что такое веды и в какой стране они возникли
Древнейшее знание на Земле — книга мудрости Веды
Веды — руководство к действию
Кто написал Веды и для кого?
Структура книги мудрости
Веды — мать всех Писаний
Философские принципы ведической литературы выдержали испытание временем. Веды — источник мудрости не только для индийцев, но и всего человечества. К этой великой книге обращаются по самым разным вопросам. Веды знают секрет счастливой семьи и долголетия, приоткрывают завесу над тайнами истории и происхождения Вселенной. А Альберт Эйнштейн специально выучил санскрит, чтобы прочесть тексты с описанием законов физики.
Мертвый язык, живые знания
Веды — руководство к действию
Веды — самое раннее литературное произведение индоарийской цивилизации. И самая священная книга Индии. В ней содержатся оригинальные писания индуистских учений, содержащие духовные знания, которые охватывают практически все аспекты жизни.
Очередной виток сансары нужно прожить легко
Значение слова «Веда» — мудрость, знание, видение. Это проявление языка богов в человеческой речи записано на санскрите. Правила Вед регулируют социальные, юридические, религиозные, внутренние обычаи и традиции индусов от седой древности до наших дней.
Юный брахман постигает мудрость Вед
Веды также очень подробно описывают устройство материального мира с его законами физики, химией, астрономией. Почему тогда считаются священными? Потому что у всего, что существует, есть свои причины и источники. Главная причина появления нашего мира — желание и повеление Бога, нашего создателя.
Чтобы быть счастливыми индийцам многого не нужно
Кто написал Веды и для кого?
Доподлинно неизвестно, когда появились самые ранние части Вед. Но, похоже, это один из самых ранних письменных документов мудрости. Поскольку древние индуисты редко сохраняли исторические данные о своей религиозной, литературной и политической жизни, трудно точно определить возраст Вед. Историки построили множество догадок, но никто не гарантирует точность. Считается, однако, что самый ранний текст отсылает нас к примерно 1700 году до н. э.
Может быть это знания предыдущей развитой цивилизации?
Традиция гласит, что люди не составляли почитаемые композиции Вед. Что это Бог научил мудрецов ведическим гимнам, а уже те затем передавали их через поколения в устной стихотворной форме. Другая традиция предполагает, что Веды были «раскрыты» мудрецам- провидцам. Записал Веды и собрал в книгу Вьяса Кришна Двайпайана во времена Господа Кришны (около 1500 г. до н.э.)
Жить в гармонии с окружающим миром учит священная книга
В те далекие времена люди могли постичь Веды лишь единожды услышав их. Современный хомо сапиенс не настолько разумен. Принять Веды нам, живущим в Кали-югу, просто читая строку за строкой, нереально. Они открываются лишь тем, кто идет по пути духовного развития. Их великая мудрость доступна для всех, кто жаждет саморазвития и духовного самосовершенствования.
На все в этом мире есть причина
Структура книги мудрости
Веды подразделяются на четыре тома. Они известны под общим названием «Чатурведа».
Сама Веда — мелодичная концентрация мудрости Ригведы
Каждая из Вед подразделяется на четыре части:
Книга ритуалов предписывает как и когда совершать религиозные обряды
Также в Веды входят 18 исторических писаний (пуран) и такие великие эпические произведения как «Махабхарата» и «Рамаяна».
Веды — мать всех Писаний
Хотя Веды редко читаются сегодня даже благочестивыми, они, без сомнения, составляют основу универсальной религии, за которой следуют все индуисты. Упанишады, однако, читаются серьезными учениками религиозных традиций и духовности во всех культурах и рассматриваются как основные тексты мудрости человечества. Индусы руководствовались священной книгой веками. И будут продолжать делать это на протяжении последующих поколений. Веды навсегда останутся всеобъемлющим и универсальным индуистским писанием и книгой мудрости человеческой цивилизации.
О Ведах. 4. Сколько всего существует Вед?
С самого начала истории Вселенной, с её творения,
существовала только одна Веда, и она передавалась в устной форме.
Это было во времена существования на нашей планете
высокоразвитой ведической цивилизации.
Читать Веду тогда не было необходимости, поскольку люди были
настолько разумны и имели такую хорошую память, что могли сразу понять
и запомнить Веду, услышав её лишь раз от духовного учителя.
Но 5 000 лет назад, в начале Кали-юги (эпохи, в которую мы живём),
великий мудрец Вьясадева (воплощение Личности Бога), предвидя,
что в грядущую эпоху духовная жизнь человечества придёт в упадок,
продолжительность жизни людей сократится, их память ослабеет,
а разум притупится, разделил изначальную Веду на несколько частей
и записал её, чтобы людям Кали-юги было легче постичь духовное знание
и следовать ему на практике.
Изначальную Веду, которая называлась «Яджур», Вьясадева разделил
на четыре части, четыре Веды:
«Риг-Веду», «Яджур-Веду», «Сама-Веду» и «Атхарва-Веду».
«Яджур-веда», известная как «Веда жертвенных формул», состоит из 1984 стихов
и содержит мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов.
Каждая Веда состоит из четырех разделов, называемых Самхитами, Брахманами,
Араньяками и Упанишадами.
*Самхиты представляют собой сборники мантр.
*Брахманы дают указания, каким образом, с какими обрядами и в какое время
эти мантры следует произносить.
Также Брахманы содержат свод законов, которые должен соблюдать человек,
чтобы счастливо жить в этом мире.
*Упанишады дают философское обоснование законов этого мира;
в них рассказывается о природе Бога, индивидуальной души,
взаимоотношениях, которые связывают мир, Бога и душу.
Помимо четырёх Вед великим мудрецом Вьясадевой (воплощением
Личности Бога) были записаны: Пураны, «Махабхарата»
(в состав которой входит «Бхагавад-гита»),
а также другие произведения, которые получили название Пятой Веды.
Утверждается, что понять суть предыдущих четырёх Вед возможно лишь тому,
кто изучил Пятую Веду.
Поэтому «Шримад-Бхагаватам» (Бхагавата-пурану) и «Бхагавад-гиту»
(которая входит в состав «Махабхараты») называют не только Пятой Ведой,
но и ВЕДОЙ ВЕД.
Не изучив Пятую Веду, невозможно постичь суть четырёх предыдущих Вед:
«МАХАБХАРАТА», входящая в состав Пятой Веды, представляет собой
историю древней Индии. Милосердный и могущественный мудрец Вьясадева,
движимый состраданием ко всему человечеству, составил и записал «Махабхарату»
для того, чтобы дать возможность каждому человеку,
не зависимо от уровня его интеллекта, происхождения и образования,
понять ведическое знание, следовать ему на практике
и сделать свою жизнь совершенной.
Поэтому в современную эпоху «Махабхарата» играет более важную роль,
чем четыре изначальные Веды, так как в ней ведические истины изложены
в наиболее доступной форме.
«БХАГАВАД-ГИТА» является сутью ведического знания.
Она была поведана Верховной Личностью Бога, и потому утверждается,
что, если даже не изучать всю другую ведическую литературу,
а ограничиться только чтением «Бхагавад-гиты», любой человек сможет
разрешить все жизненные проблемы, получить освобождение из сансары
и сделать свою жизнь совершенной.
«Бхагавад-гита» была поведана Верховным Господом богу солнца Вивасвану
более 120 400 000 лет назад.
Вивасван передал её прародителю человечества Вайвасвату Ману,
а тот рассказал «Гиту» своему сыну и ученику Махарадже Икшваку,
правителю планеты Земля, около 2 005 000 лет назад.
С тех пор «Бхагавад-гита» существует в человеческом обществе.
Однако со временем это знание было частично утеряно,
и Господь Кришна вновь поведал «Гиту» Арджуне на поле битвы Курукшетра
около 5 000 лет назад.
Существует много разных изданий «Бхагавад-гиты»,
к которым написано большое количество различных комментариев,
однако большинство из них являются неавторитетными,
поскольку авторами переводов и комментариев
была нарушена ведическая традиция передавать трансцендентное знание,
содержащееся в Ведах, таким, как оно есть,
в чистом и неискажённом виде, без навязывания читателю «своего личного мнения»
и без собственных поправок, интерпретаций и дополнений.
«Бхагавад-гита как она есть» в переводе Его Божественной Милости
Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады**
представляет ведическое произведение в его первоначальной форме,
являясь оригиналом этой священной книги знания.
Познакомиться с текстами этой священной книги вы можете
на моей авторской странице.
Все 18 глав книги расположены в сборнике «Бхагавад-гита как она есть».
Сборник можно найти по ссылке:
Наиболее авторитетным изложением Ведического знания является
БХАГАВАТА-ПУРАНА («Шримад-Бхагаватам»).
Эту Пурану называют «зрелым плодом древа ведической литературы».
Со всеми публикациями о Ведах можно познакомиться в сборнике
«О ВЕДАХ. ЧТО ТАКОЕ ВЕДЫ?», который расположен на моей авторской странице.
Ссылка на сборник:
Веды сохранились в своём первозданном виде в Индии.
Ведическая литература является бесценным источником как духовного,
так и материального знания, и признана во всём мире.
Веды — это универсальная система знаний, которая не имеет изъянов.
Это совершенное знание, данное Богом, и поэтому слово Вед —
закон для каждого живого существа.
Что такое Веды
Веды – один из древнейших литературных памятников мира – содержат в себе знания обо всем: о медицине, архитектуре, политике, экономике, астрономии, искусстве, музыке и других отраслях. Они оказали влияние на многие религиозные и философские концепции, в т. ч. буддизм и джайнизм.
Веды содержат в себе историю.
Что такое Веды
Веды – собрание мудрости индуистского учения. Изначально знания, полученные людьми в виде божественного откровения, передавались в устной стихотворной форме из поколения в поколение. Со временем каноничные тексты дополнились комментариями ученых-толкователей и святых отшельников и охватили все сферы жизни людей.
Основные ветви
Кроме индийских Вед, существуют славянские, практически полностью утраченные из-за христианизации. Сохранились только небольшие фрагменты металлических и деревянных табличек, интерпретировать которые сложно. Некоторые исследователи считают, что славянский ведизм – это неоязыческое учение. Его приверженцы объединяют найденные памятники с индийскими Ведами по причине схожести санскрита и старославянского языка.
Кем и когда были записаны
Согласно преданию, в III тыс. до н. э. мудрец Ведавьяса записал Веды, а также Пураны и эпос «Махабхарата». Для письма в древности использовали недолговечные материалы, поэтому самый ранний из сохранившихся манускриптов относится только к XI в. н. э.
Великий мудрец Ведавьяса впервые записал веды.
Какую цель носят учения
Цель учения – освободить людей от мучений. В «Бхагавад-гите» сказано, что жизнь в любом из миров – страдание. Единственный способ его прекратить – осознать иллюзорность бытия и слиться со Вселенной. Но, несмотря на это, индуизм не отвергает земную жизнь; основная задача тех, кто еще не готов выйти из круга перерождений, – следовать дхарме, закону гармонии.
В чем различие между индийскими и славянскими Ведами
Между индийскими и славянскими Ведами много сходств, но есть и важное отличие.
В славянской мифологии существует представление о 3 сторонах бытия:
Эти вселенные, разделенные почти непроницаемыми границами, объединяло Мировое Древо. В индуистских Ведах, в отличие от других религиозных традиций, нет представлений о Великом Древе.
Структура ведических учений
Чатурведа – название 4 главных книг Вед. Три из них похожи между собой, и часть текста в них повторяется. Атхарваведа отличается от остальных сборников сильнее, т. к. она была записана позже, поэтому не все школы не включают Атхарваведу в состав самхитов.
В Чатурведу входят:
Шрути – «услышанное мудрецами при медитациях»
Шрути – это священные тексты, посланные богами святым мудрецам. К ним относятся самхиты всех 4 частей Вед, Брахманы, Араньяки и Упанишады.
Самхиты (основная часть)
Самхиты – главные гимны, мантры и ритуальные формулы Вед. Самхитами считаются Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа.
Брахманы – комментарии к основной части
Брахманы – тексты, услышанные мудрецами во время медитации или полученные от богов. Эти книги считаются священными. Разные школы (шакхи) почитают разные писания. Неизвестно, сколько их существовало в древности, но сейчас их сохранилось 20. Кроме комментариев гимнов, в Брахманах подробно описаны ритуальные практики.
Тексты отшельников араньяки
Слово «араньяка» переводиться с санскрита как «лесной». Эта часть шрути описывает священные ритуалы, которые скрывали от посторонних глаз, поэтому их часто проводили в лесах, отсюда и название. В Араньяках впервые были описаны практики медитации и йоги.
Веданта, или завершающая часть
Упанишады (также их называют Ведантой) – философское толкование Вед, завершающая часть текстов категории шрути. Они посвящены ответам на экзистенциальные вопросы, в т. ч. познанию себя и смыслу жизни. В этих текстах описывается концепция Брахмана.
Смрити («запомненная» часть)
Смрити – собрание священных текстов, дополняющие шрути.
К ним принято относить:
Каждой части Вед соответствовала своя Веданга, кроме книг по грамматике и этимологии, которые содержали информацию для толкования всех священных текстов.
Основные учения
В основе ведического учения лежат 2 главных понятия: Брахман и Атман, иногда их отождествляют. Брахман – непостижимое первоначало мира, абсолютный дух. Атман – высшее «Я» живого существа, способное осознать свое бытие, «пробудиться». Пробуждение означает, что человек осознал: все живое является частью единой субстанции и его индивидуальность – лишь иллюзия.
В Упанишадах описаны виды Атмана:
Дэвы и данавы – мифологическая часть
Вселенная развивается благодаря Атману, принимающему высшие и низшие формы. В мифологии индуизма существует 3 ипостаси бога: Брахма – создатель Мира, Вишну – хранитель и Шива – разрушитель. Вместе они едины, т. к. осознают иллюзорность бытия.
Остальные божества выстраиваются в иерархию в зависимости от степени «пробуждения». Дэвы и данавы (боги и демоны) появились на свет от 2 жен мудреца Кашьяпы – одного из первых существ, порожденных разумом Брахмы. Дэвы и данавы вели войну за райские миры. После победы богов демоны были изгнаны, но не смирились со своей участью, поэтому продолжают пытаться вернуться в рай. Человеческая вселенная для них – поле битвы. Боги становятся сильнее, если люди ведут добродетельную жизнь, а демоны, наоборот, получают силу из аморальных поступков.
В Ведах описаны ритуалы, помогающие дэвам, но, согласно Упанишадам, борьба богов с демонами и вмешательство людей не имеют смысла, т. к. цель жизни в том, чтобы стать Атманом.
Четыре жизненных ступени
Для пробуждения необходимо пройти ашриму – жизненный путь, состоящий из 4 равных периодов:
Каждый этап помогает достичь одной из жизненных целей.
Брахмачарья – изучение Вед.
Пурушардха, или жизненные цели
Веды ставят перед человеком 4 цели в жизни, соответствующие ступеням ашримы:
Касты и сословия
В Индии существует обширная иерархическая система. Каста определяется профессией общины.
Общество, в свою очередь, делится на сословия – варны:
Юги – временные циклы
В индуизме мир проходит цикл от сотворения до разрушения.
После завершения последней стадии мир разрушится, и цикл начнется сначала.
Законы кармы и ее виды
Для поддержания гармонии во Вселенной существует карма – закон, который определяет дальнейшую судьбу человека или любого другого существа в зависимости от его поступков. Следование дхарме помогает ее улучшить и переродиться в раю, а причинение вреда окружающим, наоборот, может привести к реинкарнации в низших мирах.
Учение о перерождении
Человек вынужден перерождаться до тех пор, пока его карма не будет реализована. Но каждый поступок порождает новые последствия, поэтому единственный путь прекращения реинкарнаций – это йога. Практика йоги помогает справиться с желаниями, осознать себя частью единого Атмана. Посвященный перестает отождествлять себя со своим телом и сознанием, достигает мокши и выходит из цикла перерождений.
Пураны – исторические хроники
Пураны – сказания о сотворении мира, происхождении дэвов и данавов, мудрецах и великих династиях. Кроме мифов, в Пуранах рассказывается об устройстве Вселенной. В отличие от Вед, это менее консервативные тексты, в них упоминаются научные открытия в медицине, астрономии, географии, архитектуре. Пураны – мифологические сказания, но в них есть сведения и об исторических фактах. Каждая Пурана посвящена 1 богу или богине: Вишну, Шиве, Кришне или другим.
Эти произведения создавались для тех, у кого не было возможности изучать Веды: для шудр и женщин, поэтому они более легки для понимания.
«Бхагавад-гита»
«Бхагавад-гита» – поэма, изначально самостоятельное религиозно-мистическое произведение, которое позже вошло в состав эпоса «Махабхарата». Она повествует о разговоре Арджуны и Кришны перед главным сражением кланов Пандавов и Гандхарвов. Пандавы и Гандхарвы – сыновья 2 родных братьев, которые борются за власть, поэтому Арджуна не хочет вступать в бой со своими двоюродными братьями.
Поэма о сражении двух кланов.
Кришна открывает Арджуне истину йоги-деяния. Ее смысл в том, что участие в делах мира не будет порождать карму и мешать освобождению, если человек не отождествляет себя со своими поступками, телом и сознанием. Все живые существа вынуждены подчиниться своей судьбе, но их стремления должны быть направлены к мокше. Как и Кришна, который продолжает воплощаться для того, чтобы поддерживать развитие Вселенной, люди должны действовать, осознавая иллюзорность бытия.
Ведийские школы
Со временем толкование Вед и Упанишад привело к появлению множества разных школ, которые позже сложились в 6 основных традиций:
Каким редакциям подвергались Веды
В разных течениях ведизма, занимавшихся толкованием Вед, появились свои школы. Каждая шакха специализировалась на изучении одной из книг Чатурведы, так школы создали свои редакции текстов. До нашего времени сохранилось небольшое количество редакций каждой из 4 книг.
Что стоит прочесть современному человеку
В ХХI в. трудно понять жизнь древних, сложную ритуальную систему и точный смысл Вед, поэтому основные тексты гимнов будут интересны только ученым. Но, как и классические произведения Древней Греции – «Одиссею» и «Илиаду», – образованному человеку стоит прочесть индийские эпосы:
Как пользоваться учением в нынешних реалиях
Каждый выстраивает свои отношения с миром и другими людьми. Веды учат тому, как это правильно сделать. Мифо-ритуальный комплекс для современного человека не играет важной роли в жизни, но люди по-прежнему ищут смысл существования. Упанишады дают ответы на многие экзистенциальные вопросы. Но даже если отбросить религиозную составляющую Вед, практики йоги принесут ощутимую пользу физическому и эмоциональному здоровью.
Для этого нужно придерживаться основных правил:
Научно доказано, что медитация помогает при депрессии, тревожном и посттравматическом стрессовом расстройстве, т. к. приводит к изменениям в гиппокампе и задней поясной коре головного мозга (эти области отвечают за контроль эмоций).
Следуя всем 8 ступеням йоги, можно достичь гармонии тела и духа. В современных условиях трудно найти время для саморазвития, но для поддержания здоровья достаточно соблюдать простые правила режима питания и сна и выделять хотя бы полчаса для выполнения асан и медитации.
Важные отрывки из ведических учений
Гимны из самхит практически не рассказывают о самом ведическом учении, поэтому знакомство лучше всего начинать с Упанишад.
В индийской литературе существует жанр сутр – сборников афоризмов о дхарме или о философских учениях разных шакх. В них в понятной форме выражена вся мудрость ведического учения.
Литература с использованием ведических учений
Веды повлияли на всю последующую художественную литературу Индии.
Интерес к учению не ослабевает и сейчас:
Веды до сих продолжают вызывать интерес по всему миру, их изучают индологи, писатели пишут романы, пребывая под влиянием древнего учения. Но все его тайны еще не скоро будут раскрыты.
Веды — знание из глубины веков
ॐ भूर्भुवः स्वः
Om Bhur Bhuvah Svaha
Трайвидья. Структура Вед
П ожалуй, в самом эпиграфе к статье, посвящённой Ведам, заключён весь смысл текста, который вы будете читать, т. к. это первая строка из Гаятри мантры («Ригведа»), в которой содержится вся суть Вед.
Прежде чем мы приступим к описанию структуры самих Вед, нужно прокомментировать вышеприведённые строки из мантры, т. к. они и дадут нам ключ к пониманию как содержания Вед, так и их структуры.
Итак, ОМ — это Брахман, т. е. то, из чего произошло всё, или, вернее, то, что и есть Всё. Также ОМ — это звук Вселенной, суть мироздания, Творение и процесс Творения.
БХУР — это Пракрити (Природа), Земля, Агни. Если мы говорим о Ведах, то БХУР также означает «речь» — передачу информации из уст в уста, и самое главное для темы нашей статьи, что этот слог символизирует или даже является «Ригведой», первой из трёх священных Вед. Почему Земля, или физический план, имеет прямое отношение к этой высшей из Вед, Веде гимнов? Всё потому, что нижний физический план труднее всего поддаётся трансформации, поэтому для его изменения требуется самое эффективное, самое мощное из средств — «Ригведа».
БХУВА представляет собой «Яджурведу». Таким образом, «Яджурведа» является воплощением астрального плана, среднего, того, который соединяет физический и небесный миры. Также он проявляется в Пране как движущей энергии вселенной.
СВАХА — это третья Веда, «Самаведа», ментальный план, небесный, сурья. Он имеет прямое отношение к такому понятию, как манас, что означает Ум.
Таким образом, вкратце обозначив понятия, вернее, эти три мира, два из которых являются двумя половинами когда-то единого целого (БХУР и СВАХА), соединёнными средним планом (БХУВА), выраженным Праной, мы понимаем, почему в первой строке Гаятри мантры из «Ригведы» сконцентрировано всё знание Вед. Из этих трёх составляющих первой строки мантры мы узнаём не только о предполагаемом строении того мира, в котором мы находимся, но и о внутреннем психологическом мире человека, где физическая и ментальная составляющая соединены животворящей силой Праны.
Проанализировав эпиграф, мы можем наконец-то приступить к изучению структуры самих Вед и осознанию того, чем на самом деле они являются и какое значение играют в нашей жизни.
Все знания ведической традиции можно разделить на две части: одну, которая имеет божественное происхождение, — шрути («услышанное»); и творение человеческой мысли — смрити («запомненное»). Считается, что смрити дополняют шрути. Из этого можно заключить, что шрути являются первейшим и наиважнейшим знанием, которое человечество когда-либо получало. Почему мы говорим о полученном знании? Потому что считается, что всё «услышанное» — шрути — напрямую было передано людям как откровение. Но эти знания никогда не были записаны. Традиция их передачи новым поколениям изначально была устной, и это неслучайно, т. к. речь, само произнесение звуковой составляющей носило сакральный смысл, и в самом процессе запоминания и устного воспроизведения по сути воссоздавался мир Вед.
В течение многих веков строжайшим образом было запрещено записывать Веды. Классификации Вед мы обязаны Вьясадеве. Он также записал и комментарии к самхитам: брахманы, араньяки и упанишады. Три наиважнейшие книги Вед стали известны под названием Трайвидьи: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Позднее к священным текстам стали относить и «Архартваведу», но по стилю последняя значительно отличается от трёх Вед, входящих в Трайвидью.
Стиль Вед, их отличие от текстов смрити
Большинство текстов Вед представлены в стихах, а их метрический строй необычайно разнообразен. Так, например, то, что мы привыкли именовать Гаятри мантрой, не является единственной в своём роде мантрой и текстом. Стоит также принять во внимание, что «Гаятри» не обязательно обозначает одноимённую богиню, но ещё и форму (тройственную), в которой передаётся эта мантра.
Для того чтобы читателю стала окончательно понятна разница между текстами шрути и смрити, проиллюстрируем это следующим примером: к смрити относится всё, что не входит в состав четырёх вышеобозначенных Вед, а именно: шастры, различные сутры, даршаны, а также йога-сутры, «Рамаяна» и «Махабхарата», т. е. всего 36 Пуран, плюс исторические тексты.
Однако существует довольно интересная, так называемая пятая Веда — «Бхагавад-гита». Но нам известно, что она входит в состав «Махабхараты», поэтому её не стоит относить к шрути, или священному знанию. Какое бы глубокое послание мы не получили из «Бхагавад-гиты», философских диалогов между Арджуной и Кришной, тем не менее она является дополнением упанишад (составной части Вед, о которых мы поговорим позже) и творением человека.
Существенное отличие смрити («запомненного знания») от шрути («услышанного знания») заключается в том, что смрити передаётся в форме историй. Они более просты для восприятия. Поэтизированная форма передачи знаний во многих шрути в какой-то мере затрудняет их понимание, но именно благодаря поэтической природе «услышанного знания» оно и превосходит, становится выше тех слов, которые передаёт. Оно выходит за пределы словесной передачи информации, т. е. становится трансцендентальным. Нужно признать, что в поэзии всегда скрыто куда больше знаний, чем в прозаическом тексте. Поэтому часто, когда нам особенно нравится какой-то текст в прозе, мы называем его поэтичным. Не правда ли?
