Игра что получится то и получится в старшей группе
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Хохлова Наталья Евгеньевна
Место работы: МКДОУ №22 г. Миасс Челябинская область
Должность: учитель-дефектолог
Название ресурса: настольно-печатная дидактическая игра «Что получится?»
Краткое описание ресурса: игра для детей 5 – 7 лет на формирование математических представлений, развитие логического мышления.
Цель и задачи ресурса: развитие умения понимать значение математических знаков «+», «-», «=»; развитие логического мышления, зрительного восприятия, воображения. Закрепление употребления в речи предлогов.
Актуальность и значимость ресурса: игра может быть использована логопедами, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми.
Оборудование: игра выполнена с помощью ПК (персонального компьютера), состоит из разрезных карточек: карточки с заданиями и карточки с ответами.
Практическое применение: индивидуальные занятия, фронтальные коррекционные занятия (в качестве демонстрации задания или непосредственно игры «по очереди»).
Методика работы с ресурсом:
1. Индивидуально: ребёнок берет карточку с заданием и среди карточек с ответами ищет подходящую, дает описание выполненному заданию.
2. Фронтально: используется в качестве демонстрации задания при помощи магнитной доски и магнитов; дети на своих местах работают устно и фронтально.
Вариант I
Представленные цветные карточки с заданиями разрезаются, ребенок берет одну из карточек с заданием и подбирает ответ из предложенных карточек-ответов.
Разрезные карты-задания
Разрезные карты-задания
ООД «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц» (старшая группа)
Светлана Чоловская
ООД «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц» (старшая группа)
Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.
Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.
Учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей.
Развивать воображение и фантазию.
Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».
Предшествующая работа: чтение сказок К. И. Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», Б. Заходера «Кит и кот».
Разучивание небылиц, инсценирование небылиц.
Иллюстрации произведений К. И. Чуковского «Федорино горе», «Путаница»;
Для детей: Листочки с набором картинок для составления небылиц (5 пар);
Роль Незнайки: Младший воспитатель.
Проектор, ноутбук, презентация Power Point.
Ход ООД
Приветствие «Доброе утро!».
(Дети стоят перед гостями)
При встрече здороваться:
-Доброе утро (выставляют руки вперед и прислоняют ладошки).
-Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся).
-Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу).
И каждый становится
-Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им ваши улыбки. А теперь посмотрите на меня и подарите улыбку мне. Вы заметили самого, тихого, скромного гостя в группе? Кто это? (Незнайка).
— Правильно, это Незнайка.Пришла я утром на работу и вижу: Незнайка, печальный, в дверях стоит, а в руках книгу теребит. Он стихи сочинил и стал читать у себя в Солнечном городе ребятам, поэту Цветику. Но ребятам стихи не понравились, сказали, что таких стихов не бывает, и запретили Незнайке их кому-либо показывать. И он пришёл к нам в детский сад.
-Я, обиделся на друзей и принёс книгу со стихами в детский сад ребятам в подарок, почитайте мои стихи,пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие.
И передаёт книгу со стихами воспитателю.
-Прочитаем, ребята, стихи Незнайки? (Да). Сейчас, Незнайка, мы с ребятами прочитаем твои стихи. Ты садись здесь и слушай нас внимательно. Вы, ребята, тоже будьте внимательны, объясним Незнайке, в чем причина его неудачи.
Открываю страницу, читаю.
Дидактическая игра «Слово заблудилось», с показом презентации.
Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.
Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.
1. Мишку выронив из рук,Маша мчится к папе:
Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.
Куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх). Лук может ползти? (Нет) Тогда кто же ползет? (Жук). Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал). Незнайка, ползет жук, а не лук!
2.Врач напомнил дяде Вите: «Не забудьте об одном:
принять десять цапель (капель) перед сном».
Что врач назначает больному? (Цапли).
Бывает такое лекарство? (Нет).
Что же назначил врач? (Врач назначил капли).
Что опять перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).
3. Жучка будку (булку) не доела.
А что же она ела? (Булку).
4. Забодал меня котел (козел,
На него я очень злюсь.
-Что такое котел? (Он не бодает, в нем варят уху). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).
— где, ошибка? (Слово перепутал Незнайка).
-Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Это небылицы. Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).
Обращаюсь к Незнайке:
-Хорошие у тебя стихи, Незнайка, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы не понятны ребятам из Солнечного города, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов бывают небылицы, пусть они знают об этом.
-Хм, хм, я об этом не знал. Небылицы! Хорошо. Я им передам.
-Ребята, Незнайка еще и на слайде нам прислал стихотворение. Прочитаем, что же в нём не так.
Слайд. Дидактическая игра «Что не так?».
Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.
Какие действующие лица в стихотворении?
Кого вел Ваня? Как вел?
Что делала старушка?
Воспитатель: Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).
-Давайте это стихотворение перестроим в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (переставляем местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).
Показываю новый слайд:
Ехал фикус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Дети рассматривают картинку на слайде, рассказывают новую небылицу.
-А такое бывает в жизни?
-Что получилось? (Небылица).
-Интересно придумывать из стихов запутанные истории?
-А не забыли ли вы игру «Что получится, то и получится».
Незнайка на стульчике начинает зевать, потягиваться.
— Незнайка, что с тобой?
-Я устал, хочу сделать зарядку с вами.
Воспитатель: Выходите, ребята, на середину группы, вам тоже отдохнуть.
Физкультминутка «А теперь на месте шаг».
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно (Прыжки на месте.)
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
-Садитесь ребята на стульчики.
-Давайте для начала поупражняемся в ответы на вопросы: Что? Какой? Что делает? Где находится?
На листе бумаги,разделить его на четыре колонки и вписать в них вопросы в такой последовательности: Кто? Что? Какой? Что делает? Где?
Сформулировав вопрос, воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает им для обсуждения ряд своих ответов. Слова, которые явно не соотносятся по смыслу, следует вписать в таблицу. Когда колонки будут заполнены, прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного, например, «Красивый арбуз прыгает на речке».
Воспитатель приводит варианты небылиц, которые составил вместе с детьми, потом воспитатель раздаёт детям листочки с набором картинок. (Собака, стул, гармонь, аквариум, рыжие кошки, бабушка, кукла, цветы, малыши, лейка, сосна, картофель).
Воспитатель (к детям):
-Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах (5) составите по одной небылице (составляют, рассказывают).
Небылицы могут получиться разные. Например,такие:
1 Собака садится играть на гармошке.
2. Ныряют в аквариум рыжие кошки.
3. Внучкина бабушка в куклы играет.
4. Цветы малышей поливают из лейки.
5. На сосне растет картошка.
-Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные). Зачем составляли небылицы? (Веселиться).
А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?
Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен, водили с собой медведя. Так они веселили народ. Смотрите, какие они яркие, нарядные, шумные и медведи сними. (слайд).
-Что вы слушали сегодня? (Небылицы).
-Какие вам запомнились небылицы?
-А еще что вы делали? (Составляли небылицы). Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.
-Что Незнайка сочинил? (Небылицы).
Нужно поблагодарить Незнайку.
— Хорошие, Незнайка, получились у тебя небылицы. Спасибо тебе. Сочиняй и приноси нам, мы с удовольствием будем читать.
-Сегодня активны были: (даю оценку активности детей).
Сейчас вы покажете, какое настроение у вас после чтения книги Незнайки.Ответьте на мои вопросы движениями:
Если весело тебе – ты три раза топни;
Если весело тебе – ты три раза хлопни;
Если весело тебе – ты к солнцу потянись!
Если весело тебе – ты всем улыбнись!
-Я рада, что наша встреча нам принесла большое удовольствие.
А теперь пора прощаться с гостями.
Мы хотим вам на прощанье
Всем здоровья пожелать.
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять!
Незнайка, не стесняйся
Обращаться за помощью к нам.
Мы теперь твои друзья!
В гости снова ждём тебя!
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений через дидактические игры «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,.
Дидактические игры по ФЭМП (2 младшая группа) Дидактическая игра «Песочница» Цель игры: Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры. Описание: на полу находится.
Дидактические игры со словами Конечно же, для малыша читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Ведь в слоге нет смысла, а каждое слово что-либо обозначает. Пока ребенок.
Игры со словами дома и в пути Игры со словами дома и в пути. Игры, которые помогут развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление ребенка. Их можно.
Конспект ООД по развитию речи. Дидактические игры и упражнения на произношение звуков Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №12 «Родничок» Составитель: Грехова Светлана.
Конспект ООД по рисованию «Хохломская роспись» (старшая группа) Конспект ООД по рисованию (старшая группа) «Хохломская роспись». Задачи: Воспитательные: Воспитывать у детей способность к сопереживанию.
Ритмические игры со словами Ритмические игры со словами. Пояснительная записка Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация.
Конспект ООД «Красивые рыбки в аквариуме» (старшая группа) Тема ОО : «Красивые рыбки в аквариуме» Направление: художественно-эстетическое Образовательная область: художественное творчество Интеграция.
Игра «Что получится, то и получится»
В эту игру можно играть как на улице, так и в помещении. Но сначала нужно поупражнять детей в ответах на вопросы: Что? Какой? Что делает? Где находится? В первое время воспитателю наверняка придется чаще самому отвечать на эти вопросы, предлагая подсказки. Например: «Какой? – спрашивает педагог и отвечает: – Желтый». А дети продолжают перечислять цвета: «Зеленый, красный, розовый» и т. п.
– Круглый, – говорит воспитатель.
– Квадратный, треугольный, – перечисляют дети.
Подсказки могут быть лаконичными и развернутыми.
– Когда лежишь на мягком луговом ковре, то можно наблюдать за живыми существами – порхающими, ползающими, жужжащими. Можете назвать их?
– Где лежат вещи? Где можно спрятаться? Где можно гулять?
– На свете много интересных дел. Чем можно заняться, чтобы не заскучать?
Если дети начали отвечать на вопросы самостоятельно, можно предложить им поиграть. Надо взять лист бумаги, разделить его по вертикали на четыре части и вписать в них вопросы в такой последовательности: кто? что? какой? что делает? где?
Сформулировав вопрос, воспитатель должен выслушать ответы детей и предложить им для обсуждения ряд своих ответов. Слова, которые явно не соотносятся по смыслу, следует вписать в таблицу. Когда колонки будут заполнены, нужно прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного («Замороженный сундук мяукает в печке»).
Приведем варианты небылиц, которые педагоги составили вместе с детьми.
Если дети не проявляют интереса к этой игре, нужно вернуться к ней спустя 3–4 месяца.
В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушениями в согласовании слов, например: «Грустный шуба плачет на горе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее. Такие упражнения полезны для совершенствования грамматического строя речи.
Усвоив технологию составления небылиц по схеме, дети начнут придумывать их самостоятельно.
Игра «Кто это был?»
Эта игра позаимствована из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». В ней изменены характер вопросов и их последовательность.
Воспитатель зачитывает вопрос и с помощью детей выбирает наиболее удачный ответ. Затем читает получившуюся небылицу.
– Кто это был? (Бегемот.)
– Где находился?(На пляже.)
– Что делал?(Вязал жилет.)
– Что вдруг прокричал? (Ку-ка-ре-куу!)
– Что сказали люди?(Он знает иностранный язык.)
– Чем кончилась эта история?(Бегемот стал знаменит.)
Приведем примеры совместного творчества воспитателя и детей.
– Кто это был?(Крокодил.)
– Где находился?(На кухне.)
– Что делал?(Пробовал жареную картошку.)
– Что вдруг прокричал?(Эврика! Ура! Нашел! Победа!)
– Что сказали люди?(Он сделал какое-то открытие.)
– Чем кончилась эта история?(С тех пор все крокодилы мечтают попробовать жареной картошки.)
– Кто это был?(Человек рассеянный.)
– Где он находился?(В троллейбусе.)
– Что делал?(Шел пешком.)
– Что прокричал?(Прошу вас, остановите Землю! Она качается.)
– Что сказали люди?(Вы, должно быть, устали или переутомились.)
– Чем закончилась история?(Человек рассеянный вышел из троллейбуса, постоял, подождал и успокоился – Земля больше не качалась.)
Развитию звукопроизношения и внимания детей способствует следующая игра.
Игра «Сова»[2]
Эта старинная русская народная игра адаптирована для детей дошкольного возраста.
Прежде чем начать игру, следует выяснить у детей, каких птиц они знают.
«Действительно, птиц очень много, но про некоторых из них вы забыли», – говорит педагог и читает стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка» (см. Приложение).
Затем воспитатель выбирает сову, а остальным игрокам (4–7 детей) предлагает «превратиться» в разных птиц. Педагог уточняет, как должна кричать та или иная птица, услышав «свое имя». Например, сорока кричит: «Трр-трр-трр!», индюк – «Курлык-дык-дык!», попугай – «Хочешь чаю!», жаворонок – «Тир-лили!»
При слове «сова» все дети-«птицы» срываются со своих мест и улетают (при этом они машут руками (крыльями)). Сова пытается поймать кого-либо из играющих.
Воспитатель-«птицелов» рассказывает: «Сегодня мне надо поймать и окольцевать (накануне педагог рассказывает, кто и зачем окольцовывает птиц) некоторых птиц.
Иду, слышу, как поет-заливается жаворонок, но где он, не могу разглядеть. Споткнулся об индюка. Ужасно сердитый повстречалсяиндюк. Посмотреть, что случилось, решил попугай. Попугай прыгал по подоконнику и смотрел на березу. Кто там? Ага, прилетела сорока. Вот она-то, голубушка, мне и нужна. Я к сороке, но ее испугала невесть откуда взявшаяся белым днем сова». И так далее.
Ребенок, который прослушал свой позывной, выбывает из игры.
На прогулке и на занятиях дети с удовольствием играют в игру на составление цепочек слов.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Что получится, то и получится
В эту игру можно играть в группе, на участке, дома, в транспорте. Но сначала надо поупражнять детей в ответах на вопросы: что? кто? какой? где? что делает? Не беда, если в первое время воспитателю придется чаще самому отвечать на свои вопросы, чем выслушивать ответы детей.
– Сидела я на лесной полянке и удивлялась: «Сколько же вокруг меня живых существ летает, порхает, ползает! Как вы думаете, кто это был?
– Нас с вами окружает множество вещей. Что вы можете назвать?
– Где лежат вещи? Где можно гулять? Где можно спрятать предмет?
– А что можно делать, чтобы не заскучать…» И тому подобное.
Если дети начали отвечать на вопросы самостоятельно, можно предложить им поиграть. Надо взять лист бумаги, разделить его на четыре части и вписать в них следующие вопросы в такой последовательности: кто? что? какой? что делает? где? Сформулировав вопрос, следует выслушать ответы детей и предложить им для обсуждения ряд своих ответов. В колонки целесообразно вписать слова, которые явно не соотносятся по смыслу. Начинать читать небылицы следует с прилагательного. («Замороженный сундук мяукает в печке».)
Приведем варианты небылиц, которые воспитатели составили вместе с детьми.
Усвоив технологию составления небылиц по схеме, дети начнут сами придумывать их.
Кто это был?
Эта игра позаимствована из книги «Грамматика фантазии» Джанни Родари. В ней изменены характер вопросов и их последовательность. Воспитатель зачитывает вопрос и с помощью детей выбирает наиболее удачный ответ. Затем он читает получившуюся небылицу.
Кто это был? (Бегемот.) Где находился? (На пляже.) Что делал? (Вязал жилет.) Что вдруг прокричал? (Ку‑ка‑ре‑ку‑у!) Что сказали люди? (Он знает иностранный язык.) Чем кончилась эта история? (Бегемот стал знаменит.)
Приведем примеры небылиц, придуманных детьми.
Кто это был? (Крокодил.) Где он находился? (На кухне.) Что делал? (Пробовал жареную картошку.) Что вдруг прокричал? (Ура!) Что сказали люди? (Он сделал какое‑то открытие.) Чем кончилась эта история? (С тех пор все крокодилы мечтают попробовать жареной картошки.)
Кто это был? (Человек рассеянный.) Где он находился? (В троллейбусе.) Что делал? (Шел пешком.) Что прокричал? (Прошу вас, остановите Землю! Она качается.) Что сказали люди? (Вы, должно быть, устали или переутомились.) Чем закончилась история? (Человек рассеянный вышел из троллейбуса, постоял, подождал и успокоился – Земля больше не качалась.)
• вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судоводитель, ракетоносец) и объяснить их этимологию;
• образовать однокоренные слова (кот – коток – Котофеевич и т. п.);
Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что‑то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем‑то окружающих, что‑либо доказать.
Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них: как бы это сделал ты? Как можно помочь? и др. Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление. («Ответ у Оли получился странный. Послушайте, как она сказала, и помогите исправить ошибки».)
Характеризуя предмет, ребенок шестого года жизни называет цвет, размер и другие отличительные признаки, что способствует появлению в его речи предложений с однородными членами. Важно, чтобы воспитатель отметил это. («Послушайте, как интересно рассказал Андрей об этой лисичке: рыжая красавица, веселая, очень яркая».)
Старшие дошкольники редко используют придаточные предложения. Поэтому при анализе их высказываний следует повторять сложноподчиненные предложения, составленные детьми. («Ответ Димы меня порадовал. Послушайте его еще раз».)
Употреблять сложноподчиненные предложения дошкольников можно научить с помощью приема «Дополни (закончи) предложение». (Осень навевает грусть, потому что… Мы позвонили, чтобы… Мы позвонили тогда, когда… Мы решили сделать остановку, так как…) В этих же целях дети расшифровывают попавшее под дождь письмо, диктуют текст письма заболевшему педагогу (сверстнику).
Дети редко используют в речи глаголы в сослагательном наклонении, а если и употребляют, то обычно с ошибками. Поэтому полезно упражнять их в построении высказываний на такие темы, как «Если бы я был воспитателем» (Дедом Морозом, клоуном, поваром и др.).
• Воспитатель 2–3 раза читает рифмовку целиком или нужный для работы отрывок.
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Чешская песенка, перевод С. Я. Маршака
Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит…
В. Берестов. Веселое лето
• Детям предлагается вспомнить и назвать слова, содержащие определенный звук (названия предметов, действий, качеств и т. д.).
• Дети (с опорой на картинки) составляют «цепочку слов»[6], например: автобус –санки – и гла –а пельсин – н аперсток и т. д.
• Воспитатель предлагает детям подобрать близкие по звучанию (рифмующиеся) слова: ромашка – букашка – замарашка – неваляшка; волчок – бычок – сучок – сверчок – старичок – каблучок – казачок; птичка – певичка – невеличка – голубичка – земляничка – ежевичка.
• Проводится игра «Доскажи (подскажи) словечко». (Речевой материал для этого упражнения можно взять из развивающих книг для детей дошкольного возраста, детских журналов.)
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!
На болоте нет дорог.
Я по кошкам – скок да скок!»
А. Шибаев. Буква заблудилась
Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале воспитатель напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям (проговаривание в быстром темпе).
В дошкольном учреждении рекомендуется иметь словари. Для пятилетних детей больше подойдет орфографический. Педагог должен показать его детям, рассказать о том, какая это замечательная и необычная книга, предоставить им возможность исследовать словарь: «Может быть, вы догадаетесь, почему я так хвалю эту книгу со странным расположением текста и без картинок». Выслушав рассуждения и соображения детей, воспитатель рассказывает им о том, что такое словарь, показывает столбцы слов, начинающихся на каждую букву алфавита.
Можно поиграть с детьми в такую игру.
Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 312 ; Мы поможем в написании вашей работы!