чтобы лучше управлять прикладными умениями и навыками нужно заниматься каким видом спорта
Виды спорта и системы физических упражнений, развивающие профессионально важные качества.
Тема 9. Профессионально-прикладная физическая культура.
Профессиональная психофизическая готовность.
1. Определение понятий «профессионально-прикладная физическая культура», «профессиональная – психофизическая подготовка», «профессиональная работоспособность», «профессиональная адаптация».
Основные задачи профессионально-прикладной физической подготовки:
Работоспособность— это потенциальная готовность и фактическая возможность человека выполнять определенный вид деятельности на необходимом уровне эффективности в течение определенного времени.
Профессиональная работоспособность представляет собой максимальную эффективность деятельности человека при таком уровне функциональной мобилизации, не вызывает перенапряжение организма.
Профессиональная адаптация — это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций и к новым для него условиям труда. Разновидностью профессиональной адаптации является производственная адаптация — приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе.
Этапы трудовой деятельности.
Трудовая деятельность является основным видом деятельности человека, поскольку она занимает большую часть времени его сознательной жизни, выступает источником обеспечения его материального благополучия, в её рамках формируется ближайшее социальное окружение индивида, круг общения, хобби и увлечения.
Рассмотрим этапы трудовой деятельности.
· Формирование взаимоотношений с коллективом др.
Трудовая деятельность включает в себя следующие основные этапы:
1) Профессиональная оптация – формирование профессиональных намерений индивида на основе совокупности знаний о профессиях и избирательного отношения к одной из них. Профессиональная оптация сопровождается переоценкой индивидом учебной деятельности: её содержание изменяется от учебно-познавательной к учебно-профессиональной.
2) Профессиональная подготовка (профессиональное образование) представляет собой этап усвоения индивидом специализированных знаний, умений и навыков, реализуемых в трудовой деятельности.
(На данном этапе многие обучаемые разочаровываются в будущей профессии, возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учёбе. Наблюдается кризис профессионального выбора, который, как правило, характерен для первого или последнего года профессиональной подготовки. В то же время, смена мотивации обучения на мотивацию трудовой деятельности позволяет преодолевать данный кризис. Усиливающаяся профессиональная направленность учебных дисциплин также снижает степень неудовлетворённости будущей профессией).
3) Профессиональная адаптация. Данный этап характеризует начало трудовой деятельности индивида. Как правило, первые недели и месяцы работы сопровождаются определёнными трудностями в выполнении профессиональных обязанностей, вызванных необходимостью адаптации индивида к новым для него условиям труда и трудовому коллективу. (Кризисные явления, возникающие на этапе профессиональной адаптации, имеют психологическую основу, связаны с несовпадением реальной трудовой жизни и сформировавшимися ранее представлениями и ожиданиями. Следует отметить, что при переходе индивида с одного места работы на другое, этапа профессиональной адаптации происходит повторно).
4) Достижение профессионального мастерства – это этап трудовой деятельности, на котором результаты труда того или иного индивида признаны коллективом и признаны окружающими. (На данном этапе также могут возникать кризисные явления, имеющие психологическую основу – индивид может перестать ставить перед собой новые задачи, ему бывает трудно понять, к чему стремиться дальше).
Виды спорта и системы физических упражнений, развивающие профессионально важные качества.
Одними из наиболее древних видов спорта являются легкая атлетика и конный спорт. Со временем образовалось большое число новых видов спорта. Их появление происходит в результате модификации ранее сложившихся видов, взаимного влияния, научно-технического прогресса. Так возникли в свое время художественная гимнастика, спортивная акробатика, лыжный фристайл (свободный стиль), сноуборд, керлинг, конькобежный шорт-трек, синхронное плавание, парашютный спорт, дельтапланеризм, спортивный виндсерфинг, триатлон и многие другие.
Виды спорта можно классифицировать по ряду признаков:
К видам спорта, развивающим выносливость, относятся все циклические виды спорта, в которых физическая нагрузка длится сравнительно долгое время.
Самая главная особенность данных видов спорта состоит в том, что по сравнению с другими они в наибольшей степени способствуют укреплению здоровья.
В группу скоростно-силовых видов спорта входят легкоатлетические метания копья, диска, молота, толкание ядра, прыжки в длину и высоту, прыжки с шестом, тройной прыжок. Скоростно-силовые способности, наряду с другими физическими качествами, развиваются также при занятиях бегом и плаванием на короткие дистанции, спортивными единоборствами, спортивными играми.
Развитие быстроты происходит в процессе занятий спринтерскими дисциплинами разных видов спорта.
К видам спорта, развивающим ловкость, или, другими словами, к сложнокоординированным видам спорта относятся спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, лыжный слалом и фристайл, фигурное катание на коньках, водно-лыжный спорт, синхронное плавание, а также некоторые спортивные игры и легкоатлетические дисциплины.
Глава 4. Виды спорта и физические упражнения для достижения целей ППФП
Подробный анализ различных видов профессиональной деятельности позволяет сформировать требования к психофизической подготовленности, определить содержание ППФП и на этой основе выбрать физические упражнения и виды спорта, обеспечивающие подготовку будущего специалиста. Этот выбор проводят так, чтобы психофизиологическое воздействие физических упражнений и видов спорта способствовали выработке необходимых профессиональных качеств.
При выборе видов спорта и физических упражнений чрезвычайно важно учитывать, что в процессе обучения может произойти улучшение результатов в действиях, которые специальной тренировке не подвергались, что объясняется явлением так называемого переноса тренированности. Исследование физиологической сущности переноса навыков А.Е. Ульяницкой и Н.П. Ребровой показали, что по внешней картине движений нельзя достаточно уверенно судить об их внутренней структуре. Так, несмотря на очень большое внешнее сходство плавания и имитационных упражнений на суше, между их координационной структурой имеется существенная разница. Сравнение основных движений и тренировочных упражнений для выработки спортивных и профессиональных навыков позволило выявить отличие в их внутренней структуре при значительном внешнем сходстве. Именно поэтому неэффективными и бесперспективными для выработки и совершенствования профессиональных навыков оказались системы физических упражнений, иммитирующих трудовые движения и широко распространенные в 20-х годах.
Для выбора эффективных форм ППФП необходимо исследование внутренней структуры физических упражнений для определения их адекватности трудовым и спортивным движениям и определения степени пригодности для выработки требуемых навыков.
О важности того или иного вида спорта можно судить по его удельному весу в решении задач физической подготовки, в том числе и в ППФП.
Легкая атлетика имеет большое значение в формировании и совершенствование многих профессионально необходимых психофизических качеств. Это объясняется тем, что легкоатлетические упражнения требуют работы многих мышц, что позволяет выбирать упражнения в соответствии с необходимостью выработки и совершенствования тех или иных качеств в зависимости от характера профессиональной деятельности будущего специалиста. Кроме того легкая атлетика занимает по объему часов учебных занятий главное место в программах физического воспитания.
При планировании и проведении учебных занятий наряду с общеразвивающими упражнениями включаются специально-развивающие легкоатлетические упражнения, которые в наибольшей степени способствуют приобретению и развитию необходимых психофизических качеств.
Легкоатлетические упражнения обеспечивают формирование большинства важных качеств, таких, как способность дозировать силовые напряжения (метания), общая выносливость (длительный медленный бег, кроссовый бег), статическая выносливость и устойчивость к гиподинамии (продолжительный бег, метания), сенсомоторную реакцию (бег с низкого старта, эстафетный бег), быстрота (бег на короткие дистанции), ловкость (прыжки, челночный бег), устойчивость к воздействию неблагоприятных условий (проведение занятий на открытом воздухе в любую погоду), волевое поведение в условиях эмоциональной напряженности (эстафетный бег, прыжки в высоту). Различные виды легкой атлетики включены в комплексную спартакиаду МГИУ. Участия в соревнованиях способствует формированию необходимых морально-волевых качеств будущего специалиста.
Плавание включено в программу по физической подготовке, как обязательный вид подготовки, имеющий важное оздоравливающее и прикладное значение. Плавание оказывает всестороннее положительное воздействие на функционирование всех физиологических систем человека. Оно способствует пропорциональному развитию мускулатуры, улучшает работу и повышает функциональные возможности дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной системы организма, улучшает обмен веществ, снимает стрессы, является отличным закаливающим средством. Таким образом плавание способствует выработке и совершенствованию большого числа прикладных психофизических качеств, необходимых для специалистов практически любого профиля. Так, опыт МГИСиС (А.В. Лифанцев, С.С. Прапор, Р.Д. Бибенков) показывает, что плавание – эффективный способ совершенствования специфических качеств и способностей, что позволяет рекомендовать его в ППФП студентов металлургических специальностей и вузов. Плавание – одно из средств снятия эмоционального напряжения, что особенно важно для работников умственного труда.
Овладение прикладными видами плавания является неотъемлемой частью профессиональной подготовки для ряда специалистов, например работников водного транспорта.
Наконец умение плавать – жизненно необходимый навык. К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению числа умеющих плавать среди молодежи, поступившей в вузы.
Большое значение в решении задач ППФП имеют спортивные игры. Спортивные командные игры способствуют развитию оперативного мышления, т.к. требуют от игрока быстрой оценки игровой ситуации, принятия и осуществления правильного решения, а также развитию эмоциональной устойчивости, особенно при их проведении в соревновательных условиях в присутствии зрителей.
Спортивные игры с мячом являются эффективным средством развития таких специальных прикладных качеств, как координация движений, ловкость, внимание. Действия игрока в них требуют одновременного восприятия большого числа объектов (расположение своих и чужих игроков, полет мяча, расстояние до ворот, сетки, кольца), мгновенного переключения внимания на протяжении всей игры.
Занятия спортивными играми способствуют гармоничному развитию основных физических качеств – силы, выносливости, быстроты, гибкости. При занятиях спортивными играми улучшаются функции вестибулярного аппарата, совершенствуется точность движений, увеличивается поле зрения.
Лыжные гонки совершенствуют выносливость, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Этот вид спорта дает хорошую разностороннюю физическую подготовку и является ценным средством прикладной физической подготовки.
Одной из обязательных программных спортивных дисциплин является гимнастика. Гимнастические упражнения способствуют развитию координации движений, ловкости, гибкости, совершенствуются функции дыхательного аппарата, улучшаются мышечно-суставные ощущения и восприятия, осанка. Высокая двигательная культура, вырабатываемая гимнастическими упражнениями, позволяет быстро осваивать сложные трудовые движения.
Многие прикладные виды спорта (автомотоспорт, парашютный, водно-моторный и др.) следует рассматривать для ряда специальностей и профессий, как неотъемлемый элемент профессиональной подготовки.
Эти виды спорта кроме благоприятного воздействия на улучшение функций организма и физическую подготовленность способствуют приобретению знаний и навыков в специальных инженерно-технических дисциплинах, что повышает уровень профессиональной подготовки.
У молодежи большой популярностью пользуются такие виды спорта и системы физических упражнений, как атлетическая гимнастика (бодибилдинг), ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, восточные системы (ушу, йога). Эти виды спорта и системы упражнений обычно не включаются в обязательные занятия, но их отдельные упражнения и элементы могут успешно использоваться для решения некоторых частных задач, а также в качестве вспомогательных средств физической подготовки при самостоятельных занятиях.
Для решения задач ППФП помимо физических упражнений следует широко использовать природные и гигиенические факторы. Правильное их использование повысит эффективность физических упражнений. Эти факторы служат также эффективным средством закаливания, повышают сопротивляемость организма неблагоприятным внешним воздействиям, способствуют восстановлению и повышению работоспособности.
Ежедневная гигиеническая гимнастика, водные процедуры (душ, контрастный душ, обливание, обтирание) парная баня, массаж и самомассаж, соблюдение режима дня, сна, питания, отказ от вредных привычек улучшают функциональное состояние организма.
Хотя эти факторы имеют и относительную самостоятельность в решении задач ППФП, наибольший эффект достигается при их сочетании с занятиями физической культурой и спортом. Студенты, активно занимающиеся спортом, вынуждены следить за состоянием своего здоровья, сознательно и целенаправленно использовать эти факторы для поддержания и улучшения спортивной формы.
Прикладные, виды спорта, их элементы и упражнения на службе ППФП
физический подготовка упражнение спорт
Гимнастика. Занятия по гимнастике используются главным образом для развития таких качеств как координация движений, ловкость рук, статическая выносливость мышц брюшного пресса, спины, туловища, концентрированное внимание, эмоциональная устойчивость, смелость, решительность.
Ловкость и координация рук развиваются с помощью вольных упражнений, упражнений с предметами, средними и малыми мячами.
Гимнастика позволяет целенаправленно воздействовать на определенные мышечные группы, нуждающиеся в нагрузке.
Оздоровительная гимнастика позволяет людям, ведущим малоподвижный образ жизни укрепить мышцы спины, создать надежный мышечный корсет, который необходим для профилактики возрастных заболеваний в различных отделах позвоночника, других суставах. Общеразвивающие упражнения, проводимые в увеличенном объеме, могут быть самостоятельными средствами повышения двигательной активности. Для занятий используются различные формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика, физкультпаузы, индивидуальное выполнение целенаправленных комплексов.
Легкая атлетика. На учебных занятиях по легкой атлетике формируются многие наиболее актуальные психофизические качества. Эффективными средствами для этого являются: продолжительный непрерывный и переменный бег на дорожке стадиона и по пересеченной местности в теплое и холодное время года (для развития сердечно-сосудистой и дыхательной систем и системы терморегуляции, формирования устойчивости против неблагоприятных метеорологических факторов и стойкости характера); бег на короткие дистанции, бег по сложному закрытому маршруту, эстафетный бег с общей зоной передачи (для развития быстроты реакции, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости); прыжки в высоту, глубину (для развития решительности, смелости) и другие подготовительные и основные упражнения из легкой атлетики.
Плавание. На занятиях по плаванию улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, воспитывается общая выносливость, стойкость средствами длительного плавания до 30 минут, повторного проплывания отрезков 50-100 м, ныряния на дальность и в глубину.
Оздоровительная ходьба является наиболее доступным начальным этапом самостоятельных занятий людей при наличии противопоказаний к бегу. При ходьбе нагрузка на ноги в два раза меньше, чем при беге. При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. По мере роста тренированности ходьба сменяется беговой тренировкой.
Наиболее распространенные рекомендации для занятий бегом сводятся к следующему:
Ходьба на лыжах улучшает деятельность всего мышечного аппарата ССС и дыхательной системы. Чистый воздух, равномерно повторяющиеся движения различных частей тела успокаивающе действуют на нервную систему. Дозировать нагрузку можно, ориентируясь на общее время ходьбы и ЧСС. Скорость же передвижения часто зависит от погодных условий, состояния снежного покрова, рельефа местности. Двигаясь с небольшой приятной для себя скоростью, можно преодолевать от 5 до 20 км.
Спортивные игры. Они эффективно содействуют достижению высокого уровня функционирования и надежности нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем, зрительного и слухового анализаторов, а также воспитанию таких необходимых авиаинженеру качеств, как общая выносливость, ловкость и координация движений, специфическая ловкость рук, пальцев, быстрота реакции, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость и инициативность.
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
Дыхательные упражнения основаны на том, что человек может в определенных границах управлять своим дыханием: удлинять или укорачивать вдох и выдох, дифференцировать паузы между ними, изменять характер дыхательных движений (варьировать их интенсивность, включать в работу те или иные группы мышц). По принципу выполнения дыхательные упражнения делят на несколько групп.
Статические упражнения характеризуются определенными позами и сохранением их в течение более или менее продолжительного отрезка времени. Таких упражнений много в гимнастике, аэробике, тяжелой атлетике. Их физиологическое воздействие на организм основано на изменении положения тела по отношению к направлению гравитационных сил, изменении состояния внутренней среды и длительном напряжении определенных мышечных групп.
Стойки и висы вниз головой создают большую дополнительную нагрузку на сосуды головы. Растяжению сосудов под действием гидростатического напора крови препятствует физиологическая защитная реакция в виде пропорционально повышающегося напряжения стенок сосудов (эффект Остроумова-Бейлиса). Такая реакция способствует поддержанию постоянства мозгового кровообращения при любых изменениях положения тела: ускорениях, натуживаниях и др. Упражнения такого рода совершенствуют эту способность. Улучшению мозгового кровообращения способствуют упражнения со сгибанием позвоночника в области шейных и грудных позвонков (стойки на лопатках, заведение ног за голову в положении лежа на спине).
Динамические упражнения отличаются тем, что их выполнение связано с большим объемом механической работы, требующей значительных затрат энергии. Большая нагрузка активизирует работу многих систем организма, интенсифицирует обменные процессы. В первую очередь это проявляется в значительном усилении кровообращения. У спортсменов во время соревнований производительность работы сердца возрастает в 10 и более раз. При выполнения физической работы интенсивность кровообращения в головном мозгу значительно ниже, чем в мышцах; в последних оно возрастает в несколько раз в сравнении с покоем, тогда как в мозгу при той же работе лишь на несколько процентов. Чрезмерное переполнение кровью мозга не происходит благодаря надежной системе защиты, которая пропускает к нервам такое ее количество, какое необходимо для нормальной их работы. В системе головного мозга заложен принцип наиболее экономичного управления кровотоком за счет зональных переключений: усиление его в активно работающих областях при одновременном расслаблении других, менее загруженных.
Упражнения для глаз входили во многие древние гимнастические системы в виде разнообразных движений глазами: вращение вверх-вниз, влево-вправо и другие. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области. После выполнения таких упражнений многие чувствуют себя значительно бодрее, особенно после сильного умственного утомления
Дефицит движений у большинства работников умственного труда неизбежно сказываемся на зрении. Работая за столом, с приборами, у мольберта человек длительное время фиксирует взгляд на точках, расположенных на одном и том же расстоянии. Это вызывает перенапряжение не только двигательных мышц глаза, но и микромышц хрусталика. Поэтому рекомендуется в течение рабочего дня неоднократно переводить взгляд на далеко отстоящие точки и зрительно фиксировать их. Существующие системы упражнений (Е.К. Клосовского, Э.С. Аветисова) позволяют эффективно поддерживать работоспособность глазодвигательного аппарата.
Для решения задач ППФП учащихся и работающих применяются теоретические и практические занятия.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед и самостоятельного изучения литературных источников. Изучаются условия труда специалистов данной профессии, требования к их психофизической подготовленности, роль производственной физкультуры и ППФП в улучшении дееспособности работающих.
Особое внимание уделяется средствам и методам воспитания психических свойств и физических качеств, профессионально важных для специалиста.
Практические занятия проводятся в различных формах: специальные учебно-тренировочные занятия по ППФП; массовые спортивные мероприятия с профессионально-прикладной целеустановкой; индивидуальные самостоятельные занятия.
Учебно-тренировочные занятия. На этих занятиях учащимися отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально необходимые физические качества.
Массовые спортивные мероприятия. Проводятся с целью не только укрепить физические качества, но и развить соревновательный дух. Профессиональная направленность отражается в условиях конкурсов, в положении о соревнованиях. В программу соревнований включают отдельные профессионально-прикладные виды упражнений и специальные виды спорта.
Статья:» Профессионально-прикладная физическая подготовка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ППФП (Профессионально – прикладная физическая культура)
Профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП) – одно из основополагающих направлений физического воспитания, формирующие прикладные знания, физические и социальные качества, умение и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к условиям и воздействиям профессиональной деятельности. (Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Издание третье. Ростов – н/Д: Феникс, 2004. – 290 – 319)
к ускорению профессионального обучения;
к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения профессионального долголетия;
к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональный коллектив;
ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности при одновременном общем укреплении организма и здоровья человека, повышении уровня его всестороннего физического развития. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности. Они состоят в том, чтобы формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки, воспитывать прикладные психофизические качества и специальные прикладные качества.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью и приобретаются во время учебных занятий, а также путем самостоятельного изучения литературы. Важен тот факт, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимавшийся прикладны ми видами спорта.
Прикладные физические качества – это быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. Они необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы необходимы или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней с реды. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат, укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость.
Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные и субъективные требования профессии к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, то есть требований профессии к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями.
К таким факторам относятся следующие:
1) формы (виды) труда специалистов конкретного профиля;
2) условия и характер труда;
3) режим труда и отдыха;
4) особенности динамики работоспособности специалиста в процессе труда и специфика профессионального утомления и заболеваемости.
Дополнительными факторами, определяющим содержание профессионально-прикладной физической подготовки, являются индивидуальные особенности будущих специалистов, а также климатические условия региона, где предстоит работать и жить. Изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалистов в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяют выявить тот самый объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна строиться на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Подбор средств ППФП должен производиться с учетом особенностей учебного процесса на конкретном факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. В числе таковых могут быть: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
Подбирая физические упражнения, необходимо учитывать, чтобы их психофизическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При целенаправленном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий можно увеличивать объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько физических качеств и соответственно устанавливать учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температур воздуха. В содержание занятий со студентами должно входить обучение приемам закаливания организма и выполнению гигиенических мероприятий, а также применению средств ускорения восстановительных процессов в организме.
Вспомогательными средствами ППФП, обеспечивающими ее эффективность, служат упражнения на профессиональных тренажерах и других специальных технических приспособлениях. В профессиональных тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях. ( Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. М., 2003. – 123 – 130)