Иммерсивный звук что это

Иммерсивный звук что это

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Дом Гуччи02.12.2021
Человек-паук: Нет пути домой15.12.2021
Матрица: Воскрешение16.12.2021
Зверопой 223.12.2021
Последний богатырь: Посланник Тьмы23.12.2021
Крик13.01.2022
King’s man: Начало13.01.2022
GTA: The Trilogy11.11.2021
Battlefield 204219.11.2021
Halo Infinite08.12.2021
Rainbow Six Эвакуация20.01.2022
Pokemon Legends: Arceus28.01.2022
Dying Light 204.02.2022
Horizon 2: Forbidden West18.02.2022

Dolby Atmos в играх. Что такое иммерсивный звук и как он меняет индустрию развлечений

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Совсем недавно все активно обсуждали новый трейлер второй части нашумевшей игры Tom Clancy’s The Division для Xbox One X, который выпустила компания Microsoft.

Производители шутера сделали большой акцент на использовании современных аудио- и видеотехнологий, которые позволяют по-новому взглянуть на игру и по-настоящему погрузиться в происходящее. Обычно, когда речь заходит о технологиях в играх, в первую очередь, имеется в виду картинка сверхвысокой четкости – HDR и 4K. Но не стоит забывать о звуке – ведь иногда именно он может создать максимально реалистичную атмосферу. В трейлере Tom Clancy’s The Division 2 неоднократно подчеркивается его важность: «Услышь весь мир с Dolby Atmos Spatial Audio», – говорит нам производитель.

Давайте разберемся, что же такое иммерсивный звук и действительно ли с его помощью вы сможете «услышать весь мир» и оказаться в другой реальности, всего лишь нажав на кнопку Play.

Обо всем по порядку. Многие из вас наверняка слышали о технологии Dolby Atmos в кино – впервые весь мир заговорил о ней в 2012 году, когда иммерсивный звук был использован для производства мультика «Храбрая сердцем». С помощью этой технологии кинематографисты смогли максимально точно воспроизводить звуки в фильмах, то есть так, как задумал режиссер. А зрителям настолько понравился эффект погружения, что Dolby Atmos со временем стал своего рода стандартом качества. С тех пор с его использованием было снято уже более 1300 картин. Идея погружения в происходящее на экране с помощью окружающего звука ожидаемо понравилась и разработчикам игр – они начали внедрять технологию в новые проекты, чтобы создать такой же эффект. Впервые появилась возможность придать каждому звуку индивидуальные характеристики, сделать их более громкими или тихими, сфокусированными или рассеянными – чтобы максимально приблизить восприятие звука к реальности. И это стало настоящим прорывом в геймерской среде, особенно для шутеров. Появилась возможность слышать звуки не в одной плоскости, а в трехмерном пространстве, включая область над головой, и благодаря этому точно определять, где находятся соперники и откуда они стреляют.

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Одной из первых игр, в которой применили Dolby Atmos, стала Star Wars: Battlefront 2015 года – шутер по мотивам Звездных войн. Ощущения от Dolby Atmos в игре после обычного стерео такие, будто ты вдруг обрел четкий слух. От всех этих звуков стреляющих пулеметов за спиной, многотонных шагоходов, опускающих лапы на землю как будто совсем рядом, хочется вжаться в кресло и задержать дыхание. Очень впечатляет.

В самом начале развития Dolby Atmos в гейминге Blizzard назвали технологию «священным граалем» для игр. Помимо ярких эмоций от погружения в игровую реальность, с практической точки зрения такая звуковая детализация в итоге помогает играть в разы круче: дает дополнительную информацию о врагах и окружении, позволяет быстрее реагировать, избегать нападения из «слепых» зон. Вообще крупнейшие разработчики выпустили уже больше 10 новинок с этой технологией, среди которых Assassin’s Сreed Origins, Battlefield 1, Final Fantasy XV, For Honor, Overwatch, Rise of the Tomb Raider, Star Wars: Battlefront, Shadow of the Tomb Raider, Super Lucky’s Tale, Zone of the Enders: The 2nd Runner MARS и другие.

Кстати, недавно компания Dolby презентовала так называемый звуковой радар специально для геймеров – Sound Radar. Эта технология позволяет уловить даже самые тихие шумы в игровом ландшафте и показывает их в виде появляющихся цветов на радаре прямо в процессе игры. Sound Radar дает дополнительное аудиовизуальное представление об игровом поле, что, конечно, позволяет геймерам максимально держать ситуацию под контролем. В дополнение к этому, на многих игровых компьютерах сейчас имеется панель управления Dolby Atmos, с помощью которой можно с легкостью настроить профиль игрового жанра, регулировать интенсивность звука, то есть подстроить параметры игры под себя и сделать пребывание в виртуальной реальности максимально комфортным и захватывающим.

Актуальным остается вопрос железа, необходимого для воспроизведения Dolby Atmos. В целом, звук в этом формате можно проигрывать и на ПК, и на смартфоне, и на игровых консолях Xbox One. Подойдут даже самые обычные наушники – здесь поможет так называемая психоакустика. Технология учитывает то, как тело человека воспринимает звук в зависимости от окружения и особенностей формы ушных раковин, размера и формы головы и других параметров, и имитирует звуки реального мира. Но чтобы максимально прочувствовать эффект погружения можно использовать гарнитуры – например, беспроводную PLANTRONICS RIG 800LX.

По-настоящему услышать в игре звук пролетающего вертолета, гул ветра или шаги противника, крадущегося за спиной? Сегодня все это возможно. И если игры создают целые миры, то иммерсивный звук в играх позволяет в эти миры полностью переместиться, стать реальным персонажем. И изучив динамику, можно сделать вывод, что в будущем таких игр будет больше, и они будут становиться все более реалистичными. Ведь всем хочется хотя бы на время стать другим человеком в какой-нибудь параллельной вселенной.

Источник

Иммерсивный звук что это

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Наши сертификаты

Мы являемся официальными дилерами

Загородный дом (5 фото)

Жилой комплекс 5 (3 фото)

Квартира 4 (3 фото)

3D-, иммерсивный, объектно-ориентированный звук и бинауральное аудио

Анонс: Mark Waldrep в раскрутке Apple AirPods Pro, AirPods MAX, AirPods Gen 3 и других продуктов бинаурального аудио. 3D-, иммерсивный, объектно-ориентированный и бинауральный звук Уолдрепа.

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Два года COVID-19, к сожалению, продемонстрировали не только психосоматическую готовность людей к нагнетанию объективно необоснованной истерии (по оф. данным ВОЗ по европейскому региону включая Россию доля летальных исходов в числе заболевших не превышает 1.7%), но и впечатляющую находчивость бизнеса в инсинуациях с целью извлечения прибыли.

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Наглядный тому пример – маркетинговая раскрутка Apple AirPods Pro, AirPods MAX, AirPods Gen 3 и др. аналогичных продуктов для прослушивания бинаурального аудио (BinАural с лат. bini – два, auris − ухо), причем активно поддерживаемая многими «экспертами», в том числе профессором музыки (!) факультета искусств и гуманитарных наук калифорнийского университета Марком Уолдрепом (Mark Waldrep).

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Справка: Марк Уолдреп помимо профессорской деятельности является основателем, президентом и главным инженером специализированной звукозаписывающей компании из Лос-Анджелеса AIX Records, обозревателем журналов eMedia, Surround Professional, Videography и отличается способностью находить и адаптироваться под перспективные (с точки зрения продвижения и продаж) направления в индустрии мультимедиа. Он был одним из пионеров идеи размещения музыкальных видеоклипов, интервью, заметок на веб ресурсах (основатель сайта iTrax.com), с появлением технологии DVD заявил о себе гибридным заголовком DVD-Video / DVD-ROM, разработкой для DVD-Video меню с анимированной графикой, создавал программное обеспечение для подключения к Интернету, а сегодня занялся продвижением бинаурального аудио.

Здесь следует отметить, что «Immersive Sound» от гендиректора Galaxy Studios Вильфрида ван Бэлена (Wilfried Van Baelen) (см. многоуровневый иммерсивный звук Auro 3D® в этом материале), объектно-ориентированный звук Dolby Atmos®, DTS:X® и «обновленный» (по концепции) 3D-звук от Dolby Laboratories, Inc как-то «прошли мимо» Уолдрепа, очевидно увидевшего будущее в «3D binaural sound», к тому же доступного (по восприятию) только через наушники особой конструкции. Причем Apple со своими решениями явно запоздали, ведь по словам Уолдрепа еще в 1986 году, когда он был соискателем на ученую степень, ему удалось бинаурально записать свою музыкальную композицию, представить ее преподавателям в трехмерном стереозвуке через наушники и получить звание доктора. Правда сам доктор и профессор музыки начал агрессивное продвижение «3D binaural sound» только через 3 десятка лет в 2016-2017 гг., публикуя обзоры, статьи и видео ролики на youtube.

