что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА. Сухопутный, водный, и воздушный транспорты. Транспорт и окружающая среда

1. Сформировать представления о непроизводственной сфере, ее
структуре и географии.

2. Охарактеризовать по основным параметрам мировую транспортную
систему, ее проблемы и перспективы.

Оборудование: карта мира, атласы, презентация. Учебник.

Тип урока: комбинированный урок.

1. Транспорт- третья ведущая отрасль материального производства.

2. География различия в мировой транспортной системе: две группы
стран, регионы.

Сухопутный транспорт: три главных вида.

Водный транспорт: особая роль морского транспорта.

6. Транспорт и окружающая среда.

I I . Проверка ранее изученного материала.

Перечислите черты, присущие сельскому хозяйству развитых капи­талистических стран и стран развивающихся.

Начертите схему производственных связей животноводства и зем­леделия с промышленностью в развитых странах.

2. Устный опрос. Вопросы:

1) Перечислите особенности географии зерновых культур.

2) Назовите факторы, влияющие на развитие животноводства в развитых странах.

III . Актуализация опорных знаний

I V . Изучение нового материала.

На предыдущих уроках у учащихся формировались навыки работы с учебником. На данном уроке учащиеся самостоятельно и внимательно прочитывают тему «География транспорта мира» (10-12 мин), затем отвечают
на следующие в о п р о с ы : •

1) Объясните роль и значение транспорта в современной экономике как третьей ведущей отрасли производства.

А. Транспорт является основой ГРТ.

Б. Объем и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.

В. География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.

Г. Транспорт воздействует на размещение производительных сил, спо­собствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, рай­онов и стран.

Д. Без транспорта невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров, услуг, да и преодоление расстояния между людьми.

2) Какое воздействие оказала НТР на «разделение труда» между отдельными видами транспорта? Приведите примеры.

A. Увеличение пропускной способности транспортных путей.
Б. Появление новых транспортных средств.

B. Увеличение вместимости и скорости передвижения.

Г. Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7—10 раз.

На автомобильном транспорте повысился интерес к электромоби­лям, машинам с дизельными, газобаллонными и другими двигателями.

На водном транспорте стали эксплуатироваться суда-атомоходы, су­да на подводных крыльях, на воздушной подушке, специализированные суда для перевозки навалочно-насыпных грузов (балкеры), с горизонталь­ным способом погрузки и выгрузки (ролкеры), мехтеровозы, автомобиле-возы.

3) Назовите основные черты различия между транспортом экономически развитых и развивающихся стран?

Транспорт в экономически развитых странах:

Транспорт в развивающихся странах – отстающая отрасль экономики, характерны черты:

а) высокий технический уровень;

а) несформированность транспортных систем;

б) взаимодействие подотраслей;

в)обеспеченность транспортной сетью, ее густота (плотность), под­вижность населения самые высокие;

в)транспортная подвижность населения в несколько раз
ниже среднемировой;

г) на эти страны приходиться 75-80% общей длины мировой транспортной сети

г) для перемещения грузов еще широко используется гуже-
вой, вьючный транспорт, носильщики.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные сред­ства в совокупности образуют мировую транспортную систему.

4) По каким признакам группируются все виды транспорта?
Ответ: По значению; по уровню развития; по географическим сферам их применения.

В этом случае выделяют:

а) сухопутный (наземный);

в) воздушный транспорт.

5) Проанализируйте показатели перевозочной работы мирового транспорта, находящие отражение в его грузо- и пассажирообороте. Какие изменения в процентном отношении в структуре мирового грузо- и пасса-
жирооборота можно выделить из данных таблицы:

Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %

Ответ: А. Обращает на себя внимание то, что в мировом грузообо­роте внеконкурентное первое место занимает морской транспорт. Хотя он перевозит сравнительно небольшую часть всех грузов, дальность их транспортировки нередко достигает 8-10 тыс. км. Поэтому и грузооборот морского транспорта, измеряемый в тонно-километрах, достигает очень больших величин.

В. Доля же железнодорожного транспорта в общей длине мировой транспортной сети снижается.

♦ В США и большинстве стран Западной Европы длина железных до­рог уменьшилась ровно вдвое.

♦ В Китае, Канаде, Бразилии железнодорожная сеть продолжает расти. 6) Назовите «первую десятку» стран по длине железнодорожной сети и

пять стран, имеющих наименьшую длину дорог.

Десять стран, выделяющихся длиной железнодорожной сети

7) Назовите десять стран с высокой густотой железных дорог и десять стран с самой низкой. Сделайте вывод о различиях между странами в обеспеченности железными дорогами. (Работа с картой атласа, табли­цей.)

Ответ: Наибольшей плотностью дорог отличаются страны Западной Европы, где на 100 км 2 территории приходится более 10 км железнодо­рожного полотна. В России этот показатель гораздо меньше, чем в Запад­ной Европе и США (менее 1 км на 100 км 2 ). В 1980-х годах стоимость 1 км железнодорожного пути в восточных районах достигала 2 млн рублей. Теперь счет идет на, миллиарды. В развивающихся странах плотность же­лезнодорожной сети гораздо ниже.

Первые десять стран по густоте железнодорожных путей в середине 1990-х гг.

Густота ж/д сети, км на 1000 км 2

8) По каким показателям следует охарактеризовать современный уро­вень развития автомобильного транспорта?

а) длина автомобильных дорог;

б) размеры автомобильных парков;

в) насыщенность личными автомобилями из расчета на 1000 жителей.

• По общей протяженности автомобильных дорог первые пять мест занимают:

• Автомобильный парк мира в 1998 году приблизился к 700 млн ма-

Первые десять стран мира по размерам автомобильного парка в середине 1990-х гг.

Автопарк, млн машин

• Первое место в мире по насыщенности личными автомобилями из расчета на 1000 жителей занимают США (более 500).

9) В грузоперевозках каких стран и почему морской транспорт имеет первостепенное значение?

Первая десятка стран по тоннажу морского торгового флота

10) Что такое «бегство» флота под «дешевые» «подставные» флаги? Для каких стран это характерно?

Наличие большого флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Панамы и Либерии, объясняется тем, что на самом деле под флагами этих стран плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Велико­британии, Италии, Швеции. Такое «бегство» флота объясняется стремле­нием судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на нало­гах, на заработной плате моряков. Следовательно, фактически флот, плавающий под «удобными» «дешевыми», «подставными» флагами, при­надлежит не развивающимся, а развитым странам.

По рисункам 37, 38, 39, 40 и цветной карте в атласе изучите раз­мещение крупнейших портов и географию грузопотоков. Сравните раз­личные типы морских портов (см. с. 139 в учебнике). Какие грузы перево­зит морской транспорт? Чем это объяснить?

Назовите внутренние водные пути, имеющие международное зна­чение.

13) Назовите крупнейшие авиапорты мира

Вопрос: Какой вид транспорта сыграл, по-вашему, решающую роль в формировании мирового хозяйства? Объясните. Укажите правильный ответ (тест):

Уровень развития транспорта выше в той стране, которая:

А. Имеет более высокий показатель грузооборота.

Б. Располагает почти всеми известными видами транспорта.

В. Полностью обеспечивает собственные потребности в перевозке гру­зов и пассажиров и развивает те виды транспорта, которые соответствуют географическим особенностям страны.

Г. Покрыта густой сетью автомобильных и железных дорог.

Оценка и самооценка работы учащихся на уроке.

что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно. Смотреть фото что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно. Смотреть картинку что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно. Картинка про что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно. Фото что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно

V II .Задание на дом: тема 3 стр 161.

География транспорта твоего региона

Источник

Урок 2 6 Тема: география транспорта мира

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема: ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА МИРА

1. Сформировать представления о непроизводственной сфере, ее
структуре и географии.

2. Охарактеризовать по основным параметрам мировую транспортную
систему, ее проблемы и перспективы.

Оборудование: карта «Транспорт мира», атласы, мировые карты сель­ского хозяйства.

Тип урока: стандартный урок.

1. Транспорт- третья ведущая отрасль материального производства.

2. География различия в мировой транспортной системе: две группы
стран, регионы.

Сухопутный транспорт: три главных вида.

Водный транспорт: особая роль морского транспорта.

6. Транспорт и окружающая среда.

I. Проверка ранее изученного материала.

1. Письменный опрос. Вопросы:

Перечислите черты, присущие сельскому хозяйству развитых капи­талистических стран и стран развивающихся.

Начертите схему производственных связей животноводства и зем­леделия с промышленностью в развитых странах.

2. Устный опрос. Вопросы:

1) Перечислите особенности географии зерновых культур.

2) Назовите факторы, влияющие на развитие животноводства в развитых странах.

II. Изучение нового материала.

На предыдущих уроках у учащихся формировались навыки работы с учебником. На данном уроке учащиеся самостоятельно и внимательно прочитывают тему «География транспорта мира» (10-12 мин), затем отвечают
на следующие в о п р о с ы : •

1) Объясните роль и значение транспорта в современной экономике как третьей ведущей отрасли производства.

А. Транспорт является основой ГРТ.

Б. Объем и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.

В. География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.

Г. Транспорт воздействует на размещение производительных сил, спо­собствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, рай­онов и стран.

Д. Без транспорта невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров, услуг, да и преодоление расстояния между людьми.

2) Какое воздействие оказала НТР на «разделение труда» между отдельными видами транспорта? Приведите примеры.

A. Увеличение пропускной способности транспортных путей.
Б. Появление новых транспортных средств.

B. Увеличение вместимости и скорости передвижения.

Г. Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7—10 раз.

На автомобильном транспорте повысился интерес к электромоби­лям, машинам с дизельными, газобаллонными и другими двигателями.

На водном транспорте стали эксплуатироваться суда-атомоходы, су­да на подводных крыльях, на воздушной подушке, специализированные суда для перевозки навалочно-насыпных грузов (балкеры), с горизонталь­ным способом погрузки и выгрузки (ролкеры), мехтеровозы, автомобиле-возы.

3) Назовите основные черты различия между транспортом экономически развитых и развивающихся стран?

Транспорт в экономически развитых странах:

Транспорт в развивающихся странах – отстающая отрасль экономики, характерны черты:

а) высокий технический уровень;

а) несформированность транспортных систем;

б) взаимодействие подотраслей;

в)обеспеченность транспортной сетью, ее густота (плотность), под­вижность населения самые высокие;

в)транспортная подвижность населения в несколько раз
ниже среднемировой;

г) на эти страны приходиться 75-80% общей длины мировой транспортной сети

г) для перемещения грузов еще широко используется гуже-
вой, вьючный транспорт, носильщики.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные сред­ства в совокупности образуют мировую транспортную систему.

4) По каким признакам группируются все виды транспорта?
Ответ: По значению; по уровню развития; по географическим сферам их применения.

В этом случае выделяют:

а) сухопутный (наземный);

в) воздушный транспорт.

5) Проанализируйте показатели перевозочной работы мирового транспорта, находящие отражение в его грузо- и пассажирообороте. Какие изменения в процентном отношении в структуре мирового грузо- и пасса-
жирооборота можно выделить из данных таблицы:

Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %

Ответ: А. Обращает на себя внимание то, что в мировом грузообо­роте внеконкурентное первое место занимает морской транспорт. Хотя он перевозит сравнительно небольшую часть всех грузов, дальность их транспортировки нередко достигает 8-10 тыс. км. Поэтому и грузооборот морского транспорта, измеряемый в тонно-километрах, достигает очень больших величин.

В. Доля же железнодорожного транспорта в общей длине мировой транспортной сети снижается.

♦ В США и большинстве стран Западной Европы длина железных до­рог уменьшилась ровно вдвое.

♦ В Китае, Канаде, Бразилии железнодорожная сеть продолжает расти. 6) Назовите «первую десятку» стран по длине железнодорожной сети и

пять стран, имеющих наименьшую длину дорог.

Десять стран, выделяющихся длиной железнодорожной сети

7) Назовите десять стран с высокой густотой железных дорог и десять стран с самой низкой. Сделайте вывод о различиях между странами в обеспеченности железными дорогами. (Работа с картой атласа, табли­цей.)

Ответ: Наибольшей плотностью дорог отличаются страны Западной Европы, где на 100 км 2 территории приходится более 10 км железнодо­рожного полотна. В России этот показатель гораздо меньше, чем в Запад­ной Европе и США (менее 1 км на 100 км 2 ). В 1980-х годах стоимость 1 км железнодорожного пути в восточных районах достигала 2 млн рублей. Теперь счет идет на, миллиарды. В развивающихся странах плотность же­лезнодорожной сети гораздо ниже.

Первые десять стран по густоте железнодорожных путей в середине 1990-х гг.

Густота ж/д сети, км на 1000 км 2

8) По каким показателям следует охарактеризовать современный уро­вень развития автомобильного транспорта?

а) длина автомобильных дорог;

б) размеры автомобильных парков;

в) насыщенность личными автомобилями из расчета на 1000 жителей.

• По общей протяженности автомобильных дорог первые пять мест занимают:

• Автомобильный парк мира в 1998 году приблизился к 700 млн ма-

Первые десять стран мира по размерам автомобильного парка в середине 1990-х гг.

Автопарк, млн машин

• Первое место в мире по насыщенности личными автомобилями из расчета на 1000 жителей занимают США (более 500).

9) В грузоперевозках каких стран и почему морской транспорт имеет первостепенное значение?

Первая десятка стран по тоннажу морского торгового флота

10) Что такое «бегство» флота под «дешевые» «подставные» флаги? Для каких стран это характерно?

Наличие большого флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Панамы и Либерии, объясняется тем, что на самом деле под флагами этих стран плавают суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Велико­британии, Италии, Швеции. Такое «бегство» флота объясняется стремле­нием судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на нало­гах, на заработной плате моряков. Следовательно, фактически флот, плавающий под «удобными» «дешевыми», «подставными» флагами, при­надлежит не развивающимся, а развитым странам.

По рисункам 37, 38, 39, 40 и цветной карте в атласе изучите раз­мещение крупнейших портов и географию грузопотоков. Сравните раз­личные типы морских портов (см. с. 139 в учебнике). Какие грузы перево­зит морской транспорт? Чем это объяснить?

Назовите внутренние водные пути, имеющие международное зна­чение.

13) Назовите крупнейшие авиапорты мира (ДТ [23], с. 152).
III. Выступления учащихся с сообщениями.

1. Крупнейшие авиакомпании мира по итогам 1999 года.

Подведены итоги деятельности за 1999 год 25 крупнейших авиакомпа­ний мира.

Источник

Распределение флота по флагам. Подставные флаги

Мировой флот весьма неравномерно распределен по странам.

Как видно из таблицы 7, в последние десятилетия в судоходном мире произошли крупные подвижки. Из числа тра-диционных морских держав, на первый взгляд, выпали Германия, Франция, Италия, Дания, а другие — США, Россия, Англия — переместились с первых строчек на последние.

Германская, американская или иная судоходная компа-ния учреждает за мизерную плату свою офшорную компаТаблица 7

Распределение по флагам мирового морского торгового флота на декабрь І997 г. (млн. т дед в.) Флот втом числе Страна Всего Танкеры Балкеры Универ-сальные Контейнеровозы Весь мир 775,9 272,0 281,0 103,9 56,1 в том числе: Панама 139,2 38,7 68,1 13,8 11,6 Либерия 98,2 49,9 31,5 4,2 0,1 Греция 43,7 23,0 17,0 1,3 1,1 Багамы 39,3 20,4 8,3 7,4 0,9 Мальта 38,0 16,7 14,8 4,9 0,7 Кипр 37,0 6,7 20,2 6,6 2,5 Норвегия 34,5 17,8 6,9 3,7 — Сингапур 29,5 13,9 8,0 2,7 3,4 Япония 26,0 9,9 8,4 3,1 0,9 США 25,0 13,4 3,5 1,7 4,0 КНР 24,0 3,3 11,0 7,0 1,0 Филиппины 13,3 0,3 10,3 2,2 0,3 Сан Винсент 12,4 1,9 5,5 4,1 0,1 Россия 12,0 2,4 2,4 4,6 0,2 Индия 11,2 4,5 5,0 0,7 0,1 Англия 11,1 5,6 1,6 0,6 1,2 Турция 10,7 0,1 7,7 1,7 — Южная Корея 10,9 0,7 6,5 1,0 1,7 Источник: Review of Maritime Transport 1998.

нию в стране так называемой «открытой регистрации». Традиционно — это Панама и Либерия, а в последнее время к ним добавились Багамы, Мальта, Кипр, Сингапур и др., готовые хоть и немного, но заработать на морском бизнесе. Подставная компания регистрирует суда действительного собственника под флагом «своего» государства, причем нередко, из соображений коммерческой безопасности, на каждую такую компанию приходится по одному судну.

Бегство под подставные флаги, или как это именуется в английском языке под «удобные флаги» (flag of convenience) в последнее десятилетие приняло настолько массовый характер, что вызвало нешуточную обеспокоенность в среде стран — экономических лидероа Среди мер по предотвращению бегства су-дов под удобные флаги стало учреждение в судоходных странах дублирующих вторых международных регистров.

Если иметь в виду действительную принадлежность судов, их подконтрольность, то картина распределения мирового торгового флота предстанет в несколько ином виде.

Действительное распределение мирового торгового флота по странам на конец 1997 г. (млн. т. дедв.) Тоннаж флота Доля, % Страна Нацио Под Всего Под В миро нальный ставной ставных вом флаг флаг флагов флоте Греция 42,7 81,1 123,8 65,5 17,6 Япония 20,3 69,0 89,3 77,3 12,7 Норвегия 29,5 24,2 53,7 45,0 7,7 США 12,4 32,9 45,3 72,7 6,5 КНР 22,1 15,9 38,0 41,8 5,4 Гонконг 5,8 29,8 35,6 83,8 5,0 Южная Корея 9,3 15,5 24,8 62,5 3,5 Англия 7,4 14,4 21,8 66,0 3,1 Германия 7,8 13,9 21,7 64,1 3,1 Швеция 1,8 17,4 19,2 90,7 2,7 Тайвань 7,9 8,2 16,1 51,2 2,3 Сингапур 10,3 5,5 15,8 34,6 2,3 Россия 10,7 4,1 14,8 27.8 2,1 Индия 10,8 1,6 12,4 13,1 1,8 Дания 6,7 5,4 12,1 44,8 1,7 Италия 6.7 5,1 11,8 43,2 1,8 т

Источник: Review of Maritime Transport 1998 UNCTAD. Geneva. 1998

Как видно из таблицы 8, в списке судоходных стран отсутствуют и Панама, и Либерия, и другие страны открытой регистрации, поскольку они в действительности своего фло- та не имеют или его тоннаж незначителен. Вместо них список возглавляет Греция, судоходные компании которой, используя вялую конъюнктуру фрахтового рынка последнего времени, активно перекупают по низким ценам подержанный, но еще вполне работоспособный флот. Далее следуют Япония, Норвегия, США, КНР. Все эти страны значительную часть флота держат под подставными флагами, но «ре-кордсменами» выступают Бельгия с 97,5% флота под подставными флагами и Швеция с 90,7%. Подавляющую часть своего национального тоннажа держат под подставными флагами Япония и США, причем для США это давняя традиция, берущая начало еще с довоенных лет.

Япония на нынешнем этапе — вторая по тоннажу флота морская держава.

Норвегия — искони морская держава, для которой мореплавание —традиционно национальный вид промысла, а валютные доходы от работы норвежского флота только в последнее время встали на второе место после экспорта североморской нефти. Норвежский флот при теперешнем вялом фрахтовом рынке, высоких налогах и высоких эксплуатационных издержках не в состоянии приносить прибыдь. Выходом стало создание Норвежского международного судового регистра, в ко-тором до 90% зарегистрированных судов — норвежские.

Торговый флот США также не в состоянии конкурировать на фрахтовом рынке из-за высокого уровня национальных эксплуатационных издержках и налогов. Флот США, плавая под национальным флагом, не в состоянии выжить без государственной поддержки. Поэтому более 70% судов американского флота плавает под подставными флагами — либерийским и панамским.

Китай упорно торит себе дорогу к званию великой державы, для которой мощный морской торговый флот — и вопрос престижа, и вопрос экономической безопасности. КНР в последние годы активно пополняла свой торговый флот за счет строительства и покупки, в результате чего в настоящее время занимает пятое место среди крупнейших судоходных держав, тогда как в первые годы после образования КНР флот у страны практически отсутствовал.

Затяжной кризис в судостроении и судоходстве оттеснил на второй план некогда могущественные морские державы: Великобританию, Германию, Италию, Францию, а также Швецию, Данию.

В результате распада СССР и в ходе экономической революции потеряла свои морские позиции ц Россия, переме-стившись по тоннажу флота из первой пятерки на 13 место.

В первые ряды упорно пробиваются Южная Корея и так называемые «малые драконы»: Гонконг, Сингапур, Тайвань, которые ранее в судоходном мире не были известны.

Источник

Вокруг света 1966-03, страница 39

что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно. Смотреть фото что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно. Смотреть картинку что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно. Картинка про что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно. Фото что такое бегство флота под дешевые подставные флаги для каких стран это характерно

номинально, фактически им распоряжается судовладелец другой страны. В морской печати капиталистических стран эти флаги называют по-разному: «подставные флаги», «чужие флаги», «блуждающие флаги», «флаги-ширмы», «дешевые флаги», «услужливые», «удобные», «спасительные» и т. п. Флаги многих капиталистических стран, в последние годы Панамы, Гондураса, Либерии, Коста-Рики, или английских колоний — Гонконга, Гибралтара, Бермудских и Багамских островов — могут развеваться на мачтах судов любой страны, которая купит чужой флаг.

Как могло случиться, что суда, занятые в международных морских перевозках, плавают под чужими флагами?

В судоходстве может преуспеть тот судовладелец, который предложит более приемлемые условия, так называемую «цену перевозки грузов и пассажиров». Если в расходах по снабжению продовольствием, топливом и мелкому ремонту суда

ЧТО ТАКОЕ «ПОДСТАВНЫЕ СУДА»? БРАЗИЛЬСКИЙ КОРАБЛЬ ПОД ЛИБЕРИЙСКИМ ФЛАГОМ. ТРАГЕДИЯ НА «ПОМОНЕ» — СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

всех стран находятся примерно в равных условиях, то в части амортизационных отчислений, зарплаты экипажам и налогов суда подчиняются законам своих стран, которые по-разному решают все эти вопросы. Ввиду таких различий для одинаковых судов разных стран по-разному складываются и издержки перевозки. Поэтому выгодно переводить свои суда под флаг той страны, в которой эти издержки очень низки.

Так и появились подставные суда под «флагами-ширмами», появилась эта хитроумная и тонко продуманная система, суть которой, однако, довольно проста: обойти законы, мешающие морскому бизнесу. Своим рождением феномен современных подставных судов обязан американцу Гарриману, который 5 декабря 1922 года передал в Нью-Йорке под панамский флаг первых два американских пассажирских судна, принадлежащих компании «Юнайтед Америка Лайн». Если к 1939 году в мире подставных судов было лишь 157 и их общий валовой тоннаж насчитывал всего 800 тысяч регистровых тонн, то в 1948 году их было уже около 550 общим тоннажем около 3 миллионов регистровых тонн, а на 1 июля 1965 года (данные английского Регистра Ллойда) они превратились в настоящую армаду, насчитывающую уже около 2500 судов общей валовой вместительностью 23,5 миллиона регистровых тонн. В целом же шестая часть флота капиталистических стран ходит под «флагом-ширмой».

Сейчас американские суда плавают под любым флагом, будь то флаг Англии, Франции, ФРГ, Норвегии и т. д. Но доходы здесь не так велики, как, скажем, под флагами зависимых от США «малых» стран, которые бизнесмены-янки называют «дешевыми». Среди стран, чьи флаги можно встретить на американских, английских, французских или бразильских судах, первое место до недавнего времени занимали Панама, Гондурас, Либерия, Коста-Рика и др. Маленькие республики с небольшой

территорией, малочисленным населением и незначительной морской торговлей, к тому же не имеющие своей промышленности, не могли сделать сколько-нибудь значительных капиталовложений в создание своего торгового флота. Именно здесь американские и прочие капиталисты создали, разумеется в рамках «закона» этих стран, наивыгоднейшие для себя условия. Здесь они покупают флаг.

Что дает это покупателю?

Ценой незначительных расходов за регистрацию судна и покупку «флага-ширмы» судовладелец получает следующие преимущества. Во-первых, в таких «дешевых странах» государственные налоги с иностранных, «приписанных» судов крайне низки или же отсутствуют совсем (так, например, панамский флаг освобождает судовладельца от уплаты сборов за проход судна через Панамский канал), в то время как в Соединенных Штатах, Англии, Канаде или Греции они очень высоки. Бегство от налогов — одна из основных причин, побуждающая судовладельцев переводить корабли под «флаг-ширму».

Во-вторых, в перечисленных странах отсутствуют законы, защищающие интересы судовых команд и пассажиров, что дает судовладельцам право без зазрения совести эксплуатировать экипажи кораблей и обходить национальные законы стран, которым фактически принадлежат суда. При этом совершенно игнорируются решения профессиональных союзов моряков, касающиеся заработной платы, отпусков, продолжительности вахт, бытовых удобств и т. п.

В свою очередь, матросам с подставных судов бесполезно обращаться в свои национальные профсоюзы за защитой от злоупотреблений со стороны судовладельцев, ведь союзы не могут защитить своих членов, плавающих под чужими флагами. Порой поведение отдельных судовладельцев принимает настолько скандальный характер, что время от времени ООН создает специальные комиссии, которые обследуют состояние судов, находящихся под чужими флагами.

Рейсы торговых судов, плавающих под «флагом-ширмой» (иногда это старые, износившиеся корабли), нередко заканчиваются трагично. В перечисленных странах часто отсутствуют законы, контролирующие безопасность плавания, а если они и есть, то большинство капитанов игнорируют их. И порой не пригодные для нормальной эксплуатации, перегруженные выше допустимой нормы, старые суда становятся жертвами морской стихии. Иногда они исчезают в безбрежных просторах океана, даже не успев послать в эфир SO^.

КАПИТАН, ЕГО ПОМОЩНИКИ И КОМАНДА

Злополучный рейс «Помоны» начался из норвежского порта Ставангер. В конце 1963 года бразильское судно вышло в Атлантику, неся на мачте либерийский флаг.

Прошла неделя. Команда, набранная из разношерстного портового сброда, начинала «знакомиться». У берегов Испании после одной особенно продолжительной пьянки сошел с ума первый матрос. С душераздирающим воплем он нагишом промчался по палубе, пытаясь выброситься за борт. Его едва успели поймать и связать. Больного сдали в испанском порту Бильбао. Но трагедия только начиналась.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *