что означает слово язычество каким богам поклонялись восточные славяне и адыги
Язычество и язычники
Что такое язычество? От чего нас предостерегает Церковь? Во что верили древние славяне и, какими были языческие боги? Мы расскажем вам о том, почему не стоит увлекаться верой в «магическую» силу церковных обрядов, всегда ли язычники верят в несколько богов и, что в Писании говорится про язычество.
Язычество: что это?
В современной теологии язычеством может называться любая религия, в которой исповедуется многобожие. Тем не менее, не все языческие верования политеистичны (то есть исповедуют поклонение многим богам). Языческие боги, как правильно, больше похожи на человека. Это связано с тем, что человек придумывал их, опираясь на собственные качества. Многие природные явления раньше объяснялись гневом или милосердием языческих богов. Язычество — самая древняя «религия», большинство людей разочаровались в верованиях своих предков, но язычники до сих пор существуют.
Язычники обожествляют «тварный» мир, то есть поклоняются тому, что создал Господь. Идолопоклонничество и воздаяние почестей камням, деревьям, воде, силам природы, огню и другим стихиям относятся к язычеству.
Языческие религии
Религиозные представления древних египтян, греков, римлян, кельтов и других народов во многом похожи, так как с помощью божественного вмешательства люди пытались объяснить непонятные им явления природы или собственные чувства. Именно поэтому существовали боги гнева или боги любви. Люди приписывали человеческие качества сверхъестественным существам, чтобы объяснить природу сильных чувств, с которыми не могли справиться.
В современном понимании язычество это:
Язычество древних славян
Слово «язычество» происходит от слова «язык», которое раньше означало «народ». Язычество — это народные верования и может трактоваться как сборник древних мифов.
Боги славян — малосимпатичные и мстительные персонажи. Фрагменты индоевропейских религий объединились в поклонение по большей части злым славянским богам. Общие для всех славянских племен боги — Перун и Мать-Сыра земля. Перун — грозный громовержец, повелевающий стихией. Мать-Сыря земля, скорее, положительный образ кормилицы и защитницы людей.
У восточных и западных славян пантеоны богов были различными. Во многом это связано с особенностями погодных условий на территории и тем, что именно люди делали. Так Стрибог — бог ветра состоял в пантеоне князя Владимира. Там же была и Мокошь — покровительница ткачества. Существовал бог-кузнец Сварог.
Некоторые божества относились к календарным датам — Масленица, Купала считались скорее «народными любимцами» и были мифическими игровыми персонажами.
Западные славяне верили в Чернобога, который приносил неудачу и насылал напасти, в Святовита — бога войны и Живу — женское божество, охраняющее определенные территории.
Кроме этого существовало огромное количество духов, домовых, лесных обитателей и других мифических существ:
Многих из них мы знаем в качестве сказочных персонажей.
Неоязычество
После Крещения Руси многое изменилось. Язычество истреблялось князем Владимиром довольно жесткими методами. Тем не менее, появились и новые духовные практики, основанные на шаманизме, которые тоже относятся теологами к язычеству.
Многие неоязычники совершают опасные оккультные действия, часто агрессивно настроены к представителям монотеистических религий, осуждая князя Владимира за резкое насаждение христианства.
Несмотря на то, что язычники стремятся понять суть вещей и окружающих явление, они движутся неверной дорогой, обожествляя то, что создал Истинный Господь. О «языческом» обрядоверии в христианстве говорит Новый Завет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ).
Христиане могут молиться о том, чтобы язычники обрели веру в Господа. Увлечение магизмом, оккультизмом и другими языческими направлениями могут быть опасными для души, а иногда для жизни и здоровья человека.
Что такое язычество и почему один бог лучше
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современники то и дело апеллируют к свободе вероисповедания, хотя о конкретной религии зачастую почти ничего не знают.
Даже о той, которую исповедуют, и даже когда в публичной сфере пытаются говорить от ее лица, ведя активные дискуссии на важные для общества темы.
При этом одним из наиболее актуальных предостережений церкви остается язычество. Но в чем его суть, правда ли, что язычники поклоняются нескольким богам, и как проявляется многобожие в XXI веке?
Историческая подоплека язычества
В нашем случае единственное, что поможет раскрыть суть взаимоотношений между различными религиозными течениями, – это обращение к этимологии. Однако в первую очередь необходимо уделить внимание трем историческим трактовкам термина «язычество»:
Примечательно, что понятие язычества изначально зародилось именно в рамках христианской культуры, из-за чего споры вокруг верной трактовки по сей день разгораются вновь и вновь. Впрочем, концепция обрядоверия заслуживает отдельного рассмотрения.
Наблюдать подобное явление можно исключительно внутри превалирующей религии – например, когда прихожане забывают об основах веры и наделяют особой мистической значимостью сами ритуалы.
Здесь прослеживается четкая аналогия с карго-культом, члены которого выстраивали импровизированные взлетно-посадочные полосы и сооружали из соломы самолеты в надежде на получение «подарков с небес».
Точно таким же образом некоторые «верующие» фактически игнорируют фундаментальность принципов христианского вероучения и догм, касающихся соблюдения постов и чистоты помыслов.
Такие люди старательно раскрашивают яйца к Пасхе и щедро расставляют свечки, втайне рассчитывая на помощь высших сил в исполнении своих материальных чаяний.
Язычество – что это…
Согласно пояснительной статье в Википедии, слово «язычество» появилось в результате адаптационной переработки оригинальных библейских текстов.
Язычество — принятый в христианском богословии и в исторической литературе термин, обозначающий традиционные и нехристианские религии.
По сути, это слияние двух еврейских терминов – «гой» и «нохри». Значимыми для русского языка оказались две трактовки:
Что касается армянских адаптаций Библии, то в них закрепился более древний термин, перенятый из древнегреческого «հетанос» (или «этнос»).
На эту версию опирался и Макс Фасмер, один из авторитетнейших этимологов времен СССР, который считал славянский вариант более правильным, поскольку оба понятия трактуются как «народ, люди».
Тем не менее, речь шла о тех народах, которые прямо противопоставлялись традиционным христианским общинам, из-за чего впоследствии термин и обрел негативную коннотацию.
Параллельно существует набор понятий, производных от латинского «paganismus», что указывает на совокупность людей из сельских районов и отдаленных от полисов округов. Поскольку христианство набирало силу в основном в городах и крупных поселениях, традиционные политеистические верования начали называть деревенскими.
Именно благодаря этому впоследствии русский язык обзавелся эвфемизмом «поганый» в значении «языческий», которым затем стали применять ко всему грязному, нечистому, невежественному.
Поэтому на Руси долгое время считалось, что язычник – это «невежественный нехристь» с нечистыми помыслами, который отрицает единого бога, а значит, живет неправедно, поскольку находится за пределами «правильной» религии.
Чтобы избавиться от столь малоприятного исторического шлейфа, современные язычники использовали старые и адаптировали новые слова для обозначения своего религиозного верования:
Важно знать! Несмотря на расхожий стереотип, что язычество – это по сути многобожие, далеко не все языческие течения политеистичны. У язычников боги, как правило, слишком похожи на обычного человека, со всеми его достоинствами и характерными чертами.
И это понятно: человек придумывал себе «всемогущего господина», опираясь на свои собственные качества, включая эмоциональные. Этим фактором обусловлено и то, как язычники трактовали «хорошие» и «плохие» природные явления.
К примеру, если бушевала разрушительная стихия – значит, боги гневались, а если выдавался особенно богатый урожай – значит, боги проявляли милосердие и/или вознаграждали «своих чад» за усердие, преданность и т.п.
Язычество древних славян
Исторически точной информации о практиках древних славян до нашего времени дошло не слишком много. Ученые связывают это с отсутствием собственной письменности и многообразием бесчисленных ритуалов у каждого из племен.
Тем не менее специалистам удалось выделить несколько общепринятых концепций, характерных для славянского язычества. Например:
На Руси язычники веками обожествляли все живое и поклонялись «тварному» миру, потому что его создал Бог. Ну а язычники из числа идолопоклонников воздают почести всему «неживому», стихиям и силам природы: они поклоняются деревьям, земле, воде, камням, огню и т.д.
Боги славянских язычников – как правило, мстительные, злопамятные и в целом практически не «всемилостивые». Это был целый пантеон малосимпатичных божеств, включавший в себя такие образы, как:
Кроме того, в этом пантеоне с «большими» богами прекрасно уживалось невероятное количество «дополнительных» персонажей в виде мифических и сказочных существ типа шкодливых домовых, злобных демонов, бестелесных духов, безобразных лесных и водяных обитателей.
Отголоски прежних религий сохранились в некоторых православных традициях, которые стали результатом смешения христианства с местными верованиями этнического толка.
Масленица с соломенным чучелом, черные коты и плевки через плечо, равно как и прочие народные суеверия и приметы, – все это не более чем сохранившаяся в народной памяти вера предков.
Язычество в современных трендах
Если последователи некоторых видов язычества (к примеру, шаманизм) наследуют свои практики напрямую, то многие из верований были возрождены или придуманы заново. Обратимся к такому религиозно-культурному феномену, как неоязычество, вступившее в новый виток развития чуть более полувека назад.
Примером социокультурной трансформации может служить родноверие, преследующее цели возрождения славянских обрядов дохристианских времен. В то же время викка, базирующаяся на поклонении природе, стала попыткой адаптировать древнюю религию друидского колдовства под реалии современности.
Впрочем, сегодня каждый без труда найдет культ, наиболее подходящий его убеждениям. Несмотря на жесткую критику со стороны традиционных монотеистических религий, никто не отбирает у человека права свободно верить.
Вместо заключения
Тем не менее, нам с вами стоило бы быть предельно осторожными: пока одни языческие и неоязыческие верования стремятся к гармонии души и мира, иные вырождаются в тоталитарные секты, стараясь выманить последние деньги у простодушных адептов.
Будьте рациональными, и никакой самопровозглашенный духовный лидер не сможет превратить ваше стремление к самосовершенствованию в обычный финансовый крах!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
. «Бог», — есть слово, через которое всё начало быть и оно живо в каждом во всех и вся, и все соображения о Нём. есть свет человеков и тьма, что равны в творении Его и каждый управляет Им на сколько осознаёт и верит Ему в себе.
ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН
ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН
ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНИХ СЛАВЯН — политеистические верования и обряды, бытовавшие у славян до принятия монотеистической религии — христианства.
Термин «язычество» появился в древнерусском языке уже после принятия христианства для обозначения всех дохристианских и нехристианских культов и использовался православными проповедниками. Другими словами, термин «язычество» является условным и обозначает не какие-либо конкретные верования, а любую традиционную народную религию. В современной научной литературе чаще используется термин «политеизм» (от греч. polys — многочисленный; и theos — бог; т.е. многобожие, вера во многих богов).
В славянском язычестве отражался и выражался весь жизненный путь крестьянина-общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьбы, похороны и т.д. Языческие божества напрямую связаны с природными объектами, которые находились в сфере жизненной и производительной деятельности славян — землей, лесом, водой, небом, солнцем, животными, растениями, камнями и т.д. Объектом поклонения становились производящие силы природы, все то, что непосредственно влияет на урожай — дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д. Главным объектом ноклонения у славян была земля. Земля в славянском язычестве — это производящая сила природы («кормилица») и родоначальница, мать всего живого («мать сыра земля»).
Поскольку славянские племена жили на огромной территории от Днепра до Дуная, от Балтийского до Черного морей, у них были разные боги.
Прибалтийские славяне, жившие в древности на территории Северной Германии, считали главным богом Свентовита. Свентовит — это «бог богов», исполнявший функции и главного бога, и бога войны. Главный храм Свентовита находился в г. Аркона на о-ве Рюген-Руйен. Посреди города располагалась открытая площадь, на которой возвышался деревянный храм, окруженный двойной оградой. Наружные степы храма украшали барельефы в виде фигур различных богов. Внутри храма помещался большой, выше человеческого роста идол — идол бога Свентовита, четыре головы Свентовита смотрели в разные стороны света.
Славяне, жившие на территории современной Польши, главным богом почитали Триглава. Недалеко от современного города Щецин, на главном из трех священных холмов, стоял его трехглавый идол. Глаза идола закрывались золотой повязкой. Символом Триглава был вороной конь.
Восточные славяне почитали Сварога — бога огня, отца солнца; Даждьбога — божество солнечного света, подателя благ, которого иногда называли сыном Сварога; Стрибога — предположительно, бога ветров; Мокошь — «мать урожая», богиню земли; Волоса (Велеса) — доброжелательного бога земли, скота и богатства. Почитался также Перун — бог грозы и грома, покровитель воинской дружины и князя. Символом Перуна был дуб. До сих пор археологи находят остатки огромных дубов, которым наши предки поклонялись как Перуну.
Упоминаемые в «Повести временных лет» Симаргл и Хорос (Хорс), видимо, являются иранскими божествами, занесенными на Русь хорезмийской гвардией, нанятой хазарами.
Византийский император Константин Багрянородный описал благодарственный молебен русов-язычников на днепровском острове Хортица: «Они достигают острова… и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай…«.
В 979-980 гг., еще до принятия христианства, по велению киевского князя Владимира Святославича шесть идолов различных языческих богов — Стрибога, Даждьбога, Мокоши, Симаргла, Хорса и Перуна — собрали в одном месте возле Киева, где устроили капище — священное место поклонения богам. Главным богом был объявлен Перун, идол которого установили в центре капища.
Фундамент языческого святилища в Киеве
Но не все киевляне приняли Перуна как главного бога. Многие продолжали поклоняться своим древним богам, например богу Велесу, или, как его еще называли, Волосу. Киевляне поставили идол Велеса-Волоса на Подоле.
Язычество оказало существенное влияние на формирование христианского культа и о6рядности. Промежуток между Рождеством и Крещением заняли дохристианские святки. Языческая масленица стала преддверием Великого (предпасхального) поста. В христианскую Пасху вплелись языческие поминальные обряды, а также древнеславянский культ хлеба, в праздник Троицы — культ березы и трав, а также другие элементы древнеславянского праздника семика. Праздник Преображения Господня совместился с праздником сбора плодов и получил название Яблочный Спас. Языческое влияние иногда прослеживается в орнаментах памятников древнерусского храмового строительства — солярные («солнечные») знаки, декоративная резьба и др.
Многие языческие божества «передали» свои функции христианским святым. Перун стал олицетворяться с Ильей-пророком и Георгием Победоносцем; культы Николы Мирликийского, архангела Михаила и святого Власия, особого покровителя скота, вобрали элементы поклонения Велесы; языческая Мокошь слилась с Параскевой Пятницей и Богородицей.
Языческие обряды и верования (гадания, празднества, погребальная обрядность) долгое время сохранялись в быту, причем как в гуще сельского и городского населения, так и в княжеско-боярской среде. Языческая архаика прослеживается в памятниках литературного и устного творчества, особенно в былинах, песнях и т.п.
На уровне бытовых суеверий язычество сохранялось постоянно, оставаясь средством мифологического освоения человеком природы.
Тайны мира и человека
Каким богам молились древние славяне?
Кому поклонялись славяне-язычники, каким богам поклонялись восточные славяне?
Когда возникает вопрос о том, кому поклонялись славяне-язычники, мы сразу думаем о чем-то божественном. Но не стоит забывать и о других невидимых существах и духах. Речь идет о домовых, леших, водяных, о душах предков и других. Сказать, что им славяне поклонялись, было бы не совсем правильно. Однако их тоже уважали, пытались как-то задобрить, особенно злых духов. Это делали для того, чтобы они не вредили и не пакостили. Что касается духов усопших, то для них проводили специальные дни. Накрывали на стол, вспоминали все хорошее об этих людях. Славяне считали, что души предков могут помочь человеку, но могут и навредить. Поэтому с ними нужно «состоять» в хороших отношениях.
Но, разумеется, что наиболее важным и масштабным в славянских верованиях было поклонение именно богам. Каким богам поклонялись древние славяне? Начнем с того, что богов у славян было очень и очень много. Вообще существовал целый божественный пантеон, со своей иерархией и «полномочиями». В нем были как мужские (по больше части), так и женские боги. Поэтому были там и жены, и мужья, и отцы, и дети, и братья. При желании можно составить подобие генеалогического древа славянских богов.
Каким же богам поклонялись восточные славяне? Конечно, невозможно перечислить их всех. Но вот основные и самые почитаемые из них:
В зависимости от того, каким богам поклонялись славяне, можно было сделать много умозаключений. Ведь у каждого из них была своя сфера жизни или природное явление, за которые они «отвечали». Например, если человек поклонялся Перуну, то он, наверняка, воин или дружинник. Женщины же чаще обращались за помощью или с благодарностью к богиням: Ладе, Макоши.
Почитание богов
Иногда можно услышать такую фразу, что славяне богам не поклонялись, а славили их. Наверное, это утверждение имеет право на жизнь. Ведь наши предки называли себя детьми богов. А как можно поклоняться родителям?
Боги в славянском язычестве, можно сказать, являлись неким олицетворением природы или благодетелей (если не рассматривать «отрицательных» божеств типа Чернобога). Следовательно, обращение к ним было обращением, просьбой или благодарностью к самой природе.
Для того, чтобы показать свое уважение к богам, славяне строили специальные храмы – капища и святилища. Причем они были отдельными для каждого божества, в соответствии с природным ландшафтом, географическими особенностями. Например, капища в честь бога Велеса всегда сооружали в низинах густого хвойного леса. Также нам доподлинно известен тот факт, что славяне приносили всевозможные жертвы, или требы. Так они пытались задобрить бога или отблагодарить его. В качестве жертв могли выступать съестные продукты, напитки, цветы, ценности и другие подарки. Это все зависело от того, какому боги они приносились и с какой целью. Некоторые ученые предполагают, что имели место быть и человеческие жертвы.
Кому поклонялись славяне-язычники, каким богам поклонялись восточные славяне?
Вернемся к языческим храмам. Обычно в центре их ставили деревянную статую бога, для которого собственно и построено капище. Эту статую называют кумиром, или идолом. Часто можно видеть и слышать понятие «идолопоклонство». Некоторые считают его синонимом язычества. Однако такое отождествление очень однобоко и не совсем корректно. Были у древних славян особые люди. их называли волхвами, или жрецами. Они были своеобразными проводниками между богами и людьми.
Еще одним элементом в почитании богов были праздники. Они отмечались в конкретные дни, широко и весело. Наиболее часто праздник был приурочен к какому-либо природному событию (дни солнцестояний и равноденствий) или к земледельческим работам (сбор или посадка урожая). Например, приход весны всегда был сопряжен с Масленицей. А олицетворением весеннего Солнца был бог Ярило. Именно он и становился покровителем праздника.
Также у каждого бога был свой символ, а у некоторых – даже своя руна – знак древнеславянской письменности(например, у Даждбога). Эти символы считались защитными, а также привлекающими достаток и удачу. Их носили в качестве оберегов, вышивали на одежде и полотенцах, вырезали на деревянных изделиях. Таким образом, славяне делали все, чтобы заручиться поддержкой своих богов, показать им свое глубокое уважение и почтение.
Что означает слово язычество каким богам поклонялись восточные славяне и адыги
Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды «родноверов», «славяно-ариев», «родичей» и других неозыческих течений. Между тем, ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве велся только в научных кругах.
Что такое язычество
WСлово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник».
От этого же греческого корня народ называется «этносом», и образовано название науки «этнографии» «изучающей материальную и духовную культуру народов».
При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать предствителей всех неаврамических религий.
То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на на то, что «язычеством» в широком смысле стали называть «многобожие» как таковое.
Трудности
Научных исследований по русскому язычеству вплоть до последней трети XX века было очень мало.
В 1902—1934 годах чешский филолог Любор Нидерле опубликовал свой знаменитый труд «Славянские древности». В 1914 году была издана книга историка-масона Евгения Аничкова «Язычество и древняя Русь». В начале XX века исследовал русское язычество и филолог финского происхождения Вильо Петрович Мансикка («Религия восточных славян»).
После Первой мировой интерес к славянскому язычеству спал и пробудился вновь уже во второй половине XX века.
Представления о русском язычестве до сих пор обрывочны. Что мы знаем о нем?
Русское язычество было политеистической религией. Это доказано. Верховным богом был Перун, что сразу ставит язычество славян в ряд религий с богом-громовержцем во главе пантеона (вспомните Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм).
Представление о главных языческих богах дает нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году.
В «Лаврентьевской летописи» читаем: «И нача княжити Володи мерь въ Киеве единъ • и постави кумиры на холму • вне двора тсремнаго. Перуна древяна • а главу его сребрену • а оцсъ златъ • и Хърса Дажьба • и Стриба • и Симаръгла • и Мокошь [и] ж ряху имь наричющея б[ог]ы. и жряху бесомь».
Идет прямое перечисление богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.
Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние.
Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».
Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал».
Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом, по мнению Аничкова было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.
Даждьбог
Споров относительно солярной природы Даждьбога не возникает. Его имя происходит от «даждъ» – дать, то есть дай-бог, дающий бог, буквально: дающий жизнь.
По древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог – синонимы. Солнцем называет Даждьбога в 1114 году Ипатьевская летопись: «Солнце же царь, сын Сварога, он же Даждьбог». В уже упомнятом «Слове о полку Игореве» русский народ назван Даждьбожьими внуками.
Стрибог
Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стрити» – уничтожать. Отсюда Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян – Позвизд.
Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.
Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Бориса Рыбакова, Симаргл на Руси в XII–XIII веках был заменен богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.
В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства.
Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.
В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».
В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.
Ученые Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».
К сожалению, с середины прошлого века повышенный интерес к теме славянского язычества стал порождать как малодоказуемые околонаучные исследования, так и откровенные подделки.
Самой известной мистификацией является так называемая «Велесова книга».
По воспоминаниям сына ученого, в своем последнем выступлении на бюро отделения академик Борис Рыбаков сказал: «Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга. И — Фоменко». И сел на своё место.
В подлинность «Велесовой книги» до сих пор верят очень много людей. Это не удивительно: по ней история русичей начинается с IX в. до н. э. от праотца Богумира. На Украине изучение «Велесовой книги» даже включено в школьную программу. Это, скажем мягко, поразительно, поскольку подлинность этого текста не признается академической общественностью даже больше, чем полностью.
По признанию серьезных ученых «Велесова книга» является мистификацией, созданной предположительно русским эмигрантем Юрием Миролюбовым, который в 1950 году в Сан-Франциско опубликовал её текст с так и не продемонстрированных им табличек.
Известный филолог Анатолий Алексеев выразил общую точку зрения науки, когда написал: «Вопрос о подлинности «Велесовой книги» решается просто и однозначно: это примитивная подделка. В защиту её подлинности нет ни одного аргумента, против её подлинности приведено множество аргументов.»
Хотя, конечно, приятно бы было иметь «славянские Веды», но только подлинные, а не написанные фальсификаторами.