Импровизация в творчестве что это
Импровизация
Библиография:
Рибо Т., Психология чувств, СПБ., 1898; Веселовский А. Н., Три главы из исторической поэтики, «Собр. сочин.», серия 1, т. I, СПБ., 1913: Лапшин И., О перевоплощаемости в художественном творчестве, сб. «Вопросы теории и психологии творчества», т. V, Харьков, 1914; Эрберг К., Цель творчества, П., 1919; Лапшин И., Художественное творчество, П., 1922; «Вопросы теории и психологии творчества», вып. VIII, Харьков, 1923 (ст.: «В мастерской художника слова» — А. И. Белецкий); Грузенберг С., Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества, Минск, 1923; Грузенберг С., Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества, Л., 1924.
Полезное
Смотреть что такое «Импровизация» в других словарях:
ИМПРОВИЗАЦИЯ — 1) стихи, сказанные без приготовления, на заданную тему. 2) музыкальная пьеса сыгранная также без приготовления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИМПРОВИЗАЦИЯ [фр. improvisation Словарь иностранных слов русского языка
Импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ (от латинского слова improvise без подготовки, неожиданно) сочинение поэтического произведения на любую заданную художнику тему без предварительной подготовки. Дар импровизации за редким исключением присущ каждому поэту в большей … Словарь литературных терминов
ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ, импровизации, жен. (книжн.). Действие по гл. импровизировать; словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая импровизация. Стихотворная импровизация. «Господа! сказал … Толковый словарь Ушакова
импровизация — юбиляция, экспромт, сочинение, фантазирование Словарь русских синонимов. импровизация экспромт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ, экспромт … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Импровизация — (от латинского improvisus неожиданный, внезапный), вид творчества, при котором произведение (сочинение) рождается непосредственно в процессе исполнения (в музыке, театральном искусстве, поэзии, например экспромт, и др.). С точки зрения структуры… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ИМПРОВИЗАЦИЯ — (от лат. improvisus неожиданный внезапный), сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Ср. Экспромт … Большой Энциклопедический словарь
ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, жен. 1. см. импровизировать. 2. Импровизированное произведение. Блестящая и. | прил. импровизационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, ж. Какое л. дело (преим. неудачное, сорвавшееся) … Словарь русского арго
Об импровизации вообще и музыкальной в частности
Эта статья начата в попытке осознать, что есть импровизация в блюзе и джазе. Но логика рассуждения заставила меня взглянуть на импровизацию шире. Прочитайте эту статью и узнайте, что из этого получилось.
Что такое импровизация и вариация
Есть интересное высказывание российского клавесиниста, органиста, музыковеда, искусствоведа, заслуженного артиста России Александра Евгеньевича Майкапара:
«Особый эффект и воздействие на слушателей имеют вариации, создаваемые спонтанно прямо на концерте исполнителем-виртуозом, если он обладает даром импровизатора…»
Мне показалось, что в этом высказывании между терминами «вариация» и «импровизация» обнаруживается некая неуловимая, противоречивая связь. Чтобы разобраться в этом, освежим в памяти значения музыкальных терминов «вариация» и «импровизация».
Вариация – это изложение темы с изменениями в фактуре, тональности, мелодии, гармонии.
Импровизация — сочинение произведения в процессе его исполнения.
Попробую раскрыть смысл этих терминов шире. Вариации не сочиняются на ходу, а пишутся заранее. Вариация – это записанное в нотах или в памяти исполнителя, изменение средств музыкальной выразительности: фактуры, тональности, мелодии, гармонии, которые могут варьироваться, как поодиночке, так и совместно в различных сочетаниях.
Импровизация в блюзе и джазе – это, в основном, создание сольной мелодической и/или ритмической линии. В противоположность вариации, тональность, гармония и темп здесь остаются неизменными. Очень важным в блюзовой/джазовой импровизации является сохранение особенностей стиля исполняемого произведения.
Существует термин — антипод стильной импровизации – это свободная импровизация, которая исполняется без каких-либо изначально заданных правил, то есть, без ограничений какими-либо жанровыми, стилистическими, гармоническими, мелодическими, ритмическими и прочими рамками.
Приведенное выше высказывание А.Е. Майкапара приоткрывает нам суть творчества вообще и музыкального в частности, которое выступает перед нами, то, как процесс изменения (вариации), то, как процесс создания нового (импровизации). Градации между двумя этими полюсами часто не уловимы, как для слушателя, так и для исполнителя.
Что такое творчество
В некоторых определениях вариации и импровизации встречаются строчки подобные этой: «Вариация уходит корнями в народное творчество». По-моему, это банальное высказывание. Правильнее было бы сказать, что вариация, как и импровизация, является неизбежными проявлениями творчества любого вида.
В Библии написано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Здесь имеется ввиду не анатомия и физиология человека, а в первую очередь то, что Бог создал человека творцом. Только в творчестве человек может быть максимально свободным и даже почувствовать себя богом.
Попавшиеся мне определения слова «творчество» показались сложными и далекими от сути творчества. Как показывает история, творчество далеко не всегда является созидательным, оно бывает и разрушительным. Кроме того, по-моему творчество взрослых и детей имеет различные механизмы и протекает по- разному. Поэтому сформулирую определение термина «творчества» самостоятельно.
Творчество – это осознанный, целенаправленный процесс создания материального или духовного творения, это совместное приложение духовных устремлений человека и его представлений, знаний, умений, навыков для создания чего-то нового, что выходит за рамки прежних представлений и опыта его создателя и/или внешнего наблюдателя.
Существует репродуктивное и продуктивное творчество. Об этом в свое время писал доктор философских наук, профессор Иван Андреевич Негодаев. На его взгляд репродуктивное — это воспроизведение достигнутых ранее результатов в свете решения новых творческих задач. Репродуктивное имеет творческое содержание. Продуктивное — это не воспроизведение, а произведение, т.е. создание нового, это мера изменения в направлении вектора эволюции общественного прогресса. Продуктивное характеризуется новообразованием, имеющим культурно-общественную значимость.
Иван Андреевич утверждает, что продуктивное и репродуктивное в мышлении и практической деятельности находятся во взаимной связи, что творчество – есть механизм деятельной связи продуктивного и репродуктивного. Первая сторона этого соотношения образует ряд продуктивных действий, направленных на создание нового. Другая содержит ряд репродуктивных действий, нацеленных на превращение новизны в социально значимое явление, выполняя функцию организации процесса творчества и придавая ему черты сознательной целенаправленности.
Репродуктивные действия, таким образом, являются «точкой отсчета» процесса творчества и способом актуализации новизны. Однако, в творческом процессе продуктивные действия имеют преобладающее значение. И.А. Негодаев в своих рассуждениях отмечает деятельную связь между двумя полюсами творчества репродуктивным и продуктивным подобно той, которая обнаружилась выше между вариацией и импровизацией.
Проблематика изучения импровизации, как вида творческой деятельности
Пытливо вглядываясь в предмет исследования мы сталкиваемся с дилеммой: двумя ее крайностями – спонтанностью и осознанностью. Для того чтобы углубиться в изучение этой проблемы, предлагаю на время отойти от музыки и бросить на импровизацию общий взгляд.
Не смотря на то, что в спорах на тему спонтанности/осознанности импровизации сломано немало копий, определения исходных для дискуссии терминов «осознанная импровизация» и «спонтанная импровизация» до сих пор не существует. Следовательно, с одной стороны перед всеми желающими открывается возможность подступиться к разрешению этой проблемы, с другой – отсутствие терминологического аппарата может сделать все рассуждения на эту темы умозрительными и околонаучными. Раз уж я ввязался в это дело, рискну дать определения вышеназванным терминам самостоятельно.
Осознанная импровизация – это процесс, в котором исполнитель, сознательно используя свои представления, знания, умения, навыки, опыт и физические возможности, создает нечто новое (репродуктивное или продуктивное) в ходе своего исполнения.
Спонтанная импровизация – это процесс, самопроизвольного, не контролируемого сознанием и любыми другими условностями, проявления неосознанных (подсознательных) побуждений исполнителя, вследствие которых исполнитель создает нечто новое, непредсказуемое в ходе своего исполнения.
Мне представляется, что спонтанную импровизацию творчеством назвать нельзя. Поскольку согласно определению, данному выше, творчество является осознанным, целенаправленным процессом. Но спонтанность может быть использована для «нащупывания» новых импровизационных, творческих идей.
Если трактовать понятия осознанная и спонтанная импровизация, как антонимы, то логичнее было бы заменить слово «спонтанная» на «подсознательная» и принять за два полюса импровизации сознательную и подсознательную импровизацию. Тем более что других источников побуждений, кроме сознания и подсознания, как представляется, в человеке нет.
Хотя это не вполне верно, поскольку нельзя отрицать, что существует еще и Божественное вдохновение. Но, поскольку, импровизатор испытывает воздействие такого вдохновения не напрямую, на органы создающие творения, а через свое сознание или подсознание, то терминов сознательная и подсознательная импровизация вполне достаточно.
Но, с другой стороны, альтернативой этой пары терминов могут выступить два других антонима подготовленная и спонтанная. Пожалуй, для прикладных (педагогических и профессиональных) целей они подходят лучше. Их я и буду использовать в дальнейших своих рассуждениях.
Осталось только найти определение термина «подготовленная импровизация»… На третьей странице поиска в Яндексе мне стало понятно, что такого определения не существует. Поэтому, как и в предыдущих случаях, сформулирую его сам.
Подготовленная импровизация – это импровизация обусловленная, контекстом, в котором она разворачивается, а так же представлениями, знаниями, умениями, навыками, физиологией, наработанными подсознательными рефлексами и предыдущим творческим опытом импровизатора.
Мне кажется, что благодаря уточнению терминологии, мы с вами немного продвинулись в исследовании импровизации. Но оставим пока свои достижения втуне и обратимся, к, имеющим хождение в Сети, работам на эту тему.
Система театральной импровизации Станислава Глушко
Говоря об импровизации, не могу пройти мимо мнения Станислава Глушко, которое он изложил в своей системе театральной импровизации. В основу этой системы автор полагает следующие утверждения:
Но далее, желая получить некий оформленный результат, автор начинает ограничивать абсолютную свободу актеров, фактически излагая сценарий, по которому должны развиваться события в «спонтанных» импровизациях по его системе, излагать всевозможные рекомендации. Все это не оставляет и следа от заявленной абсолютной свободы актеров и первоначальные постулаты о фундаменте системы, да и сама идея спонтанной импровизации, оказывается блефом.
Александр Гиршон и танцевальная импровизация
У Александр Гиршона все совсем по-другому. Его взгляд на импровизацию, изложенный в статье «Танцевальная импровизация: за пределами терапии?» кажется мне здравым и жизнеспособным. Автор понимает, что для большинства людей импровизация означает спонтанность творческого выражения и, что именно в этом и состоит ее ценность. Но, тем не менее, он развенчивает миф об абсолютной спонтанности импровизации. По его мнению, возможно лишь ощущение полной спонтанности — экстатическое состояние свободы, которое достаточно редко подтверждается внешним наблюдением.
Для А. Гиршона импровизация — это осознанная спонтанность, которой свойственна дихотомия, противоречие: осознанность/спонтанность.
Мифы об импровизации
В своей статье Александр Гиршон упоминает о мифе абсолютной спонтанности импровизации. Зеркальным отражением этого мифа является другой миф об импровизации, бытующий в Сети, который говорит, что хорошая импровизация – это подготовленная импровизация. Как мы видим и здесь выведены те же две крайности импровизации – подготовленная и спонтанная.
В невозможности определения доли подготовленного и спонтанного и заключается магия искусства импровизации. Подобно фокуснику в цирке, артист выходит на сцену, исполняет импровизацию, а восхищенный слушатель верит в сиюминутность и гениальность происходящего. Он не знает, а порой и не хочет знать, какое соотношение труда и гения вложено в это исполнение. Слушатель не может, а порой и не желает, различить реального и идеального. В ситуациях подобной этой, по мнению Эрнста Кассирера автора символической теории мифа, и рождаются недостоверные истории, вымыслы, которые мы называем мифами.
Убежден, что для, действующего импровизатора подобных мифов не существует, а есть лишь профессиональная реальность. Они годами, а то и десятилетиями в изнурительных многочасовых занятиях отрабатывает свои исполнительское мастерство для того, чтобы восхищать поклонников своими импровизациями. Пусть эти мифы существуют для слушателей и зрителей.
Для артиста же импровизация – это трудовые будни. Лишь после тяжелой сосредоточенной подготовки – теоретической, слуховой и технической, доведя свои знания, умения и навыки до уровня подсознания он сможет изведать легкость своего сиюминутного сочинения, ощутить некую спонтанность и даже где-то почувствовать себя «богом» импровизации.
О музыкальной импровизации
Возвращаясь к импровизации музыкальной, хочется рассказать об интересной статье Максима Серебренникова «Об импровизации фуги в эпоху барокко», написанную на материале немецких источников. Оказывается, для органистов эпохи барокко умение импровизировать фугу являлось обязательным навыком, поскольку фугированное изложение музыкального материала было предусмотрено самим ходом церковной службы.
Многие музыканты того времени держали свои знания об искусстве импровизации в секрете. Поэтому специалистам и сегодня приходится собирать сведения о технике импровизации фуги буквально по крупицам. Тем не менее, некоторые секреты барочных мастеров импровизации ученым уже удалось раскрыть.
Так, например, выяснилось, что к началу XVIII века обучение фуге в традиции, к которой принадлежал и И.С. Бах, опиралось на практику генерал-баса, а не на контрапунктические трактаты, так что подход к ней был как к импровизационному жанру.
Великий музыкант, композитор Иоганн Себастьян Бах.
Выявленные за последнее десятилетие в большом количестве образцы так называемых генерал-бас-фуг, не оставляют никаких сомнений в том, что импровизация фуги в эпоху барокко — как и импровизация гомофонных форм — опиралась непосредственно на практику игры по цифрованному басу.
То, что подавляющее большинство импровизируемых фуг в эпоху барокко являлось генерал-бас-фугами, имеет логичное объяснение и с точки зрения психологии. Инвариант полифонической фактуры «правильной» фуги — это координация нескольких самостоятельных одновременно звучащих мелодических линий, каждая из которых требует, как правило, дифференцированного внимания.
Фактура генерал-бас-фуги напротив, преимущественно двупланова, то есть отчетливо подразделяется на ведущий голос и комплекс аккомпанирующих голосов. Следовательно, импровизация «правильной» многоголосной фуги требует распределения внимания на три канала и более, тогда как исполнение многоголосной генерал-бас-фуги — всего на два.
Практика показывает, что внимание даже хорошо подготовленного музыканта способно контролировать
два (максимум три) одновременно протекающих информационных потока. Таким образом, по объективным психофизиологическим причинам импровизация генерал-бас-фуги доступна основной массе музыкантов, а «правильной» многоголосной фуги — лишь единицам.
Знакомясь с текстом статьи Максима Серебренникова, нетрудно увидеть аналогию между импровизацией фуги и джазовой импровизацией, которая тоже имеет гомофонную природу и осуществляется на последовательности аккордов, записанных буквенно-цифровым или цифровым способом.
На фоне полученных сведений становятся более понятными, оттенки термина «вариация». Теперь можно с уверенностью сказать, что если в произведении варьируются совместно фактура, тональность, мелодия и гармония, то эта вариация сочинена заранее. Если варьируется лишь мелодия, то вполне возможно, что она импровизируется, создается в процессе исполнения.
Неподготовленных импровизаций не бывает
В заключение это статьи, следует признать, что любая импровизация в той или иной степени подготовлена вне зависимости от того, осознают это импровизаторы, слушатели, зрители или нет. Не является здесь исключением и импровизация музыкальная. По мнению современных теоретиков, она основана на следующих трех постулатах:
Теперь становится понятно, что искусство импровизации, как и творчество, вообще, подобно корпускулярно-волновой теории света имеет двойственную природу. Импровизация предстает перед нами то результатом кропотливого труда, то творческого вдохновения. Что говорить, самим импровизаторам иногда неведомы источники их гениальных творений. Но они знают наверняка, что без необходимых способностей, грамотной и трудоемкой подготовки появление их шедевров на свет было бы невозможным.
Феномен и ноумен импровизации
При написании данной статьи мне все время хотелось использовать словосочетание «феномен импровизации». В попытке уточнить значение термина «феномен», я обнаружил статью из словаря терминов и понятий по обществознанию А.М. Лопухова, в которой содержались два следующих определения.
Феномен – это результат воздействия предмета на органы чувств, внешнее проявление какой-то вещи, ошибочно принимаемое за ее сущность.
Ноумен – это скрытая сущность предмета или явления, постигаемая в процессе его глубокого изучения, осмысления, умозрительного созерцания.
Из этих определения можно заключить, что перед слушателями, которые испытывают музыкальное воздействие на свои органы чувств, импровизация предстает феноменом. А для импровизаторов ноуменом, который они постигают в процессе теоретической, слуховой и технической подготовки. И здесь обнаруживается дихотомия, которая прослеживается на всем протяжении этой публикации. Теперь можно с уверенностью утверждать, что мифы об импровизации существуют для непосвященных, а посвященные знают, что к чему.
«Только когда всё тщательно подготовлено, когда всё отработано, тогда можно начинать импровизировать».
Ингмар Бергман, режиссёр театра и кино, сценарист, писатель
Ваши комментарии и отзывы помогут сделать этот сайт лучше.
Как импровизация сделает тебя более необычным
Что такое импровизация
Это, как правило, вид искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации характерны для многих видов художественного творчества: поэзии, музыки, танца, театра и др. Истоки импровизации уходят в народное творчество, а нашему менталитету она еще присуща во фразе «авось прокатит». Это та самая импровизация в первозданном виде. Она смотрится более искренне в любом виде, будь то выступление на публике или приготовление блюда для любимого человека.
Когда лучше импровизировать
Если ты закажешь крутой букет из тысячи роз — это красиво. Но в памяти отложится больше, если ты пойдешь и на клумбе насобираешь всякой ерунды типа ромашек и прочих сорняков. Люди ценят не избитые поступки, которые делали до тебя уже тысячу раз. Попробуй хоть раз поехать на работу с пересадками. Это, конечно, сомнительный способ, но иногда таким образом ты сможешь сэкономить себе немного времени для сна. Может быть, ты замечал, но порой даже водитель маршрутки отклоняется от положенного маршрута, чтобы объехать часовую пробку. Так если даже он этим пользуется, то чем ты хуже?
Чем она так хороша
Пока, например, музыканты импровизировали, активизировалась та часть мозга, которая позволяет человеку самовыражаться — медиальная префронтальная кора. В то же время часть мозга, ответственная за самоограничение и контроль, дорсолатеральная префронтальная кора, стала дремлющей. Короче говоря, когда твой мозг в состоянии стресса, появляется адреналин, и он просто вынужден лучше работать, так как нет выхода. Именно поэтому иногда человек выходит без материала на сцену, потому что ты осознаешь, что пути назад нет, и придется что-то из себя выдавить.
Но так рекомендуется делать только профессионалам, потому что если ты новичок, то, возможно, ты даже с заготовленным выступлением в любом жанре можешь обосраться. Даже в драке это может пригодиться. Особенно если она профессиональная, уличная, то, понятно, она и есть сплошная импровизация: что под руку попадет, тем и деремся. Но вот, например, боксерский спарринг. Там же есть ряд заготовленных ударов и приемов, которые потенциально можно ожидать. Но если отойти от норм (в рамках разумного), то можно очень сильно удивить соперника.
Ей можно научиться
Многие думают, что это талант, который был дан с рождения вместе с уродливыми родинками. Но многочисленные исследования показывали, что лучшие импровизаторы — это те, кто отточил свое мастерство за сотни часов практики. Как ни странно, это тоже навык, который можно развить. Чем больше картин ты сделаешь, тем быстрее ты сможешь определить, какие цвета будут хорошо подходить. Чем больше шуток ты расскажешь, тем легче узнать, какие из них вызовут наибольший смех. Чем больше ты будешь участвовать в спорах, тем опытнее ты станешь в этом деле. Конечно, тяжело поверить, что такой навык существует сам по себе, а еще в то, что ему можно научиться. Но сейчас есть огромное количество школ импровизации в разных сферах жизни, будь то дебаты или уроки сольфеджио.
Как импровизировать
Чтобы научить свой мозг творчески мыслить, ищи способы импровизировать в повседневной жизни. Ешь мороженое на завтрак; пей пиво с друзьями не в пятницу, а в понедельник; не ходи на обед; приди на работу пораньше — уйди попозже, или наоборот. Такие упражнения так же важны для здоровья, как и физические. Творческий мозг — это, как правило, более креативный мозг, чем некреативный. И активированный мозг, как правило, лучше способен отгонять забывчивость, рассеянность и даже слабоумие.
Когда это не нужно
Так это когда у тебя консервативная работа или жизнь. Если тебе нужно встретить коллегу или партнера по бизнесу с аэропорта в указанный час, импровизации тут не место: он не оценит твои креативные порывы, пока будет сидеть и ждать тебя в зале прилёта на чемоданах. В общем, когда у тебя работа, которая не терпит отклонений от маршрута. Но в наше время таких специальностей, которые живут в определенных рамках, всё меньше. Если ты вместо подарка своей девушке на 8 марта решил выбрать день игнорирования — это не импровизация, а свинство. Не нужно путать.
Импровизация – что это такое и как научиться импровизировать: виды и 6 приемов владения публикой
Привет всем читателям! На связи Людмила Редькина, и мы продолжаем общаться! Случалось ли вам быстро соображать, что ответить или как начать разговаривать в незнакомой компании? Мне часто приходится находить ответы на сложные вопросы. А сложность в том, что нужно не соврать, интересно и емко ответить, чтобы больше не задавали таких вопросов! Оказывается, не одной мне приходится так делать! Еще некоторое количество лет назад такой процесс, как игру, разработали в телевизионном шоу КВН. Команды должны были на заданную тему придумать остроумный ответ, чтобы всем было и смешно, и понятно. Итак, сегодня мы подробно разберем, что такое импровизация, где она применяется, и как ее развивать.
Определение
Импровизация – это процесс быстрого сочинения по заданной теме и ускоренного выдумывания без предварительной подготовки. Это значит, что человеку в короткий промежуток времени нужно что-то ответить по теме, и его застали врасплох.
Кто умеет хорошо импровизировать, не будет тупить и блеять, соображая что сказать.
Импровизация в музыке тоже важна и ценна. Музыканту задают тональность и характер мелодии, а он уже сочиняет свои мотивы, соблюдая знаки и мажор-минор. Кстати, импровизирующий музыкант на фортепиано и других инструментах ценится на вес золота, ведь не каждый может самостоятельно и “в попад” создавать красивые мелодии. Это утонченное творчество.
Определение импровизации вам много информации не даст, ведь вам важны не красиво сложенные слова в словаре, а как научиться импровизировать в жизни, не правда ли? Но мы еще немного задержимся на теории.
Классификация
Процесс творческого сочинения в онлайн-режиме (назовем так импровизацию) бывает нескольких видов:
Хоть импровизацию и воспринимают как полную свободу действий, все равно ее однажды упорядочили и ограничили. Рассмотрим, на какие критерии она подразделяется. Вот систематика Феранда, которая основывается на двух моментах: заданной схеме (модели) и спонтанной находке (творчестве).
Зачем уметь импровизировать?
Уже общеизвестный факт о том, что понятие импровизации состоит из таланта и труда. Своими словами, человек, не обладающий творческим мышлением и не желающий развиваться, импровизировать не может. Он может болтать, нажимать клавиши на пианино, но остроумно шутить или играть красиво он не сможет.
Зачем нужно импровизировать? Во-первых, это развивает. Развитие – это всегда плюс. Без развития человек деградирует. Кстати, импровизация также развивает память и внимание.
Во-вторых, вы упражняетесь в развитии речи, если это сценическое искусство. Когда человек импровизирует, он показывает свой уровень развития и свои возможности.
В-третьих, вы показываете окружающим, как талантливы и гениальны. Но помните, чтобы уверенно импровизировать, важно сначала “пуд соли съесть” в своем ремесле. Если это танец, то вы показываете свои плавные движения, перекаты, прыжки и все, чему до этого научились. Если импровизируете на гитаре, показываете технику пальцев. Заодно и с волнением на сцене справляетесь.
❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗
Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.
В ораторском искусстве примеры импровизации можно посмотреть в юмористических шоу, где есть задания на групповую импровизацию или монолог. В этом жанре нужно уметь грамотно и красиво выражать свои мысли. Отличную инструкцию, как быстро это сделать, читайте тут.
Подводим итоги. Импровизация нужна и важна даже в обычной жизни, так как помогает:
Как научиться импровизировать: 6 приемов
В психологии процессу импровизации уделяется много внимания. Собственно, большинство детских развивающих программ построено на этом процессе. Инициативность и проявление творческого мышления поощряется, к тому же импровизация + лидерские качества помогают быстро завоевывать внимание публики и пользоваться авторитетом. Секреты по лидерству и завоеванию группы читайте в этой статье.
Если в музыке, народном искусстве или танце вариативность допускается на основе профессиональных или узко направленных знаний и умений, то в разговоре научиться импровизировать может каждый. Начнем с того, что для блестящей импровизации на сцене или в компании вам потребуется уверенность в том, что вы интересны окружающим и умеете общаться.
Вам нужно запомнить одну истину: как бы хорошо вы ни готовились к выступлению, все равно найдется какой-нибудь выскочка, который скажет всего одно слово, и выступление уйдет под откос. Для этого как-раз и необходимо уметь смешно шутить и импровизировать. Итак, вот основные советы, как развивать умение выкручиваться в речевом творчестве.
Внимание зрителей
С первого вашего шага на сцене зрители уже в предвкушении шуток или суперрассказа. Но это завороженное молчание длится недолго – буквально до нескольких ваших реплик. Поэтому ваша задача не разочаровать зрителя или собеседника, или девушку на свидании. Ловите секреты, как надолго завладеть вниманием:
Расположение публики
Если вы расположили к себе слушающих, то есть вызвали положительные эмоции, считайте, ваша речь удалась. Как расположить:
Используйте ассоциации
Если так случилось, что вас отвлекли, или вы забыли подготовленные фразы, опирайтесь на ассоциации. Например, вы говорите о высоких ценах и забыли, что дальше нужно сказать. Начните новое предложение с истории из жизни, когда вам – студенту не хватило денег на проезд, и развивайте эту тему, пока нужные мысли не придут.
Тренировать ассоциативное мышление можно в повседневной жизни: играйте с друзьями, с чем у вас ассоциируется тот или иной предмет, человек. Еще можно говорить предложения по последнему слову предыдущего или слова по последней букве. Также хорошо развивает самостоятельный подбор ассоциаций на одно слово.
Ставьте вопросы
Этот прием поможет вам сообразить, как дальше на сцене продолжить свой монолог. Аудитория “съедает” то, что ей дают. Вы уведете ее за собой риторическими вопросами. Они предполагают паузы, выкрикивания ответов, реакцию вашу и зала, но вы взамен получаете драгоценное время на структурирование мыслей. Помните: вы обязаны не растеряться при форс-мажорах, а выкрутиться из любой ситуации.
Прием изменения темы
Если вы чувствуете, что зашли в речи не туда, и надо бы вернуться к истокам, используйте прием изменения темы по последнему слову, так никто не поймет, что вы вернулись обратно или начали говорить о другом. А к последнему слову можно применять уже описанные приемы, чтобы развить новую тему. Используйте синонимы, рассуждайте, задавайте вопросы. Так вы останетесь интересным.
Вживайтесь в роль
Люди перестают интересоваться теми, кто импровизирует в своей роли. Только великие юмористы по типу Задорнова, могут себе позволить такую роскошь. Часто интерес вызывает такой комплекс: сценическая роль, тема, смена приемов для удержания внимания. Поэтому не бойтесь быть смешным, не выходите из роли своего персонажа.
Тренинг по импровизации от Павла Воли
Если же хотите прокачать себя в импровизации на 100 %, то вам поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”
Импровизация в жизни – совместный тренинг Павла Воли и Станислава Шеминова, креативного продюсера шоу «Импровизация на ТНТ».
Обучение состоит из 42 видеоуроков, каждый из которых разбит на 2 части: практическую и теоритеческую. После каждого урока вам нужно будет выполнить задание, чтобы закрепить материал.
Вместе с основной программой каждый день будет проходить 15-минутная импров-физкультура.
После выполнения задания вы присылаете видеоотчет, и кураторы дают вам обратную связь. Все кураторы, с которыми вы будете общаться, вместе с Павлом работают над созданием шоу «Импровизация».
Обучение стоит 12 000 руб.
Если в течение 2 недель вы решите, что курс не подошел, организаторы вернут деньги.
После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Обговорите с ней условия оплаты.
Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.
Заключение
Дорогие друзья, импровизируйте, шутите, относитесь к жизни с юмором. Это поможет вам добиваться успехов и чувствовать себя уверенно. Я верю, что с описанными приемами вы достигнете естественной импровизации и легкости в речевых вариациях.
Если статья вам помогла, и вы узнали что-то новое, пишите отзывы в комментариях. А также делитесь статьей в соцсетях, чтобы и ваши друзья имели возможность развиваться! До новых встреч!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».