Интернет маркетолог что сдавать
Обучение на маркетолога: что нужно знать?
Основным направлением деятельности маркетологов является изучение рынка и продвижение продаваемого продукта, поэтому заинтересованные в увеличении сбыта организации пользуются услугами специалистов по продвижению.
О том, где выучиться на маркетолога, и что это за профессия, мы сегодня и поговорим.
Кто такой маркетолог: что нужно знать?
История профессии «Маркетолог» как самостоятельной специальности началась в США. С 1902 года Университеты некоторых штатов начали читать лекции по маркетингу, а в 1926 году появилась первая профессиональная ассоциация.
В России маркетологом принято называть несколько связанных друг с другом умений, которые часто объединяются внутри рабочей единицы компании.
Для примера можно выделить такие профессии, как интернет-маркетолог, маркетолог-аналитик или креативный специалист по маркетингу. Все они занимаются одним – увеличивают сбыт товара или услуги за счет продвижения компании на рынке, но используют различные инструменты.
Задачи и обязанности
Профессия маркетолога имеет свои сформированные и устоявшиеся должностные инструкции. Так специалист на данной должности должен уметь:
Выбранная человеком специализация непосредственно влияет на круг его обязанностей. Например, специалисту по email-маркетингу нужно уметь работать в специальных сервисах для рассылок, в то время как аналитику – знать способы расчетов объема рынка и спроса.
Работа и зарплата
Средняя заработная плата маркетолога в России составляет 45 000 рублей, однако здесь учтены зарплаты как начинающих сотрудников, так и опытных топ-менеджеров. В начале карьерного пути специалист будет выполнять простую работу, но по мере накопления знаний обязанностей ответственности станет больше.
По опросам специалистов, на то, чтобы добраться до должности Начальника отдела маркетинга, у нового сотрудника в среднем уходит 5 лет.
Плюсы и минусы профессии
Работы в маркетинге открывает большие перспективы соискателям, однако не лишена и негативных аспектов.
Специалисты отмечают, что начать карьеру в индустрии маркетинга проще, чем в иных областях. Однако достичь успехов намного сложнее – это связано с постоянным ростом уровня знаний маркетологов и возрастающей конкуренцией на рынке труда.
Как стать хорошим маркетологом: с чего начать?
Для того чтобы реализоваться как специалист по маркетингу, нужно иметь прочную платформу в виде знаний. Огромное количество ВУЗов по всей стране набирает абитуриентов на данную специальность. Обучение проводится как в очной, так и заочной формах.
Перед тем как сдать выпускные экзамены, студенты должны пройти практику на одном из предприятий. После ее окончания и получения диплома молодой специалист может там же продолжить работу или найти новое место.
Какие навыки нужны?
Высокий темп работы требует от соискателя стрессоустойчивости и умения вести несколько проектов. Кроме того, специалист по маркетингу должен иметь широкий кругозор, быть в курсе последних новостей и быть уверенным пользователем ПК. В некоторых направлениях требуется знание специального ПО – например, CoralDraw или Photoshop, что для начинающих маркетологов может стать преградой на пути к высоким должностям. Чаще всего преимуществом является знание английского, а в международных компаниях этот навык и вовсе является обязательным.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Для работы маркетологом не обязательно иметь профильное образование. Все зависит от требований работодателя. Основы маркетинга можно получить, посетив специализированные курсы обучения, однако ценность таких тренингов относительно невысока. Все о профессии узнать не получится, но получить вводные данные для начала карьеры возможно. Опытные специалисты по продвижению рано или поздно приходят к необходимости получения профессионального образования.
Что нужно сдавать на ЕГЭ и ОГЭ?
Для поступления на специальность «Маркетинг» требуется сдать следующие предметы:
Проходные баллы учебные заведения назначают самостоятельно. Обществознание или Иностранный язык следует сдавать на выбор. Некоторые ВУЗы в соответствии со своим Уставом имеют право требовать сдачи внутреннего экзамена.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
После 11 класса выпускник может поступить в ВУЗ на специальность «Маркетинг». Длительность учебной программы бакалавра – 4 года.
Пойти учиться можно и после 9 классов. Для получения среднего специального образования абитуриенты могут поступить в колледж или техникум на специальность «Реклама». Для зачисления главным критерием выступает балл по ОГЭ. Срок обучения на маркетолога в колледже – 3 года 10 месяцев. Обучение в ССУЗе после 11 классов займет на 1 год меньше.
Стоит ли учиться на маркетолога?
Рекламный рынок постоянно пополняется новыми знаниями и инструментами. Уровень знаний и навыков растет, а вместе с ним увеличивается потребность компаний в новых сотрудниках, поэтому специалисты по продвижению будут нужны всегда. Об этом свидетельствует большое количество вакансий с соответствующими требованиями.
Возможно ли дистанционное обучение?
Освоение профессии состоит из получения, прежде всего, теоретических заданий. В связи с этим удаленное обучение возможно и все чаще практикуется даже государственными ВУЗами.
Стоимость удаленного изучения ниже в 2 — 3 раза по сравнению со стандартными очными программами, однако не все учебные заведения после курса выдают выпускникам дипломы государственного образца.
Где учиться на маркетолога?
Высшее образование по специальности «Маркетолог» получают студенты университетов и институтов. Среднее специальное образование по программе «Реклама» можно получить в колледже или техникуме после 9 классов средней школы.
ВУЗы и академии
В Москве большое количество высших учебных заведений приглашает абитуриентов получить образование маркетолога.
В Санкт-Петербурге изучение маркетинга проходит по программе «Реклама и связи с общественностью».
Колледжи и техникумы
ССУЗы Москвы предлагают выпускникам 9 и 11 классов освоить профессию маркетолога.
Санкт-Петербургских колледжей и техникумов, предлагающих абитуриентам пройти обучение по учебной программе «Реклама», меньше.
Курсы повышения квалификации
Для начинающих и практикующих специалистов по маркетингу московские учебные центры проводят курсы по освоению новых навыков. По окончании обучения студенты получают сертификат.
Маркетологи из Санкт-Петербурга также могут повысить уровень знаний на дополнительных курсах.
Таким образом, профессия маркетолога открывает для соискателя возможность построения карьеры за короткий срок. Обучение в колледже длится 2 года 10 месяцев, а в университете 4 года. Специалист обязан знать основы маркетинга и PR-технологий и уметь их применять. Направление работы может требовать от соискателя умения работать со специальным программным обеспечением. Зарплата в среднем по стране составляет 45 000 рублей.
Какие предметы нужно сдавать для поступления на маркетолога в ссузе и вузе
Маркетолог – специалист, который изучает рынок и конкурентов, контролирует деятельность менеджеров и пиарщиков, продвигает услуги компаний, брендов, промышленных предприятий. Он работает на увеличение продаж, отвечает за своевременное размещение офлайн- и интернет-рекламы. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Прийти в профессию можно после вуза или колледжа. Рассказываем о том, какие предметы нужно сдавать на маркетолога и где можно изучать направление.
Куда пойти учиться на маркетолога
Стать маркетологом можно после 9 или 11 класса, еще один вариант – получение второго высшего образования по ускоренной форме. Подготовка ведется в институтах и на факультетах торгового дела, менеджмента и отраслевого менеджмента, экономики, социальных наук.
Начать обучение в вузе можно после окончания 11 класса или колледжа. При наличии диплома вуза по любой специальности возможно получение второго высшего образования в сфере маркетинга. Новую профессию можно осваивать дистанционно, например, в университете «Росдистант» реализуется программа «Менеджмент» с двумя профилями, которую на базе ВО или СПО нужно изучать в течение трех лет, на базе 11 классов – 5 лет.
Программы первого и второго высшего образования доступны в МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ «МЭИ», МАЭП, РЭУ им. Плеханова, РУДН, РАНХиГС, ФУ. По закону абитуриент может подавать документы в 5 вузов, а вот количество специальностей учебные учреждения определяют самостоятельно.
«Маркетинг в торговле»
«Реклама и связи с общественностью»
Ссузы
Поступать в колледжи могут абитуриенты с любым уровнем образования: основное общее (9 классов), среднее общее (11 классов), среднее профессиональное (ссуз), высшее (вуз). Подавать документы можно в любое количество колледжей, Это расширяет выбор и служит подстраховкой: не прошел в один ссуз – вязли в другой. Хорошие программы среднего профессионального образования реализуют Колледжи РГУ им. А. Н. Косыгина, РосНОУ и Московского университета имени С. Ю. Витте, Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, Экономический бизнес-колледж.
Специалист по рекламе
9 класс: 3 года 10 месяцев
11 класс: 2 года 10 месяцев
Вступительные экзамены
Набор экзаменов зависит от выбранного направления подготовки. Для поступления в вуз придется сдать ЕГЭ или экзамен на базе высшего учебного учреждения, в ссуз – иметь высокий средний балл аттестата и пройти творческое испытание (есть не во всех колледжах).
Высшие учебные заведения
Тип вступительных испытаний в вуз зависит от уровня образования абитуриента:
11-классникам необходимо уточнять условия поступления в выбранном вузе. В МГУ им. М. В. Ломоносова помимо результатов ЕГЭ требуется прохождение внутреннего письменного экзамена по математике, который должны сдать все, кто поступает на направление «Менеджмент».
Предметы ЕГЭ для поступления на маркетолога после 11 класса
Предметы на выбор вуза
«Реклама и связи с общественностью»
* Русский язык – обязательный предмет для всех абитуриентов.
Колледжи
Прием в колледжи проводится на базе конкурса аттестатов: чем выше средний балл, тем больше вероятность поступления на бюджетное место (результаты ОГЭ не учитываются, важны лишь итоговые оценки за 9 класс). Условия поступления необходимо уточнять в выбранном ссузе: в некоторых предусмотрены творческие испытания.
Например, Ростовский техникум индустрии моды, экономики и сервиса предлагает абитуриентам нарисовать рисунок с натуры, который будет оценен по системе «зачет/незачет». Нужно будет нарисовать карандашом натюрморт, состоящий из геометрических гипсовых тел. Явка на испытание обязательна, абитуриент должен заранее изучить основы композиции, цвета, масштаба, техники создания карандашных набросков и т. д.
В заключение
Абитуриент, который хочет стать маркетологом, должен заранее узнать требования ссуза или вуза, в который он будет поступать. Список учебных учреждений, выстроенных в порядке приоритетности, и информация о том, какие предметы нужно будет сдавать на маркетолога после окончания 11 класса, помогут составить план действий и начать заранее готовиться к вступительной кампании.
Интернет-маркетолог
Интернет-маркетолог — это специалист, который осуществляет комплекс маркетинговых мероприятий в сфере сетевых технологий с целью продвижения на рынке товаров и различных услуг. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Иными словами, маркетинговые стратегии и тактические приёмы, применяемые в реальном ведении бизнеса, переносятся в мир сетевых технологий. Комплекс маркетинговых действий включает в себя следующее:
Профессия интернет-маркетолога, несмотря но её новизну, очень востребована, особенно на просторах рынков СНГ. С ростом популярности интернет-магазинов, растет и востребованность специалистов, создающих и поддерживающих сайты продаж. Причём тенденция такова, что рост числа интернет-магазинов не успевает за появлением нужного количества специалистов интернет-маркетологов, несмотря на то, что интернет-маркетинг как новая дисциплина развивается стремительно. И уже имеет свои правила и законы. Грамотно используемые методы интернет-маркетинга, такие как контекстная реклама, E-mail-маркетинг, SEO-оптимизация, web-аналитика позволяют создать успешные интернет-магазины и аукционы, где можно купить абсолютно всё. Среди самых известных AliExpress, Ebay и многие другие.
В интернет-маркетинге требуются разносторонние навыки:
В настоящее время традиционная навязчивая реклама в реальном бизнесе находится на спаде и раздражает потребителей. В то время как интернет-реклама набирает обороты, особенно в социальных сетях, где население страны проводит много времени. Там же есть вся информация о потребителях, которую интернет-маркетологи анализируют и могут составлять прогнозы поведения потребителей, одновременно внедряя и свою рекламу в соцсети. Продвижение в социальных сетях может удвоить продажи товаров интернет-магазина.
Особенности профессии
Функциональные обязанности интернет-маркетолога обширны и объединяют в себе, как и в названии профессии, навыки маркетолога и специалиста по интернет-технологиям, а именно:
Интернет-маркетолог: исчерпывающее описание профессии, дельные рекомендации и отзывы
С развитием высоких технологий профессии, предполагающие работу на просторах всемирной паутины, становятся все более востребованными. И специальность “интернет-маркетолог” не является исключением. Являясь относительно новой профессией, она быстро заняла ведущие позиции в рейтингах популярных специальностей. Количество готовых специалистов только возрастает, но, при этом, дефицита рабочих мест не ощущается. Скорее всего, такая динамика в ближайшие годы будет сохраняться. Ведь все большее число компаний переходят на работу в интернете, иногда даже полностью отказываясь от офлайн бизнеса.
Интернет маркетолог: кто это такой?
Кто же такой интернет-маркетолог? Это специалист, который путем осуществления различных мероприятий в сети занимается продвижением продукта или услуги. К числу таких мероприятий относится широкий перечень действий:
Звучит не совсем понятно, да? Ну тогда давайте предположим, что Иван Петров решил открыть свой интернет-магазин, допустим, одежды. Ввиду этого владельцу предстоит решить много организационных вопросов, которым он будет загружен “от рассвета и до заката”. Соответственно времени на продвижение у него не останется. Да и не факт, что он вообще имеет представление о том, как это сделать правильно.
А это значит, что ему нужен интернет-маркетолог, который грамотно все спланирует: проанализирует рынок, определяет целевую аудиторию, составит план, сделает рекламу и, фактически, приведет клиентов.
При необходимости интернет-маркетолог привлечет дополнительных специалистов. Это может быть: таркетолог, занимающийся рекламой продукта в социальных сетях, копирайтер, пишущий информационные и продающие тексты, СЕОшник, оптимизирующий и продвигающий сайт и других.
Несмотря на то, что профессия интернет-маркетолога появилась не так давно, ее популярность просто зашкаливает. Почти ежедневно появляются все новые и новые интернет-магазины, блоги и коммерческие ресурсы компаний, и все они нуждаются в интернет-маркетинге.
На данный момент количество вновь созданных сайтов заметно превышает число специалистов. И это с учетом того, что специальность в отношении образования развивается вполне стремительно.
Навыки и умения
Примечательно, что работа интернет-маркетолога в глазах работодателей отличается. Более того, часто они любят приписывать этим специалистам обязанности, которые, по сути, вообще не входят в их компетенцию. Конечно, всем хочется сэкономить на лишнем окладе. Но, все же, маркетологу стоит знать, насколько соответствуют требования работодателей тому, что он на самом деле должен делать. О этом и пойдет речь ниже.
Требования работодателей к потенциальным сотрудникам
Многие владельцы интернет-магазинов (или других проектов, требующих привлечение маркетолога) хотят, чтобы их специалист был “и жнец, и чтец, и на дуде игрец”. Если заглянуть на популярные сайты по поиску работы и посмотреть требования работодателей к интернет-маркетологу, то в части обязанностей можно наблюдать примерно такую картину: “специалист должен владеть навыками анализа рынка, поиска потенциальных клиентов, организацией и настройкой рекламы в социальных сетях, а также Гугл и Яндекс, оптимизацией сайта, составления контент-плана, написания продающих текстов, ведения отчетов, планирования бюджета, организации рассылок и прочее”. И все это за 50-60 тысяч рублей.
И вовсе не важно, что помимо интернет-маркетолога в требованиях перечислены обязанности еще трех специалистов: копирайтера, сеошника и таркетолога. Но это не значит, что так делать нельзя. Можно! Но и зарплата должна быть соответствующей.
Что должен уметь делать интернет-маркетолог на самом деле
А теперь давайте все же разберемся, что на самом деле в обязательном порядке должен уметь интернет-маркетолог, а что ему делать вовсе необязательно.
Анализ конкурентов и целевой аудитории
Когда проект попадает в работу к интернет-маркетологу, первое, что он делает – изучает и анализирует рекламу конкурентов. Он пытается выяснить, какие “фишки” они используют для привлечения клиентов, каналы, способы и ходы. Затем маркетологу необходимо придумать, как с учетом деятельности конкурентов, выделиться из толпы и заявить о своем продукте или услуге так, чтобы он выглядел наиболее привлекательным и, разумеется, лучшим, чем у других.
Следующим шагом станет выявление целевой аудитории. Если, например, проект связан с продажей косметики антивозрастной серии, то кто может стать потенциальным клиентом? Совершенно верно: женщины в возрасте от 35-40 лет. При этом целевой аудиторией могут быть и мужчины, которые, допустим, хотят сделать презент (но это весьма малый процент клиентуры).
Что касается аватара клиентки, то это может быть женщина любой профессии, заботящаяся о своей внешности. То есть, выходит, что интересы здесь практически не будут играть значение. Значит, целевая аудитория весьма широка.
Для чего нужен аватар клиента? Для того чтобы понимать, кто может купить товар и кому его предложить, а также для того, чтобы максимально сузить круг лиц с целью сокращения трат на бессмысленные клики незаинтересованных людей, что особенно это актуально при настройке таргетинговой рекламы в социальных сетях.
Анализ проекта и слежение за продаваемыми продуктами
При работе с проектом интернет-маркетологу необходимо в обязательном порядке изучить компанию, ее сильные и слабые стороны, а также ключевые особенности. В последующем эта информация будет использоваться при создании положительного имиджа в интернете.
При этом упор, разумеется, будет делаться на преимущества. Ну а с недостатками придется работать и по-максимуму устранять их, а не маскировать.
Помимо фирмы и продаваемых продуктов маркетолог должен сделать аудит сайта. Ему необходимо найти ответы на вопросы о том, какие есть минусы в оформлении ресурса и преподнесении информации? Что следует сделать для того, чтобы положительно повлиять на количество заказов?
Что это может быть? Например:
Разумеется, данный перечень не исчерпывающий. Это лишь примеры. А проблем на сайте может быть масса, в том числе не только в отношении контента, но и технической части.
Если сайта у компании еще нет, то интернет-маркетолог будет заниматься разработкой задания на его создание.
Работа с инструментами по привлечению трафика
Одной из основных задач рассматриваемого специалиста является привлечение целевого трафика в аккаунты в социальных сетях или на сайт. В последующем клиента остается только “дожать” и, таким образом, достигнуть необходимой цели, то есть, получения очередной продажи.
Именно поэтому интернет-маркетологу просто необходимо разбираться в рекламных инструментах, которых, стоит сказать, немало. К ним относятся:
Это не все инструменты, при помощи которых интернет-маркетолог может привлекать трафик. Но они являются, можно сказать, базовыми, или основными.
При этом, стоит отметить, что интернет-маркетологу вовсе необязательно в совершенстве владеть всеми инструментами. Ему достаточно понимать принцип и логику их работы. Также маркетолог должен уметь правильно составить техническое задание для более узких специалистов, таких как: таркетолог, копирайтер, SMM-менеджер и других.
Составление плана и постановка целей
После выявления целевой аудитории, изучения и анализа конкурентной среды, сайта работодателя и компании в целом интернет-маркетологу необходимо составить план, в соответствии с которым он совместно с командой других специалистов будет продвигать фирму на рынке посредством всемирной паутины.
Формирование стратегии происходит следующим образом:
Анализ результатов и работа с инструментами аналитики
Чтобы понять, насколько эффективно работает реклама и инструменты по продвижению в целом, маркетологу следует уметь работать с различными системами аналитики, которые, по сути, “раскрывают карты” и показывают, насколько хорош составленный план и приведет ли его исполнение к достижению целей.
Все это демонстрируют статистические данные, отражающие огромное количество полезной информации. Например, известный многим инструмент аналитики и отслеживания трафика “Яндекс Метрика” учитывают следующие данные:
Еще один инструмент, именуемый “Яндекс Вебмастер” показывает несколько иные данные. Представленная в данном сервисе информация больше ориентирована:
Ну и, конечно, не стоит забывать о Google Analytics, который, по сути, является аналогом “Яндекс. Вебмастер”. Отличается он иным функционалом и перечнем отображаемых данных.
Работа в команде пи условии наличия способностей к руководству
Помимо всего, что касается рекламы и продвижения интернет-маркетологу нужно уметь работать в команде. И без этого навыка этому специалисту никак не обойтись. Ведь без узкоспециализированных коллег он не сможет реализовать план в одиночку. А если и сможет, то весьма поверхностно и, как следствие, скажем, не очень хорошо.
Поэтому на помощь интернет-маркетологу приходят самые разные специалисты, с которыми нужно уметь взаимодействовать.
Сколько зарабатывает интернет маркетолог
Ну а теперь перейдем к вопросу, который волнует многих начинающих или пока еще потенциальных интернет-маркетологов. итак, сколько же зарабатывают эти специалисты?
Уровень дохода напрямую связан:
Начинающему специалисту не стоит рассчитывать на баснословный доход. на первых порах ему удастся в лучшем случае устроиться на работу с зарплатой в 35-40 тысяч рублей.
Интернет-маркетолог: вакансии с сайта HH.ru. Мы отфильтровали поиск свободных “мест” интернет-маркетолога без опыта работы
Что касается уже состоявшихся специалистов, то им готовы платить в разы больше. Зарплата может достигать несколько сотен тысяч рублей, что во многом зависит от компании.
Интернет-маркетолог: вакансии для потенциальных работников с опытом и навыками
Как стать интернет маркетологом с нуля
Интернет-маркетологом с нуля стать может если не каждый, то очень многие. Да, профессия это далеко не самая простая. Но, поверьте, обойтись без особых талантов вполне можно. Если уж совсем нет склонности к подобный профессии, то и пробовать не стоит.
Ну а если она хотя бы вам интересна,то почему бы не рискнуть и не пройти курсы интернет-маркетолога? А вдруг через пару-тройку лет вы превратитесь из юзера в продвинутого специалиста с зарплатой в несколько сотен тысяч рублей? Ведь такое вполне может произойти. Поэтому если мысль об освоении жанной специальности уже не раз закрадывалась в вашей голове, то приступайте к поиску подходящего учебного заведения.
Кстати, будущий интернет-маркетолог обучение может пройти в режиме онлайн. Сейчас многие обучающие проекты и сервисы предлагают такую услугу. При этом по окончанию курса выпускнику выдается сертификат, подтверждающий квалификацию.
А еще в интернете можно наткнуться на объявления об обучении профессии интернет-маркетолога бесплатно. Но знайте, что это всего лишь уловка. бесплатными будут 1, 2, 3 или в крайнем случае небольшой блок из 5 занятий. за остальные же придется заплатить.
И придумал такую “завлекуху” никто иной, как маркетолог. Суть ее сводится в увлечении студента на первом занятии рассказами о преимуществах профессии, высоком заработке и других несомненных плюсов специальности. Впоследствии для продолжения обучения ему предлагают купить курс целиком или частями.
Отзывы о профессии
О профессии интернет-маркетолога отзывов на просторах сети предостаточно. Подавляющее большинство пользователей, рассказывая об уже освоенной профессии, отзываются о ней положительно.
Ольга: “Я окончила курсы 4 года назад. Но я пришла на них не нулевая кое-какие знания у меня уже были. Программа называлась “Интернет-маркетолог: обучение с нуля”. Но несмотря на то, что я владела определенными знаниями, уже первое занятие произвело на меня впечатление. Подача материала была весьма интересной, сжатой, но, в то же время, понятной. Курсы я проходила в Skillbox. Сейчас работаю по профессии, получаю около 90 тысяч рублей в месяц (всегда по разному, это в среднем). Работой довольна, оплатой тоже, мне хватает”.
Юлия: “Я всего пару месяцев назад получила сертификат об окончании курсов. Но устроиться на работу уже получилось. Дополнительно я подрабатываю на фрилансе на бирже, что за месяц принесло мне 45 тысяч рублей (+ к зарплате в 50 на основной работе). Думаю, что для новичка это отличный старт. В последующем планирую развиваться и осваивать новые направления. Хочу обучиться таргетинговой рекламе и SMM-продвижению”.
Сергей: “Я долгое время работал копирайтером. Потом постепенно стал знакомиться с SEO. Спустя пару лет я многому научился, понял, по какому принципу работают поисковики, чего им нужно и как продвинуть сайт. Затем заинтересовался таргетинговой и контекстной рекламой и, в конце концов, решил, что профессия интернет-маркетолог – это то, что мне нужно. Сначала изучал самостоятельно, но быстро осознал, что это заметно удлиняет процесс. Поэтому пошел на курсы и уже через 4 месяца получил сертификат. Сейчас я работаю в крупном СЕО-агентстве, неплохо зарабатываю и “горя не знаю”. В общем, я очень рад, что когда-то принял решение об освоении новой профессии”.