Испытание и эксперимент в чем разница
Опыт и эксперимент – что это и отличия
Опыт и эксперимент – слова, которые слышал каждый человек. Часть людей посвящает им свою дальнейшую жизнь, производя научные исследования, открывая новые направления в науке. Обычные же люди не сразу могут объяснить, чем опыт отличается от эксперимента. Для того чтобы выяснить, существуют ли между терминами отличия, потребуется провести детальное сравнение, затрагивающее основные характеристики каждого из них.
Определение понятий
Для того чтобы провести эксперимент или поставить опыт, необходимо иметь набор знаний, умений и навыков в определенном научном направлении. Здесь не достаточно только одного энтузиазма или любопытства, поскольку, как опыт, так и эксперимент базируются на уже имеющихся научных знаниях или выдвинутых гипотезах, которые нуждаются в подтверждении. Для обычного человека, далекого от научных изысканий, может показаться, что между опытом и экспериментом нет существенной разницы, но это не так. Объединяет термины то, что каждый из них имеет отношение к науке и исследованиям, но подходы к исполнению отличаются, так же как и цели, поставленные перед человеком.
Эксперимент представляет собой метод научного изыскания, познания и поиска новых путей. В ходе его проведения выделяются определенные исследовательские объекты, которые будут перенесены в особые условия. Затем происходит их погружение в искусственно или специально переделанную под них среду. За всеми происходящими после этого изменениями следят специальные люди — экспериментаторы. Основная цель проведения эксперимента – проверка существующих сведений или выдвинутой гипотезы, которая требует практического подтверждения, поиск новых доказательств и фактов по определенной научной теме.
Опыт – основной метод исследования в различных научных сферах, процесс, целенаправленное действие, направленное на решение конкретной задачи. Основная цель опыта заключается в подтверждении или опровержении имеющейся гипотезы, мнения. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, приспособления или наборы инструментов. Особенность – пространство для проведения опытов всегда ограничено.
Сравнение
Экспериментом принято называть метод исследования, осуществляемый в управляемых человеком (специалистом в данной области) условиях для подтверждения гипотезы. В процессе он активно принимает участие в происходящем, влияет на ситуацию. Опыт предполагает, что его проведение может осуществляться командой непрофессионалов. Некоторые опыты ставятся с целью обучения. Также нужно учитывать и еще одно различие между понятиями: эксперимент – научная работа, проводящаяся впервые. Необходимость ее заключается в том, чтобы найти обоснованное подтверждение гипотезе. Опыт же осуществляется для того, чтобы подтвердить, что заранее определенный результат достижим. Общим для терминов является тот факт, что люди принимают участие во всех процессах, управляют ими и при необходимости вносят коррективы в созданную среду.
Эксперимент преследует определенную заранее цель, которая является для ученого основной. Это научный способ проверки идей или мнений, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении специалиста или исследователя. Опыт может выполняться без конкретной цели. Его можно провести неожиданно. Конечный результат не определен, но примерный результат известен благодаря теоретическим сведениям по теме опыта.
Выводы
Различия между опытом и экспериментом имеются. Они не столь значительны, но оказывают влияние на ход выполнения и подготовки к работе. Их главная цель – подтверждение уже известных сведений. Люди принимают в них активное участие, не ведут простое наблюдение, но взаимодействуют с объектом, определяют его направление, среду, в которой он находится, время начала и окончания работ, этапы. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт необходим, чтобы закрепить теоретические знания практическими действиями. Эксперимент ставится 1-2 раза, опыты можно проводить неопределенно много. Цели при проведении эксперимента обозначаются заранее. Опыт же не имеет строго обозначенных задач, он осуществляется спонтанно.
Клиническое испытание и клиническое исследование: сходство и различие
Республиканский перинатальный центр, Петрозаводск, Республика Карелия
Термин «доказательная медицина», столь популярный в настоящее время, распространяется на широкий круг проблем как практической, так и научной областей медицинского знания. Это фактически новый, более строгий формализованный подход к получению, оценке и применению медицинской информации, который был озвучен еще в XIX веке, но получил мощный толчок развития лишь около десяти лет назад, благодаря невероятной скорости накопления новых данных и возможности их быстрой обработки. Первыми разделами медицинского знания, которые реально столкнулись с проблемой четкой формализации алгоритма принятия решений, были клиническая эпидемиология и клиническая фармакология. Однако вскоре другие специальности также подошли вплотную к необходимости решения подобных задач, и во многом критерии оценки и формализованные алгоритмы постановки эксперимента, выработанные при решении конкретных задач эпидемиологии и фармакологии, могли служить готовым решением аналогичных проблем в других областях медицины. Несмотря на свой малый возраст, доказательная медицина вполне достойна того, чтобы о ее целях, задачах и методах писались монографии. В наших публикациях мы затронем лишь одну небольшую проблему, а именно – поговорим о планировании научного исследования, о различных дизайнах (планах) экперимента и исследования, а также о методах обработки полученных в ходе этого исследования данных и о степени доказанности выводов, сделанных на основе полученных результатов.
Эксперимент или исследование, доказательство или поиск?
Итак, клиническое исследование и клиническое испытание – это вовсе не разные названия одного и того же процесса. Клинические исследования и клинические испытания кардинальным образом отличаются друг от друга:
целью: клиническое исследование проводится с целью получения нового знания, которое верно с некоторой (не всегда численно определенной) вероятностью, тогда как клиническое испытание призвано подтвердить или опровергнуть новое знание с вероятностью, выше заранее заданного допустимого порога;
методологией: цель клинического испытания почти однозначно определяет его дизайн, тогда как дизайн клинического исследования в значительной степени зависит от опыта и знаний исследователя;
фазой проведения: клиническое исследование, и часто не одно, всегда предшествует клиническому испытанию, так как сначала нужно что-то обнаружить, и лишь затем можно задаваться вопросом: верно это или нет.
Приведем примеры из публикаций, размещенных на нашем сайте.
1. В разделе «Анналы->Анестезиология->Анестезиология в акушерстве и гинекологии» можно найти публикацию Г.Филиповича и Е.Шифмана «Анестезия операции кесарева сечения при многоплодной беременности». По своему дизайну это исследование является ретроспективным обсервационным исследованием серий случаев с заданными параметрами, иначе говоря, это – клиническое исследование, но не испытание. Это исследование позволяет свести сложную проблему доказательства безопасности спинальной анестезии при операции КС в случае многоплодной беременности к обзору нескольких интегральных показателей и сравнению их с таковыми при общей анестезии, что и позволяет подтвердить эту гипотезу. Насколько репрезентативна выборка, по которой произведен статистический анализ? Объем ее вполне достаточен, чтобы отразить тенденции, характерные для исследуемой популяции, но рандомизация для ее выделения из генеральной совокупности не проводилась, поэтому формально она не защищена от ошибок смещения. Но насколько реально возникновение в данном исследовании таких фатальных смещений, которые бы в корне могли поменять интегральную статистическую картину? С позиции специалиста, знакомого с исследуемой проблемой, это очень маловероятно. Кроме того, данное исследование является ярким примером ситуации, когда рандомизация, в формальном ее понимании, может оказаться невозможной, поскольку как у спинальной анестезии, так и у общей анестезии имеются абсолютные противопоказания, не позволяющие произвольно относить пациенток к одной или другой группе. Данное исследование является характерным примером пилотного клинического исследования, результатом которого является гипотеза, подтвержденная с определенной степенью статистической вероятности и экспертной оценки результатов. Конечно, можно попытаться в дальнейшем провести классическое клиническое испытание данного метода в заданных условиях, но, как было указано выше, в процессе его проведения могут возникнуть непреодолимые препятствия. Всегда стоит взвесить объем трудозатрат и получаемый в результате уровень уточнения уже известных фактов. Возможно, картина и так достаточно ясна и не стоит биться за лишние тысячные в уровне значимости.
2. С характерным примером клинического испытания можно познакомиться в статье «0,2% ропивакаин и левобупивакаин обеспечивают равно эффективную эпидуральную анальгезию в родах», которая опубликована на нашем сайте в «Школе регионарной анестезии », раздел «Публикации». Отличие ее от предыдущей работы состоит, прежде всего, в методике формирования выборки данных для анализа и последовательности действий. Это испытание является рандомизированным (пациенты случайным образом включались в одну из двух групп) проспективным (сначала были поставлены цели исследования, а потом уже набирались данные) клиническим испытанием. Как отмечено в комментарии к статье подобные испытания уже проводились и ранее, и данная работа не несет новой информации, но лишь усиливает уверенность в правильности предположения о равном анальгетическом эффекте 0,2% ропивакаина и левобупивакаина в родах и уточняет некоторые детали.
Эти два примера приблизительно демонстрируют основные отличительные особенности клинического исследования и клинического испытания.
Репрезентативная выборка и генеральная совокупность.
Объединяет клинические исследования и испытания то, что обычно и в том, и в другом случае исследуемая генеральная совокупность представлена выборкой, на которой и производятся все необходимые действия. Но что такое генеральная совокупность, и почему мы имеем право экстраполировать на нее выводы, полученные в ходе исследования выборки? Генеральная совокупность – это вся популяция пациентов, которая является предметом исследования. Она может быть как очень велика, так и настолько малочисленна, что делать из нее выборку не имеет никакого смысла. В последнем случае исследуется непосредственно сама генеральная совокупность, но такие случаи крайне редки. Как правило, популяция, представляющая интерес для исследования, столь велика, что объять ее целиком в исследовании не представляется возможным, поэтому из нее делают выборку, которая является своего рода представителем этой генеральной совокупности. Насколько свойства этой выборки реально отражают (представляют) свойства всей генеральной совокупности, зависит от ее репрезентативности, т.е. представительности, иными словами, от того каким образом мы формировали выборку для исследования. Рассмотрим эти три понятия: генеральная совокупность, выборка и репрезентативность на следующем простом примере.
Допустим, мы исследуем величину массы тела в килограммах у жителей деревни Х, число которых составляет 20 человек. Поскольку нас интересуют жители только этой деревни, то генеральной совокупностью в данном случае будет все население деревни Х. В результате последовательного взвешивания всех жителей мы получили следующие значения, показанные в таблице 1 отображенные на рисунке 1.
Таблица 1. Данные всех жителей, необходимые для исследования.
Бесценный опыт: малоизвестные и секретные эксперименты над людьми
Чем отличается опыт от эксперимента — Полезные Советы
Научный прогресс на 99% обязан любознательности человека и на 1% — случайности. Опыт и эксперимент являются основными методами исследования, благодаря которым учёные находят ответы на самые трудные вопросы. И хотя в литературе данные понятия отождествляются, мы попробуем разобраться, есть ли между ними разница и насколько она существенна.Каталог конкурсов! Чем отличается опыт от эксперимента.
Что такое опыт и эксперимент
Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено. Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.
Разница между опытом и экспериментом
Таким образом, различия между указанными категориями действительно незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.
Эксперимент преследует определённую цель, которая является для учёного основной. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, а спонтанно, и перед учёным – «вилка» возможных исходов. Впрочем, обозначенная нами разница не является существенной, и данные категории вполне могут использоваться в качестве синонимов. Ведь их главная цель – активное участие в процессе, не простое наблюдение, а взаимодействие с объектом, его направление в определённое русло.
Чем отличается опыт от эксперимента
Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить её на практике. Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом. Цели. При проведении эксперимента перед учёным уже возникла определённая цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.
Возможно вам это будет интересно!
Выводы сайт
В методике проведения опыта можно выделить этапы:
1. Подготовка к опыту: подведение учащихся к необходимости узнать посредством опыта то или иное свойство, воспроизвести природное явление, выявить закономерности, понять сущность; подбор необходимого для опыта оборудования, установка его проверка.
2. Учитель до урока проделывает опыт, каким он простым бы ни казался. Многие опыты имеют определенные тонкости, без знания которых он просто не получится. Например, простой опыт, который должен доказать, что песок и глина пропускают воду по-разному, может не получиться, если глина будет сухой.
3. Проведение опыта: постановка цели и определение задачи опыта; проверка оборудования и материалов, необходимых для опыта; инструкция по технике выполнения опыта (устно, на инструкционных картах, в учебнике), определение порядка ведения опыта и наблюдений; непосредственное проведение опыта (самим учителем или учащимися); демонстрационный опыт проделывается на столике, чтобы все действия учителя учащиеся с любого места могли одинаково хорошо наблюдать и видеть результаты опыта.
4. Контроль учителя за ходом проведения опыта, коррекция, диагностика.
5. Анализ полученных результатов, формулировка выводов.
6. Связь результатов опыта с процессами в природе, жизнью человека.
Общие замечания по методике проведения опытов: 1) рассматривать выявленное свойство в связи с его возможным влиянием на те или иные стороны жизни организмов; 2) категорически отказаться от объяснительно-иллюстративного метода, мотивируя исследовательскую деятельность учащихся проблемными вопросами; 3) наблюдать механизм влияния и его последствия на конкретных примерах с участием натуральных объектов; 4) побуждать учащихся к объяснительным умозаключениям и выводам (фактически к формулировке гипотезы), поиску дополнительных подтверждений, выдвинутых предположений и выводов (фактически к подтверждению выдвинутой гипотезы).
Раскроем методику руководства мыслительной деятельностью учащихся при постановке некоторых опытов.
Изучение состава почвы.
В теме «Почва» при проведении опытов доказываем наличие в почве различных составных частей, в частности воды, органических и минеральных веществ, воздуха. Цель работы: выяснить основные свойства почвы, определить состав почвы, выявить, какие свойства почвы наиболее важны в деятельности людей.
Выполнению работы предшествует беседа о том, что такое почва. В беседе устанавливается, что плодородие — это основное свойство почвы. Плодородие — это способность
почвы обеспечивать растения всем необходимым для их роста и развития. Далее учитель ставит перед учащимися ряд проблемных вопросов. Что же содержится в почве, из чего она состоит, от чего зависит плодородие почвы?
Оборудование: стеклянные стаканы, вода, почва, спиртовка, стекло, жестяная банка. Можно придерживаться следующей последовательности: положите немного почвы на листочки бумаги, рассмотрите ее (можно использовать лупу).
Учащиеся рассматривают и почву и устанавливают, что в ней всегда можно найти мелкие камушки, части погибших растений и животных. После этого дается задание: в стакан с водой добавить почвы (обязательно с большим содержанием органических веществ) и размешать. Учащиеся наблюдают, как в стакане образуются два слоя: сверху слой органических веществ, а внизу медленно оседают песок и глина
Затем доказываем, что в почве есть воздух. С этой целью на каждую парту мы даем по стакану с водой и почву (комковатую). Учащиеся бросают по комочку почвы и наблюдают выделение пузырьков воздуха. После этого учитель предлагает отодвинуть стаканы и предупреждает, что они еще будут нужны чуть позже.
Следующая серия опытов проводится учителем демонстрационно. Учитель прокаливает почву (предварительно увлажненную), и дети наблюдают, как капельки воды конденсируют на стекло, тем самым доказывается, что в почве есть вода. Учитель продолжает прокаливать почву, чтобы сгорели органические вещества. Их наличие в почве учащиеся определяют при сгорании еще и по запаху.
Прокаленную почву учитель высыпает во второй стакан с водой и перемешивает. Учащиеся видят, что в стакане только песок и глина, сравнивают почву в двух стаканах (первом и втором). Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы:
1. В чем разница между почвой в первом и втором стаканах?
2. Что произошло с органическими веществами? 3. Как вы это узнали?
Изучение свойств воды.
По теме
«Вода в природе»
необходимы опыты и практические работы по выявлению свойств воды (три состояния воды, текучесть, растворимость, прозрачность, фильтрование), показывающие круговорот воды в природе, доказывающие, что вода при замерзании увеличивается в объеме.
Оборудование: стаканы, воронки, стеклянные палочки, колбы, стеклянная трубочка, вставленная в пробку, фильтровальная бумага, соль, сахар, спиртовка, плоское стекло, тарелка, кусочки льда.
1.Растворимые и нерастворимые в воде вещества.
Опустите в один стакан с водой немного соли, а в другой сахара. Наблюдайте за таянием веществ. Сделайте вывод. Определите свойство воды.
2.. Ознакомиться со свойством текучести воды дети могут в результате проведения следующего опыта. Возьмите два стакана, один из которых наполнен водой, блюдце. Перелейте воду из одного стакана в другой и немного в блюдце. Сделайте вывод. Определите свойство воды (вода льется, растекается). А есть ли форма у воды? Ответ на этот вопрос дети должны найти самостоятельно, переливая воду из одних предметов в другие (чашка, блюдце, пузырек, баночка и т. д.). В заключение обобщите результаты экспериментирования детей: вода меняет форму, вода принимает форму предмета, в который ее наливают.
3. Определение цвета, запаха, прозрачности воды. Представление о воде как о жидкости без запаха сформировать у детей нетрудно. Дети устанавливают, что, чистая вода ничем не пахнет. Труднее доказать, что вода не имеет вкуса. Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «соленый», «горький», «кислый». А можно ли про воду сказать, что она сладкая, соленая, горькая или кислая? В результате опыта у учащихся формируется представление о том, что чистая вода не имеет вкуса. Далее дети определяют цвет воды. Можно поставить рядом стакан воды и стакан молока. Так с помощью наглядности дети устанавливают, что чистая вода не имеет цвета — она бесцветная. С этим признаком воды непосредственно связан другой — прозрачность. Определить этот признак дети могут на практике. Приготовленные заранее карточки с рисунками дети рассматривают через стакан с водой. Учащиеся устанавливают, что чистая вода — прозрачная.
Приготовьте фильтр. Для этого возьмите лист фильтровальной бумаги, вложите ее в стеклянную воронку и всё опустите в стакан. Через приготовленные фильтры пропустите раствор соли и сахара. Исследуйте жидкость после фильтра на вкус. Наблюдайте, что будет происходить. Сравните отфильтрованную воду с неотфильтрованной.
Параллельно 2-3 группы учащихся могут наблюдать, профильтруется вода, если пропустить ее через вату или тряпочку. Вату и тряпочку хорошо смочить и вложить в воронку. Сравните, как очищается вода при пропускании ее через тряпочку, вату и фильтровальную бумагу. Сделайте вывод, какой фильтр лучше использовать для очистки воды.
5. Далее дети устанавливают, что вода расширяется при нагревании, и сжимается при охлаждении. Для этого колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опускает учитель в горячую воду. Учащиеся наблюдают, что вода поднимается. Ту же трубку опускают затем в тарелку со льдом, вода начинает опускаться. Учащие делают обобщенный вывод о свойствах воды.
Затем в беседе учитель помогает учащимся окончательно установить связь между свойствами воды и ее значением в жизни человека и в природе. Значение прозрачности для животных и растений, обитающих в воде, роль воды как растворителя для питания растений, животных, человека, для хозяйственной деятельности людей. Значение перехода воды в различные состояния для накопления ее в природе, для жизни живых организмов.
Таким образом, получают окончательное разрешение проблемные вопросы, поставленные перед детьми в начале выполнения работы.
В теме «Круговорот воды в природе»,
демонстрируя опыт, который дает представление учащимся о данном природном явлении, мы воду нагреваем в колбе или пробирке, чтобы учащиеся могли наблюдать процесс кипения воды. Капельки воды конденсируем не на дно тарелки, а на охлажденную стеклянную пластинку, что дает возможность учащимся наблюдать образование сначала капелек воды, а потом ручейков.
Тема «Свойства снега и льда».
Для чего нужно знать свойства снега и льда?
Детям необходимо знать свойства снега и льда, чтобы понять, в каких условиях в течение долгих зимних месяцев живут в окружении снега и льда зимующие живые организмы: растения и животные. Именно поэтому изучаются свойства снега и льда. Учитель должен донести до учащихся эту важную мысль в начале изучения темы.
При таком подходе каждое выявленное свойство необходимо рассматривать с точки зрения его влияния на живые организмы. Важно не только констатировать наличие того или иного свойства, записав информацию о нем в таблицу, но и необходимо исследовать, какое значение для живых организмов оно имеет.
Ход изучения снега и льда можно построить в соответствии со структурой научного познания, что позволяет развивать теоретическое мышление и формировать основы научного мировоззрения. В этом случае процесс познания включает эмпирический
этап: исследование свойств снега и льда и их влияния на живые организмы;
теоретический
этап: выработку гипотезы о возможных путях использования этих свойств и адаптации к ним; подтверждение гипотезы на практике: поиск фактов, подтверждающих гипотезу, объяснение новых фактов с использованием гипотезы.
В начале урока можно поставить проблемный вопрос: «Откуда берется снег и при каких условиях это бывает?»
При поиске ответа на вопрос желательно анализировать записи в дневниках наблюдений за погодой. Учащиеся должны прийти к выводу, что, когда температура воздуха понижается ниже 0 градусов, на землю из облаков выпадает снег. Говорят: «Осадки в виде снега». Чтобы выпал снег, должны сочетаться два условия: низкая температура и облачность, при отсутствии хотя бы одного из них снег выпасть не может. Таким образом: снег — это твердые осадки, выпадающие из облаков, отрицательная температура не приводит к немедленному появлению снега.
В ходе обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам: 1) первый тонкий лед мы можем видеть на поверхности луж, как только температура воздуха и воды в лужах опустится ниже 0 градусов; 2) лед отличается от снега тем, что имеет другое происхождение: он не выпадает из облака, а образуется из воды при ее замерзании; 3) для этого необходимы только низкая температура (ниже 0, это материал изученной ранее темы «Термометр») и наличие воды.
Для изучения свойств снега и льда
учитель раздает стаканы или другую посуду со снегом и льдом. Учитель предлагает детям отложить по небольшому кусочку льда и комочку снега на блюдце, чтобы через некоторое время понаблюдать за его состоянием. Далее следует перейти к непосредственному изучению свойств снега и льда. Для этого надо поставить целую серию опытов.
Первое необходимое свойство — цвет. Вопрос: «Какого цвета снег?» Учащиеся приводят сравнение снега и льда по цвету. Учитель спрашивает, какого цвета снег. На этот вопрос дети отвечают безошибочно: «Снег белый». Какого цвета лед? Как правило, дети не могут определить цвет льда. Его они называют белым, серым, голубым и т. д. Не стоит сразу отвергать их ответы. Надо дать возможность путем дополнительных наблюдений убедиться, что это не так. Надо показать предметы белого, серого, голубого цвета, сравнить их по цвету со льдом. Дети убеждаются в ошибочности своих выводов и определяют, что лед бесцветный. Далее следует выяснить «Оказывает ли белый цвет снега влияние на живые организмы?»
Для выяснения этого вопроса на белом фоне (белая доска, стена, большой белый лист бумаги) прикрепим листочки разного цвета, в том числе белого, и попросим учащихся ответить: листочки какого цвета менее всего заметны издали? Каким нужно быть, чтобы на белом фоне тебя было трудно заметить? (Белым.) (На белом снегу так же хорошо все видно, как на бумаге.) Значит, на белом снегу не спрятаться?
Вывод: снег белого цвета. На белом фоне темные и цветные предметы хорошо заметны, а белые — маскируются. Если нужно быть незаметным на белом снегу, лучше быть белого цвета.
На доске учитель заранее вычерчивает таблицу, в которую по мере изучения записывает свойства снега и льда.
Для определения прозрачности под комочек снега и тонкую пластинку льда учащиеся кладут цветную открытку. Они замечают, что через тонкую пластинку льда можно рассмотреть рисунок или буквы текста. Через снег этого не увидишь. Учащиеся приходят к выводу, что лед прозрачный, а снег непрозрачный. Какое это имеет значение в природе?
Вывод: снег непрозрачный, предмет под снегом не виден и может быть любого цвета. Значит, под снегом можно спрятаться.
Получить объективную информацию об отношении сотрудников к различным явлениям внутри компании и к руководству порою бывает очень не просто. Часто в этом помогает простой метод – анкетирование.
– это один из методов обратной связи с сотрудниками компании. Он представляет собой некий опрос при помощи специального бланка-анкеты.
Процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована, что позволяет сосредоточиться исключительно на намеченном предмете исследования.
Среди основных достоинств анкетирования стоит назвать:
Анкетирование делится на несколько видов:
При сплошном анкетировании
опрашиваются все сотрудники компании. Оно оправдано в тех случаях, когда необходимо узнать мнение сотрудников по стратегическим вопросам. Например, об их лояльности к руководству или к организации в целом.
проводится для получения обратной связи по какому-либо вопросу. Например, об испытанных трудностях в период адаптации в компании. При этом опрашивается лишь определенная группа сотрудников, или конкретный отдел, или конкретное подразделение.
Во время именного анкетирования
каждый работник вписывает в бланк анкеты свои личные данные, в частности, фамилию, имя и отчество. При этом он тщательно обдумывает ответы на поставленные вопросы. С одной стороны, это несомненный плюс данного вида анкетирования. С другой, существует большая доля вероятности получения недостоверных ответов. А это уже существенный минус.
дает больше открытых и правдивых высказываний, но и увеличивает число поспешных и необдуманных ответов.
проводится в присутствии представителя от его организатора в определенное время и в определенном месте.
При заочном анкетировании
бланки раздаются заранее или рассылаются по почте. Заполнить их можно в любое время в течение отведенного срока.
Выбор цели анкетирования, респондентов и содержание анкетирования
Каждая анкета вначале должна содержать обращение к респонденту с объяснениями целей анкетирования и описанием того, как надо отвечать на вопросы, а в конце благодарность за сотрудничество и предоставленную информацию.
Перед проведением анкетирования необходимо ответить на три вопроса:
Цель проведения анкетирования формулируется индивидуально в каждом конкретном случае. Это может быть:
В зависимости от поставленной цели отбираются респонденты (все сотрудники компании или часть, рабочие, служащие или руководство, новички или старожилы и т.д.).
Особое внимание необходимо уделить объему анкеты. По мнению специалистов вопросов должно быть не больше 15 и не меньше 5. В этом случае реально получить самую объективную картину о предмете исследования. А сотрудникам не придется надолго отвлекаться от своих основных обязанностей.
Порядок проведения анкетирования
Порядок проведения анкетирования всегда одинаков. Это:
Анкетирование – это нужно и важно!
Налаженная обратная связь с сотрудниками – это важная составляющая успеха деятельности любой компании. Ведь принять какое-либо управленческое решение, убедиться в его своевременности или правильности порою очень непросто без достоверной информации.
Асфальтобетон и его смеси – основное сырье при прокладке автомобильных трасс, покрытий возле аэропортов, торговых центров, жилых домов и т. д. Качество этих материалов в обязательном порядке должно соответствовать нормативным требованиям ГОСТ. Определение характеристик сырья возможно только в лабораторных условиях. Анализу подвергаются как компоненты самого асфальтобетона, так и пробы уже готовых покрытий (керны).
Чем отличается опыт от эксперимента
Научный прогресс на 99% обязан любознательности человека и на 1% — случайности. Опыт и эксперимент являются основными методами исследования, благодаря которым учёные находят ответы на самые трудные вопросы. И хотя в литературе данные понятия отождествляются, мы попробуем разобраться, есть ли между ними разница и насколько она существенна.
Определение
Опыт – основной метод исследования, научный процесс, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.
Эксперимент – метод исследования, осуществляемый в управляемых условиях для подтверждения гипотезы. Экспериментатор активно взаимодействует с объектом и направляет его, что отличает данный процесс от наблюдения.
Сравнение
Таким образом, различия между указанными категориями действительно незначительны. Эксперимент проводится впервые, он призван подтвердить гипотезу, а опыт выполняется с заранее определённым результатом. И тот, и другой процесс протекает в управляемых условиях, при активном взаимодействии с объектом исследования.
Эксперимент преследует определённую цель, которая является для учёного основной. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя. Опыт может выполняться без какой-то конкретной цели, а спонтанно, и перед учёным – «вилка» возможных исходов.
Впрочем, обозначенная нами разница не является существенной, и данные категории вполне могут использоваться в качестве синонимов. Ведь их главная цель – активное участие в процессе, не простое наблюдение, а взаимодействие с объектом, его направление в определённое русло.
Выводы TheDifference.ru
Американское поле экспериментов
Исследователи радиации в разные годы лечили радиевыми стержнями аденоиды, а инъекциями плутония — рак желудка (диагнозы были сфабрикованы), поили будущих матерей солями радиоактивного железа под видом витаминного напитка, взрывали ядерные бомбы в Неваде и на Маршалловых островах, воздействовали на беременных женщин радиоактивным йодом, кормили им же грудничков.
Опыты и эксперименты
Дети обожают опыты и эксперименты, ведь так происходит прикосновение к неизведанному чуду, практически к волшебству. Экспериментировать мы стали со старшей дочкой, когда ей было годика 4, с младшей — еще раньше. А помогают мне организовать детские эксперименты замечательные книжки, о которых я сейчас и расскажу.
Научные эксперименты
Эксперименты для детей
Это самая первая книжка которая подвигла нас со старшей дочкой изучать науку.
Наши опыты и эксперименты. Дубль 1.
О нескольких опытах и экспериментах по этой книге я писала в статье «Интересные эксперименты для детей» (там я рассказывала о скачущих и светящихся яйцах, а также о гибких костях).
Предлагаю Вам сегодня провести с нами один веселый эксперимент по материалам книжки «Научные эксперименты».
Опыт: Едим как динозавры и трогаем кожу динозавров
Ученые рассказывают о том, что растительноядные динозавры глотали камни. Зачем?
Полезный крысиный совет: Никогда не глотайте камни, а то вымрете так же, как и динозавры.
Ход эксперимента:
1. Кладем в миску листья.
2. Измельчаем листья ножницами.
3. Добавляем 1/4 ч.л. воды.
4. Берем камни и растираем между ними листья.
Что происходит?
Вода зеленеет. Тоже самое происходило в желудке у динозавров (например, у брахиозавров). Проглоченные камни помогали динозавру переваривать листья.
Прикосновение к коже динозавров: наш опыт
Можно ли потрогать кожу динозавра, если динозавры давно вымерли? Можно!
Для этого нужно потрогать свой ноготь. Твердое вещество, из которого состоят ногти, называется кератин. Чешуйки динозавра состояли из точно такого же вещества.
Плюсы книги «Научные эксперименты»:
Минусы книги «Научные эксперименты»:
Я нашла только один минус. В книжке все картинки черно-белого цвета, поэтому дошколята будут экспериментировать только со взрослыми. Но может это и хорошо?
Эксперименты профессора Николя
Эту книжку мы купили после того, как побывали на «Сумасшедшем шоу профессора Николя» в Казани. От шоу были в восторге все (у нас есть подтверждающий ролик).
Книжные эксперименты от профессора Николя оказались великолепны — мы их провели очень много. Подробности читайте-смотрите в статье «Шоу профессора Николя«.
Здесь покажу только один очень эффектный эксперимент от реально «сумашедшего»