через моря какого океана проходит северный морской путь

Северный морской путь

Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта в 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.

через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком; исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация России в Арктике.

История освоения Северного морского пути началась с первых плаваний поморов в XI—XIII вв., но идеи его практического использования были высказаны впервые в первой половине XVI в. Освоение морского побережья и арктическое мореплавание велись также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах — кочах.

В 1648 г. плавание якутского казака Семена Дежнева из устья Колымы к реке Анадырь доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внес ученый Михаил Ломоносов, который выдвинул идею о необходимости комплексного изучения полярных морей и стран для развития торгового мореплавания и обеспечения безопасности русских владений на Дальнем Востоке. Видное место в изучении пути заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Беринга и последующие исследования, которые решили вопрос о возможности судоходства по Северному морскому пути.

В 1877 г. начались Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. В 1875 г. по части Северного морского пути состоялось плавание китобойной шхуны «Превен» под руководством шведа Адольфа Норденшельда — судно прошло от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива. В 1878—1879 гг. экспедиция Норденшельда совершила первое сквозное плавание по Северному морскому пути с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад с зимовкой у полуострова Таймыр совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 гг. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.

Открытие регулярного сквозного сообщения по Северному морскому пути ознаменовала экспедиция Отто Шмидта 1932 г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков», когда маршрут Северного морского пути был пройден за одну навигацию.

В гг. обустройство Северного морского пути среди прочих причин обусловило активное освоение северных территорий Красноярского края. Одним из основных портов Северного морского пути стал порт Дудинки, остающийся таковым по сей день. В годы Великой Отечественной войны через порт Дудинки и других городов советской Арктики флот снабжался каменным углем, а военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Так, в августе 1942 г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнев» и береговая артиллерия порта Диксон, который в системе Северного морского пути занимал чрезвычайно выгодное географическое и стратегическое положение, дали героический отпор тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер».

Источник

Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте

Здравствуйте, друзья, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня в своей статье я предлагаю обсудить Северный Морской Путь — перспективную транспортную артерию, как для России, так и для мировых морских перевозок. СМП способен полностью изменить морские и прочие логистические цепочки уже в ближайшие пару десятилетий, и придать значительный импульс развитию северных регионов России. О том, что такое Северный Морской Путь, как этот путь проходит на карте, и какие его ключевые порты, — я расскажу в сегодняшней статье. Кроме этого, Вы узнаете в чем основное значение и выгоды СМП для России и для других стран мира, а также почему его часто называют Морским Шелковым Путем.

через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

Содержание статьи:

Что такое Северный Морской Путь

Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.

Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.

Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами

через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).

На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:

Значение СМП для России и других стран мира

Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:

Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.

История освоения Северного Морского Пути

Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.

После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.

Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.

Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».

С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.

Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути

через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.

Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.

Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП

Уже в 2020 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.

через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.

А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.

Источник

Северный морской путь. Трассы Северного морского пути

Географическое положение

Такое название получила судоходная северная магистраль, которая пролегает по морям Северного Ледовитого и Тихого (частично) океанов. Это Карское, Восточно-Сибирское, Баренцево, Берингово и Чукотское моря, море Лаптевых. Северный морской путь проходит вдоль побережья Сибири. Трассы соединяют российские и дальневосточные порты, устья сибирских судоходных рек в одну транспортную систему.

Порты

Основные порты Северного морского пути:

В последние годы порты Северного морского пути активно реконструируются и модернизируются. Это позволяет увеличить их возможности по приему крупных международных судов.

Дудинка

Северные моря

Особенности Северного пути

История Северного морского пути: первопроходцы

Как утверждают историки, к Студеному морю новгородские люди пришли еще в XI веке. В 1032 году двинский посадник Улеб освоил первый Северный морской путь до Карских (Железных) ворот Новой Земли. Ему не удалось войти в Карское море, так как его судно было не способно передвигаться во льдах.

В поисках новых товаров для рынков Новгорода отважные поморы-мореплаватели дальше продвигались на север. Примерно в этот промежуток времени был открыт морской путь на Грумант, а также на острова Вайгач, Новую Землю и Колгуев. Поморы на своих кочах первыми открыли большинство арктических земель, поэтому можно с уверенностью заявить, что именно они начали освоение Северного морского пути.

Экспедиции иностранных мореходов

В самом конце того же века осуществлением этой идеи заинтересовались голландцы. Им удалось дойти до Ямала в 1594 году. Экспедиция состояла из четырех судов. Еще через год (1595 г.) уже семь голландских кораблей вышли в Карское море, но им вновь пришлось повернуть обратно. Только третьей экспедиции (1596 г.) довелось открыть берег Шпицбергена и остров Медвежий, а затем обогнуть с севера Новую Землю и войти в Карское море.

