Инвестиционно строительный комплекс что это

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Инвестиционно-строительный комплекс

Развитие инвестиционно-строительного комплекса ( ИСК) в нашей стране предопределяет существенные изменения в системе внутренних взаимосвязей между организациями. Рост технологического уровня ИСК, высокая концентрация строительства и строительного производства приводит строительные организации к решению о деятельности в новых организационных структурах. [2]

Рассматриваемый под этим углом зрения инвестиционно-строительный комплекс для региональных властей выступает как рядовой экономический агент. [3]

Следует отметить, что для инвестиционно-строительного комплекса в этот период было характерно переходное состояние от централизованного планирования и управления к рыночной самоорганизации. [4]

Другим признаком проектного управления в инвестиционно-строительном комплексе является девелопмент. Этот термин заимствован из практики развитых зарубежных стран. [5]

Республике Башкортостан основными путями повышения эффективности функционирования инвестиционно-строительного комплекса являются следующие: ускорение модернизации производственной базы строительного комплекса с ориентацией на внедрение новых современных технологий; активизация работы по реформированию предприятий с целью создания эффективного механизма управления на предприятии и обеспечивающего удовлетворение рыночного спроса и безубыточность функционирования; привлечение дополнительных источников инвестиций ( средств внебюджетных фондов, собственных средств предприятий); привлечение иностранных инвесторов с целью осуществления совместных проектов на долговременной основе; сокращение объемов незавершенного строительства; разработка программы ипотечного кредитования. [8]

Подробнее см. Асаул А.Н. Объединение нетрадиционного типа в региональном инвестиционно-строительном комплексе / / Современные социально-экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы: материалы науч. [9]

Таким образом, региональная политика поддержки и развития инвестиционно-строительного комплекса должна стать непосредственной составной частью среднесрочной региональной производственно-социальной политики. Содержательным наполнением ее являются блоки инвестиционной и организационной поддержки. [10]

Источник

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Городнова Н.В.

Доктор экономических наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Аннотация

Проблема взаимодействия крупных интегрированных структур и государства при реализации крупных национальных инвестиционных проектов приобретает в последнее время еще большую актуальность. Данная статья посвящена анализу проблем и специфике деятельности государственно-частных партнерств в строительной отрасли. Сделан вывод, что современный инвестиционно-строительный комплекс – это сложная система взаимодействия различных компонентов, в том числе и государства.

Ключевые слова: инвестиционно-строительный комплекс; государственное участие; государственно-частное партнерство.

Gorodnova N.V.

Doctor of Economic Sciences, Ural Federal University of a name of the first President of Russia of B.N.Yeltsin

THE INTERACTION BETWEEN THE STATE AND THE INVESTMENT-CONSTRUCTION COMPLEX: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Abstract

The problem of interaction of the large integrated structures and the states at realization of large national investment projects gets recently still gained greater urgency/ In the present work is devoted to the analysis of problems and specificity of activity of the public-private partnership in building branch. It is concluded that the modern investment and building complex is a difficult system of interaction of various components, including the state.

Keywords: investment and building complex, the state participation, public-private partnership.

Введение. Текущие глубокие трансформации в российской экономике, вызванные как с научно-техническим прогрессом, так и системными преобразованиями ухода от транзитивной и формирования экономики в условиях кризиса и экономических санкций, поставили следующие проблемы:

Одной из главных проблем текущего этапа функционирования инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) является низкая способность большинства строительных компаний и кредитно-финансовых институтов быстро и с минимальными вложениями реагировать на изменение внешних и внутренних факторов; удовлетворять потребительский спрос в условиях конкуренции на рынке. Это связано не только с необходимостью непрерывной адаптации к быстроменяющимся экономическим условиям, но и постоянного развития интегрированной структуры в строительстве, в том числе и с государственным участием в форме государственно-частных партнерств (ГЧП), без которого у них не будет долгосрочной перспективы стабильного функционирования и эффективного управления в конкурентной среде.

В современных условиях экономической нестабильности основная задача заключается не столько в наращивании объемов строительно-монтажных работ и введении режима жесткой экономии средств, сколько в оптимальном соединении и реализации технологических, финансовых и экономических возможностей сохранения состояния устойчивости и развития строительной организации. Следовательно, возникает острая необходимость в разработке новой концепции устойчивого функционирования и развития механизма ГЧП в строительстве с учетом характерных для них специфических особенностей. Обеспечение экономической устойчивости является основным фактором управления интегрированными компаниями в строительстве, позволяющим противостоять колебаниям рыночной конъюнктуры (падение цены на нефть, спад инвестиционной активности, высокие темпы инфляции в связи с падением курса национальной валюты, степень соблюдения законодательства, конкурентная среда, вынужденное сокращение численности кадров, которое наблюдается в первой декаде февраля 2015 года, и др.).

Основная часть. Под инвестиционно-строительным комплексом понимается интегрированная совокупность субъектов различных отраслей, взаимодействующих в процессе инвестиционной деятельности, «обеспечивающая в границах определенной территории воспроизводство конкурентоспособной строительной продукции» [3]. Инвестиционно-строительный сфера – это область функционирования ГЧП, реализующих приоритетных государственные проекты, базовым элементом которой сами и являются. По мнению автора, под инвестиционно-строительной сферой следует понимать совокупность следующих компонент (см. рисунок):

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

1 – ядро территориального инвестиционного строительного комплекса составляет интегрированная структура в строительстве в государственным участием, включающая проектно-изыскательские и научно-исследовательские институты, промышленные предприятия – производители строительных материалов и конструкций, девелоперы, подрядные строительные и специализированные компании, партнеры и др., заказчики-застройщики, инвесторы, кредитные учреждения, объединенные в экономическую систему;

2 – ближнее окружение, состоящее из следующих элементов: финансово-кредитные учреждения, инвестиционные компании, поставщики, автотранспортные компании, местные органы государственной власти, региональное законодательство, производственная и социальная инфраструктуры и др.;

3 – дальнее окружение, состоящее из следующих элементов: федеральные органы государственной власти, инновационная среда (вузы, консалтинговые компании и пр.), страховые, риэлтерские и оценочные компании, иностранные партнеры.

Следует отметить, что в механизмах ГЧП в инвестиционно-строительной сфере государство является одновременно окружением и участником производственно-экономического процесса.

Устойчивое развитие интегрированных строительных компаний предполагает практическую реализацию комплекса мер, прежде всего, предоставление государственной поддержки и гарантий. Развитие взаимосвязей в условиях рынка в инвестиционно-строительном комплексе имеет следующие особенности,

Инвестиционно-строительный комплекс представляет собой открытую организационно-хозяйственную систему, в условиях которой осуществляются товарно-денежные отношения между субъектами – элементами ИСК (инвесторами, заказчиками, подрядчиками, проектными институтами, предприятиями-производителями строительных материалов и др.) и реализация их взаимных экономических интересов. Организационная структура инвестиционно-строительного комплекса является не только производственной структурой, но органом, предлагающим информационные услуги в области строительной деятельности, которому сегодня необходимо искать новые формы экономического сотрудничества с государством (федеральными и местными органами власти) и коммерческими структурами, банками и др., что позволило бы выработать целесообразную и эффективную инвестиционную политику в субъектах РФ, способствовало бы развитию системы ипотечного кредитования.

Одним из основных мероприятий, реализация которого позволила бы вывести строительный комплекс из кризисного состояния, является переход к реальной структурной и институциональной реформе российской экономики, осуществление эффективной инвестиционной политики, направленной на преодоление существующих негативных структурных изменений, формирование государственно-частных партнерств должны, с одной стороны, способствовать разукрупнению ряда нынешних акционерных обществ, ставших монополистами в пределах конкретного строительного рынка, а с другой – поглотить ряд акционерных обществ, как структур, сменивших форму собственности с государственной на акционерную, но сохранившие прежний принцип хозяйственно-экономических взаимоотношений с заказчиком, ожидания авансирования, а не оплату завершенных и сданных в эксплуатацию объектов.

Строительные компании в составе ГЧП должны получить большую финансовую устойчивость и государственные гарантии, к примеру, гарантии завершения строительства в разумные сроки за счет участия государства, гарантии получения наименьшей на рынке цены за счет отсутствия паразитных (трансакционных) издержек и оптимизации затрат на приобретение земельных участков, строительство и инфраструктуру, став более ответственными за свою продукцию перед заказчиками. Данные финансово-промышленные образования, включающие в свой состав банки, строительные организации, промышленные предприятия, страховые компании и государство, могли бы совместно с другими институциональными изменениями в экономике способствовать улучшению инвестиционного климата в стране, обеспечению стабилизации хозяйственных и кооперационных связей, прекращению тенденции неплатежей, сформированию внутренней конкурентной среды, развитию рынка подрядных работ в России.

Текущие меры государства по нормализации строительной деятельности в России должны включать санацию и поддержку тех строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, а также проектно-изыскательских организаций, которые могут составлять основу качественно нового состояния инвестиционно-строительного комплекса в перспективе, сохранять достаточно высокий потенциал крупных государственных проектно-изыскательских и строительно-монтажных организаций. Таким образом, государством в инвестиционно-строительном сфере должны быть заложены объективные предпосылки для эффективной работы как отдельных строительных компаний, так и интегрированных структур в целом в рыночных условиях, и обусловлены постоянной потребностью в строительной продукции, в частности, в социальной сфере, а также определены оптимальные пропорции рыночной экономики и государственного регулирования. Как показывает зарубежный опыт, такое государственное участие позволяет превратить строительную отрасль в один из наиболее рентабельных секторов национальной экономики.

Проанализируем рад факторов, которые оказывают существенное влияние на развитие строительной отрасли. Первый фактор – это значительное колебание объемов инвестиций в основной капитал данной отрасли. Объемы инвестиций в России в целом, и Уральского Федерального округа, в частности, в последние годы увеличивались ежегодно примерно на 30 % [6].

Статистические данные свидетельствуют о том, что в 2008 г. произошло значительное, почти в 5 раз по сравнению с 2007 г., снижение инвестиционных вложений и темпов жилищного строительства [1, 2, 5].

Второй фактор, который влияет на ситуацию в строительной отрасли, связан с серьезным дисбалансом между платежеспособным спросом и предложением в сторону спроса, что привело к сохранению высокой динамики роста цен на жилую недвижимость.

Ситуация усугубляется возросшей инфляцией и ужесточением требований по ипотечным кредитам в условиях нестабильности экономики конца 2014 – начала 2015 гг. В результате доступность жилья существенно снизилась даже для обладающего стабильными доходами достаточно узкого слоя населения. Об этом свидетельствует замедление темпов роста цен на жилье по реально совершенным сделкам купли-продажи на свободном рынке и сокращение количества сделок (включая покупки в кредит) как минимум на 30-50 %. Эта тенденция сохраняется, несмотря на некоторое сезонное оживление продаж.

На сокращение количества продаж (в том числе, квартир, строящихся по договорам долевого участия) также повлияло снижение цен на жилье, вызванное общей нестабильной ситуацией на финансовых рынках. Следствием этого впервые за последние годы возможен рост рисков не реализации построенного жилья.

Третий фактор, который оказывает влияние на ситуацию в строительной отрасли, связан с тем, что у девелоперов возникли проблемы с кредитованием строительных проектов со стороны банков [2]. Данный негативный фактор, связанный с ситуацией в банковском секторе в сочетании с увеличивающимися рисками не реализации построенного жилья, породил серьезные трудности у профессиональных участников по всей цепочке инвестиционно-строительной деятельности, к которым особо чувствительны малые и средние компании, имеющие меньший запас финансовой прочности [6]. Снижение объемов и значительное увеличение стоимости банковского кредитования, наблюдаемое с декабря 2014 г., а также сокращение продаж жилья у девелоперов привели к дефициту средств для финансирования жилищного строительства и снижению рентабельности их деятельности.

Четвертый фактор, влияющий на ситуацию, связан с тем, что некогда высокая динамика продажных цен на жилье вызвала резкий рост цен на основные строительные материалы, что в свою очередь привело к росту себестоимости строительства. В первую очередь, подорожание коснулось цемента и металлоконструкций [5, 6]. Таким образом, в настоящее время инвестиционно-строительный комплекс характеризуется, с одной стороны, резким ростом стоимости кредитных ресурсов и их острой нехваткой, с другой – ростом себестоимости уже возведенных жилых объектов недвижимости и резким падением платежеспособного спроса населения страны.

Интегральное влияние приведенных выше факторов не позволяет сделать однозначного прогноза развития ситуации на жилищном рынке даже в краткосрочной перспективе, поскольку есть существенная зависимость инвестиционно-строительного комплекса как от внешней среды, так и от глубины кризисных явлений на российском финансовом рынке, в первую очередь в его банковском сегменте (от уровня ликвидности финансово-кредитных организаций), от поведения потребителей, а также от запаса прочности и финансовой устойчивости девелоперов и других субъектов (элементов) инвестиционно-строительного комплекса.

В связи со сложившейся ситуацией государству и инвестиционно-строительному комплексу необходимо выработать такие направления, которые, не нарушая рыночных принципов функционирования жилищной сферы, не повышая рисков для деятельности частных инвесторов, кредитных организаций, девелоперов, строительных компаний, предприятий строительной индустрии и иных хозяйствующих субъектов, позволили бы решать проблемы доступности жилья для граждан России. Это возможно на принципах государственно-частного партнерства с использованием государственных и муниципальных финансов.

Значительно повышается роль государства в разработке и контроле исполнения законодательства в области строительства. Для этого необходимо, чтобы все участники рынка были в равных условиях, нужны четко прописанные правила и механизмы на государственном уровне.

Анализ содержания программ государственной поддержки жилищного строительства, ряд программ регионального уровня дает возможным сделать однозначный вывод о том, что объемы государственной поддержки в настоящее время явно недостаточны, отсутствуют система целевого государственного финансирования.

Необходимо, чтобы в планах государства на ближайшие годы был заложен высокий уровень государственной поддержки строительства, следовательно, можно ожидать повышенного внимания к строительной отрасли на государственном уровне. Что касается развития малоэтажного сегмента – одних из главных препятствий на пути развития рынка являются недоработки земельного кодекса. Механизмы приобретения земли в собственность остаются непрозрачными для рядовых покупателей, стоимость оформления пакета документов высока, существует множество невыясненных нюансов и проблем в отношении выделения и оформления земельных участков, создающих почву для развития коррупции. Идентичная ситуация сложилась и в сфере обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой.

Региональную инвестиционно-строительную сферу характеризует следующий ряд специфических особенностей:

1) влияние продолжающегося спа­да производства строительно-монтажных работ, снижение объемов выпуска строительной продукции;

2) состояние рынка инвестиционно-строительных услуг характеризуется снижением инвестиций в произ­водство;

3) наблюдаются структурные изменения в инвестиционно-строительном комплексе региона, идет поиск наиболее эффективных организационно-правовых форм и управления компаниями инвестиционно-строительного цикла, способными повысить конкурентоспособность как отдельной компании, так и отрасли в целом;

4) исследования показывают, что особенностью является увеличение спроса на доступное и комфортное жилье эконом-класса на фоне резкого снижения платежеспособного спроса населения вследствие негативных последствий финансово-экономического кризиса, в том числе и росте стоимости ипотеки и практически полного приостановления выдачи ипотечных кредитов;

5) анализ ситуации на рынке жилой недвижимости региона, к примеру, в Свердловской области, показывает, что устойчивым спросом у населения пользуются как относительно дешевые однокомнатные, так и многокомнатные элитные кварти­ры;

6) стремительный спад производства строительно-монтажных работ вследствие нестабильности экономики повлек за собой и резкий спад спроса на инвестиции;

7) наблюдается разрыв хозяйственных и кооперационных связей между производителями строительных материалов, порядными и субподрядными строительными организациями, девелоперами;

8) снижение государственного финансирования приоритетных государственных проектов и программ;

9) в условиях резкого спада инвестиционной активности и снятия государством с себя значительной доли инвестиционного бремени назрела острая необходимость поиска новых подходов к проблеме гигантских объемов незавершенного жилищного строи­тельства.

Выводы. Государству следует осу­ществить стратегию перехода инвестиционно-строительного комплекса к новым экономическим отноше­ниям в новой организационной структуре отрасли. Данная структура должна формироваться исключительно из соображений экономической целесообразности функционирования строительных компаний и интегрированных структур смешенных форм собственности. Такая стратегия может быть реализована лишь в рамках общей концепции новой инвестиционной политики. Кроме того, следует отметить, что настоящее время назрела необходимость пересмотра существующих парадигм и методологических подходов к эффективному управлению строительными предприятиями, что подтверждается неэффективностью деятельности как частных, так и государственных компаний. Формирование и функционирование государственно-частных институтов может стать одним из факторов устранения негативных последствий кризиса в инвестиционно-строительной сфере.

Источник

«…есть огромные секторы, где наша технологическая и организационная культура застряла в прошлом веке… самые крупные из таких секторов – это, конечно, строительство и транспорт». В.В.Путин, Президент Российской Федерации

Каждый уважающий себе строитель имеет, или, в крайнем случае, умеет пользоваться незамысловатым прибором – нивелиром строительным типа НВ-1. Существовала добрая, но давно забытая традиция: молодому специалисту в торжественной обстановке вручали нивелир, как знак его приобщения к профессиональному сообществу строителей.

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

Сегодня, когда чересчур навязчиво тиражируют понятие: «Все-все (экономика, политика и строительство в том числе), – поставлено с ног на голову», имеет смысл использовать данный эффект, применить мощную оптику для изучения предметов строительного «бытия», и взглянуть на некоторые проблемы строительного комплекса Российской Федерации через окуляр нивелира НВ-1.

Введение

Снижение цены на энергоносители на мировых рынках, введение санкций США и стран ЕС, «галопирующие» темпы роста инфляции, а так же плохо предсказуемые колебания курсов валют, вызывают опасения повторения ситуации 1998 г., следствием которой было банкротство реального и банковского секторов, рост безработицы и падение уровня жизни населения.

Всем известно, что в 2014 г. ситуация в экономике страны была не простой. В текущем году изменений в лучшую сторону не ожидается. Безусловно, структурный кризис и экономические санкции со стороны США и Евросоюза не могут не оказывать негативного воздействия.

Нестабильная экономическая ситуация в стране ставит перед государством, бизнес-структурами и гражданским обществом задачу поиска инновационных путей мобилизационного развития народного хозяйства Российской Федерации.

Участники III Международного форума технологического развития «Технопром-2015», проходившего в г. Новосибирске 4–5 июня 2015 г. ни в публичных выступлениях, ни в кулуарном общении не скрывали, что выполняют государственный заказ Президента России на изыскание новых источников и нестандартных решений по активизации экономических процессов в стране.

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

В связи с этим «Технопром-2015» задумывался как первый в России федеральный форум, посвященный развитию страны в условиях 6-го технологического уклада, внедрения и продвижения новых технологий в промышленности, в том числе, ее строительной отрасли.

Строительный комплекс оказывал, оказывает и будет оказывать огромное влияние на экономику страны в целом и, что не менее важно – на положение в социальной сфере. Связь между совершенствованием строительной отрасли и развитием страны в целом, является очень прочной, и служит доминантой во внутренней политике государства. Мобилизационный потенциал, пространственное развитие и производственные мощности строительного комплекса являются составной частью и неотъемлемым элементом национальной безопасности России.

Не случайно правителей, занятых собиранием земель и восстановлением государственных институтов и единого хозяйственного комплекса страны сравнивают со строителями. Недаром пишут о «строительстве нации» и о «строительстве государства», когда хотят выразить идею, перспективу и сущность исторического развития общества, народного хозяйства и державы.

Перспективы укрепления строительного комплекса, заявленные в большинстве стратегических и программных документах разного уровня, не всегда отражают реально сложившееся положение, не учитывают современные вызовы, и не формируют цели и задачи его развития.

В частности, на федеральном уровне не создана концепция развития строительной отрасли, а отсутствие подобного документа не позволяет локальным территориальным единицам разработать систему мероприятий, объединенную общей глобальной целью.

1. Об инновационной модели развития строительного комплекса

В целях решения этой проблемы Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ был подготовлен проект «Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2020», которая призвана определить государственную политику в области строительства, приоритеты и задачи в ценообразовании, техническом регулировании, а также в оказании поддержки научным исследованиям.

Интерес к разработке такого документа проявило и профессиональное сообщество строителей в лице «НОСТРОЙ», опубликовав альтернативный проект. Ряд субъектов строительной деятельности (в основном строительно-архитектурные университеты) также подготовили аналогичные проекты.

Хотя сам процесс проведения форума «Технопром-2015» был инициирован военно-промышленным комплексом России, и почему-то упорно игнорировался Минстроем России и Российским союзом строителей, такого печального явления как «высокотехнологичный снобизм» в отношении строительства и ЖКХ практически не наблюдалось.

До крайности консервативная и низко технологичная подсистема российской экономики была определена как приоритетное мультипликативное направление народного хозяйства. Ведь если будет совершенствоваться российский строительный комплекс, то будет развиваться и производство строительных материалов, железнодорожный и автомобильный транспорт, городская и пространственная инфраструктура и т.д. и т.п.

Это означает одно: выбор окончательно сделан не в пользу консервативного сценария, в котором доминируют реалии, комплексные проблемы и нормативно-правовая база настоящего времени, выбор предполагает полномасштабный, научно обоснованный и целенаправленный переход к инновационной модели развития строительной сферы России.

В целях инновационного развития строительной отрасли должен быть сформирован гибкий, мощный, пространственно развитый сетевой строительный комплекс, работающий на сочетании публичных, социальных и коммерческих интересов.

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

2. «Необходимо определится с терминами, и тогда мы поймем друг друга!»

Процесс появления объекта строительства на свет, как правило, технологически сложный, весьма продолжительный, материально затратный и экономически консервативный. В начале возникает потребность в объекте строительства, изыскиваются финансовые и материальные средства, находится юридическое обоснование (следование закону и разрешительные процедуры), появляется возможность привлечь команду архитекторов и конструкторов, усилия которых приводят к созданию проекта. Лишь затем в дело вступают производители работ (услуг) – строители.

Результатом строительства (его продукцией) считается возведенное здание (сооружение) с внутренней отделкой, действующими инженерно-технологическими системами и полным комплектом документации, предусмотренной законом.

Строительство осуществляется в рамках особой подсистемы экономики, понятийный аппарат которой не имеет научно обоснованной и внятной терминологии. Так понятие «строительство» ассоциируется с определением «капитальное строительство». Начиная с 1988 г. в государственных документах его подменил термин «строительный комплекс».

В настоящее время переход от плановой системы хозяйствования к демократическим рыночным основам строительной деятельности возродил определение «строительный рынок» и породил новое понятие – «инвестиционно-строительный комплекс». Потом наши мудрые экономисты, используя терминологические лекала США и ЕС решили, что «инвестиционно- строительный комплекс» есть чисто региональное понятие, а «строительный комплекс» он и в Африке «строительный комплекс».

Однако и в обыденной строительной практике, и в научном обиходе, и в официальном документообороте он подменятся такими терминами, как «строительная отрасль», «строительная сфера» и «строительный сектор».Проще говоря, в нашем профессиональном сообществе и отраслевой науке царит полнейшая терминологическая анархия.

По мнению Т.А. Шиндиной и других исследователей разделение строительного комплекса на уровни позволяет провести систематизацию ряда понятий, используемых сегодня.

Строительный комплекс

Глобальная цель – воспроизводство основных фондов путем строительства, реконструкции и ремонта зданий и сооружений

Структура

Признаки

Строительный

сектор

Строительная сфераСтроительная

отрасль

Уровень структурыИнституциональный уровеньХозяйственный уровеньПроизводственный уровень
Характерные отличияПредусматривает наличие государственного управленияРешает задачи организации деятельности строительного производства и создания условий для его функционирования.Производит работы (оказывает услуги) и выпускает строительную продукцию
Деятельность1.Законодательная 2.Административная

1.Технологическая 2.Обеспечивающая

Субъекты строительства полного права1. Органы власти

5. Генеральные подрядчики

6. Проектные институты и бюро

7.Изыскатели (инженерные изыскания в строительстве)

8. Операторы управления недвижимостью

1.Строительно-монтажные организации (субподрядчики)

2. Производители (поставщики) материалов 3.Арендодатели строительных машин и оборудования

Субъекты строительства частичного права1.Саморегулируемые организации (СРО) 2.Отраслевые ассоциации

3.. Учебные организации

2. Научно-исследовательские центры

3. Региональные инженерные ведомства

3. Страховые компании

Строительный рынок Российской Федерации

Современный российский строительный комплекс – это совокупность структур институционального, хозяйственного и производственного типа, характеризующаяся экономическим, организационным, техническим и технологическим взаимодействием в получении конечного результата − производства строительной продукции.

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

3. Место строительного комплекса в экономике страны

Строительный комплекс традиционно представляет собой один из важнейших секторов экономики страны, прагматически выступая материальной базой развития ее прочих компонентов и реализуя социальные потребности общества. Глобальная цель строительного комплекса – воспроизводство основных фондов народного хозяйства, используя методы строительства, реконструкции, реставрации, реновации, а также осуществляя ремонт зданий и сооружений.

Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей материального производства, и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития экономики России. В настоящее время строительная отрасль Российской Федерации является одной из крупнейших базовых ветвей народного хозяйства и обеспечивает вклад в ВВП страны на уровне около 7%. В строительной сфере трудится 2, 8 млн человек.

Решая масштабные экономические задачи, строительная отрасль формирует заказ на поиск оптимальных технических, технологических и организационных решений, обладающих мультипликативным эффектом для всей экономики. Чтобы обеспечить труд одного работающего в строительной сфере необходимы объединенные усилия 4–5 представителей отраслей промышленности, осуществляющих поставки материальных и технических ресурсов для нужд строительства.

На протяжении последних 20 лет строительный комплекс России выглядел довольно жалко. Какие только модели рыночных реформ к нему не примеряли, в какой только организационный угол не ставили, у каких только правительственных структур он не был «на побегушках».

Строительный комплекс России не является вдохновляющим примером для других подсистем народного хозяйства страны, поскольку работает он в рыночных условиях нынешнего, погряз в организационно-технических реалиях прошлого, и руководствуется институциональными иллюзиями будущего. В результате он влачит «сиротское» существование. При этом строительный комплекс не «нищенствует», ибо его продукция (здания и сооружения) всегда востребована, а его услуги торгуемы.

4. Законодательные «тяпы и ляпы» модернизации строительного комплекса

Отдельные законодательные попытки произвести модернизацию строительного комплекса имели точечные успехи, а в большинстве своем стремление пересадить иноземные модели инновационного развития на российскую почву строительной деятельности имело печальный итог: два-три ростка положительных результатов и огромный массив чертополоха, репейника и тому подобных сорняков. Яркий тому пример институт саморегулирования (СРО) в строительстве.

Инициаторы его внедрения в российское строительное «бытие» преследовали, в общем-то, благую цель: существенно (на несколько порядков) поднять качество строительного процесса и отвести все инвестиционно-строительные риски с поля государственной ответственности. Вдохновило их на это – трудно поверить, но это факт, Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)всвязи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева», где законодательно констатируется: «…саморегулирование – это такая же форма государственного регулирования, но только через организации, отвечающие специальным критериям».

Тысячу раз прав один из идеологов саморегулирования депутат Госдумы России Виктор Плескачевский:

«Можно сказать, что саморегулирование – это передача через аутсорсинг от государства профессиональному сообществу функции регулирования. Государство контролирует, уже работу СРО, а не каждую организацию по отдельности».

Содержание реформы саморегулирования в строительной отрасли позаимствовано из зарубежного опыта. Там, «за бугром», смысл аутсорсинга сводят к простой и ясной формуле: сосредоточить все ресурсы в том виде деятельности, который является основным для вашей компании (читай государства), и передать остальные (поддерживающие, со­путствующие) функции надежному и профессиональному партнеру.

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

Характерная черта всех «рассейских» реформаторов от Петра Великого до нынешних депутатов Государственной Думы состоит в том, что они действуют как закоренелые двоечники – сумбурно и бестолково, ибо списывают то, в чем не смогли разобраться, или, что еще хуже, не захотели. Поэтому, действуя в «режиме ошпаренной кошки» они проигнорировали основные принципы саморегулирования строительной деятельности: добровольность аутсорсинга государственного регулирования; входной контроль профессиональных знаний, умений и опыта претендентов на вступления в профессиональное сообщество и солидарную ответственность перед потребителями произведенной ими продукции за ее качество.

Не в силах устоять перед соблазном избавится от излишних функций регулирования и правовой ответственности за строительные риски, связанные с безопасностью зданий и сооружений, строительных материалов и конструкций, наше правительство стало энергично подталкивать российских парламентариев к принятию базового Закона N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в декларативном порядке, без общественного обсуждения и элементарной правовой экспертизы.

В результате всего этого, в очередной раз была подтверждена аксиома В.С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Возмутился даже один из авторов Закона № 315-ФЗ – Виктор Плескачевский:

«Фактически в действующем механизме регулирования строительной деятельности воспроизведено все худшее, что было в процессе лицензирования строительных организаций.

Например, раньше продавались «пустые» компании со строительными лицензиями. И теперь торгуют «пустышками» – членами СРО с допусками.

Прежде давались взятки государственным чиновникам, облегчавшим процесс получения лицензии. Теперь поборами занимаются «менеджеры» общественных организаций – руководители СРО, которые открывают шикарные офисы, покупают новые авто и т.д.

В прошлом было сумасшедшее число лицензий на виды строительных работ, а сегодня – почти такое же число видов допусков.

Раньше фактически не было контроля за более чем 240 тыс. строительных компаний. И сегодня практически никто не контролирует деятельность тысяч строительных компаний, ставших членами более трех сотен СРО».

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

И каков же промежуточный вывод?

В условиях рыночных отношений строительная деятельность в России из основного средства производства, стимулирующего развитие производственных сил и производственных отношений, из основы безопасного и устойчивого развития страны, превращается в банальное средство наживы и, по сути, стала товаром со всеми его негативными атрибутами, в том числе – частной собственностью на землю, междоусобной борьбой монополий, беспредельной коррупционностью и бесконтрольным диктатом инвесторов. Здесь политическая составляющая современного строительного комплекса Российской Федерации действительно поставлена «с ног на голову».

Но дает ли это право на полное отрицания тысячелетнего эффекта самосохранения, самоорганизации и саморазвития в строительной деятельности?

Конечно, нет. В России сложились свои специфические, чисто национальные требования к теории управления и организации. В частности, Закон об интеграции государственного управления трактуется следующим образом: «Первый Указ – мимо глаз, второй Указ – мимо ушей, а вот третий Указ – в самый раз!».

Работа по правовому обеспечению деятельности института саморегулирования в строительстве предстоит тяжкая, но это тема отдельного разговора.

5. Вызовы инновационного развития и строительный комплекс.

Перед строительным комплексом стоят достаточно амбициозные политические (именно политические), но реально достижимые цели инновационного долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения, обеспечении граждан Российской Федерации доступным благоустроенным и безопасным жильем, строительстве крупных инфраструктурных объектов как в культурной, спортивной и социальной сферах, так и в ходе реализации планов стратегического развития основных промышленных отраслей России.

Дальнейшее развитие строительного комплекса Российской Федерации, а также повышение безопасности и качества строительной продукции в современных условиях являются ключевыми экономическими и политическими задачами государства.

В соответствии с объективными закономерностями выход строительного комплекса России на экономический уровень передовых зарубежных стран возможен лишь при условиях: широкомасштабного повышения инвестиционной активности; опережающих темпов развития производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы;роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов.

Текущие экономические и мировые политические вызовы 2015г. усложняют реализацию поставленных целей, и уже привели к сокращению расходов частного бизнеса на инновации в строительной сфере, а также во многом определили негативную тенденцию к замедлению инновационного развития строительного комплекса.

Задачи ускорения перехода на инновационный путь развития придется решать в мобилизационном порядке, в условиях реальных внешних и внутренних угроз, которые требуют большей интенсификации усилий по решению накопленных в строительной отрасли проблем.

В настоящее время российская экономика оказалась перед системным внешним вызовом, характер и содержание которого определяются сочетанием следующих факторов:

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

Необходимость активного технико-технологического развития российской строительной отрасли обусловлена потребностью в решении множества внутренних критически важных социально-экономических инновационных проблем, включая такие как:

Финансово-инвестиционный климат в строительной сфере не обладает динамикой повышения привлекательности: механизмы налогового регулирования не стимулируют развитие долгосрочного кредитования, в связи с чем ощущается недостаточность доступных способов долгосрочного кредитования промышленного производства; сохраняются высокие ставки по банковским кредитам.

Тем не менее, сложная экономическая ситуация не означает необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, а лишь обусловливает повышение требований к темпу и качеству развития строительного комплекса в период до 2020 г.

Ощутимым препятствием для полноценного инновационного развития строительной отрасли является несовершенство законодательства, в том числе – в части саморегулирования строительной отрасли, нормативно-технического регулирования, разрешительной деятельности, экспертизы проектной документации, кадрового обеспечения и развития научного потенциала.

Продолжает оставаться острой проблема дефицита профессиональных кадров в отрасли, сопровождающаяся снижением качества профильного образования и значительным сокращением числа высокопрофессиональных преподавательских кадров на всех уровнях образования, включая высшее профессиональное.

Существующее качество территориального планирования, отсутствие стратегии развития ряда ключевых отраслей экономики, не позволяют обеспечить достижение необходимого уровня планирования развития отраслевых сегментов, включая такие, как промышленность строительных материалов, изделий и конструкций, строительство инфраструктурных объектов, промышленное и жилищное строительство.

Важной задачей жилищно-коммунального комплекса продолжает оставаться необходимость поддержания жилищного фонда на соответствующем уровне (своевременный, качественный текущий и капитальный ремонт) и повышение энергосбережения.

Постоянно растущие требования к качеству строительства, удлинению жизненного цикла объектов капитального строительства, к их безопасности, диктуют необходимость улучшения прочностных и эксплуатационных характеристик строительных материалов, изделий и конструкций при условии снижения массы конструкции (или ее элемента).

Инновационное развитие промышленности строительных материалов и конструкций сдерживается практически полным отсутствием отечественной базы машиностроения, ориентированной на стройиндустрию. Окончательно сформировалась тенденция последних 10 лет – замещение оборудования «выбывающих» производственных мощностей продукцией зарубежных компаний, что отрицательно сказывается на себестоимости строительных материалов и конечной строительной продукции.

6. Триада государственных приоритетов инновационного развития строительного комплекса

Государство намерено и будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты. В первую очередь – по обеспечению транспортной соединенности нашей страны, по обеспечению надежной связи с регионами Сибири и Дальнего Востока. Как и полтора века тому назад стоит задача: не потерять Сибирь и Дальний Восток, Север и Арктику.

Столкнувшись с той же проблемой, знаменитый Сергей Юльевич Витте настоял на постройке Транссибирской магистрали, связавшей страну. Сегодня нам необходимо построить высокотехнологичную транспортную систему, включая в нее железные и автомобильные дороги, Северный морской путь (СМП) и аэродромы-хабы, оптоволоконную связь и систему ГЛАНАС.

Как говорил академик Н.И. Моисеев: «Если Древняя Русь была создана и обустроена на торговом пути «из варяг в греки», то новая Россия должна обеими ногами встать на торговых маршрутах «из немцев в китайцы»и «из англичан в японцы».

Второе важное государственное направление – расширение агломерационного радиуса наших городов как минимум в два раза.

В России с ее огромной территорией дефицитом являются участки для строительства. Причина – неразвитость инфраструктуры. Если в Европе, Америке, Японии и Южной Корее можно построить дом или фабрику в любом месте за 50, даже за 100 км от крупного города, то у нас, отъехав уже на 10–20 км от крупного поселения, начинаются неосвоенные участки – без дорог, газа, воды и электричества, где земля ничего не стоит, потому что ее просто нельзя использовать.

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

Президент страны В.В. Путин называет такую ситуацию парадоксальной:

«Освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20–30%. Это позволит значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора».

Третье направление совместной строительной деятельности государства, бизнеса и общества есть локализация «общероссийской беды» – плохих дорог (с дураками нам не справиться).

Всю эту триаду государственных приоритетов формирует мнение и интеллектуальные поиски лидера нашей страны. Все они общеизвестны и широко обсуждаемы СМИ, бизнес-структурами и всеми слоями населения.

7. Программные и стратегические документы строительного комплекса в поисках ответа на вызовы инновационного развития.

Совершенно противоположное явление можно отметить в отношении программных и стратегических документов Минстроя России и профессионального строительного сообщества. Проекты «Стратегий инновационного развития строительной отрасли до 2020г.» Изданы и … забыты.

Присутствовавшие на последней коллегии Минстроя России о данных проектах программных документов «как воды в рот набрали». Правда строительные чиновники получили неожиданную защиту и не от кого-нибудь, а от самого президента Российской Федерации. Наш лидер дал распоряжение правительству: в авральном режиме – до 1 ноября сего года подготовить «Инновационную стратегию социально-экономического развития России до 2030 г.», а «лезть поперед батьки в пекло» не всяк решится.

Зато в НОСТРОЕ «шумят братцы», очень шумят, отстаивая приоритеты своего проекта. Правда экспертное сообщество постоянно «тыкает носом» шустрых менеджеров СРО в Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»,обвиняя их в элементарной правовой безграмотности и дешевом популизме.

О том, как программные и стратегические документы оценены нашей отраслевой наукой известно фрагментарно. В частности, безусловный авторитет в области строительного искусства – Президент РАСН и руководитель НИЦ «Строительство» Александр Кузьмин выразил свое мнение следующим образом:

«Стратегия – это всегда очень тяжелая вещь. Она должна быть доступной и предельно ясной, как «курс молодого бойца». А когда такие программы начинают обрастать «мясом», ненужными деталями и подробностями, они перестают быть стратегией.

Этой программы в доработанном виде пока просто нет. Первоначальный вариант был справедливо раскритикован, он был рыхлым, и сейчас мы как раз трудимся над внесением предложений в этот эпохальный документ».

Практикующие строители, в своей постоянной заботе о насущном «хлеба кусе», «ни при какой погоде», такие материалы в интернет-ресурсах изучать не будут.

Ныне стало модно «хаять» систему жесткого управления в градостроительстве, которая была в СССР (Госстрой, Госплан, Госснаб и т.д. и т.п.) и однопартийные «погонялки» в виде парткомов и профкомов. Однако при ней все нововведения в строительную сферу широко обсуждались. Собирались партийные и профсоюзные собрания, с передовых полос СМИ не сходили материалы под рубрикой: «Трудящиеся строительной отрасли обсуждают…».

Наконец огромным тиражом издавался карманный вариант проекта, с 3–5 чистыми последними листами. От ИТР требовалось в обязательном порядке письменно изложить свои замечания, а книжечки сдать секретарю парткома, иначе о квартальной премии можно было и не вспоминать.

Но в Минстрое России и Российском союзе строителей бумагу предпочитают использовать по другому назначению. Есть опасение, что при таком отношении к общественному и профессиональному обсуждению программных и стратегических документов строительный комплекс России никогда не вылезет из технологического уклада прошлого столетия.

Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть фото Инвестиционно строительный комплекс что это. Смотреть картинку Инвестиционно строительный комплекс что это. Картинка про Инвестиционно строительный комплекс что это. Фото Инвестиционно строительный комплекс что это

Заключение

Непредвзятый взгляд в окуляр нивелира показывает, что государственное регулирование строительной отрасли крайне не эффективно. Государство практически не оказывает поддержку исследованиям в области строительной науки и технологий с тем, чтобы поднять уровень проектирования строительства, стимулировать энергосбережение и защиту окружающей среды, содействовать применению передовых технологий, современного оборудования, перспективных методов, новых строительных материалов и способов управления.

Закономерность появления новых строительных технологий и развитие строительного комплекса России необходимо рассматривать только в связи с общим положением дел в стране, в том числе – состоянием духа и воли ее народа и правительства.

Строительство развивается и будет развиваться, если экономика страны приобретает инновационные качества: заботится о накоплении человеческого капитала, внедряет технологическую культуру во все сферы материального производства.

Строительство развивается и будет развиваться, когда совершенствуется общество, и когда этому не препятствуют ни социальные, ни политические и коррупционные ограничения, ни пассивность и безвольность духа народа в условиях внешнего противодействия государству.

Строительство развивается и будет развиваться, если отдельные граждане страны, семьи, соседские и территориальные общности, трудовые коллективы, народ в целом и правительство умеют аккумулировать свои знания, силы ресурсы, а также поддерживают друг друга в стремлении к достижению своих частных и общественных целей.

Иными словами, нам нужна современная государственная строительная политика, законодательно регулирующая деятельность строительного комплекса страны, определяющая простым, ясным и общедоступным языком идею, цели, задачи и приоритеты его инновационного развития. Об этом и пойдет речь в следующих материалах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *