Импорт что нужно знать
Как ввозить товар в Россию для продажи
Любой предприниматель, который стремится к расширению бизнеса и увеличению дохода, приходит к выводу, что необходимо ввозить товар из-за границы. Импорт товаров в Россию предполагает тщательное изучение таможенного и налогового законодательства. Бизнесмен, который решил самостоятельно разобрать в том, как ввозить товар в Россию для продажи, должен посвятить достаточно много времени изучению нюансов. Он должен быть не только юридически подкованным, но и внимательным, ведь неприятности чаще всего подстерегают тогда, когда их совершенно не ждешь.
Особенности импорта товаров в Россию
Импорт – это ввоз в страну товаров, которые произведены за ее пределами для реализации на внутреннем рынке или реимпорта.
Для оптимизации временных и материальных затрат компании, которая решила подключиться к ВЭД, должна продумать логистическую и юридическую схему импорта товаров.
Недостатка в поставщиках, скорее всего, не будет, поскольку многие зарубежные производители заинтересованы в импорте товаров в Россию. После вступления России в ВТО снизились таможенные пошлины на ряд товаров, что сделало российский рынок более привлекательным для зарубежных партнеров. Но организационные вопросы, в частности связанные с таможенным оформлением, решить будет довольно сложно, особенно если опыта в этом виде деятельности нет. Правила, платежи и штрафы за нарушения, принятые в российской таможне будут главным препятствием для начинающего импортера.
По факту ввоза импортных товаров нужно будет заплатить государству:
таможенный сбор и т.п.
Кроме того, определенных затрат требует транспортировка груза до конечного получателя, оформление разрешительных документов. В общем, планируя импорт товаров, важно предварительно прикинуть, оправдаются ли затраты на перевозку и таможенное оформление продукции, как говорится «стоит ли игра свеч».
Ввиду сложности логистического и юридического сопровождения внешнеэкономической деятельности, многие импортеры пользуются услугами таможенного брокера. Таможенный представитель может выступить от лица импортера в таможне и при заключении сделки с поставщиком, организовать перевозку товара. Услуги профессионала – это то, что нужно для успешного бизнеса.
Инструкция по импорту товаров
Решение об импорте товаров принято. Так с чего же начать? Всю процедуру следует разделить на несколько последовательных шагов
Выбор товара и достижение соглашения с поставщиком о стоимости
Как мы уже говорили, важно просчитать выгодность сделки заранее, до заключения контракта. После того, как контракт будет подписан, на стороны накладываются определенные обязательства: ответственность по валютным операциям, обязанность принять отгруженный товар, обязанность соблюдения установленных законодатель запретов и ограничений. Стоимость товара будет основной частью таможенной стоимости, а последняя, в свою очередь, является базой, от которой рассчитывают все таможенные платежи.
Классификация товаров по ТН ВЭД
Подобрать верный код ТН ВЭД особенно важно. Не всегда это легко сделать, особенно если товар мультифункциональный. Нередко приходится обращаться к профессионалам. По коду товара определяют:
ставки таможенной пошлины, НДС;
особенности ввоза товара;
требующийся пакет документации.
Именно коды ТН ВЭД указываются в тех или иных постановлениях, например, о том, какие товары подлежат фитосанитарному контролю, на какие товары действует пониженная ставка НДС, или какая продукция запрещена к ввозу в связи с продовольственным эмбарго.
Для определения кода ТН ВЭД используются описания товара от производителя, техническое описание. Подробная информация о товаре окажется как нельзя кстати.
Имейте в виду! Некоторые товары по коду ТН ВЭД ограничены или запрещены к ввозу.
Заключение контракта и получение пакета документов от поставщика
В первую очередь к грузу будут прилагаться:
лицензии и сертификаты от изготовителя.
Некоторые разрешительные документы, к примеру, обязательную декларацию соответствия, СГР, нотификацию, нужно будет оформить импортеру в РФ. Оформление всех этих документов предполагает проведение лабораторных испытаний образцов продукции, которые еще нужно ввезти, желательно до коммерческой партии. Документация в бумажном формате перевозится вместе с грузом.
Заключение договора на доставку груза с транспортной компанией
Доставить груз можно разными видами транспорта: воздушным, морским, железнодорожным, автомобильным, мультимодальным. Погрузка и отгрузка могут быть включены в услугу или не включены. Все это указывается в договоре.
Оплата за товар и его перевозку
В некоторых банках доступна услуга ведения валютных операций внешнеэкономической деятельности через интернет-банк.
Внесение обеспечения по таможенным платежам
Когда таможенная декларация поступит в таможню уже должно быть внесено обеспечение таможенных платежей. Если взять идеальную ситуацию, то сумма обеспечения равна той, что получена при расчетах с учетом кода ТН ВЭД. Но поскольку ошибки в расчетах встречают очень уж часто, рекомендуется внести большую сумму, чтобы обеспечение полностью покрыло таможенные платежи, даже в этом случае. «Лишние» средства не сгорают.
Электронное предварительное информирование о прибытии груза на таможню
Предварительное информирование выполняется не позднее, чем за 2 часа до прибытия груза на таможенный пост. Процедура обязательна. Предварительное информирование позволяет таможенной службе ускорить документальный контроль на границе. Его можно выполнить через личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС, но можно оформить предварительное информирование и на других платформах. Каждому предварительному информированию присваивается уникальный код, который при пересечении границы нужно сообщить представителю таможни.
Подача транзитной декларации или декларации на товары
Растаможка груза может производиться на границу и на внутреннем таможенном посту. В первом случае декларация на товары подается сразу, во втором случае на пограничном посту подается транзитная декларация, грузу присваивается статус «груз таможенный», и он перевозится на внутренний таможенный пост для полной таможенной очистки и выпуска.
Доставка товаров на внутренний таможенный пост и их размещение
После подачи транзитной декларации на пограничном таможенном посту груз в установленные сроки должен быть доставлен на внутренний таможенный пост. Сроки доставки контролируются ФТС. Если груз задержится в дороге по той или иной причине, таможенные органы будут искать груз. После прибытия на внутренний таможенный пост подается декларация на товары, а процедура таможенного транзита закрывается. Прибывший груз может помещаться в зону таможенного контроля (ЗТК) или на склад временного хранения (СВХ). Последний используется, если не предоставлена вовремя декларация на товары, необходима выгрузка товара и таможенный досмотр.
Подача декларации на товары
Декларация на товары подается аналогично транзитной декларации.
Оплата таможенных платежей
Сделать это можно таможенном посту, через личный кабинет участника ВЭД или другими способами.
Выпуск товара и перевозка на собственный склад
После проверки документов и груза товары выпускаются в свободное обращение. Таможенная очистка произведена. С ЗТК или СВХ груз выпускается по документам ДО1 или ДО2. Грузом теперь можно распоряжаться по своему усмотрению. Однако общение с таможней по этой партии товара еще возможно в ходе процедуры пост-контроля. Этот процесс подразумевает проверку декларации через какое-то время после выпуска. Чаще всего еще раз проверяют правильность кода ТН ВЭД, сумму уплаченных таможенных платежей, достоверность таможенной стоимости. Проверка может быть выполнена в течение 3 лет с даты выпуска, в отдельных случаях в течение 5 лет. Поэтому хранить документы на растаможенный импортный товар нужно не менее 5 лет.
Документы для импорта товаров в Россию
Подробнее рассмотрим перечень документов, который нужно будет предоставить сотруднику таможни:
Учредительные документы компании. Сюда входят устав, ОГРН, ИНН уведомление Росстата. Помимо этого, таможней могут быть запрошены выпуска ЕГРЮЛ, справка о расчетных счетах и другое. Перечень документов регламентируется ст.208 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».
Оригинал контракта ВЭД с двумя копиями.
Паспорт сделки ранее требовался при сумме контракта свыше 50000 долларов. С 1 марта 2018 года он не требуется, вместо этого контракт регистрируется в банке и ему присваивается УНК.
Упаковочный лист, где указывает вес, количество грузовых мест и т.д.
Лицензии, сертификаты и прочие разрешительные документы.
Платежное поручение, подтверждающее оплату таможенных платежей.
Подтверждение таможенной стоимости.
Помимо основного пакета документов, таможня может затребовать дополнительные квитанции, разрешения, соглашения, прайс-листы от изготовителя и др. Кроме того, к различному оборудованию или другому сложному товару должны быть приложены схемы, техническое описание, предметы искусства сопровождаются фотографиями.
Популярные схемы импорта
При импорте товаров в Россию преимущественно используются 2 схемы импорта. Одна из них применяется для резидентов РФ, а другая – для иностранных лиц. Суть первой схемы в том, что компания не становится участником внешнеэкономической деятельности, вместо этого она обращается к компании посреднику, которая предоставляет услуги аутсорсинга ВЭД, т.е. становится вместо заказчика внешнеторговым агентом и от своего имени по поручению клиента заключает договор с поставщиком. В этом случае снижаются возможные риски, связанные с валютным и налоговом контролем, не требуется открывать валютные счета. Компании-резиденту РФ не нужно принимать участие в многочисленных таможенных операциях, наказание за недостоверное декларирование импортных товаров применяется к посреднику. Растаможенный груз передается резидента РФ по договору комиссии или договор купли-продажи.
Вторую схему импорта, как правило, используют иностранные производители, которые хотят экспортировать свою продукцию. Она реализуется в том случае, если заказчик желает приобрести товары за рубежом, но не хочет участвовать в организации перевозки и таможенного оформления.
Схема состоит в том, что заказчик определяет товар, а затем обращается к посреднику, чтобы ввезти выбранный товар в Россию. Посредник заключает договор с заказчиком, а также внешнеторговый контракт с иностранной компанией. Товар закупается и импортируется, а затем продается клиенту.
Сб Карго поможет начинающему импортеру (и не только начинающему) импортировать товар в Россию для продажи. Мы профессионально занимаемся перевозкой товаров и таможенным оформлением, можем выступить внешнеторговым агентом. Таможенные представители СБ Карго имеют необходимые лицензии и сертификаты. Наши специалисты компетентны во всех операциях, связанных с перевозкой и таможенным оформлением, в частности, они помогут подобрать код ТН ВЭД, выполнить расчеты по таможенным платежам, выбрать транспорт и подобрать логистическую схему перевозки товара.
Категория товара для нас не имеет значения. Мы перевозим и растамаживаем все виды грузов, в том числе:
Бухгалтерский и налоговый учет ВЭД
Самые распространенные формы ВЭД — импорт и экспорт товаров. В каждом случае бухгалтерский и налоговый учет имеет свои тонкости и отличается от обыденных операций купли-продажи на отечественном рынке. В статье расскажем вам про особенности учета ВЭД.
Документы по ВЭД
Основной закон, который регламентирует операции с иностранными контрагентами, — это ФЗ №173-ФЗ от 10.12.2013 «О валютном регулировании и валютном контроле». С 1 января 2020 года в нём появились изменения, которые либерализировали валютные операции резидентов с использованием счетов в иностранных банках и возврат денег нерезиденту за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы или неоказанные услуги.
Учет первичных документов
При экспортных и импортных операциях возникают новые формы первичных документов, которые ранее вы не использовали. Все документы составляются на двух языках — русском и языке контрагента. Если партнер прислал вам копию только на одном языке, придется сделать перевод. Обычно просьбы предоставить перевод поступают от ИФНС. Документы будут частично оформляться вами, а частично иностранным партнером. Появится следующая первичка:
Контракт. Непосредственно сам договор с иностранным контрагентом. В нем отразите все условия сделки и правила Инкотермс 2020. Это свод правил, определяющий основные термины и положения по внешней торговле. В частности, регулирует моменты, связанные с оплатой расходов сторонами и переходом рисков утраты.
Инвойс — документ, который продавец создает для покупателя. Он отражает всю информацию о товаре: количество, цену, цвет, размер и другие качественные характеристики. В нем же отражены условия поставки и реквизиты сторон. Инвойс нужен для таможенного и валютного контроля. В отечественном учете полноценного аналога инвойсу нет, но инвойс во многом похож на счет-фактуру, правда счет-фактура в большей степени налоговый документ, а инвойс все же бухгалтерский.
Таможенная декларация. Оформляется при импорте и экспорте товаров. Распорядитель груза заполняет форму декларации на каждую партию товара, а таможенный инспектор утверждает ее. В ней отразите всю информацию о грузе, отправителе, получателе и о транспорте, на котором перемещаете товар.
Помните! Декларация на товары подтверждает законность сделки. Если она заполнена с ошибками или отсутствует, сотрудники таможни груз не пропустят.
Изменения в документах затронут и НДС. В стандартной декларации по НДС придется заполнить новые строки. При импорте товаров из стран Таможенного союза заполните заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Паспорт сделки. Ранее это был необходимый документ для валютного контроля, но с 1 марта 2018 года паспорта были отменены и были введены новые правила. Импортные контракты свыше 3 млн рублей и экспортные свыше 6 млн рублей регистрируются в банке. Для этого предоставьте в банк информацию о договоре и реквизиты второй стороны. Будьте готовы к тому, что банк запросит у вас информацию по любому валютному платежу, если он превышает 200 тыс. рублей, независимо от его регистрации.
Документы о регистрации контрагента в другой стране. Будут содержать реквизиты вашего партнера и подтверждать факт того, что он ведет легальную деятельность.
Платежные документы.
Иные документы. Перечень огромен и зависит от конкретной операции. Сюда относятся лицензии, сертификаты и страховые полисы.
Импортные операции
При импорте вы ввозите товар из иностранного государства для дальнейшего использования или продажи в своей стране. Ввоз товара в любом случае осуществляйте только через таможню.
В бухучете импорта сложный момент — это формирование себестоимости. Не забудьте отнести на себестоимость таможенные пошлины, сборы, затраты на доставку. Если вы привлекали лицо, которое представляло ваши интересы при транспортировке и декларировании груза, то расходы на оплату его труда тоже включите в себестоимость.
Для учета движения импортного товара и формирования себестоимости можно использовать счета 15 или 41.3, открыв к ним субсчета.
Из-за постоянных изменений курса валюты, возникает вопрос: по какому курсу принимать товары к учету? Всего у вас есть два варианта. Первый — принять к учету по курсу на дату предварительной оплаты, если она производилась. Второй — по курсу в момент перехода права. Момент перехода права определяется правилами Инкотермс.
Инкотермс 2020
С 2020 года появился новый свод международных правил Инкотермс 2020. Он может применяться с 1 января 2020 года, но можно продолжать пользоваться правилами Инкотермс 2010, Инкотермс 2000 и еще более ранними версиями.
Инкотермс 2020 выделяет 7 правил для любого транспорта и 4 для морских судов. Например, в контракте, предполагающем доставку грузовым автомобилем, можно указать такие правила:
Для морского транспорта можете указать следующие правила:
Получая товар на таможне, вы столкнетесь с необходимостью определить таможенную стоимость. Она послужит базой для определения пошлин, НДС и акцизов. Таможенная стоимость — это стоимость груза по контракту плюс все иные расходы (на погрузку, транспортировку и т.д.).
Импортный НДС
Свои тонкости при импорте есть и в налогообложении. Импортные операции в общем случае облагаются НДС 20% в 2020 году. Если продажа ввезенного товара внутри страны облагается ставкой 10%, то и при ввозе такого товара начисляется соответствующий НДС. При реализации отдельных видов работ (услуг), связанных с импортом товаров, применяется ставка НДС 0%. Важно НДС уплатить своевременно, так как без этого товар не выпустят из зоны временного хранения. За задержку начнут начислять пени.
В отличие от внутренней торговли в налоговую базу по НДС входят: задекларированная стоимость товаров, таможенные пошлины и акцизы.
Не забудьте воспользоваться своим правом и принять НДС к вычету. Для этого соблюдайте следующие моменты:
Все вышеописанное уместно для ОСНО. При работе на упрощенке принять НДС к вычету нельзя. В зависимости от вида УСН у вас есть два варианта. Первый — на УСН «Доходы» сумма НДС включается в стоимость приобретенной продукции. Второй — на УСН «Доходы — расходы» сумма налога включается в состав расходов для уменьшения базы по упрощенке.
Экспортные операции
Экспортные операции — противоположность импортным. Теперь вы вывозите товар из своей страны. Аналогично импорту все экспортные операции проходят через таможню и облагаются пошлинами.
Бухучет экспорта ведите отдельно от торговли на территории своей страны.
Экспортный НДС
В плане экспорта ставка НДС более щадящая, чем при импорте, и равна 0%. Право на применение такой ставки нужно подтвердить. Для этого в течение 180 календарных дней с момента декларирования груза на таможне предоставьте в налоговую такие документы:
Полный перечень документов смотрите в ст.165 НК РФ. Все эти документы подаются одновременно с декларацией по ставке 0%.
Если за продукцию вы получили аванс, уплатите с нее НДС. После того как право собственности на товар перейдет к покупателю, вы можете потребовать возврата уплаченной суммы. Для этого подайте отдельную налоговую декларацию с документами, перечисленными в ст. 165 НК РФ.
Не забывайте про налоговые вычеты. cт. 172 НК РФ регулирует, какие суммы подлежат вычету:
Важно! Для вычета вы должны вести раздельный учет «входного» НДС по внутренним и внешним операциям. Для распределения налога можно предложить такие варианты:
Налог на прибыль
Цель экспорта — получение выручки, а значит он занимает важное место в расчете налога на прибыль. В практике сложилось, что экспортные операции попадают в категорию основного вида деятельности. Поэтому доходы и расходы учитывайте в разрезе двух категорий:
Доходом будет выручка от реализации продукции. Несмотря на то, что оплачивать вашу продукцию будут инвалютой, выручку пересчитывайте по курсу Центробанка на дату реализации.
Курсовые разницы
Курс рубля по отношению к другим валютам ежедневно изменяется. Для вас это может сказаться как в лучшую так и худшую сторону, поэтому выделяют положительные и отрицательные курсовые разницы. Разберем на примерах (курсы ЦБ РФ условны!)
Пример. ООО «Экватор» планирует закупить у иностранного партнера партию томатов. Однако компания не имеет иностранной валюты. Чтобы исправить это, было решено приобрести 5 000 долл. США в банке. 31 мая — было направлено поручение на покупку в банк, который зарезервировал 355 000 рублей для покупки. Сама валюта была приобретена уже 3 июня по курсу 69,9925 руб. Курс ЦБ РФ на 3 июня — 68,9831 руб.
Дата | Дебет | Кредит | Сумма | Описание |
---|---|---|---|---|
31.05.2020 | 57 | 51 | 355 000 | Денежные средства на покупку валюты были зарезервированы банком |
03.06.2020 | 52 | 57 | 5 000 × 68,9831 = 344 915,5 | На валютный счет поступила инвалюта |
03.06.2020 | 51 | 57 | 355 000 — 5 000 × 69,9925 = 5037,50 | Излишне зарезервированные средства возвращены на р/с |
03.06.2020 | 91.2 | 57 | (69,9925 — 68,9831) × 5 000 = 5 047 | Отражена отрицательная курсовая разница между курсом покупки и курсом ЦБ |
Пример 2. ООО «Пирамида» купило оборудование для лазерной гравировки за 3 000 долл. США 4 июня (курс ЦБ РФ — 68,3413 руб.). Задолженность по оплате оборудования подлежит переоценке. Курс ЦБ РФ 30 июня снизился до 68,0313 рублей. Так сформировалась положительная курсовая разница, поскольку сумма наших обязательств уменьшилась.
Дата | Дебет | Кредит | Сумма | Описание |
---|---|---|---|---|
04.06.2020 | 08 | 60 | Приобретено оборудование для лазерной гравировки | |
30.06.2020 | 60 | 91.1 | 3 000 × (65,5547 — 64,5) = 930 | Отражена положительная курсовая разница, так как уменьшилась сумма задолженности |
Основные бухгалтерские проводки для ВЭД
Во многом проводки по ВЭД близки к бухучету внутренних операций. Отличия заключаются в использовании новых счетов, например, 52 и 57, учете курсовых разниц, покупке, продаже валюты. Разберем основные проводки, которые пригодятся вам для учета ВЭД.
Дебет | Кредит | Описание |
---|---|---|
57 (76) | 51 | Вы решили приобрести валюту. Этой проводкой происходит списание или резервирование денег в рублях. |
52 | 57 (76) | Приобретена иностранная валюта и перечислена на ваш валютный счет. |
91 | 51 | Удержано комиссионное вознаграждение банку за операцию. |
52 (55, 57, 60, 62, 66, 67, 76) | 91.1 | Положительная курсовая разница. Обычно применяется счет 52, реже остальные. Например, счет 57 применяется при разнице между курсом покупки валюты и курсом ЦБ РФ. |
91.2 | 52 (55, 57, 60, 62, 66, 67, 76) | Отрицательная курсовая разница. |
57 (76) | 51 | Если денежных средств для покупки валюты было зарезервировано с излишком, такой проводкой оформляется их возврат. |
15 | 76 | Начисление таможенного сбора и пошлины. |
19 | 76 | Начисление НДС. |
76 | 51 | Перечисление денежных средств для оплаты таможенного сбора, пошлины и НДС. Счет 51, так как оплата производится в рублях с р/с. |
68 | 19 | НДС предъявлен к зачету. |
52 | 75 | Оприходованы денежные средства от иностранного учредителя в счет погашения задолженности по внесению вклада в уставный капитал. |
75 | 83 | Положительная курсовая разница по вкладу в УК. |
83 | 75 | Отрицательная курсовая разница по вкладу в УК. |
Бухгалтерский и налоговый учет ВЭД — не самое простое занятие. Добавляет сложности и более серьезный контроль со стороны государственных органов. Даже если вы уверены в своих специалистах, рекомендуем вам обратиться за помощью к облачному сервису Контур.Бухгалтерия. В нашей программе можно вести учет ВЭД на УСН и избежать ряда серьезных ошибок. Всем желающим предоставляется бесплатно пробный период на 14 дней, чтобы вы убедились, что наш сервис и правда упрощает бухгалтерию.