чёрное тело, ♀АaXBXb — серое тело, красные глаза; ♂AaXbY — серое тело, белые глаза; 3) признак «белые глаза» обусловлен рецессивным аллелем, сцепленным с Х-хромосомой. У самок красные глаза, так как доминантный аллель (полученный от отца) подавляет рецессивный (полученный от матери), у самцов только один рецессивный аллель (полученный от матери). (Допускается иная генетическая символика.) Известно, что динозавры были наиболее прогрессивной группой пресмыкающихся и обладали пассивной теплокровностью (из-за больших размеров тело нагревалось за день и потом медленно остывало, позволяя сохранять более высокую, чем окружающая среда, температуру тела даже ночью). Объясните, почему пресмыкающиеся не могут быть истинно теплокровными, как птицы и млекопитающие. 1. У пресмыкающихся кожа покрыта роговыми чешуями, что не позволяет эффективно удерживать тепло. 2. У пресмыкающихся лёгкие не имеют достаточной площади поверхности для газообмена (ячеистые лёгкие имеют меньшую площадь поверхности, чем губчатые (как у птиц) или альвеолярные (как у млекопитающих) лёгкие) — недостаточное насыщение крови кислородом. 3. Артериальная и венозная кровь смешиваются в сердце (сразу по выходе из сердца в случае крокодилов), что не позволяет снабжать органы достаточным количеством кислорода. Во время выстрела орудия артиллеристы обычно открывают рот. Объясните, почему необходимо так делать, чтобы избегать травм органов слуха? 1. При выстреле раздаётся очень громкий звук (образуется мощная воздушная волна). 2. Этот звук (эта волна) создаёт большой перепад давления между средним ухом и окружающей средой, что может повредить барабанную перепонку. 3. Если артиллерист открывает рот, то давление легко выравнивается посредством слуховых труб. Объясните, почему выращивать растительные культуры энергетически выгоднее, чем заниматься животноводством? 1) растения занимают первый трофический уровень в агроэкосистеме; 2) энергию для набора биомассы растения получают из солнечного света; 3) животные находятся на втором трофическом уровне; 4) только 10% процентов энергии переходит с одного уровня на другой; 5) поэтому для того, чтобы прокормить скот, необходимо вырастить гораздо больше растений. Для выявления некоторых наследственных заболеваний человека используется цитогенетический метод. На чём основан этот метод? Если бы Вы проводили данное исследование, какие клетки крови Вы бы использовали? Объясните, почему. На каких изображениях кариотипа человека можно наблюдать отклонения, ответ поясните. 1. Цитогенетический метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества. 2. Для исследования используют лейкоциты крови, в этих клетках есть хромосомы, заключённые в ядро, эритроциты и тромбоциты крови ядра не содержат. 3. Отклонения можно наблюдать на изображениях 1 и 3. 4. На изображении 1 трисомия по 21 хромосоме (синдром Дауна). 5. На изображении 3 отсутствие половой хромосомы (синдром Шерешевского — Тернера). 1. Круг образован плодовыми телами грибов. 2. Внутри круга находится мицелий (грибница). 3. Центральная часть мицелия постоянно отмирает к периферии, так как выедает питательные вещества из почвы. 4. Чем больше возраст мицелия, тем больше диаметр круга. 5. Правильность кругов объясняется тем, что мицелий растёт в разные стороны с одинаковой скоростью. Почему методы полиплоидии и искусственного мутагенеза применяемые в селекции растений, не применимы в селекции животных? Это объясняется особенностями животных: 1) сложное строение (наличие систем органов), сложная взаимосвязь с окружающей средой (нервная система, органы чувств); 2) малая плодовитость по сравнению с растениями, длительное половое созревание и др. Данные выше ответы заложены в критериях. На практике же засчитывались и другие варианты ответа, на наш взгляд более существенные. Получение полиплоидов в эксперименте тесно связано с искусственным мутагенезом. С этой целью используют специальные мутагены, нарушающие расхождение хромосом в митозе и мейозе. Полиплоидные животные не выживают. Искусственный мутагенез не применяется, т. к. обработка мутагенами может привести к смерти животного это ведь не ответ на вопрос. тут скорее потому, что животные с увеличенным хромосомным набором погибают А разве тутовый шелкопряд не является примером того, что метод полиплоидии применим для животных? Пояснение к этому заданию не является ответом на сам вопрос задания. Само пояснение только косвенно касается задания. Почему именно такой ответ? Не лучше ли будет сказать, что полиплоидия у растений встречается и в природе(а значит и в лабораторных условиях возможна), в то время как у животных такие гибриды нежизнеспособны, и происходит самоабортирование на ранних сроках, либо рождается мертвое потомство? Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна вишни? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки. 1) Микроспоры образуются в результате мейоза из материнских клеток спор (спорогенной ткани). 2) Вегетативная и генеративная клетки пыльцевого зерна образуются в результате митоза микроспор. 3) Спермии образуются в результате митоза генеративной клетки 4) Все названные клетки гаплоидны Пункт 1 необязателен для ответа, но он поясняет почему клетки пыльцевого зерна гаплоидны. На мой взгляд вегетативная клетка НЕ является гаплоидной, как указано в пояснении под №4 (Все названные клетки гаплоидны), т.к. вегетативная клетка является диплоидной. https://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=20857 (Иллюстрация из учебной книги Биология. 10 класс. Рохлов В.С.) Константин, вегетативная клетка пыльцевого зерна (мужского гаметофита) гаплоидная. На указанном Вами рисунке дописана двойка ручкой ошибочно. Экспериментатор изучал динамику образования антител. В ходе эксперимента он дважды в течение трёх месяцев вводил по 1 мл раствора с антигеном лабораторной мыши и вёл наблюдения. Спустя 40 суток после введения первой дозы раствора с антигеном, экспериментатор зафиксировал результаты на графике (рис. А). На 60-е сутки он ввёл вторую дозу антигена той же мыши и финальные результаты так же зафиксировал в виде графика (рис. Б). Какие параметры задаются экспериментатором (независимые переменные), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Что такое антиген и антитело? Какую реакцию организма экспериментатор наблюдал в ходе исследования? Почему наблюдается разница между результатами первого и второго введения антигена в организм? 1. Независимые переменные (задаваемые экспериментатором) — доза вводимого антигена, количество введения антигена, время эксперимента. 2. Зависимая переменная (изменяющаяся в результате эксперимента) — концентрация антител в сыворотке. 3. Антиген — чужеродное вещество, попадание которого вызывает выработку антител в организме. 4. Атитело — белок плазмы крови, предназначенные для нейтрализации патогена (антигена). 5. В ходе исследования экспериментатор наблюдал иммунный ответ ИЛИ иммунную реакцию. При иммунном ответе на попадание в организм антигена выделяются антитела. 6. Различие динамики образования антител объясняется тем, что после первичного введения антигена в иммунной системе формируются лимфоциты, несущие память о данном антигене. 7. После повторной встречи с этим же антигеном лимфоциты с памятью быстро размножается и интенсивно включают процесс формирования антител, которые вырабатываются быстрее и в большем количестве. Среди обитающих в пустыне ящериц часто встречаются партеногенетические виды. При этом численность популяций партеногенетических видов обычно в несколько раз превышает численность обычных двуполых видов. Объясните, в чём особенность размножения партеногенезом и почему в результате него возникает такое соотношение между численностями популяций партеногенетических и обычных видов. Почему такой способ полового размножения встречается крайне редко? 1. Партеногенез — половое размножение, происходящее без оплодотворения. 2. При партеногенезе размножение может происходить чаще и эффективнее, чем без партеногенеза (быстрее происходит увеличение численности популяции). 3. Однако при партеногенезе не происходит обмен генетической информацией между особями в популяции, что приводит к понижению способности популяции адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Экспериментатор решил проанализировать вещества, содержащиеся в листьях. В ходе эксперимента он закрыл лист с двух сторон черной бумагой так, чтобы была прикрыта только его часть (рис. А). Растение он выставил на свет. Через сутки исследуемый лист экспериментатор срезал, прокипятил, выдержал в горячем спирте. В завершение эксперимента, он обработал лист раствором йода. Область листа, которая была не закрыта бумагой окрасилась в синий цвет. Какие параметры задаются экспериментатором (независимые переменные), а какие параметры меняются в зависимости от этого (зависимые переменные)? Объясните результаты опыта. Для каких целей лист выдерживается в горячем спирте? Почему открытая часть листа поменяла цвет после обработки раствором йода, а незакрытая нет? Почему в эксперименте используется раствор йода? 1. Независимые переменные (задаваемые экспериментатором) — наличие света, концентрация растворов, температура воды и спирта, время, проведённое растением на свету (должно быть указано не менее двух переменных, одна из которых — свет). 2. Зависимые переменные (изменяющиеся в результате эксперимента) — разрушение хлорофилла, цвет листа, накопление крахмала в незакрытой части листа. 3. Лист выдерживается в горячем спирте, чтобы разрушить хлорофилл и обесцветить лист. 4. На свету идёт процесс фотосинтеза, в результате которого образуются углеводы. Углеводы в виде крахмала накапливаются в амилопластах (крахмальных зёрнах). 5. В неосвещённой части листа через какое-то время прекращаются процессы фотосинтеза. Как результат в этой области не запасается крахмал. 6. Качественной реакцией на крахмал является его реакция с йодом. Те части листа, которые были освещены изменили, окрасились в синий, потому что в них был крахмал. Те части листа, которые были закрыты, не окрасились. Источник Испокон веков люди замечали что часто шляпочные1. Круг образован плодовыми телами грибов. 2. Внутри круга находится мицелий (грибница). 3. Центральная часть мицелия постоянно отмирает к периферии, так как выедает питательные вещества из почвы. 4. Чем больше возраст мицелия, тем больше диаметр круга. 5. Правильность кругов объясняется тем, что мицелий растёт в разные стороны с одинаковой скоростью. Чем объяснить постоянство числа хромосом у особей одного вида При мейозе количество хромосом уменьшается в два раза, становится гаплоидным, при слиянии двух гамет образуется вновь двойной, диплоидный набор, соответствующий данному организму. Используя рисунок процесса полового размножения хламидомонады, объясните, в чем сущность полового размножения и каково его отличие от бесполого. В результате какого процесса образуются гаметы, в чем их особенность? Какой цифрой на рисунке обозначена зигота? Чем она отличается от гамет? Сущность полового размножения хламидомонады и каково его отличие от бесполого ИЛИ, В результате полового размножения происходит комбинация генов двух исходных особей хламидомонад (комбинативная изменчивость) В бесполом размножении участвуют споры, которые образовались путем митоза из материнской особи (взрослой особи). Процесс идет при благоприятных условиях. Отличие от полового размножения заключается в том, что генотип всех новых особей полностью идентичен генотипу исходной особи. При половом размножении в материнской клетке путем митоза образуются гаметы. Гаметы, сливаясь, образуют диплоидную зиготу. Процесс идет при неблагоприятных условиях. В результате какого процесса образуются гаметы, в чем их особенность? Ответ: При неблагоприятных условиях у разных особей хламидомонады митозом образуются половые гаплоидные клетки. Они похожи на зооспоры (но количество их значительно больше: 32 либо 64 в одной клетке). Гаметы способны попарно сливаться (после созревания гаметы выходят из материнской клетки и сливаются попарно, образуя зиготу). Какой цифрой на рисунке обозначена зигота? Чем она отличается от гамет? Ответ: Зигота отмечена цифрой 6 Гамета – гаплоидна. Зигота – диплоидна. (Примечание. Зигота — единственная диплоидная стадия развития хламидомонады; в отличие от материнской особи, гамет и спор, дающих начало новым особям, она диплоидна). Критерии, которые были заложены в сборник «Типовые тестовые задания по биологии под редакцией Калиновой Г. С., 2017 год 1) При неблагоприятных условиях у разных особей хламидомонады митозом образуются половые гаплоидные клетки, которые, сливаясь, образуют диплоидную зиготу. Это процесс полового размножения. 2) Зигота делится мейозом, образуются четыре гаплоидные споры. Это бесполое размножение. 3) Зигота обозначена на рисунке цифрой 6. В отличие от гаплоидных спор, дающих начало новым особям, она диплоидна. В пояснении: «В бесполом размножении участвуют споры, которые образовались путем митоза из материнской особи». Мейоза, а не митоза. У хламидомонады, хлореллы, улотрикса при бесполом размножении образуются митоспоры, у ламинарии – мейоспоры. митоспоры – перед образованием спор происходитмитоз(–ы) мейоспоры – первое деление, предшествующее образованию спор – мейоз. Почему альпинисты жалуются, что на больших высотах они не могут сварить горячий и крепкий чай? Объясните ответ, используя знания о строении молекул воды и её свойствах. 1) Кипением называется процесс парообразования по всему объему воды. Вода закипает, когда давление внутри пузырьков водяного пара становится больше, чем атмосферное давление снаружи. Тогда пузырьки растут и выталкивается вверх силой Архимеда. 2) На больших высотах атмосферное давление ниже, чем на поверхности земли. Чем ниже внешнее давление, тем ниже должно быть давление водяного пара для кипения воды, тем ниже температура закипания воды. 3) Поскольку вода переходит в пар, так и не прогреваясь до 100 градусов, в ней плохо растворяются вкусовые вещества чая. Данная задача, по моему мнению, не связан с биологией. В пояснений используются законы физики. Следовательно и само задание должно относится к заданиям по физике, под номером 28 Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано. Чтобы обеспечить максимальную вероятность опыления. 1) Опыление до распускания листьев происходит для того, чтобы переносимая ветром пыльца не оседала на листьях. 2) Большое количество пыльцы у ветроопыляемых растений связано с тем, что много пыльцы теряется, потому что ветер может унести пыльцу в любое место. Для того, чтобы гарантировать опыление, ветроопыляемые растения должны делать больше пыльцы, чем насекомоопыляемые. Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке». Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке кладке |