чипсет звукового адаптера какой лучше realtek
Подробности Realtek ALC1200
Realtek ALC1200 предлагает максимум десять каналов ЦАП, которые одновременно поддерживают 7.1-канальное воспроизведение, а также два независимых стереофонических выходных канала (многопоточная передача) через стереовыход на передней панели (HD-звук) с сигналом до 110 дБ. Два стерео АЦП также интегрированы и обеспечивают несколько аналоговых аудиовходов, включая линейный стерео вход с соотношением сигнал / шум 102 дБ и микрофонный вход, включая массивы микрофонов с программными функциями: подавление акустического эха (AEC), формирование луча (BF), шумоподавление (NS) и прием голоса в дальней зоне (FFP).
Все аналоговые входы и выходы могут входить и выходить, также могут обрабатываться DSP в соответствии с определениями пользователя. В аналоговые выходные разъемы встроены даже три усилителя для наушников (Port-D / Port-E / Port-F). Эти драйверы наушников с высокой выходной мощностью выдают до 30 мВт при нагрузке 32 Ом, что делает внешний усилитель для наушников ненужным с точки зрения Realtek. Поддержка 16 / 20 / 24-битного выхода SPDIF с частотой дискретизации до 192 кГц позволяет легко подключать HDMI-совместимые устройства или различную бытовую электронику, такую как цифровые декодеры и приемники.
Realtek ALC1200 поддерживает хост-звук от наборов микросхем Intel и AMD, а также от любого другого HDA-совместимого аудио контроллера, который соответствует спецификации HDA 1.0a. Программные утилиты, такие как многополосные эквалайзеры, независимые программные эквалайзеры, динамические компрессоры и расширители, а также дополнительные функции стороннего программного обеспечения, такие как Nahimic 3D, Dolby PCEE, SRS TruSurround HD, SRS Premium Sound, Fortemedia SAM, Creative Host Audio, Synopsys Sonic Focus, DTS Surround Sensation, UltraPC и DTS Connect поддерживаются при наличии лицензии.
Отличия Realtek ALC1220-VB
Realtek ALC1220-VB также является SoC и высококачественным многоканальным аудио кодеком с двуязычным интерфейсом, поддерживающим High Definition Audio 1.0a и отраслевые стандарты I2S и I2C. ALC1220-VB также предлагает DRM, 10 каналов DAC и два канала для множественной потоковой передачи. Однако отношение сигнал / шум (SNR) на передней панели теперь доходит до 120 дБ, то есть на 10 дБ больше. Также имеется три встроенных стерео АЦП вместо двух, а линейный вход предлагает SNR до 110 дБ вместо 102 дБ у младшего ALC 1200.
DRM тоже не является проблемой, ALC1220-VB имеет декодер и кодировщик Direct-Stream Digital (DSD), чтобы наслаждаться контентом потока DSD и создавать свои собственные потоки DSD с минимальной потерей качества из-за преобразователей DA и AD. Усилитель наушников в Port-D (передняя панель) представляет собой так называемый без конденсаторный разъем, который устраняет необходимость во внешнем конденсаторе связи и обеспечивает меньшее искажение и меньшее количество хлопковых эффектов. Этот усилитель для наушников на порте D имеет высокое выходное напряжение до 2,1 В среднеквадратического значения и может работать с наушниками высокого сопротивления (до 600 Ом), что невозможно с аудио кодеком ALC1200.
Сравнительная таблица аудио кодеков
Аудио кодек (или проще говоря аудио чип) — это маленький чип размером 7 мм2 (0,25 кв. дюйма), расположенный на материнской плате и отвечающий за функции аналогового аудио.
Зная спецификацию кодека (чипа) Вы можете сравнить качество звучания различных материнских плат, что позволит вам выбрать правильную плату под ваши потребности.
Мы будем указывать отдельные аудио чипы в соответствии с производителем.
Analog Devices (ADI / SoundMax)
Analog Devices, также известные как ADI или SoundMax. Их кодеки используют имена, начинающиеся с «AD». На рисунке 1 пример такого аналогового кодека.
Рисунок 1: Кодек Analog Devices AD1988B
Модель | Каналы | Вход | Выход | Макс. частота дискр. на входе | Макс. частота дискр. на выходе | SNR на входе | SNR на выходе |
AD1819B | 2 | 16-бит | 16-бит | 48 кГц | 48 кГц | 87 дБ | 90 дБ |
AD1881A | 2 | 16-бит | 16-бит | 48 кГц | 48 кГц | 87 дБ | 90 дБ |
AD1882 | 5.1 | 24-бит | 24-бит | 96 кГц | 96 кГц | 90 дБ | 95 дБ |
AD1884 | 4 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц | 85 дБ | 90 дБ |
AD1885 | 2 | 16-бит | 16-бит | 48 кГц | 48 кГц | 87 дБ | 90 дБ |
AD1886A | 2 | 16-бит | 16-бит | 48 кГц | 48 кГц | 87 дБ | 90 дБ |
AD1887 | 2 | 16-бит | 16-бит | 48 кГц | 48 кГц | 87 дБ | 90 дБ |
AD1888 | 5.1 | 16-бит | 20-бит | 96 кГц | 96 кГц | 80 дБ | 90 дБ |
AD1980 | 5.1 | 16-бит | 20-бит | 96 кГц | 96 кГц | 82 дБ | 90 дБ |
AD1981A | 2 | 16-бит | 20-бит | 48 кГц | 48 кГц | 85 дБ | 90 дБ |
AD1981B | 2 | 16-бит | 20-бит | 48 кГц | 48 кГц | 85 дБ | 90 дБ |
AD1981BL | 2 | 16-бит | 20-бит | 48 кГц | 48 кГц | 83 дБ | 90 дБ |
AD1981BW | 2 | 16-бит | 20-бит | 48 кГц | 48 кГц | 85 дБ | 90 дБ |
AD1981HD | 2 | 20-бит | 24-бит | 48 кГц | 48 кГц | 85 дБ | 80 до 85 дБ |
AD1983 | 2 | 20-бит | 24-бит | 48 кГц | 48 кГц | 85 дБ | 80 до 85 дБ |
AD1984 | 4 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц | 90 дБ | 96 дБ |
AD1985 | 5.1 | 20-бит | 20-бит | 96 кГц | 96 кГц | 85 дБ | 80 до 90 дБ |
AD1986 | 5.1 | 20-бит | 20-бит | 96 кГц | 96 кГц | 85 дБ | 80 до 90 дБ |
AD1986A | 5.1 | 20-бит | 20-бит | 96 кГц | 96 кГц | 85 дБ | 80 до 90 дБ |
AD1987 | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 96 кГц | 192 кГц | 90 дБ | 95 дБ |
AD1988A | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц | 90 дБ | 95 дБ |
AD1988B | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц | 92 дБ | 101 дБ |
SNR (Signal до Noise Ratio) — соотношение сигнала к шуму
Realtek (RTC, Avance Logic)
Realtek, вероятно, наиболее популярный производитель аудио кодеков. Старые кодеки от Realtek, можно найти с пометкой «Avance Logic«, и в старых и в новых кодеках имена моделей начинаются с «ALC». На рисунке 2 можно увидеть пример Realtek кодека.
Рисунок 2: кодек Realtek ALC888S
Модель | Каналы | Вход | Выход | Макс. частота дискр. на входе | Макс. частота дискр. на выходе | SNR на входе | SNR на выходе |
ALC101 | 2 | 16-бит | 16-бит | 48 кГц | 48 кГц | 70 дБ | 75 дБ |
ALC202 | 2 | 18-бит | 20-бит | 48 кГц | 96 кГц | 85 дБ | 90 дБ |
ALC203 | 2 | 18-бит | 20-бит | 48 кГц | 96 кГц | 90 дБ | 100 дБ |
ALC250 | 2 | 18-бит | 20-бит | 48 кГц | 96 кГц | 92 дБ | 100 дБ |
ALC260 | 2 | 20-бит | 24-бит | 96 кГц | 192 кГц | 90 дБ | 95 дБ |
ALC262 | 4 | 20-бит | 24-бит | 96 кГц | 192 кГц | 90 дБ | 100 дБ |
ALC268 | 4 | 20-бит | 24-бит | 96 кГц | 192 кГц | 90 дБ | 95 дБ |
ALC269 | 4 | NA | NA | 96 кГц | 192 кГц | NA | 95 дБ |
ALC650 | 5.1 | 18-бит | 20-бит | 48 кГц | 96 кГц | 85 дБ | 90 дБ |
ALC655 | 5.1 | 16-бит | 16-бит | 48 кГц | 48 кГц | 86 дБ | 86 дБ |
ALC658 | 5.1 | 18-бит | 20-бит | 48 кГц | 96 кГц | 92 дБ | 96 дБ |
ALC662 | 5.1 | 20-бит | 24-бит | 96 кГц | 96 кГц | 90 дБ | 98 дБ |
ALC850 | 7.1 | 16-бит | 16-бит | 48 кГц | 48 кГц | 86 дБ | 92 дБ |
ALC861 | 7.1 | 16-бит | 24-бит | 96 кГц | 96 кГц | 82 дБ | 90 дБ |
ALC861-VD-GR | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 96 кГц | 96 кГц | 85 дБ | 95 дБ |
ALC880 | 7.1 | 20-бит | 24-бит | 96 кГц | 192 кГц | 85 дБ | 100 дБ |
ALC880D | 7.1 | 20-бит | 24-бит | 96 КГц | 192 КГц | 85 дБ | 100 дБ |
ALC882 | 7.1+2 | 20-бит | 24-бит | 96 кГц | 192 кГц | 90 дБ | 101 дБ |
ALC883 | 7.1+2 | 24-бит | 24-бит | 96 кГц | 192 кГц | 85 дБ | 95 дБ |
ALC885 | 7.1+2 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц | 101 дБ | 106 дБ |
ALC887 | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 90 дБ | 97 дБ |
ALC888S | 7.1+2 | 20-бит | 24-бит | 96 кГц | 192 кГц | 90 дБ | 97 дБ |
ALC888DD | 7.1+2 | NA | NA | NA | NA | NA | NA |
ALC888S-VC | 7.1+2 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 90 дБ | 97 дБ |
ALC888-VC2-GR | 7.1+2 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 90 дБ | 97 дБ |
ALC888S-VD | 7.1+2 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 90 дБ | 97 дБ |
ALC889 | 7.1+2 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц | 104 дБ | 108 дБ |
ALC892 | 7.1+2 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 90 дБ | 97 дБ |
SNR (Signal до Noise Ratio) — соотношение сигнала к шуму
C-Media (CMI)
C-Media были очень популярны, особенно на слабых материнских платах, и они производятся не только аудио кодеки, но и звуковые карты. Аудио контроллерам обычно требуется внешний кодек, чтобы сделать аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразования, но у low-end аудио контроллеров C-Media, кодеки встроены в чип, поэтому они добавлены в таблицу ниже. Из-за этого, была добавлена колонка под названием «Тип», в которой указано, является ли чип просто кодеком требующий внешний контроллер (например, подключенный к чипу южного моста), или это отдельный контроллер со встроенным кодеком (как правило, подключенный к шине PCI). Чипы от C-Media используют имена, начинающиеся с букв «ММК», один из таких чипов показан на рисунке 3.
Рисунок 3: Кодек C-Media CMI9739A
Модель | Тип | Каналы | Вход | Выход | Макс. частота дискр. на входе | Макс. частота дискр. на выходе | SNR на входе | SNR на выходе |
CMI8738/PCI-6CH | Контроллер | 5.1 | 16-бит | 16-бит | 48 кГц | 48 кГц | 80 дБ | 80 дБ |
CMI8738/PCI-SX | Контроллер | 4 | 16-бит | 16-бит | 48 кГц | 48 кГц | 80 дБ | 80 дБ |
CMI8768 | Контроллер | 7.1 | 16-бит | 24-бит | 48 кГц | 96 кГц | 86 дБ | 101 дБ |
CMI9738 | Кодек | 4 | 20-бит | 20-бит | 48 кГц | 48 кГц | 72 дБ | 82 дБ |
CMI9739 | Кодек | 5.1 | 20-бит | 20-бит | 48 кГц | 48 кГц | NA | NA |
CMI9761 | Кодек | 5.1 | 20-бит | 24-бит | 48 кГц | 96 кГц | 90 дБ | 92 дБ |
SNR (Signal до Noise Ratio) — соотношение сигнала к шуму
VIA производит как кодеки, так и звуковые карты. Их контроллеры (серии Envy24 и Tremor) требуют внешний кодек, и, как правило, производители материнских плат, которые используют внешний контроллер VIA, также берут VIA кодек. Для указанных выше контроллеров мы также привели основные характеристики в отдельной таблице.
Для своих кодеков VIA использует имена, начинающиеся с «ВТ».
Рисунок 4: Контроллер VIA Envy24PT (справа) с использованием кодека VIA VT1618 (слева)
Модель | Каналы | Вход | Выход | Макс. частота дискр. на входе | Макс. частота дискр. на выходе | SNR на входе | SNR на выходе |
VT1612A | 2 | 20-бит | 20-бит | 48 кГц | 48 кГц | 93 дБ | 88 дБ |
VT1613 | 2 | 18-бит | 18-бит | 48 кГц | 96 кГц | 85 дБ | 82 дБ |
VT1616 | 5.1 | 20-бит | 20-бит | 48 кГц | 48 кГц | 85 дБ | 85 дБ |
VT1617 | 5.1 | 20-бит | 20-бит | 48 кГц | 96 кГц | 85 дБ | 95 дБ |
VT1618 | 7.1 | 20-бит | 20-бит | 48 кГц | 96 кГц | 86 дБ | 83 дБ |
VT1702S | 4 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 98 дБ | 100 дБ |
VT1705 | 5.1 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 93 дБ | 100 дБ |
VT1705CE | 5.1 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 93 дБ | 100 дБ |
VT1708 | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц | 97 дБ | 93 дБ |
VT1708A | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц | 97 дБ | 93 дБ |
VT1708B | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц | 98 дБ | 95 дБ |
VT1708S | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 90 дБ | 100 дБ |
VT1818S | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 98 дБ | 100 дБ |
VT1819S | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 98 дБ | 100 дБ |
VT1828S | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 95 дБ | 100 дБ |
VT2020 | 7.1+2 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | NA | NA |
VT2021 | 7.1+2 | 24-бит | 24-бит | 192 КГц | 192 КГц | 100 дБ | 110 дБ |
Модель | Каналы | Вход | Выход | Макс. частота дискр. на входе | Макс. частота дискр. на выходе |
Envy24 | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 96 кГц | 96 кГц |
Envy24HT | 7.1 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц |
Envy24HT-S | 7.1 | 16-бит (AC97) 24-бит (I2S) | 16-бит (AC97) 24-бит (I2S) | 48 кГц (AC97) 192 кГц (I2S) | 48 кГц (AC97) 192 кГц (I2S) |
Envy24GT | 5.1 | 16-бит (AC97) 24-бит (I2S) | 16-бит (AC97) 24-бит (I2S) | 96 кГц | 96 кГц |
Envy24MT | 2 | 24-бит | 24-бит | 192 кГц | 192 кГц |
Envy24PT | 7.1 | 16-бит (AC97) 24-бит (I2S) | 16-бит (AC97) 24-бит (I2S) | 48 кГц (AC97) 192 кГц (I2S) | 48 кГц (AC97) 192 кГц (I2S) |
Tremor | 5.1 | 16-бит (AC97) 24-бит (I2S) | 16-бит (AC97) 24-бит (I2S) | 48 кГц (AC97) 192 кГц (I2S) | 48 кГц (AC97) 192 кГц (I2S) |
SNR (Signal до Noise Ratio) — соотношение сигнала к шуму
Другие производители
Рисунок 5: кодек Cirrus Logic CS4382 и контроллер Creative Labs на материнской плате MSI K9N Diamond Plus
Еще один популярный (в прошлом) производитель контроллеров и кодеков — ESS, чипы которых начинаются с букв «ES».
И последний бренд — IDT. Со списком их кодеков можно ознакомиться на официальном сайте производителя.
Всё о встроенном звуке. Современные звуковые кодеки: описание, тесты, особенности моделей различных производителей
Первые персональные компьютеры не имели звуковых возможностей. Да, у них были небольшие «пищалки», управляемые сигналами таймера, которые могли издавать звуковые сигналы заданной тональности. Они еще подходили для целей диагностики, но не более. А первые звуковые карты были достаточно дорогостоящими устройствами, не доступными рядовому пользователю ПК.
Росла вычислительная мощность процессоров, улучшались характеристики видеоподсистемы, росла емкость дисковой памяти. Звуковые возможности постепенно стали требоваться каждому персональному компьютеру — для игр, прослушивания музыки, звуковой поддержки интерфейса операционной системы. Возникла необходимость разработки максимально простой и недорогой звуковой подсистемы, которую можно было бы интегрировать в материнские платы.
Что такое AC’97
Большинство современных потребительских звуковых решений строится согласно стандарту AC’97, разработанному корпорацией Intel. Он предусматривает разделение звукового контроллера на две независимые части — цифровой контроллер (DC’97) и аналоговый кодек (AC’97), связанные между собой цифровым последовательным каналом AC-Link. Функции цифрового контроллера строго не регламентируются. Он может содержать универсальный или специализированный DSP-процессор для обработки звука, табличный волновой синтезатор, модуль поддержки DOS-звука, кодер и декодер Dolby и DTS и т.п. А может быть и простым хост-контроллером, отвечающим только за обмен данными между системной шиной и кодеком. Именно последний вариант хорошо подходит для интеграции, так как требует минимум аппаратных затрат.
Функциональная схема AC’97.
Кодек AC’97 — это небольшой чип (4х4 см, корпус TSOP, 48 выводов), который отвечает за преобразование звука в аналоговую форму при выводе и в цифровую — при вводе. Спецификация AC’97, последняя версия которой — 2.3, описывает электрические, механические, функциональные параметры кодека. Функциональная схема представлена на рисунке. Согласно ей, современный AC’97-кодек должен:
• содержать 16-разрядные ЦАП и АПЦ, аналоговый микшер;
• иметь до четырех линейных стерео входов и до двух моно входов;
• иметь один или два микрофонных входа с возможностью усиления (+20 дБ);
• иметь один линейный стерео выход;
• иметь дополнительные линейные выходы — для наушников, 4- и 6-канальной акустики;
• иметь расширенные возможности управления питанием.
Необязательные требования к кодекам включают:
• увеличение разрядности ЦАП и АЦП до 18 или 20 бит;
• аппаратное преобразование частоты дискретизации;
• управление громкостью (не уровнем) и тембром (отдельная настройка низких и высоких частот);
• расширение стереобазы (3D Enhancement);
• отдельный вход для записи голоса;
• наличие трасмиттера для цифрового интерфейса S/PDIF, поддержка независимого вывода S/PDIF (требование спецификации 2.2);
• определение типа подключенного к каждому входу или выходу устройства по его сопротивлению (требование спецификации 2.3).
Перечисленные необязательные требования могут быть реализованы программно, на уровне драйверов AC’97-звука. Так, кодеки, обрабатывающие данные только с фиксированной частотой дискретизации требуют, чтобы преобразования выполнялись на стороне хоста. То же самое касается эквалайзеров, разрядности данных (18- и 20-разрядный звук), расширения стереобазы.
Таким образом, от самого аудиокодека зависят такие параметры звука, как соотношение «сигнал/шум», уровень сигнала на выходе, нелинейные искажения, передача различных частот, поддержка нескольких аналоговых и цифровых входов и выходов. Различные звуковые эффекты (позиционирование, реверберация), поддержка нескольких потоков, соответствие требованиям различных API, работа с MIDI, общая устойчивость работы зависят от возможностей цифрового контроллера и его драйверов.
Особенности встроенного звука
Большинство интегрированных звуковых решений, встречающихся на современных материнских платах, состоят из встроенного в южный мост чипсета хост-контроллера и расположенного на плате аудиокодека. Размещение кодека или нескольких кодеков на специальной плате — райзере AMR (или более функциональных его разновидностях — CNR, ACR) тоже возможно, однако это решение не стало популярным, и потому слоты райзеров постепенно исчезают с материнских плат. Причина заключается в том, что встроенный звук имеется у каждой платы, а реализация с помощью райзера модема или сетевой карты получается не настолько дешевой, насколько малофункциональной и недостаточно качественной.
Хост-контроллер чипсета удовлетворяет спецификации AC’97 2.2 или 2.3, поддерживает двух- или многоканальные кодеки, а также независимую выдачу отдельного цифрового потока в формате PCM, AC-3, DTS и т.д. для интерфейса S/PDIF. Функции обработки звука зачастую целиком возлагаются на драйверы, которые пишут и разработчики чипсетов, и разработчики кодеков (у последних это получается лучше). Некоторые драйверы поддерживают и позиционируемый 3D-звук, и имитацию звуковой среды, и многополосный эквалайзер — мощности современных процессоров позволяют это. Иногда встроенный в чипсет контроллер аппаратно реализует поддержку DirectSound, табличного синтеза MIDI, а также позиционируемый звук, аппаратное кодирование звука в формат AC-3 (чипсеты NVIDIA).
Современные звуковые кодеки поддерживают практически все не только обязательные, но и опциональные требования. Нормой стало наличие трасмиттера S/PDIF для подключения цифровой акустики или других устройств с цифровым входом, встроенного усилителя, который активируется при подключении наушников. Есть кодеки с поддержкой многоканальной акустики, с 20-разрядными ЦАП и АЦП. Существенно улучшилось качество работы кодеков, производители плат научились грамотно проектировать обвязку, уменьшая тем самым наводки. Полностью аппаратные решения для шины PCI встречаются все реже и реже, так как они заметно дороже, а существенных преимуществ уже не имеют.
На сегодня встроенный звук уже практически избавился от таких типичных проблем, как повышенная шумность, искажения и наводки, низкий выходной уровень. Исчезли проблемы с поддержкой игр, недостаточной стабильностью, пропаданием звука при разгоне. Тем не менее, не все хорошо с воспроизведением низких и высоких частот, по-прежнему не всегда работает MIDI, часто отсутствуют какие-либо настройки, нет поддержки DOS (или она ограничена). У одних кодеков качество звучания и поддержка различных API лучше, у других — хуже, но производители материнских плат практически никогда не указывают, какие кодеки они используют. В этой статье можно рассказать об особенностях кодеков различных производителей, но привести перечень всех материнских плат с указанием, какой кодек установлен на каждой, невозможно по понятным причинам. Поэтому если вы планируете пользоваться встроенным звуком, обращайтесь к обзорам материнских плат.
Распространенные модели AC’97-кодеков
Год назад на материнских платах устанавливались в основном кодеки Analog Devices и SigmaTel. Они были реализованы лучше аналогов — имели более высокое качество звука, хорошие драйверы, часто использовались и для дорогостоящих звуковых карт. Более дешевые кодеки Avance Logic и Cirrus Logic/Crystal встречались реже, в основном на дешевых моделях материнских плат. Однако из-за того, что разработчики кодеков не заметили, как возросли требования к функциональности встроенного звука, и не успели подготовить новые модели, быстро приобрел популярность дешевый звуковой контроллер CMedia CMI8738.