3D-, иммерсивный, объектно-ориентированный и бинауральный звук Уолдрепа.

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

В 1994 году звукозаписывающая компания Newport Classics наняла Уолдрепа для записи музыкального произведения с использованием бинаурального микрофона Neuman KU-81, использованного профессором в свое время в калифорнийском университете при защите диссертации. По факту записывающий объект был сделан в форме человеческой головы с двумя «точно сформированными «ушными раковинами» или ушами», за которыми разместили два высококачественных микрофона и это в итоге (по мнению Уолдрепа) позволило при прослушивании записи в наушниках воспринимать мир так, как его слышит человек со звуками слева, справа, сверху, снизу и даже позади, что (по словам профессора) «невозможно достичь в стереосистемах и даже в системах объемного звучания».

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

По заверениям Уолдрепа именно такая запись, но с использованием специально разработанного алгоритма для каждого конкретного человека (профессор признает, что органы слуха у людей индивидуальны) дает возможность абсолютной реалистичности пространственного восприятия аудио, причем только через наушники и лучше Apple AirPods, в которых специальный инфракрасный датчик отслеживает поворот головы, чтобы «изменить» воспроизведение аудио записи (а по факту колебания диффузора динамика).

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Технически и с точки зрения простой логики такие заверения Уолдрепа nonsense, ведь даже многоканальные Dolby Atmos®, DTS:X® и Auro 3D® с размещением акустики на разных уровнях эффективно работают только при профессиональной акустической обработке помещения, но реально воспринимаются различными людьми по-разному.

Справка: Узнать о путях и возможностях формирования оптимальной и демократичной цены на сборки ДК из компонентов ведущих производителей мира можно по телефонам:

Источник

Иммерсивный звук что это

Термин «soundscape» в обиход ввел Рэймонд Шейфер — канадский композитор, писатель и защитник окружающей среды. Его проект World Soundscape, запущенный при поддержке ЮНЕСКО в конце 1960-х, касался акустической экологии — влияния антропогенного шума на окружающую среду и взаимодействия человека с миром звуков.

Сегодня понятие «soundscape» включает в себя представление не только о звуке как о среде, но и о восприятии этой среды находящимся в ней слушателем. Иными словами, если вас со всех сторон окружает звук, будь то специально написанный многоканальный трек или раздражающий городской шум, то и этот звук, и ваши ощущения можно изучать, описывать, преобразовывать и кардинально менять в рамках дисциплины «soundscape».

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

В 1951 году композитор Джон Кейдж оказался в специальной звукоизолированной комнате и услышал два шума, производимые его собственными кровеносной и нервной системами. «Эти звуки будут длиться до тех пор, пока я не умру, — говорил он. — Они будут существовать и после моей смерти. О будущем музыки можно не беспокоиться. Однако такая уверенность возникнет лишь в том случае, если человек предпочтет не те звуки, которые появляются в зависимости от наших намерений, а те, которые возникают сами по себе». Так инструментарий композитора дополнился случайными и «найденными» звуками (здесь вполне уместна аналогия с «найденными объектами» в изобразительном искусстве), а к ним присоединилась тишина, переставшая быть беззвучным фоном и превратившаяся в самостоятельный феномен.

Благодаря развитию технологий к сонму естественных звуков добавились электроакустические артефакты (их, например, использовал в своей «конкретной музыке» француз Пьер Шеффер) и звуки, созданные синтезаторами — сначала аналоговыми и оптическими, затем цифровыми. Наконец, в середине века на сцену вновь вышли природные явления — не только собственно звуки вроде пения птиц или шума дождя, но и особенности распространения звука в различных средах, ритмы и гармонии.

Так за XX век все, что так или иначе воздействует на мозг через ухо, стало объектом для изучения, медиумом для познания мира и инструментом его творческого преображения.

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Иммерсивный звук вообще с трудом поддается масштабированию. Основным стандартом остается стерео (притом что первые стереозаписи появились еще в 1930-е), за массовый многоканальный звук отвечают в основном кинотеатры. Специально созданные звуковые инсталляции демонстрируют порой уникально сложный акустический рисунок, но они всегда сайт-специфичны. Работа со звуковым ландшафтом требует внимания ко множеству деталей как минимум потому, что звук по-разному звучит в разных пространствах; он отражается, преломляется, рассеивается и смешивается с другими звуками. Однако среда — это не только набор физических параметров; идет ли речь о шумной городской улице или концертном зале, плавучей платформе посреди лесного озера (Raymond Murray Schafer, Music for Wilderness Lake, 1979) или подводном спускаемом аппарате, внутри которого пульсация сонара, сигналы аппаратуры, тихая музыка из переносной аудиосистемы смешиваются с глухим гулом давящей на стены воды (Stefan Helmreich, An Anthropologist Underwater: Immersive Soundscapes, Submarine Cyborgs and Transductive Ethnography, 2007), soundscape не существует сам по себе: в нем всегда присутствует слушатель.

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Эдуард Артемьев, рассказывая в одном из интервью о своей работе над «Солярисом», вспоминал, как Тарковский просил его помочь организовать шумы: «Мне важно, когда [Крис Кельвин] прощается с Землей, шуршание травы, природа, топот копыт, движение машин, то есть то, что его окружает. Эти звуки надо как-то организовывать, чтобы там чувствовалась воля человека».

«Воля человека» — важный элемент всей конструкции под названием «soundscape». В своем программном труде автор термина Рэймонд Шейфер отмечает: только слушатель может определить, где проходит тонкая грань между музыкой и шумом, «расслышать» звуковой ландшафт во всем его разнообразии, отобрать те звуки, которые кажутся интересными (и достойны сохранения) и в конечном счете изменить этот ландшафт по своему усмотрению. Другие авторы говорят о необходимости волевого усилия для включения активного слушания и слышания. Так центральной фигурой в мире звуков оказывается человек; говоря о его роли, историк Эмили Томпсон определяет soundscape как одновременно и физическую среду, и способ восприятия этой среды; как мир и как культуру, построенную для осмысления мира (The Soundscape of Modernity: Architectural Acoustics and the Culture of Listening in America, 2002).

(Ремаркой заметим: все это отсылает нас к sound studies, разделу антропологии, даже самое беглое введение в который потребовало бы отдельного и весьма объемного текста.)

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это

Человеческий фактор — еще одна причина того, что создание иммерсивных звуковых сред пока не стало массовым явлением, притом что жизнь среднестатистического горожанина проходит под непрерывный аккомпанемент всевозможных шумов. «Чтобы технология объемного звука пошла в люди, нужно сначала воспитать аудиторию, потому что это настолько странная и непривычно воздействующая вещь, что человек может быть к ней не готов», — считает научный сотрудник Политехнического музея, историк медиа и технологии Анна Котомина. Сравнивая soundscape с видеомэппингом, переживающим сейчас расцвет, она отмечает, что звук сложнее для восприятия, поэтому связанные с ним технологии как бы зависли на тонкой грани — отдельные эксперименты одиночек-энтузиастов не могут вывести объемный звук в массы: «Со многими технологиями это дело случая. Некоторые технологии приобретают хороших менеджеров, ярких художников, некоторые нет. Возьмем, к примеру, стереокино: первые эксперименты в этой области начались еще в 60-е годы, но потом масс-маркет надолго о нем забыл до тех пор, пока не появился „Аватар“. Для того чтобы снимать кино в стерео, нужно вообще другое мышление; режиссер готовился к этому фильму несколько лет. Найдутся ли такие же авторы в области soundscape? Найдутся ли хорошие менеджеры? Может быть, и не найдутся, и технология иммерсивного звука так и останется прекрасной игрушкой для закрытого клуба».

Урбанист, преподаватель МВШСЭН Петр Иванов настроен более прагматично: пространственные звуковые инсталляции интересуют его в том числе как инструмент городского планирования. «Аудиальное загрязнение делает одни районы города неблагоприятными, а аудиальная экологичность делает другие престижными, — объясняет он. — При этом под аудиальным загрязнением мы, как правило, понимаем индустриальные звуки, а под аудиальной экологичностью отнюдь не тишину (наоборот, тишина пугает), но пение птиц, шум листвы и стук дождя по крыше». По мнению урбаниста, снятие дихотомии аудиальных загрязнения и экологичности в городской среде возможно через синергию природы и культуры.

Источник

Иммерсивное аудио: предмет вожделения

Несмотря на всё ещё запутанную терминологию, уже абсолютно ясно, что иммерсивное / пространственное / 3D-аудио (нужное подчеркнуть) играет важную роль в совершенствовании звуковоспроизведения в самых разных областях применения. InAVate исследует имеющиеся технологии.

В настоящее время на рынке доступен целый ряд продуктов для 3D-аудио / иммерсивного аудио / пространственного аудио. Очень разные, все они созданы в результате испытанного чувства разочарования.

«Толчок к разработке L-ISA дал пять лет назад наш генеральный директор, точнее, его личное чувство разочарования от локализации звука на концертах классической музыки, — Гийом Ле Нос (Guillaume Le Nost), начальник отдела разработок компании L-Acoustics. — Живые исполнители могут быть в самом центре сцены, но если вы сидите немного левее, то услышите только левый громкоговоритель, в котором нет исполнителей».

У Ральфа Цулига (Ralf Zuleeg), начальника конструкторского бюро компании d&b audiotechnik, аналогичная история: «Для меня это крестовый поход, я устал от стерео. Кто-то раз на концерте я с комфортом расселся в пятом ряду партера, но левый стек громкоговорителей «лупил» с такой силой, что магия музыки улетучилась. Всевозможные эффекты и компрессия уже использованы, пришло время для чего-то другого».

Да, хорошо бы исследовать все продукты из данной области применения, но конкретно в этой статье акцент сделан только на четырёх: AMBEO от Sennheiser, Soundscape от d&b, L-ISA от L-Acoustics и Ti-Max от Outboard.

AMBEO — это «термин-зонтик» для целого ряда устройств Sennheiser, включающего в себя системы записи, обработки и воспроизведения иммерсивного аудио. Выпуск продукции был налажен ещё до раскрутки бренда; Sennheiser вышел на этот сегмент рынка с микрофонной системой TeamConnect Ceiling, которая «сканирует» пространство конференц-зала на предмет источников звука, а затем этаким «звуковым лучом» фокусируется на самом громком на данный момент голосе. Год назад был запущен в производство микрофон Sennheiser AMBEO VR для 3D-записи аудио, а следом компания предложила профессиональным инженерам звукозаписи плагин для потоковых платформ, позволяющий микшировать «живое» аудио в 3D-наушниках.

Также в ассортименте Sennheiser есть гарнитура Pro2, в ней формат 3D-аудио используется для снижения усталости сотрудников call-центров, в чьи обязанности входит многочасовое общение с людьми. Чуть позже в этом году запланировано начало продаж саунд-бара AMBEO. Первоначально он был предназначен для потребительского рынка, но его вполне можно применить в виртуальных переговорных с использованием наушников.

Вероник Лашер (Veronique Larcher), руководитель программы Sennheiser AMBEO, рекламирует потенциал системы: «Звуковая 3D-визуализация (мы называем это аудио-рендеринг) полезна, когда в виртуальной переговорной много удаленных участников, не очень хорошо друг друга знающих. Их всех можно расположить в звуковом пространстве под разными углами, чтобы таким образом понимать, кто говорит и когда».

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что этоМногоканальная и многоуровневая система звукоусиления в новом концертном зале Delta в Дубаи

Систему Soundscape компания d&b представила широкой публике на выставке ISE 2018. В неё входит три компоненты: блок обработки сигналов DS100 (с сетевым аудио интерфейсом Dante и матрицей входов-выходов 64 x 64), а также пара программных модулей. Первый из них называется En-Scene («на сцене»), это инструмент для персонального расположения более 64 источников аудио в виртуальном звуковом поле. Второй называется En-Space («в пространстве») и позволяет имитировать (добавлять и настраивать) реверберацию в любом помещении с любыми типами покрытий по любым заданным пространственным параметрам.

Создатели «Лизы» (L-ISA), специалисты французской компании L-Acoustics, называют её «иммерсивной звуковой арт-платформой». Процессор L-ISA обрабатывает 96 входов и 64 выхода, объединяя профессиональную систему звукоусиления с программно-аппаратными инструментами обработки аудио.

Наконец, система Ti-Max от компании Out Board представляет собой матричный процессор обработки со встроенным устройством воспроизведения аудио и модулем управления постановками (show control). Поскольку среди алгоритмов обработки есть матрица задержек, пользователи могут сфокусировать излучение нескольких громкоговорителей на определенном месте сцены или, скажем, на определенном экспонате музея. А перемещение источников по трём измерениям в Ti-Max выполняется в двух программных модулях. Первый называется TimeLine и позволяет упорядочивать содержимое 64 звуковых дорожек по времени, а второй, PanSpace, создаёт в виртуальном звуковом поле панорамные эффекты, которые система автоматически переносит в модуль TimeLine, чтобы вписать в «раскладку по времени» и применить для управления постановкой.

Где именно, в каких областях применения видят свои столь разные детища представители компаний-производителей? Типичный ответ, оказывается, «почти где угодно!»

«Заказчики, с которыми мы сейчас ведём переговоры, не ограничены какими-то (рыночными) сегментами, мы общаемся и с хип-хоп музыкантами, и с техническими директорами конференц-центров, и много с кем ещё, — говорит Ральф Цулиг. — Наша система даёт кучу художественных возможностей для творческого подхода к погружению публики в контекст, однако изначально я хотел улучшить ситуацию для публики в целом, предоставить ей надлежащую перспективу для взаимосвязи слышимого с видимым».

Дэйв Хайдон (Dave Haydon), директор и основатель компании Out Board, сообщает, что его система уже лет пять используется в таких разных местах, как автосалоны, художественные галереи, выставка World Expo в Милане (в павильоне Hive) и космическом центре им. Кеннеди во Флориде. «Сегодня публике подавай всё по высшему стандарту, — говорит он. — Лет 10-12 назад мы делали первое автошоу с «летающим» звуком, потом оснастили кучу стационарных площадок (например, в Дании, Австрии и Швейцарии наша системы стоят во всех театрах), потому что локализовать вокал другим способом просто невозможно. В случае мероприятий под открытым небом наша система работает на повышение разборчивости, а на площадках для четырёх-шести тысяч зрителей можно сделать так, что стоящий где угодно на сцене исполнитель через акустику будет именно с того места, которое нужно, и от этого сильно зависят кассовые сборы».

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что этоОзвучивание купольной проекции на музыкальном фестивале Coachella

Хайдон сообщает, что его система уже лет пять используется в таких разных местах, как автосалоны, художественные галереи, выставка World Expo в Милане (в павильоне Hive) и космическом центре им. Кеннеди во Флориде. «Сегодня публике подавай всё по высшему стандарту, — говорит он. — Лет 10-12 назад мы делали первое автошоу с «летающим» звуком, потом оснастили кучу стационарных площадок (например, в Дании, Австрии и Швейцарии наша системы стоят во всех театрах), потому что локализовать вокал другим способом просто невозможно. В случае мероприятий под открытым небом наша система работает на повышение разборчивости, а на площадках для четырёх-шести тысяч зрителей можно сделать так, что стоящий где угодно на сцене исполнитель через акустику будет именно с того места, которое нужно, и от этого сильно зависят кассовые сборы».

В компании L-Acoustics видят свои L-ISA где-то между стационарными инсталляциями и турингом, причём первый успех системе принесла именно стационарная инсталляция в тематическом парке Puy du Fou во Франции. Здесь в одной из зон посетители дефилируют вокруг сцены, где идёт представление, а система в реальном времени смещает направленность звука по мере их перемещения. Однако есть и другой потенциально привлекательный рынок — планетарии. К слову, L-Acoustics уже поставляет аудио для систем купольной проекции на популярных музыкальных фестивалях Coachella и Panorama в США. «Звуковой системы «с погружением» в планетарии позволяют испытывать коллективные переживания в виртуальной реальности, но без гарнитур или наушников. Гораздо приятнее, переживая, продолжать общаться с окружающими. Получается такое вот масштабирования виртуальной реальности для масс, — утверждает г-н Ле Нос.

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что этоБез системы 3D-аудио в тематическом парке Puy Du Fou, Франция, было бы гораздо скучнее

Самое массовое внедрение AMBEO-технологий компания Sennheiser осуществила в сотрудничестве с группой Pink Floyd. Будучи частью экспозиции лондонского музея Виктории и Альберта, технология AMBEO 3D обеспечила объёмное, «360-градусное» воспроизведение через 25 громкоговорителей специально сделанного иммерсивного микса песни Comfortably Numb. Для называния описываемой технологии существует множество разных терминов на английском и не меньше вариантов перевода на русский: объектное аудио (object-based audio), 360-градусный звук (360-deg audio), пространственный звук (spatial audio), 3D-аудио (3D audio), звук с погружением (immersive audio). Но не «голимый» ли это маркетинг, не набор ли бессмысленных рекламных словосочетаний? И знают ли клиенты, что покупают? «Путаницу в терминах можно использовать себе на пользу, — говорит Гийом Ле Нос. — Любой, кто вообще говорит об иммерсивном звуке, способствует развитию отрасли. А поскольку терминология не устоялась, для объяснения приходится обращаться к реальным примерам. Так именно они лучше всего и поясняют суть явления! В зависимости от ситуации, звучание можно усовершенствовать, либо добавив фронтальный кластер / громкоговорители задержки, либо внедрив систему объемного звучания. Чувствуете разницу?»

А вот г-н Ле Нос считает, что надо изменить сам метод мышления: «Что войдёт в спецификацию проекта, а что нет, начинаешь понимать в процессе разговоров с АВ-консультантом. Самое распространённое требование касается уровней звукового давления — будет громко или не слишком ли? Пора эволюционировать от количественного подхода, для которого характерны цифры К.Н.И. и проч., до качественного, где ставятся принципиально иные вопросы, например, нужен ли на объекте иммерсивный звук? И, если да, будет ли локализация источников достаточно корректной»?

Сейчас ситуация далека от идеала, но со временем может улучшится, считает г-жа Лашер: «Общение с коллегами на выставке ISE 2018 показало, что многие интеграторы хотят узнать об этой технологии больше, т.к. рассматривают её как дополнительные услуги и, следовательно, дополнительный источник прибыли, не говоря уж о расширение фирменного портфеля».

Так существует ли какая-либо специальная подготовка, необходимая для компетентного исполнения проектов с использованием иммерсивного аудио?

«Учёбы требует любая новая технология, — говорит г-н Цулиг. — Получить нужные навыки — значит суметь воплотить идею, до этого существовавшую лишь как вожделенный образ. Можно постоянно шлифовать свои знания о технике; труднее научиться новому способу микширования, особенно в плане панорамы: в современной системе иммерсивного аудио громкоговорителей не два и не восемь, а куда больше. Там не надо ставить вокал строго по центру микса, можно выбрать иную, реально нужную позицию».

Более широкое внедрение систем 3D-аудио — всего лишь реакция на изменение условий рынка, считает Гийом Ле Нос. «Звукоусиление движется от производства деревянных коробок с динамиками в сторону гибких решений, способных удовлетворить возросшие потребности клиентов, — говорит он. — Свет, механика сцены, визуальные технологии, сами стили оформления шоу — всё это сильно продвинулось за последние 20 лет, а звукоусиление осталось на месте. При этом субъективно зрители сильно потеряли в качестве, потому что связь между собственно звуком и его источником, лицом на сцене, пропала. Так что суть всех новых разработок — вернуть звук в центр внимания зрителей».

*Лудди́ты (англ. luddites) — участники стихийных протестов первой четверти XIX века против внедрения машин в ходе промышленной революции в Англии. С точки зрения луддитов, машины вытесняли из производства людей, что приводило к технологической безработице. Часто протест выражался в погромах и разрушении машин и оборудования — Википедия.

** Г-н Хэйдон имеет ввиду проектирование в системах BIM (Building Information Modeling или Building Information Model). Информационная модель здания даёт возможность специалистам различного профиля выполнять проект синхронно и согласовано.

Редакция благодарит Пола Миллигана (Paul Milligan) из английского InAVate за подготовку этой статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Иммерсивный звук что это. Смотреть фото Иммерсивный звук что это. Смотреть картинку Иммерсивный звук что это. Картинка про Иммерсивный звук что это. Фото Иммерсивный звук что это