чуйский тракт это какой где он находится
Что такое Чуйский тракт и где он находится
Чуйский тракт – автомагистраль, связывающая Россию с Монголией и Китаем, считается национальным достоянием за потрясающую красоту окружающей его природы.
Чуйский тракт – автомагистраль на юге Сибири, соединяющая Новосибирск с границей России и Монголии на территории Республики Алтай. Официальное название – федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт». До 2018 года трасса также имела индексацию М52. Чуйский тракт является одним из отрезков трансазиатской магистрали AH4 Новосибирск – Карачи. Последний населенный пункт на территории РФ – село Ташанта в Кош-Агачском районе Республики Алтай. После пересечения границы с Монголией автомагистраль продолжается грунтовой автодорогой A0306 граница с Россией – Улгий (Баян-Улэгэй, Монголия).
В наше время наименование Чуйский тракт применяется ко всей трассе Р265, однако исторический тракт имеет меньшую протяженность. Он начинался в Бийске (Алтайский край) и продолжался до границы с Монголией. Для подавляющего большинства туристов именно эта часть автомагистрали представляет наибольший интерес. Здесь проходит горная часть автомагистрали и расположены наивысшие перевалы трассы – Семинский и Чике-Таман. По Республике Алтай Чуйский тракт идет вдоль главной водной артерии региона реке Катунь. А свое название таркт получил в честь притока Катуни реки Чуя, пролегающей в южной части республики.
Трассу Р265 можно условно разделить на 3 части:
Равнинная часть начинается в Новосибирске и продолжается до Горно-Алтайска, трасса в этом месте проходит по Бийско-Чумышской возвышенности. От Горно-Алтайска до села Акташ лежит среднегорная часть с двумя перевалами. От Акташа до границы – высокогорный отрезок.
История строительства тракта
Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.
В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.
Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.
Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.
С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.
Современное состояние
Сейчас Чуйский тракт – достаточно современная и благоустроенная трасса, ведущая из Южной Сибири в Монголию. Исторический Чуйский тракт тянется от Бийска до Ташанты (Республика Алтай) на 630 км, это двухполосная дорога с двумя горными перевалами: Семинским (1709 м) и Чике-Таман (1269 м). Семинский перевал характеризуется затяжными спуском и подъемом, Чике-Таман – большим числом горных серпантинов.
Климат и погода
Крупные населенные пункты вдоль дороги
Крупнейший населенный пункт Чуйского тракта лежит у основания трассы. Новосибирск – самой большой по численности населения город автомагистрали с населением более 1 млн. 600 тыс. человек. Также среди крупных городов, лежащих на трассе, можно отметить:
Последний относительно крупный населенный пункт на трассе – пос. Кош-Агач, лежащий в Чуйской степи, обладает населением в 9 тыс. человек.
Инфраструктура трассы
На всем протяжении Чуйского тракта положен асфальт отличного качества. От Новосибирска до Бийска автомагистраль – классическая российская автодорога федерального значения с большим количеством заправок, кафе и мест для ночлега. Исторический Чуйский тракт можно разделить на 2 части: промежуток от Бийска до Акташа и отрезок от Акташа до границы. Первый отрезок – туристический центр Алтая с хорошей инфраструктурой, большим количеством сел, туристических баз и достопримечательностей.
Сразу за Акташем местность становится более пустынной, следующие очаги цивилизации встречаются уже в Кош-Агаче в 100 км от Акташа, хотя за 15 км до Кош-Агача на побережье реки Тыдтуярык есть пара гостиниц. От Кош-Агача до Ташанты местность практически пустынна, нет ни заправок, ни гостиниц, почти нет сотовой связи.
Чуйский тракт зимой
Зимняя поездка по Чуйскому тракту связаны с некоторыми сложностями. В отличие от большинства горных дорог, главная опасность, которая подстерегает путников на Чуйском тракте, это не снежные заносы, а гололедица. Поэтому тракт на территории Республики Алтай в зимний период регулярно посыпается противогололедными средствами. Вероятность схода снежных лавин невелика. Низкие температуры могут доставить неприятности в Чуйской и Курайской котловинах, поэтому поездка по тракту зимой в этой местности – занятие для экстремалов.
Достопримечательности и интересные места
Чуйский тракт – осевая трасса Республики Алтай, или как ее здесь часто называют – «Дорога жизни». Это одна из красивейших дорог России и всего мира со множеством природных достопримечательностей. Пересекая «Золотые горы», как переводится с монгольского Алтай, можно посетить множество интересных мест.
Музей Чуйского тракта расположен в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Здесь хранятся документы и фотографии, связанные со строительством тракта. Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.
Имя Ая в Республике Алтай носят сразу три объекта: река, озеро и село. Все они расположены в 25 км к западу от Горно-Алтайска на противоположном от тракта берегу реки Катунь. Наибольший интерес представляет озеро, посреди которого расположена деревянная «Беседка любви». До беседки можно добраться на лодке или даже вплавь. Вода в озере довольно теплая, что отличает Аю от большинства горных озер Алтая.
Аржаан-Суу – родник, носящий статус памятника природы Республики Алтай. Источник располагается на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата минералами и химическими элементами (серебром и железом), а среди алтайцев источник считается священным. Поэтому согласно алтайским поверьям, деревья возле родника перевязаны белыми ленточками.
Тавдинские пещеры располагаются рядом с ключом Аржаан-Суук, но на другом берегу Катуни. Добраться сюда можно, свернув с тракта и преодолев мост через Катунь в районе особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (напротив родника). Тавдинские пещеры – массив из более чем 30 карстовых пещер общей протяженностью около 30 км. Пещеры расположены на отвесных скалах, однако подавляющее большинство из них доступно и активно посещается. Самая известная пещера – «Большая Тавдинская», также носящая втором имя «Девичьи слезы».
Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Однако Акташ больше известен не своими архитектурными изысками, а тем, что здесь заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье. Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.
Курайская степь – эталон редкого ландшафтного явления «гигантская рябь течения», самые необыкновенные виды можно наблюдать на юге котловины у реки Тете. Гигантская рябь течения – последствие существования некогда в котловине ледникового озера, которое, растаяв, образовало на почве долины причудливый узор, больше всего напоминающий обнаженное песчаное дно реки. Песчаные волны в Курайской степи достигают размера в 20 м.
По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты. Здесь открываются захватывающие дух пейзажи, будто перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтая Шамбалу. Эта автомагистраль – сама по себе достояние, ничуть не уступающее другим достопримечательностям Алтая.
Здесь я был. Алтай. Чуйский тракт. 23/30
Чуйский тракт
По площади это самый маленький объект по сравнению с теми, про которые уже написал, и с теми, про которые еще напишу. Восемь метров ширины умножаем на 600 километров длины. Получаем примерно пять квадратных километров. На этих пяти миллионах квадратных метрах сделано, я думаю, например для круглого счета, 10 000 000 фотографий. По 2 штуки на квадратный метр. Много это или мало?
Из Википедии.
Город-крепость Коулун (англ. Kowloon Walled City) — в прошлом плотнонаселённое, практически не управляемое правительствами поселение в Коулуне, Гонконг. Первоначально на его месте находился китайский военный форт.
В 1987 году в городе-крепости, на территории 2,6 га, проживало 33 тыс. человек. В начале 1990-х численность населения оценивалась в 50 тысяч, то есть его плотность достигала двух миллионов человек на кв.км.
По 2 китайца на квадратный метр. Цифры одинаковые, но, думаю, что на Чуйском тракте резервы для фотосъемки еще не исчерпаны. Фотография занимает места меньше, чем человек. Снимать нам не переснимать.
Абсурдный подсчет площади дороги, абсурдное сравнение с жителями города-крепости Коулун. Абсурдное намеренье писать про Чуйский тракт, про который написано множество книг и сняты художественные фильмы. Не составлять же в самом деле список достопримечательностей этой знаменитой дороги с привязкой до второго знака после запятой в километровом выражении. Таких уже много в интернете.
Продолжим абсурдные изыскания, но уже без фантазий. Когда Чуйский тракт уже много лет функционировал и осуществлял торговую дружбу с Китаем и Монголией, автомобильной дороги от Бийска до Новосибирска просто не существовало. Википедия пишет, что название Чуйский тракт с 1961 года закреплено за дорогой Новосибирск — Ташанта. Я четко помню, что в 1973 (1974) году мы впервые на Жигулях смогли проехать из Бийска в Барнаул. Не по современной дороге, а через Тогул — Заринск. По грунтовке, но на Жигулях. До этого, из рассказа владельца Жигулей, они ездили через Пуштулим — Кемерово — Новосибирск на станцию техосмотра в Барнаул.
Дорога Барнаул-Новосибирск тогда уже была — соединяла два административных центра.
Не так давно доделали дорогу Бийск — Барнаул. Получилось 160 км. Счет километров в сторону Барнаула почему-то, всегда велся от Бийска. Автобусное сообщение открыли в самом конце семидесятых, но были куски грунтовой дороги, непроезжие в распутицу. Асфальтом укрыли всю дорогу где-то к нулевым годам. И пошли какие-то слухи, что дорогу у Алтая отнимут.
Километры Чуйского тракта считались от Бийска, с его нулевым километром, которому(0 км) посвящен музей в Бийске. Все четко знали, что Ташанта стоит у последнего 585-го километрового столбика, до Горно-Алтайска сто километров, Семинский перевал на 230-ом километре, Акташ на 440-ом. Купаться из Бийска ездили на карьеры, которые находились на семнадцатом километре. Не 17 км до них, а сворачивать с трассы надо было после столбика с числом 17. В начале восьмидесятых счет был еще от Бийска, я точно помню. Потом я не был там какое-то время.
Десять (плюс минус 5) лет назад с легкой (или тяжелой) руки какого-то новосибирского чиновника, который решил приобщиться к красотам Алтая, а точнее присоединить красоты Алтая к себе (к Новосибирску), всю дорогу от Новосибирска до Ташанты записали, как Чуйский тракт. Естественно, с отсчетом от себя.
Нулевой километр Чуйского тракта находится в Бийске. А километровые столбики считают километры от Новосибирска.
С туристического портала
350,3(текущий километраж) – «О» км Чуйского тракта. Музей Чуйского тракта.
Не проще ли было, если это так важно (продолжаю абсурд), назвать дорогу Бийск — Новосибирск тоже Чуйским трактом, но с нумерацией от Бийска. И в Барнаул мы не ехали б по встречной полосе, и нулевой километр не оказался бы посередине трассы. Называли бы 230-й километр Чуйского тракта в сторону Ташанты, как всегда было, Семинский перевал, а 230-й километр Чуйского тракта в сторону Новосибирска, как всегда было, Новоперуново. Хотите сказать, что такого быть не может. На карте можно все. Из Новосибирска до Иркутска идет трасса Р255 с красивым названием «Сибирь». Томск далеко в стороне от нее. Но отрезок, идущий от трассы Р255 до Томска, тоже называется Р255. Это показывает Яндекс карта. Гугл карта ничего не показывает в этом случае. Зато дорогу с номером Р273 от Ини до Тюнгура Гугл рисует. Но дороги там нет. Там пешком-то с трудом можно пройти. Утрирую — кони и мотоциклы проходят.
Если честно, то не надо ничего такого. Дороги Бийск — Барнаул, Барнаул — Новосибирск и так звучат понятно.
А Чуйский тракт, это Чуйский тракт. Новосибирск к нему даже за ведро пельменей подъехать не сможет. Регион другой.
Я понимаю, что 350 и 585 по отдельности выглядят гораздо менее значительными, чем 935. Напомню, что если измерять в попугаях, то цифра будет еще значительнее. Неужели этот мультик не видели те, кто принимал решение о нумерации Чуйского тракта от Новосибирска.
Представьте себе, едешь ты по Чуйскому тракту. За рулем неопытный водитель практику вождения набирает. Дорога ровная и пустая. Прикорнул ты минут на дцать. Открываешь глаза — топливо к нулю. Надо бы заправить машину.
— Где мы?
— Не знаю. Я за дорогой следил и по сторонам не смотрел. И так страшно.
Смотришь на столбик при дороге, а там 557. Где это? Вроде далее, чем Кош-Агач. Или нет, это ж по-новому. Реально в памяти есть: 150 до Усть-Семы, 200 до Шебалино, 280 до Онгудая. Там заправки. Берешь 557, вычитаешь 350, получается 207. Понятно, только что Шебалино проехали. До Онгудая не дотянуть, значит разворачиваемся. Простенько и со вкусом. Если бы на месте столбика 557 стоял столбик с числом 207, никто бы не обиделся.
Нереальная история? Реальность хуже. Никакая фантазия реальность не переплюнет. Пересчитывать приходится постоянно.
Практика логики
Кто владеет дорогой, кто получает прибыль или несет убытки, меня в данный момент не интересует. Я за свои интересы.
Езжу по этой трассе от Новосибирска до Ташанты. В Чуйской степи был три раза. Дорога делится на 6 участков.
Живу в Новосибирске, начну с него. От Новосибирска до границы с Алтайским краем это дорога, покрытая асфальтом. В основном двухполосная. Где-то до Линево местами трехполосная. Аварийность на трех полосах, по моим наблюдениям, самая высокая. Каждый считает, что вторая полоса его. Дорога местами ремонтируется, когда уже не ремонтировать нельзя, в основном методом ямочного ремонта. И две небольших бригады ведут работы по реконструкции, что сводится к расширению обочин и их благоустройству с обновлением полотна дороги. Но работают очень медленно — по несколько лет на одном участке. Дорога для Новосибирской области не самая плохая по сравнению с остальными направлениями. Может даже лучшая.
Алтайский край начинается с Тальменки. Доделывают новый четырехполосный мост через Чумыш. И далее до Новоалтайска и Барнаула простенькая четырехполосная с разделителем дорога, местами сделанная, местами еще делают. Это Барнаул строит.
От Новоалтайска до Бийска довольно ровный асфальт. С разметкой, хотя и очень узкий для потока машин, едущих здесь.
Далее от Бийска до Маймы дорогу стараются делать. От Бийска даже немного в четыре полосы. Неплохая дорога, но на 90 километров девять населенных пунктов с ограничением скорости. Правда, в первых трех убрали ограничение. Но люди и животные остались те же.
Следующий участок от Маймы до Соузги. Это автобан. Очень прилично вкладываются деньги. Даже с перебором, по-моему. Хотя летом к основным туристическим кластерам поток машин должен быть ого-го. Два последних участка я стараюсь объезжать по параллельным дорогам.
Последний участок самый длинный и самый приятный. До монгольской границы. Строят и ремонтируют явно алтайцы. Хотя для больших объемов привлекают омичей, но под своим присмотром. Алтайцы всегда были охотниками и животноводами. Дорог, точно, никогда не строили. Не знали, как нужно строить и как можно халтурить. Появились средства на туризм и дорогу. Поехали учиться. Наверное, не в Новосибирск. Их и научили, как правильно строить. А как халтурить, не научили. Вот и строят хорошо по причине отсутствия большого опыта в закапывании денег. Там я, даже за рулем, отдыхаю. Во внесезонье дорога свободна от машин.
Все, я высказался. Наболело. А теперь просто фотографии.
Чуйский тракт
Новости
Внимание! Локдаун!
Внимание! 4, 5, 6, 7 ноября наши офисы работать не будут!
Внимание! Изменение в расписании работы офиса!
Осторожно: мошенники!
От Сибири до Индийского океана
На дорожных картах Чуйский тракт значится под номером Р256. Трасса длиной 968 км начинается в Новосибирске и финиширует в селе Ташанта, что на самой границе с Монголией. Она пересекает Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Вдоль дороги расположены такие города как, Бердск, Новоалтайск, Бийск и другие.
Нулевой километр Чуйского тракта в Бийске
В свою очередь, тракт входит в состав трансазиатской трассы АН4. Его зарубежная часть начинается в монгольском приграничном городке Ярантай. Далее дорога идет через китайский Урумчи и заканчивается в пакистанском порту Карачи. Таким образом, стартовав в Сибири, можно с ветерком доехать до Индийского океана.
Этапы большого пути
Большинство дорог не имеет истории. Точнее, история у них, конечно, есть, но ее никто кроме дорожных строителей не знает. Совсем другое дело Чуйский тракт! Это дорога имеет богатую историю, о ней даже рассказывают школьные учебники. Дело в том, что на месте современной трассы еще тысячу лет назад проходил Мунгальский путь, по которому перемещали товары из России в Китай и обратно. Конечно, это был не Великий Шелковый путь, но он тоже имел большое значение.
Памятник строителям тракта
Обустройство караванной тропы началось во второй половине XIX века. Деньги на строительство выделила Сибирская железная дорога и бийские купцы. В 1901 году начались строительные работы, которыми руководил инженер И. И. Биль. Однако первый блин оказался комом. Построенный участок отработал несколько лет и разрушился. Правда, доходы купцов за этот короткий период выросли в шесть раз!
Музей Чуйского тракта в Бийске. Первые годы эксплуатации трассы
Поскольку тракт сулил большие выгоды, было решено возобновить строительство. В 1914 году начались изыскательские работы, и через два года на карте появился маршрут. На строительстве трассы были задействованы заключенные из окрестных лагерей, в том числе, немало репрессированных. Официально Чуйский тракт начал действовать 1 января 1935 года.
Чуйский тракт: step by step
Рассматривая карту достопримечательностей Алтая, можно обнаружить немало необычных памятников природы. Например, государством охраняются одиночный кедр в селе Залесово и степь у села Сибирячка. Не менее интересен вопрос о происхождении многих географических названий, дающих повод вволю пофантазировать. Например, у горы «Змеиной», возможно, топографов напугала змея. А при исследовании пещеры «Каторжной» было затрачено чересчур много сил и времени.
Зигзаги Чуйского тракта
Чуйский тракт весьма востребован среди авто-, мото- и велотуристов. Это вызвано не только живописными ландшафтами, которыми изобилует дорога, но и большим количеством примечательных мест, расположенных в непосредственной близости от трассы. Ну что же, совершим виртуальное путешествие по легендарной дороге.
37 км. Бердск. На берегах Бердского залива имеется множество турбаз, санаториев и пансионатов. Главным природным хитом этих мест считаются Бердские скалы. Они представляют собой высокий скальный участок вдоль правого берега Берди. Река здесь делает крутой разворот на 180 градусов.
Красоты равнинного Алтая
217 км. Новоалтайск. Подъездная дорога к Барнаулу. Столица Алтайского края находится чуть западнее от тракта, тем не менее, заслуживает внимания. Город основан во времена Петра I. Он появился благодаря открытию месторождения меди. Знаменитый уральский заводчик Демидов выбрал место для строительства медеплавильного завода на берегу реки Барнаулки. Это случилось в 1730 году.
Надежда Крупская, переезжая к Владимиру Ильичу в Шушенское, можно сказать, возвращалась в родные края. Ее дед, Василий Иванович Тистров, был родом из Барнаула. В 1823 году он стал первым смотрителем Алтайского краеведческого музея, который действует и поныне. Его стоит посетить, чтобы составить представление об истории и особенностях края.
Памятник Петру I в Бийске
250 км. У поворота на село Верхнее Жилино Косихинского района стоит скромный указатель – «Дом-музей летчика-космонавта Германа Титова». Из соседнего села Косиха родом поэт Роберт Рождественский.
364 км. В Бийском краеведческом музее действует экспозиция, посвященная Чуйскому тракту. Здесь представлены не только карты, планы и фотографии, но и древние артефакты, которые археологи нашли во время строительства дороги. В музее имеются модели автомобилей того времени, костюм шофера, а также картины, посвященные легендарной дороге.
400 км. Сростки. Алтайская земля чрезвычайно богата на выдающихся людей. Село Сростки в Бийском районе является родиной Василия Шукшина. Туристы посещают музей-заповедник и дом, в котором жил известный писатель. На горе Пикет стоит памятник Шукшину. Интересен парк скульптур «Чудики». Прототипами для забавных деревянных фигурок послужили герои рассказов Василия Шукшина.
Памятник Василию Шукшину в Сростках
416 км. Река Иша. На берегу имеются отличные места для отдыха. Поскольку течение плавное, есть возможность искупаться и позагорать на песчаном пляже. Рыбаков ждет отменная рыбалка.
Возле села Нижне-Каянча, которое административно относится к Алтайскому краю, находится туристический комплекс «Бирюзовая Катунь». Здесь имеется аквапарк, искусственное озеро, горнолыжные трассы, отели и базы отдыха. Комплекс расположен неподалеку от Горно-Алтайска.
511 км. От села Усть-Сема, что на Чуйском тракте, можно доехать до районного центра Чемал. В этих местах, на берегах Катуни, образовался, так называемый «Чемальский тупик». Крупнейшая алтайская зона отдыха протянулась от Чемала до села Соузга. Она включает кемпинги, турбазы, гостиницы, в которых можно остановиться на ночлег или остаться на отдых на продолжительное время.
530 км. Черга. В селе продают оригинальные сувениры из керамики. Есть возможность совершить полет на дельтаплане.
652 км. Онгудай. В эти удаленные места едут любители экстремальных развлечений. Особой популярностью пользуются Онгудайский, Кош-Агачский и Улаганский районы. От тракта расходятся туристские тропы по Северному и Южному Чуйскому хребтам.
686 км. Перевал Чике-Таман. Это красивое место находится между селами Хабаровка и Купчегень. На перевале есть смотровая площадка, с которой открывается открыточный вид. Есть кафе, где можно вкусно пообедать. В окрестностях перевала сохранились фрагменты старой дороги, которую возводили еще заключенные СибЛАГа.
691 км. Купчегень. Неподалеку от старинного села археологи откопали древнее городище. Комплекс назвали Кор-Кечу. К природным достопримечательностям этих мест относится Ильгуменский порог. Это излюбленное место поклонников экстремальных сплавов.
710 км. Речные террасы на Катуни считаются еще одним природным хитом.
722 км. Иня. Неподалеку от села высится большое количество древних курганов. Известной археологической достопримечательностью являются «Ининские стелы» высотой около двух метров. Не менее впечатляет Ининский подвесной мост, переброшенный через Катунь. Он был первым в мире двухцепным висячим мостом.
731 км. Река Чуя, которая и дала название тракту. Среди туристов популярно место, где она сливается с Катунью.
744 км. На легендарной трассе можно встретить памятники необычным персонажам. Здесь, например, увековечен герой старой песни, которая называется «Есть по Чуйскому тракту дорога». Слова к ней написал алтайский поэт Михаил Михеев. Она посвящена простому шоферу Кольке Снегиреву, который водил грузовик «АМО». Он был страстно влюблен в девушку Раю. Она тоже была шофером, но ездила на «Форде». Песня стала хитом 30-х годов. На ее основе даже сняли кинокартину «Ехали два шофёра».
Памятник шоферу Кольке Снегиреву
В 70-е годы возле скалы Белый Бом, что в Онгудайском районе, поставили памятник легендарному водителю. Деньги на него собрали друзья реального шофера Николая Ковалева, послужившего прототипом для героя песни. На памятной табличке выгравировали ее текст. Считается, что именно в этом месте разбился Снегирев. В 2014 году поставили новый памятник, а старый перенесли в Музей Чуйского тракта.
865 км. Пейзажи Кызыл-Чина. В Чуйской степи, в окрестностях села Чаган-Узун, высятся необычные разноцветные горы, напоминающие марсианский ландшафт.
942 км. Ташанта. Финишная точка Чуйского тракта. В селе действует пограничный КПП. Здесь пересекают российско-монгольскую границу. Вблизи села сохранились наскальные рисунки первобытных людей.
Из глубины веков
На Алтае, в окрестностях Чуйского тракта, сохранилось множество культовых сооружений, созданных руками древних людей. Например, возле села Тигирек Краснощековского района находится, так называемая «Лев-гора». Свое название она получила из-за скалы, похожей на египетского сфинкса. На вершинах близлежащих гор археологи нашли плоские обработанные камни. По всей видимости, они играли роль жертвенников.
Алтай известен также своими курганами. Их относят к так называемой назырской культуре. В некоторых захоронениях нашли мумии – точно такие же, как в Египте! Возраст некоторых курганов превышает 5000 лет! Они старше египетских пирамид. Не менее интересны пирамиды ступенчатой формы высотой около полутора метров. Они установлены прямо на курганах. Их обнаружили в Чарышском районе на берегу реки Сентелек.
Порой в этих краях находят и вовсе удивительные вещи. Рассказывают случай, когда возле села Покровка под землю провалился мальчик. Вскоре мать нашла у него золотое изделие, которое явно было изготовлено много веков назад. Слух о находке быстро облетел округу, и вскоре в село прибыли археологи. Экскаватором и лопатами они сняли верхний слой почвы в том месте, где провалился ребенок. В земляной нише оказалась статуя индийского божества. «Золотой Будда» весил 25 кг!
Место силы
Красоты Горного Алтая