Игра что звучит на развитие фонематического слуха
Картотека игр и упражнений для развития фонематического слуха
Виктория Клишова
Картотека игр и упражнений для развития фонематического слуха
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха
Узнаем неречевые звуки
Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки».Приготовьте мешочки или коробочки с различными предметами: крупа, пуговицы, скрепки и т. д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Где позвонили?» Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.
Игра «Узнай, что звенит (гремит?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.
Игра «Подбери картинку или игрушку». Педагог издает с помощью любого предмета звуковые комплексы (стучит, шелестит, гремит, звенит, а ребенок угадывает, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.
Формируем фонематический слух
Игра «Угадай-ка». У ребенка картинки с изображением волка, младенца, птички.Взрослый объясняет: «Волк воет: у-у-у», «Младенец плачет: а-а-а», «Птичка поет: и-и-и». Просим малыша поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.
Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»
Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Игра «Поймай слог». Педагог произносит слоговые цепочки, а ребенок хлопает в ладоши, топает, поднимает руку и т. д., когда услышит слог с заданным звуком.
Игра «Одинаковые или разные». Ребенку на ушко говорится слог, затем педагог произносит тот же слог или совершенно противоположное сочетание звуков. Задача дошкольника угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены. Этот метод помогает развить способность различать звуки, произнесенные шепотом, что прекрасно тренирует слуховой анализатор.
Игра «Выдели слово». Логопед предлагает детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком раскладываются картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка –хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Упражнение «Подумай, не торопись».
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)
— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т. д.
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
Игра «Шутки – минутки».
Педагог читает детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Пример: Хвост с узорами, сапоги со шторами
Упражнение «Звуковой домик» («Звуковая линейка», «Начало, середина, конец»). Логопед произносит слова с заданным звуков, а дошкольники с помощью разноцветных символов определяют место звука в словах (начало, середина, конец).
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Упражнение «Чистоговорки». Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.
Игра «Доскажи словечко». Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме.
Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук»: ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Землю роет старый к. от (крот) Под землею он живет.
Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.
Игры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.
Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).
Картотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.
Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.
Картотека игр и упражнений в бассейне Октябрь Задачи: Создать условия для участия гиперактивных детей в играх. Корригировать эмоциональную сферу через игровые формы работы.
Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.
Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.
Игры для развития у детей фонематического слуха
«Глазки закрывай, что звучит, отгадай?»
Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами.
Оборудование. Ширма, различные игрушки и предметы,которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д.
Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колоколь-чиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому.
«Где звенит колокольчик?»
Цель. Учить детей определять направление звука в пространстве.
Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.
Цель. Развивать слуховое внимание.
Оборудование. Два флажка, бубен.
Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз
Цель. Учить детей различать высоту голоса.
Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки).
Ход. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.
Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).
Оборудование. Предметные картинки или игрушки.
Ход. Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу., мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку, игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если взрослый говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.
Цель. Развивать у детей умение воспринимать интонационную окраску речи.
Ход. Бумажные ёлочки, цветочки, домик, фигурки домашних животных.
Различение слов, близких по звуковому составу
Цель. Учить детей находить слова, сходные и различные по звучанию.
Оборудование. Три большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, скворчата, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением предметов и животных, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка; бельчата, зайчата, волчата).
Ход. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в пустые клетки. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести каждое слово.
Цель. Учить подбирать «слова-друзья».
Оборудование. Изображенные на листах картинки, названия которых звучат похоже (жук-лук, майка-зайка, банки-санки, карандаш.
Ход. Взрослый предлагает детям назвать изображенные картинки и соединить линией те, названия которых звучат похоже.
Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
Оборудование. 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске,подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:
Ход. Взрослый помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру «Звуковые часы».Объясняет: «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая – на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка».
Взрослый вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коса – коза»). Затем взрослый передвигает стрелку на следующую картинку.
«Хлопни в ладоши, если я ошибусь»
Цель. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу.
Оборудование. Предметные картинки (вагон, чистый листок бумаги.
Ход. Взрослый показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон».Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши».Затем он произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д.Затем взрослый показывает чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака.» И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.
Звуковой лэпбук для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста Целью данного пособия было сделать рабочую интересную для детей книжку с заданиями- играми. Не секрет, что в последнее время мы покупаем.
Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,.
Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры: Услышишь звук – хлопни в ладоши.
Игры для развития фонематического слуха в старшей логогруппе Игры на развитие фонематического слуха в старшей логогруппе 1. Где звук? Цель: нахождение места звука в слове. Игровой материал. Домик.
Конспект занятия по музыкальной деятельности «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Конспект «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Цели и задачи: развивать у детей чувства ритма,.
Педагогическая копилка. Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у дошкольников I. Подготовительный этап работы РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы.
Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Подарки для матрешек» ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука [М] в слове. Ход.
Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха 1) Игра «Цепочка слов» Задача: научить детей выделять.
Рекомендации родителям «Развитие фонематического слуха у детей» Фонематический слух отвечает за различие фонем (звуков) речи. Он помогает различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно.
Картотека игр для развития фонематического слуха
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры.После слов ведущего:
— Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов,например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.
Цели: развивать слуховое внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.
Звук А — руки поднять в стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть вперед.
Звук О —руки поставить на пояс.
Звук И —руки поднять вверх.
Звук Э — опущенные руки отвести немного в стороны.
Звук Ы — отвести руки назад (или за спину).
Цели: учить воспроизводить и дифференцировать ритмы с опорой на зрительный, слуховой и двигательный анализаторы; упражнять в четком произношении гласных звуков; развивать слуховое и зрительное внимание, память; умение изменять голос по высоте, силе, длительности; чувство ритма.
Начинать каждую игру следует с «настройки» слуха и голоса на восприятие и воспроизведение звуков различной длительности, а именно, дать возможность прослушать и пропеть (произнести) эти звуки с опорой на их графическое изображение.
Звуки трех типов включаются в ритмические схемы, после того как дети освоят воспроизведение ритмов из двух типов звуков (средней продолжительности и краткого).
«Угадай мелодию («песню»)»
на доске или столе «записи» 2—3 ритмических рисунков — взрослый (ведущий) пропевает мелодию, а дети должны выбрать «запись» ритма, услышанной «песни».
«Сочини мелодию («песню»)»
детям предлагается сочинить «песню» с любым гласным звуком (звуками, «записать» ее ритмический рисунок, используя символы звуков, пропеть мелодию (воспроизвести ритм).
Варианты ритмических схем («песен»)
Педагог встает и вытягивает ладонь,а дети приставляют к ней указательные пальцы и произносит стих:
На горе стояли зайцы
И кричали прячьте пальцы, цап.
И чей палец успели схватить, называет 5-ть слов с заданным звуком.
(обучение звуковому облику слова).
«Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т. д. «.
«Назови, какой звук первый / последний в слове «луч», «сила», «диван» и т. д. «.
«Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т. д. «.
«Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т. д. «.
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать? Три».
Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
Рисуем на листе бумаги сетку. Предварительно с ребенком обговариваем задание.Например: если в слове слышишь звук [а] (или «малыш плачет», закрашиваешь клеточку красным цветом, если нет заданного звука- желтым (любым другим).Можно дать ребенку выкладывать фишки указанного цвета.
«Это слово звонкое или тихое?»
Любимая игрушка хочет научиться произносить разные слова. Какое слово Аленушка (ласковое, рыба (громкое? Перечисляем с ребенком все тихие, громкие и ласковые слова.
«Кто с какими буквами дружит».
Игра направлена на предупреждение чтения «по догадке», тренирует зрительное внимание. Ребенок должен найти
«пропавшую» букву в слове.
«Переведи на человеческий язык»
ГА- перевод с гусиного (гамак, гараж, галка)
МУ- перевод с коровьего (мука, музыка,мул)
КАР- перевод с вороньего (карта, карман, карлик)
Дети ищут «заблудившуюся» букву и заменяют ее нужной.
«Подумай, не торопись».
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.)
— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т. д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
«Начало, середина, конец».
(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.
Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук [Ж] —
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
Вариант 1: выкладывание букв из палочек, геометрических фигур (по образцу, по памяти).
Вариант 2: карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.
Вариант 1: узнавание и обводка букв, написанных точками.
Вариант 2: нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.
Карточки с буквами частично закрываются «заборчиком», и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.
Цели: воспроизводить ритм по заданной схеме Этапы работы над каждым ритмом («песней»)
Этап 1 — пропевать по схеме, указкой показывая символ произносимого звука.
Этап 2 — пропевать по схеме, отхлопывая ритм.
Этап 3 — пропевать по памяти, отхлопывая ритм.
Этап 4 — воспроизводить ритм «песни» с другим гласным звуком.
Этап 5 — воспроизводить ритмический рисунок «песни», включая в него разные гласные звуки,например: длительный звук [А], краткий звук [О].
(для развития слуховой дифференцировки).
«Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т. д.).
«Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л и т. д.).
«Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т. д.).
«Послушай внимательно стихотворение. Кто на дереве сидит?
В океане кто плывет?
В огороде что растет?
Под водою кто живет?
Всех расставить по местам».
Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»
Ребенок повторяет отхлопанный (отстуканный) ритм. Постепенно ритмический рисунок усложняется.
«Какие бывают слова?»
Проси м ребенка назвать ласковые слова (солнышко, слова, звучащие громко (тигр, звонкие слова (звонок, тихие слова (шепот).
Взрослый называет слово (шепотом, негромко, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно.
Один говорит: «Наш корабль отправляется в. например, в Индию. Что с собой возьмем? «Кто-нибудь спрашивает: «А на какую букву? «. «На букву «К»! «.Первый начинает и говорит: » Берем кошку!»Другой: «Кактусы!». «Кастрюли!». Если слов на эту букву уже много сказано,можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву «Р».
Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы «с», «л», «м».Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.
Выигрывает тот, кто придумал больше слов.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук,который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.
Дети одобряют или корректируют
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.,например:
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звукамиПА — АП АП — ПА
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
Узнавание букв, написанных с наложением.
Загадки «поющих» звуков, или Подскажи словечко
Цель: закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.
На вытянутый кружок губы похожи у звука.
Самая широкая улыбка у звука.
взрослый (ведущий, пропевая, начинает «записывать» ритмический рисунок, выкладывая первую серию кружков-звуков (символов, а ребенок, пропевая, продолжает «запись» одной или несколькими сериями.
взрослый (ведущий) пропевает мелодию (ритм, а ребенок, используя символы, самостоятельно «записывает» ритмический рисунок «песни».
(обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т. д., сразу хлопнешь в ладоши».
Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т. д.
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т. д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
«Придумай новое слово».
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
«Подскажи Петрушке звук»
Петрушка называет предметы (картинки, но иногда не договаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не произнесенный Петрушкой звук.
Просим ребенка назвать слово на звук, который был последним в вашем слове (сначала используем картинки).
Письмо от Незнайки: «Посылаю листок со словами. Угадай, какие слова я задумал. Первое слово- …ОРОВА. Что это за слово? (корова.) Какого звука не хватает в моем слове? Продолжаем искать задуманные мною слова».
Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать пару,чтобы слова звучали похоже: песок- носок. Как усложнение задания- подобрать рифму самостоятельно.
«В слове есть звуки?»
Учим ребенка подбирать слова, в которых не хватает одного звука, последнего или первого.
«Найди похожие слова»
Цели: автоматизация изучаемого звука, развитие слухового внимания и детского словотворчества.
Оборудование: пары предметных картинок с изучаемым звуком в названии и рифмующими окончаниями. Картинки расположены вперемешку.
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть, правильно назвать картинки с изучаемым звуком и выбрать две, которые по звучанию «похожи» друг на друга. Обязательно дать детям образец выполнения задания.
Например: Маша- Даша, Юра- Шура.
Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.
Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может «блефовать», т. е. добавлять букву, слова к которой не знает.В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.
Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем?Один говорит: «С нами поедет жираф» и кладет карточку с буквой «Ж» на вагончик с соответствующей буквой.
Следующий говорит: «А я с собой возьму телевизор» и кладет карточку с буквой «Т» на вагончик с буквой «Т».
Дидактическое пособие для развития фонематического слуха, дифференциации гласных и согласных звуков «Три весёлых сундучка» Дидактическое пособия способствующее развитию фонематического слуха, дифференциации гласных и согласных звуков. Для детей старшего, дошкольного.
Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания и фонематического слуха Игра «Угадай, что делать» Цель: Развивать слуховое внимание. Ход: Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок.
Игры с мячом для развития фонематического слуха Игры с мячом на развитие фонематического слухаМладший возраст 1 игра «Назови звук» (с мячом в кругу) Взрослый называет слово с выделением.
Картотека игр для развития речевого слуха МБДОУ детский сад «Морячок» 1 младшая группа «Золотые рыбки» Картотека игр для развития речевого слуха Создала воспитатель:Климова.
Картотека игр по формированию фонематического восприятия Картотека игр по формированию фонематического восприятия. В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:.
Картотека игр по развитию речевого дыхания и фонематического слуха Игры на развитие речевого дыхания. Формирование длительного выдоха. Игра «Султанчик» Взрослый предлагает ребёнку подуть вместе с ним, обращая.
Консультация для родителей «Игры для развития фонематического слуха и восприятия» Развитие фонематического слуха и восприятия не менее важно, чем коррекция звукопроизношения, эти процессы тесно друг с другом связаны. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ.
Консультация для родителей «Игры для развития фонематического слуха» Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство.
Родительское собрание «Игра как средство развития фонематического слуха» «Игра как средство развития фонематического слуха» Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Зачем же нужен.