Имперский кофейный гешефт что это
Программа Т4. «Триумф» немецкой евгеники
«Мюнстерский лев»
Однако как минимум один эпизод истории Третьего рейха рушит на корню всю эту красивую историю о «непричастности» гражданского населения. Секретная программа эвтаназии лиц с физическими и психическими недостатками Т4 (Aktion Tiergartenstraße 4), стартовавшая в Германии в 1939 году, за два года успела вызвать недовольство среди населения. Причем недовольство было выражено в такой манере, что Гитлер приказал прикрыть проект на территории страны. Этот указ, конечно, не распространялся на оккупированные территории – там, как только добирались руки нацистов, продолжали расстреливать больных в психиатрических лечебницах. Значит, могли простые бюргеры противостоять гестапо, Гитлеру и обезумевшим врачам-убийцам? Значит, можно было поднять волну народного негодования бесчеловечными условиями существования евреев и военнопленных в концентрационных лагерях?
Пожалуй, настоящей квинтэссенцией типичного неравнодушного гражданина Третьего рейха стал епископ Мюнстера Клеменс Август граф фон Гален. В 1941 году он прочитал три проповеди против гестапо (13, 20 июля и 3 августа), в которых возмутился арестами, конфискациями и программой Т4. Проповеди стали впоследствии знаменитыми.
— читал епископ в августовской проповеди.
Немецкое подполье, в том числе «Белая роза», взяли на вооружение его оппозиционные лозунги, которые, как оказалось, попали прямо в точку – простые граждане были немало взбудоражены.
Однако фон Галена нельзя назвать пацифистом – он открыто поддерживал захватническую политику Гитлера, особенно, как он выражался, против коммунистической чумы на востоке. Также молчал епископ, когда с 1934 года в стране насильно было стерилизовано более 500 тыс. «непригодных» граждан различных народностей. Влияние на народные массы фон Галена (да и всего католического руководства страны) было настолько велико, что даже гестапо не посмело тронуть «Мюнстерского льва». Священнослужитель, открыто разделявший людей на два сорта, смог благополучно дождаться конца войны, стать в 1946 году кардиналом, а в 2005 году быть причисленным к блаженным.
Умерщвление из сострадания
Немецкие психиатры, евгеники и просто неравнодушные к расовой чистоте нации с конца 30-х годов в нетерпении потирали руки, ожидая официального разрешения на масштабные генетические чистки в стране. Как упоминалось в предыдущей статье, евгенической истерией немцы заболели после успешной реализации подобных программ в США и Скандинавии. Самое неприятное в этой истории то, что учение о селекции человеческого рода фактически дискредитировали только нацисты. Мировое сообщество, узнав о бесчеловечном применении принципов евгеники в Третьем рейхе, навсегда заклеймило маргинальную науку. Не было бы евгеники в нацистской программе, вполне вероятно, что мы бы с вами сейчас жили в мире, где каждый 10-й или 20-й был бы стерилизован по медицинским показаниям. И я не утрирую: шведы отказались от стерилизации только в 70-х годах XX века. К чести советского руководства, Сталин в жесткой форме выкосил в своё время первые ростки евгеники в стране, но об этом расскажу как-нибудь в другой раз.
Каких можно было ждать заключений от врачей, которые с 1936 года в вузах и на курсах повышения квалификации сдавали расовую гигиену в качестве экзамена? Надо сказать, что почву для физического уничтожения психически больных людей медицинское сообщество готовило еще с 1937 года, когда стали снижать нормы питания для соответствующих пациентов. В некоторых лечебных учреждениях на пациента тратили всего 40 пфеннигов в день. При этом официальная пропаганда нацистов во главу угла расовой гигиены ставила именно экономический эффект от уничтожения – плакаты так и пестрили соответствующими финансовыми расчетами. И обширные расовые чистки внутри арийцев не стали для немецкого народа какой-то неожиданностью. Еще в 1929 году, то есть до прихода к власти, Гитлер вещал в Нюрнберге на партийном съезде:
Во многом указ Гитлера о развертывании программы Т4 также был связан и с ожиданием большого количества раненых с фронтов Второй мировой войны – лишние койки в тылу были жизненно необходимы. Именно поэтому дата старта эвтаназии — 1 сентября 1939 года, хотя подписал приказ фюрер почти два месяца спустя. В рамках реализации программы немецкие врачи впервые отработали умерщвление людей в газовых камерах и на автомобильных платформах. В частности, в Польше можно было видеть смертоносные фургоны с надписями: «Имперский кофейный гешефт».
«Мозговым центром» акции Т4 было отделение берлинской рейхсканцелярии по адресу Тиргантенштрассе, 4, отчего и появилось специфическое наименование программы. Фактически никаких осмотров больных в большинстве случаев не проводилось – достаточно было трем экспертам на основании анкеты пациента написать «неполноценный», и судьба его была решена. Каждый обреченный получал штамп «Имперского общества работников лечебных и попечительских учреждений», или RAG, который маскировал узаконенную эвтаназию. Кстати, никакого правового статуса эвтаназия не имела. Гитлер до самого конца не давал разрешения юстиции официально оформить возможность умерщвления в правовом поле Германии.
Приговоренных к уничтожению забирали из больниц в специальных фургонах «Некоммерческого больничного транспорта – общества с ограниченной ответственностью» (Gekrat), которые отличались наглухо закрашенными окнами. По сложным схемам, чтобы запутать местных жителей, больных с промежуточными остановками доставляли в Бранденбург, Пирн, Графенэк и другие места, оборудованные газовыми камерами. После процедуры умерщвления тела кремировали, а родственникам писали что-то типа:
Многих такие формулировки не устраивали и они начинали копать глубже, забрасывая соответствующие ведомства запросами и жалобами. Тогда в министерских кругах Третьего рейха стали гулять слухи о широкой известности программы Т4 в народе, во многом из-за мер чрезмерной секретности. Да тут еще епископ фон Гален подлил масла, озвучив чаяния миллионов немцев:
Страх перед перспективами собственной старости заставил бюргеров поднять голову в справедливом гражданском протесте.
Журнал «Вестник Ассоциации психиатров Украины» (02) 2013
Вернуться к номеру
Эвтаназия — преступление национал-социалистов
Авторы: Ута Герлант, эксперт немецкого государственного фонда «Память. Ответственность. Будущее»
Версия для печати
Другі Львівські психіатричні зустрічі «Етика і право в психіатрії. Історичний погляд. Що далі?»
Посвящается Розмари Шленц
Докатились, теперь они не остановятся. 1
Тема, о которой я сегодня поведу речь, представляет собой феномен кризиса современности, порожденный материалистическим, более того — «экономизированным» образом мышления XIX столетия. Индивидуум уже перестал считаться apriori частью рода человеческого, нет, его оценивают в зависимости от возможности его конкретного использования в определенных целях. Уважение к личности, соблюдение неприкосновенности ее достоинства было принесено в жертву общности — националсоциалисты говорили о «народном организме», здоровье которого, мол, требовалось сохранять, чтобы добиться создания «нового человека», — конкретный человек не представлял больше интереса.
Этому в Германии противостояло, насколько я могу судить, главным образом два потенциала сопротивляемости: христианская вера и семейные узы. В то время как отдельные представители церкви придерживались человеческого богоподобия, сам человек усматривал в своих близких образ и подобие самого себя. Ответственность перед богом и любовь к ближнему — и то и другое мобилизовало сопротивление против «эвтаназии». Врачи на оккупированных территориях оказывали даже активное сопротивление. Движимые не верой или любовью к ближнему, а действуя по велению своей совести, исходя из человеческого сочувствия, они старались спасти пациентов, отправляя их из больниц по домам.
Вопрос об утилитаризации человека попрежнему остается актуальным. Нам надо решать: пойдем ли мы у этого на поводу или будем защищать безусловность и неприкосновенность человеческой жизни.
1. От идеологии к массовым преступлениям: «расовая гигиена», принудительная стерилизация и «эвтаназия»
1.1 «Расовая гигиена» — идеология в духе времени
Уже тогда, в конце XIX столетия, в Европе и США все более широкое признание стало получать учение под названием «евгеника», которое на немецком называлось «расовой гигиеной». Ее суть заключалась в преодолении наследственных заболеваний путем лишения их носителей возможности иметь потомство. И уже здесь ощущается стремление делать различия в оценке «рас», т.е. исключать всех тех, кто портит картину «расы», которой предназначено быть «ценной».
1.2. Придание более радикального характера посредством принудительной стерилизации
1.3. Тайная война «Эвтаназия»
После того как 1 сентября 1939 года немцы напали на Польшу, развязав тем самым Вторую мировую войну в Европе, Гитлер объявил тайную войну против своего собственного народа.
2. «Эвтаназия» в оккупированной Польше, в Третьем рейхе и на захваченных территориях Советского Союза
2.1. Первые массовые убийства пациентов психиатрических больниц в оккупированной Польше
Осенью 1939 г. из клиник в Померании, т.е. из германского рейха, директорами лечебных учреждений был произведен отбор больных, которых они затем отправили на расстрел в Западную Пруссию, оккупированную немцами. В лесу под Пьяшницем в Нойштадтском округе отрядами СС были расстреляны пациенты из Лауэнбурга, Обравальде, Трептова, Укермюнде, Штральзунда и Кюкенмюле под Щецином. В бюджете (!) объединения провинций на 1940 год указывалось: «…после завершения польской кампании из померанских лечебниц за пределами провинции размещено более 2 тысяч 300 душевнобольных».
В созданном германскими захватчиками рейхсгау Вартеланд газом были умерщвлены пациенты следующих клиник:
— Овинска (Трескау): 1000 пациентов, с середины октября до середины ноября 1939 г.;
— Дзеканка (Тигенхоф): 1043 пациента, с декабря 1939 по январь 1940 г.;
— Косцян (Koстен): 534 пациента, январь 1940 г.;
— Кохановка под Лодзью: 692 пациента, март 1940 г.;
— Варта: 499 пациента, со 2 по 4 апреля 1940 г.;
2.2. «Эвтаназия» в рейхе
Одновременно с проведением «АкцииТ4» в 30 специально оборудованных для этого «детских отделениях» убивали детей с умственными и физическими нарушениями.
2.3. Массовые убийства пациентов психиатрических больниц в Советском Союзе
Это всего лишь еще один пример из многих. Часто первыми жертвами среди пациентов или обитателей детских приютов были евреи. Так было и в Переславской психиатрической колонии в Запорожской области. В декабре 1941 года в Игрени под Днепропетровском 200 пациентов замерзли, оставленные на морозе. Это перечисление можно было бы долго продолжать.
3. Потом: уголовное преследование — компенсация — сохранение памяти
1 Цитата из письма епископа Евангелической церкви земли Вюртемберг Теофина Вурма имперскому министру внутренних дел от 19 июля 1940 г. Цит. по: Документы об «эвтаназии», издано: Эрнст Клее, ФранкфуртнаМайне, 1985 г., стр. 162 и сл.
2 Манфред Вазольд. Медицина. Из: Энциклопедия националсоциализма, издано: Вольфганг Бенц, Херман Грамл и Херман Вайс. Мюнхен (2), 1988 г., стр. 235 и сл. и 241.
3 Газета «Фелькишербеобахтер» от 7 августа 1929 г., цит. по: Штратман Херман. Националсоциалистское мировоззрение. Нюрнберг, 1932 г., стр. 18, здесь цит. по: ХансВальтер Шмуль. Расовая гигиена, националсоциализм, эвтаназия. Геттинген, 1987 г., стр. 152.
4 Шмуль. Расовая гигиена, стр. 131.
6 Гизела Бок. Принудительная стерилизация при националсоциализме. Исследования по вопросу расовой политики и политики по вопросам женщин. Опладен, 1986 г., стр. 232 и сл. и 241 и сл.
7 Шмуль. Расовая гигиена, стр. 156 и сл.
8 Вазольд. Медицина, стр. 243.
10 Герит Хоэндорф. «Эвтаназия» в период националсоциализма. Медицинское уничтожение пациентов психиатрических лечебниц // Причина смерти — эвтаназия. Замаскированные убийства в период националсоциализма, стр. 9; там содержится факсимиле документа.
11 Правда, имели место соответствующие поползновения в министерстве юстиции, однако Гитлер их решительно отвергал. Конрад Вайс, Лотар Крайсиг. Пророк примирения, Герлинген, 1998 г., стр. 166 и сл.
12 Эрнст Кле. «Эвтаназия» в Третьем рейхе. Уничтожение неполноценной жизни, ФранкфуртнаМайне, 2010 г., стр. 83 и сл. и стр. 119.
13 Вайс Крайсиг, стр. 159; Шмуль. Расовая гигиена, стр. 149.
14 Шмуль. Расовая гигиена, стр. 149.
15 См. Вазольд. Медицина, стр. 239 и 242; Хоэндорф. Эвтаназия, стр. 16. В 1941 г. кинофильм под названием «Я обвиняю» агитировал за «эвтаназию». Вазольд. Медицина, стр. 248.
16 Кле. Эвтаназия, стр. 94.
17 Цит. по Кле. Эвтаназия, стр. 95.
18 Там же, стр. 99 и сл.
19 Кле. Эвтаназия, стр. 112 и сл.
20 Там же, стр. 155 и сл. и 215 и сл.
21 Там же, стр. 134 и сл.
22 Кле. Документы, стр. 139 и сл.
23 Nbg. Dok. PS627, цитируется по Кле. Эвтаназия, стр. 183.
24 Кле. Документы, стр. 193 и сл., здесь стр. 197.
25 Кле. Эвтаназия, стр. 263.
26 Там же, стр. 450, 305 и сл., 280 и сл. и 299 и сл.
27 Шмуль. Расовая гигиена, стр. 183; Франк Шнайдер, Михаэль фон Кранах, in memoriam. Выставочный каталог, Берлин, 2010 г., стр. 8.
28 Хайнц Фаульштих. Число жертв «эвтаназии» // Эвтаназия и текущие дебаты об облегчении умирания. Исторический фон медицинской этики. Издатель Андреас Фревер, Клеменс Экхоф. ФранкфуртнаМайне, 2000 г., стр. 218234.
29 Кристиан Герлах. Калькуляция убийств. Германская политика экономики и уничтожения в Белоруссии с 1941 по 1944 год, стр. 1067.
30 Там же, стр. 1068.
32 Благодарю Герита Хоэндорфа за то, что он предоставил в мое распоряжение этот фильм.
33 Герит Хоэндорф, Розвита Лаутер, Ульрих Лохман, Майке Ротцоль. В память о задушенных душах. Памятник пациенткам и пациентам психиатрической больницы Могилева, убитым немецкими захватчиками // Бюллетень мемориала № 152, 12/2009, издано Фондом топографии террора, стр. 310, здесь стр. 7.
34 Герлах, стр. 1069 и сл.
35 ЦГАОР, фонд 7445. Оп. № 1. Д1633, цитируется по: Д.Д. Федотов. О гибели душевнобольных на территории СССР, временно оккупированной фашистскими захватчиками, в годы Великой Отечественной войны // Вопросы социальной и клинической психоневрологии, под редакцией Л.Л. Рохлина, Москва, 1965 г., стр. 451.
36 Федотов. О гибели. стр. 455.
37 Там же, стр. 452 и стр. 447.
38 http://gedenkortt4.eu/de/gegenwart/strafverfolgungdertaeter, последнее посещение сайта 31 октября 2012 г.
39 Федеральный закон о компенсациях (в редакции 2 новеллы: заключит. Закон о компенсациях), комментарий Вальтера Бруна и Рихарда Хебенштрайта, Берлин, 1965 г., стр. 418.
40 http://www.dgppn.de/dgppn/geschichte/kommissionzuraufarbeitungdergeschichte/sonderseitepsychiatrieimnationalsozialismus/redeschneider.html, последнее посещение сайта 31 октября 2012 г.
41 Федотов. О гибели. стр. 453.
42 Цитируется по неопубликованному приветственному слову Бернхарда Конрадса на мероприятии «Психиатрия в годы националсоциализма» 30 сентября 2011 г. в Берлине.
Программа Т4. «Триумф» немецкой евгеники ( 6 фото )
Перед тем как осветить историю очередной бесчеловечной акции нацистского режима Германии, стоит упомянуть об одном факте, который по разным причинам стараются особо не вспоминать. Долгое время в историографии существовало мнение, что немцы в ситуации с гитлеровской властью оказались на грани массового помешательства и были просто опьянены новыми порядками и перспективами развития страны. Строились автобаны, расширялось военное производство, искоренялась безработица, росла за счет новых стран территория Германии – все эти бонусы серьезно контрастировали с временами, последовавшими после подписания Версальского договора. Опьянённые харизмой Гитлера немцы, казалось, просто не знали о концлагерях, расстрелах и холокосте.
Скульптура Арно Беккера. Именно так представляли в нацистской Германии правильного гражданина. И средства для достижения идеала не выбирали
Однако как минимум один эпизод истории Третьего рейха рушит на корню всю эту красивую историю о «непричастности» гражданского населения. Секретная программа эвтаназии лиц с физическими и психическими недостатками Т4 (Aktion Tiergartenstraße 4), стартовавшая в Германии в 1939 году, за два года успела вызвать недовольство среди населения. Причем недовольство было выражено в такой манере, что Гитлер приказал прикрыть проект на территории страны. Этот указ, конечно, не распространялся на оккупированные территории – там, как только добирались руки нацистов, продолжали расстреливать больных в психиатрических лечебницах. Значит, могли простые бюргеры противостоять гестапо, Гитлеру и обезумевшим врачам-убийцам? Значит, можно было поднять волну народного негодования бесчеловечными условиями существования евреев и военнопленных в концентрационных лагерях?
Пожалуй, настоящей квинтэссенцией типичного неравнодушного гражданина Третьего рейха стал епископ Мюнстера Клеменс Август граф фон Гален. В 1941 году он прочитал три проповеди против гестапо (13, 20 июля и 3 августа), в которых возмутился арестами, конфискациями и программой Т4. Проповеди стали впоследствии знаменитыми.
«Вот уже несколько месяцев мы получаем сведения, что из психиатрических больниц и домов призрения по приказу из Берлина в принудительном порядке увозят душевнобольных пациентов, которые болеют уже долгое время и, возможно, представляются неизлечимыми. Как правило, вскоре после этого родственники получают извещение, что больной скончался, тело кремировано, и они могут забрать пепел. В обществе царит практически полная уверенность, что эти многочисленные случаи внезапной смерти душевнобольных происходят не сами по себе, а в результате умышленного убийства. Таким образом реализуется доктрина о том, что можно прерывать так называемую неценную жизнь, то есть убивать невинных людей, когда считается, что их жизнь больше не представляет ценности для народа и государства. Чудовищная доктрина, оправдывающая убийство невинных людей, в принципе снимающая запрет на насильственное умерщвление не способных более работать инвалидов, калек, неизлечимых больных, немощных людей!»
— читал епископ в августовской проповеди.
Немецкое подполье, в том числе «Белая роза», взяли на вооружение его оппозиционные лозунги, которые, как оказалось, попали прямо в точку – простые граждане были немало взбудоражены.
Блаженный Клеменс Август граф фон Гален
Однако фон Галена нельзя назвать пацифистом – он открыто поддерживал захватническую политику Гитлера, особенно, как он выражался, против коммунистической чумы на востоке. Также молчал епископ, когда с 1934 года в стране насильно было стерилизовано более 500 тыс. «непригодных» граждан различных народностей. Влияние на народные массы фон Галена (да и всего католического руководства страны) было настолько велико, что даже гестапо не посмело тронуть «Мюнстерского льва». Священнослужитель, открыто разделявший людей на два сорта, смог благополучно дождаться конца войны, стать в 1946 году кардиналом, а в 2005 году быть причисленным к блаженным.
Умерщвление из сострадания
Немецкие психиатры, евгеники и просто неравнодушные к расовой чистоте нации с конца 30-х годов в нетерпении потирали руки, ожидая официального разрешения на масштабные генетические чистки в стране. Как упоминалось в предыдущей статье, евгенической истерией немцы заболели после успешной реализации подобных программ в США и Скандинавии. Самое неприятное в этой истории то, что учение о селекции человеческого рода фактически дискредитировали только нацисты. Мировое сообщество, узнав о бесчеловечном применении принципов евгеники в Третьем рейхе, навсегда заклеймило маргинальную науку. Не было бы евгеники в нацистской программе, вполне вероятно, что мы бы с вами сейчас жили в мире, где каждый 10-й или 20-й был бы стерилизован по медицинским показаниям. И я не утрирую: шведы отказались от стерилизации только в 70-х годах XX века. К чести советского руководства, Сталин в жесткой форме выкосил в своё время первые ростки евгеники в стране, но об этом расскажу как-нибудь в другой раз.
Мотивационные плакаты нацистов
Формальным поводом для организации массовых убийств генетически неугодных граждан для Гитлера стало письмо добросердечного немца, в котором он просил дать разрешение на умерщвление своего безнадежно больного сына. Разрешение дали, одновременно с этим развязали руки целой когорте врачей, медсестер и ученых, которых так тяготили умалишенные, старики с деменцией, энцефалитики и множество других несчастных. Гитлер в октябре 1939 года написал в документе:
«Рейхсляйтер Боулер и доктор Брандт назначаются мной ответственными уполномоченными в поименном расширении числа врачей в целях обеспечения «смерти из жалости» для неизлечимо, как подсказывает здравый смысл, больных при соответствующем врачебном заключении относительно их состояния»
Каких можно было ждать заключений от врачей, которые с 1936 года в вузах и на курсах повышения квалификации сдавали расовую гигиену в качестве экзамена? Надо сказать, что почву для физического уничтожения психически больных людей медицинское сообщество готовило еще с 1937 года, когда стали снижать нормы питания для соответствующих пациентов. В некоторых лечебных учреждениях на пациента тратили всего 40 пфеннигов в день. При этом официальная пропаганда нацистов во главу угла расовой гигиены ставила именно экономический эффект от уничтожения – плакаты так и пестрили соответствующими финансовыми расчетами. И обширные расовые чистки внутри арийцев не стали для немецкого народа какой-то неожиданностью. Еще в 1929 году, то есть до прихода к власти, Гитлер вещал в Нюрнберге на партийном съезде:
«Если бы в Германии ежегодно рождался миллион детей и 700-800 тысяч самых слабых из них ликвидировалось, то в конце концов это, вероятно, даже привело бы к наращиванию силы».
Во многом указ Гитлера о развертывании программы Т4 также был связан и с ожиданием большого количества раненых с фронтов Второй мировой войны – лишние койки в тылу были жизненно необходимы. Именно поэтому дата старта эвтаназии — 1 сентября 1939 года, хотя подписал приказ фюрер почти два месяца спустя. В рамках реализации программы немецкие врачи впервые отработали умерщвление людей в газовых камерах и на автомобильных платформах. В частности, в Польше можно было видеть смертоносные фургоны с надписями: «Имперский кофейный гешефт».
Фургон «Некоммерческого больничного транспорта – общества с ограниченной ответственностью» (Gekrat)
«Мозговым центром» акции Т4 было отделение берлинской рейхсканцелярии по адресу Тиргантенштрассе, 4, отчего и появилось специфическое наименование программы. Фактически никаких осмотров больных в большинстве случаев не проводилось – достаточно было трем экспертам на основании анкеты пациента написать «неполноценный», и судьба его была решена. Каждый обреченный получал штамп «Имперского общества работников лечебных и попечительских учреждений», или RAG, который маскировал узаконенную эвтаназию. Кстати, никакого правового статуса эвтаназия не имела. Гитлер до самого конца не давал разрешения юстиции официально оформить возможность умерщвления в правовом поле Германии.
Приговоренных к уничтожению забирали из больниц в специальных фургонах «Некоммерческого больничного транспорта – общества с ограниченной ответственностью» (Gekrat), которые отличались наглухо закрашенными окнами. По сложным схемам, чтобы запутать местных жителей, больных с промежуточными остановками доставляли в Бранденбург, Пирн, Графенэк и другие места, оборудованные газовыми камерами. После процедуры умерщвления тела кремировали, а родственникам писали что-то типа:
«С прискорбием вынуждены сообщить вам, что 10 февраля 1940 года ваша дочь (сын, отец, сестра) неожиданно скончалась в результате токсической дифтерии. Её (его) перевод в наше лечебное учреждение был мерой военного времени».
Многих такие формулировки не устраивали и они начинали копать глубже, забрасывая соответствующие ведомства запросами и жалобами. Тогда в министерских кругах Третьего рейха стали гулять слухи о широкой известности программы Т4 в народе, во многом из-за мер чрезмерной секретности. Да тут еще епископ фон Гален подлил масла, озвучив чаяния миллионов немцев:
«Раз позволительно устранять бесполезных людей, то что станет с нашими бравыми воинами, которые вернутся с тяжелыми боевыми ранениями, калеками, инвалидами?! Тогда, стало быть, убивать всех нас, когда мы будем старыми и немощными, а значит, бесполезными».
Страх перед перспективами собственной старости заставил бюргеров поднять голову в справедливом гражданском протесте.