Интерактивная музыка что это
Динамическая (интерактивная) музыка в старых играх
Если исполнение музыки варьируется под действием различных игровых событий настолько разнообразным образом, что о едином статичном саундтреке, который можно куда-то выложить в mp3, говорить уже не приходится, то речь идет о музыке динамической. Есть несколько подходов к созданию подобной музыки.
Простейшее изменение параметра исполняемого произведения. В игре Space Invaders (1978) проигрывание 4-нотной последовательности ускоряется с уменьшением количества вражеских кораблей на экране. По схожему принципу исполняется 2-нотная секвенция в игре Asteroids (1979). Возможно, подобный подход был вдохновлен муз. сопровождением из фильма «Челюсти» (1975) во время атаки акулы.
Динамическая музыка может действовать на нотном уровне (MIDI, особые внутренние форматы муз. событий) или же на уровне целых звуковых дорожек (PCM). В последнем варианте простейшая смена темпа оказывается проблемой, ведь мы имеем дело с предварительно записанным звуком, а не с отдельными нотами, параметры которых можно менять на лету.
Изменение громкости, включение-выключение отдельных дорожек в звучащей композиции. В игре Bomberman (1985, NES) к фоновой музыке добавляется еще один голос, когда герой берет один из «призов».
Музыку для игры Extase (1990, Amiga) написал талантливый композитор Stéphane Picq с использованием звучания знаменитого хора The Bulgarian Voices (вы могли слышать этот хор в телесериале «Зена — королева воинов»). Различные сэмплы воспроизводятся в ответ на манипуляции со стороны игрока, образуя уникальное музыкальное сопровождение каждого игрового сеанса.
Добавление или удаление голосов не является немедленной реакцией на действие игрока, оно происходит с учетом метроритма и прочих текущих музыкальных параметров.
Граф муз. фрагментов
Примечательны следующие слова Чайковского по поводу процесса сочинительства.
«Иногда на несколько времени вдохновение отлетает; приходится искать его, и подчас тщетно. Весьма часто совершенно холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь. Может быть, вследствие этого и у самых великих мастеров можно проследить моменты, где недостает органического слепления, где замечается шов, части целого, искусственно склеенные».
Система интерактивной музыки iMUSE (1991, LucasArts) занимается генерированием подобных швов и монтажных склеек. В зависимости от игровой ситуации из базы данных выбираются MIDI-отрывки и применяются различные виды переходов и аранжировок. Композитору, который работает с iMUSE-системой, приходится иметь дело с музыкальным «гипертекстом», продумывать разнообразные варианты соединения разрозненных музыкальных фрагментов, чтобы в игре зазвучало цельное, но уникальное для данного игрового сеанса музыкальное полотно.
Greg LoPiccolo (басист группы Tribe) сочинил динамическую музыку для игры System Shock (1994) с использованием системы, похожей на iMUSE, на основе технологии XMIDI Miles Sound System.
Мета-композиции и интерактивная музыка: опыт автора саундтреков к Control и Inside Статьи редакции
Когда игра сама формирует музыкальное сопровождение.
Композитор Мартин Стиг Андерсен, который писал музыку для Wolfenstein, Limbo, Inside и Control, рассказал изданию MCV об главных особенностях своего творчества, а также поделился подробностями работы над саундтреками. Мы выбрали из текста главное.
По словам Андерсена, его привлекают к разработке на этапе препродакшена, когда у команды есть чёткое понимание того, какой должна быть музыка в игре. Обычно он приступает к работе за год или два до релиза.
Лучше всего, если композитору доступна полноценная версия игры, но некоторые разработчики не могут пойти на это из соображений безопасности. В ином случае может подойти созданный разработчиком проект для интеграции музыки (например, проект Wwise). Также очень важно иметь доступ к концепт-артам, видео, сценарию и так далее. Ещё можно посетить сам офис студии и ознакомиться с игрой вместе с разработчиками.
Андерсен всегда старается наладить тесный контакт с саунддизайнерами, чтобы в музыке и звуке прослеживались единые мотивы. Например, при создании Wolfenstein: Youngblood и Control, разработчики предоставили различные SFX и записи, которые он мог интегрировать в саундтрек.
Во время работы над Control у Андерсена была огромное количество материалов, созданных ведущим звуковым дизайнером Вилле Сорса с помощью системы Eurorack. А для SFX в Youngblood композитор сделал несколько записей с помощью инструмента Resonant Garden, который он использовал в музыке. Такие решения помогают связать воедино звуковой мир игры.
По словам Андерсена, в линейных медиа всегда понятно, что будет дальше, а в нелинейных — нет, поэтому музыка должна это учитывать. В играх всегда нужен компромисс между логикой композиции и уровнем её интерактивности. Например, в Wolfenstein автор стремился настроить реакцию музыки таким образом, чтобы она менялась в зависимости от ситуации в течение двух-пяти секунд. Такой подход исключает существование сложных композиций.
В других случаях он использует длинные музыкальные структуры, которые учитывают интерактивность. Например, пятиминутная композиция будет состоять примерно из 100 сегментов, которые игра в реальном времени составляет вместе.
В Control Remedy по-максимуму использовала концепцию интерактивной музыки. Вместо того, чтобы создавать сэмплы инструментов в секвенсоре, Андерсену приходилось создавать последовательности с помощью Wwise — а их в дальнейшем использовала сама игра.
Это значит, что Control для формирования музыки учитывает множество факторов, например, расстояние до ближайшего врага, уровень здоровья и так далее. Можно сказать, что сама игра — это композитор. Примерно так же работает музыка в Limbo и Inside — Андерсен называет это мета-композицией, потому что он формирует подход, с помощью которого игра сама будет формировать мелодию.
Андерсен рассказал, что при создании линейных композиций для саундтрека ему приходилось записывать материалы, которые генерировал Wwise, а затем смешивать их с изначальными треками. В Limbo ему также приходилось записывать саундтрек прямо из игры, так как часть музыки была сгенерирована ей самой.
По словам композитора, к нему часто обращаются ради создания уникальной музыки, поэтому у него большая творческая свобода. Для поиска чего-то нового очень важно экспериментировать и доверять своим ощущениям. При этом Андерсен не любит сопровождать свои треки какими-то комментариями, а даёт музыке говорить самой за себя. Он считает, что описания и объяснения мешают слушателю и создают предубеждения.
Андерсен рассказал, что стиль работы во многом зависит от самой игры. Например, с инди-разработчиками проще договориться о предоставлении прототипа игры. Также в независимых проектах часто требуется помощь с другими аспектами, поэтому композитор занимается ещё и саунддизайном.
Также Андерсен признался, что очень любит экспериментировать с музыкой, поэтому он берётся за самые разные задачи. Например, он создавал звуковой ландшафт для подводного окружения в Shadow of the Tomb Raider, в котором стремился передать ощущение клаустрофобии.
Интерактивная музыка
Музыкальные CD становятся историей: в моде
мобильные приложения, интерактивное видео и трейлеры.
Bjork: Biophilia
Этот диск Бьорк навсегда изменил представление о том, как может выглядеть музыкальная пластинка. Biophilia, вышедшая в 2011, стала первым в мире альбомом — приложением для iPad. Каждая из 10 входящих в него песен представляет собой отдельную программу. Бьорк задействовала все возможности, предлагаемые форматом сенсорного планшета: в треке Crystalline музыка меняется в зависимости от цвета кристаллов, которые необходимо собирать по ходу игры, а с помощью Virus можно понаблюдать за жизнью вируса и инфицированием клетки. По словам Бьорк, вернуть человека к природе с помощью новых технологий — одна из главных задач проекта.
Muse: The 2nd Law
Британцы Muse воспользовались для продвижения своего нового альбома The 2nd Law традиционным для кино, но пока необычным для музыки способом — создали трейлер. Двухминутное видео уже собрало почти 3 миллиона просмотров на Youtube. Ролик смонтирован из отрывков, в которых группа молодых людей убегает от неизвестной угрозы. Параллельно в мелькающих выпусках новостей говорят про кризис мировой энергетики. Из-за дабстепа в трейлере реакция фанатов была двоякой — они боялись услышать его и в самом альбоме. Впрочем, остроту ожидания альбома этот страх только подогрел.
Lady Gaga: Artpop
Выходящий в 2013 году альбом Artpop также появится в виде приложения для iPad, iPhone и в web-версии. Гага пообещала целый калейдоскоп развлечений. В приложении будет чат, игры, заметки о моде, журнал и, естественно, музыка. Каждую песню обещают сопроводить видео, а также предоставить доступ к дополнительным материалам и трекам. Более того, приложение будет постоянно обновляться, так как Гага рассматривает его в качестве еще одной платформы для общения с фанатами. Согласно официальной версии,на создание приложения певицу вдохновило креативное творчество фанов, а вовсе не заданный Бьорк тренд.
The xx: Coexist
Появлению пластинки предшествовала зрелищная промо-компания. За неделю до релиза The xх совместно с Microsoft запустили сайт, на котором можно было абсолютно легально прослушать все 11 треков. Путь распространения ссылок на альбом был визуализирован. Медленно, в такт музыке, лучи расходились фейерверком по всему земному шару с южного побережья Британии. Свое местоположение можно было отметить на карте и поделиться ссылкой на альбом через Twitter, Facebook или email. Что касается Microsoft, то для них это был неплохой ход привлечения внимания молодой аудитории к своему продукту — Internet Explorer 9.
Bobby Womack: The Bravest Man in the Universe
Ветеран соула, 68-летний Бобби Уомак, в июне 2012 года выпустил свой 27 по счету альбом — The Bravest Man in the Universe. Этим диском Уомак не только подтвердил свое звание одного из лучших соул-исполнителей планеты, но и продемонстрировал неплохое знание современных технологий. Для заглавного трека альбома лейбл XL Recordings, агентство B-Reel и Google создали интерактивное анимационное видео. Зритель может управлять космическим кораблем жизнерадостных цветов, уворачиваться от астероидов и играть с планетами. Видео ориентировано на воспроизведение на смартфонах и планшетах.
Linkin Park: Lost In The Echo
Летом 2012 вышел первый интерактивный клип группы, в котором зритель может стать полноправной частью сюжета. Видео на сингл Linkin Park Lost in the Echo размещено на одноименном сайте. Если перед просмотром зайти в свой Facebook, то по ходу клипа увидишь в руках героев собственные фотографии. Снимки с личной страницы Facebook оказываются «вшиты» в видео максимально правдоподобно, правда сюжет не всегда будет соответствовать постапокалиптической эстетике клипа. Вот у самого фронтмена Linkin Park Майка Шиноды в ленте пейзажи, еда и собаки — поэтому и герои клипа в его случае плачут над сэндвичем с ветчиной.
Интерактивная музыка что это
Музыкальный робот
WABOT-2
Мишель Вайшвиц
и система HANDS
Сергей Косенко
на MIDI-велосипеде
ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКА
В ситуации живого концертного исполнения, когда отсутствует сама возможность редактирования, и главный акцент приходится на управление развивающимся музыкальным процессом, используется интерактивное взаимодействие в реальном масштабе времени, то есть мы получаем доступ к различным слоям композиционной структуры и самого процесса композиции непосредственно в процессе его развертывания во времени.
Интерпретация может быть столь же проста как прямое преобразование в инструкции для инструмента, например, команды определяющие выбор нот, тембров или огибающих процессов. Может использоваться и более сложная цепь модулей для вычисления или преобразования данных исполнительского жеста, пошагово проигрывающих или модулирующих предварительно записанную партитуру, переключающих и перестраивающих различные процессы и алгоритмы. При этом возможно управление как на уровне фраз, отдельных партий и процедур, так и на уровне всей композиционной стратегии.
Часто по отношению к живому исполнению интерактивной музыки применяют термин «перформанс», расширяющий понятие исполнительской практики, включающий в него как фактическое музыкальное, так и внемузыкальное поведение и взаимодействие участников, элементы импровизации.
В концертной практике использования интерактивных систем границы между композицией и перформансом часто оказываются размытыми. Хотя некоторые элементы в цепи обработки данных или реакции на исполнительские жесты могут быть предварительно записаны, фактический результат сильно зависит от исполнителя, в то время как в полностью фиксированной композиции ноты, динамику и длительность музыкальных событий обычно не оставляют на откуп случайности. В этом отношении, интерактивные композиции порой можно классифицировать как нечто алеаторическое.
Являясь своего рода альтернативой классической акусматике, музыке «для пленки», интерактивная музыка, фактически, пытается возродить практику живого концертного исполнения в контексте «лабораторной» электроакустической музыки, вернуть исполнителя на сцену, дав ему новые средства интуитивного контроля над музыкальным материалом через пластику тела, движение, голос, взгляд, тактильные ощущения и т.п. что, в свою очередь, требует создания новых музыкальных инструметов, порой совершенно немыслимых в рамках традиционной инструментальной музыки.
Музыка5 интерактивных
музыкальных клипов
Новое видео Arcade Fire и другие клипы последних пяти лет, в которых зритель может играть с видеорядом
Группа Arcade Fire представила сингл «Reflektor» с одноименного нового альбома и сразу два клипа на эту песню. Первое — классическое черно-белое видео — снял известный клипмейкер и фотограф Антон Корбейн. Автором второго интерактивного клипа стал давний коллаборатор Arcade Fire — монреальский режиссер Винсент Мориссет. До этого он уже создавал для группы игровые видео: так, в клипе «Sprawl II» можно было управлять скоростью и режимами просмотра, а в «Neon Bible» — руками солиста Arcade Fire и, например, играть с ним в карты.
Мы любим новые технологии и то, как музыканты используют их, чтобы сделать свои видео живее и интереснее. По этому случаю вспоминаем лучшие интерактивные клипы последних пяти лет — от 3D-экспериментов Бьорк до видео Бека с круговой аудиовидеопанорамой.
Arcade Fire «Reflektor», 2013
Посмотреть новый клип Arcade Fire можно на сайте justareflektor.com, там же выдадут инструкцию, как это сделать. Предварительно придется открыть на смартфоне или планшете ссылку и ввести на загрузившейся странице специальный код. Сразу после этого мобильный девайс превратится в контроллер, которым можно подсвечивать экран лэптопа с транслирующимся на нем клипом (как если бы в руках у вас был фонарик) и создавать глитч-эффекты прямо по ходу видео.
Бек «Sound and Vision», 2013
В начале этого года Бек представил кавер на песню Дэвида Боуи «Sound and Vision», а следом и впечатляющее интерактивное видео на трек, снятое во время живого выступления музыканта. В клипе можно менять углы просмотра, как если бы вы передвигались по залу или вертели головой во время концерта. Параллельно с изображением будет меняться и звук: чем ближе вы к сцене, тем отчетливее, и наоборот. Единственный минус этого видео заключается в том, что чтобы его посмотреть, придется подождать как минимум 45 минут, пока ролик загрузится.
FKi, Игги Азалия, Дипло «I Think She Ready», 2012
Музыкальный клип на совместный трек рэп-дуэта FKi, хип-хоперши Игги Азалии и диджея Дипло и одновременно рекламный ролик монреальского интернет-магазина Ssense. Особенность видео в том, что всю одежду артистов можно купить во время просмотра клипа. Соответствующие подсказки вылезают прямо по ходу сюжета. Посмотреть ролик можно по ссылке.
Бьорк «Wanderlust», 2008
Постпродакшн этого клипа Бьорк занял девять месяцев и заставил попотеть порядка 150 художников, чтобы в итоге зрители смогли увидеть абсолютно неузнаваемые пейзажи залива Сан-Франциско. Главное, что клип можно смотреть в 3D, но предварительно придется запастись соответствующими очками.
MGMT «Electric Feel», 2007
Клип на песню MGMT «Electric Feel» — музыкальная интерактивная игра, где зритель сам решает, каким в итоге окажется видео. Предварительно клип придется скачать (например, отсюда). С помощью специальной панели управления, расположенной в нижней части проигрывателя, можно накладывать на видеоряд «Electric Feel» различные эффекты и изменять сюжет. Существует более 600 способов просмотра этого клипа.