Теперь перейдём к внутренней структуре самих Вед. Каждая из книг Трайвидьи и «Атхартхаведа» состоят из четырёх разделов. Наиважнейший из них называют «самхита». Самхита — это сборник, антология Вед. Иначе можно было бы сказать, что «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхартваведа» — это и есть самхиты. Остальные три раздела — брахманы, араньяки и упанишады — являются комментариями к самхитам.
Обычно главную часть, самхиту, объединяют с брахманами и называют «ритуальной частью» — карма-кандой. В то время как араньяки и упанишады — это философское осмысление самхит, джнана-канды. Араньяки и упанишады впоследствии послужили основой веданты, как последнего периода ведического знания.
Араньяки — это те знания, которые открыты в процессе медитации в лесу. «Упанишады» в переводе с санскрита означают ‘приди сюда’ (упани), ‘чтобы я разрушил тебя’ (шад). Казалось бы, для чего потребовалось подобное разрушение, но, как и само содержание упанишад, перевод термина стоит понимать в иносказательной форме. Разрушение не физической субстанции, а представлений, скорее, даже иллюзий, которые сложились в процессе жизни. Таким образом, иллюзии будут разрушены, чтобы взамен их мы получили чистое священное знание Вед.
«Бхагавад-гита» и ее значение для понимания Вед
«Бхагавад-гита», хотя и не является канонической и сакральной частью Вед, тем не менее представляет собой квинтэссенцию всех упанишад, т. е. философское осмысление всех самхит. Не зря в переводе «Бхагавад-гита» означает ‘божественная песнь’. 700 стихов «Бхагавад-гиты» через диалоги между Арджуной и Кришной повествуют о природе реальности и о том, как превратить теорию в практику. Соединение теоретического знания и трансформации его в практическое — это то, что отличает знания Вед от священных текстов других традиций, не говоря о том, что в Ведах также заключены необычайно глубокие научные знания, которые только в настоящее время могут быть осмыслены учёными современности.
Именно в Ведах и «Бхагавад-гите» мы встречаемся с такими формулировками, как воссоздание себя. Заметьте, не создание или поиск себя, а воссоздание и открытие себя заново, т. к. человеку нужно понять, что он и есть Атман — дух. Отсюда следует, что он тождественен Брахману, потому что Брахман есть всё и Брахман есть Атман, но Атману нужно осознать себя. В осознании своего равенства Брахману он, Атман, обретает настоящую природу. Поэтому не нужно ничего создавать или искать. Всё уже есть. Главное — это осознать своё бытие таким, каким оно является на самом деле.
Позднее йога (от слова «соединение») разовьёт мысль о слиянии с Богом и обретении себя заново, для чего она создаст новые методы достижения этого единства с божественным. Одни из них будут выражены через духовную практику, другие, такие, как хатха-йога, предложат методы, направленные на укрепление физических и умственных процессов, чтобы впоследствии опять же прийти к духовному единению с Высшим.
Пусть первоначально мантры Вед предназначались для того, чтобы священники их использовали в своих ритуалах огненных жертвоприношений, но впоследствии знания Вед оказали на нас другое влияние. Из прикладных и используемых преимущественно в церемониях и ритуалах они были переосмыслены благодаря джнана-кандам (араньяки и упанишады) и в наше время определённо послужили в качестве отправной точки для различных направлений психологии и философии.
Из огромного наследия Вед до нас дошло не более 5 % от того объёма, которым первоначально располагало человечество. Благодаря сохранившимся ведическим источникам у нас есть необычайно широкий спектр знаний, и пока лишь малая часть из дошедшего до нас наследия осознана и оценена современным обществом. О том, насколько новым и широким является это знание, говорит тот факт, что лучшие умы современности, такие как Р. Эмерсон, Г. Д. Торо, А. Эйнштейн, А. Шопенгауэр и другие тщательным образом изучали Веды, а Р. Оппенгеймер специально для чтения Вед в оригинале выучил санскрит.
Знания, представленные в Ведах, настолько глубоки и представляют множество направлений сфер жизни, начиная с духовного пути и заканчивая микро и макрокосмосом, что нам ещё только предстоит расшифровать многое из того, что донесли до нас Веды.