Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладали

ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: § 1 Что изучает история

Стр. 4. Ключевые вопросы

№ 1. Для чего нужно знание истории?

История помогает понять, как изменялась жизнь людей с течением времени и почему она стала такой, как сейчас. Знать историю важно всем людям, чем бы они ни занимались. Без неё мы бы не знали о том, что было создано предыдущими поколениями, как и когда возникла наша Родина, и не понимали бы, что происходит в мире вокруг нас. Без интереса к истории нельзя быть настоящими гражданами своей страны.

№ 2. Как историки узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Благодаря сохранившимся останкам людей мы знаем, как выглядели предки. Изучать и восстанавливать облик древних людей помогает наука антропология (от греческого антропос — человек). Ещё важнее письменные источники — надписи на камне, глине, металле, дереве и, конечно, древние книги. Правда, письменные источники рассказывают не обо всей истории человечества, потому что люди изобрели письменность не сразу, а около 5 тысяч лет назад.

Таким образом, историки узнают о прошлом человечества, исследуя письменные и вещественные источники, стараясь точно установить время и ход исторических событий, понять, почему именно так, а не иначе развивалась история разных народов и стран. Если данных источников недостаточно для определённых выводов, историки выдвигают научные предположения — гипотезы.

Стр. 7. Итоговые вопросы

№ 1. Объясните, какие значения имеет слово «история»

Слово «история» греческого происхождения. В переводе оно означает «рассказ о событиях», «описание», «исследование». Историей называют прошлое всего человече­ства. Но история — это еще и наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.

№ 2. Выскажите мнение, для чего современному человеку нужно знание истории. Приведите примеры ситуаций, когда оно важно для вас.

Изучая историю, современный человек может понять, как изменялась жизнь людей и почему она стала такой, как сейчас. Без неё люди бы не знали о том, что было создано предыдущими поколениями и не понимали бы, что происходит в мире. Без интереса к истории нельзя быть настоящими гражданами своей страны. Для каждого человека особенно важна история своего Отечества. История каждого государства, в том числе и России, является частью мировой истории. Каждый образованный и культурный человек должен знать не только о своей Родине, но и о жизни других народов, чтобы лучше понимать их, жить с ними в мире и согласии.

Благодаря знанию истории я могу узнавать о происхождении праздников (9 мая, Новый год), развитии города, в котором я живу, о том, как жили бабушки и дедушки и очевидцами каких исторических событий они были.

№ 3. Какие разделы выделяются в истории Древнего мира? Покажите на карте, расположенной на форзаце учебника, территории государств, существовавших в древние времена на Востоке и в Европе.

История Древнего мира — самая ранняя часть истории человечества. Самый первый и наиболее длительный ее период — первобытная эпоха (от появления на Земле людей до возникновения первых государств).

Второй раздел истории Древнего мира называется исто­рией Древнего Востока. Около 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек возникли древнейшие государства. Это огромный район, протянувшийся от Египта в Африке до Китая в Азии. На этой территории тысячи лет назад возникали, развивались и исчезали древние государства. Некоторые из них были обширными державами, на территории которых проживало множество разных народов.

Третий и четвёртый разделы истории Древнего мира носят названия история Древней Греции и история Древнего Рима. Это история первых государств Европы. Историческое развитие древних греков и римлян, или, как ещё говорят, народов Античности (от латинского антиквус — древний), отличалось от развития народов Древнего Востока и заложило основу современной цивилизации. Первые греческие государства возникли около трёх с половиной тысяч лет назад, а закончилась история Древнего мира падением Западной Римской империи в 476 году.

Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладали. Смотреть фото Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладали. Смотреть картинку Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладали. Картинка про Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладали. Фото Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладали

Древняя Греция, Македония (2)

Хеттское царство (3)

Палестина, Финикия (5)

Месопотамия: Шумер, Аккад, Вавилон (6)

Персидское государство (8)

№ 4. Представьте в таблице информацию об источниках, из которых историки узнают о прошлом.

№ 5. Составьте словарик названий наук, которыми пользуются историки при изучении прошлого. Укажите, что изучает каждая наука.

Изучать прошлое историкам помогают следующие науки:

Антропология – наука, изучающая облик древних людей

Археология — наука, изучающая прошлое по вещественным источникам: остаткам строений, обломкам посуды, оружию, монетам, украшениям, костям людей и домашних животных.

Картография – наука, изучающая исторические карты, по которым можно узнать о военных походах и местах сражений, о расположении городов, о торговых маршрутах, о границах государств

Нумизматика – наука об истории монетной чеканки и денежного обращения

Хронология – наука, изучающая историю счета времени и древние календари

Этнография – наука, изучающая образ жизни, быт, хозяйство, обычаи и традиции различных народов

№ 6. На основе текста и иллюстрации на с. 6 объясните, как работают археологи. Какие знания и умения необходимы в их работе?

Археологам необходимы знания по истории, этнографии, антропологии, нумизматике и другим наукам. Археолог должен уметь рисовать, чертить, фотографировать, быть в хорошей физической форме.

Археологи изучают карты, узнают, где примерно мог находиться древний город. Они определяют его примерные границы и проводят раскопки, используя как лопаты, так и кисточки для очистки найденных вещественных источников.

Источник

Географические исследования

Любознательность порождала стремление узнать, что находится за холмом, рекой, лесом. Открывшийся мир запечатлевался в сознании человека и знания об окружающем мире, необходимые для выживания человека, передавались из поколения в поколение.

Затем появилась письменность. Люди стали записывать, зарисовывать, что видели и слышали, научились схематически изображать местность на бумаге. Так постепенно накапливались знания о Земле. Только изучив их историю, можно представить все опасности и трудности, с которыми сталкивались первооткрыватели.

Их пример вдохновляет современников на новые исследования ещё не открытых богатств Земли, на бережное отношение к тому, чем мы пользуемся каждый день.

Сегодня на уроке мы узнаем как в древности люди представляли себе форму Земли, как выглядит карта Эратосфена.

Просмотр содержимого документа
«Географические исследования»

Урок 2. Географические исследования

Цель: Сформировать у обучающихся представление об истории познания Земли, научить анализировать первые исторические карты и глобус.

Проверка домашнего задания § 1. Задание №1-3.

3. Мотивация учебной деятельности.

Любознательность. С неё всё началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди первых вопросов, которые задавал себе первобытный человек были вопросы об окружающем мире.

Любознательность порождала стремление узнать, что находится за холмом, рекой, лесом. Открывшийся мир запечатлевался в сознании человека и знания об окружающем мире, необходимые для выживания человека, передавались из поколения в поколение.

Затем появилась письменность. Люди стали записывать, зарисовывать, что видели и слышали, научились схематически изображать местность на бумаге. Так постепенно накапливались знания о Земле. Только изучив их историю, можно представить все опасности и трудности, с которыми сталкивались первооткрыватели.

Их пример вдохновляет современников на новые исследования ещё не открытых богатств Земли, на бережное отношение к тому, чем мы пользуемся каждый день.

Сегодня на уроке мы узнаем как в древности люди представляли себе форму Земли, как выглядит карта Эратосфена.

4. Изучение нового материала.

Знания о природе Земли были необходимы людям. Они познавали окружающий мир для того, чтобы собирать плоды, ловить рыбу, охотится. Первобытные люди пытались расширить обжитые территории за счёт отдалённых земель. Так они осваивали территории. Местность они изображали в виде насечек на стенах пещер, коре деревьев, костях животных. Так передавалась информация об охотничьих угодьях, ловушках последующим поколениям.

Так Ис­то­рия гео­гра­фи­че­ских идей на­счи­ты­ва­ет несколь­ко ты­ся­че­ле­тий. Ее невоз­мож­но от­де­лить от ис­то­рии че­ло­ве­че­ства. Пер­во­быт­ные люди по­лу­ча­ли гео­гра­фи­че­скую ин­фор­ма­цию во время охоты, со­би­ра­тель­ства, по­се­щая со­сед­ние со своим про­жи­ва­ни­ем тер­ри­то­рии.

Чтобы отличить новые реки, горы, леса от уже известных люди давали им название, они передавались устно из поколения в поколение. Так передавался первый географический опыт.

А) Какую форму имеет Земля.

Этот вопрос возникал у всех народов. Но все представляли землю по- разному. Жителям равнин она казалась ровной, жителям гор в виде горы.

В Древней Индии считали, что земля – это полусфера, она покоится на трёх слонах, слоны на черепахе.

В Древней Греции земли представляли в виде диска, который напоминает щит воина. Наиболее распространённое было мнение о том, что земля плоская

Б) Кто совершил самые древние плавание. Имена первых путешественников история не сохранила. Расширяя рамки разведанных земель люди наталкивались на водные просторы и пытались преодолеть их. Корабль изобрели шесть тысяч лет назад. Древние географические открытия совершили жители Древней Греции. Они плавали на гребных и парусных судах, не только вдоль берегов, но и в открытом море, могли ориентироваться по солнцу и Полярной звезде.

Греки основали множество колоний по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей об окружающем мире расширялось.

Це­ле­на­прав­лен­ное и си­сте­ма­ти­че­ское изу­че­ние окру­жа­ю­щей при­ро­ды и вза­и­мо­дей­ствия с ней че­ло­ве­ка вос­хо­дит ко вре­ме­ни за­рож­де­ния на­уч­ной мысли. Ев­ро­пей­ская наука берет свое на­ча­ло в тру­дах ан­тич­ных мыс­ли­те­лей, од­на­ко ее корни идут еще глуб­же – в Древ­ний Еги­пет и Ме­со­по­та­мию. В «ко­лы­бе­ли» наук – Егип­те – впер­вые воз­ник­ли ме­то­ды (спо­со­бы, при­е­мы) по­зна­ния мира: на­блю­де­ние, из­ме­ре­ние, обоб­ще­ние. Егип­тяне умели опре­де­лять линию ме­ри­ди­а­на (на­прав­ле­ние север – юг), они изоб­ре­ли пись­мен­ность, об­ла­да­ли ма­те­ма­ти­че­ски­ми, аст­ро­но­ми­че­ски­ми и дру­ги­ми зна­ни­я­ми. Самые пер­вые из из­вест­ных нам карт были со­зда­ны в Шу­ме­ре около 2700 г. до н. э.

Су­ще­ствен­но об­лег­чи­ло изу­че­ние новых тер­ри­то­рий изоб­ре­те­ние ком­па­са. Ком­пас – устрой­ство, об­лег­ча­ю­щее ори­ен­ти­ро­ва­ние на мест­но­сти. Пред­по­ло­жи­тель­но, ком­пас был изоб­ре­тен в Китае около 900-1000 лет назад.

Во­ен­ные по­хо­ды, тор­гов­ля и пу­те­ше­ствия в ци­ви­ли­за­ци­ях Древ­не­го мира рас­ши­ря­ли кру­го­зор че­ло­ве­ка. Но все же кру­го­зор этот охва­ты­вал от­дель­ные ре­ги­о­ны Земли, т.е. он был ре­ги­о­наль­ным.

Раз­ви­тие тор­гов­ли и мо­ре­пла­ва­ния в да­ле­кие вре­ме­на было невоз­мож­но без спе­ци­аль­ных (гео­гра­фи­че­ских) зна­ний об окру­жа­ю­щих зем­лях и на­ро­дах. По­треб­ность в этих зна­ни­ях удо­вле­тво­ря­ли так на­зы­ва­е­мые ло­го­гра­фы. Они де­ла­ли опи­са­ния бе­ре­гов (пе­ри­п­лы) и стран (пе­ри­гё­зы). Пер­вым на­уч­ным при­е­мом, с по­мо­щью ко­то­ро­го че­ло­век по­зна­вал окру­жа­ю­щий мир, был опи­са­тель­ный метод. Люди по-раз­но­му пы­та­лись изоб­ра­зить по­верх­ность Земли и саму пла­не­ту.

Ги­по­те­за о том, что земля имеет круг­лую форму, была вы­дви­ну­та еще древ­не­гре­че­ским фи­ло­со­фом Ари­сто­те­лем: он на­блю­дал за дви­же­ни­я­ми Луны и Солн­ца в те­че­ние суток, что поз­во­ли­ло ему сде­лать по­доб­ный вер­ный вывод. В Сред­ние века ша­ро­об­раз­ность земли была об­ще­на­уч­ным фак­том.

В 4 в до н. э великий учёный античного мира Аристотель пришёл к выводу о шарообразности Земли.

Позже на ос­но­ве его тру­дов гре­че­ско­му уче­но­му Пто­ле­мею уда­лось сде­лать пер­вые со­вер­шен­ные карты. Более 2000 лет назад уче­ные опре­де­ли­ли, что Земля имеет форму шара (сферы).

Зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие гео­гра­фи­че­ских зна­ний сде­лал древ­не­гре­че­ский ма­те­ма­тик Эра­то­сфен. Ему пер­во­му уда­лось раз­ра­бо­тать си­сте­му ме­ри­ди­ан и па­рал­ле­лей и опре­де­лить раз­ме­ры пла­не­ты. В срав­ни­тель­но боль­ших от­рыв­ках дошло до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни со­чи­не­ние Эра­то­сфе­на о гео­гра­фии. Кроме того, на ос­но­ве своих на­блю­де­ний и рас­че­тов Эра­то­сфен со­здал карту по­верх­но­сти Земли.

В по­сле­ду­ю­щее время также было со­зда­но много гео­гра­фи­че­ских карт по мере от­кры­тия новых тер­ри­то­рий. Ко­неч­но, эти карты были да­ле­ки от иде­а­ла, но все равно имели огром­ное зна­че­ние и яв­ля­лись по­ка­за­те­лем про­грес­са гео­гра­фи­че­ских зна­ний.

Древнегреческий учёный Птолемей (1-2 в. в) составил более совершенную карту мира.

7. Д. з. Прочитать параграф, и ответить на вопросы в конце параграфа.

Источник

География. 5 класс

Зарождение географии
Необходимо запомнить

На уроке мы изучили историю географических открытий в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии. Начальными географическими знаниями люди обладали еще в древности. Древнему человеку необходимо было познавать природу, так как от понимания её процессов зависело его существование. При расселении и в поисках пищи люди вынуждены были продвигаться вглубь континента, тем самым открывая новые земли. Расширяя свое жизненное пространство, люди обнаружили водные просторы, омывающие сушу. Для их преодоления необходимо было находить средства и люди изобрели корабль.

Географические открытия
Что знали о нашем мире древние?

Географические знания являются для человека одними из первых об окружающей среде. У всех народов мира, независимо от их уровня развития, имеются элементарные географические представления. Эти представления присутствуют в местных географических терминах. Например, в таких терминах, как «река», «гора», «болото», «лес», «луг», «бор» на любом языке отражаются представления о географических различиях местностей, хозяйственной ценности угодий. Систематические географические знания впервые сложились у древних греков в философском истолковании природы. Это было характерно для философских школ Древней Греции.

Мысленный образ Вселенной, созданный греками и римлянами, превосходил масштабы наземных исследований. В стремлении объяснить окружающий мир география древнего мира опиралась на знания в области астрономии, математики, физики, астрологии и философии.

В древнегреческой письменной литературе первыми страноведческими документами явились периплы – описания берегов, периэгезы – описания суши, периоды – объезды земли. Историк географии Дж. О. Томсон писал, что в работе древнего автора Гекатея (ок. 546 – 480 до н. э.) проявляется «известный научный интерес к климату, обычаям, флоре и фауне, так что она стоит того, чтобы её назвать общей географией, первой географией, о которой нам что-либо известно».

Источник

Урок 2. Поиск информации и выбор источников

Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладали. Смотреть фото Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладали. Смотреть картинку Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладали. Картинка про Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладали. Фото Используя дополнительные источники информации найдите материал подтверждающий то что люди обладалиАбсолютно любая деятельность человека в современном мире, если речь идёт хотя бы о малейшем развитии и получении новой информации, предполагает поиск новых данных. Но просто искать информацию – это одно, а искать её профессионально и грамотно – это другое.

В этом уроке мы поговорим о том, что вообще представляет собой поиск информации, где и как следует искать информацию, как выбирать источники информации, анализировать их и проверять на достоверность, а также расскажем о правилах поиска информации в Интернете и работе с полученными данными.

Содержание:

Что такое информационный поиск?

Впервые понятие «информационный поиск» было употреблено в 1948 году американским математиком и специалистом в области компьютерных технологий Кельвином Муэрсом, но в общедоступной литературе оно начало встречаться лишь с 1950 года.

Изначально автоматизированный информационный поиск (имеются в виду информационно-поисковые системы) применялся с целью поиска научных данных и соответствующей литературы, и использовался он университетами и публичными библиотеками. Однако с появлением и развитием сети Интернет информационный поиск получил широкое распространение.

По сути, поиск информации является процессом выявления в определённом массиве текстовых документов тех данных, которые касаются конкретной темы и удовлетворяют указанным условиям, и в которых имеются необходимые сведения и факты (к примеру, вся необходимая информация по теме самообразования).

Состоит процесс поиска информации из нескольких последовательных этапов, посредством которых обеспечивается сбор данных, их обработка и предоставление. Как правило, поиск осуществляется следующим образом:

Определяется информационная потребность и формулируется запрос.
Определяется комплекс источников, в которых может находиться нужная информация.
Информация извлекается из выявленных источников.
Происходит ознакомление с данными, и оцениваются результаты поиска.

Но, несмотря на то, что на первом этапе нужно как можно правильнее определиться с тем, какую конкретно информацию вы собираетесь искать (а это может показаться первостепенным), наибольшую важность представляет именно второй этап, ведь определиться с тем, где искать информацию, на порядок сложнее.

Где искать информацию?

Вопрос о том, где искать информацию, действительно очень важен. И в первую очередь, по той причине, что XXI век – это век информационный. А это, в свою очередь, значит, что информационный поиск на настоящее время имеет свою специфику.

Давайте вспомним: в конце прошлого века и даже начале настоящего столетия с целью поиска информации люди обращались в специализированные заведения. К таким можно отнести библиотеки, архивы, картотеки и другие подобные органы информации. Но если в то время, чтобы отыскать информацию о том, что интересует, человеку нужно было собраться, выйти из дома, добраться до нужного места, заполнить заявку, отстоять очередь, чтобы её отдать, некоторое время подождать, пока нужная литература будет найдена, а затем провести несколько часов в поиске конкретной информации и её записи на бумагу, то сегодня все эти пункты можно обойти стороной, т.к. практически у каждого дома имеется компьютер и доступ в Интернет.

Исходя из этого, актуальные ещё в не таком далёком прошлом информационные базы (архивы, библиотеки и прочее) сегодня, если и не потеряли своей актуальности, то во всяком случае имеют гораздо меньшее количество клиентов.

Чтобы найти то, что нужно в Интернете, требуется просто ввести запрос в строке поискового сервиса (вспоминаем первый этап), нажать кнопку «Найти» и выбрать наиболее подходящий из предложенных вариантов – интернет-страниц. О поиске информации в Интернете мы продолжим говорить чуть позже, а пока заметим, что пренебрегать традиционными способами поиска информации всё же не стоит, и время от времени можно наведываться в библиотеку, картотеку или архив. Ко всем прочему, это позволит вам разнообразить свою деятельность, развеяться и провести время необычно, с пользой и интересом.

Говоря о подборе источников для поиска информации, нельзя не затронуть вопрос о достоверности, что говорит о необходимости уметь анализировать источники данных и определять те, которым можно доверять.

Как выбирать достоверные источники информации?

Любые рассуждения на тему того, какие источники могут быть, и какие следует считать достоверными, так или иначе, приведут нас к стилистическому пониманию источников информации, а их существует немалое количество. Представим лишь самые распространённые:

Научные исследования, имеющие под собой реальные доказательства, полученные эмпирическим путём.
Научно-популярные размышления, включающие в себя как фактические эмпирические данные, так и субъективные точки зрения людей, являющихся специалистами в той или иной области.
Философские трактаты и рассуждения, отличающиеся наибольшей оригинальностью, субъективностью и формой подачи.
Художественная литература, служащая, как правило, источником информации – пищи для размышления, но не достоверных эмпирических данных.
Публицистические произведения – категория произведений, которые посвящены актуальным явлениям и проблемам текущей социальной жизни. Нередко в таких произведениях можно отыскать немало достоверных данных и фактов.
Средства массовой информации – комплекс органов публичной передачи информации, таких как телевидение, радио, журналы и газеты, а также Интернет.

Всегда следует брать в расчёт то, что практически ни один источник информационных данных не может являться на 100% достоверным. Исключение составляют лишь научные исследования и, в некоторой степени, научно-популярные размышления, т.к., как уже и было подмечено, в них содержатся преимущественно факты, подтверждённые опытом и официально признанные научной общественностью (есть, конечно, и люди, и точки зрения, идущие вразрез с общепринятыми, но в данной статье частные случаи мы рассматривать не будем).

Информацию же из любых других источников следует подвергать тщательной проверке, дабы удостовериться в её актуальности и правдивости. Но прежде чем перейти непосредственно к принципам отбора информации, не будет лишним сказать о том, что для самого процесса информационного поиска является очень удобным и эффективным использование идей особого философского направления – позитивизма, т.к. благодаря этому в ряде случаев (особенно если это касается поиска конкретно научных данных) множество вопросов отпадают сами собой.

Тест «Источники информации»

Только что вы познакомились с описанием источников информации по признаку их достоверности. И теперь самое время проверить, удалось ли вам усвоить материал на должном уровне.

Ниже представлено пять вопросов, в каждом из которых содержится небольшой список источников информации. Ваша задача выбрать среди них те, которые могут считаться достоверными, и те, которые, наоборот, не могут.

Уверены, у вас получилось ответить на вопросы правильно. Если же нет, это вовсе не повод расстраиваться. Нужно лишь получить больше знаний. Впрочем, сделать это нужно в любом случае, и именно этим мы и предлагаем заняться дальше.

Совсем немного о позитивизме

Позитивизм является философским направлением в учении о методах и процедурах научной деятельности, в котором считается, что единственным источником истинного и действительного знания вообще являются только эмпирические (подтверждённые опытным путём) исследования.

Также позитивизм говорит о том, что философское исследование не несёт в себе познавательной ценности. Базовой предпосылкой позитивизма является то, что любые подлинные (они же позитивные) знания – это совокупность результатов специальных наук.

Основной же целью позитивизма является получение объективного знания, что возможно только через проверку информации на деле. Руководствуясь всем этим, мы снова можем вернуться к идее о том, что наиболее достоверными источниками информации являются научные исследования и научно-популярные размышления.

Вооружившись этим принципом как основным, можно начать использовать и другие.

Принципы отбора информации

Можно выделить несколько принципов отбора информации:

Принцип наглядности

Исследуемая информация, которая соответствует этому принципу, обладает следующими признаками:

Принцип научности

Принцип научности подразумевает, что исследуемая информация соответствует современным научным данным. Если такое соответствие соблюдается, то появляется возможность обнаруживать неточности и ошибки, воспринимать другие точки зрения, руководствоваться собственной аргументацией и преобразовывать информацию, сопоставляя её с другой.

Вкратце критерии принципа научности можно выразить так:

Принцип актуальности

Согласно этому принципу, информация должна быть практичной, злободневной, соответствующей современным запросам, важной на текущий момент времени. Такая информация способна вызвать наибольший интерес, в отличие от неактуальной. Здесь нужно руководствоваться следующими соображениями:

Принцип систематичности

Если информация соответствует принципу систематичности, можно наблюдать её многократное повторение в той или иной интерпретации в рамках одного источника или в той же или другой подобной интерпретации в других источниках.

Таким образом, информация достойна внимания и может быть применена, если:

Принцип доступности

Нередко затруднения в поиске и обработке информации могут быть вызваны, во-первых, самим её содержанием, а, во-вторых, стилем, в котором она излагается. По этой причине, работая с информацией, необходимо учитывать, что:

Принцип избыточности

Исследуемая информация должна позволять исследователю выделять основную мысль, находить скрытый смысл, если таковой имеется, приходить к пониманию авторской позиции, определять цели изложения и развивать умение соотносить содержание с назначением.

Принципы поиска информации, о которых мы поговорили, могут быть применены в работе с любыми источниками данных: книгами, документами, архивными материалами, газетами и журналами, а также интернет-сайтами. По сути, эти принципы универсальны, но здесь следует чётко понимать для себя, что для поиска информации в традиционных источниках их может быть вполне достаточно, но при поиске информации в сети Интернет во избежание ошибок необходимо соблюдать ещё один ряд правил.

Правила поиска информации в Интернете

Для опытного пользователя поиск информации в Интернете предельно прост, однако, для людей, столкнувшихся с вопросом автоматизированного информационного поиска впервые, этот процесс может показаться довольно сложным из-за обилия всевозможных поисковых операторов. Ниже мы рассмотрим простой поиск и расширенный поиск, а также укажем дополнительную информацию, которая будет полезна при поиске данных в Интернете.

Простой поиск информации в Интернете

Для начала стоит сказать, что наиболее популярной поисковой системой в мире является «Google». В России к нему добавляется «Яндекс», «Поиск@mail.ru» и «Rambler».

Чтобы найти нужную информацию, нужно просто внести в поисковую строку сервиса интересующий запрос, например «Иван Грозный» или «Как правильно водить машину», и нажать «Найти» или клавишу «Enter» на клавиатуре компьютера. В результате поисковик выдаст множество страниц, на которых представлена информация по запрашиваемому запросу. Обратите внимание на то, что наиболее актуальными считаются результаты, расположенные на первой странице поисковой системы.

Расширенный поиск информации в Интернете

По своему принципу расширенный поиск ничем не отличается от простого, кроме того, что можно указывать дополнительные параметры.

При помощи специальных фильтров у пользователя есть возможность задать дополнительные условия для своего запроса. Это может быть ограничение по региону, конкретному сайту, нужному языку, форме слова или фразы, дате размещения материала или типу файла.

Чтобы активировать эти функции, нужно щёлкнуть по специальному значку, расположенному на странице поисковика. Откроется дополнительное меню, где и задаются ограничения. Сбрасываются фильтры (ограничения) нажатием кнопки «Очистить» на странице поисковика.

Дополнительная информация

Каждый пользователь должен иметь в виду, что:

Этих правил будет достаточно для поиска информации в Интернете. Освоить его в состоянии любой человек, причём потребуется на это совсем немного времени – обычно хватает буквально 2-3 практических подходов.

Но что делать с найденной информацией, ведь весь её массив не обязателен для изучения? Неважно, как вы предпочитаете искать данные на интересующую тему – ходить в библиотеку или кликать по сайтам, одновременно попивая кофе – помимо того, что вы должны обладать навыками поиска, вы также должны уметь обрабатывать тот материал, который изучаете. И для этого как нельзя лучше подходит конспектирование и некоторые другие техники.

Работа с полученной информацией: конспекты, ментальные карты, опорные схемы и блок-схемы

Конспектирование по праву считается самым популярным и применяемым способом обработки информации. Учитывая это, мы решили уделить этому процессу наибольшее внимание, а по ментальным картам, опорным схемам и блок-схемам представить лишь ознакомительную информацию.

Что такое конспект?

Как все мы знаем, конспект представляет собой письменный текст, где последовательно и кратко излагаются основные моменты какого-либо источника информации. Конспектирование подразумевает приведение к определённой структуре сведений, взятых из оригинала. Основой этого процесса является систематизация данных. Заметки могут быть либо точными выдержками и цитатами, либо иметь форму свободного письма – главное, чтобы оставался смысл. Стиль, в котором выдерживается конспект, в большинстве случаев близок к первоисточнику.

Конспекты также различаются по видам, и чтобы можно было правильно применять тот вид конспекта, который в большей степени подходит выполняемой работе, эти виды нужно уметь различать.

Виды конспектов

Выделяют плановые конспекты, схематические плановые конспекты, текстуальные, тематические и свободные конспекты. Вкратце о каждом из них.

Плановый конспект

Основой планового конспекта является предварительно подготовленный материал, а сам конспект включает в себя заголовки и подзаголовки (пункты и подпункты). Каждый из заголовков сопровождается небольшим текстом, по причине чего имеет понятную структуру.

Плановый конспект в наибольшей мере соответствует подготовке к семинарам и публичным выступлениям. Чем чётче будет структура, тем более логично и полноценно можно будет донести информацию до адресата. По мнению специалистов, плановый конспект должен дополняться пометками, указывающими на использовавшиеся источники, ведь запомнить их все довольно сложно.

Схематический плановый конспект

Схематический плановый конспект состоит из пунктов плана, представленных в форме предложений-вопросов, на которые нужно ответить. При работе с информацией нужно вносить по несколько пометок под каждое из-предложений-вопросов. В таком конспекте будет отражена структура и внутренняя связь данных. Кроме того, этот вид конспектов помогает хорошо усвоить изучаемый материал.

Текстуальный конспект

Текстуальный конспект отличается от всех остальных максимальной насыщенностью, т.к. для его составления используются отрывки и цитаты из первоисточника. Его легко можно дополнить планом, терминами, понятиями и тезисами. Текстуальный конспект рекомендуется составлять тем, кто занят изучением литературы или науки, ведь здесь цитаты представляют особую важность.

Но и составляется этот вид конспектов непросто, т.к. необходимо уметь определять самые важные отрывки текста и цитаты так, чтобы, в конечном счете, они могли дать целостное представление об изученном материале.

Тематический конспект

Тематический конспект отличен от других более всего. Его смысл заключается в том, что освещается какая-либо конкретная тема, вопрос или проблема, а для его составления обычно используют целый ряд источников информации.

Посредством тематического конспекта лучше всего можно провести анализ исследуемой темы, раскрыть главные моменты и изучить их с разных ракурсов. Но нужно понимать, что для составления такого конспекта потребуется исследовать массу источников, чтобы суметь создать целостную картину – это является непременным условием действительно качественного материала.

Свободный конспект

Свободный конспект является лучшим выбором для людей, способных применять разные способы работы с информацией. В свободный конспект можно включить всё: тезисы, цитаты, отрывки текста, план, пометки, выписки и т.д. Необходимо только уметь быстро и грамотно излагать мысли и работать с материалом. Многие считают, что использование конспекта такой формы является самым полноценным и целостным.

Как только вы определились с тем, какой конспект вы будете составлять, можно приступать к самому процессу. Чтобы выполнить работу качественно, нужно руководствоваться определёнными правилами.

Правила составления конспекта

Таких правил несколько и все они предельно просты:

1Ознакомьтесь с текстом, выявите его основные особенности, характер, сложность; определите, есть ли в нём термины, которые вы видите впервые. Отметьте незнакомые понятия, места, даты, имена.
2Узнайте всю необходимую информацию о том, что вам показалось незнакомым в тексте при первом прочтении. Наведите справки о людях и событиях. Узнайте значение терминов. Полученные данные обязательно зафиксируйте.
3Прочтите текст повторно и проведите его анализ. Это поможет вам выделить основные моменты, разделить для себя информацию на отдельные блоки и наметить план конспекта.
4Изучите отмеченные ранее основные моменты, составьте тезисы или выпишите отдельные фрагменты или цитаты (если их наличие не обязательно, то выразите авторскую мысль своими словами с сохранением смысла). При фиксации цитат и фрагментов обязательно помечайте, откуда взята информация, и кто является автором.
5Если у вас есть возможность выражать авторские мысли своими словами, то старайтесь делать это так, чтобы даже большие объёмы данных были выражены в 2-3 предложениях.

Применяя эти рекомендации на практике, вы овладеете навыком грамотного конспектирования, и фиксировать и обрабатывать информацию у вас будет получаться очень быстро и качественно (в качестве подспорья вы можете использовать дополнительный материал о методах конспектирования).

Помимо конспектов, для фиксации информации можно использовать и другие не менее интересные и эффективные методики.

Ментальные карты

Ментальные карты или, как их ещё принято называть, диаграммы связей, интеллект-карты, карты мыслей или ассоциативные карты являются таким методом структурирования информации, в котором используются графические записи, имеющие форму диаграмм.

Ментальные карты изображаются в виде древовидных схем, на которых присутствуют задачи, термины, факты и/или какие-либо иные данные, которые связаны ветвями. Ветви, как правило, отходят от главного (центрального) понятия.

Эффективность данного метода обусловлена тем, что его можно использовать в качестве удобного и простого инструмента управления информацией, для которого необходимо лишь наличие бумаги и карандаша (также можно использовать маркерную доску и маркеры).

Рекомендуем вам ознакомиться с подробным описанием метода ментальных карт.

Опорные схемы

Опорные схемы наглядно отображают интеллектуальную психологическую структуру человека, которая управляет его мышлением и поведением. Они позволяют изложить информацию при помощи логико-графического языка посредством значимых опор.

При составлении опорной схемы указывается её название, отмечаются ключевые понятия и схематически изображаются показатели и критерии, на основе которых производится группировка материала.

Этот вид структурирования информации очень удобен при подготовке к зачётам, экзаменам, семинарам. Его можно сопровождать конспектами и дополнительными пометками.

Блок-схемы

Блок-схемы – это ещё один действенный метод, помогающий структурировать информацию. Он представляет собой графические модели, которые описывают последовательность мыслительных операций.

Суть блок-схемы заключается в изображении отдельных шагов в форме блоков, имеющих различную форму. Все блоки соединяются друг с другом линиями-стрелками, которые указывают нужную последовательность мышления.

Чаще всего блок-схемы используются для работы с чётко структурированной информацией, когда все шаги являются конкретными. Каждый блок, имея свою форму, указывает на тот или иной мыслительный процесс, и ориентироваться по блок-схеме можно даже с минимальным количеством текстовых данных на ней. Удобно применять в качестве дополнительного инструмента.

В заключение

Как можно заключить, поиск информации и её обработка – это не только интересная, но и увлекательная деятельность. Если научиться применять этот навык с учётом всех особенностей, о которых мы сегодня поговорили, найти нужную информацию и использовать её в своих целях не будет составлять никакого труда, в особенности, если выполнить приемлемый для себя алгоритм действий несколько раз подряд.

В следующем уроке вы узнаете о том, почему в процессе самостоятельного обучения рекомендуется следовать конкретному плану, о том, как его составить, и на что нужно обратить внимание, чтобы обучение было максимально эффективным.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Далее переходим к разговору о составлении плана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *