Интервенция это в психологии что это
Самораскрытие психотерапевта. Интервенции в терапии.
Находясь в терапевтической позиции, психотерапевт может использовать такую интервенцию как самораскрытие (self disclosure) — поделиться с клиентом своей личной историей или чувствами.
Варианты самораскрытия психотерапевта.
(Вейнер (Weiner M. F., 1972)
1) чувства — в данном контексте они означают эмоциональную реакцию «здесь и теперь» на конкретного пациента или событие (например: «Вы мне нравитесь»);
2) аттитюды (к определенным явлениям) — повторяющиеся чувства в аналогичных ситуациях («Я люблю собак»);
3) мнения — суждение о пациенте или явлении («Вы можете нравиться», «Вы производите впечатление уверенного человека», «Любому может быть страшно в такой ситуации»).
4) формулировки — обоснование суждения о пациенте в связи с его биографией («Вы нравитесь потому, что…»);
5) ассоциации — мысли, возникшие в связи с обсуждаемым моментом («Ваш поступок (или внешность) вызвал у меня воспоминание о…» «, Это напоминает мне…»);
6) фантазии — более сложные формы ассоциаций («Мысленно я представляю вас и его (ее) и то, как вы встречаетесь после этой беседы и обсуждаете…»);
7) пережитый опыт — реально обоснованная ассоциация, связанная с затронутой темой («Это напоминает мне то, что я пережил…»);
8) тело — мимика, жесты, телодвижения как невербальные типы самораскрытия, сопутствующие словам или заменяющие их;
9) история («Я родом из Сибири»);
10) отношение к окружающим («Я реагирую так же, когда моя жена… »);
11) окружающие («Моя жена…»).
Признание терапевтом своих ошибок.
Возможные опасности
Кажется, клиенты должны испытывать надежду и утешение в том, что они не одиноки, и такой опытный человек, как терапевт, испытывал в детстве то же (гонения, обесценивание), был так же беспомощен, но выжил и успешен.
Однако, реакция клиента может быть и иной. Бывает, что клиент чувствует себя скорее отодвинутым на второй план.
Иногда клиенты, услышав историю терапевта, чувствуют себя униженными или начинают испытывать стыд, если терапевт в истории рассказал о своих успехах.
Психоаналитик Нэнси МакВильямс пишет: «…пациенты воспринимают откровения психотерапевта как пугающую смену ролей, словно бы терапевт признаётся пациенту в надежде, что пациент успокоит терапевта».
В психоанализе роль психоаналитика — быть «зеркалом для пациента». Отсутствие информации и личных историй аналитика позволяет сохранить более свободным пространство психотерапии для бессознательных фантазий клиента.
У терапевта, работающего в гештальт-подходе, больше возможностей для самораскрытия, однако, возникает вопрос:
Каковы же рамки самораскрытия терапевта?
(Из книги «Гештальттерапия: шаг за шагом»)
Главный ориентир — соответствует ли данная интервенция задачам терапии?
Поможет ли оно продемонстрировать понимание, усилить опору клиента на себя, углубить процесс, внести ясность, и не пересечется ли со всплывающими проекциями?
Все наши замечания должны проходить один и тот же тест: в интересах ли пациента это самораскрытие?
Бывает, что раскрытие может не принести явной пользы клиенту. Однако, сдерживание терапевтом своих чувств чревато его отстранѐнностью и неспособностью быть с клиентом здесь и сейчас.
Примеры применения самораскрытия.
Решив выразить свои переживания, убедитесь, что ваша интервенция просто описывает ваши чувства, мысли или образы, а не отягощена интерпретациями или суждениями. Говоря, используйте настоящее время. «Я осознаю, что печалюсь/злюсь/ чувствую удовольствие, слушая вас». «Я волнуюсь, слушая о том, как вас оскорбили». Это гораздо яснее, чем «Плохо, что так случилось» или «Ему не следовало так с вами обращаться».
Чувства терапевта «здесь и сейчас»
История терапевта.
Если в процессе терапии клиент просит терапевта «Расскажите о себе», хорошо бы сначала узнать, что стоит за этим вопросом. Возможно, клиент испытываете какие-то переживания в терапии и ему было бы спокойнее переключиться на историю терапевта, чем продолжать какую-то тему. В этом случае терапевт может поинтересоваться причиной такого интереса, но если клиент относительно недавний, возможно терапевту полезнее показать пример откровенности и ответить на вопросы, вернувшись к теме позднее. (Особенно важно потом вернуться к теме, если клиент впервые за время терапии начал задавать личные вопросы терапевту. Хорошо бы обсудить, что стало причиной и возможностью этого. )
Иногда раскрытие терапевтом своей личной истории может вызвать яркие чувства у клиента. И только время может показать, была ли интервенция терапевта успешной.
Отношения с окружающими, личный опыт терапевта.
Уровень самораскрытия выбирается терапевтом индивидуально. Однако, не стоит забывать, что у клиентов нет обязательств по сохранению этой информации в тайне.
Ялом считает, что не стоит опасаться, что клиент будет требовать все больше и больше фактов из личной жизни терапевта.
Пациенты хотят, чтобы психотерапевт был всезнающим, бесконечно надежным и неуязвимым. Некоторые из моих пациенток, не раз имевшие дело с ненадежными мужчинами,
боятся моей (и вообще мужской) моральной слабости.
СПРАВКА ПО ТЕРМИНУ: Самораскрытие терапевта перед пациентом (self disclosure). Прием, описанный в 1958 г. Сидни Маршалом Джурардом (Jourard S. М.), канадским психотерапевтом.
Что такое интервенция в психологии или способ разрешенного вмешательства
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Интервенция — термин, изначально, употреблялся в политике, экономике, военном деле. Суть заключается в нарушении суверенитета государства или страны, вмешательство во внутренние дела. Если рассматривать понимание суверенитета с точки зрения монархического государства, то это неограниченная, бессрочная верховная власть, принадлежащая монарху в силу его естественного права.
Теперь проведем аналогию для понимания интервенции в психологии. Если рассматривать человека как отдельное государство или страну с монархическим укладом, то смысл интервенции не меняется. Каждый из нас, при рождении, автоматически, наделяется правом самопринадлежности. Это право является аналогом суверенитета для государства, и предполагает моральное, естественное право, каждого человека распоряжаться своим телом и жизнью: индивидуальный суверенитет, или суверенитет личности.
Интервенция в повседневной жизни
В обычной жизни, ты постоянно сталкиваешься с различными видами интервенции:
Эти примеры можно приводить до бесконечности. Суть всех этих ситуаций заключается в том, что в каждой из них присутствует действие или действия, которые направлены на достижение изменений твоих эмоциональных проявлений или поведения в направлении, заданном интервентом.
Как строить крутую терапевтическую интервенцию?
Результат этих действий, на прямую, зависит от той степени дозволенности, которую ты сама считаешь, или принимаешь, как приемлемую в каждом случае интервенции. Во всяком случае, для получения любого изменения, необходимо твое внутреннее согласие. Это следует помнить, когда мы удивляемся почему нами манипулируют окружающие: просто они получили на это наше разрешение.
Структура разума
В прикладной психологии интервенция лежит в основе всех методов взаимодействия между клиентом и психологом. Отличие заключается только в «одежде» каждого из методов, которая служит для создания необходимых условий для разрешенного вмешательства.
Цель, с которой мы обращаемся за помощью к психологу, заключается в нашем желании изменить свое поведение, откорректировать эмоциональное состояние или поведение. Причина, по которой мы, за частую, не можем сделать это сами, заключается в структуре нашего разума.
Наш разум, условно, разделен на две половины:
Сознательный разум отвечает за нашу деятельность в активном состоянии, мыслительные процессы, наши привычки, умения. В этой области происходит реализация наших комплексов, страхов, причина которых, скрыта в подсознательной части. Сознательный разум обладает характеристиками критика и консерватора, и строго следит за возможностями, вероятностями любых изменений, не допуская их.
Получить доступ к подсознательной части можно только, если отключить или притупить бдительность «критика и консерватора». Для этого необходим посредник, независимый участник, который будет реализовывать необходимый алгоритм действий для получения доступа к подсознательной части, с последующим изменением или корректировкой информации, соответствующей запросу клиента. Таким посредником и является психолог.
Giphy
Цели интервенции в психологии
В зависимости от цели, интервенция в психологии может быть:
Очень часто цели интервенции могут смешивать или комбинировать между собой.
Гипнотерапия – хирургическая точность
Для примера, рассмотрим такой метод психологической интервенции как гипнотерапия. В этом методе очень ярко выражен принцип комбинирования целей интервенции.
Image by Gerd Altmann from Pixabay
На этой частоте, 7-14МГц, происходит понижение, или полное подавление, уровня контроля сознательной части разума. Это открывает доступ в подсознательную часть, с целью реализовать запрос клиента. Таким образом, работа с причинами, которые создали данный психический дискомфорт, производится с хирургической точностью. Это основной алгоритм проведения интервенции при помощи метода гипноза.
Этот метод позволяет реализовывать любую цель интервенции: от поддерживающей до личностной реконструкции. Побочным эффектом применения гипнотерапии является выработка организмом клиента дополнительной порции опиоидных гормонов, таких как эндорфины. Это происходит благодаря полному расслаблению физического тела в период проведения гипносессии, и благотворно сказывается на общем состоянии всего организма.
Несмотря на осторожность применения этого метода в психотерапии, которая вызвана искаженным пониманием основного принципа действия, гипнотерапия заняла прочную позицию среди наиболее результативных в решении запросов клиентов.
Image by Harish Sharma from Pixabay
Право человека на себя
При применении любого метода интервенции в психологии, необходимо помнить об уважительном отношении к правам других людей на свои собственные установки, мнения, моральные и этические нормы, правила. Любое вмешательство, за исключением клинических случаев психиатрии, должно производиться с согласия человека, и только в зоне разрешенного уровня.
Психологическая интервенция
В психологии существует такое понятие, как интервенция. Сама по себе психологическая интервенция способствует изменению человеческих чувств, поведенческих норм или же состояния. Благодаря интервенции можно не только существенно улучшить состояние, но и понять, чем оно было вызвано.
Как работает психологическая интервенция
Суть интервенции состоит в том, что вмешательство извне может существенно повлиять на поведение пациента, благодаря чему у него наладятся отношения с окружающими. Целью любого вмешательства является принятие мер, которые повлекут позитивные изменения в поведении и мыслях человека. Ниже будут представлены несколько примеров метода психологической интервенции.
Песочница
Такой метод помогает человеку обрести гармонию с самим собой. В данном случае клиент должен создать на подносе, усыпанным песком, картину с маленькими фигурками. Миниатюры выступают в качестве каких-либо жизненных аспектов, также клиенту доступны другие вспомогательные детали, которые он может перемещать на свое усмотрение.
Метод пустого стула
Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. Во время терапии клиент может задавать вопросы, жестикулировать и получать ответы. Если изначально такой подход дает сомнения, то вскоре человек начинает верить в происходящее. Эта техника работает, потому что помогает клиенту перейти от мыслей к действию.
Основная терапия
Суть такой терапии заключается в том, что пациент должен вернуться к источнику своей боли и правильно прожить все стадии.
Иллюзия голода
Такую технику человек может проделывать дома самостоятельно. Суть ее заключается в следующем:
Таким образом, когда пациент в чем-то себе отказывает, он как будто испытывает чувство голода. При помощи такой интервенции, вы можете понять, что вами движет, когда вы что-либо делаете. Суть такой интервенции предельно проста, человеку просто надо себя постоянно останавливать и думать о том, нужно ли ему это делать и что оно даст. Развить осознанность можно и самостоятельно: с помощью курса «Детоксикация мозга».
Любой вид психологической интервенции направлен на изменение состояния человека в лучшую сторону. Такая терапия уже долгое время пользуется большой популярностью.
Понятие психологической интервенции
Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство,
или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма)
психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными
целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть
методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать
конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение,
стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг,
советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта,
которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с
пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами
Психология и медицина применяют различные виды вмешательств
(интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций,
используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные
(фармакотерапия), хирургические, фи-зикальные (физиотерапия) и
Психологические интервенции в клинической области (в медицине) обозначаются как клинико-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства.
Клинико-психологические интервенции характеризуются: I) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями.
Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.
Методы клинико-психологических интервенций — это психологические
средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или
невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо
на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте
взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто
нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает).
Типичными психологическими средствами являются, беседа, тренировка
(упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и
воздействия. Функции клинико-психологических интервенций состоят в
профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Клинико-психологические
интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации,
являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями. Цели клинико-
психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение
определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть
направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более
близкие цели. Однако всегда психологические средства воздействия должны
четко соответствовать целям воздействия. Теоретическая обоснованность
клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с
определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая
проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с
изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться
Перре и Бауманн подчеркивают, что три последние характеристики
(теоретическая обоснованность, эмпирическая проверка и профессиональные
действия) являются существенными для разграничения клинико-психологических
интервенций и иных существующих в настоящее время воздействий, которые либо
базируются на обыденной психологии, либо не имеют в своей основе никаких
теорий, а также не подвергаются эмпирической проверке.
Сходных взглядов придерживаются Шмидхен и Бастин. Они выделяют три цели
клинико-психологической интервенции в соответствии с различными фазами
развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация.
Клинико-психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и
реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует
термину психотерапия. Исходя из понимания психотерапевтического
вмешательства как общей стратегии поведения психотерапевта, непосредственно
связанной с теоретической ориентацией, можно выделить три основных типа:
психоаналитический, поведенческий и опытный (гуманистический). Каждый из
них характеризуется собственной концепцией здоровья и болезни,
терапевтическими целями, плоскостью вмешательства и соответствующими
приемами и средствами.
Однако вопрос о соотношении понятий «психотерапия» и «психологическая коррекция» остается открытым. В настоящее время, можно лишь указать две основные точки зрения:
Полная идентичность понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия», однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция как целенаправленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине, но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике, организации трудa.
Психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики.
Психологическая коррекция и психологическое вмешательство понимают как целенаправленное психологическое воздействие. Психологическая коррекция и психологическое вмешательство реализуются в различных областях человеческое практики и осуществляются психологическими средствами. Психологическая коррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологические вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) выполняют функции профилактики, лечения, реабилитации и развития. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают.
31. Место психотерапии и психологической коррекции в комплексном лечении больных с психическими, поведенческими и психосоматическими расстройствами!
Психотерапия— система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих, медикаментозных и других методик.
Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психотерапия является специфическим инструментом психологического лечебного воздействия на личность больного и через неё — на нервные механизмы, управляющие жизнедеятельностью организма. Этим определяется то особое место, которое психотерапия занимает в реабилитации больных.
При эндогенных и соматогенных психозах, как и в случаях соматической патологии, «точками приложения» психосоциальных методов, применяемых в единстве с биологическими и обычно на их основе, становятся соучаствующие в проявлении болезни личностные образования, система отношений больного (прежде всего, отношение к болезни, к лечению, к своему положению среди людей), а также внешние факторы, затрудняющие его адаптацию. Нарушения адаптации у психически больных по миновании активного периода болезни могут быть связаны с разнообразными стойкими изменениями, вызванными как самой болезнью, так и длительной социальной и эмоциональной депривацией, конфликтной психологической ситуацией и иными неблагопрятными влияниями среды («вторично усвоенные формы поведения», госпитализм). В других случаях они могут быть связанными с изъянами формирования личности в преморбидном периоде, выявление и возможная коррекция которых становятся одним из условий эффективной реабилитации. Было бы напрасным ожидать устранения этих и подобных им искажений высших личностных свойств от одних только биологических средств лечения. Соматобиологиче-ские, в частности, психофармакологические средства способствуют большей или меньшей нормализации базисных психических функций — психической активности, психомоторики, эффективности — и оказывают на болезненные переживания и нарушенное поведение лишь опосредованное влияние. Устранение этих нарушений зависит также от адекватного и своевременного использования психосоциальных воздействий, недостаточность которых нередко имеет следствием фиксацию переживаний и затягивание болезненного состояния.
Индивидуальная психотерапия является необходимым компонентом системы, в которой решаются, прежде всего, задачи, относящиеся к осознанию факта болезни, первоначальному выявлению характера болезненных переживаний, выработке мотивации к лечению и коррекции реакций на болезнь. Вместе с тем, она не использует богатых возможностей социального опыта, складывающегося при взаимодействии больных в группе. Поэтому в связи с целями реабилитации больных особенно возрастает роль групповой или коллективной психотерапии.