Интонирование в вокале что это

Интонирование в вокале что это. Смотреть фото Интонирование в вокале что это. Смотреть картинку Интонирование в вокале что это. Картинка про Интонирование в вокале что это. Фото Интонирование в вокале что это

Интонация (интонирование) – понятие интонации в музыке отличается от общепринятых понятий интонаций разговорной речи (вопросительных, повествовательных, восклицательных). Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.

Некоторые люди от природы наделены чистой, почти инструментальной интонацией. Другие интонируют хорошо, с небольшими погрешностями, которые поддаются коррекции. Есть и те, кто испытывает большие трудности с интонированием и точным попаданием в ноты.

Есть несколько факторов, которые влияют на чистоту интонирования. Психологи (и я полностью присоединяюсь к их мнению) считают, что неточная интонация – это почти всегда неуверенность в себе и в том, что вы делаете.

Действительно, для точного интонирования необходимо хорошо знать мелодию песни (быть в ней уверенным), текст, быть уверенным в своём голосе. Это – психологическая составляющая чистого интонирования. Образно выражаясь, можно сказать, что завышение нот – это осторожная, неуверенная ходьба на цыпочках. Занижение, наоборот, грузная небрежная поступь или даже топот))..

Есть и физиологические особенности, влияющие на чистоту интонации: возрастные изменения (например, период мутации), музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, певческое дыхание (отсутствие поставленного певческого дыхания сказывается на чистоте интонации, особенно при исполнении длинных нот в конце фразы – они просто «плывут»).

Методы борьбы с неточной интонацией:

1. Изучение музыкальной грамоты;

2. Постоянный самоконтроль;

3. Многократное прослушивание изучаемого материала (причём, бывает так, что учат песню, постоянно подпевая исполнителю – этого делать на начальном этапе выучивания нельзя!)

Источник

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Интонирование в вокале что это. Смотреть фото Интонирование в вокале что это. Смотреть картинку Интонирование в вокале что это. Картинка про Интонирование в вокале что это. Фото Интонирование в вокале что это

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Упражнения на интонирование

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

Упражнения для развития мышц лица

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Источник

Что такое интонация в вокале и как интонировать чисто?

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

Интонирование в вокале что это. Смотреть фото Интонирование в вокале что это. Смотреть картинку Интонирование в вокале что это. Картинка про Интонирование в вокале что это. Фото Интонирование в вокале что это

Что же такое правильное интонирование и как интонировать чисто? Интонирование — это чистое воспроизведение звуков (ноты) голосом. Умение услышать ноту и точно спеть её — это и есть правильная интонация.

Интонирование в вокале что это. Смотреть фото Интонирование в вокале что это. Смотреть картинку Интонирование в вокале что это. Картинка про Интонирование в вокале что это. Фото Интонирование в вокале что это

Когда вы занимаетесь музыкой, вам необходимо большое количество времени уделять развитию интонации, так как нечистое пение слышно сразу и оно «режет» слушателю уши, вместо того чтобы радовать его.

Что такое интонация в вокале и как интонировать чисто, чтобы попасть в ноты?

Есть несколько причин, почему люди не попадают в ноты. Часто бывает так, что у человека просто нет координации слуха с голом. Даже если человек имеет хороший музыкальный слух, он может петь фальшиво. Внутри себя он слышит правильные ноты, но воспроизвести их также правильно не может. В таком случае необходимо начать изучать сольфеджио, то есть петь распевки и отдельные ноты под аккомпанемент. Это поможет наладить координацию и чистое интонирование.

В нашей школе мы уделяем этому отдельное время в специальном разделе — «Новичок — слух и ритм».

Неправильная постановка голоса

Неправильная постановка голоса также может повлиять на чистоту интонирования. Скажем, обучаясь эстрадному вокалу у «хоровика» или вообще у «пианиста», вы рискуете получить заниженную позицию гортани и зажатую челюсть. Это автоматом ведет к «недотягиванию» многих нот наверху, тусклому пению низов и общему «фальшивому фону» в звучании голоса. Вроде вы попадаете в ноты, но не совсем.

Неправильно подобранный репертуар

Если вы выберите песню, которая не подходит вам по диапазону, вы будет петь её фальшиво. На начальном этапе ученик имеет небольшой диапазон. Если он возьмет песню, которая превышает его возможности, то все ноты, не входящие в его диапазон, будут идти «мимо».

Конечно, фальшь в пении может происходить из-за психологических зажимов. От волнения на сцене или перед компанией друзей исполнитель теряет контроль над голосом и может не попадать в ноты. В таком случае нужно постоянно практиковаться, заниматься, работать над собой и понимать, что в те минуты, когда вы поёте, все внимание направлено только на исполнение — необходимо удержать это внимание, настроиться на позитив и понравится слушателям. Прожить и рассказать историю, которая заложена в песню.

Интонирование в вокале что это. Смотреть фото Интонирование в вокале что это. Смотреть картинку Интонирование в вокале что это. Картинка про Интонирование в вокале что это. Фото Интонирование в вокале что это

Много практики пения на публике решит эту проблему как нельзя лучше. Вы поймете, что же такое правильное интонирование и как интонировать чисто.

В ходе регулярных занятий вокалом интонация всегда становится чище.

5 советов по работе над интонацией

Вот 5 советов по работе над интонацией:

Заключение

Индивидуальные занятия помогут вам ускорить процесс освоения чистого интонирования и не растягивать занятия на несколько лет. Ведь не всегда вы сами сможете услышать свои ошибки.

Мы обучаем онлайн, вы можете обучаться у нас из любой точки мира и в удобное для вас время. До встречи на уроке!

Чтобы понять, что такое интонация в вокале и как интонировать чисто, записывайтесь на наш видеокурс «5 уникальных техник речевого пения» >>>.

Источник

Работа над чистой интонации в пении

Интонирование в вокале что это. Смотреть фото Интонирование в вокале что это. Смотреть картинку Интонирование в вокале что это. Картинка про Интонирование в вокале что это. Фото Интонирование в вокале что это

РАБОТА НАД ЧИСТОЙ ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ

, преподаватель хоровых дисциплин,

МБОУДО «Каргасокская детская школа искусств»,

С проблемой плохого интонирования сталкивается любой хормейстер с первых шагов обучения детей пению и на протяжении всего периода существования хорового коллектива: «гудошников» обнаруживается среди первоклассников от 40 до 60%.С такими детьми очень сложно работать, и результаты, как правило, появляются далеко не сразу. В связи с чем многие хормейстеры избегают работать с неточно интонирующими детьми, закрывая перед ними «двери в музыку». Поэтому систематические занятия с плохо интонирующими детьми, имеющими недостаточно развитый музыкальный слух, вокально-слуховые представления, должны стать необходимым условием правильной постановки обучения пению. Своевременное выявление причин неточного интонирования и устранение их с помощью определенных методов способствует тому, что ребенок начинает петь, правильно интонируя.

В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать от развития слуха и голоса, от владения певческими навыками – способности воспроизводить мелодию в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции. Не обладая устойчивыми навыками пения, такие дети плохо себя слушают, часто переходят на крик. Многие неверно поющие дети переносят манеру « разговорного голоса» в пение, то есть используют грудную манеру голосообразования. Таких детей называют «гудошниками». Ребёнок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, а правильно спеть не может. В этом случае причиной неверного интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слухом и голосом.

Итак, существует несколько причин неверного интонирования в пении у детей:

1) Отсутствие восприятия и навыков воспроизведения мелодии;

2) Отсутствие певческих навыков;

3) Неумение пользоваться головным резонатором;

4) Низкий уровень развития звуковысотного слуха;

5) Отсутствие координации между слухом и голосом ( т. е. слышит, но не может воспроизвести)

6) Отсутствие ладового чувства;

7) Неквалифицированное певческое обучение.

Методы развития чистоты интонации у детей

Но существует и другой, противоположный этому метод, когда учитель просит ребёнка пропищать на октаву выше примарных тонов, то есть сразу переключает его на фальцетную манеру звукообразования. Это умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не станет навыком звукообразования.

Значительное место в хормейстерской практике в распевании хора отводится интонированию м.2, б.2, так как эти интервалы требуют большой интонационной чёткости и способствуют развитию устойчивости интонирования. Одним из самых трудных упражнений является длительное интонирование на одной ноте, особенно при смене аккордов в сопровождении: дети начинают то повышать, то понижать звук. В этом случае можно помочь интонированию движением руки. Для слухового укрепления ладотональности рекомендовано пение диатонических секвенций, с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов, интервалов. Пение мелодических оборотов необходимо чередовать с сопровождением инструмента и без сопровождения. После того, как интонация будет доведена до устойчивости, все упражнения полезно петь без сопровождения. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.

Важно, чтобы работа над чистотой интонации в хоре сочеталась с воспитанием у детей выразительного, эмоционального исполнения. Воспитывая навык выразительного исполнения, внимания к пению, хормейстер обязан сам заинтересовать детей выразительным исполнением. В процессе обучения пению важны замечания хормейстера, предшествующие показу различных приёмов, которые бывают образные и обычные (прямые). Образные больше адресованы к детскому мышлению, особенно связанному с эмоциями. Требования руководителя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т. д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар русские народные песни, детские прибаутки без сопровождения, песни с использованием игрового момента.

Особо следует сказать об атмосфере доброжелательности в классе, желании помочь со стороны всех детей и обязательном поощрении ребёнка за малейший успех в пении.

По вопросу размещения неточно интонирующих детей в хоре существует много мнений. Одни учителя считают, что отстающих ребят надо посадить среди верно поющих. Другие предлагают их сажать отдельно, ближе к хормейстеру, чтобы они могли лучше слышать себя и соседей. Сидя впереди, дети получают возможность слышать сзади себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются от необходимости напрягать внимание, слыша фальшивое пение.

Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, хормейстер решает важные задачи: развитие музыкальных способностей всех детей и приобщение их к хоровому пению, формирование эстетического вкуса и повышение общей культуры.

Интонирование в вокале что это. Смотреть фото Интонирование в вокале что это. Смотреть картинку Интонирование в вокале что это. Картинка про Интонирование в вокале что это. Фото Интонирование в вокале что это

1.Войнова чистоты интонации в пении дошкольников.-М.:АПН РСФСР,1960.

3. Развитие детского голоса.-М.: АПН РСФСР, 1963.

4. Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка, 1976.-Вып.11.

Источник

«Интонация как основа вокального искусства»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»

Творческая мастерская вокалиста «Нюанс»

«Интонация как основа

В музыкальном воспитании детей ведущая роль принадлежит пению, так как пение – наиболее доступный вид музыкальной деятельности, особенно для детей младшего школьного возраста. Петь могут и любят практически все, поскольку голос – общедоступный инструмент. Кроме того, пение отличается от всех способов музицирования тем, что это самый искренний эстетический эмоциональный отклик на музыкальное впечатление. Ведь он возникает спонтанно, просто хочется повторить то, что понравилось. В вокальном словаре fedorov.ws›dic.html дается такое определение: «Пение – это эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса».

Музыкальная интонация — понятие сложное, требующее внимания со стороны музыканта. Само слово “интонация” происходит от позднелатинского “intonatio”, что в “темные” средние века означало пение в тоне или настройка на тон.

Интонация (интонирование) – понятие интонации в музыке отличается от общепринятых понятий интонаций разговорной речи (вопросительных, повествовательных, восклицательных). Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.

Если ребенок может правильно воспроизвести мелодию, значит он умело владеет своим голосовым аппаратом. Именно эта способность считается главной в развитии первоначальных вокальных навыков.

Затрагиваемые вопросы связаны с поиском новых путей усовершенствования методов и приемов работы по развитию интонации с опорой на образное мышление обучающихся. Это и определяет актуальность методического пособия «Интонация как основа вокального искусства»

Цель: оказание помощи педагогам-практикам в работе с начинающими вокалистами, имеющими проблемы с воспроизведением звуков различной высоты

определить причины неточной интонации в пении у детей путем анализа педагогической и методической литературы и вокальной практики.

дать характеристику особенностей развития голосового аппарата у детей.

определить основные направления и этапы развития интонационных навыков

выявить структур, пути формирования и развития интонационных навыков.

определить методы и приемы работы по развитию интонации с опорой на образное мышление обучающихся.

Новизна пособия «Интонация как основа вокального искусства» заключается в:

подборе рекомендаций для педагога и специализированных упражнений для обучающихся, направленных на развитие точной, правильной музыкальной интонации;

содержании элементов здоровьесберегающих технологий;

материалы из опыта работы ТМ «Нюанс» по работе с родителями, направленной на здоровьесбережение детского голоса.

Предлагаемая в пособии методология учебно-исполнительского процесса основана, прежде всего, на доскональном понимании и знании вокальных проблем, что является основой осознанного применения методов вокально-певческой работы.

Методическое пособие «Интонация как основа вокального искусства» содержит:

— анализ педагогической и методической литературы и вокальной практики

— особенностей развития голосового аппарата у детей

— рекомендуемая литература и интернет-ресурсы для педагогов и родителей

В приложении представлены практические материалы – упражнения, малые фольклорные формы, направлены на развитие вокальных и интонационных навыков, комплекс здоровьесберегающих упражнений (фальцетные), рекомендации для родителей.

Пособие адресовано педагогам – вокалистам, музыкальным работникам ДОУ, учителям пения в начальной школе, родителям обучающихся.

А нализа педагогической и методической

литературы и вокальной практики

Итак, что же собой представляет вокальное интонирование?

Прежде всего – это правильная передача мелодии с помощью голосового аппарата.

При обучении детей пению очень важно добиваться правильной передачи мелодии, так как неверное исполнение искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании произведения, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей обучающихся. Главный смысл, зерно мелодии – интонация – самая малая смысловая ячейка в музыке, образуемая последовательностью двух и более звуков ( Побиянская Э. А ).

Термин «интонация» появился в обиходе несколько веков назад, но широкое применение получил в начале 20 века в работе Яворского Б.Л. «Строение музыкальной речи», а затем был развит в «интонационной теории» Асафьева Б.В. В настоящее время термин «интонация» как важнейшее музыкально-теоретическое и эстетическое понятие имеет три значения:

высотная организация тонов в единстве с временной организацией – ритмом;

сопряжение двух и более тонов в целом музыкальном высказывании;

манера музыкального высказывания, качество осмысленного «произнесения» музыки.

Асафьев Б.В. отмечал, что «…интонация – первостепенной важности фактор…Без интонирования и вне интонирования музыки нет». Именно интонация играет основную роль в постижении идейно-эмоционального смысла музыкального искусства, выразительного значения мелодии. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.

Кроме этого понятия, существует ещё и понятие «интонация исполнительская», то есть передача высоты звуков при исполнении. Музыкальная интонация оперирует тонами точно зафиксированной высоты, основывается на особой музыкально-звуковой системе и ритмической организации.

Проблема воспитания навыка вокального интонирования неоднократно возникала в вокальной практике и нашла некоторое отражение в теории музыкального воспитания детей.

Одной из причин неверной интонации у детей называют неправильное голосообразование, т.е. неправильное использование регистров голоса. Преобладающим регистром для детей является пение в примарной зоне, в зоне разговорной речи, естественным звуком. А исполнение более высоких звуков, ведет либо к крикливому исполнению, либо к так называемому «гудошничеству». Поэтому для многих педагогов обращение к головному резонированию или фальцетному пению в работе над интонацией явилось хорошим результативным приемом.

Раввинов А.Г.в работе над чистотой интонации предлагал говорить и читать на высоких звуках, считая, что механизмы пения и речи схожи.

Следующей причиной неточного интонирования является недостаточное развитие звуковысотного слуха. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха начиная с раннего возраста, развитием слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте, направлению движения мелодии.

Для точного интонирования необходим развитый музыкальный слух, как одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей. Многолетней музыкально-педагогической практикой подтверждено, что мелодический слух развивается у детей в основном на занятиях пением. Слух в пении играет важную роль – звукоизвлечение не будет интонационно чистым, если пение осуществляется без слухового контроля. Чем строже слуховой контроль, тем чище интонация.

Трудно переоценить роль слуха, этого главного регулятора вокальной и речевой функции. Голосовой аппарат может выразить только то, что вошло в мозг через слух или возникло в мозгу на основе слуховых впечатлений. Значение слуховых впечатлений в связи с техникой вокального исполнительства и развитием вокальных навыков весьма велико.

Как показал анализ музыкально-педагогической литературы, неправильная интонация напрямую зависит от:

Правильной координации звуковысотного слуха и голоса

Развития ладо-тонального слуха

Из этого можно сделать вывод, что развитие интонации неразрывно связано с развитием всех вокальных навыков и напрямую зависит от них.

Особенностей развития голосового аппарата у детей

Обучение детей певческим умениям связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Поэтому стоит обратить внимание на основы физиологии детского голоса, чтобы исключить ошибки.

Детский голос обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие по сравнению со связками взрослых – отсюда особое звучание детских голосов, особенно в младших группах.

Гортань с голосовыми связками в несколько раз меньше, чем у взрослого. Звук, образовавшийся в гортани очень слабый, но он усиливается резонаторами: верхний головной (полости носа, рта и глотки) и нижний грудной (трахея, бронхи, грудная клетка). Легкость, звонкость детского голоса зависит от слабого развития грудного резонатора, так как у детей преобладают головные резонаторы.

Резонаторы играют большую роль, так как они придают разную окраску голосу. При неправильном извлечении звука, например, в случае его форсирования, голос у детей приобретает крикливое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как правило, фальцетом. Детские легкие малы по емкости, отсюда естественная ограниченность силы детского голоса.

Чрезмерно громкое пение губительно отражается на голосовых связках детей. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик.

При пении фальцетом, то есть при использовании головных резонаторов, свойственным дошкольному возрасту, наблюдается неполное замыкание голосовой щели, и вибрирование голосовых связок. Таким образом, перенапряжение голосовых связок не происходит, и голос оберегается от срыва.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому способствует продуманный подбор репертуара, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Правильному подбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса. Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Какими же методами и приемами можно развить правильную интонацию, эту главную, особенность певческого исполнительства?

Что касается детской дошкольной вокальной педагогики, специальных методик и приемов работы над интонацией до сих пор не существует. Особенности работы в этом направлении обусловлены возрастом, детской психикой, спецификой восприятия, от этого зависят педагогические приемы и методы.

Для реализации целей и задач, вокального воспитания необходимо определить принципы организации и содержания процесса работы, выстроить структуру и этапы работы по развитию вокально-интонационных навыков дошкольников.

Этапы работы по формированию вокально-интонационных навыков

(определены с учетом возрастных особенностей).

1этап Освоение вокально-интонационных навыков (возраст младший )

2 этап Развитие вокально-интонационных навыков (возраст: средний)

3 этап Совершенствование вокально-интонационных навыков (старший)

Вокальная работа по развитию интонационных навыков имеет 3 направления:

Освоение вокально-интонационных навыков с помощью игр и упражнений;

Накопление слухового опыта (слушание и анализ музыкального материала с опорой на звуковысотное и тембровое окрашивание)

Исполнение, применение полученных умений в музыкально-творческой и в самостоятельной деятельности (концерты, праздники, конкурсы).

Содержание процесса включает методы, формы, средства и технологии. Очень важно при этом помнить, чтобы содержание форм и методов педагогического процесса соответствовала возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.

Каждый метод и прием должен быть доступен, понятен, вызывать интерес и побуждать к действию. Но музыка – это эмоция, это чувство, это эстетический отклик, это воображение и фантазии. Одним словом, это то, что нельзя потрогать. Музыка либо околдовывает, либо ты остаешься к ней равнодушным навсегда.

При вокальном воспитании детей и работе над точностью интонации, мы можем выделить следующие направления активизации ассоциативно – образного восприятия, которые доступны детям в процессе понимания музыки, это:

— выражение характера – настроение человека, характер и изображение животных и т.д.;

— изображение конкретных звуковых характеристик окружающего мира, через которые ребенок сумеет постичь смысл музыкального языка – звукоизображение, звукоподражание и т.д.

Поэтому в работе используются методы и приемы с опорой на образный и эмоционально-образный тип музыкального восприятия. Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство обучения пению, основа передачи содержания музыкального произведения слушателю. В детской вокальной педагогике эмоционально-образные методы обучения, просто незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей.

Методы борьбы с неточной интонацией:

1. Изучение музыкальной грамоты;

2. Постоянный самоконтроль;

3. Многократное прослушивание изучаемого материала (причём, бывает так, что учат песню, постоянно подпевая исполнителю – этого делать на начальном этапе выучивания нельзя!)

4. Стимуляция мыслительной деятельности и снятие психологических зажимов

Прямая обязанность руководителя вокалиста так усовершенствовать рассмотренные методы и приемы работы с вокальным коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова. Автор данной работы в полном объеме осветила многие аспекты проблем чистого пения, а именно суть этих проблем, условия и пути их решения. Предложила использовать комплексный подход в решении проблем чистого интонирования: была выявлена и освещена связь проблем вокально-технических навыков с проблемами возрастных физиологических изменений и психологических характеристик.

Брошюра представляет собой изложение многолетнего опыта работы. В данном материале излагаются основные элементы такой существенной проблемы, как чистое пение. Необходимо далее изучать, внедрять и распространять теоретические и практические данные по этой проблеме.

Данная работа заинтересует вокалистов, учителей музыки, музыкальных воспитателей, а так же всех тех, кто проявляет интерес к вокалу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *