чук и гек в каком классе читают
Урока внеклассного чтения. А.Гайдар «Чук и Гек»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тип урока: урок внеклассного чтения
Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»
Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;
расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;
отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;
обогащать активный и пассивный словарный запас;
расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.
развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память.
развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;
отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;
развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;
содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.
Оборудование: книги для чтения; выставка книг А.Гайдара ; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».
I Мотивационно-ориентировочный этап
-Добрый день, ребята!
-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.
II .Актуализация имеющихся знаний.
Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.
Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
С тобою дорога моя далека —
В любую страну, в любые века.
— Кто написал эту книгу?
Выставляется портрет А.П. Гайдара.
III . Мотивация учебной и познавательной деятельности
Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.
— Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.
Большой, веселый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы
Как бесконечную игру.
Он был солдатом и вожатым,
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
IV .Изучение нового материала
1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.
— Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?
В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.
-В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.
2. Решение задач по ориентировке в художественной книге
(Учитель раздаёт книги)
Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы
— Как вы понимаете значение слова «телеграмма»
Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму
4. Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения
— А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».
4. .Проверка первичного восприятия произведения
— Кто же такие Чук и Гек?
— А что с ними случилось?
— Кто позвонил в дверь?
— Что в это время делали братья
— Куда Чук положил телеграмму?
— Что в это время делал Гек?
— А что хранилось в этой коробке?
— Что случилось после?
— Что заставило помериться мальчикам?
— Какую историю они придумали?
VI . Закрепление изученного материала
2. Беседа по содержанию текста эмоционально – оценочного характера
— Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?
— Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?
-Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?
— Почему так делать нельзя?
— Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.
— Вранье не введет в добро.
— Правда в огне не горит и в воде не тонет.
— Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?
— Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:
Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека ( С иние )
Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (ап е льсин)
Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? ( телег р амму )
Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? ( ружь ё )
Профессия отца Чука и Гека ( г еолог )
Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани ( ямщ и к )
Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? ( су н дук )
Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора ( башл ы к )
Фамилия Чука и Гека Серёгины
VII .Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.
1.Соотношение цели урока и его результата
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?
Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»
Закончи предложения:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Я не совсем понял…
Мне хотелось бы еще…
3.Оценка работы школьников на уроке с комментариями педагога
Улыбаются друг другу, садятся на свои места
Слушают выступление заранее подготовленного ученика
Дети читают цепочкой воспоминания А. Гайдара:
«В августе 1914 года, когда мне стукнуло 10 лет, отца взяли в солдаты и послали на германский фронт. Забежал он из казармы прощаться. Бритая голова, серая папаха, тяжелые, кованные железом сапоги. Помню – вечерело. Крепко пахло на вокзале нефтью, карболкой и антоновскими яблоками, которых уродилось в тот год неисчислимая сила. Вернулись назад солдаты через 4 года.
Мне было 14 лет, когда я ушел в Красную армию и думал остаться в ней навсегда».
Объясняют значение слова
Дают подробные ответы на вопросы
Дают оценку поступков мальчиков
Объясняют смысл пословиц
Анализируют работу на уроке
Номер материала: ДБ-161022
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Прослушивание музыки снижает усталость мозга
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему «А. П. Гайдар «Чук и Гек»»
Содержимое разработки
Тема урока: А. П. Гайдар «Чук и Гек»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цель: ознакомление учащихся с произведением А.П. Гайдара «Чук и Гек»
1. Познакомить с творчеством А.П. Гайдара на материале произведения «Чук и Гек».
2. Продолжить работу над формированием умения отвечать на вопросы учителя полным ответом.
3. Продолжить работу над формированием умения аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.
1. Формировать умение находить информацию в тексте по заданию учителя.
2. Способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста.
3. Развивать связную устную речь учащихся в процессе ответов на вопросы учителя.
4. Развивать навык правильного и осознанного чтения.
1. Способствовать формированию нравственно-этических качеств личности, чуткости, доброты, внимания к ближнему, через содержание урока.
— знают биографию А. Гайдара.
— знают произведение «Чук и Гек»
— умеют отвечать на вопросы учителя.
— умеют аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.
— понимают и принимают учебную задачу;
— осуществляют самоконтроль при чтении произведения;
— оценивают результаты своей деятельности.
— умеют находить информацию в тексте по заданию учителя;
— умеют прогнозировать содержание читаемого текста.
— умеют слышать и слушать собеседника;
— вступают в диалог с учителем;
— осознают важность проявления чуткости, доброты, внимания к ближнему.
Оборудование: учебник, презентация, карточки.
1. Организационный этап. (1 минута)
2. Проверка домашнего задания. (10 минут)
3. Подготовка к восприятию текста. (8 минут)
4. Первичное восприятие и анализ текста (20 минут)
5. Подведение итогов. Рефлексия. (5 минут)
6. Домашнее задание. (1 минута)
Методы, приемы, формы и средства
Создать эмоциональный настрой на урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
— Здравствуйте ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
— Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы для себя сделать открытие?
— Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов.
Быть внимательными и наблюдательными
Средства: речь учителя, стихотворение.
ЛУУД: Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Определить степень усвоения изученного.
— Но прежде чем мы приступим к изучению нового, давайте проведем речевую разминку.
Та – та – та – у нас дома чистота.
Ты –ты –ты – сметану съели всю коты.
То – то – то – стали мы играть в лото.
— Прочитайте чистоговорку хором.
-Теперь давайте прочитаем с вопросительной интонацией.
— А теперь давайте прочитаем с логическим ударением, выделяя голосом выделенные слова.
Средства: речь учителя, чистоговорка, слайд презентации.
КУУД: умение вступать в диалог с учителем.
3. Подготовка к восприятию текста.
Организовать настрой на восприятие текста; актуализацию знаний и эмоций, которые помогут лучше усвоить произведение.
— Посмотрите на выставку книг, которая представлена на слайде. И скажите, с какими произведениями вы уже познакомились? (На слайде след. произведения: К. Чуковский «Путаница», Н. Носов «На горке», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья, А. Гайдар «Чук и Гек»)
— Посмотрите, здесь есть еще одно произведение, которое вы не называли. Как оно называется?
— Кто написал это произведение?
— Поднимите руку, кто не читал это произведение.
— А теперь поднимите руку, кто уже знаком с данным произведением и читал его.
— Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством А. Гайдара и прочитаем фрагмент из произведения «Чук и Гек». А те, кто уже знаком с данным произведением, будут слушать вдвойне внимательнее и помогать отвечать на вопросы другим ребятам.
— Как вы думаете, какие задачи мы перед собой поставим? Попробуем сформулировать их, используя незаконченное предложение.
— Действительно, мы познакомимся с новым произведением А. Гайдара «Чук и Гек». Узнаем, о чем этот рассказ, и кто такие Чук и Гек.
— Прежде чем, мы перейдем к чтению рассказа, предлагаю вам познакомиться с автором произведения «Чук и Гек» А. П. Гайдар.
— Посмотрите на слайд здесь представлен портрет А. Гайдара.
Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове. С малых лет он рос необычайно любознательным, не по возрасту вдумчивым, впечатлительным.
Отец Гайдара – был школьный учитель, Пётр Исидорович Голиков. Мать – Наталья Аркадьевна, работала сначала учительницей, позже медсестрой.
В семье после рождения Аркадия появилось ещё трое детей – его младшие сёстры.
Аркадий начал сочинять стихи с 10 лет.
— О Аркадии Петровиче Гайдаре нам расскажет Полина и Женя.
В 1927 году приехал в Москву, где создал произведения, принесшие славу. Он стал одним из самых читаемых детских писателей того времени. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Аркадий Петрович ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде.
Писатель погиб в бою с фашистами 26 октября 1941 года.
— Прочитайте название произведения и подумайте, о ком или, о чем оно будет? Как вы думаете, кто такие Чук и Гек?
— В ходе чтения, мы узнаем подтвердились ваши предположения или нет.
— В тексте вам встретятся слова, которые могут вызвать у вас затруднения, давайте потренируемся в их прочтении.
— Посмотрите на слайд. Сначала прочитаем эти слова по слогам, потом целым словом с ударением.
Литературный марафон для 3-их классов по произведениям А.П. Гайдара «Чук и Гек», «Тимур и его команда».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОУ РМЭ «Лицей Бауманский»
Литературный марафон для 3-их классов
по произведениям А.П. Гайдара «Чук и Гек», «Тимур и его команда».
№ 1. День рождения А.П. Гайдара 22 января 1904 года в городе Львове. Сосчитай и напиши сколько лет исполнилось бы сейчас писателю.
№ 2. Его настоящая фамилия _______________.
№ 3. Расшифруйте города
РИКВО СОМАВК МОКС РУМЖУ
______________ ____________ _________ __________
-В каком городе жили Чук и Гек? ______________________________
№ 4. Перечислите всех героев рассказа «Чук и Гек» в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении.
№ 5. Кто из братьев был старше и на сколько?___________________________
№ 6. В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости?Что было в ней написано?
№ 7. Какие полезные ископаемые, провозимые в вагонах, увидели мальчики из окна своего поезда?
Расшифруйте и подчеркните.
драу оульг феньт амромр
___________ _________ __________ __________
№ 8. Впишите загаданные слова.
Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека.
Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек?
Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес?
Профессия отца Чука и Гека?
Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани.
Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука?
Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора.
№ 9. Сколько человек жило в сторожке?
№ 10. Зайцев, сшитых из тряпок, было 12, а кукол прямоносных и лупоглазых на 9 больше, шишек, обёрнутых серебряной бумагой столько, сколько зайцев и кукол вместе, а пышных цветов из папиросной бумаги – половина тряпочных зайцев. Сколько всего этих игрушек сделали своими руками Чук и Гек с мамой?
№ 11. Высота в комнате в доме 25дм. Сторож принёс ёлку высотой 1м 95см. Достала ли ёлка до потолка, если макушку украсили самодельной звездой высотой 15см? Реши задачу.
№ 12. Допиши последний абзац произведения:
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие из цикла «Знатоки литературы» по рассказу А.П. Гайдара «Чук и Гек»
Ход занятия
1. Рассказ о писателе.
Но в 1914 году началась Первая мировая война, и отца Аркадия в первые же дни забрали на фронт. Сын активно принимал участие во всех событиях в городе и обо всём писал отцу на фронт. Но он и сам стремился в армию, и с 1919 года (в 15 лет) поступил на курсы командиров РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армии). К 17 годам Аркадий становится командиром полка, а затем командующим целым боевым районом. Но в 1923 году из-за ранения заболел, долго лечился и был уволен в запас.
С первых дней Великой Отечественной войны Гайдар ушёл на фронт военным корреспондентом газеты «Красная звезда», воевал в партизанском отряде и погиб 26 октября 1941 года, прикрывая отход товарищей. На месте гибели и на родине Гайдара установлены памятники, но лучший памятник писателю – это его книги, которые читают и перечитывают до сих пор.
2. Работа по произведению А.П.Гайдара «Чук и Гек»
1) Ответьте на вопросы по содержанию текста:
Перечислите всех героев рассказа в том порядке, в котором они появлялись по ходу действия в произведении. (Папа, почтальон, Чук, Гек, мама, проводник, пассажиры вагона, ямщик, сторож, собака Смелый, геологи)
Расставьте иллюстрации к произведению по порядку сюжета (иллюстрации прилагаются – для занятия выбраны одни из первых иллюстраций к данному произведению )
В каком городе жили Чук и Гек? Как об этом можно догадаться по тексту? (Москва)
Как долго папа не был дома до того, как пригласил семью в гости? (год)
В каком месяце пришло письмо от папы с приглашением в гости? (декабрь)
Как Чук и Гек готовились к далёкому путешествию?
Из-за чего они поссорились перед отъездом?
Почему братья решили скрыть пропажу телеграммы?
Какой выход из положения придумал Чук, чтобы им не попало? Как по-вашему, промолчать о чём-то – это соврать или нет? Что же лучше – промолчать или соврать?
В какое время суток поезд, на котором уезжали Чук и Гек, отходил от московского вокзала? (поздно вечером)
По какой причине Гек проснулся ночью в поезде?