К сожалению, суда этих мореплавателей были раздавлены льдами, а они вынуждены были зимовать на широте 76 градусов с. ш. Летом они на лодках пошли в южном направлении, где их подобрали русские мореходы, доставившие путешественников в город Колу. Интересно, что в отчетах голландцев и англичан упоминается, что Карское и другие моря из акватории Ледовитого океана уже были к тому времени известны русским путешественникам.

Исследования

Впервые предположение о возможности использования (практического) Северо-Восточного прохода (вплоть до начала XX века он именовался так) было озвучено в 1525 году русским дипломатом и политическим деятелем Дмитрием Герасимовым. Теоретически обосновывал целесообразность освоения этой транспортной магистрали М. В. Ломоносов. Над этой темой много работал Д. И. Менделеев, который посвятил освоению Крайнего Севера более тридцати работ. Он тесно сотрудничал с легендарным адмиралом С. О. Макаровым.через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

Тем не менее промысловые ресурсы в Баренцевом море постепенно истощались, что заставило мореходов и промышленников все чаще выходить в Карское море. Эпизодические экспедиции для вывоза сибирской древесины, пушнины, золота и самоцветов в Центральную часть России и за рубеж стали проводиться с 1877 года. Русские купцы начали вкладывать немалые средства в налаживание судоходства и изучение северных морей.через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

В результате уже к первой половине 90-х годов XIX столетия был опровергнут бытующий в те времена миф о невозможности судоходства в Карском море. С 1911 года ежегодно совершались рейсы из Владивостока на Колыму одного парохода. Правда, развития эти походы не получали, что объяснялось необустроенностью трассы. Полностью маршрут Северного пути прошла с одной зимовкой шведская экспедиция знаменитого исследователя Норденшельда на барке «Вега» в 1879 году.

Промышленные изыскания

Появление парового флота, изобретение радио и постройка ледоколов стали важными вехами, благодаря которым северная магистраль получила дальнейшее развитие. Северный морской путь вновь привлек внимание ученых и исследователей. С 1921 года Карские экспедиции были возобновлены, а с 1923 года стали осуществляться рейсы из Владивостока на Колыму.

В 1923 году начала работу первая полярная станция (пролив Маточкин Шар) в Советском Союзе. В 1924 года стала регулярно проводиться разведка и обзор льдов с воздуха. В 1932 году состоялась легендарная экспедиция О. Ю. Шмидта. За одну навигацию впервые удалось преодолеть весь Северный морской путь России.

СНК Советского Союза 17 декабря 1932 года опубликовал Постановление об учреждении Главсевморпути. С того времени этот день является датой официального открытия этой магистрали. Исследования Крайнего Севера стали регулярными и более целенаправленными. Первая крупная транспортная операция состоялась в 1935 году. Она была осуществлена лесовозами «Искра», «Ванцетти» из Ленинграда во Владивосток.через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

В 1936 году эсминцы «Войков» и «Сталин» прошли из Кронштадта во Владивосток. Проход занял одну навигацию. Это стало важным историческим событием. Оно позволило усилить Тихоокеанский и Северный флоты. Появилась возможность быстро перебрасывать суда с флота на флот.

Война

Международное судоходство

Первые иностранные суда освоили трассы Северного морского пути только в 1991 году. Правда, в то время это не стало стартом к его широкому использованию. Причина заключалась в том, что прибрежный маршрут из-за большого количества узких проливов и мелководья был недоступен для крупнотоннажных судов, а плавание по транзитным маршрутам во многом зависит от состояния ледовой обстановки.

Тем не менее, несмотря на определенные сложности, популярность этого пути растет постоянно. К примеру, в 2009 году по нему прошли всего два судна (коммерческих), к 2011 году их уже насчитывалось более тридцати. По долгосрочным прогнозам, грузоперевозки к 2020 году достигнут 35 миллионов тонн в год.через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

Увеличение транспортных потоков по СМП потребует дальнейших усилий не только в области науки, но и в сфере расширения военно-морского присутствия России в этом регионе.

Северный путь в наши дни

Нельзя не отметить, что в начале XXI века Северный путь стал очень привлекательным для многих компаний, которые перевозят морские грузы. Раньше основной транспортной артерией, по которой доставлялись грузы из европейских регионов на Дальний Восток, являлся маршрут через Суэцкий канал. За год через него проходило около восемнадцати тысяч судов. В то же время количество судов, следовавших арктическим путем, исчислялось лишь десятками.

Но в последнее время ситуация вокруг Северного пути стремительно начала меняться. Положительным фактором, привлекающим внимание к СМП, является глобальное потепление. За последние три с половиной десятка лет площадь льдов в Арктике сократилась почти вдвое. Вследствие этого существенно увеличился срок навигации в северных морях. Если раньше навигация продолжалась с июля по сентябрь, то сегодня — с июня по ноябрь.через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

Кроме того, следует учитывать еще несколько факторов, которые способны в ближайшие годы привлечь к этой магистрали внимание иностранных компаний:

Планы по развитию Северного пути

Российское правительство приняло комплексный проект Северного морского пути (развитие на ближайшие годы). Он был подписан премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Утверждая его, глава правительства подчеркнул, что СМП, который является кратчайшим маршрутом, соединяющим Дальний Восток с Европой, включая весь Азиатско-Тихоокеанский регион, западную часть Северной Америки, используется в настоящее время не в полном объеме.

