Индивидуальный предприниматель чем заняться
Каким бизнесом нельзя заниматься ИП
Чтобы вести бизнес по закону, нужно выбрать форму регистрации своей деятельности. Стать ИП проще и выгоднее: мало отчетности, можно сразу пользоваться деньгами, а некоторые предприниматели могут воспользоваться налоговыми каникулами. Но некоторые виды деятельности для ИП запрещены. Рассказываем какие.
Продавать алкогольные напитки
Предприниматель может продавать только пиво и слабоалкогольные напитки: пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху. Крепкий алкоголь под запретом.
Организация тоже не может просто так начать торговать алкоголем — сначала нужно получить лицензию
Открывать частное охранное агентство
ИП не может оказывать услуги охраны зданий и людей самостоятельно или с помощью наемного персонала. Это разрешено только организациям.
Если вы хотите торговать газовыми или травматическими пистолетами, газовыми баллончиками и электрошокерами, нужно регистрировать организацию
Открывать ломбард
Кредитовать население
Предприниматель может давать деньги в долг другим предпринимателям или компаниям и иногда гражданам, например заем своему работнику. Но это не может быть способом заработка для ИП.
Если хотите заниматься кредитованием и выдачей займов, придется получить банковскую лицензию или зарегистрировать микрофинансовую организацию
Вести страховую деятельность
Проводить азартные игры
Предприниматель не может открывать казино, букмекерскую контору, зал игровых автоматов или организовывать игры в покер.
Устраивать азартные игры могут только организации на специальных территориях. Такие игорные зоны есть в Сочи, Калининградской области, Алтайском и Приморском краях. Еще ее планируют сделать в Крыму
Быть биржевым брокером
Брокер — это финансовая организация со специальной лицензией. Счет у брокера позволяет совершать сделки на бирже.
Предпринимателю такой деятельностью заниматься нельзя
Трудоустраивать граждан РФ за рубежом
Открывать частное агентство занятости
Отдельные ограничения, связанные с судимостью
Все о бизнесе — в нашей рассылке
Что еще полезно почитать предпринимателю:
Индивидуальный предприниматель чем заняться
Регистрация ИП позволит стать бизнесменом с преимуществами физлица, но без необходимости вести сложную отчётность. Вот зачем открывать ИП для бизнеса:
Легальность заработка
Можно работать на себя и не скрывать деятельность и доходы.
Самостоятельный выбор налогового режима
Упрощенная система налогообложения, которую часто используют ИП, позволяет платить налог в размере 6% от доходов — это в 2 раза меньше, чем 13% НДФЛ.
Трудовой стаж
Статус ИП предполагает ежегодные выплаты в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования — стаж в этом качестве учтут при начислении пенсии.
Расширение круга партнёров
Для заказчика индивидуальный предприниматель привлекательнее физлица: при работе с ИП ему не нужно дополнительно уплачивать страховые взносы.
Какой деятельностью может заниматься ИП
У ИП есть один минус: можно заниматься не любым видом деятельности.Вот перечень сфер, для которых необходимо регистрировать общество с ограниченной ответственностью (ООО):
Так, если вы хотите открыть ресторан с алкоголем в меню, придётся получать лицензию на продажу алкоголя, для чего нужно ООО, а не ИП.
Сколько дней занимает регистрация ИП
В течение 3 рабочих дней после обращения в налоговую инспекцию вас должны поставить на учёт и направить на email необходимые документы: лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и уведомление о постановке на учёт физического лица в налоговом органе. Если нужны бумажные копии, подавайте запрос вместе с заявлением.
В статусе ИП вы можете открыть банковский счёт — это не обязательное требование, но так легче платить налоги. Регистрация позволит честно вести бизнес и создать капитал.
Что такое ООО
Зачем оно вам нужно и сколько стоит
Коротко: ИП подходит тем, кто будет работать самостоятельно, а ООО — тем, кто собирается заниматься бизнесом вместе с партнерами. Дальше нужно разбираться.
Ответственность
Для тех, кто выбирает, что открывать — ИП или ООО — мы подготовили таблицу со сравнением
Если же Василий откроет ООО и разорится, то в большинстве случаев заберут только то, что принадлежит фирме: имущество, деньги на расчетных счетах и мебель из офиса. Личную машину не должны трогать, хотя и есть способ.
Отличается и административная ответственность, то есть штрафы. Обычно в законе предусмотрены разные суммы штрафов для организаций и должностных лиц. ИП по умолчанию штрафуют как должностных лиц. ООО больнее.
Учредители, документы и регистрация
Как распределяются доли и прибыль в ООО
Имя | Доля | Прибыль |
---|---|---|
Василий | 5000 Р | 50% |
Елена | 3000 Р | 30% |
Петр | 2000 Р | 20% |
Если дела компании пойдут в гору, то учредители будут получать прибыль пропорционально своим вложениям.
Если вы хотите внести в уставный капитал имущество, которое стоит от 20 000 Р — допустим компьютеры, — то независимый оценщик должен оценить их стоимость и составить акт оценки имущества. Это дополнительные расходы, которые ложатся на учредителей.
Заранее, еще до регистрации компании, нужно договориться о названии; юридическом адресе; размере уставного капитала (от 10 000 Р ); ОКВЭДах (видах деятельности, которыми будет заниматься компания) и системе налогообложения.
После этого нужно утвердить устав и назначить генерального директора — можно из числа учредителей, а можно и со стороны. Если в компании нет соучредителей, то единственный учредитель собственным решением назначает генеральным директором себя или нанимает кого-то.
Учтите: все решения нужно фиксировать на бумаге. Если учредитель один, печатаете единоличные решения. Если несколько — протоколы собраний. Первый протокол делайте в момент создания организации. В статье 181.2 гражданского кодекса перечислено, что нужно обязательно указать при составлении протокола.
Все эти протоколы — страховка, которая подтверждает решения компании. Если что-то пойдет не так, то в суде вы будете оперировать именно протоколами.
Дальше нужно оплатить госпошлину 4000 Р и подать в ИФНС пакет документов.
Как подать документы
В больших городах документы нужно нести в единый регистрационный центр, или ЕЦР. В Санкт-Петербурге ООО регистрирует МИФНС № 15, в Москве — МИФНС № 46.
Вот что нужно собрать:
Дополнительно может потребоваться документ, подтверждающий юридический адрес, например копия договора аренды, гарантийное письмо от собственника помещения или свидетельство о праве собственности на помещение.
Какие документы выдадут после регистрации
В течение трех рабочих дней после подачи полного пакета документов в ИФНС компанию зарегистрируют, а вы получите пакет документов.
госпошлина за регистрацию новой редакции устава
Налоговая сама уведомляет пенсионный фонд, ФСС и органы статистики о регистрации организации.
Могут ли отказать в регистрации?
Да. В этом случае вы получите бумагу, в которой прописана причина отказа. Часто бывает, что подали неполный пакет документов, прокрались опечатки и так далее.
В этом случае нужно исправить ошибку и подать документы заново. Госпошлину придется оплатить еще раз.
Как выбрать юридический адрес
На самом деле в законодательстве РФ нет понятия «юридический адрес», есть «место нахождения общества». Но для удобства мы и дальше будем оперировать понятием «юридический адрес».
Юридическим адресом может быть и собственное, и арендованное помещение, и даже домашний адрес учредителя, но везде есть нюансы.
Собственное помещение должно быть нежилым. В налоговой могут попросить документ о праве собственности (выписку из ЕГРН — Единого государственного реестра недвижимости — или свидетельство о собственности).
Домашний адрес учредителя или руководителя. Учредитель или руководитель, чей адрес указывают, должен быть собственником квартиры или иметь в ней прописку. Если у квартиры несколько собственников, то от каждого понадобится разрешение на использование помещения.
Аренда адреса — плохой вариант. Базово вы платите не за помещение, а за адрес, по которому компания числится. Дальше, в зависимости от цены, по адресу будут принимать вашу почту или вы даже сможете находиться там, если налоговая решит навестить компанию с выездной проверкой.
Аренда адреса незаконна и рискованна:
Еще можно арендовать помещение в бизнес-инкубаторе. В крупных городах существуют такие центры поддержки предпринимательства. Если организация и вид деятельности соответствуют условиям бизнес-инкубатора (например информационные технологии), то она может арендовать помещение и зарегистрироваться по адресу инкубатора.
ИП юридический адрес не нужен: его регистрируют по месту прописки. Организации нужно представить документы об аренде помещения (или собственности на него), как вариант можно указать домашний адрес учредителя, но нежелательно.
Расчетный счет и печать
Вы можете открыть сразу несколько счетов в разных банках — это не запрещено.
Раньше все компании были обязаны иметь печать, теперь нет. Если вы не пишете про печать в уставе, то она вам не нужна. Если написали, то придется делать круглую печать.
Как открыть свой бизнес с нуля: идеи и пошаговая инструкция для начала своего дела
Собственное дело с доходами выше среднего – мечта любого человека с предпринимательской жилкой. Но что делать в условиях ограниченного бюджета? Как действовать с самого начала, когда нет четкого плана, понимания рынка и нюансов запуска коммерческого проекта?
Мы решили подробно разобрать все эти вопросы в сегодняшней статье. Из нее вы почерпнете интересные и выгодные бизнес-идеи, поймете, в каком направлении лучше развиваться, где брать деньги на старте и каких ошибок стоит избегать. В конце дадим пошаговый план с универсальными рекомендациями, который пригодится при открытии практически любого вида бизнеса.
Какой бизнес можно открыть, если бюджет минимален?
Для начала представим несколько весомых аргументов в пользу ведения собственного дела:
При минимальном бюджете следует выбирать простую, уже испробованную другими бизнес-идею. Главное, чтобы на продукт был спрос. Даже если это будет высококонкурентная ниша, можно попробовать отстроиться особым позиционированием. В целом лучше смотреть в сторону ниш со средним уровнем конкуренции.
Масштаб поначалу разумнее планировать ограниченный, поскольку крупные проекты, так же, как и нестандартные бизнес-идеи, чаще всего требуют немалых денежных вливаний.
С точки зрения формата есть 2 основных варианта:
Идея подбирается в зависимости от выбранного формата. Это может быть производство или продажа материальных товаров, реализация каких-либо работ или услуг.
Предлагаем рассматривать такие товары под продажу:
Бизнес по продаже перечисленных категорий продукции возможно запустить с минимальными вложениями. Спрос на них достаточно высокий.
В сфере услуг на данный момент востребованы:
Производство можно организовать и в домашних условиях. Например, выращивать овощи, фрукты или цветы в теплицах, делать мыло. Еще варианты – создавать оригинальные украшения, готовить варенье, джемы или маринады, сыр, выпекать торты.
Преимущества работы в электронной коммерции
Учитывая текущую обстановку в мире, оптимальным форматом ведения бизнеса сейчас является интернет-магазин. Он дает множество преимуществ, как опытным, так и начинающим предпринимателям:
Плюсы своего интернет-магазина
Где взять деньги для старта?
Стартовый капитал, пусть и минимальный, понадобится для реализации любой бизнес-идеи. Если планируется продажа товара, нужно будет закупить хотя бы небольшую тестовую партию, арендовать помещение, создать сайт. Для производства, даже в домашних условиях, необходимо сырье и оборудование. Для оказания услуг – соответствующие инструменты и материалы. На все это потребуются деньги.
Где их найти:
Если с финансами совсем туго, рекомендуем подумать о работе на заказ с предоплатой или по системе дропшиппинга.
Дропшиппинг – бизнес-модель, в которой продавец выполняет роль посредника между производителем и конечным потребителем. Он собирает заказы, формирует заявки, передает необходимую информацию поставщикам. Далее поставщики комплектуют заказ и отправляют его напрямую покупателю, не указывая своих данных. Продавец-дропшиппер получает прибыль в виде наценки к оптовой стоимости. Такая схема предусматривает минимум вложений. По ней работают многие компании.
С чего начать свой бизнес: пошаговый план запуска
Формулируем идею
Начинать нужно с поиска стоящей идеи. Возможные варианты мы рассматривали выше. Выбирайте то, что больше резонирует с вашими интересами и увлечениями, вдохновляет и вызывает желание действовать. Придумывать что-то сверхновое и уникальное не стоит. Целесообразнее взять уже проверенный вариант, найти в нем недочеты и улучшить. Заходить на сформированный рынок проще всего.
Выбирая бизнес-идею, необходимо учитывать:
С минимальными вложениями лучше открывать микробизнес и отказаться от глобальных масштабных идей.
Анализируем рынок
После выбора идеи и ниши нужно тщательно проанализировать рынок:
Это поможет понять, существует ли спрос на товар.
Вся информация, полученная в процессе анализа, должна учитываться в будущей стратегии. Брать данные можно в аналитических отчетах, исследованиях маркетологов, в сервисах Google Trends и «Яндекс.Вордстат», отраслевых публикациях.
Еще варианты – заняться шоппингом и проанализировать работу конкурентов, став тайным покупателем, организовать собственное исследование с помощью телефонных опросов, анкетирование по email или в мессенджерах.
Составляем бизнес-план
Следующий шаг – написание бизнес-плана. Он намечает вектор развития компании в будущем, помогает планировать пути достижения целей, дает возможность избежать вероятных рисков и подводных камней. Это базовый документ для оценки предпринимательской инициативы, пошаговая инструкция, в которой расписаны все этапы запуска собственного дела.
В бизнес-план включают следующую информацию:
Чтобы сэкономить, постарайтесь написать бизнес-план самостоятельно на основе статистических данных и фактов. Для этого воспользуйтесь рекомендациями экспертов или готовыми примерами и шаблонами, которые есть в открытом доступе. Главная задача – грамотно адаптировать их к своей нише.
Основные разделы бизнес-плана:
Создавать бизнес-план нужно в той форме, с которой будет удобно работать в дальнейшем. Все цифры и средние значения следует рассчитывать индивидуально, а не брать из готовых шаблонов.
Регистрируем проект
Независимо от того, какой бизнес вы открываете с нуля, его необходимо официально зарегистрировать.
Первый шаг – определиться с видом организационно-правовой формы:
Самый простой и популярный формат для малого бизнеса – ИП. Особенно, если речь идет о довольно ограниченных возможностях на старте в плане финансов. Его основное преимущество – минимум первоначальных затрат. К тому же, для создания интернет-магазина никаких специальных разрешений и лицензий не требуется.
Для некоторых видов деятельности, помимо заявления с пакетом документов, необходимо подавать дополнительное уведомление. Это касается сфер:
Решаем вопросы с налогами и отчетностью
Второй шаг после регистрации – выбрать схему налогообложения. От нее будут зависеть формы отчетности и объем налоговой нагрузки. По умолчанию применяется общая система. Но она невыгодна для ИП: на ней платится НДС, налог на доходы, ведется сложный учет и осуществляется много проверок.
Поэтому при открытии своего маленького бизнеса с нуля лучше переходить на спецрежим с одним налогом или льготной ставкой. Причем делать это нужно сразу.
Чтобы не ошибиться с выбором, стоит заранее проконсультироваться с бухгалтером, специалистом налоговой инспекции или изучить законы самостоятельно. Принять правильное решение без подготовки сложно, а ошибки чреваты высокими налоговыми ставками и штрафами.
Варианты спецрежимов:
Самое главное на спецрежимах – следить за сроками подачи документации. Из-за просрочек предпринимателей нередко переводят на общие основания налогообложения.
Тестируем идею
Далее следует проверка боем. Важно провести быстрое тестирование идеи: собрать минимальный ассортимент, запустить сайт, дать небольшую рекламу и попробовать получить первые продажи. Этот этап необходим для изучения спроса на практике. Чтобы быстрее стартануть, не стоит зацикливаться на доработках и постоянно откладывать запуск. Нужно начинать с тем, что есть, проверять идею в действии и постепенно совершенствовать проект по ходу его развития.
Если первые результаты не соответствуют ожиданиям, пересмотрите план, проанализируйте вероятные ошибки. Лучше всего увидеть их на старте, а затем быстро внести нужные корректировки или пересмотреть малоперспективную идею.
Немного рекомендаций по запуску магазина с нуля:
Развиваем и продвигаем бизнес
Если выбранная идея оказалась рабочей и пошли первые продажи, начинайте активно вкладывать силы в дальнейшее развитие и продвижение. Чистая прибыль должна быть выше нуля. Тогда можно ставить более глобальные цели и реинвестировать доходы в:
Отдельным пунктом идет продвижение. Прежде всего, это планирование маркетинговых стратегий и запуск рекламных кампаний, которые жизненно необходимы для привлечения новых покупателей и наращивания клиентской базы. Подключайте весь возможный рекламный потенциал и по максимуму присутствуйте в местах, где есть целевая аудитория.
Минимальный набор действий для продвижения:
Также можно пробовать продвигаться через ведение блога, вирусную рекламу, обмен ссылками и статьями. Кроме того, важно фиксировать результаты текущих маркетинговых активностей и отсеивать методы, которые не приносят значимого эффекта.
Типичные ошибки новичков
Многие новички, которые хотят открыть бизнес с нуля практически без денег, допускают похожие ошибки:
Заключение
Оптимальное решение для новичков, которые хотят открыть бизнес с нуля и при этом обойтись минимальными вложениями – интернет-магазин на платформе InSales. Внутри нее есть все необходимое для продаж: мощный функционал, готовые и уникальные дизайны, сотни интеграций. Остается только выбрать подходящую бизнес-идею и пройти все этапы, описанные в пошаговом плане запуска.
Как открыть ИП: Инструкция, основные вопросы и ответы
Как открыть ИП? Наиболее частый вопрос у начинающих предпринимателей. Открытие ИП зачастую связывается со страхами бюрократии и нервотрепкой, однако в самой процедуре регистрации ИП нет ничего страшного: на заполнение заявления у вас уйдет не более 10 минут, а срок его рассмотрения не превысит 3 дней
Что такое ИП
Почему для начала лучше открыть ИП, чем ООО
Как правило, формат ООО выбирают для более масштабных проектов. Регистрация ООО более целесообразна, когда вы планируете брать крупные кредиты у банков или иных фондов, есть высокие риски прогореть и остаться с долгами. В противном случае больше подойдет ИП. К основным выгодам ИП относят простые процедуры регистрации и прекращения деятельности, понятность учета и меньшее количество отчетности, более выгодное налогообложение.
В то же время у ИП по сравнению с ООО есть один существенный недостаток. Перед своими кредиторами и по всем обязательствам индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом, даже если оно не используется в предпринимательской деятельности. Исключение составляет перечень имущества, на которое невозможно предъявить взыскание, например, на единственное жилье.
У ООО по сравнению с ИП зона риска очерчена суммой средств и имуществом, которые числятся на балансе предприятия. В то же время, если к банкротству организации привели действия участника, то он может быть привлечен судом к дополнительной ответственности и будет обязан погашать долги из своего личного имущества.
Кто может стать ИП
Стать индивидуальным предпринимателем в России могут:
Открыть ИП могут любые дееспособные граждане РФ, достигшие совершеннолетия;
несовершеннолетние граждане, которым исполнилось 16 лет и которые объявлены полностью дееспособными решениев органов опеки и попечительства или суда;
несовершеннолетние граждане возрастом от 14 лет при условии согласия родителей или опекунов;
граждане либо лица других стран при наличии временной или постоянной прописки в любом населенном пункте страны.
Кому запрещено открывать ИП в России:
Открывать ИП запрещено государственным и муниципальным служащим;
сотрудники органов безопасности и прокуратуры;
адвокатам и судьям;
тем, кто ранее имел ИП, но не снял его с учета;
гражданам, которых лишили права заниматься предпринимательской деятельностью по приговору суда, а срок этого запрета еще не истек;
гражданам, которые уже занимались предпринимательством и были признаны в связи с этой деятельностью банкротами, а со дня банкротства еще не истек год.
Что нужно сделать перед так как открыть ИП
1. Выбрать вид деятельности
Если вы решили открыть ИП, то наверняка имеете представление о том, какой предпринимательской деятельностью вы будете заниматься. С точки зрения закона, любая коммерческая деятельность зафиксирована специальным кодом и названием. Перечень таких кодов называется Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). В 2019 году в России действует классификатор ОКВЭД-2.
Код деятельности вам понадобится при открытии ИП: вы должны будете указать, какой деятельностью планируете заниматься. Для этого указывается один основной код деятельности и практически неограниченное число дополнительных кодов. Если основной код будет обозначать ваш основной вид бизнеса, до в качестве дополнительных указывают сопутствующие направления бизнеса или даже предполагаемые виды деятельности.
Обычно предпринимателям советуют при открытии ИП выбирать как можно больше дополнительных видов деятельности: спроса за это не существует, но в случае расширения бизнеса вам не придется повторно обращаться в налоговую. Помните о том, что указание нескольких кодов ОКВЭД не обязывает вас вести бизнес по ним всем, но выбор основного направления влияет на разрешения, налоги и лицензии.
При выборе подходящего кода и поиске ответа о том, какой код подойдет для вашего вида деятельности через интернет-поисковик, имейте в виду, что в ответах многих юристов и онлайн-консультантов до сих пор приводятся коды в старой редакции. В таком случае используйте таблицу соотвествия старых кодов ОКВЭД с новыми.
Имейте в виду, что ИП по закону могут заниматься не всеми видами деятельности: кое-какие виды бизнеса разрешены только компаниям.
Какие виды деятельности не подойдут для ИП:
производство и оборот крепкой алкогольной продукции;
деятельность в области космоса;
Также уточните, относиться ли ваш вид деятельности к лицензируемым. Узнать это можно из федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Лицензией называется официальное разрешение от государства заниматься бизнесом, требующим создания специальных условий.
В качестве примера лицензируемых видов деятельности можно привести производство лекарственных средств, услуги связи, частную охранную деятельность, управление многоквартирными домами, перевозку грузов и пассажиров на морском, воздушном, железнодорожном транспорте и т.д. Всего таких пунктов 54 (ст. 12 федерального закона N 99-ФЗ).
Имейте в виду, что в законе № 99-ФЗ прямо не говорится, что индивидуальным предприниматели не разрешены многие лицензируемые виды деятельности. Зачастую о невозможности заняться тем или иным бизнесом ИП узнает только после регистрации и обращением за лицензией.
Получить лицензию из списка лицензируемых видов деятельности ИП можно только на: фармацевтическую деятельность, медицинскую деятельность, образовательную деятельность, частную детективную деятельность, изготовление фонограмм, компьютерных программ и баз данных.
Если вы в качестве ИП без лицензии занимаетесь деятельностью, подлежащей лицензированию, вас могут оштрафовать по статье 14.1 КоАП РФ – на сумму от 4 000 до 5 000 рублей, с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
2. Определиться с системой налогообложения
При открытии ИП по умолчанию вам присваивается общая система налогообложения (ОСНО). Минус ее в том, что ИП должен платить налог на доходы и НДС, а также у этой системы более сложный учет, и возникает большей поводов для проверок. Поэтому распространенной практикой вместе с процедурой регистрации ИП является подача заявления о переходе на спецрежим.
При этих системах налогообложения платится один налог или используется льготная ставка, а в некоторых случаях сумма налогов может зависеть от фактического дохода.
Какие спецрежимы налогообложения существуют при открытии ИП:
УСН (упрощенная система налогообложения). Позволяет платить налог с дохода (ставка 6%) либо с разницы между доходами и расходами (ставка 15%). Объект налогообложения оперативно сменить не получится, поэтому нужно заранее посчитать, что будет выгоднее. При УСН имеются ограничения по обороту (не более 150 млн. руб. по итогам налогового периода), количеству сотрудников (должно быть менее 100 человек) и видам деятельности. Декларация подается раз в год.
ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Позволяет платить налог не от фактического дохода, а от вмененного. Это означает, что государство само подсчитало, сколько налогов нужно заплатить с конкретной площади магазина, при определенном количестве работников или с определенного количества торговых точек. ЕНВД действует не во всех регионах страны, например, в Москве ЕНВД не действует. Декларация подается каждый квартал.
ПСН (патентная система налогообложения). Суть этой системы налогообложения заключается в покупке патента на определенный вид деятельности на несколько месяцев или год. При ПСН налог также не зависит от фактического дохода: покупатель патента платит за него фиксированную сумму двумя платежами. В таком случае от предпринимателя не потребуют доплаты даже в случае превышения доходов. Отчетности при ПСН нет вообще. Рассчитать стоимость патента можно с помощью калькулятора на сайте ФНС.
ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Этот налоговый режим подходит для сельскохозяйственных отраслей и агрофирм и заменяет налог на прибыль, имущество и НДС. Налог уплачивается два раза в год, а декларация сдается по итогам года.
Для выбора системы налогообложения, при открытии ИП необходимо провести финансовые расчеты самостоятельно или обратиться за консультацией к бухгалтеру, если нет собственного опыта.
Подача заявления на открытие ИП
Получить услугу по регистрации ИП можно четырьмя способами:
подать электронное заявление. Вы можете подать заявление прямо через интернет с помощью сайта Госуслуг, не посещая ФНС;
лично посетить ведомство. Вы сможете записаться на прием в налоговую инспекцию в удобное для вас время. Инспектор ФНС обязан принять у вас документы не позднее 30 минут от выбранного вами времени;
отправить электронные документы. Если у вас уже есть заполненный бланк заявления его можно также отправить через интернет, хотя намного проще заполнить его прямо на портале;
совершить почтовое отправление. Вы сможете отправить все документы в ФНС по почте.
Скачать форму заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (Форма № Р21001) можно здесь.
При заполнении заявления на открытие ИП вам необходимо будет указать:
адрес электронной почты;
сведения о гражданстве (гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства);
адрес места жительства (пребывания) в РФ;
ОКВЭД (основной и дополнительные).
После того, как вы заполните заявление на открытие ИП, вам нужно будет отправить его в ФНС и дождаться результата на указанный вами электронный адрес почты и получить документы. Срок оказания услуги составляет 3 дня.
При подаче документов в электронном формате, а также через МФЦ или нотариуса, регистрация ИП бесплатна, в случае личной подаче заявления в ФНС России госпошлина составит 800 рублей. Оплатить пошлину можно на сайте ФНС, в банке или через банкомат. Квитанцию об оплате предъявлять необязательно.
Что после открытия ИП
Через три рабочих дня вы сможете забрать документы. Это будет выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Отказать в регистрации вам могут лишь по одному из оснований, указанных в статье 23 федерального закона N129-ФЗ. После официальной регистрации вы на законных основаниях можете вести предпринимательскую деятельность, а именно заключать договоры, открывать расчетные счета и нанимать сотрудников.
Имейте в виду, что для некоторых видов деятельности одной регистрации может быть недостаточно: вам нужно будет подавать уведомление о начале определенных видов деятельности. Перечень таких видов деятельности можно найти в приложении к постановлении Правительства РФ N584. Уведомление подается в тот орган, который отвечает за контроль такой деятельности. Также не забудьте об упомянутом выше процессе лицензирования. За просрочку уведомления о начале деятельности и отсутствие лицензии законом предусмотрены штрафы.
После пройденной регистрации ИП вы можете:
получить коды статистики;
открыть расчётный счёт в банке;
оформить работников, если они вам необходимы;
получить лицензию, если ваш вид деятельности является лицензируемым;
приобрести кассовый аппарат (в случае необходимости);
обеспечить ведение бухгалтерского учета ИП.
Открытие расчетного счета при открытии ИП
Согласно закону, индивидуальные предприниматели не обязаны открывать расчетный счет в банке. Однако на практике сегодня сложно представить бизнес, который рассчитывается только наличными. И дело здесь уже не только в удобстве и увеличении числа способов оплаты. Зачастую сегодняшние потребители не обременяют себя ношением наличных средств, а при отсутствии таковых могут расплатиться с вами кредиткой.
Кроме того, в обязательном порядке расчетный счет для ИП понадобится, если:
планируется заключение договоров с другими ИП или организациями на сумму свыше 100 тыс. рублей. Оплата по подобным договорам осуществляется только в безналичной форме.
установлен лимит остатка наличных денежных средств по кассе (с 2014 года ИП и небольшие организации могут не устанавливать лимит, но для этого нужно издать специальный приказ). По правилам кассовой дисциплины все наличные денежные средства предприятия, сверх установленного лимита на конец рабочего дня, необходимо сдавать в банк для внесения на расчетный счет.
На практике многие ИП используют расчетный счет даже в том случае, если он не нужен им для ведения предпринимательской деятельности, так как с помощью услуг интернет-банка удобнее производить уплату налогов и производить страховые взносы.
Затраты на расчетный счет обычно складываются из затрат на открытие и обслуживание расчетного счета. Если в первом случае распространенной практикой у банков стала нулевая цена, то комиссия за ведение счета может быть разной в зависимости от набора услуг банка. Сравнительные таблицы с предложениями различных банков сегодня можно легко найти в интернете.
Страховые взносы
Страховые взносы – это обязательные фиксированные платежи, которые должны платить каждые предприниматели независимо от того, ведут ли они какую-либо деятельность или нет. Такие отчисления платятся даже в том случае, если ИП не ведет никакой деятельности и не получает прибыли. Исключение составляет прохождение военной службы по призыву, уход за ребенком до 1,5 лет и уход за инвалидом, I группы, ребенком-инвалидом или лицом старше 80 лет.
В том случае, если предприниматель хочет сам получать больничные и декретные пособия, можно добровольно заключить договор с Фондом социального страхования. Взносы туда платят отдельно. Если договора и взносов нет, тогда и пособий по временной нетрудоспособности не будет.
Если есть сотрудники
Вести ИП без сотрудников без посторонней помощи несложно, и особой бюрократии в этом нет. Но при появлении первого сотрудника ситуация меняется, так как документооборот достаточно сложен для человека, не являющегося специалистом. В этом случае разумнее всего нанять специалиста, который будет заниматься только этими вопросами или отдавать бухгалтерию на аутсорсинг.
Индивидуальный предприниматель может нанимать сотрудников как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Но при найме работника ИП принимает на себя расходы и обязанности, а именно:
исчисляет и удерживает НДФЛ с доходов, которые он выплачивает своим работникам. На следующий день после выплаты заработной платы ИП обязан перечислять НДФЛ по ставке 13% в пользу налоговой инспекции.
Налоговые каникулы после открытия ИП
В том случае, если вы регистрируетесь в качестве ИП впервые после принятия регионального закона о налоговых каникулах, то можете претендовать на нулевую налоговую ставку на режимах УСН и ПСН. Не платить налог можно максимум два года. Конкретные виды деятельности, по которым установлены налоговые каникулы, определяет региональный закон. Вам нужно найти местные законодательные акты, чтобы понять, подходит ваша деятельность под эту льготу или нет, какие еще требования нужно соблюдать.
Как открыть ИП? Популярные вопросы по теме:
💡 Что такое ИП?
Логика закона такова: если вы на постоянной основе занимаетесь какой-то коммерческой деятельностью, получая от нее доход, то, вероятно, это предпринимательство. Но чтобы заниматься бизнесом законно и избежать штрафов, нужно пройти процедуру регистрации, получив статус ИП или открыв фирму.
производство и оборот крепкой алкогольной продукции;
деятельность в области космоса;
Также уточните, относиться ли ваш вид деятельности к лицензируемым. Узнать это можно из федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Лицензией называется официальное разрешение от государства заниматься бизнесом, требующим создания специальных условий.
💡 Кто может стать ИП?
Стать индивидуальным предпринимателем в России могут:
любые дееспособные граждане РФ, достигшие совершеннолетия;
несовершеннолетние граждане, которым исполнилось 16 лет и которые объявлены полностью дееспособными решениев органов опеки и попечительства или суда;
несовершеннолетние граждане возрастом от 14 лет при условии согласия родителей или опекунов;
граждане либо лица других стран при наличии временной или постоянной прописки в любом населенном пункте страны.
💡 Кому запрещено открывать ИП в России?
Запрещено открывать ИП в России:
государственным и муниципальным служащим;
сотрудники органов безопасности и прокуратуры;
адвокатам и судьям;
тем, кто ранее имел ИП, но не снял его с учета;
гражданам, которых лишили права заниматься предпринимательской деятельностью по приговору суда, а срок этого запрета еще не истек;
гражданам, которые уже занимались предпринимательством и были признаны в связи с этой деятельностью банкротами, а со дня банкротства еще не истек год.
💡 Какие спецрежимы налогообложения существуют при открытии ИП?
УСН (упрощенная система налогообложения). Позволяет платить налог с дохода (ставка 6%) либо с разницы между доходами и расходами (ставка 15%). Объект налогообложения оперативно сменить не получится, поэтому нужно заранее посчитать, что будет выгоднее. При УСН имеются ограничения по обороту (не более 150 млн. руб. по итогам налогового периода), количеству сотрудников (должно быть менее 100 человек) и видам деятельности. Декларация подается раз в год.
ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Позволяет платить налог не от фактического дохода, а от вмененного. Это означает, что государство само подсчитало, сколько налогов нужно заплатить с конкретной площади магазина, при определенном количестве работников или с определенного количества торговых точек. ЕНВД действует не во всех регионах страны, например, в Москве ЕНВД не действует. Декларация подается каждый квартал.
ПСН (патентная система налогообложения). Суть этой системы налогообложения заключается в покупке патента на определенный вид деятельности на несколько месяцев или год. При ПСН налог также не зависит от фактического дохода: покупатель патента платит за него фиксированную сумму двумя платежами. В таком случае от предпринимателя не потребуют доплаты даже в случае превышения доходов. Отчетности при ПСН нет вообще. Рассчитать стоимость патента можно с помощью калькулятора на сайте ФНС.
ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Этот налоговый режим подходит для сельскохозяйственных отраслей и агрофирм и заменяет налог на прибыль, имущество и НДС. Налог уплачивается два раза в год, а декларация сдается по итогам года.