Кто пристыдил Гека за хлопанье скамейками? (проводник)
Как называется поезд с вооружением, обшитый бронёй? (бронепоезд)
В какое время суток поезд подъехал к станции, где маму и братьев должен был встретить папа? (утром)
Сколько километров оставалось ехать от станции до того места, где жил отец? (сто)
Какое животное заинтересовалось братьями, пока мать ходила за ямщиком? (козёл)
Что нашёл Чук за печкой в избушке, где ночевали в пути? (пружину)
О каком звере подумал Гек ночью, услышав звуки за окном, и кто это оказался на самом деле? (медведь, лошадь)
Как мать узнала, что отец посылал им телеграмму? (из разговора со сторожем)
Что было написано в телеграмме? («Задержись выезжать на две недели. Наша партия срочно выходит в тайгу».
Зачем сторожу нужно было на двое суток в тайгу уйти? (Сказал, что проверять капканы, а на самом деле пошёл к отцу, чтобы сказать, что его семья уже приехала)
Что можно сказать о стороже по этому поступку? Какие ещё его слова и дела подтверждают, что это добрый и любящий детей человек, который за внешней суровостью скрывает это?
Зачем Гек спрятался в сундуке? (хотел всех напугать)
Почему задержались мать и Чук, когда ходили за водой? (Чук потерял варежку)
Как звали собаку сторожа, которая нашла Гека? (Смелый)
Что принёс сторож от отца? (ключ от комнаты и письмо)
Из чего придумали Чук и Гек делать игрушки на ёлку?
Что принёс им сторож для этих поделок? (серебряную бумагу от завёртки чая и кусок воска для свечей)
Какой «секрет» для отца приготовили Чук и Гек на ёлке? (по фильму – хлопушку с письмом)
Какой подарок на Новый год подарил мальчикам сторож? (по фильму – белку)
Из выделенных слов попробуйте составить кроссворд. (Слова: Москва, год, декабрь, бронепоезд, пружина, медведь, лошадь, Смелый, белка)
2) Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:
Название гор, возле которых работал отец Чука и Гека (Синие)
Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)
Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)
Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)
Профессия отца Чука и Гека (геолог)
Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)
Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)
Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)
Фамилия Чука и Гека Серёгины
3) Назови по описанию животных, которых Чук и Гек видели в тайге по дороге к отцу:
Среди этих зверьков есть травники, колосники, листопадники; охотники считают его хитрым, потому что выследить его по запутанным следам очень трудно. (зайцы)
Этот зверёк в разное время года может питаться насекомыми, гусеницами, иногда мышами и рыбой, ловит птиц и таскает из птичьих гнёзд яйца, грызёт сброшенные лосями рога, ест почки деревьев, орехи, семена елей и сосен. Его злейший враг – куница. (белка)
Птенцы этой птицы могут появиться на свет в любое время года, даже чаще зимой, в течение жизни у этой птицы меняется форма клюва, а трупики этих птиц, в отличие от других, не разлагаются 15 – 20 лет (клесты)
Крупная хищная птица, ведущая ночной образ жизни, приносит большую пользу лесу и сельскому хозяйству, истребляя грызунов. Считается символом мудрости. (сова)
Среди этих животных есть и северные, и пятнистые, и благородные. Их рост может достигать 2 метров, а длина рогов до 93см. Но этот великан – совершенно безобидное животное, питается растительной пищей, очень пуглив, держится обычно стадами (олени)
4) «Математика в литературе»
1. Вспомните нужные числа из произведения и посчитайте, сколько километров отделяло Чука и Гека от отца. (1000+1000+100=2100км)
2. Ответьте на следующие вопросы:
Вставьте полученные числа в цепочку в порядке убывания и выполните необходимые действия. Вы узнаете, сколько раз переиздавались книги с произведениями А.П.Гайдара.
Почему же книги Гайдара так любят и до сих пор читают дети и взрослые и в нашей стране, и в других странах?
Давайте прочитаем последний абзац произведения:
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной»
— А что же для вас счастье?
Урок завершается финальной песней из фильма «Чук и Гек».