Интонировать голосом что это
Основы вокала: первые шаги, первые упражнения
Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.
Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».
Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.
Дыхание
Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.
На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.
Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.
Интонирование
Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.
Упражнения на интонирование
Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.
Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:
Резонаторы
Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.
Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.
Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.
Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.
Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.
Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.
Упражнения для резонаторов
Упражнения для развития мышц лица
Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.
Автор: Александра Селиванова
Интонировать голосом что это
Урок 3. ИНТОНИРОВАНИЕ (СУТЬ ГОЛОСА)
Перестройка дыхания невозможна без перестройки мышления.
В упражнениях третьего урока мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном — в том, что звук не связан с физическими усилиями, — мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон без физических усилий, так же, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе и его громкости, пускай он будет еле-еле слышным, а об «открытии гортани», о расслаблении произвольной мускулатуры тела — и о малом», поверхностном дыхании. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок.
Прежде чем начать упражнения по выработке навыка интонирования, напомню три основных положения органов речи.
Вспоминаем три основных положения рта.
Первое основное положение: рот закрыт. Кадык опущен, гортань открыта. Одна рука на груди, вторая рука (ладонь) на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) — во «второй нос».
Второе основное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). Кадык опущен, гортань открыта. Дыхание (придыхание) — во «второй нос». В этом случае голос очень близок к естественному. Внимание «пробегает» по всему телу. Задача — не допустить физического напряжения.
Третье основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинцу не пролезть), кадык опущен, гортань открыта. Дыхание (придыхание) — во «второй нос». Рука на груди. Во всех трех положениях попытайтесь почувствовать разницу в вибрационных ощущениях в груди.
Урок начинаем с упражнений по «открытию гортани» — 1–2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона — 2–3 мин. После этого приступаем к третьему уроку.
Минимальное время выполнения каждого упражнения — 1 минута.
Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во «второй нос» и делаются всегда в трех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение. Например, надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничный палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только нечленораздельные звуки. Все ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.
Общие правила при выполнении этих упражнений:
Темп упражнений — удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья.
Упражнение 1. Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между «а-а» и «о-о»): одна рука на груди, другая выполняет жест, смысл которого: «Подойдите!». То есть при каждом поднятии тона вы свободной рукой делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счет игры воображения.
Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 2. Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко, и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов «не то, не то», похожий на «э-а»). Голос идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 3. Двойной сигнал с противоположным смыслом. Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок, и вы своей интонацией даете понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу (двойной звуковой сигнал для передачи слов «да-да», похожий на «ага»). Голос образуется так же, как и при несогласии, но интонация (смысловое значение) противоположная. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 4. Тройной сигнал. Укачивание ребенка в колыбели. Тон опускается, затем поднимается и снова опускается. Счет раз, два, три. Мысленно можно проговаривать: «Ба-ю-бай». Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 5. После того как вы почувствуете, что овладели этим ритмом, вы можете увеличить продолжительность укачивания до счета 7. Последний, седьмой, сигнал так же, как и в упражнении 1, приходится на понижение тона. Мысленно можно проговаривать: «Ба-ю-ба-ю-ба-ю-бай». Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 6. Четырьмя короткими сигналами выражаете интонацию просьбы, после этого делаете короткое придыхание и повторяете упражнение. Формула: «вдох — а-а-а-а — вдох — а-а-а-а» и так далее. После того как система будет освоена, вам будет достаточно проделать это упражнение несколько секунд — и голос будет настроен. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Эти упражнения очень полезны для разработки резонансной системы голоса. Последнее из этих упражнений Шаляпин использовал для быстрой настройки голоса перед выступлениями.
Упражнения повторить 2–3 раза.
Общее время выполнения 6 упражнений — 15–30 мин.
Основная ошибка при выполнении этого упражнения — переход на «пение» и соответствующее этому подключение голосовых связок. Смысл же упражнения — в интонировании примарного тона. Нельзя также произносить никаких членораздельных звуков (мы еще находимся на доречевом уровне!). Если связки все-таки подключаются, нужно прекратить выполнение упражнения и сделать первое упражнение из второго урока — заново запустить примарный тон. Затем вновь переходить к интонированию.
Для правильного выполнения упражнений интонирования необходимо использовать мысленный образ — как можно отчетливей представлять себе соответствующую ситуацию. Без внутреннего наполнения голос останется «сухим» и невыразительным. В этом, как вы помните, и состоит третий «секрет» освобождения голоса.
Урок, посвященный интонированию, я считаю самым важным в методике. Соответственно, я работал над ним особо и посвятил именно ему львиную долю от общих временных затрат на изучение методики. Переходить к следующим урокам я рекомендую только после того, как все упражнения этого урока будут получаться у вас практически идеально (проверка — 3 способа получения обратной связи). Причем не только в статическом положении тела, но и во время неспешной ходьбы. Так как громкость при выполнении этих упражнений не требуется, то заниматься можно вполне комфортно, просто прогуливаясь в ближайшем парке.
Поздний вечер. Идет девушка по лесу. Вдруг слышит:
— Лежать. Ползком ко мне!
Девушка в ужасе ложится и ползет туда, откуда был слышен голос. Выползает на полянку, видит — там мужик:
— Девушка! Вам что, плохо? Я тут с собакой занимаюсь, смотрю — вы ползете!
Возможно и дальнейшее совершенствование в рамках этого же урока. Я, например, впоследствии смог отказаться от постоянного использования руки на груди и руки на голове, так как стал ощущать наличие вибрации и без этих посредников.
Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил. Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?
Правило первое
Подумайте сами: основные функции пунктуации – это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания – это указатели пауз! И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.
Правило второе
Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.
Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.
Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения – от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.
Правило третье про интонации голоса в вопросах
Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов. Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:
– Откуда ты, молодость?
– А кто твои, молодость,
В жизни герои?
– Чем в мире дороги
Твои знамениты?
– А песня какая
С тобой неразлучна?
Интонация голоса почти не повышается.
А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в упражнении:
«Мимозы Мила маме купила»
Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?
Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?
Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?
Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?
Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:
– Ну, не безобразие ли это?
– Не обидно ли?
По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.
Правило четвёртое
Помимо этого, помните, что даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура. В начале пути к яркой, разнообразной речи очень желательно освоить интонационно-логический анализ текста.
Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!
Урок 4. Интонация
Тема нашего нового урока – интонация. Мы уже имеем достаточную базу знаний, чтобы разобраться в ней. На предыдущих уроках мы поняли, как работает голос и как влиять на его основные характеристики. А также достаточно подробно изучили различные аспекты правильной дикции и артикуляции.
Цель урока – научиться интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в своей речи, обозначать окончание одной мысли и переход к следующей.
Мы изучим различные виды интонирования и научимся применять их на практике.
Содержание:
Цель занятия понятна, поэтому переходим к уроку.
Виды и функции интонации
Для начала разберемся, что же такое интонация. С теоретической точки зрения это некий комплекс просодических характеристик произнесения, которые помогают влиять на смысл речи. Просодия – это наука, которая изучает модификации характеристик голоса во время речи, а именно тон, громкость, темп, ритм и тембр голоса. Напомним, что характеристики голоса мы изучили на прошлых занятиях.
С практической точки зрения интонация – это гораздо более сложное взаимодействие взаимосвязанных компонентов, когда тон, громкость, темп, паузы и тембр реализуются в речевых конструкциях и несут смысловую и эмоциональную нагрузку. Таким образом, интонация – это комплексная характеристика, включающая в себя множество элементов, которые мы разберем чуть позже.
Уточним, что просодия как раздел фонетики изучает, помимо всего прочего, такие особенности произношения как придыхание, глоттализация (сужение/закрытие голосового отверстия), палатализация (смягчение согласных поднятием спинки языка), тип примыкания согласного к гласному (слоги), прочие дополнительные аспекты звукоизвлечения. Конечно, они влияют на интонирование, однако интонация – намного более широкое понятие, чем результат применения того или иного приема артикуляции.
Ввиду того, что наш курс носит прикладной характер, мы сделаем упор на практику. Теорию расскажем вкратце, чтобы у нас с вами было единое понимание используемых в курсе терминов. Начнем с интонем, т.е. типов интонационных средств.
Типы интонем:
Тем, кто захочет вникнуть в тему интонирования поглубже, следует иметь представление о классификации интонем, принятой в науке.
Разновидности интонем:
Все это многообразие конструкций можно свести к трем простым средствам организации речи при помощи интонации.
Базовые виды интонации:
Ключевое слово – базовые, потому что, как мы уже видим, восклицание может означать согласие или несогласие, вопрос может нести в себе отрицание, а уж количество оттенков интонаций в повествовательных предложениях и вовсе не поддается исчислению. Это позитивные и негативные эмоции, радость и грусть, счастье и печаль, и многое другое. Так, у интонации очень много функций.
Функции интонации:
Стилистическую функцию в отдельную категорию выделяют весьма условно, потому что она, так или иначе, является синтаксической, т.е. предназначена для передачи неких сведений или информации. Однако, согласитесь, что диктор в телевизионных новостях подает информацию несколько иначе, чем преподаватель в университете. А сказку на ночь 3-летнему малышу вы будете читать совсем по-другому, нежели рассказывать какой-нибудь случай из жизни 10-12-летнему ребенку.
Есть и другие определения интонации. Например, подразделение на интонацию завершения, выделения, перечисления, предупреждения, пояснения и разделения, а также звательную интонацию. Думается, из этих названий вполне понятно, о чем идет речь.
Другими словами, разные виды и функции интонации реализуются разными способами. Поэтому рассмотрим основные элементы интонирования подробнее.
Основные элементы интонирования
Мы уже начали говорить о способах реализации различных видов и функций интонации, кода рассматривали разновидности интонем. Как вы поняли, добиться того или иного эффекта можно за счет корректировки того или иного элемента интонирования. Далее мы продолжим тему интонационных конструкций и рассмотрим ее отдельные элементы.
Высота или тон звука (выше-ниже)
Итак, повествовательной речи свойственно ровное и спокойное произношение слов и фраз. Речь течет плавно, голос иногда чуть повышается, иногда слегка снижается, однако в целом впечатление от такой речи ровное.
Этого вполне достаточно, если вы объясняете какой-то материал в течение 5 минут и не хотите, чтобы слушатели отвлекались от сути на эмоции или еще что-то. Из недостатков отметим следующий: таким способом изложения невозможно долго удерживать внимание. Поэтому структуру и суть сообщения нужно продумать досконально, чтобы понимать, чем цеплять и удерживать внимание аудитории.
Для вопросительных фрагментов речи характерно повышение тона голоса в начале и понижение к окончанию вопроса. Для восклицания все строго наоборот: тон повышается ближе к окончанию фразы. Если вопрос или восклицание вставить между смысловыми фрагментами речи, удерживать внимание аудитории можно практически до бесконечности. Точнее, до звонка с урока или лекции, т.к. на конференциях и прочих мероприятиях доклады длиннее 30 минут уже давно не практикуются.
Поэтому, если вы научитесь управлять интонацией и удерживать внимание зрителей полчаса – считайте, что эту тему вы освоили. Предвидим вопрос по поводу модных нынче онлайн-стримов, длящихся, как правило, заметно дольше часа.
Отвечаем: там всегда предусмотрены перерывы на общение с онлайн-аудиторией, проверку звука, запрос обратной связи «Как слышно?» и «Как видно?», ответы на вопросы, причем как заданные зрителями ведущему, так и заданные ведущим для зрителей.
Так что костяк доклада вписывается в те же полчаса, которые, конечно же, должны быть отработаны, отрепетированы или, как минимум, хорошо продуманы. Тогда, если вы уже справились с постановкой голоса, этого будет достаточно для успешного стрима. В общем, вы поняли, что нам одинаково нужен и высокий, и низкий голос.
Темп (быстрее-медленнее)
Для каждого типа и вида интонемы, каждого вида и функции интонации важно подобрать адекватный темп речи. Студенты не будут понимать преподавателя, если он возьмет ровный повествовательный тон без скачков вверх-вниз, но начнет говорить очень быстро. А если речь будет слишком медленной, они и вовсе уснут.
Монолог Гамлета «Быть или быть» не должен быть ни слишком быстрым, ни слишком медленным. Зрителям нужно давать возможность вдуматься, но нельзя разрешать потерять нить сюжета.
Торжественная речь по случаю юбилея должна быть размеренной, а речь диктора в новостях – быстрой и отчетливой. Объявление «Потерялся мальчик, нашедшего просьба сообщить в справочную службу» произносится быстро и четко, а вот воспитательную беседу с нашедшимся мальчиком и вопрос «Ты почему не слушаешься бабушку?» лучше оформить с чувством, толком, расстановкой.
Можно привести сотни примеров из жизни, когда правильно подобранный темп речи усиливает интонацию и смысл сообщения. Поэтому важно научиться красиво говорить и в быстром, и в медленном темпе.
Сила звука (тише-громче)
Оратора должно быть хорошо слышно в любом уголке аудитории. Опытные ораторы всегда предваряют свое выступление вопросом «Так меня хорошо слышно на последних рядах?» Ключевое слово – опытные, потому что задавать этот вопрос есть смысл в одном-единственном случае – когда вы уже хорошо контролируете свой голос. Не слишком опытные ораторы, получив даже положительный ответ аудитории, быстро сбиваются на более тихий голос, и их становится плохо слышно.
Очень желательно, чтобы первые ряды не оглохли от вашего голоса, когда вы будете пытаться докричаться до «галерки». Мы помним из предыдущих уроков, что за это отвечает такая характеристика голоса как полетность. Полетность, напомним, это слышимость голоса на большом удалении без необходимости говорить еще громче. Поэтому, если вы наработаете такую характеристику как полетность, вы никогда не промахнетесь с громкостью и всегда сохраните адекватную обстоятельствам интонацию.
Также громкость позволяет усилить интонацию радости, восторга, негодования. Согласитесь, как-то неубедительно выглядит негодование, высказанное себе под нос. А само выражение «бурная радость» предполагает, что радость должна быть озвучена как-то громче, чем, допустим, просто благодарность в виде «Спасибо». Так что, как и в случае с прочими голосовыми характеристиками, для правильного интонационного решения нужно научиться обращаться и с громким, и с тихим голосом.
Как вы заметили, к данной характеристики речи даже нет парной противоположности. А все потому, что ритмичность имеет важнейшее значение для восприятия речи. Это с громкостью и высотой можно поэкспериментировать, а вот если вы постоянно сбиваетесь с ритма, вам никакие ухищрения не помогут сделать речь красивой и хорошо воспринимаемой.
Если вам остро необходимо употребить длинное сложно произносимое слово наподобие «субстанционализироваться», постарайтесь сразу после него не вставлять слово «интернационализироваться». Иначе аудитория собьется с ритма до конца вашего доклада (как минимум).
Аналогичная ситуация с использованием пауз в речи. Следите, чтобы они были уместны и были там, где должны быть. Иначе какое-нибудь «пойдем-ка лечиться» трансформируется в «пойдем калечиться», а собеседник надолго задумается и потеряет нить вашего рассуждения.
Про отработку ритмичности речи мы уже начали говорить в предыдущем уроке. Вы вполне можете распространить практику «прохлопывания» ритма для подготовки как целевых выступлений, так и фраз-заготовок на каждый день.
Тембр
Тембр – важнейшая физическая характеристика голоса. Многие даже сравнивают тембр с отпечатками пальцев в том смысле, что тембральная окраска голоса каждого человека уникальна и индивидуальна. Тембр важен для адекватного интонирования не меньше, чем все остальные голосовые характеристики.
Людям с невысоким голосом проще сделать интонацию бархатистой, а обладателям звонкого голоса не составляет труда резко «уйти» вверх. В то же время, с тонким писклявым голосом тяжело быть убедительным в негодовании, да и интонационный спектр положительных эмоций у таких людей ограничивается детской радостью.
Значит ли это, что возможности интонирования при помощи тембра ограничены природной данностью? Вовсе нет! Ранее мы рассмотрели тему раскрытия резонаторов: грудного, головного, носового, ротового. Так вот, если продолжить работу над резонаторами и их соединением на постоянной основе, можно добиться впечатляющих успехов в управлении собственным тембром. Напомним, что нам дает соединение резонаторов:
1 | объемное и мощное звучание голоса; |
2 | отличную слышимость в аудитории любого размера; |
3 | возможность перенастраивать голос по ходу выступления; |
4 | возможность по желанию делать голос выше, ниже, звонче, интимнее, мягче, нежнее и т.д.; |
5 | больше возможностей для интонирования и выразительности речи; |
6 | больше возможностей для обогащения индивидуального тембра; |
7 | возможность сгладить переходные ноты (для певцов). |
Напоминаем также, что весь пройденный материал подлежит регулярному повторению вплоть до полного усвоения, а упражнения следует делать ежедневно, пока не увидите результат. Впрочем, некоторые элементы не требуют особых усилий, но способны добавить выразительности вашему интонированию.
Паузы
Великий Станиславский использовал в своем лексиконе такую фразу-находку как «держать паузу». По Станиславскому, это означало держать долгую паузу так, чтобы зал замирал в ожидании, что же будет дальше. Разумеется, это возможно лишь тогда, когда актер способен заполнить паузу различными приемами – мимикой, жестами, взглядом.
Даже если вы далеки от актерской профессии, вы вполне можете позволить себе короткие паузы и короткие мимические жесты – движения бровями, поворот головы, взгляд вверх или вниз. Не делайте паузу длиннее, чем та, которую вы в состоянии заполнить. Это дается тренировками, и со временем вы сможете запланировать нужное количество пауз для собственного отдыха без потери внимания аудитории.
Ударения
Когда мы рассматривали типы интонем, мы узнали, что фразовые акценты следует ставить при помощи логического ударения на том или ином слове. В качестве примера мы рассмотрели вопрос «Катя придет завтра?» (с ударением на «придет» и «завтра») и увидели, что, в зависимости от подударного слова, смысл вопроса существенно меняется.
Использование логических ударений также не требует супер навыков. Единственное ограничение: их не должно быть сильно много, иначе слушатели не поймут, что же самое главное в вашем выступлении. Хотя изредка можно пользоваться и таким приемом как логическое ударение на каждом слове в предложении.
Например, если вы хотите выразить крайнюю степень недоумения и одновременно недовольства по поводу чего-либо, вполне можно произнести с ударением на каждом слове «Зачем? Я? Это? Увидел?» Не забывайте делать паузу после каждого слова!
Интенсивность
Иногда к элементам интонирования относят такой элемент как интенсивность звука. С точки зрения физики, интенсивность звука характеризуется мощностью, переносимой в направлении движения звуковой волны в сторону распространения. В некоторых источниках термин «интенсивность» применяется в значении, тождественном термину «интонация». В принципе, этот момент нарабатывается, когда вы начинаете работать над голосом вообще и интонированием в частности.
Эмфатическая долгота
Эмфатическая долгота (она же эмфаза) тоже относится к элементам интонирования, хотя и редко применяемым. Он подразумевает увеличенную относительно ожидаемой длительность звучания одного или двух звуков в слове. Проще говоря, потянуть гласную, например, сказать «Ну-у-у-у» вместо «Ну» – это и есть эмфаза. Стоит ли задействовать данный элемент интонирования – личное дело каждого, однако злоупотреблять им точно не стоит.
Мелодика
И, наконец, мелодика речи. С научной точки зрения под мелодикой следует понимать изменения во времени частоты основного тона. Другими словами, нужно не просто вовремя сделать то или иное слово или высказывание выше или ниже, но и постараться, чтобы такие подъемы и спуски сливались в единую гармонию звучания. Это также нарабатывается тренировками, а о том, как это тренировать и нарабатывать, мы поговорим дальше.
Как тренировать способность к интонированию
Тренировать способность к интонированию можно с помощью специальных упражнений, которые широко практикуются на актерских курсах и факультетах. К слову, очень многие навыки актера нам могут пригодиться в обычной повседневной жизни. Самая простая тренировка на интонирование – это чтение вслух стихов с выражением. Просто это потому, что стихотворение всегда имеет свой ритм, поэтому вам будет легче контролировать интонацию.
Чтение стихов
Русскоговорящим людям лучше начать со стихов Есенина и Маяковского. Это позволит отработать противоположные интонации в речи. Романтичные стихи Есенина следует читать как бы нараспев, а брутальное творчество Маяковского можно смело «рубить на куски», рассекая строки на удобные для произнесения отрезки.
Обязательно делайте глубокий вдох в нижнюю часть легких, следите, чтобы не поднимались плечи, а бока и живот оставались раздутыми на протяжении всей строчки. Не выпускайте резко весь воздух на первых же словах строчки – это навредит четкости речи. К тому же вам может не хватить дыхания на всю строчку, а пауза в нелогичном месте для добора воздуха испортит мелодику речи и общее впечатление от вашего чтения стихотворения вслух.
После Есенина и Маяковского можно перейти к любимым авторам или тем стихотворениям, которые вы изучаете в школьном курсе русской литературы и должны будете сдавать (читать вслух) на оценку. Такая тренировка улучшит не только вашу речь, но и успеваемость.
Тот же совет можно дать людям, которые работают над развитием голоса с целью научиться петь. Каждый разбор новой песни следует начинать с того, что просто прочитать песню, как стихотворение, т.е. без музыки, не пытаясь петь. В принципе, любая песня – это стихи, положенные на музыку, так что затруднений быть не должно.
Следующим шагом будет отбивание ритма при чтении стихотворения. Это позволит работать над интонированием комплексно, тренируя все его аспекты, включая темп и ритм. Можно хлопать в ладоши, можно отбивать ритм по столу. Главное, чтобы вы поймали ощущение ритма и больше его не теряли.
Далее нужно усложнить задачу и попробовать сохранить найденный темп, ритм и прочие компоненты интонации, читая стихотворение с карандашом в зубах. Не напрягайте челюсть, не стискивайте зубы – просто расслабьте мышцы челюсти, положите между верхними и нижними зубами карандаш и начинайте читать стихотворение.
Чтение текстов
Чтение текстов вслух следует начинать тренировать после того как вы стали понемногу справляться со стихами. Дело в том, что в стандартном тексте у вас не будет подсказки в виде рифмы, позволяющей быстро вписаться в темп и ритм и найти нужную интонацию. Интонацию вам предстоит задать самостоятельно, и в этом, собственно, и есть смысл упражнения.
Текст берете любой (хоть из учебника квантовой механики) и начинаете имитировать интонацию какого-либо персонажа или реального человека: Гамлета, поручика Ржевского, Наташи Ростовой, Татьяны Лариной, телеведущего Андрея Малахова, комика Евгения Петросяна, ведущего стримов онлайн-игр Глада Валакаса, соведущей «Давай поженимся» Розы Сябитовой или ведущей проекта «Жить здорово» Елены Малышевой.
Кстати, насчет учебника – это очень хороший лайфхак для молодых родителей, еще не закончивших вуз. Вы вполне можете читать с выражением своему малышу перед сном любой учебник, который вам нужно одолеть к сессии. Смысл совсем маленькие детки пока не понимают, а вот интонацию улавливают отлично. Так что и ребенка успокоите, если он вдруг взялся плакать, и сами не отстанете от учебной программы из-за пополнения в семье и возросшего количества связанных с этим хлопот.
Имитация эмоций
И, наконец, когда у вас начали получаться все предыдущие упражнения, можно взять любой хорошо знакомый вам текст, с которым вы успели плотно поработать, и читать его вслух с выражением разных эмоций. Это может быть стихотворение или песня, рассказ или учебник по сопромату, да даже любая из скороговорок, ранее отработанных вами.
Ваша задача – при чтении изобразить поочередно все базовые эмоции, такие как радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, волнение и прочие. Для контроля записывайте себя на видео. У людей, далеких от актерской профессии, изображаемые эмоции, к их удивлению, оказываются на удивление похожими, и отличить в их исполнении отвращение от гнева практически невозможно.
Если это ваш случай, попробуйте более активно артикулировать звуки. Если окажется, что вы не вполне себе представляете, как изображать ту или иную не свойственную лично вам эмоцию, можно лишь посоветовать внимательно смотреть фильмы, чаще ходить в театр и обращать внимание на соотношение мимики и изображаемых актерами эмоций. Со временем вы накопите хороший багаж знаний и без труда сможете воспроизвести нужную вам эмоцию.
К слову, такой же подход можно попробовать, если у вас вызвал затруднение совет имитировать интонации персонажей из классической литературы. Если вы будете больше читать, то быстрее сориентируетесь, чьи интонации вы хотели бы освоить и научиться имитировать. А если вы будете чаще бывать в театре, вы наглядно увидите и услышите, как это делать.
Всем, кто хотел бы глубже вникнуть в теорию и практику, можем порекомендовать книгу «Звуки и интонация русской речи» [Е. Брызгунова, 1977]. Там вы найдете подробное описание особенностей интонирования в русском языке, которое поможет понять глубинный механизм формирования звука, речи и интонации.
Людям, знакомым с музыкальной грамотой, можно рекомендовать фонопедический метод развития голоса, который разработал кандидат педагогических наук Виктор Емельянов, получивший профессиональную подготовку артиста и оперного певца и закончивший аспирантуру при Российской академии музыки имени Гнесиных [В. Емельянов, 2020]. Конкретные упражнения можно найти в его недавно переизданной книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» [В. Емельянов, 2020].
Желающим поработать над английским произношением можно посоветовать книгу Intonation of colloquial English [J. O’Connor, G. Arnold, 1978]. Заметим, что в русском и английском языках интонирование имеет определенные отличия, даже когда фраза переведена точь-в-точь и другие толкования невозможны:
Если же вы имеете амбициозные планы стать не просто лектором или ведущим, а, к примеру, артистом или певцом, вам может быть полезна книга Сета Риггса, которая так и называется «Как стать звездой» [С. Риггс, 2000].
Сет Риггс ставил голос многим известным звездам шоу-бизнеса: Мадонне, Хулио Иглесиасу, Стиви Вандеру, Майклу Джексону и другим. И если вы тщательно проработали все ранее рекомендованные в нашем курсе упражнения, вам будут по силам те упражнения повышенной сложности, которые Сет Риггс давал своим звездным ученикам, покорившим весь мир.
Обязательно скачайте аудиосборник упражнений, который прилагается к книге «Как стать звездой» и который поможет вам в постановке голоса для сцены [С. Риггс, 2000]. И обратите внимание вот на какой момент: когда речь заходит о так называемой речевой позиции, подразумевается позиция органов артикуляции, свойственная для английской речи, а не для русской, хотя книга переведена на русский язык. Пусть данный нюанс не сбивает вас с толку!
Подведем итоги. На сегодняшнем уроке мы изучили различные виды интонирования и поняли, как применять их на практике. Кроме того, мы разобрались, как правильно интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в нашей речи. Осталось проверить, как вы поняли урок, и можно переходить к следующему!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
А теперь перейдем к рассмотрению темы тембра и высоты голоса.