Исповедные росписи что это
ГАСК Исповедные росписи
Алфавитный список
Ставропольский край г.Невинномысск
Сообщений: 566
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 255
Ф 135 Оп.75 Д.667 1877-1880гг. при чем 1877гг начинается о рождении с июля месяца.
Ф 135 Оп.75 Д.668 1883гг.
Ф 135 Оп.75 Д.669 1884гг.
Ф 135 Оп.75 Д.670 1885гг.
Ф 135 Оп.75 Д.671 1908гг.
Ф 135 Оп.75 Д.672 1909гг.
Ф 135 Оп.75 Д.673 1910гг.
Ф 135 Оп.75 Д.674 1913гг.
Ф 135 Оп.75 Д.675 1917гг. это все документы в ГАСК
По Невинномысской есть много документов: исповедные росписи 1848-1865 годов (в РГВИА),
посемейные списки 1849-1863 годов (в ГАКК).Невинномысской за 1849 г. (Ф. 355. Оп. 2. Д. 1),1851–1852 гг. (Д. 2, 3), 1858 г. (Ф. 361. Оп. 1. Д. 1), 1859 г. (Д. 2) и 1845–1847гг. (Ф. 359. Оп. 1. Д. 1) Невинномысской за 1861 г. (Ф. 359. Оп. 1. Д. 4) и 1864 г. https://ok.ru/istoriyaka/topic/76305598062592
Россия
Сообщений: 941
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 1178
Новороссийск
Сообщений: 775
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 431
Новороссийск
Сообщений: 775
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 431
Новороссийск
Сообщений: 775
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 431
Интересуют фамилии Некрасов, Константинов, Воробьев, Зайцев в исповедных росписях
Надежденская, Николаевская ц. л.223 1845г Ф.135 оп.3. д.1032
Надеждинская ст. Духовные ведомости. С 1814г Ф.135 оп.1.д.932
Старомарьевской, ст. 1845г Ф.135 оп.3. д.1033
Татарской, ст. 1845г Ф.135 оп.3. д.1033
Возможно, кто-то работал с этими документами.
В свою очередь, можно познакомиться с информацией по Некрасовым (по материалам ГАСК) на стр
https://forum.vgd.ru/1238/92956/
По другим фамилиям Константиновы и Зайцевы информацию выложу на днях.
Здравствуйте! Имеется ли информация по станице Георгиевской? Метрические книги, исповедные росписи?
Судя по результатам переписи 1897 года, брат моего прапрадеда Паськов Евдоким Семенович, 48 лет, родился в станице Чурековской Терской области.
Чурековской называли станицу Георгиевскую. А мой прапрадед Ефим Семенович Паськов на 3 года старше.
Дальше Паськовы уже жили в станице Петропавловской Терской области с момента основания в 1857 году.
По Георгиевской выяснил следующее
Я предполагаю, что Паськовы как раз из переселенцев из Полтавской и Черниговской губерний, там эта фамилия довольно распространена.
Какое то время пожили в Чурековской и далее переселились в Петропавловскую.
Получается, интересует примерно период с 1836 по 1857 года (особенно с 1845 по 1849)
К какому приходу относилась станица с учетом того, что прежнюю церковь перевезли в Горячеводскую?
г.Астрахань
Сообщений: 700
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 510
г.Астрахань
Сообщений: 700
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 510
г.Астрахань
Сообщений: 700
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 510
ИСПОВЕДНЫЕ РОСПИСИ
В приведенном ниже фрагменте исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год в разделе «Служилые казаки» под N48 записана семья служилого казака Екима Степанова Катцына 36 лет. У него жена Акилина Спиридонова 36 лет и дети Борис 16 лет, Федор 2 лет и Иван 2 лет (видимо близнецы). В последующем данная семья переписана в исповедной росписи росписи Красноярской Покровской церкви 1770 года, т.е. вернулась в Красноярск.
Ниже приведены фрагменты исповедных росписей Новоселовской Петро-Павловской церкви за 1792 год. Записана семья отставного казака д. Аешиной Андрея Родионова Катцына:
Семья его родного брата, жителя села Новоселова, крестьянина Филиппа Родионова Катцына:
Там же записана семья жителя д. Аешиной крестьянина Ильи Родионова Катцына:
В исповедных росписях отражался статус прихожан. По нашему региону в документ обычно включали следующие категории прихожан: духовные, статские, отставные дети боярские, солдаты, купцы, посадские, мещане, служащие казаки, отставные военные, служилые, крестьяне, поселенные, ясашные. В отдельных приходах категории сословий могли выглядеть несколько иначе. Так, по Красноярским церквям встречаются: Красноярской инвалидной команды служащие, Унтер Офицеры, рядовые, казенные денщики, почтовой конторы служащие, канцелярские служащие, служители оной конторы, почталионы, казачьей команды служащие, дворяне, крепостные, статские, не имеющие домов в губернском городе Красноярске, присяжные сержанты и др. В исповедных росписях Курагинскаго села Архангельской церкви по Ирбинскому заводу записаны: приказные, мастеровые заводские служители, цеховые, подмастерья, молотовые мастера, меховые, стальные, полные мастера и др.
Исповедные духовные росписи (общая тема)
#1 Елена Дмитриевна
ИСПОВЕДНЫЕ ДУХОВНЫЕ РОСПИСИ
* * *
Хотелось бы обратить внимание именно на этот источник.
Проанализировав свою работу в архиве в последние два приезда, я увидела не только внешние, связанные с ограничениями архива, причины ее неэффективности. Ограничения всегда требуют от человека более внимательной оптимизации его действий, как по жизни, так и в исследованиях. Думаю, что полезно здесь поделиться своим осознанным негативным опытом; кому-то это может помочь.
В сентябре в ростовском архиве просмотрела несколько исповедных росписей по Петровскому уезду за разные годы. Не поленилась прочитать их заголовки, несмотря на выцветшую и трудночитаемую скоропись 18 века. И сделала для себя два открытия.
Во-первых, в одной церкви существовало сразу три прихода с разными священниками. Они вели три разные исповедные росписи и три разные метрические книги. Иногда эти книги сшивались вместе, иногда шли разными делами за один год. Какие-то могли вообще отсутствовать. И полное представление можно получить, только увидев все три.
Во-вторых, в моем селе, являвшемся вотчиной графов Орловых, потом Паниных, жили не только крепостные, но и экономические крестьяне, которые, естественно, попадали совсем в другие ревизские сказки. А в моем случае жили еще и штатные служители монастыря, которые попадали в ревизские сказки по месту записи в подушный оклад, да еще и составляли на себя отдельную ревизскую сказку, которую нелегко найти. А вот в исповедных росписях отражаются все.
Только просмотрев росписи по всем трем приходам, я увидела не одного своего предка, как ранее встречала по ревизским сказкам и метрическим книгам, а сразу трех. Все они попали в разные приходы. И более того, в сказках 4-й ревизии, которые я сочла бесполезными в предыдущий приезд, как раз и находились все те экономические деревни, в которых жили мои предки по интересующей меня женской линии, и кроме того были записаны в подушный оклад неизвестные мне ранее предки из подмонастырных слобод. Как мне хотелось получить ее в сентябре вместо июля!
А если бы учесть совет и спланировать свою летнюю работу строго в этом порядке, она была бы значительно более эффективной.
#2 Darya V
Модератор. Совет ЯрИРО
Елена Дмитриевна, правильно, что создали тему!
Недавно в рыбинском архиве так занималась. Могло такое быть не только в городе, но и в селе.
Запросто. У меня было так же (правда, в ГАИО, но не важно).
#3 Евгений Воронин
Администратор. Совет ЯрИРО
В качестве примера приведу выписку из ИДР Спасской церкви села Иваньково Ярославского уезда за 1898 год (ГАЯО, ф.230, оп.7, д.49В, лл.176-182об.).
Мы видим перепись семьи Ворониных:
153. Солдатская вдова Параскева Яковлева Воронина 58
127. сын ъ ея Василiй Ивановъ 31.
154. жена его Надежда Павлова 26.
128. д?ти ихъ Павелъ 3.
155. Наталiя 1 г.
А ниже наблюдаем приписку, сделанную карандашом:
Николай 23 iюля 99 г.
#4 Елена Дмитриевна
#5 Darya V
Модератор. Совет ЯрИРО
#6 LRS
#7 Евгений Воронин
Администратор. Совет ЯрИРО
В ГАЯО духовные росписи размещаются вместе с метрическими книгами по уездам, в тех же описях (во всяком случае, это касается Ярославского уезда). Документы формировались опять же подобно метрическим книгам: либо сшивали приходы в алфавитном порядке за один год, либо (что реже) исповедные росписи одного прихода за несколько лет. Обычно сёла располагаются в алфавитном порядке.
#8 IrinaFM
#9 Darya V
Модератор. Совет ЯрИРО
ГАЯО. Ф. 235. Оп. 1. Д. 346. Исповедные духовные росписи по г. Романов-Борисоглебску и некоторым сёлам уезда. 1860 г.
#10 Magpomatu
Согласен, что ошибок в исповедках много.
#11 Darya V
Модератор. Совет ЯрИРО
Т.к. церквей в деле немало (40), велик шанс найти своих. Я нашла практически все свои семьи + много для форума.
Отметила, с какого листа начинается каждая церковь:
#12 Darya V
Модератор. Совет ЯрИРО
Тоже кому-нибудь в помощь:
#13 uystas
На 23.12 заказано:
Дело № 2775 ф.230 оп.3 ИДР приход Преображенской церкви с. Спасское на Березниках Р.-Борисоглебского уезда за 1902 г.
Дело № 3210 ф.230 оп.3 ИДР с. Спасское Р.-Борисоглебского уезда за 1912 г. (не знаю, какое из Спасских).
Предупреждена, что дела в плохом состоянии, поэтому могут и не выдать.
Подскажите, люди опытные: прихожане записаны по деревням или в алфавитном порядке по всему приходу?
#14 Евгений Воронин
Администратор. Совет ЯрИРО
Крестьяне д. Нагорново
52. Иван Иванов
жена его Мария Петрова
дети их Степан
Степана жена Агафия Поликарпова
дети их Маремьяна
Детей обычно записывали в таком порядке: сначала все сыновья по старшинству, а потом дочери по старшинству.
Напротив каждого человека записывался возраст на момент исповеди и указывалось, был ли он у исповеди или причастия. Если нет, то указывается причина, например «по малолетству», «в отлучении» и т.д.
На возраст стоит обращать внимание лишь как на ориентировочную цифру для вычисления примерного года рождения (плюс-минус 1-5 лет в моей практике), т.к., особенно у мужчин, его частенько занижали на несколько лет, а у стариков записывали неточно, т.к. люди сами его указывали, и старики могли ошибаться.
#15 uystas
#16 Елена Яр
ИДР, Ростовский уезд, с. Алешково, ц. Покрова Пресвятой Богородицы:
ГАЯО, ф. 230, оп. 3, д. 1632.
ИДР г. Ростова и уезда. 1865 г.
24 церкви с названием Ростовская и Ростовская градская + уезд:
села Деревни, Матвеевское, Талицы, Новотроицкое, Погост Благовещенский, Первитино, Вепрева Пустынь, Любилки, Никольский погост, что на Печегде, Спасское, что в Смердине, Городок, Шулец (2-х священников), Юриевская Слобода, Песошня, Демьяны, Судино, Шугорь, Ивакино (с л.452-го), Гуменец, Поклоны, Пужбол, Шурскол, Зверинец, Боровицы, Никольское что в Горах, Деболы, Львы, Онуфриевское, Андреевское, Спасское что в Подгорье, Покровское на Лиге, Зачатье, Рождествено, Сущево, Новоселка Зюзина, Оносово, Георгиевское, что на Песьих Лугах, Новопавловское, Рославлево, Хмельники, Верзино, Фатьяново, Иванково на Лиге, Троицкое в Нарядове, Воронино, Иванково Рудаковых (с л.860-го), Остафьево (с л.870-го), Алевайцино (с л.877-го), Алешково (с л.884-го), Погост Карагачевский, Чуфарово, Поддубново (л.929), Краснораменье (л.936), Филимоново Горяиновых, Димитриановское, Новоселка Пеньковская.
ДЕЛО ВЫДАЕТСЯ!
#17 Валерий Александрович
Светлой памяти. 17.07.1946–16.08.2011
#18 Елена Яр
Валерий Александрович, я дело еще не доработала, только в четверг получила на руки.
Я могу Вам посмотреть и выписать духовных. В понедельник или вторник пойду.
дьячек Александр Тихомиров 40
жена его Анна Иванова 30
Сиротствующие:
Дьячиха вдова Акилина Ионова 39
дети ея Василий 18
Анна 16
Александра 14
Ольга 12
Настасья 9
Димитрий 8 Александровы
#19 Валерий Александрович
Светлой памяти. 17.07.1946–16.08.2011
#20 Елена Яр
ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3. Д. 574.
Исповедные духовные росписи г. Ростова и уезда 1850 г.
2247 листов = 157 церквей.
#21 tatiana70
#22 Darya V
Модератор. Совет ЯрИРО
#23 Натти
#24 tatiana70
#25 Елена Яр
ГАЯО ф. 230 оп. 3 д. 51
Исповедные духовные росписи. 1842 год
г. Ростов 24 церкви + уезд = 2302 листа.
г. Ростов:
1) Всехсвятская; 2) Предтечевская; 3) Борисоглебская; 4) Архангельская; 5) Стефановская; 6) Спасская, что на площади; 7) Крестовоздвиженская; 8) Покровская; 9) Преображенская; 10) Николоподозерская; 11) Введенская; 12) Рождественская, что на Горицах; 13) Лазаревская; 14) Николоспольская; 15) Благовещенская; 16) Толгская; 17) Леонтьевская, что на Заровье; 18) Вознесенская; 19) Спасская, что в Слободе; 20) Воскресенская, что в Варницах; 21) Николоворжищевская; 22) Одигитриевская; 23) Рождественского девичьего монастыря; 24) г. Петровск;
Итого 155 церквей (что-то я со счета сбилась. нумерация неправильная).
#26 Елена Яр
Да и перепись 1897 года на руки не дают, только справкой заказывать.
#27 Елена Яр
Исповедные росписи церквей Ростовского уезда, 1808 год
ГАЯО ф 230 оп 1 д 3215:
Алевайцино л. 1; Чуфарово 7; Алешково л. 15; Ивановское Рудаковых 23; погост Георгиевский на Песьих луках 29; Дмитрианское 37; с. Деревень 43; погост Никольский что на Печегде 55; Любилки 63; Матвеевское (только 1 лист + оборот= с. Матвеевское + 2 человека (начало) д. Голешево) л. 69
Всего 69 листов = 10 церквей
Исповедные росписи церквей Ростовского уезда, 1819 год
ГАЯО ф 230 оп 1 д 7176:
Чуфарово л. 1; Алешково л. 11; Ивановское Рудаковых 21; погост Георгиевский на Песьих луках 29; Матвеевское 35; Горки 42; Деревни 55; Красно Раменье 68; Филимоново Гаряиновых 73; Новоселка /Пеньк/овская 77; Остафьево 84; Алевайцино 91; Дмитрианское 97; погост Карагачевский 103
Всего 110 листов = 14 церквей
#28 Елена Яр
Исповедные росписи. Петровский уезд, 1784 год.
ГАЯО ф 230 оп. 13 д. 8602
51 лист.
Деболы л.1; Скнятиново л. 8; Деревни 16; погост Печегда церкви Св. Николая 26; Алевайцино 34; Подлесково 37; Алешково 40
Исповедные росписи. Петровский уезд, 1786 год.
ГАЯО ф 230 оп. 134 д. 200.
72 листа.
Погост Печегда церкви Св. Николая л. 1, с. Подлескова 8, Алешково 13, Введенское 22 (семьи священников сел Павлово, Ивановского на Лехти), Ивановское на Лехти 36, Георгиевское на Лехти 54, Чуфарово 61 (семьи священников сел Поддубново, погост Карагачевский, Спасское, что в Смердине, Фатьянова дьякон, Троицкое в Нарядове, Новое, погост Георгиевский на Печегде, Дмитриановское).
ГАЯО, ф. 230, оп. 13, д. 7347.
189 листов.
Исповедные росписи Мологского уезда, 1779 год.
В деле + Петровский уезд 1787 год:
Боровицы л. 71, Никольское в Горах 79, погост Печегда церковь Св. Николая 95, Деревни 102, Подлесково 113, Деболы лл.121 и 138-143 об., Скнятиново лл. 118-119 и 122—126 об., Алешково 127, Покровское 144, Остафьево 156, Рождествено 163, Сущево 169, Поникарово 174, погост Никольский, что в Согиле, 177, Троицкое в Бору 181
#29 Никита
Сравниваю данные ИДР 1865 и 1875 гг. (за 1870 г. не сохранились):
Идет ли речь идет об одной семье, т.к. возраст Ивана соответствует годам, есть жена Федора Клеопатра Захарова. Но: где сам Федор? Предполагаю, что в армии. Не велика ли ошибка с возрастом Клеопатры? Где была в 1865 г. Домна Степанова? (В описи по всей Туношне за 1865 г. она не появляется.) В 1875 г. она уже вдова. Появился еще и Константин Степанов 17 лет.
В общем, могу ли я с уверенностью пополнить свою родословную данными 1865 года?
#30 Darya V
Модератор. Совет ЯрИРО
Никита, ответ смотрите в Вашей теме.
Конечно, одна семья. И с описками невнимательного писаря.
Всё тут понятно.
#31 Анастасия Кондратьева
Существуют и другие генеалогические источники. Ниже перечисляю некоторые из них:
— брачные обыски;
— рекрутские списки и списки ратников;
— клировые ведомости;
— посемейные списки;
— писцовые и переписные книги;
— отдаточные книги;
— переписные листы 1-й Всеобщей переписи населения 1897 г.;
— переписные листы сельскохозяйственной переписи 1917 г. и 1916 г.;
— списки домовладельцев и городских обывателей;
— документы о переселенцах (вопросные листы, карточки, списки);
— послужные (формулярные) списки;
— личные дела чиновников.
#32 Елена Дмитриевна
#33 Елена Яр
Но в ГАЯО есть исповедные по Ростовскому уезду примерно с 1737 года.
#34 Елена Дмитриевна
Елена, вопрос вдогонку.
Я посмотрела в этой теме Ваши списки сел Ростовского уезда по исповедным росписям 1850 г. и 1842 г., в них есть и Троица в Бору, и Ильинское на Белыни. Неизвестно, есть ли они в росписях 1739 г.
Не знаете ли Вы, а есть ли возможность как-то снимать копии с уже оцифрованных дел? Технически это можно придумать, но вряд ли предусмотрено регламентом. Или в архиве могут выдать для снятия фотокопий бумажные дела?
#35 Andko
Какую информацию можно получить из исповедной росписи
Долгое время именно Церковь занималась вопросом учета и переписи населения. Благодаря метрическим книгам, которые велись священнослужителями, сегодня существуют записи о рождении людей, о самых распространенных причинах смерти и можно проследить генеалогию многих семей.
Однако уникальным по своему роду документом является исповедная роспись, которая составлялась священником единожды в год и позволяла отследить насколько приближенным человек был к Церкви. Изначально документ был создан с целью отслеживать духовный рост человека и общества в целом, но в итоге гораздо важнее стала гражданская и политическая польза подобных записей.
В исповедные росписи входил отчет обо всех прихожанах, которые проживали на территории прихода
В этот отчет входил список всех прихожан, которые проживали на территории церковного прихода. В исповедальные росписи записывали все семьи целиком, кроме младенцев до 1 года.
В ведомости также указывалось, был ли человек в этом году в храме во время Великого поста, или во время других постов, был ли на исповеди и причастии у своего священника, если же нет, то по какой причине он этого не сделал.
Готовилось всегда два экземпляра такой работы. Один оставался для хранения в церкви, а другой отправляли в консисторию, где эту ведомость подшивали в дело вместе с отчетами других соседних приходов, например, приходам одного и того же духовного правления.
Так выглядели внешне книги — исповедных росписей отдельно о каждом селе за определенный промежуток времени
В настоящее время росписи находятся на хранении в региональных архивах в фондах духовных консисторий, а также в епархиальных управлениях.
В росписях указали социальное положение человека, его владельческую принадлежность, место проживания, возраст. Именно поэтому метрические книги — одни из самых важных источников, когда составляется генеалогические исследования.
Отсутствующие на исповеди
Отсутствовать на исповеди могли по нескольким причинам:
В случае отсутствия по месту жительства более года, человек мог исповедоваться другому священнику, но обязательно должен был подтвердить этот факт документально.
Списки неисповедовавшихся подавались в духовную консисторию. Если человек не был на причастии более трех лет, то по решению епархии его могли причислить к старообрядцам.
Метрическая книга — книга, в которой хранились записи актов гражданского состояния
Метрическая книга — это книга, в которой хранились официальные записи актов гражданского состояния, то есть рождения, смерти, браки в период с начала 18 века. Метрическую книгу заводили ровно на один год, и делили ее на три части.
Первая часть — «О родившихся». Здесь указывали дату рождения ребенка, его пол и имя. А также его место жительства, национальность, имя, фамилия, отчество матери и отца. Записывались и крестные ребенка, их место проживания, сословная. Указывали и тот факт, кто крестил ребенка и где крещение проходило.
Так выглядела запись «о родившихся» в метрической книге. Как мы видим, указывается дата рождения, пол и имя ребенка. Рядом в большой графе указаны родители ребенка и священник, который крестил
Вторая часть — «О бракосочетавшихся». Здесь указывали дату бракосочетания, имя, фамилию, отчество, возраст жениха и невесты. Для каждого супруга записывалось, каким образом он венчался. Записывались и свидетели в метрическую книгу, так же как и кто венчал.
Смотрите также Можно ли расписываться в пост
Так выглядела запись «о бракосочетавшихся» в метрической книги. Здесь мы видим, указывали дату бракосочетания, имя, фамилию, отчество, жениха и невесты
Третья часть — «О умерших». Сюда записывали номер, дату смерти и погребения человека. А также где похоронен человек, в каком сословном и владельческом положении, его имя, фамилия, возраст и причина смерти.
Так выглядела страница в метрической книге «о умерших», где записывали номер, дату смерти и погребения человека. А также, по какой причине умер человек
Ведение исповедных росписей было нужно особенно в тех местах, где переписи населения велись очень редко. Такие редкие для нашего времени материалы, можно найти в настоящее время.
Остановимся теперь на самых ранних документах, сохранность которых определяет возможности поиска. Все эти документы дают информацию о податных сословиях. О поиске по дворянским родословным и о документах, которые могут дать сведения о дворянах, я расскажу в будущем.
1. Метрические книги. Отдельные метрические книги в областных архивах встречаются с 1700 – 1710 гг., их повсеместное систематическое ведение начинается с 1722 г. Однако в большинстве архивов метрики XVIII в. сохранились очень плохо. Даже там, где они представлены за многие годы, полнота сведений, которые включались в документы этого периода, не позволяет использовать их в качестве основного источника. Метрические книги XVIII в. привлекаются в основном для уточнений, при этом основными источниками являются ревизские сказки и исповедные ведомости.
2. Исповедные ведомости. Эти документы начали вести с рубежа XVII – XVIII вв., но систематическая сохранность исповедных ведомостей в областных архивах (если они вообще сохранились: в некоторых архивах этот вид источников уничтожен практические полностью) начинается с 40 – 60-х гг. XVIII в. Поскольку они зачастую содержат сведения, отличные от ревизских сказок, исповедные ведомости – один из основных источников исследований в ранний период. Их основной недостаток связан с тем, что они не содержат информации о перемещениях крестьянских семей, тогда как XVIII в. – время активного освоения земель, когда помещики переводят своих крестьян очень и очень активно.
3. Ревизские сказки – пожалуй, самый главный источник исследований в этот период. В XVIII в. ревизские сказки проводились: в 1719 – 1727 гг. (I ревизия), 1744 – 1747 (II ревизия), 1762 – 1765 (III ревизия), 1782 – 1788 (IV ревизия), 1794 – 1808 (V ревизия). В ревизских сказках I и II (а также VI) ревизий не учитывались женщины, зато в материалах III – V ревизий указывалось даже, из какой деревни женщину взяли замуж. В ревизиях содержится список всех членов той или иной семьи с указанием возраста, а также отметками о том, жила ли эта семья здесь или была перемещена из другого населённого пункта. Материалы I – III ревизий дополняются также книгами убылого населения, в которых фиксируются все перемещения в период между переписями. Материалы I – III ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов, IV и более поздних – в областных архивах. Глубина изучения родословной определяется обычно сохранностью ревизий (иногда – также исповедных ведомостей), поскольку именно эти документы дают наиболее полную картину податного населения России XVIII в.
4. Материалы переписей начала XVIII в. В это время проводилось две переписи податного населения. Первая была проведена в 1710 г., вторая (ландратская перепись) – в 1715 – 1718 гг. Документы ландратской переписи особенно интересны, поскольку фиксируют женщин, а также отмечают причины отсутствия крестьян, наглядно демонстрируя всю тяжесть Северной войны для населения России. Материалы всех переписей хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. К сожалению, сохранность этих документов позволяет использовать их для изучения родословных лишь в редких случаях.
5. Писцовые и переписные книги. Составление писцовых книг началось с конца XV в., изначально по пятинам Новгородской земли, а затем и по всем землям Российского государства. В XVII в. было проведено два подворных описания, которые должны были охватить всё население, обязанное платить налоги: в 1646 – 1647 и 1676 – 1678 гг. Эти переписи содержат имена и, во многих случаях, возраст жителей деревень и городов. Найти предков по писцовым книгам – большая удача. К сожалению, сохранность архивных документов не всегда позволяет дойти до писцовых книг, они сами также сохранились весьма неполно. В настоящее время писцовые книги хранятся в нескольких фондах Российского государственного архива древних актов.
Помимо названных документов, по некоторым регионам в XVII – XVIII вв. проводились дополнительные переписи (например, по землям Витебской губернии – в 1772 г., по Новгороду – в 1707 г.). Кроме того, существуют некоторые массивы документов, касающихся одного сословия в каком-либо регионе, например, крестьянские книги Енисейской губернии конца XVII – начала XVIII в.
Факт сохранности тех или иных документов не означает, что искомая семья будет там найдена, поскольку далеко не всегда удаётся отследить все перемещения, кроме того, в силу разных обстоятельств учёт мог быть неполон. Однако, несмотря на это, большая часть изучаемых нами крестьянских родословных имеет глубину по документам – начало – середина XVIII в., а по сведениям обычно уходит в XVII в. В некоторых случаях удаётся также найти писцовые книги. На моей практике был даже один случай, когда крестьянскую родословную по территории нынешней Вологодской области удалось довести до последней четверти XVI в.
Составление росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом
Составление росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом в 1697 году. Оно было принято в связи с борьбой в то время со старообрядчеством и появлением раскольников.
Составление исповедных росписей была принято Святейшим Патриархом Московским Андрианом в 1697 году. Принято оно было в связи с борьбой со старообрядчеством и раскольничеством
Росписи должны были в самом начале представлять собой три списка. В одном — люди, которые ходили на исповедь, во второй — люди, не ходившие на исповедь, а в третьем — те самые раскольники.
Но такая отчетность так и не была воплощена в жизнь. Вскоре Петр I издал указ, в котором наказал всем ходить на исповедь, или иначе человек должен был заплатить штраф.
С того времени был указ всем духовникам подавать списки только не исповедавшихся людей. Но только с 1718 года этот указ начали выполнять.
Петр первый издал указ, в котором наказал всем ходить на исповедь и причастие, или иначе человек должен был заплатить штраф
В 1722 году Священный Синод поставил, чтобы все люди, начиная с семилетнего возраста, были на исповеди и причастии у своего священника. Если же человек исповедуется и причащается не в своем приходе, а в другом, необходимо было предоставить справку в церковь по месту своего проживания.
С того же года стало обязательно ведение росписей по всем приходам.
Окончательную форму исповедных росписей подтвердила Анна Иоанновна в 1737 году
Окончательно подтвержденная форма исповедных росписей была определена императрицей Анной Иоанновной в 1737 году.
Окончательно подтвержденная форма исповедных росписей была определена императрицей Анной Иоанновной в 1737 году
Но в 1917 году исповедные росписи были отменены. Но даже тогда, после отмены, во многих приходах продолжали вести росписи прихожан. Многие росписи были уничтожены, как не имеющие никакой исторической ценности.
Теперь рассмотрим примерную запись исповедных росписей, в которую вносили необходимые записи.
в этом году исповедные росписи были отменены
Описание росписей различались по множеству факторов, например, от года написания документа, от местности, где находится данный приход, от наличия священника в приходе.
В самом начале шла такая запись:
Далее после всего следовала такая запись:
«…с причетники обретающихся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людей со изъявлением против коегождо имяни о бытии их во святую и великую четыредесятницу, також и в протчия посты, у исповеди и святаго причастия за сей — затем подписывался год.»
Нецерковный учёт исповедований и причащений
Контроль за ежегодным исповедованием и причащением населения лежал не только на священниках, но и на некоторых светских начальниках. Например, в инструкции сотскому от 19 декабря 1874 года был прописан такой контроль по крестьянам.[2] В качестве примера этому, можно привести следующий приказ по почтовому ведомству.
«Приказ.
По Любынскому почтово-телеграфному округу. № 30. 10 марта 1892 года.
Предлагаю Начальникам Учреждений распорядиться и наблюсти, чтобы в наступившую Четыредесятницу, все подведомственные им чины были у исповеди и причастия св. Таинств, по исполнении чего предоставить мне списки служащим удостоверенные подлежащими Настоятелями приходов.И. Д. Начальника округа /Подпись.
/
При приказе была представлена также форма списка лицам бывшем у исповеди и св. причастия такого то учреждения
, несколько отличающаяся от стандартной формы церковных исповедных росписей.
Для исповедных записей прихожан использовался определенный образец
Затем уже шли списки прихожан, относящихся к данному приходу. На фото ниже, можно увидеть приблизительную таблицу исповедных росписей.
Рассмотрим ее более подробно. Под номерами 1, 2, 3 — записывали порядковый номер двора, дома или семьи. Затем записывали мужчин и женщин. Под цифрами 5, 6 — возраст лиц мужского (мужеска пола) и женского пола (женска пола). Возраст прихожан указывался приблизительный.
Приблизительная таблица исповедных росписей, которые использовали для записей
Под цифрой 4 — список как раз всех прихожан. В заголовке этого столба (где стоят три маленькие звездочки) писались люди социальных групп, к которым относилась семья. В начале писали людей церковного причта, то есть духовных, а затем домашних, то есть дворовых людей.
Иногда на этом месте указывали название села, где проживали прихожане. Порой бывало так, что село принадлежало сразу нескольким владельцам, тогда их так и записывали, в соответствии с каждым владельцем. Иногда в список входили и соседние приходы, в которых местный священник был духовником.
Примечания
С 1861 года — записи в исповедных росписях делились на 5 социальных групп
Помимо раскольников, росписи разделяли на семь групп. А начиная с 1861 года, делились на пять групп — духовные, военные, статские, городские и крестьяне.
В селах записывали главу семьи — фамилию, имя, отчество, затем его жену и детей. После чего также записывали даже дальних родственников.
Под цифрами 7,8,9 — писалось, когда человек исповедовался и причащался, у какого священника. Обычно в такой колонке отмечали, что были всей семьей. А в некоторых более подробных записях можно встретить упоминание и о том, сколько раз человек за год причастился и исповедовался.
В графе неисповедовавшихся — указывали причину, по которой человек этого не делал.
В конце священник ставил свою подпись:
«… К сей духовной росписи священник (имя, фамилия) руку приложил».
Помимо росписи священника на листах может иметься скрепа представителя духовного правления.
После данной таблицы шли сводная ведомость, в которой было указано столько всего дворов, сколько душ к какой социальной группе относится, сколько в приходе лиц мужского и женского пола. В конце же прилагалось заверительное объявление.
Это означало, что все из написанного, правда, без всяких приписок и укрывательства, потому что в случае обнаружения обмана составители могли понести штраф в довольно крупных размерах.
Затем уже шли подписи лиц всего церковного причта. Если на территории прихода проживали раскольники, то их записывали после итоговой сводки.
Вот пример исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год, есть раздел служилые казаки под номер N48. Здесь записана семья одного служилого казака Екима Степанова Катцына, ему 36 лет. Его жена Акилина Спиридонова 36 лет и дети Борис 16 лет, Федор — 2 лет, Иван тоже 2 лет. Видимо два мальчика родись близнецами.
Пример исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год, где есть раздел «служилые казаки» под номер N48. Здесь записана семья одного служилого казака Екима Степанова Катцына
Такая информация будет удобна для тех, кто составляет свое генеалогическое древо, именно в исповедной росписи можно узнать то, что нужно. Исповедные росписи — очень ценный источник информации для многих семей.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение