила присвоения инвалидности: зачем инвалидам теперь могут звонить из ПФР
Каким бы тяжелым ни было состояние здоровья человека, льготы получить не удастся, пока не будет официального решения об установлении инвалидности.
Добиться этого решения и так непросто (те, кто сталкивались с оформлением, знают), а в нынешних условиях все усложнилось вдвойне.
Предлагаю разобрать ряд важных вопросов: как в текущей ситуации, когда учреждения медико-социальной экспертизы не ведут личный прием граждан, не остаться без пенсии и льгот, связанных с инвалидностью.
1. Если инвалидность ранее была установлена, а срок очередного переосвидетельствования уже на исходе
Постановлением от 9 апреля 2020 г. № 467 Правительство РФ утвердило «Временный порядок признания инвалидом», который действует в период с марта и до 1 октября текущего года.
Если в этот период у гражданина истекает срок, на который ему была установлена инвалидность, то ему не нужно получать направление на очередное переосвидетельствование. Статус «инвалида» ему продляется автоматически еще на 6 месяцев.
Например: инвалидность 3-й группы присвоена 10 апреля 2019 года сроком на 1 год, до 1 мая 2020 года. На основании Временного порядка, без переосвидетельствования человеку продляется 3-я группа до 1 ноября соответственно.
Если ничего не изменится, то пройти переосвидетельствование ему нужно будет в октябре.
В течение 6-месячного срока за гражданином сохраняется та же группа инвалидности, причина ее наступления, а также перечень рекомендованных мероприятий по реабилитации и абилитации.
Очевидно, что для тех, кто претендует на более высокую группу, такое продление несет явный минус, т. к. повышения пенсии вместе с группой придется ждать еще полгода.
2. Если ребенку-инвалиду исполняется 18 лет
По достижении совершеннолетия ребенку должны присвоить группу инвалидности. Если 18 лет исполняется в период с 1 марта до 1 октября, группу присвоят без очного освидетельствования — на основании данных последнего осмотра, которые имеются в распоряжении бюро медико-социальной экспертизы.
Но такая группа также присваивается временно, сроком до 6-ти месяцев. После чего нужно будет пройти освидетельствование.
3. Если инвалидности нет, но дали направление на освидетельствование
До 1 октября освидетельствование на инвалидность будут проводить в заочном порядке — на основе документов, поступивших из медицинского учреждения, где гражданин проходил лечение или реабилитацию.
Справку о подтверждении инвалидности вместе с программой реабилитации и абилитации бюро медико-социальной экспертизы будут направлять почтой.
Если в регионе закрыты почтовые отделения, гражданину сообщат о принятом решении по телефону или по электронной почте. Получить справку можно будет по окончании ограничительных мероприятий.
Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования узнают о продлении группы инвалидности непосредственно от бюро медико-социальной экспертизы. Так что самому гражданину специально обращаться туда не нужно.
4. Что будет с пенсией?
По мере получения данных от медико-социальной экспертизы ПФР будет продлять выплату пенсии по инвалидности на новый срок.
Что касается тех, кому впервые присвоят группу, то Минтруд поручил Пенсионному фонду РФ созваниваться с такими гражданами и объяснять им порядок получения пенсии без личного обращения.
А чтобы учреждения МСЭ имели право передать в ПФР контактные данные таких граждан, им предписано по телефону составлять акт — о том, что инвалид дает согласие на передачу его номера телефона Пенсионному фонду (Письмо Минтруда от 09.04.2020 № 13-4/10/П-3170).
Поэтому не стоит удивляться, если сотрудник учреждения медико-социальной экспертизы в ближайшее время позвонит и спросит, согласны ли вы получать звонки от Пенсионного фонда РФ.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только до завтра можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Алгоритм оформления инвалидности
Временный порядок признания человека инвалидом, утвержденный в период пандемии коронавируса, действует до 1 октября 2021 г.
Условия признания человека инвалидом
Для признания гражданина инвалидом должны наличествовать одновременно три условия:
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Порядок установления инвалидности
Установлено, что медико-социальная экспертиза (МСЭ) проводится заочно в целях предотвращения распространения коронавируса. В случае обжалования гражданином результатов МСЭ в городе или районе МСЭ может проводиться в главном бюро медико-социальной экспертизы или Федеральном бюро медико-социальной экспертизы в очном порядке.
Медицинская организация в направлении на МСЭ, выданном гражданину впервые, указывает результаты обследований, отражающих состояние здоровья гражданина, степень нарушения функций организма, состояние компенсаторных возможностей, сведения о проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятиях.
Медицинская организация может сформировать направление на МСЭ без проведения дополнительных обследований: для граждан, имеющих заболевания и нарушения функций организма, предусмотренные приложением к Правилам признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95), и для граждан, направляемых на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, если ранее в течение года до дня формирования направления были проведены обследования, подтверждающие такие заболевания или нарушения функций организма.
Решения об установлении инвалидности впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида принимаются федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении на МСЭ.
Рекомендуемый алгоритм оформления инвалидности
1. Обратитесь в медицинскую организацию, ПФР или орган соцзащиты населения для направления вас на МСЭ.
2. Подготовьте необходимые для проведения МСЭ документы.
Список документов определен п. 24 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95; далее – Правила № 95); п. 3, 28, 31, 34, 37, 90 Административного регламента (утв. Приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н); п. 3 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789):
3. Пройдите МСЭ и получите решение.
МСЭ может проводиться (п. 23 Правил № 95; п. 90 Административного регламента):
Гражданам при наличии установленных законодательством заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании (п. 23 Правил № 95). Кроме того, МСЭ может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий.
При принятии решения о проведении заочного освидетельствования бюро МСЭ учитывает следующие условия (п. 23 Правил № 95):
Если человек находится в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечностей и нуждается в первичном протезировании, на МСЭ дается 3 рабочих дня с момента поступления в бюро направления на МСЭ (п. 23 Правил № 95).
МСЭ проводится бесплатно (п. 45 Административного регламента).
Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, и объявляется после МСЭ в их присутствии. При необходимости они дают разъяснения по содержанию решения (п. 28 Правил № 95; п. 105, 107 Административного регламента).
Решение и разъяснения по нему направляются вам (п. 108–110 Административного регламента):
При проведении МСЭ ведется протокол и составляется акт. Акт, протокол и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) формируются в ваше личное дело МСЭ. Заверенные копии акта и протокола можно получить на бумажном носителе или в электронном виде через Портал госуслуг. Для этого необходимо подать в бюро МСЭ заявление. Его можно направить в том числе в электронной форме (п. 29, 29 (1) Правил № 95; п. 113 Административного регламента).
4. Получите справку об инвалидности и ИПРА.
Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, может быть выдана на руки или направлена заказным почтовым отправлением. ИПРА с 1 января 2021 г. формируется в форме электронного документа. При подаче заявления о проведении МСЭ через Портал госуслуг ИПРА направляется в личный кабинет на портале. По вашему желанию ИПРА может быть предоставлена на бумажном носителе или направлена заказным почтовым отправлением. В случае направления справки или ИПРА по почте должны быть соблюдены требования законодательства о персональных данных (абз. 4, 5, 7 п. 10 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н; п. 119, 122 Административного регламента).
(Читайте также дискуссию «Права инвалидов», в которой адвокаты комментируют законодательные инициативы и судебную практику по делам о защите прав людей с инвалидностью (все материалы по теме доступны на странице дискуссии в колонке справа)).
1 Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом». Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2021 г. № 92 «О внесении изменения во Временный порядок признания лица инвалидом».
Могут ли отобрать I группу инвалидности?
Могут ли отобрать I (бессрочную) группу инвалидности, если инвалид отказался от лечения, которое возможно улучшило бы его здоровье?
В силу п. 39 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного или уполномоченного представителя), либо по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении контроля за решениями, принятыми бюро медико-социальной экспертизы.
На основании ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий (в том числе медицинских), а также от реализации программы в целом.
Каких-либо негативных последствий для инвалида при отказе от исполнения индивидуальной программы реабилитации законодательством не предусмотрено.
Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации и приведенных выше норм права, можно сделать вывод, что изменение ранее установленной группы инвалидности может быть произведено лишь при изменении состояния здоровья лица и не может зависеть от полноты выполнения инвалидом индивидуальной программы реабилитации.
Инвалидность после инсульта
Инсульт – опасное заболевание c острым нарушением кровообращения в головном мозге, которое развивается в результате закупорки сосудов или их повреждения. Чаще всего ему подвержены люди старшего возраста.
Если случился инсульт, необходима экстренная медицинская помощь, которая должна быть оказана в течение первых 3-8 часов. Даже если помощь была своевременной и пациент остался жив, последствия могут быть тяжелыми. Не исключена частичная или полная потеря двигательной функции, приводящая к нетрудоспособности. По статистике, около 80% больных получают инвалидность после инсульта, и четвертой части из них требуется постоянных уход в течение всей жизни. Лишь пятая часть всех перенесших инсульт может вернуться к относительно нормальной трудовой деятельности после реабилитационных мероприятий. В зависимости от тяжести состояния пациенту может быть назначена 1, 2 или 3 группа инвалидности.
Виды инсульта
Он бывает двух типов: геморрагический инсульт и ишемический.
Ишемический
Этот вид заболевания наиболее распространен – около 80% всех случаев. Чаще всего случается у людей пожилого возраста. Его еще называют инфарктом мозга. Ишемический инсульт возникает из-за нарушения кровообращения в головном мозге по причине сужения просвета сосудов или закупорки тромбами. В результате часть мозга перестает снабжаться кровью и происходит отмирание тканей (некроз) этой области.
Геморрагический
Возникает от разрыва сосуда мозга. Существует две разновидности геморрагического инсульта: кровоизлияние в мозг и кровоизлияние субарахноидальное.
Первый наиболее распространен и обычно развивается у людей возраста около 50 лет. Основная причина – гипертоническая болезнь, реже – атеросклероз.
Второй тип представляет собой кровоизлияние в пространство между оболочками спинного и головного мозга, в котором находится ликвор (спинномозговая жидкость). Такой инсульт может случиться и в возрасте 30 лет. Основные его причины – артериальная гипертензия, курение, алкоголизм, прием большой дозы спиртного за один раз.
Кому дают инвалидность
Не все перенесшие инсульт могут оформить инвалидность. Группу можно получить строго по медицинским показаниям. Ее назначают согласно Федеральному закону и его изменений на основании результатов всех необходимых обследований. Обычно ее дают тем больным, у которых часть мозга полностью не восстановилась, нарушены движения, речь, другие функции.
Как получить
Право на получение инвалидности есть у каждого пациента, перенесшего инсульт и имеющего для этого медицинские показания. Занимается присвоением группы медицинская экспертная комиссия. Во время специальной экспертизы оценивается состояние больного, его трудоспособность и назначаются ограничения по физнагрузке.
Оформление займет достаточно много времени. В первую очередь пациенту нужно получить у лечащего врача направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ), затем сдать анализы и пройти все необходимые обследования.
Таким образом, нужно подготовить следующие документы:
Все обследования можно пройти в стационаре или в поликлинике (если человек ходячий). Направление на экспертизу дают в поликлинике после того, как будет рассмотрена история болезни и результаты анализов.
После подачи заявления пациенту будет назначена дата прохождения комиссии, в состав которой обычно входит три специалиста. На основании всех предоставленных документов и будет вынесено решение о присвоении инвалидности или отказе. Во время экспертизы анализируют все условия, в которых находится больной: трудовые, бытовые, социальные.
Группу определяют по следующим категориям:
Во время экспертизы обязательно ведется протокол. И случае присвоения инвалидности, и в случае отказа оформляется акт, который является официальным документом.
После получения группы человеку нужно обратиться в пенсионный фонд, для того чтобы ему назначили пенсию, и в социальный фонд для получения льгот.
Если пациенту отказали и он не согласен с решением комиссии, у него есть право в течение трех суток подать письменное заявление в бюро МСЭ, где он прошел освидетельствование, для проведения повторной экспертизы. Если ответ его снова не устроил, можно обжаловать его на другом уровне – в Федеральном бюро МСЭ.
Если инвалидность не пожизненная, то необходимо проходить ежегодное освидетельствование при 2 и 3 группах и один раз в два года при 1 группе. Оно назначается для отслеживания положительной динамики и возможного пересмотра группы. Ежегодное освидетельствование может быть отменено по достижении женщиной 50-летнего возраста и мужчиной 60-летнего.
Если инвалидность назначена пожизненно, но человек не согласен с группой, он может подать заявление на переосвидетельствование.
С большей долей вероятности получат группу инвалидности пациенты из следующих категорий:
Виды труда, запрещенные после инсульта
В случае сохранения трудоспособности, например, при инвалидности 3 группы, все равно остаются виды деятельности, которые запрещены:
Заключение
Каждый случай инсульта требует индивидуального рассмотрения. Невозможно заранее сказать, положена человеку группа инвалидности или нет. Для этого необходимо пройти МСЭК, после чего и будет вынесено решение.
Через какое время дают инвалидность после инсульта пенсионеру
Первый этап – получение Направления на МСЭ (форма № 88/у-06)
Для получения Направления на МСЭ вам необходимо обратиться к лечащему врачу поликлиники по месту жительства.
Лечащий врач представит вас на профильную врачебную комиссию, которая примет решение о показаниях к направлению на МСЭ и оформлению документов
ВАЖНО ЗНАТЬ!
В поликлинике по месту жительства вам выдадут Направление только после того, как врачи удостоверятся в том, что все лечебные мероприятия прошли без нужного для восстановления здоровья результата.
То есть вас должны наблюдать некоторое время в ходе заболевания и травмы, проявления врожденного дефекта, назначать разные способы лечения.
При стойком нарушении состояния организма выдаётся Направление на МСЭ (форма № 88/у).
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Есть еще одна организация, в которой можно получить направление на МСЭ – отделение пенсионного фонда (ПФР) по месту жительства.
В ПФР нужно обратиться с пакетом медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение здоровья.
Что делать, если вам отказали в выдаче направления на МСЭ?
Вы можете обратиться в бюро и без Направления.
Получите официальный мотивированный отказ в поликлинике или ПФР.
Медицинская организация выдаст Справку врачебной комиссии об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
Предоставьте свой пакет медицинских документов, подтверждающих наличие стойких нарушений здоровья в местное отделение МСЭ. Сделать это можно лично или по почте.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Правила медицинского страхования запрещают выдавать пациентам на руки медицинские карты, в регистратуре поликлиники вам скорее всего откажут.
В этом случае вам нужно обратиться с официальным письменным заявлением на имя главного врача медицинской организации с просьбой выдать вам дубликат карты для прохождения МСЭ.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Дальше вам выдадут направление на прохождение медкомиссии. Вам потребуется пройти обследования, осмотр у определенного количества врачей и сдать нужные анализы. Весь этот список назначает лечащий врач. Все результаты вписываются в амбулаторную карту пациента. Направление дается по месту прикрепления человека к поликлинике, поэтому проходить всех врачей надо в ней же. Обследование производится бесплатно при наличии полиса ОМС.
Второй этап – формирование пакета документов
Нужно предоставить в бюро МСЭ следующий пакет:
· личное заявление на прохождение МСЭ с указанием способа, которым вы хотите получить приглашение на участие в ней (телефон, электронная почта, смс сообщение, на бумажном носителе);
· заявление на обработку персональных данных;
· СНИЛС, страховой полис ОМС и их копии (заверенные председателем ВК и печатью ВК);
· для работающих: сведения о характере и условиях трудовой деятельности (заполняется ОК), должностная инструкция (копия, заверяется ОК);
· заключение ВК о профессиональной пригодности, направляемого на МСЭ (при первичном освидетельствовании лиц трудоспособного возраста);
· справка с места учебы с указанием даты начала и окончания учебной деятельности (для студентов);
· заключение ПМПК (психо-медико-педагогической комиссии – детям при ограниченной способности к обучению);
· заключение Медико-технической комиссии (при показаниях для протезирования);
· Направления на МСЭ (форма № 088/у-06) из медицинской организации с круглой печатью медицинской организации и 3 подписями врачей (лечащего, заведующего и председателя ВК);
· больничный лист в период временной нетрудоспособности с отметкой о направлении на МСЭ;
· медицинские документы, подтверждающие стойкие нарушения функций организма: выписки из больниц, заверенные печатями, амбулаторная карта, талоны вызовов скорой помощи, рентгеновские снимки с описанием, заключения узких специалистов;
· для лиц, пострадавших на производстве, потребуются бумаги, подтверждающие факт несчастного случая на производстве или наличия профзаболевания;
· если человек не может явиться лично на комиссию, нужно предоставить справку от врачебной комиссии о состоянии здоровья и освидетельствования на дому;
· план лечебно-восстановительных мероприятий заваренный круглой печатью медицинской организации и подписью членов врачебной комиссии и председателя ВК.
При повторном освидетельствовании (переосвидетельствовании) на МСЭ
Нужно дополнительно предоставить в бюро МСЭ следующие документы:
· справка МСЭ оригинал и копию (заверенную председателем ВК и печатью ВК);
· Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА).
Третий этап – обращение в МСЭ
Пакет документов в бюро МСЭ передается медицинской организацией по защищенным каналам электронной почты или нарочным, о чем вас информируют по телефону или письмом. Бюро рассмотрит ваши документы и направит приглашение с указанием даты и места проведения комиссии. В течение нескольких дней вам будет назначена дата проведения медкомиссии.
Прохождение комиссии МСЭ
Есть четыре варианта прохождения освидетельствования: в бюро МСЭ с вашим личным участием, на дому, в больнице, если вы в ней лежите или заочно.
Заочно комиссия может проводиться в случае, если состояние здоровья обратившегося не позволяет его транспортировать или инвалид проживает в труднодоступной местности, куда комиссия не может выехать.
В назначенное время надо прийти на медкомиссию. Она будет состоять из нескольких врачей экспертов, каждый из которых имеет определенное направление. Все они будут изучать медицинскую карту, иные документы, а также общаться с самим человеком. И на основании совокупного анализа всех критериев каждый из экспертов сделает свое заключение. Общее решение принимается на основании абсолютного большинства решений.
Но если комиссия затруднится дать однозначный ответ и возникнут большие сомнения, они могут потребовать проведение дополнительных обследований (оформляется программа дополнительного обследования – ПДО). Только после получения результатов ПДО будет назначена повторная экспертиза и принято решение.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Освидетельствование комиссией бюро МСЭ – абсолютно бесплатная процедура!
Советы по поведению на комиссии в бюро МСЭ
Результатом прохождения комиссии МСЭ является справка об инвалидности и разработанная специалистами программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА). Для получения этих документов вас пригласят на МСЭ или вышлют их почтой по вашей просьбе.
Что делать если вы остаетесь не удовлетворены решением МСЭ?
Причины могут быть разные: вас не устраивает группа инвалидности или степень ограничения к труду, перечень рекомендуемых реабилитационных мероприятий или вам и вовсе отказали в установлении инвалидности.
Досудебный порядок обжалования решения бюро МСЭ
Полученное заключение комиссии можно оспорить, если вы с ним не согласны. Для этого надо обратиться в вышестоящее Бюро с заявлением о проведении повторной комиссии. Для ее прохождения потребуется снова сдать большинство анализов.
В досудебном порядке можно обжаловать решения любого МСЭ, кроме федерального. Чтобы сделать это, нужно составить соответствующее заявление в вышестоящую организацию. Если вам отказали в городском бюро, пишите в окружное, в региональном – обращайтесь в федеральное.
Что должно быть указано в заявлении:
Если ваше обращение будет передавать представитель – потребуется доверенность на совершение подобных действий. Передать заявление можно по почте, лично или через портал госуслуг.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Обжаловать не устроившее вас решение можно в течение календарного месяца, не пропустите этот срок!
В течение месяца со дня поступления вашего обращения вышестоящая организация обязана назначить повторную комиссию.
Как обжаловать решение бюро МСЭ через суд
Если после обращения в региональные и федеральные инстанции вы так и не получили нужного результата, вы можете обратиться в суд.
Для этого нужно грамотно составить исковой документ. Лучше, если с этим вам поможет опытный юрист.
Что обязательно должно быть в таком заявлении:
К иску в суд нужно приложить письменный отказ МСЭ и все имеющиеся у вас документы по прохождению комиссии, заключения специалистов, документы, подтверждавшие моральный и материальный вред, нанесенный вам незаконным решением.
ВАЖНО ЗНАТЬ!
За обращение в суд с вас возьмут госпошлину.
Приложите квитанцию о ее уплате.
Следует обращаться в суд, который территориально находится в места расположения вашего бюро МСЭ. Судья в течение пяти дней примет решение о дальнейшей судьбе иска и назначит дату проведения заседания, но не позже двух месяцев с момента, когда вы обратились с заявлением.
Вы можете принять участие в заседании лично или направить своего представителя со соответствующей доверенностью. Если вы правы и закон на вашей стороне – решение суда вступит в силу не позднее, чем через месяц после заседания.
Будем рады если предложенный алгоритм действий для оформления на МСЭ помог вам.