В докладе отмечен и раздел проекта, который предусматривает интересы Министерства обороны. Он обеспечивает безопасность страны и СМП. Этот маршрут дает российским судам свободный доступ в Ледовитый и Атлантический океаны.

Сегодня продолжительность навигации по этому маршруту составляет 4 месяца. По нему перевозится добываемый на севере лес, газ и нефть, 90 % никеля и более 65 % меди. Так что никаких вопросов о целесообразности развития этого морского пути не возникает.

Значение Северного пути

Сегодня становится очевидным, насколько важна эта морская магистраль для нашей страны. Его значение как уникальной транспортной артерии определяется потребностями функционирования хозяйственных комплексов, промышленного освоения районов побережья Арктики. Это важнейший фактор стабилизации и обеспечения национальной геополитики и экономической безопасности страны.

Источник

Северный морской путь: история освоения, где начало, через какие порты проходит

Огромные размеры нашей страны заставляют постоянно искать возможности для максимально дешёвой и быстрой доставки грузов между европейскими и дальневосточными портами. Наиболее перспективным для этого является Северный морской путь, который пролегает через моря Северного Ледовитого океана.

через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

В настоящее время его освоение является приоритетным направлением развития, что зафиксировано в российском законодательстве.

Что такое Северный морской путь?

Протяжённость Севморпути составляет примерно 5,6 тысяч километров, если измерять его только от Карских ворот до дальневосточной бухты Провидения. Длина полного маршрута, начинающегося в Санкт-Петербурге и завершающегося во Владивостоке, превышает 14 тысяч километров. Однако это вдвое меньше, чем традиционный путь, огибающий Евразию с юга и составляющий более 23 тысяч километров.

Севморпуть пролегает через Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Берингово моря. Этот маршрут включает около 70 крупных и небольших портов, расположенных на побережье арктических морей и в устьях крупных сибирских рек. Административно он делится на два сектора:

Эта структура сложилась в советский период освоения Арктики. Навигация по Севморпути начинается, в зависимости от ледовой обстановки, в конце мая или позже, заканчивается в ноябре-январе.

История освоения Севморпути

Первые попытки продвинуться в восточном направлении по северным морям предпринимали английские мореплаватели, начиная с XVI века. Однако они не увенчались успехом: деревянные парусные суда не смогли миновать Новую Землю. В XIX столетии интерес к Арктике возобновился: в 1893 году преодолеть весь Северный морской путь сумел знаменитый норвежский путешественник Ф. Нансен, а в 1901 году – русский мореплаватель Э. Толль.

К идее использовать Севморпуть для регулярной навигации Россия подошла только в 1933 году, когда была организована экспедиция на ледоколе «Челюскин». Однако судно было зажато дрейфующими льдами, и для спасения моряков пришлось принимать экстренные меры. Первый транспортный рейс состоялся в 1935 году: ледокол прошёл от Ленинграда до Владивостока за одну навигацию, доказав возможность использования арктического маршрута.

через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

В период Великой Отечественной войны по Северному морскому пути из Тихого океана в европейскую часть страны доставляли продукты, военное имущество, проводили боевые корабли Тихоокеанского флота. Объём перевезенных грузов превысил 4 млн тонн, арктические льды преодолели несколько сотен грузовых и военных судов.

В 1970-80-е годы эксплуатация Северного морского пути стала намного более активной, а проход судов – более безопасным. Это произошло благодаря вводу в эксплуатацию новых дизельных ледоколов «Арктика» и атомного ледокольного флота.

Распад СССР притормозил освоение Арктики, однако с 2006 года по Севморпути стали проходить не только российские, но и зарубежные грузовые суда. В течение последнего десятилетия грузооборот ежегодно возрастает, причём ежегодный рост составляет десятки процентов к объёмам предыдущего года. В 2019 году по Севморпути было проведено 510 судов, а объём перевезенных грузов превысил 30 миллионов тонн. В течение 2020 года, несмотря на кризис, количество перевезенных грузов достигло 33 миллионов тонн.

Крупнейшие порты Севморпути

Трасса Северного морского пути проходит через следующие порты, располагающиеся на побережье арктических морей.

через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть фото через моря какого океана проходит северный морской путь. Смотреть картинку через моря какого океана проходит северный морской путь. Картинка про через моря какого океана проходит северный морской путь. Фото через моря какого океана проходит северный морской путь

В настоящее время во многих северных портах России проходит реконструкция, увеличивается количество причалов, устанавливается новое оборудование. По расчётам, это позволит в 4-5 раз увеличить грузооборот по Северному морскому пути и даст мощный импульс развитию Крайнего Севера.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *