что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности

Какие обязанности у социального педагога в школе

Должностные обязанности социального педагога:

В чем состоит работа социального педагога

Речь об относительно новой профессии. Чтобы понять, кто такой социальный педагог в школе и чем он занимается, заглянем в профстандарт специалиста в области воспитания, утвержденный Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ №10н от 10.01.2017. Там сказано, что основными направлениями работы такого специалиста в школе являются:

На человеческом языке это значит, что главная задача — помощь детям в прохождении тернистого пути многолетнего обучения в школе, выстраивании гармоничных отношений со своим окружением и в поиске своего места в жизни.

А основные направления в работе:

Специалисту следует выстроить свою деятельность так, чтобы слыть «своим человеком» как среди детей, в т.ч. с проблемным поведением, так и среди учителей, от которых обычно поступает сигнал о наличии проблемного ребенка в классе. Если не наладить доверительных отношений как с первыми, так и со вторыми, мало что получится из этой хорошей затеи.

Более подробная информация о том, чем занимается социальный педагог в школе, изложена в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ №761н от 26.08.2010 (ред. от 31.05.2011).

Вот как выглядит описание должностных обязанностей в должностной инструкции:

что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть картинку что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Картинка про что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности

Какие у них есть права

Специалист имеет обширные полномочия, предполагающие участие во всех сферах жизни школьников. Он может:

В инструкции это закреплено так:

что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть картинку что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Картинка про что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности

За что отвечают социальные педагоги

В рамках Должностной инструкции ответственность обозначается следующим образом:

что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть картинку что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Картинка про что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности

В целом Должностная инструкция очень объемная. Изучив ее, разговоры о том, для чего в школе социальный педагог нужен вообще, прекратятся сами собой. Зато появится чувство глубокого уважения к людям, рискнувшим посвятить себя такому сложному делу.

Какие требования к соц. педагогам

Обязательно наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования по направлениям «Образование и педагогика», «Социальная педагогика». К опыту работы требований нет. Тут не опыт главное, а умение радоваться от того, что благодаря вашему труду судьба школьника сложится не такой извилистой, а путь будет не таким тернистым, как если бы это было без вас.

В 2005 г. закончила СПб Институт управления и права, направление «Менеджмент организации», в 2008 г. специализация «Трудовое право и кадровое делопроизводство». С 2008 года работаю на предприятии прецизионной механообработки.

Источник

Должностная инструкция социального педагога

Документация относится к разряду обязательных и представляет собой памятку для выполнения обязанностей специалиста учреждений разных уровней. Должностная инструкция социального педагога обладает связанной структурой, но не имеет эталона для составления. Поэтому разделы документа должны отображать сведения, подходящие для специалиста конкретного учебного заведения.

Образец должностной инструкции социального педагога

1. Общее положение

1. 1. Социальный педагог является специалистом и относится к числу педагогических сотрудников.
1. 2. Специалист находится в подчинении директора образовательного учреждения, назначается и освобождается от должности приказом директора.
1. 3. Лицо, принимаемое на должность и исполняющее обязанности социального педагога, должно соответствовать следующим обязательным требованиям: наличие соответствующего высшего образования или образования того же уровня с дальнейшей переподготовкой.
1. 4. В обязанности социального педагога входит перечень обязательных знаний:

1. 5. Основные источники и документы, которыми должен руководствоваться социальный педагог во время ведения деятельности:

2. Функции

В число обязательных функций социального педагога входит четыре основных:

2. 1. Реализация мер по образованию, воспитанию, развитию учащегося по месту жительства и в учебном заведении.
2. 2. Определение проблем, выявление возможных конфликтов и асоциального поведения внутри коллектива учащихся, оказание социальной помощи.
2. 3. Исследование особенностей и социальных характеристик коллектива и общества учащихся.
2. 4. Сотрудничество с органами соцзащиты.

3. Должностные обязанности

В число стандартных обязательных к выполнению видов деятельности сотрудника входят:

3. 1. Реализация роли третьего компетентного лица между обучающимися и:

3. 2. Обеспечение прав и свобод личности учащихся, предусмотренных Законодательством РФ и иными правовыми документами.
3. 3. Организация, разработка и реализация проектов и мероприятий, вовлекающих в полезную деятельность обучающихся. Развитие идей и инициатив обучающихся, помощь в их реализации.
3. 4. Помощь в подготовке и подаче документов обучающимися в различные инстанции. Выполнение деятельности по трудоустройству, обеспечению социальных выплат, оформлению депозитов и ценных бумаг для обучающихся-сирот.
3. 5. Обеспечение психологического комфорта для обучающихся в коллективе и учебном заведении, охраны здоровья и жизни.
3. 6. Взаимодействие с социальными службами и организациями для обеспечения предоставления помощи учащимся с ограниченными возможностями, сиротам, лицам, отличающимся девиантным поведением. Организация предоставления помощи обучающимся ситуациях, требующих незамедлительного решения.

3. 7. Предоставление компетентных консультаций обучающимся и их родителям (опекунам), сотрудникам учебного заведения.

4. Права

В категорию предоставляемых сотруднику прав входят возможности:

4. 1. В деловых рамках выстраивать взаимодействие и взаимоотношения с иными учебными заведениями, учреждениями спорта, социально-психологической помощи, соцзащиты, здравоохранения, органами правопорядка, различными вспомогательными службами и организациями.
4. 2. Передавать рекомендации и распоряжения сотрудникам учебного заведения в рамках установленных прав, обязанностей и компетенции. В рамках компетенции передавать распоряжение учащимся.
4. 3. Передавать требования о предоставлении нормальных и достаточных условий для выполнения повседневной рабочей деятельности и выполнения собственных обязанностей, предусмотренных должностью.
4. 4. Вносить на рассмотрение предложения о корректировке учебного процесса, используемых методов работы и взаимодействия с обучающимися, недостатков.
4. 5. Принимать решения по вопросам, находящимся в рамках установленных прав и компетенции сотрудника.

5. Ответственность

Сотрудник занимаемой должности должен нести ответственность при:

5. 1. Несвоевременном, недостаточном или неправильном выполнении установленных должностью обязанностей.
5. 2. Распространении и передаче конфиденциальной информации третьим лицам, передаче сведений, недоступных для разглашения соответствующими документами.
5. 3. Несоблюдении техники безопасности, установленных правил дисциплины и трудового распорядка.

Назначение должностной инструкции

Составление и выпуск настоящего документа требуется для установления правильного взаимодействия между администрацией и сотрудниками учебного заведения, соблюдения прав и обязанностей обеих сторон. Для социального педагога инструкция также выступает в качестве руководства к действию, памятки о функциях и обязанностях, которые необходимо выполнять, находясь на занимаемой должности. Документ может выступить и в качестве регулятора в решении спорных вопросов и проблем между сторонами-участниками.

Правила и особенности инструкции

Структура документа не имеет точно определенных стандартов. Как правило, она включает в себя разделы общего положения, обязанностей социального работника, его прав и ответственности. По своему усмотрению администрация учебного заведения может вносить коррективы и вводить дополнительные пункты инструкции. Так, в завершающей части документа может присутствовать раздел об условиях работы, трудового распорядка дня специалиста.

Действие настоящего документа подкрепляется подписью социального педагога. Инструкция выпускается в единственном экземпляре и хранится у специалиста. При необходимости допускается создание дополнительных копий.

Особенности и правила составления инструкции

Документ предполагает обязательное наличие шапки, в которой указывается наименование учебного заведения, фамилия, имя и отчество директора, дата составления. В данном разделе требуется и постановка подписи руководителя организации. Ниже указывается наименование документации и описание разделов с подзаголовками.

Главная часть

Как правило, расписывается под подзаголовком «Основное положение» и описывает категорию сотрудника, занимающего должность социального педагога. Также здесь устанавливается иерархия должностного подчинения и требования к специалисту (уровень и тип образования, направление, рабочий стаж и др.). Дополнительно в первой части указывается правовая документация, обязательная к ознакомлению социальным педагогом, правила техники безопасности, соблюдения трудовой дисциплины, Устав учебного заведения и др.

Вторая часть

Включает в себя непосредственно обязательные к выполнению функций социального педагога. Раздел «Функции» может быть вынесен отдельно или сочетаться с пунктом документа о должностных обязанностях. Многое зависит от величины разделов и конкретики в их описании.

Третья часть

В пункте «Права» всегда указывается список полномочий, которыми наделяется сотрудник учебного заведения в рамках собственной компетенции. Он необходим для предоставления некоторой свободы во взаимодействии с иными учебными заведениями, организациями, сотрудниками и администрацией. Права помогают более продуктивно выполнять обязанности социального педагога и несколько расширяют спектр возможностей в его ежедневной деятельности, упрощают выстраивание взаимоотношений внутри коллектива, облегчают решение многих рабочих задач и вопросов.

Завершающая часть

Раздел включает в себя пункты, при нарушении которых социальный педагог несет ответственность. Основное правило, прописанное в заключительной части документа, состоит в точном выполнении настоящей должностной инструкции. Обычно при несоблюдении правил раздела на сотрудника налагаются административные взыскания и штрафы.

После составления документ передается работнику учебного заведения для изучения и согласования. Для этого необходимо указать личные и паспортные данные социального педагога, находящегося на занимаемой должности, наименование учреждения, дату ознакомления и подпись с расшифровкой. Действие инструкции вступает в силу с даты ознакомления и постановки подписи.

Источник

Должностные обязанности социального педагога в школе, примеры.

В школах должность социального педагога появилась недавно – в 2000-х годах. Ранее эти функции выполняли преподаватели и классные руководители. Социальный педагог должен обеспечивать безболезненное вхождение детей в общество. Специалист обязан уделять внимание контактам с родителями школьников, педагогическим составом, представителями различных молодежных и детских организаций. Школьный социальный педагог должен взаимодействовать с детьми, изучать их психологические и возрастные особенности. Он должен проявлять профессионализм в общении со сложными детьми. Необходимо направлять деятельность на недопущение негативного воздействия на развитие личности каждого школьника.

Требования к должности социального педагога

Роль специалиста в школе велика и важна, поэтому к социальному педагогу предъявляются такие требования:

1. Высшее образование по специальности социальной педагогике или высшее педагогическое с переподготовкой и получением квалификации социального педагога.

2. Наличие опыта в методической работе.

3. Знание законодательных актов социальной сферы.

4. Знание социальной педагогики, возрастной и детской психологии.

6. Навыки проведения мероприятий.

Должностные обязанности социального педагога в школе

Деятельность социальных педагогов должна начинаться с постановки целей и задач. Работу следует направлять на формирование у школьников умения общаться со взрослыми людьми и сверстниками. Требуется помочь детям научиться справляться со сложными ситуациями и адаптироваться в новых условиях. Поставленные задачи и цели определяют содержание основной деятельности социального педагога в школе.

Цели и задачи специалиста

Целью школьного социального педагога является формирование и поддержание необходимой благоприятной атмосферы для нормального личностного развития школьника: духовного и физического, нравственного и интеллектуального. Деятельность специалиста должна охватывать учебно-воспитательный процесс.

Основная задача – социальная защита учащихся, организация условий для полноценного развития детей, установление и поддержание партнерских взаимоотношений между школой и семьей.

Главными задачами являются:

· оказание социальной защиты детям-сиротам и оставшимся без родительского попечения, детям с ограниченными возможностями;

· социальная защита и помощь школьникам в реализации прав и свобод;

· работа с одаренными детьми;

· культурно-просветительная работа с детьми, педагогами и родителями;

· исследовательская работа по выявлению неблагополучных семей, подростков, склонных к совершению преступлений, детей, имеющих проблемы со здоровьем;

· ведение пропаганды здорового образа жизни;

· организация работы по профориентации;

· формирование нравственных качеств и сознания.

Деятельность школьного социального педагога должна быть индивидуальной и адресной.

Функциональные обязанности социального педагога

Специалист имеет обширный круг обязанностей в школе:

1. Проведение комплексной работы по воспитанию, развитию, обучению и социальной защите в организациях, учреждениях и по месту проживания.

2. Изучение особенностей каждого ребенка, среды обитания и условий жизни. Визиты на дом. Ведение соответствующей документации.

3. Выявление потребностей, проблем, конфликтов и интересов. Наблюдение за поведением и выявление отклонений. Оказание необходимой и своевременной помощи и поддержки.

4. Посредничество между школьниками, родителями, специалистами различных организаций.

5. Определение методов и форм проведения социально-педагогической работы. Поиск способов решения возникающих проблем.

6. Принятие нужных мер для социальной защиты, помощи и реализации прав и свобод школьников.

7. Организация деятельности, направленной на проявление социальных предложений, а также реализацию программ и проектов.

8. Установление нравственных здоровых отношений в коллективе и социальной среде. Профилактика межличностных конфликтов.

9. Создание психологически комфортной обстановки, обеспечение сохранности здоровья и жизни. Тесное взаимодействие со школьным психологом.

10. Организация разнообразия деятельности школьников, с учетом персональных особенностей, интересов и способностей, развитие мотивации.

11. Участие в методической работе, планерках, заседаниях педагогического совета. Подготовка к проведению родительских собраний, а также воспитательных и оздоровительных мероприятий. Консультации и методическая работа с родителями.

12. Взаимодействие с педагогическим составом и родителями, работниками социальных служб и благотворительных организаций. Оказание помощи ученикам, которым нужна опека и попечительство, тем, кто попал в тяжелые ситуации.

13. Выявление происшествий с жестоким обращением с детьми в семье. Принятие мер по защите школьников от эгоизма родителей и насилия.

14. Работа с неуспевающими школьниками, с детьми, систематически пропускающими занятия, нарушающими дисциплину.

15. Составление планов работы на учебный год и каждую четверть.

16. Систематическое повышение профессиональных качеств и квалификации.

17. Обеспечение сохранности жизни и здоровья школьников в период образовательного процесса.

18. Соблюдение правил по пожарной безопасности и охране труда.

Социальный педагог объединяет усилия семьи, школы и всей общественности для оказания помощи и поддержки в воспитании и развитии детей.

В школах внедрение социально-педагогических методов должно решать основные задачи, поставленные перед социальной педагогикой:

Деятельность социального педагога направлена на поддержку каждого ребенка, помощи в решении возникших проблем. Он стремится к достижению школьником укрепления веры в себя, к обретению им чувства личности и дальнейшей реализации в жизни творческого и физического потенциала.

Источник

Социальный педагог: суть профессии и обязанности

что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть картинку что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Картинка про что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности

Социальный педагог – это специалист, который работает с детьми, имеющими отклонения в психике, нарушающими общепринятые нормы поведения, занимающимися преступной деятельностью и т.д. Данная профессия совмещает в себе педагогическую деятельность с оказанием психологической помощи проблемным детям.

Кого называют социальным педагогом

Профессия социального педагога появилась совсем недавно – в 2000-е годы. До появления данной специальности роль социального педагога выполняли классные руководители и администраторы, занимающиеся внеклассной работой. Социальный педагог – это востребованная профессия, имеющая большое значение в связи с увеличивающимся ростом детской преступности и числа неблагополучных семей.

Социальный педагог в школе и его должностные обязанности

что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть картинку что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Картинка про что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности

Designed by arthurhidden/Freepik

Основная задача социального педагога – благотворное влияние на психическое состояние своего воспитанника. С этой целью специалист организует мероприятия, проводит воспитательную работу, выступает защитником прав детей. В ходе работы специалист создает комфортные условия для своих подопечных, выстраивает доверительные отношения с ними, помогает воспитанникам преодолеть психологический барьер и т.д. В случае с благоприятными семьями педагог работает и с родителями, помогает им наладить отношения с ребенком и т.д.

Работа социального педагога подразумевает взаимодействие с полицией (в частности, по делам несовершеннолетних), психологами, органами опеки, школьными учителями, судами (при необходимости), родителями воспитанников и т.д.

Таким образом, обязанности социального педагога – предотвратить усугубление психологических проблем у детей и возможные негативные последствия психологической травмы, полученной ребенком.

Требования к социальному педагогу

Должностные обязанности нового сотрудника определяются уставом, принятым организацией, в которой специалист планирует работать. Профессиональными требованиями к социальному педагогу являются:

наличие высшего профильного образования;

знание трудового и семейного законодательства;

знания в области общей и социальной педагогики, психологии;

знание социально-педагогических и диагностических методик;

организация работы по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите воспитанников;

умение анализировать проблему, искать ее причины и следствие, помогать преодолеть трудности воспитанникам;

практическая реализация социально-педагогической работы;

умение взаимодействовать с детьми и их родителями, вести диалог с учителями, специалистами социальных служб и пр.

Таким образом, социальный педагог обязан выполнять множество различных функций, которые требуют психоэмоциональной устойчивости, коммуникабельности, терпения. Как правило, деятельность социального педагога определяется рабочим договором, подписанным сотрудником и администрацией.

Кому подходит данная профессия

Для выполнения обязанностей социального педагога, требуется соответствовать определенным критериям. Среди основных требований можно выделить:

желание помогать детям;

терпение при работе с трудными детьми;

умение находить подход к каждому ребенку;

наблюдательность, умение анализировать поведение детей, искать объяснение/ причину возникшей проблемы;

коммуникабельность, стрессоустойчивость, целеустремленность;

Работа социального педагога – трудная, требующая желания бороться за счастье каждого ребенка.

Как выучиться на социального педагога

Чтобы работать социальным педагогом, требуется получить высшее образование по направлениям «педагогика», «психология» («психолого-педагогическое образование») или «социология» («прикладные методы социологических исследований»).

Сложности профессии социального педагога

Работа социального педагога является сложной, требующей больших эмоциональных и физических нагрузок. Это достаточно востребованная профессия, однако найти свободную вакансию сложно в связи с большим количеством специалистов в данной сфере. Данная специальность не подразумевает карьерного роста.

Социальный педагог – это сложная, но востребованная профессия, требующая от сотрудника терпения и самоотдачи. Чтобы работать в данной сфере, необходимо получить высшее профильное образование. Основными задачами социального педагога являются оказание психологической помощи детям из неблагополучных семей, а также детям, имеющим проблемы с поведением, проведение социально-педагогической работы по адаптации воспитанников, преодоление психологического барьера и т.д. Специалист работает с детьми, их родителями, учителями, представителями полиции, органов опеки и пр., помогая создать максимально комфортные условия для подопечных.

Где искать работу

что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Смотреть картинку что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Картинка про что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности. Фото что такое социальный педагог в школе и какие его обязанности

Designed by Freepik

Социальный педагог может работать в детских садах, школах, социальных службах и пр. Заработная плата при этом будет зависеть от квалификации сотрудника, опыта работы по специальности и т.д.

Сколько зарабатывает социальный педагог

Заработная плата социального педагога зависит от многих критериев, включая регион проживания и место работы. В России оклад специалиста данного профиля может варьироваться от 15 до 30 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге зарплата социального педагога начинается от 25 тыс. руб. и выше.

Плюсы и минусы работы социальным педагогом

Профессия социального педагога имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

уважаемая, востребованная профессия;

возможность помогать детям.

К минусам относятся:

трудная работа, требующая моральных и физических затрат;

Источник

Права, обязанности, ответственность социального педагога в школе. Разработка должностной инструкции

Должностная инструкция социального педагога – это документ, в котором чётко обозначены права и обязанности работника. Разработан он на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, но директор школы имеет право увеличить перечень обязанностей входящих в должностную инструкцию, если для этого есть основания.

Профстандарт

В январе 2017 года был утвержден федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», одновременно с ним возник профстандарт, в котором содержатся требования к уровню образования, квалификации и функциям социального педагога.

Согласно профстандарту, специалисты должны иметь навыки, знания, способности, соответствующие занимаемой должности. Все они установлены в документе.

Профстандарт применим для:

Кто должен разрабатывать ДИ данного работника школы?

Администрация школы занимается разработкой должностной инструкции социального педагога. К администрации относят руководящий состав – это директор и его замы в различных сферах (завучи).

В обязательном порядке данный документ согласовывается с работниками юридической и кадровой службы. После согласования и подписания инструкции составителем её утверждает директор.

Разработку должностной инструкции необходимо проводить, руководствуясь Трудовым Кодексом РФ:

При необходимости используются и другие нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения.

Правила оформления

Текст должен быть представлен отдельными пунктами, пронумерованными арабскими цифрами. На каждый раздел свой номер. Структура текста должна соответствовать требованиям, предусмотренным Единым квалификационным справочником и состоит из обязательных разделов:

Общие положения

В общих положениях указываются:

Работник обязан обладать такими личными качествами, как:

О должностной инструкции педагога-психолога можно узнать в этой статье.

Обязанности

Данный раздел устанавливает нормы, действующие на постоянной основе, соблюдать которые является обязанностью работника в трудовой деятельности. Также предусматривается право работодателя требовать от работника исполнения трудовой функции, содержится перечень обязанностей социального педагога. В этот раздел включены не только пункты и подпункты, предусмотренные ТК РФ, но и предусмотренные нормативно-правовыми документами, действующими у работодателя.

Помимо стандартного перечня обязанностей о соблюдении внутреннего трудового распорядка школы, выполнении указаний и распоряжений директора, о неразглашении служебной информации и соблюдении техники безопасности, в данный раздел входят обязанности социально-психологического характера направленные на организацию взаимодействия и объединения усилий школы, семьи, общественности, для поддержки и оказания всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.

К профессиональным обязанностям относится:

Права

В должностной инструкции помимо обязанностей указаны и права работника, а также обязанность руководителя создать все условия для выполнения этих прав и гарантировать их исполнение.

Права – это полномочия социального педагога, которыми он наделяется при исполнении трудовых обязанностей.

Ответственность

За ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей социальным педагогом предусмотрена ответственность по ТК РФ. Это может быть выговор, административное взыскание и увольнение.

Содержание и формы ответственности работника за последствия своей деятельности или бездеятельности, за её результаты, за несоблюдение требований, за ненадлежащее исполнение обязанностей (например, применение насилия и грубости к учащимся) установлены в данном пункте должностной инструкции работника.

Должностная инструкция социального педагога в школе является локальным нормативным актом продолжительного срока действия. Много внимания в ней уделено контактам с родителями, с другими педагогами, представителями детских и молодежных организаций, так как вся деятельность социального педагога направлена на социализацию детей в обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *