Исходным моментом процесса управления является что

Ий учебный вопрос. Понятие и структура управленческого решения.

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Принятие решений является наиболее важным видом деятельности и представляет собой единовременный акт окончательного выбора одного из возможных вариантов действий по достижению целей организации.

Необходимость принятия решений обусловлена тем, что организации под влиянием изменений внешней среды вынуждены адаптироваться к изменяющимся условиям функционирования с помощью обратных связей информации о состоянии объекта управления, представленной в виде отклонений параметров объекта управления от целей, называемых проблемой.

Проблема в процессах управления есть противоречие целии ситуации, разрешение которого определяет изменение ситуации в направлении принятой цели.

Под ситуацией при этом понимают состояние объекта управления относительно выбранной цели.

Цель есть желаемое состояние объекта управления.

Содержание цели зависит от реальных возможностей субъекта управления и приемлемых ресурсов для её достижения.

Таким образом, на принятие решения оказывает влияние совокупность целей организации (стратегических, тактических, операционных) и информации, поступающей в виде обратной связи о состоянии объекта управления (анализ ситуации).

Представим на рисунке 1 место решения в процессе управления.

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Рисунок 1 – Место решения в процессе управления.

Исходными моментами управленческого процесса являются целевая функция (цель) и отклонение (проблема), задача управления состоит в ликвидации противоречия, возникающего между фактическим и желаемым состоянием объекта управления.

Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Однако, несмотря на универсальность решений, существуют отличия в решениях, принимаемых в частной жизни и в процессе управления организацией.

Применительно к процессу управления организацией необходимо отметить следующие принципиальные моменты:

1. Цели. Субъект управления (индивид или группа) принимает управленческие решения исходя из целей выживания, эффективной адаптации к условиям конкурентной среды, а не из своих потребностей.

2. Последствия. Решения могут существенно влиять на судьбы многих людей и отражаться на социально-экономической, экологической ситуации целых регионов.

3. Разделение труда. Формирование экономической стратегии в процессе управления организацией является функциональной обязанностью менеджеров, прочие исполнители реализуют уже принятые решения.

4. Профессионализм. В частной жизни человек принимает решения в силу «своего разумения. Эффективность управленческого решения по формированию экономической стратегии зависит от профессиональных знаний и навыков менеджеров, наделённых специальными полномочиями.

Принципы управленческого решения:

1. Единство анализа и синтеза (предполагает разложение на составные части анализируемых сложных явлений с целью глубокого изучения их свойств и последующее их рассмотрение в целом во взаимосвязи и взаимозависимости);

2. Выделение ведущего звена (ранжирование факторов) (предполагает постановку цели и установление способов достижения этой цели);

3. Обеспечение сопоставимости вариантов анализа (по объёму, качеству, срокам и т.д.);

4. Оперативность и своевременность анализа (направлен на сокращение времени выполнения работ за счёт рациональной организации частичных процессов, кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа);

5. Количественная определённость (предполагает количественное выражение параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов управленческого решения; связей между компонентами системы менеджмента; степень неопределённости и риска при принятии решения).

Понятие «управленческое решение»многообразно. Часто оно используется для обозначения процесса определенной последовательности этапов действий аппарата управления по выбору наиболее оптимального варианта действий в организации («decision making»),

Второе значение понятия «управленческое решение» — сам процесс выбора варианта решения проблемы (задачи) — «problem solving».

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

И, наконец, третье значение термина— конкретный вариант действий.

Таким образом, принимая во внимание многообразие трактовок термина «управленческое решение», представим его рабочее определение.

Управленческое решение предписание к действию, направленное на регулирование различных процессов в организационных системах, с целью обеспечения выполнения поставленных перед ними задач.

Основное в управленческом решении, как видно из определения:

1) решение есть некоторый процесс, складывающийся из ряда отдельных актов и процедур;

2) решение есть выбор альтернативы или действия;

3) решение предполагает наличие власти и определенной иерархии;

4) решение предполагает наличие информационного аспекта.

Управленческое решение имеет ряд характерных признаков.

Характерные признаки управленческого решения:

1) «волевой характер» решения (один вариант из нескольких альтернатив);

2) предварительное осознание (восприятие и осмысливание, а также установление взаимосвязи между целями и средствами);

3) мысленное совершение действия (моделирование) мысленный перебор доводов: «за» и «против»;

4) длительность воздействия (решение и его последствия затрагивают интересы многих людей и могут сохранять силу своего воздействия на длительный промежуток времени);

5) наличие выбора из множества вариантов или альтернатив (если нет альтернатив, то нет выбора, а, следовательно, и нет решения);

6) ориентация на сознательное достижение целей,

7) прецедентность (решения являются накопителем определенного опыта разрешения проблем в различных сферах управленческой деятельности, и потому могут быть использованы как прецеденты).

Источник

Процесс управления

Процесс управления решает две задачи:

Процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.

Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.

Предметом труда в управлении являются документы управления, получивший такое название в отличии от других документов, не связанных с вообще с процессом управления. Основным носителем информации в системе управления служит в настоящее время документ. С их помощью осуществляется взаимосвязь между структурными подразделениями организации.

Преобразованная информация приобретает самостоятельное существование и может накапливаться, что приводит к усложнению процесса управления, усилению господства прошлых решений над текущими. Последнее, правда, в определенней степени полезно, так как порождает организационный порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение соответствующих действий без специальных распоряжений. Однако он ограничен, так как не в состоянии подчинить и координировать все организационные элементы.

Управленческий труд, как и инженерный, конструкторский, исследовательский и пр., относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Он существует в трех основных формах: эвристического, административного и операторного.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений — управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.

Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он включает такие работы как документационная (оформление, размножение, сортировка, и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму, расчетов необходимых для принятия решений).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для ее обозначения иногда используют термин «нефизический труд».

Процесс управленческого труда состоит из элементарных действий, или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.

Управленческие операции – это технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение.

Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными (например, слушание, чтение, разговор, наблюдение за действиями различных устройств, мышления т.п.).

Самостоятельный комплекс операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, их оформлению), заканчивающихся определенным по форме и содержанию результатом в виде устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и пр.), получил название работы.

Управленческие работы различаются:

Остановимся подробнее на последней, поскольку для управленческого труда она является едва ли не главной характеристикой.

Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами.

Во-первых, масштабами, количеством и составом решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.

Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, часто в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.

В-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Менеджер, принимая решения, часто берет на себя ответственность не только за материальное благосостояние людей, но за их здоровье и даже жизнь.

По содержанию управленческие работы бывают:

Управленческая процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной цели.

Процедура должна отражать цель работы, используемые и разрабатываемые документы, их содержание, порядок прохождения.

Классификация процедур и операций осуществляется по ряду критериев:

При всем своем разнообразии и различной степени сложности управленческие процедуры носят циклический характер.

Управленческий цикл – это период обращения информации в сфере управления, который измеряется определенным для каждой процедуры временным интервалом или календарным периодом.

Источник

Процесс менеджмента

Нестеров А.К. Процесс менеджмента // Энциклопедия Нестеровых

Содержание и структура процесса управления

Комплексный подход к процессу менеджмента отражает взаимосвязь целей, задач, структуры и функций управленческой системы. Он устанавливает соответствие между структурными подразделениями и выполняемыми ими функциями, указывает на необходимость достижения конкретной цели в связи с появлением новых или изменением существующих условий, в которых действует организация.

Функции менеджмента, составляющие процесс управления, обладают двумя общими характеристиками:

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Характеристики процесса управления связывают все функции менеджмента и коммуникации, поэтому разработка, принятие и реализация управленческих решений представляют собой связующие процессы в рамках общего процесса управления. Процесс управления предполагает, что разработка управленческих решений должна также предусматривать выбор из нескольких альтернативных возможностей, в результате, выбор одной из альтернатив – является итогом общего процесса управления.

В рамках процесса управления и согласно функциям менеджмента, принятие решения – это выбор того, что и как планировать, организовывать, реализовывать и контролировать. Именно это и составляет основное содержание процесса менеджмента.

Основное требование для принятия решения заключается в наличии объективной, оперативной и точной информации об объекте управления. Единственным способом получения такой информации является коммуникация, которая представляет собой процесс обмена информацией, ее смысловым значением между людьми, в соответствии со структурированным типом отношений между людьми, организация в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования процесса менеджмента.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс управления представляет собой процедуру преобразования конкретной цели в определенную деятельность по ее достижению согласно объективным факторам реализации управленческого решения.

Цель менеджмента состоит в том, чтобы решить стоящие перед организацией задачи, устранить имеющиеся проблемы и принять наиболее действенное управленческое решение, поэтому процесс менеджмента должен базироваться на стратегических планах организации, а его итоговая структура – обеспечивать реализацию стратегии организации.

Основная проблема в данной области – необходимость постоянного принятия управленческих решений, которые, появляясь в итоге разработки и имея регламентированное выражение, служат достижению поставленных перед организацией целей, следовательно, процесс менеджмента должен обеспечивать непрерывность управления.

Следовательно, процесс менеджмента – это совокупность действий, включающих:

В соответствии с данным определением, разделение процесса менеджмента на самостоятельные этапы является одним из аналитических инструментов, который обеспечивает соблюдение закономерностей процесса управления, сохраняя при этом возможность для субъекта управления производить самостоятельные операции по принятию решений. Каждый из этапов управления представляет собой совокупность управленческих действий, характеризующихся однозначной необходимостью их осуществления в интересах организации.

Таким образом, процесс менеджмента может быть представлен в качестве структурной системы, которая определяется последовательностью этапов, обусловленных функциями менеджмента:

Содержание процесса менеджмента представлено на рисунке 1.

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Рис. 1. Содержание процесса менеджмента

Цель представляет собой состояние управляемой системы, к которому необходимо стремиться, чтобы достичь желаемого, возможного и необходимого состояния этой системы. Ситуация – это текущее состояние системы, которое оценивается в сопоставлении с поставленной целью. В связи с этим, проблема является одним из обособленных этапов процесса менеджмента, который основан на противоречии текущей ситуации и поставленной цели. Данный этап – это основной элемент процесса менеджмента, который подразумевает возможность изменения ситуации в направлении выбранной цели. Следовательно, без определения проблемы невозможно ни принятие управленческого решения, ни само существование процесса управления. Наконец, решение, являясь заключительным этапом процесса менеджмента, представляет собой нахождение путей разрешения проблемы и организационную работу по практическому разрешению.

В соответствии с рассмотренным содержанием процесса менеджмента, структура процесса менеджмента включает следующие аспекты:

Фундаментальным аспектом процесса менеджмента является его содержание, поскольку оно напрямую зависит от чередования определенных этапов, соответствующих функциям менеджмента, и в итоге, проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.

Организационный аспект процесса менеджмента определяется последовательностью применения управленческих рычагов воздействия для обеспечения желаемого состояния управляемой системы. Сюда относятся регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность и компетенции.

Функциональный аспект процесса менеджмента состоит в последовательной реализации функций менеджмента: планирование, организация, реализация, включая руководство и координацию, контроль. При этом данный аспект процесса менеджмента подразумевает, что эта последовательность не может быть нарушена.

Информационный аспект процесса менеджмента предполагает наличие комплекса действий, которые направлены на преобразование и обработку информации, необходимой для принятия управленческого решения по реализации конкретных действий, направленных на преобразование управляемой системы из одного состояния в другое. Данный аспект включает в себя поиск информации, структуризацию информации, обработку информации и подготовку результирующего информационного решения.

Экономический аспект процесса менеджмента проявляется через необходимость использовать финансовые, материальные, временные, трудовые ресурсы для принятия и реализации управленческих решений. В соответствии со спецификой процесса менеджмента, экономический аспект выражается через определение экономических потребностей организации, оценку имеющихся в распоряжении ресурсов, распределение этих ресурсов для их последующего использования.

При построении системы управления главная задача состоит в том, чтобы выбрать наиболее эффективный подход к процессу менеджмента, который более всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее факторам. Такая система управления обеспечивает рациональное существование организации, что позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять усилия персонала и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с наибольшей эффективностью. Процесс менеджмента в этой связи является неотъемлемой частью функционирования организации, поэтому ему придавалось большое значение, как в период эволюции менеджмента, так и в рамках в современной концепции менеджмента.

Типы процесса управления

Процесс менеджмента может реализовываться по-разному в зависимости от характера процесса управления, сохраняя, однако, при этом все присущие ему специфические свойства. Типология процесса управления определяется распределением отдельных операций процесса в зависимости от условий и возможностей системы управления, а также конкретизации целей и ситуаций в рамках процесса менеджмента.

Чем эффективнее построена система управления в соответствии с типологией процесса менеджмента, тем рациональнее осуществляется управленческая деятельность по принятию и реализации решений.

Это позволяет добиться повышения качества управленческого решения, сокращения времени на разработку решений, рациональной специализации работ, внесение строгости в разработку решения или его нахождение в условиях недостаточной информации.

В современной науке управления выделяют следующие типичные типы процесса управления:

1. Линейный тип процесса управления.

2. Корректируемый тип процесса управления.

3. Разветвленный тип процесса управления.

4. Ситуационный тип процесса управления.

5. Поисковый тип процесса управления.

Линейный тип процесса управления является наиболее простым вариантом организации процесса менеджмента и применяется в современных организациях в случае принятия решений регулярного характера, повторяющихся управленческих действий и иных рутинных операций в работе менеджера.

Линейный тип процесса управления представлен на рисунке 2.

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Рис. 2. Линейный тип процесса управления

Линейный тип процесс управления характеризуется строгим порядком следования этапов, поэтому он целесообразен только в тех случаях, когда в наличии управляющего имеется полностью определенная структура цели управленческого воздействия, достаточно полная характеристика текущей ситуации и детально описанная проблема. В результате, управляющий обладает возможностью полноценного осуществления каждого из этих этапов, но только в рамках тех операций, которые присущи конкретному этапу. Именно по этой причине линейный тип управления наиболее целесообразен для применения в типовых ситуациях, либо при принятии решений, характеризующихся повторяющимся характером или являющихся решениями элементарного уровня. Также данный тип процесса управления эффективно применяется в детально регламентированных и формализованных организационных структурах, когда управляющий после постановки цели получает исчерпывающую информацию по текущей ситуации и проблеме, достаточную для принятия рационального решения.

Корректируемый тип процесса управления представлен на рисунке 3.

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Рис. 3. Корректируемый тип процесса управления

Корректируемый тип процесса управления отличается необходимостью обязательной дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа. Поэтому данный тип процесса управления характерен для тех случаев, когда существует недостаточная определенность информации или наблюдается нехватка данных для принятия решений. Поэтому устранение неопределенности производится за счет корректировки пройденного этапа процесса управления. Такой подход позволяет компенсировать возможные неудачи от принимаемых решений, однако для его осуществления требуется значительно больше времени.

Разветвленный тип процесса управления представлен на рисунке 4.

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Рис. 4. Разветвленный тип процесса управления

Разветвленный тип процесса управления характеризуется методическим распределением операций на части, которое производится на определенных этапах. Применение оправдано в тех случаях, когда отсутствует возможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной ключевой проблемы либо принятия единственного решения по данной ситуации. Разветвленный тип процесса управления представляет собой многоаспектную оценку текущей ситуации и всесторонний анализ выявленной проблемы в соответствии со спецификой поставленной цели. Характерной чертой данного типа процесса управления является ориентация на аспекты и факторы, влияющие на принимаемые решения в отношении достижения поставленной цели. Следует отметить, что по каждому аспекту допускается выделение отдельной проблемы, после чего возможно либо нахождение в соответствии с поставленной целью целой серии решений, либо принятие комплексного решения, объединяющего в себе весь спектр найденных решений. При этом найденные решения были определены по каждому из аспектов текущего состояния управляемой системы и по отдельному фактору выявленной проблемы, либо нескольких связанных проблем. Следовательно, принимаемое в итоге решение отличается взаимосвязанным характером, учитывающим множество первичных и вторичных аспектов, связанных с поставленной изначально целью.

Ситуационный тип процесса управления представлен на рисунке 5.

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Рис. 5. Ситуационный тип процесса управления

Ситуационный тип процесса управления отличается изменением базового элемента в принятии решения, в качестве которого выступает не формируемая изначально цель, а возникнувшая ситуация и вытекающая из этой ситуации проблема. Именно они определяют постановку цели, которая направлена на изменение текущей ситуации, устранение проблемы и выработку для этого конкретного решения. Такой подход применим в тех случаях, когда имеет место неопределенность относительно цели воздействия, которая устраняется после прохождения последующих этапов. Процедура предполагает определение предварительной цели воздействия, которая уточняется после оценки ситуации и определения проблемы, а в редких случаях и после разработки ориентировочного решения. Такой тип процесс управления все равно начинается с формулирования цели, но только в общих рамках, которые позже детально уточняются и конкретизируются. Такой подход оправдан также в тех случаях, когда не представляется возможным достаточно полно и определенно сформулировать цель воздействия из-за недостатка времени, при недостаточности необходимой информации, оригинальности или нетривиальной природы цели.

Поисковый тип процесса управления представлен на рисунке 6.

Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть фото Исходным моментом процесса управления является что. Смотреть картинку Исходным моментом процесса управления является что. Картинка про Исходным моментом процесса управления является что. Фото Исходным моментом процесса управления является что

Рис. 6. Поисковый тип процесса управления

Поисковый тип процесса управления в отличие от ситуационного типа процесса управления исходит из предпосылки, согласно которой имеется абсолютное понимание того, что нужно сделать, и цель воздействия полностью ясна. Однако, имеется сложность в оценке текущей ситуации либо полная невозможность прохождения данного этапа процесса управления в заданном порядке относительно поставленной цели. Следовательно, невозможно определить основную проблему, поэтому необходимо проведение дополнительной работы по оценке ситуации и формулированию проблемы в зависимости от цели воздействия.

Современные требования к процессу менеджмента

Согласно современной концепции менеджмента, требования к процессу менеджмента сводятся к следующим аспектам:

Процесс менеджмента предполагает необходимость интенсификации использования следующих факторов:

Рациональная формализация внутриорганизационных отношений, организация внутрифирменной иерархии в рамках процесса менеджмента в современных условиях осуществляется большинством компаний. Цель данного подхода состоит в обеспечении скоординированных действий и повышение централизации управления внутри организации. Вместе с тем децентрализация полномочий позволяет, при сохранении эффективной иерархии подчиненности в организации, делегировать полномочия в принятии отдельных решений на тот уровень организации, который располагает большим количеством конкретной информации по данному вопросу. Вместе с тем, данный подход позволяет повысить эффективность процесса менеджмента, так как вовлекает в него тот уровень управления, который непосредственно будет участвовать в реализации конкретного решения. Также это позволяет не нарушать принцип звенности в управлении организацией, так как управляющий не вступает в прямые контакты с подчиненными, которые находятся ниже его в иерархии больше, чем на один уровень, что позволяет обеспечивать соблюдение компетенций в рамках процесса менеджмента в целом.

Процесс менеджмента предполагает создание межфункциональных групп, которые формируются на временной основе из членов разных подразделений и иерархических уровней организационной структуры. Процесс менеджмента в этом случае позволяет использовать при оценке текущей ситуации и определении проблемы специальные знания и опыт членов такой межфункциональной группы, которая отличается совокупностью интеллектуальных возможностей разной направленности, которые можно применить при разработке и принятии конкретных, детерминированных и сложных решений. Результатом процесса менеджмента в данном случае выступает неординарное решение, которое характеризуется прогрессивным подходом к решению проблемы управления в соответствии с поставленной целью. Однако, в ходе использования межфункциональных групп первоначальным этапом является длительный период всестороннего анализа информации, проводимого на высокопрофессиональном уровне, что возможно благодаря объединению специалистов разной направленности. Вместе с тем, вышестоящий руководитель, отвечающий за результат и принятие решения, определяет целесообразность выделения ресурсов на достижение поставленной цели в текущих условиях в соответствии с вариантами решения имеющейся проблемы и выбирает наиболее эффективный. Непосредственным же руководителем межфункциональной группы чаще всего назначается один из ее участников, который может быть заменен другим специалистом по ходу выполнения работ.

Регламентация организационных правил и процедур позволяет эффективно координировать все действия в рамках процесса менеджмента. Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами. Поэтому наиболее целесообразным является соблюдение баланса между регламентированием внутренних операций, функций и действий с одной стороны и возможностями исполнителей внутри организации проявлять инициативу и принимать ответственность с другой стороны.

Планирование, выступая базовой функцией менеджмента и, фактически, определяя первый этап процесса менеджмента, должно быть нацелено на координацию деятельности организации в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. Процесс менеджмента должен начинаться с составления плана, в ходе которого достигается сочетание интересов и целей между различными уровнями управления. Следовательно, процесс менеджмента должен учитывать не просто поставленную и сформулированную цель воздействия, чтобы достичь определенного результата посредством принятия решения, но и иметь возможность планировать и согласовывать все элементы управленческой и оперативной деятельности при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшими руководителями фирмы или руководителями производственных отделений. В совокупности, это позволяет сделать процесс менеджмента ориентированным на достижение не просто поставленных целей, но реализацию тех решений, которые имеют практическую важность для организации в целом и отдельных подразделений внутри нее. При этом соблюдается согласованность поставленных целей и текущей ситуации с проблемой, которую необходимо решить, посредством принятия детерминированного управленческого решения.

Использование в процессе менеджмента непосредственных или прямых горизонтальных связей внутри организации при принятии решений без адресного обращения к высшему руководству позволяет сократить продолжительность процесса менеджмента, способствуя ускоренному принятию решений. Вместе с тем, возрастает и ответственность за выполнение принятых решений, однако в этом случае руководители разных уровней имеют возможность осуществлять непосредственное взаимодействие со своими коллегами в интересах обеспечения эффективного процесса менеджмента. Такой подход позволяет получать конкретную информацию о текущей ситуации, оценивать реальные и возможные проблемы, мешающие достижению поставленной цели, а в результате, быстро адаптировать управленческую деятельность к изменяющимся условиям и, как следствие, повышать результативность принимаемых решений.

Выводы

Менеджмент представляет собой управление производством и включает в себя совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Следовательно, менеджмент является комплексным процессом обеспечения целенаправленной хозяйственной деятельности организации и эффективного использования ресурсов, который основывается на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления организацией, соответствующей условиям ее внешней среды. Функции менеджмента включают в себя планирование, организацию, реализацию, в том числе руководство и координацию, и контроль.

Современная методология и практика менеджмента обобщает лучшие результаты управленческой деятельности, которых достигали различные школы управления, вклад которых в развитие процесса менеджмента был рассмотрен в ходе исследования. Благодаря достижениям школы научного управления, административной школы управления, школы человеческих отношений и поведенческих наук, школы науки управления современная концепция менеджмента во многом обусловлена их взглядами на содержание и структуру процесса менеджмента.

Согласно содержанию процесса управления он представляет собой процедуру преобразования конкретной цели в определенную деятельность по ее достижению согласно объективным факторам реализации управленческого решения. Процесс менеджмента представляет собой комплекс действий, направленных на превращение поставленной цели в согласованную деятельность, ориентированную на решение проблем и улучшения текущего состояния организации, посредством принятия обоснованного решения. Таким образом, процесс менеджмента включает в себя четыре этапа: целеполагание или определение цели, определение ситуации, определение проблемы и решение проблемы.

Многофакторный характер процесса менеджмента обусловлен, прежде всего, подходом к его реализации внутри организаций. В основе этого подхода – взгляд на предприятие как на совокупность ключевых бизнес-процессов, а не функциональных подразделений. Основное внимание уделяется межфункциональным процессам, которые объединяют отдельные функции в общие потоки и в целом направлены на достижение конечного результата в интересах организации, а не отдельного подразделения.

Типология процесса управления включает в себя линейный, корректируемый, разветвленный, ситуационный и поисковый типы процесса управления. Каждый из них характеризуется распределением отдельных операций процесса в зависимости от условий и возможностей системы управления, а также конкретизации целей и ситуаций в рамках процесса менеджмента. В соответствии с этим процесс менеджмента реализуется по-разному, так как определяется типом процесса управления. Однако, сохраняются все характерные особенности и свойства процесса менеджмента вне зависимости от характера процесса управления, что позволяет эффективно осуществлять процесс менеджмента, применяя в работе управляющего разные типы процесса управления в соответствии с текущей ситуацией и потребностями управленческой деятельности.

Современные требования к процессу менеджмента обусловлены, как развитием науки управления, так и практической ориентации менеджмента, как профессиональной деятельности. Основные требования к процессу менеджмента в современных организациях сводятся к рациональной формализации отношений и подчиненности, использованию межфункциональных групп, регламентацией внутренних норм и правил, повышенному вниманию к планированию и использованию горизонтальных связей внутри организации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *