Играю на скрипке что значит резаться
Играть на скрипке
Смотреть что такое «Играть на скрипке» в других словарях:
играть на скрипке — распиливать решетки в камере … Воровской жаргон
Играть на скрипке — Распиливать решетку в камере … Словарь криминального и полукриминального мира
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, играю, играешь, несовер. 1. без доп. Развлекаться, забавляться; резвясь, забавляться. Дети весь день играли в саду. Кошка играет на ковре. || во что и что. Проводить время в каком нибудь занятии, служащем для развлечения, доставляющем… … Толковый словарь Ушакова
ИГРАТЬ — Сон, в котором вы видите себя играющей в азартные игры, предвещает неприятности. Если вы при этом выигрываете – наяву попадете в дурную компанию и, пытаясь выехать за счет других, наживете себе врагов. Если проигрываете – над вами… … Сонник Мельникова
играть — а/ю, а/ешь, а/ют, нсв.; сыгра/ть (ко 2 4, 9, 10 знач.), сов. 1) (с кем/чем, во что и без доп.) Заниматься чем л. для развлечения, удовольствия. Играть со щенком. Играть в прятки. Играть в карты. Играть во дворе. Море нежно стлалось вок … Популярный словарь русского языка
играть — ИГРАТЬ1, несов., чем и с чем. Заставлять какой л. предмет или часть своего тела, как бы играя с ними, совершать круговые движения или движения из стороны в сторону и вверх вниз с возвращением в исходную точку (о живом существе) [impf. to play… … Большой толковый словарь русских глаголов
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья; | издавать и извлекать музыкальные звуки; | представлять что, изображать… … Толковый словарь Даля
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, аю, аешь; игранный; несовер. 1. Резвясь, развлекаться; забавляться чем н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их). 2. во что и на чём.… … Толковый словарь Ожегова
Играть на кожаной скрипке в два смычка без канифоли — Играть на кожаной скрипкѣ въ два смычка безъ канифоли (иноск.) выпороть. Ср. Пуще всего не взлюбили мы у нихъ той музыки, что стучатъ въ глухіе бубны, безъ бубенчиковъ, да подыгрываютъ въ два смычка безъ канифоли на кожаной скрипкѣ. Даль. Сказка… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
играть — а/ю, а/ешь; игра/ющий; и/гранный; ран, а, о; игра/я; (разг.), игра/ючи; нсв. см. тж. играться, игрывать, играючи, играющий 1) а) Забавляться, резвиться, развлек … Словарь многих выражений
играть на скрипке
Смотреть что такое «играть на скрипке» в других словарях:
Играть на скрипке — 1. Жарг. угол. Распиливать решётку в камере. Трахтенберг, 26; СРВС 1, 118, 147; СРВС 2, 39, 58, 118; ТСУЖ, 96; Грачев 1997, 75; Балдаев 1, 168; Б., 71; Грачев, Мокиенко 2000, 82. /em> Калька с франц. арго jouer du violon. Ларин 1931, 126. 2. Жарг … Большой словарь русских поговорок
Играть на скрипке — Распиливать решетку в камере … Словарь криминального и полукриминального мира
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, играю, играешь, несовер. 1. без доп. Развлекаться, забавляться; резвясь, забавляться. Дети весь день играли в саду. Кошка играет на ковре. || во что и что. Проводить время в каком нибудь занятии, служащем для развлечения, доставляющем… … Толковый словарь Ушакова
ИГРАТЬ — Сон, в котором вы видите себя играющей в азартные игры, предвещает неприятности. Если вы при этом выигрываете – наяву попадете в дурную компанию и, пытаясь выехать за счет других, наживете себе врагов. Если проигрываете – над вами… … Сонник Мельникова
играть — а/ю, а/ешь, а/ют, нсв.; сыгра/ть (ко 2 4, 9, 10 знач.), сов. 1) (с кем/чем, во что и без доп.) Заниматься чем л. для развлечения, удовольствия. Играть со щенком. Играть в прятки. Играть в карты. Играть во дворе. Море нежно стлалось вок … Популярный словарь русского языка
играть — ИГРАТЬ1, несов., чем и с чем. Заставлять какой л. предмет или часть своего тела, как бы играя с ними, совершать круговые движения или движения из стороны в сторону и вверх вниз с возвращением в исходную точку (о живом существе) [impf. to play… … Большой толковый словарь русских глаголов
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья; | издавать и извлекать музыкальные звуки; | представлять что, изображать… … Толковый словарь Даля
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, аю, аешь; игранный; несовер. 1. Резвясь, развлекаться; забавляться чем н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их). 2. во что и на чём.… … Толковый словарь Ожегова
Играть на кожаной скрипке в два смычка без канифоли — Играть на кожаной скрипкѣ въ два смычка безъ канифоли (иноск.) выпороть. Ср. Пуще всего не взлюбили мы у нихъ той музыки, что стучатъ въ глухіе бубны, безъ бубенчиковъ, да подыгрываютъ въ два смычка безъ канифоли на кожаной скрипкѣ. Даль. Сказка… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
играть — а/ю, а/ешь; игра/ющий; и/гранный; ран, а, о; игра/я; (разг.), игра/ючи; нсв. см. тж. играться, игрывать, играючи, играющий 1) а) Забавляться, резвиться, развлек … Словарь многих выражений
Играть на скрипке
Смотреть что такое «Играть на скрипке» в других словарях:
Играть на скрипке — 1. Жарг. угол. Распиливать решётку в камере. Трахтенберг, 26; СРВС 1, 118, 147; СРВС 2, 39, 58, 118; ТСУЖ, 96; Грачев 1997, 75; Балдаев 1, 168; Б., 71; Грачев, Мокиенко 2000, 82. /em> Калька с франц. арго jouer du violon. Ларин 1931, 126. 2. Жарг … Большой словарь русских поговорок
играть на скрипке — распиливать решетки в камере … Воровской жаргон
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, играю, играешь, несовер. 1. без доп. Развлекаться, забавляться; резвясь, забавляться. Дети весь день играли в саду. Кошка играет на ковре. || во что и что. Проводить время в каком нибудь занятии, служащем для развлечения, доставляющем… … Толковый словарь Ушакова
ИГРАТЬ — Сон, в котором вы видите себя играющей в азартные игры, предвещает неприятности. Если вы при этом выигрываете – наяву попадете в дурную компанию и, пытаясь выехать за счет других, наживете себе врагов. Если проигрываете – над вами… … Сонник Мельникова
играть — а/ю, а/ешь, а/ют, нсв.; сыгра/ть (ко 2 4, 9, 10 знач.), сов. 1) (с кем/чем, во что и без доп.) Заниматься чем л. для развлечения, удовольствия. Играть со щенком. Играть в прятки. Играть в карты. Играть во дворе. Море нежно стлалось вок … Популярный словарь русского языка
играть — ИГРАТЬ1, несов., чем и с чем. Заставлять какой л. предмет или часть своего тела, как бы играя с ними, совершать круговые движения или движения из стороны в сторону и вверх вниз с возвращением в исходную точку (о живом существе) [impf. to play… … Большой толковый словарь русских глаголов
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья; | издавать и извлекать музыкальные звуки; | представлять что, изображать… … Толковый словарь Даля
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, аю, аешь; игранный; несовер. 1. Резвясь, развлекаться; забавляться чем н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их). 2. во что и на чём.… … Толковый словарь Ожегова
Играть на кожаной скрипке в два смычка без канифоли — Играть на кожаной скрипкѣ въ два смычка безъ канифоли (иноск.) выпороть. Ср. Пуще всего не взлюбили мы у нихъ той музыки, что стучатъ въ глухіе бубны, безъ бубенчиковъ, да подыгрываютъ въ два смычка безъ канифоли на кожаной скрипкѣ. Даль. Сказка… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
играть — а/ю, а/ешь; игра/ющий; и/гранный; ран, а, о; игра/я; (разг.), игра/ючи; нсв. см. тж. играться, игрывать, играючи, играющий 1) а) Забавляться, резвиться, развлек … Словарь многих выражений
Скрипач Иван Почекин: «Я не хотел играть на скрипке, просто всегда считал, что родителей надо слушаться»
Виртуоз поневоле
На днях в Концертном зале им. Чайковского состоялся юбилейный концерт, посвященный 80-летию знаменитого американского композитора Джона Корильяно. По приглашению Московской филармонии юбиляр лично приехал на праздничный вечер. Это был уже четвертый приезд г-на Корильяно в Москву. По его словам, все исполнения его музыки в нашей стране были «страстными, осмысленными, неравнодушными». В этот раз музыка Джона Корильяно звучала в исполнении Московского ансамбля современной музыки, Омского академического симфонического оркестра, а также знаменитого скрипача-виртуоза Ивана Почекина. Корреспонденту «Нашей Версии» удалось побеседовать с Иваном Почекиным сразу после концерта.
— Иван Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как вы стали скрипачом? Родители заставили, деваться было некуда?
— Безусловно, именно так. Я был очень активным ребенком, такой настоящий шкодник, проказник. Все время ломал что-то: мне подарят игрушку, я сразу сломаю. И подходил тот возраст, когда взрослым нужно было эту детскую энергию куда-то направлять.
Сам я не хотел играть на скрипке, почему-то сразу бессознательно понимал, что я в какую-то колею себя загоняю, из которой уже выбраться невозможно. К моему будущему педагогу – Галине Степановне Турчаниновой – это, наверное, самый авторитетный детский педагог у нас – родители меня отвели хитростью. Сказали, что мы в гости идет. Сам я вообще не хотел туда идти, упирался вот просто физически.
Но это один раз можно обмануть, заманить, а дальше уже пошло, что каждый день нужно было выучивать гаммы, упражнения, учить произведения.
— Как вас заставляли заниматься?
— Я просто слушался родителей. Я считал, что родителей нужно слушаться, даже если мне это дико не нравится.
Меня еще сразу стали нацеливать на результат. Не то, что первые два-три года посмотрим, насколько я предрасположен, попробуем для удовольствия. Нет. Меня сразу отдали в Центральную музыкальную школу, а там некое лекало такое, что вот в первом классе ребенок должен такие-то произведения играть, в третьем – такие-то и так далее. И если программу не выполняешь, значит ты отстаешь. И вот это очень витало в воздухе, давило на меня.
— Получается жесткая такая система, похлеще кадетского училища прямо.
— Да, но я считаю, это где-то и позитивным. Вот есть, например, европейская система скрипичной школы. Как рассказывал немецкий скрипач Кристиан Тецлафф, до 15 лет он редко, когда играл более трех часов в день, в основном уделяя время общему развитию интеллекта.
— С другой стороны, достижения российской и советской исполнительской школы говорят сами за себя. Наша система действовала, сколько выдающихся музыкантов выросло.
— Действовала, но не на всех. В этой профессии к каждому человеку нужен индивидуальный подход. Если человек очень исполнительный, то к нему легче искать подход именно с технической стороны, играть гаммы, упражнения, развиваться технику. Но если человек более творческий, он менее усидчивый, но более мыслящий. Тогда, наверное, нужно развивать то, что близко его душе. Но это я сейчас так думаю.
— А в детстве у вас были жесткие рамки?
— Да. Когда у меня спрашивают, сколько ты в детстве занимался, я говорю, что никто часы не считал. Целыми днями мог заниматься, пока не выучу гамму. По восемь часов мог учить. И это в 10 лет. Вот так вот было.
— Ваши родители как-то помогали вам в занятиях музыкой?
— Папа у меня скрипичный мастер. А мама, отчасти, наверное, из-за того, что мы с братом начали играть, стала педагогом. Она очень много сидела с нами, очень много училась у наших педагогов, как бы ассистировала им.
— Какая интересная и необычная профессия у вашего отца.
— Одно время он совмещал профессию скрипача, будучи артистом оркестра, и профессию скрипичного мастера. Потом уже полностью выбрал профессию скрипичного мастера.
Профессия эта, безусловно, для людей – фанатов своего дела. Мой отец начал делать инструменты, еще когда учился в училище.
— А вам отец как-то помогал с инструментами, на которых вы играли?
— Конечно, очень помогал. Он нам с братом сделал маленькие скрипки и не просто стандартных размеров, которые положены – восьмушка, половинка и так далее. Он сделал еще промужеточные размеры. Так что, если всем детям обычно сложно переходить на большой инструмент, привыкать к разным расстояниям на грифе, то мне это было очень легко. И это как раз именно благодаря большому труду моего отца.
Страдивари имени себя
— Бытует мнение, что, если играешь на скрипке выдающегося мастера, то у тебя сразу повышается уровень игры. Действительно ли качество инструмента так существенно влияет на исполнителя?
— Я, как музыкант, который играл на самых высококлассных инструментах, вам скажу так: безусловно, инструмент такого уровня – это дополнительные возможности для реализации своего мастерства. Но, как известно, есть и обратная зависимость. Это как с автомобилем: чем мощнее машина, тем больше потенциал. Но на более высоком уровне появляются другие, более сложновыполнимые задачи. С большой мощностью сложнее совладать. Также и с возможностями звукоизвлечения.
Когда я записывал программу на инструменте Страдивари золотого периода «экс-Венявский», я очень долго приспосабливался к этой скрипке. На интуитивном уровне у меня что-то начало получатся во время игры, я начал реализовывать возможности, потенциал инструмента.
— Вы сказали скрипка Страдивари и добавили «экс», что это значит?
— Это же ведь очень дорогие инструменты, их должно быть не очень много на рынке?
— 17 млн долларов – самая большая сумма, за которую был а продана скрипка Страдивари. Это мировой рекорд.
Вообще, по статистике, Страдивари продается во всем мире примерно раз в полтора месяца. Есть много инструментов, которые любят инвесторы, так как они быстро растут в цене.Это, так сказать, «короткие деньги»: купил, через несколько лет продал, снова купил. И так инструмент переписываются на разных владельцев, при этом играть на нем может один и тот же музыкант, у которого инструмент находится в пользовании.
— А как происходит передача инструмента, подписывается какой-то договор? И как владелец следит за сохранностью скрипки?
— Безусловно, подписывается очень много документов. Кроме того, к каждой такой скрипке прикреплен специальный смотритель – человек, которому владельцы доверяют.
Один раз в оговоренный в договоре период музыкант специально приезжает например в Лондон или в Париж, или еще куда-либо, где работает этот человек, на так называемый осмотр. И смотритель оценивает аккуратность исполнителя. Бывает и так, что инструмент забирают, боятся, что исполнитель не очень аккуратен, недостаточно бережно относится к инструменту. Бывали и такие случаи.
— А исполнитель платит за пользование инструментом?
— По-разному бывает. Могут дать безвозмездно, могут в аренду. Или исполнитель оплатит страховку. Бывает, что страховку платит спонсор, или сам владелец. Рынок страхования сейчас огромен.
Играть перед творцом – резать по-живому
— Я знаю, что недавний концерт в Москве, посвященный 80-летию известного американского композитора Джона Корильяно, вы играли в присутствии автора. Как вам исполнять произведения перед их непосредственным творцом? Ведь у композитора может быть свое слышание музыки.
— Безусловно, это как по живому резать. История знает много скандалов гениальных людей. К примеру, когда Давид Ойстрах играл первый концерт Прокофьева, Сергей Сергеевич прямо на сцене его и зарубил.
Корильяно был доволен, слава Богу. Он слушал репетицию, делал замечания общего плана, наверное, такие же замечание он сделал бы, послушав репетицию другой музыки. Дал общие советы, показал некоторые приемы. У него в тексте есть пожелания, о скорости исполнения в некоторых местах он пишет «исполнять быстро, как может исполнитель». То есть он полностью доверяет исполнителю.
— Не могу не поделиться личным опытом. За рубежом я не раз посещал концерты и выяснил, что у них есть такое правило: перед любим концертом проводится семинар, чтобы ознакомить слушателей с контекстом. Если это оркестр, то семинар проводит дирижер, а если квартет, то обычно приходил его лидер. Для меня это в несколько раз умножало удовольствие от концерта.
— Это здорово, потому что людям не хватает музыкальной эрудиции.
Настолько не хватает, что, порой, зрители начинают аплодировать где-то в середине произведения, между его частями.
Или приходят на пафосные концерты известных исполнителей, потому что им билеты достались за дорого, а потом сидят и на iPhone снимают.
Подобные лекции проводит Московская филармония перед концертами.
— А вообще аплодисменты зрителей для вас важная составляющая?
— Я, когда играю, погружаюсь как-то внутрь себя, и, порой, как стеклянный воспринимаю аплодисменты. Ничего не чувствую. И потом весь вечер после концерта не могу выйти из этого состояния, даже заснуть порой не могу.
— Есть такое мнение, что зарубежные музыканты – очень меркантильные. Редко играют на бис, играют только то, за что им заплатили. А наши в этом смысле более щедрые. А вы готовы как бы отблагодарить публику и исполнить что-то дополнительно?
— Я часто из спортивного интереса, готовлю сложные произведения, которые мне хочется сыграть. Для меня бис является продолжением программы, а не чем-то инородным. Это каприсы Паганини или части из сонат и партит Баха или другие произведения для скрипки соло. И, если публика хочет, то я всегда играю.
Иван Почекин – российский скрипач, один из ярчайших представителей русской скрипичной школы. Сын известного скрипичного мастера Юрия Почекина.
В 2002 году дебютировал в Большом зале Московской консерватории, исполнив Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева.
А в 2005 году победил на III Международном конкурсе скрипачей им. Никколо Паганини.
Выступал с такими выдающимися дирижерами, как В. Гергиев, М. Плетнев, В. Спиваков, А. Сладковский, Ф. Матранжело, В. Федосеев, Ф. Хайдер и др.
Принимал участие в различных фестивалях, как то «Кремль музыкальный», Московский Пасхальный фестиваль, «Безумный день» в Нанте и «Pianoscope» в Бове.
По приглашению Дениса Мацуева выступал в программах фестивалей Crescendo в Калининграде и Пскове и «Звезды на Байкале» в Иркутске.
Сотрудничает с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова, оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского и др.
Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры
Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.
Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.
Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.
Некоторые особенности устройства скрипки
У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми
Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.
Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.
Эфы на скрипке – вырезы в форме буквы f
Струны, а их у скрипки четыре (соль, ре, ля, ми), цепляются на струнодержатель, удерживаемый пуговицей с помощью петли, и натягиваются при помощи колков. Строй у скрипки квинтовый – настройку инструмента производят, начиная со струны «ля». Здесь бонус – из чего делают струны.
Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.
Как играют на скрипке?
Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.
В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.
В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. Скрипка – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на слух, а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.
Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).
Вот как держат скрипку при игре
Учебная программа по классу скрипки в музыкальной школе занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.
Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся народным инструментом. Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь – немножечко чудной музыки!
Ф. Крейслер Вальс “Муки любви”